Сходное настроение господствовало и в других епархиях Православной Российской Церкви. Это подтверждают обращения духовенства и мирян в центральные и местные органы власти, подкрепленные специальными постановлениями, которые были отправлены, например, из Тверской епархии по поводу экспроприации зданий архиерейского дома и духовных учебных заведений II 1.44.1-II 1.44.3, III.44.5). Оказавшийся в такой же ситуации вступивший в управление Нижегородский епархией архиепископ Евдоким (Мещерский) потребовал от местного губисполкома возвратить назад архиерейский дом для размещения в нем епархиальных учреждений III.106). Противодействовал этот архиерей, согласно сведениям VIII отдела НКЮ, отъему здания бывшей духовной консистории и на занимаемой им ранее Костромской кафедре IV.46). Еще до появления Инструкции от 30 августа 1918 г. и особенно после ее издания все несогласные с закрытием домовых церквей, в первую очередь прихожане, стали подавать прошения о сохранении таковых в ранге приходских III.13, III.44.5, III.82 и приложение 2, III.96 и приложение 1,2). Весьма любопытны здесь материалы, связанные с попытками ученых и преподавателей МГУ перевести по благословению Патриарха Тихона домовую Татианинскую церковь в разряд приходских или сохранить ее в неприкосновенности как исторический памятник III.66, II 1.67, III.68, III.107). Как показывают публикуемые документы, проблема домовых церквей волновала и провинциальных служащих тюремного и больничного ведомств III.34, III.39, VI. 16). В сборнике напечатаны документы с протестами в СНК против незаконного наложения огромных по своему размеру контрибуций и налогов на духовенство Московской, Новгородской, Костромской, Тверской, Тамбовской епархий, в том числе на такого видного иерарха Православной Российской Церкви, как митрополит Арсений (Стадницкий) . Чаще других здесь ходатаем выступал уже неоднократно упомянутый член Священного Собора, профессор Н.Д. Кузнецов , именно ему присылало свои просьбы пострадавшее духовенство III.35.I–III.35.4, VI.19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каллиник II (в третий раз) Мустафа II (1695) Гавриил III Ахмет III (1703) Неофит II (неутверждённый двором) Киприан Афанасий V Кирилл IV Киприан (во второй раз, 4 месяца) Косма III Иеремия III Каллиник III (без вести пропавший) Паисий Магомет V или Махмут (1730) Иеремия III (во второй раз) Серафим I (10 месяцев) Неофит VI Паисий II (во второй раз) Неофит VI (во второй раз) Паисий II (в третий раз) Кирилл V Паисий II (в четвёртый раз) Кирилл V (во второй раз) Осман III (1754) Каллиник III (6 месяцев и 8 дней) Мустафа III Серафим II Иоанникий III Самуил I Мелетий II Феодосий II Самуил I (во второй раз) Софроний II Абдул-Гамид I Гавриил IV Прокопий Неофит VII Селим III (1790) Герасим III Григорий V (Пелопонесский) Неофит VII (во второй раз) Каллиник V Григорий V (во второй раз) Мустафа IV (1807) Каллиник V (во второй раз) Махмут II Иеремия IV Кирилл VI Григорий V (в третий раз) Евгений I Освобожден. Эллинов. 25 марта Анфим III Хрисанф Агафангелл Константий I Константий II Григорий VI Абдул-Меджит-Хан (1839) Анфим IV из Ефеса Анфим V Византийский Макарий Кирилл VII Иоаким II Абдул-Азис-Хан (1861) II. Иерархия Русской Церкви Киевская кафедра Митрополия Киевская и всея России установлена в 988 году в Киеве; в 991 году кафедра перенесена в Переяслав, в 1035 году возвращена в Киев, в 1299 году перенесена во Владимир-на-Клязьму и, наконец, в 1325 в Москву. С половины XIV века, вследствие стремления южно-русских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на 2 и более митрополии. В 1458 году установилось окончательное разделение Всероссийской митрополии на северо-восточную, или Киево-Московскую, и юго-западную, или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться «Московскими и всея России» (с 1461 года). Прежний титул «Киевских и всея России» перешёл к митрополитам юго-западной Руси, которые утвердили свою кафедру в Вильне. В 1595 Киевская митрополия отпала в унию; в 1620 году восстановлена в Киеве; в 1686 году была присоединена к Московскому патриаршеству.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Повесть о болезни и смерти Василия III Подготовка текста, перевод и комментарии Н. С. Демковой В ночь на 4 декабря 1533 г. умер Василий III (р. 26 марта 1479 г.), великий князь московский и государь «всея Руси», сын Ивана III и византийской принцессы Софьи Палеолог. Василий III умер в зените своей государственной деятельности, добившись многого из того, что было задумано. Границы расширенного государства, в состав которого при нем вошли древние русские земли – Псков, Рязань, Смоленск (вслед за Новгородом и Тверью, введенными в состав Московской Руси Иваном III), были хорошо укреплены; на востоке – продолжалась настойчивая деятельность – военная и дипломатическая – по подчинению Казанского царства; на западе – укреплялись позиции Москвы в отношениях с княжеством Литовским и королевством Польским. Церковь была подчинена воле великого князя, она стала послушным орудием укрепляющегося самодержавия. Василий III как рачительный хозяин настойчиво и неустанно строит здание централизованного государства, начатое его отцом, и как символы его деятельности вырастают в Кремле два строения: каменный великокняжеский дворец и Архангельский собор, который по воле Ивана III и Василия III становится усыпальницей всех московских князей. Решены, наконец, проблемы престолонаследия: растут сыновья Василия от второго брака с Еленой Глинской – Иван и Юрий. Атмосфера ликования и радости ощутима даже в текстах официальных летописей, описывающих эту пору свершений замыслов Василия III: сообщения о пирах Василия напоминают об эпических временах Владимира Киевского. Болезнь Василия III была внезапной, страдания мучительны и долги. Рассказ «Повести» о болезни и смерти Василия III звучит диссонансом к мажорным описаниям его деятельности в русских летописях. «Повесть о болезни и смерти Василия III» хорошо известна в исторической науке: она неоднократно пересказывалась историками (см., напр., «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина или «Историю России» С. М. Соловьева ), ей посвящены специальные исследования А. Е. Преснякова, И. И. Смирнова, М. Н. Тихомирова, А. А. Зимина, С. А. Морозова, изучавших духовное завещание Василия III и обстоятельства политической борьбы 1530–1540-х гг. Значительно меньше внимания уделяли «Повести» историки литературы (как литературный памятник «Повесть» лишь кратко рассмотрена Я. С. Лурье в кн.: «Истоки русской беллетристики». Л., 1970, с. 437–438), хотя художественное значение «Повести» несомненно. Выразительные детали и драматизм повествования, острота самой ситуации, изображенной в «Повести», привлекли внимание такого мастера психологической прозы, как В. Ф. Панова: на материале «Повести» ею создана историческая повесть «Кто умирает» (Панова В. Ф. Лики на заре. М.; Л., 1969).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

260 III. С. 391. Ср. в Летописи (IV. Отд. 2. С. 160). Аналогичное у Стефана Яворского (Викторияльные слова. Тр. К.Д. А. 1874. 6 . С. 111–112): «Рачительница и искательница истины, философия научает, яко всякая противная вещь при вещи противной бывает явственнейша». 268 «В нынешний год Церковь святая неделю по сошествии Святаго Духа двадесять третию, о легеоне бесовстем Евангелие имеющую, с собором св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных вкупе в един день случает» (III. С. 580). Ср. также III. С. 196; III. С. 440 и др. 283 Так Песн.1:7 (II. С. 85); 1:8 (=2:13) (III. С. 157 и С. 163); 4:4 (III. С. 163:298); 4:5 (III. С. 299); 4:7 (III. С. 299); 6:3 (III. С. 167); 7:4 (III. С. 298); 8:10 (III. С. 291:297). Ср. в особенности всю проповедь на текст 8:10 (Аз стена и сосца моя яко столп) – III. С. 291–310. 297 Совершенно то же, например, у преп. Макария Египетского : сердце – гроб, в котором погребены и помыслы и ум, объятые тяжелой тьмою. И Господь, «отвалив лежащий на душе тяжелый камень, отверзает гроб, воскрешает подлинно мертвую душу, освобождает заключенную в лишенной всякого света темнице» (Слово 7. Гл. 1). 311 II. С. 126. У Фомы Млодзяновского, вдохновлявшего свт. Димитрия, читаем о грешниках ада: «Это уже не тела, но проклятые обгорелые трупы: волосы покрывают всю голову, подобно мелким искрам, самая голова уже не голова, а обгоревшая головешка; эти вытаращенные глазища плачут, из горла вылетает пламень; все тело обратилось в горящий кустарник; бесстыдная шея покрыта раскаленными угольями... руки твои, которыми ты оскорблял Господа Бога твоего, и эти пять пальцев, и другие пять пальцев сделаются горящими свечами, из которых будет капать твоя кровь, смешанная с пламенем» (Мацеевич Л. Фома Млодзяновский//Труды Киевской Духовной Академии. 1870. С. 221). Ср. рассказ об омерзении демонов к блуду и восклицание свт. Димитрия «О нечистото плотская похотная, скаредная, паче пса, червия сквернейшая, и паче всех нечистот нечистейшая!» (III. С. 209) с восклицанием Фомы Млодзяновского: «О гадость, отвратительная больше пса изъеденного червями, больше всех человеческих рвот и извержений, больше всех сгнивших трупов! О гадость, которой сам диавол гнушается!» (Мацеевич Л. Цит. соч. С. 226).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так сердечно, так задушевно взывал и взывает ко всей Руси православной г-н управляющий делами комитета министров и Сибирского. «Из сердца источники жизни!» Да. Устроение многочисленных храмов и школ христианских послужит к возрождению мрачной Сибири для жизни светлой. Оно послужит к торжеству в ней православного русского благовестничества и к поражению всех вражеских сил шаманства, буддоламаизма, мохамеданства и всех прочих лжеучений, противных истинному Богу и православному русскому Царю. Сердечным единодушием Царя с миллионами сердец благочестивых русских граждан дана будет Сибири жизнь истины и света Христовых… а тысячи Сибирских храмов и школ, неразрывно связанные по воле царствующего Государя императора с именем Императора Александра III, составят собою самый величественный и вечный памятник, воздвигнутый сердцами россиян Царю-Миротворцу. Апрель 1900. 2 Собственноручно благоугодно было начертать его императорскому Величеству. Полож. церковн. строительства по Сибирск. железн. Дороги. Издание 1898г., стр. 5. 5 Издание государственной типографии 1900 г. имеет 104 страницы и 10 фототипий, построенных храмов и школ. 10 Положение и т.д. изд. 1900 г., стр. 3, 4, 5. Крупные пожертвования в прежние годы получены были от: Иоанна Ильича Сергеева 25 тыс.; действ. с. с. М. Петрова 33 тыс.; Московских купцов Баевых 91 тыс.; пот. и. г. Колесникова 11 тыс.; купца А.И. Новикова 30 тыс.; Ж.Г.М.Е. И. Кукель 20 тыс.; неизвестный в честь Воскресения Христова 39 тыс.; Т.С. Терещенко 11 тыс.; от губерний и уездных Казначейств 11 тыс.; неизвестный в память Императора Александра III 42 тыс.; кн. А.А. Друцкой-Сокольницкой 20 тыс.; вд. д. с. с. Е.К. Ермаковой 20 тыс.; и мелких пожертвований от рубля всего 111 тыс. много лиц пожертвовало по 3 тысячи рублей, цифрой которых было сначала нормировано построение одной церкви. (положение и т.д. изд. 1900 г., стр. 77–98). 14 Примечание. Большая часть этой суммы уже отослана, чтобы с началом весны можно было приступить к работам. Так, что собственно говоря, наличных средств в фонде на производство дальнейших необходимых работ по церковному строительству Сибири почти совсем ничего не осталось!.. (Положение из. 1900 г., стр. 104).

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

На Западе в течение второго иконоборческого периода Римские папы Пасхалий I и Григорий IV продолжали защищать и распространять иконы. В 835 г., т.е. во время преследований императора Феофила, Григорий IV постановил, чтобы празднование всех святых, установленное Григорием III, праздновалось 1 ноября, и притом всем христианским миром. Вообще можно сказать, что жестокость и преследования иконоборцев вызвали на Западе, не только в Риме, но и в других странах, как, например, во Франции, особенно сильное почитание святых и их мощей. Именно в эпоху иконоборчества мощи многих святых были перевезены во Францию (например, мощи св.Вита в 751 г., св. Севастиана в 826, св. Елены в 840) . Римская Церковь, как мы видим, не поддалась искушению иконоборчества. Наоборот, она пребыла твердой в почитании икон, святых и их мощей. Примечания . См. Сюзюмов М. Историография иконоборчества.//Византийский временник. 1963, XXII, с. 199-226. .Острогорский Г. Ober die vermeintliche Reformtatigkeit der Isaurer//Byzantinische Zeitschrift 30, 1929-1930, p. 394-395. Согласно некоторым историкам, Лев III решил упразднить почитание икон, чтобы устранить одно из главных препятствий, мешавших объединению христиан, иудеев и магометан, и таким образом облегчить их подчинение империи; другие считают, что он хотел освободить народ от влияния Церкви, которая пользовалась иконами как могучим средством подчинения. Некоторые полагают, что император хотел отобрать у духовенства дело просвещения (см.: Васильев А. История Византийской империи. Париж, 1932, т. 1, с. 384-385 [по-французски]) или что большое количество необычайно богатых монастырей, которыми обладала Церковь, было невыгодным для государства. Множество людей, уходивших в монастыри, было потеряно для земледелия, для армии и для государственной гражданской службы (см. Diehl Ch. Histoire de I " Empire byzantin. Paris, 1934, p. 71). Достаточно напомнить, что количество монахов в Византийской империи исчислялось в то время цифрой около 100 000. Для сравнения укажем, что в России в начале настоящего столетия было всего 40 000 монахов и монахинь при общей цифре населения, значительно превосходящей население Византийской империи (см. Васильев А. Указ.соч., с. 340).

http://sedmitza.ru/lib/text/440341/

Точно держась такого образа мыслей, мы постановляем, чтобы никто не смел приводить в движение язык свой против икон, ни за иконы; но пусть пропадет и сгинет собор Тарасия так же, как и собор Константина или недавно собранный при Льве, и пусть глубокое молчание будет правилом во всем, что напоминает об иконах». (См. Труды проф. Васильевского, III т. Изд. Академии Наук, с. 81–82). 101 Acta SS. Nov. II, 372. Житие прп. Иоанникия Великого, написанное Саввой. Восстановление Православия, по предсказанию преподобного Иоанникия Великого исполнилось после 6,5 лет безбожия Льва, 8 лет и 9 месяцев равнодушия Михаила (κα κτ πρ ννα μησ το Μιχαλ χλιαρτητο) и т. д. Царствование Михаила трактуется как κατστασι το χλιαρο или μετρα θερμτη; вернее, применительно к 16 стиху III главы Апокалипсиса Иоанна Богослова: οτω τι χλιαρ ε κα οτε ζεστ, οτε ψυχρ…, т. е. состояние теплохладности… 102 Малое житие. Гл. V. С. 5: να ερομρτυρο… ντπα το Θεου πλησον πρχοντι το γ. Μωκου. Место пребывания Иосифа и Григория Декаполита в столице до обнародования Малого жития Феофана было точно неизвестно, так как малоопределенно было положение храма священномученика Антипы. Почему такие осторожные исследователи, как Du-Cange и его последователи, не указывали точной его топографии? Du-Cange в своем капитальном и, можно сказать, единственном труде «Constantinopolis Christ…» lib. IV, на с. 80–97 (по Венец. изд. 1729) под цифрой 9 на основании жития преподобного Иосифа отмечает храм св. Антипы и говорит, что он в 12 году царствования Василия Македонянина был разрушен от землетрясения, как видно под 9 декабря Минеи из жития прп. Стефана Константинопольского (το νεολαμπο το ν τ γ ντπα κειμνου. Idem. Morcelli. Μηνολγιον τν εαγγελων ορταστικν, sive Kalendarium Ecclesiae Constantinopol. Vol. II, p.86, изд. Romae. 1788). Но Мануил Гедеон сообщает некоторые дополнения, вносящие путаницу. На 90 с. своего «Βυζ. ορτολγιον» он говорит, что храм во имя св. Антипы, как видно из жития Иосифа Песнописца, был в Константинополе, в IX веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1545 Если во II в. массовые избиения христиан выражались не более, как цифрой 40 (Лион 177 г.) то в III в. и особенно при Диоклитиане мучеников были тысячи; величина цифры здесь поэтому не внушает сомнения, как и частое повторение некоторых имен (Феликс 118 раз, Сатурнин 87 и т.д.), а также странность иных имен (Manira, Jtercola, Barbalabia); надо иметь в виду привычку римлян не стесняться в прозвищах рабам. 1546 Арх. Сергий , Полн. месяц. вост. I, 58—61. 1547 Ныне Парих. Национ библ. Описан Kellner " ом Heort. 213—215 по Morin " y Amecdota Maredsolana, Par. 1893, I. У арх. Сергия не упомянут. 1548 Из других месяцесловов на Западе в этот период известны 1) изданный Аллянцием (De eccl. lccident фейгу lrient. perpetua consensione, R. 1648, p. 1487) из Бравиария Ватик. библ. VIII в.; из 84 памятей половина есть у нас; некоторые памяти в те числа, как у нас, а не как ныне у р.-католиков; нет Преображения и Введения; не все апостолы; 12 мар. – 14 апр. нет свв. 2) Календарь в Сакраментарии , приписываемом Григорию В., VII-VIII в.; сходен с предшествующим, но некоторых памятей не достает, некоторые новые; все апостолы. 3) Галликанский : позднейшая память св. Григория Великого (†604), памяти на все дни, но 16 авг. – дек. деффект. 4) протисия, еп. Безансонского † 625 г.; сходен с Сакраментарием Григория; в мр. только 5 памятей; другою рукою внесены позднейшие памяти, напр. Карла В. – Кроме того появился целый ряд сокращений Иерогимова месяцеслова. Таким сокращением был прежде всего мартиролог Беды († 735 г.), знаменитого английского писателя-монаха, «который, старался тщательно отмечать, каким родом мучения и при каком судии мученики победили мир», посему оставил на каждый день из Иер. мартирол. по одному, два святых, а некоторые дни и без памятей. Впрочем март. Беды дошел до нас только в дополненном ок. 830 г. Флором Дрепанием , каноником Лионского диоцеза, виде; в этом последнем тоже памяти не на все дни. Последний мартир. переработали (переставлены памяти) и немного дополнили: в Трирском диоцезе Вандельберт ок. 848 г., в Майнце архиеп. Рабан Мавр в середине IX в. памяти на все дни), в Лионе ок. 858 г. Адон впоследствии архиеп. Вьенский (есть очень обширные сказания о свв., начинается 25 дек.), Узуард бенедиктинец близ Парижа ок. 8585 г. и Ноткер в Швейцарии ок. 894 г. ( Арх. Сергий , Полн. мес. вост. I, 62—73.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Прежде всего были проанализированы тексты, включенные в те двенадцать томов дониконовских миней, которые находятся в моленной бывшего Спасо-Троицкого старообрядческого монастыря в Войнове. Далее в тексте они будут обозначаться как «Войновские Минеи», или – сокращенно – ВМ. В приложениях к каждой Минее месячной помещено по 97 полных текстов, кроме августовской и ноябрьской книг, где находится по 82 текста (без учета одних и тех же текстов, которые употреблялись в различных службах в разные дни недели и не печатались целиком, а указанием на несколько первых слов). Книги использовались в ходе ежедневных служб обитательницами монастыря, о чем свидетельствует большое количество закладок в виде кусочков материала, листков из календаря и открыток. По всей вероятности, минеи появились в Войнове после приезда Елены Петровны Дикопольской, владелицы монастырских имений и игуменьи. Две книги были подарены землячкой Дикопольской, миллионершей Екатериной Васильевной Челышевой: запись об этом сделана рукой матушки-игуменьи. Войновские Служебные минеи не составляют единого круга: книги были напечатаны в разное время и относятся к разным комплектам. В представленной ниже таблице книги расположены по порядку в соответствии с годом издания. Как указано в таблице, минеи на май и июнь относятся к кругу т.н. «филаретовских» миней, большинство томов: январская, мартовская, декабрьская, ноябрьская, февральская, августовская, апрельская и июльская Минеи, входят в круг «иосифовских», и два тома стоят особняком: это один из четырех томов, напечатанных Иваном Тимофеевым Андрониковым в 1609 г., и Минея служебная на месяц сентябрь Василия Бурцова 1636 г. Результаты исследования позволяют предположить определенную хронологическую закономерность внесения в анализируемые тексты ряда поправок, о чем будет сказано ниже. В тексте статьи ссылки и цитаты на «Войновские» Минеи даются с указанием римской цифрой месяца и листа. Таблица 1. Издания «Войновских» Миней в хронологическом порядке Службы на месяц Место печати (печатник) Год издания (имена царя и патриарха) октябрь (IX) (7118) 1609; Василий, Гермоген май (V) Москва, Печатный двор (7135) 1627; Михаил, Филарет июнь (VI) Москва, Печатный двор (7135/6) 1627/8; Михаил, Филарет сентябрь (IX) Василий Федоров Бурцов (7144) 1635; Михаил, Иоасаф январь (I) Москва, Печатный двор (7152) 1644; Михаил, Иосиф март (III) Москва, Печатный двор (7153) 1645; Михаил, Иосиф декабрь (XII) Москва, Печатный двор (7153) 1645; Михаил, Иосиф ноябрь (XI) Москва, Печатный двор (7154) 1646; Алексей, Иосиф февраль (II) Москва, Печатный двор (7154) 1646; Алексей, Иосиф август (VIII) Москва, Печатный двор (7154) 1646; Алексей, Иосиф апрель (IV) Москва, Печатный двор (7153/54) 1646; Алексей, Иосиф июль (VIII) Москва, Печатный двор (7154) 1646; Алексей, Иосиф Тексты богородичнов из указанных выше книг сопоставлялись с опубликованными после реформы в разных книгах служебных Миней выборочно: например, из Минеи 1666 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Женившись на греческой царевне, которая была последней представительницей греческого царского рода, Иоанн III делался как бы естественным наследником греческих царей. На этом основании он соединил древний герб московский (св. великом. Георгия Победоносца, поражающего копьем змия) с гербом византийского царства (черного орла с двумя головами, обращенными в противоположные стороны). Этим самым Иоанн III как бы всем открыто показал, что он действительно наследник греческих царей. Соответственно такому своему положению, Иоанн III окружил себя особенным блеском, пышностью и великолепием. К князьям и боярам он теперь стал относиться еще более горделиво, чем его предшественники и сам он прежде. Сама София Палеолог, как женщина умная и сравнительно образованная, имела большое влияние на своего мужа. Она, разумеется, говорила своему мужу о тех широких сношениях с другими народами, какие имела ее родина – Греция, покоренная турками, передавала ему также о красоте и великолепии разоренного турками Царьграда. Иоанн III со времени своей женитьбы на Софии Палеолог завязывает сношения с другими образованными государствами. Эти сношения существовали у нас раньше, напр., при Ярославе Мудром, но, после завоевания Руси татарами, они прекратились. Иоанн III первый из московских князей возобновляет их, после чего они уже не прекращались у нас. Иоанн III начал украшать свою столицу – Москву, каменными зданиями. Из Италии он выписывал разных мастеров и художников. Один из них (Аристотель Фиоравенти) построил величественный храм во имя Успения Богоматери на месте пришедшего в совершенную ветхость храма, построенного еще при Иоанне Калите. При Иоанне же III были построены в Москве – в Кремле Архангельский (на месте прежней обветшавшей церкви) и Благовещенский соборы. Все они существуют и доселе. При Иоанне III московский Кремль был обнесен каменною стеною с башнями и воротами. Иоанн III выстроил и для себя каменный дворец и при нем особенную каменную палату для торжественных собраний и приемов иноземных послов. Эта палата, построенная итальянскими мастерами, существует и теперь под именем «Грановитой». Иоанн III выписывал в Москву из чужих стран мастеров не только по строительному, но и по другим искусствам: рудников, серебреников, пушкарей, лекарей, музыкантов и др. Так при Иоанне III украшалась Москва и возвышалась в глазах не только своих русских людей, но и других народов. Иоанн III собрал все вместе русские законы и издал их в одном сборнике под названием «Судебника». Изданием Судебника вводилось единство в судопроизводство и управление русским государством, собравшимся около Москвы. К сожалению, на характере Судебника Uoahha III отразилось влияние татарского ига, тяготевшего над русским народом в течение двух веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010