769 Мейерберг, Чт. О. И, и Др. 1873, III, 101. В извинение этих верующих надо принять в рассчет то, что тайна исповеди, как нам известно, сплошь и рядом нарушалась, и сознаться в наиболее дозорных грехах духовнику было в древности у нас довольно рискованно. 770 Р. И. Б. VI, 410;Пам. стар. рус. литер. IV, 187. «А по правилам и за един год чужъ христианства, аще не исповедается», писал муромский архим. Антоний в челобитной царю Алексею. Субботин, Материалы, VIII, 130. 771 Кирика, ст. 52. В Заповеди ко исповедающимся то же постановление выражено в положительной форме: «Аще кто, покаявся, умрет, пети над ним в ризах в сорокоустье». Тексты, XIX, 72. 779 А. Э. IV, 321, 155, стр. 481–482 и 206. Временник О. И. и Др. P. XI, 31. Уставная грамота патр. Адриана, ст. 9. 781 Субботин, Материалы, II, 5–34. Ниже это издание цитируем, обозначая только том (римской цифрой) и страницу (арабской). 784 I, 28–31. Так понимает текст письма Ивана Данилова преосв. Макарий, История, XII, 133, и это, кажется, правильно. Проф. Бороздин считает 40 чел. Подписавшимися под челобитной и кроме того 33 человека, пойманных с Аввакумом. По Виногр. Росс,–60 человек. Протопоп Аввакум 2 , 139. 788 Послания изданы проф. Бороздиным, Протопоп Аввакум 2 прилож., 4–6. Их полное заглавие „Список с отписок детей духовных отца Иоанна: Савина, Григория, Андрея, Герасима Плещеевых, ихже писаша от жалости ко отцу Иоанну в Каменский монастырь, слово в слово». 790 Указанные слова из Книги о вере разумел Неронов, когда передавал свое известное видение постом 1653 г. «Иоанне, дерзай и не убойся до смерти: подобает ти укрепити царя о имени Моем, да не постраждет здесь Русия, якоже и юниты». I, 99 – 100; ср. прим.; см. также 150 стр. 791 I, 64–65; ср. 66–67,150. Правда, перечень «новшеств» у Плещеевых не полон, почему-то они пропускают троеперстие, против которого вооружался Неронов (I, 54, 72), опускают вопрос об аллилуи. 792 Кроме того из Вологды в июле 1655 г. Неронов шлет Послание всей братии, рядом текстов из писания ободряя ее на борьбу. I, 119–123.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

п. Упоминание о могиле какого-то митрополита Афанасия близ Мугара в местности Гуаль (f. 6 v.) имеет интерес и должно быть отмечено. Отсутствие Афанасия в известных пока списках митрополитов не может само по себе служить доказательством неправдоподобности сообщения. Списки эти для более древних времен недостоверны, особенно обозначенной у Гвиди цифрой II 60 . Помещенный у него на первом месте (I) более надежен, так как составлен на основании бывших доступными автору сведений о гробницах иерархов и не стремится дать полный их перечень. Гробницы, как оказывается, рассеяны по всей Абиссинии, и ничего нет удивительного в том, что составителю осталось неизвестной гробница Афанасия, находящаяся на самом юге страны. Нам представляется возможным видеть в этом данном житии одно из таких преданий, какие были источником для составителя списка I. – Заслуживает внимания также известие о почитании гробниц царей-просветителей в Аксуне (f. 184 v.). Такова историческая сторона жития. Не менее, если не более интереса его литературная форма. Такла-Хаврьят всю жизнь проводит в странствиях по монастырям, пустыням и святым местам Эфиопии. Он посещает и отдельных отшельников, и их сонмы, ищет подвижников и встречает пустынников и пустынниц, беседует с ними, созерцает их чудеса. Все это напоминает коптскую монашескую литературу скитского типа, наиболее типичными представителями которого являются известные жития Онуфрия, Павла Фивейского и изданное нами – Кира 61 . И здесь не обходится без «Синодоса» – святой посещает подвижников, следуя его велению. Указанные агиологические произведения все имеются в эфиопском переводе, были достаточно распространены, и влияние их на эфиопского агиобиографа вполне естественно. 3 Возможно, что здесь описка вм. Bud – тогда придется перевести «огонь от bud» – огонь, зажженный волхвами «буда» 4 Т.е. в страстную седьмицу, когда богослужебные книги заменяются (особенно в первые три дня и великий пяток) книгой «Gebra Hemmt» 5 Египетский подвижник, житие которого пользуется большим распространением в Абиссинии (напр. От. 694, 702, 711 Брит. Муз.). Особенно любят рассказывать о том, будто Авив-Була бросился с дерева на мечи, ревнуя о распятии Спасителя. Картина, изображающая этот «подвиг», принадлежащая кисти художника Илии, имеется в Азиатском Музее Академии Наук. См. Наше описание «Эфиопские рукописи в Петербурге», стр. 101 и табл. III, 2

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

е. икон, и подсвечников с точной цифрой свечей). Службу совершал Mr. Бьерринг в интересном восточном одеянии и высокой цилиндрической войлочной шапке (это такой-то показалась репортеру обыкновенная камилавка). Псалмист хорошо исполнял оригинальные восточные гимны. Но самою выдающеюся чертой богослужения было то, что оно совершалось на славянском языке или местном наречии русского народа (?). Небольшая речь на английском языке, сказанная почтенным Бьеррингом, была заключением службы. (Извлечение из проповеди). Собрание обменялось сердечными поздравлениями и желало друг другу «веселого Кристмаса» по истинно русскому обычаю». Все праздничное богослужение имело для православных великое нравственно живительное значение. С какою силою отзываются родные православно церковные звуки в православно русской душе, заброшенной за моря-океаны, выказалось во время этой обедни. Богомольцы, в большинстве простые русские люди из матросов, внимательно слушали церковное пение и молча клали поклоны. Но вот псалмист запел всем известный и всем родной по воспоминаниям рождественский тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш», и сразу, как бы по мановению волшебного жезла, целый хор простых русских голосов среди церкви подхватил родную песнь... Воспоминания о родине, которыми после обедни тут же делились между собой эти простые русские люди, сопровождались у многих слезами. О родина, родина. Что милее тебя?.. III. Карнавал и пост Князь плоти и князь духа. – Черты религиозности. – Благородный порыв благотворения. – Царственная жертва газеты. – Сила настойчивости. Если бы какая-нибудь волшебная сила мгновенно сняла крыши с домов столицы американского материка в течении первых десяти дней февраля нового стиля, то глазам наблюдателя с высоты птичьего полета представилась бы интересная картина поголовно пляшущего города. Это дни так называемого карнавала, дни высшего веселья и непрерывных удовольствий. Балы один за другим возвещаются и рекламами, и шутовскими каретами, разъезжающими по улицам с флагами, бубенчиками и фантастически разряженными ездоками.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Для ознакомления с содержанием книги в рукописях, разделяемых на главы ( κεφλαια), пред этими главами помещаются обозначения содержания каждой главы ( ττλα, αργυμεντα). Главы разделяются на части ( ποδιαιρσεις) или отделы, а эти последние на стихи ( κλα, στχοι). По числу стихов и определялись величина книги и ее продажная цена. Эта обработка текста обыкновенно приписывается епископу Сардинскому Евфалию (VII в.), но на самом деле все эти деления имели место гораздо раньше. Для истолковательных целей Аммоний (III в.) к тексту Евангелия Матфея присоединил параллельные места из других Евангелий. Евсевий Кесарийский (IV в.) составил десять канонов или параллельных таблиц, на первой из которых помещались обозначения разделов из Евангелия, общих всем четырем евангелистам, на второй – обозначения (числами) – общих трем и т.д. до десятого, где указаны рассказы, содержащиеся только у одного евангелиста. В тексте же Евангелия отмечено было красной цифрой, к какому канону относится тот или другой раздел. Наше настоящее деление текста на главы было сделано сначала англичанином Стефаном Лангтоном (в XIII в.), а разделение на стихи – Робертом Стефаном (в XVI в.). С XVIII в. унциальные рукописи стали обозначаться большими буквами латинского алфавита, а курсивные – цифрами. Важнейшие унциальные рукописи следующие: N – Синайский кодекс, найденный Тишендорфом в 1856 г. в Синайском монастыре святой Екатерины. Он содержит в себе весь Новый Завет вместе с посланием Варнавы и значительной частью «Пастыря» Ерма , а также каноны Евсевия. На нем заметны корректуры семи различных рук. Написан он в IV или V веке. Хранится в Санкт-Петербургской публичной библиотеке (ныне хранится в Британском музее. – Прим. ред.). С него сделаны фотографические снимки. А – Александрийский, находится в Лондоне. Здесь помещен Новый Завет не в полном виде, вместе с 1-м и частью 2-го послания Климента Римского . Написан в V веке в Египте или в Палестине. В – Ватиканский, заключающийся 14-м стихом 9-й главы Послания к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

783 Ирод, впрочем, не дожил до полного окончания работ по перестройке храма. Они окончились лишь при Альбине (62–64 по Хр., ρχ.XX, 9, 7), т.е., уже незадолго до его окончательной гибели вместе со св. городом, а по другим исследователям (Schick) даже и разрушение Римлянами застало его еще неоконченным: недоставало именно пирамидального купольчика или покрышки над средней частью фасада. См. прилагаемые рисунки. 784 История постройки и описание, см. ρχ.XV, 11; περ λ.Ι, 21, 1; V, 5. ср. Mischna, Middoth. и Phil. De monarchia, lib. II. § 2 (ed. Mangrey, II, 23 и д. Иудейские поговорки и другие равв. предания у Derenbourg, 152–154 стр.). 785 Самым храмом Ирод не упустил из вида эту тенденцию, не только воспроизводя им архитектуру древнего храма Соломонова, но и придав ему характер более классический, см. рисунки. 786 Судя по образу речи его в ρχ.XVI, 2, 4, где он, защищая интересы и воззрения Иудеев, выражается в 1 л. мн. («мы», «нас») – τν τε βδμην τν μερν νεμεν τ μαθσει τν μετρων θν κα νμων и т.д.), можно считать его за Иудея. В таком случае заметка у Suidas (Lex. ντπατρος), что Антипатр, отец Николая, умирая завещал своим детям посвятить Зевсу, после своей смерти, фимиам, может быть понимаемо, как свидетельство о первоначальном настроении этих друзей Ирода и их прозелитских отношениях к Иудейству. 787 Необходимость различать под этим именем 2 лиц очевидна из происшествий после смерти Ирода, когда именно один из Птолемеев выступает на стороне Антипы (ρχ.XVIΙ, 9, 4; περ λ.ΙΙ, 2, 3), а другой в тоже самое время поддерживает интересы Архелая (ρχ.XVII, 8, 2==περ λ.I, 33, 8; XVII, 9, 3 и 5==περ λ.II, 2, 1 и 4). Срв. также ρχ.XVI, 7, 2–3, (διοικητς τν τς βασιλεας πραγμτων и περ λ.I, 24, 2, а также ρχ.XVI, 8, 5. 789 ρχ.XIX. 7, 3. λλησι πλον ουδαοις οκεως χειν… о гуманистических задачах Ирода см. также любопытный фрагм. Николая Дам. у Müller’a. Fragm. Hist. Graec. III, 350 и д. 799 Иосиф упоминает 2 случая такого отказа – ρχ.XV, 10, 4 и ΧVΙΙ, 2, 4, причем во втором случае, количество отказавшихся от присяги среди одних фарисеев выражается внушительной цифрой 6.000.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

682 Лебедев A. П. Из истории Вселенских Соборов IV и V веков. Pendant к сочинению: Вселенские Соборы IV и V веков (M., 1879). M., 1882. C. 244–245. 683 См.: Meyendorf J. Imperial Unity and Christian Divisions. The Church 450–680 A.D. N.Y., 1989. P. 166. 684 По словам H. H. Глубоковского, «создав себе столь исключительное положение, Феодорит тяготел, с одной стороны, к св. Кириллу, а с другой – к Несторию; отсюда постоянная раздвоенность в его суждении, причинявшая ему крайнее неудобство» (Глубоковский H. Н. Указ. соч. С. 124). 686 Подробно об этом споре см.: Devreesse R. Essai sur Theodore de Mopsueste. Citta dei Vaticano, 1948. P. 125–168. 688 O хронологии и развитии событий в этот период см.: Abramowski L. Der Streit um Diodor und Theodor zwischen den beiden ephesinischen Konzilien//Zeitschrift für Kirchengeschichte. Bd. 67.1955/1956. S. 252–287. 689 Глубоковский H. Н. Указ. соч. С. 156–157. В указе предписывалось, «чтобы никто не дерзал предначинать что-либо против умерших в мире с Цсрковью». См.: Доброклонский А. Сочинение Факунда, епископа Гермианскаго: «В защиту трех глав». Историко-критическое исследование из эпохи V Вселенского Собора. M., 1880. С. 27. 693 Краткий обзор-справка всех творений св. Кирилла содержится в кн.: Geerard M. Clavis Patrum Graecorum. Vol. III. Turnhout, 1979. P. 1–57. 694 Еще T. Лященко замечал: «Вопрос o начале литературной деятельности св. Кирилла и вообще хронологической последовательности его творений очень трудный и во всей полноте своей еще никем доселе не решенный» (Лященко Т. Св. Кирилл. С. 79). В новое время этот вопрос пытался решить: Jouassard G. L’activité littéraire de S. Cyrille d’Alexandrie jusqu’a 428//Mélanges E. Podechard. Lyons, 1945. P. 159–175. Ho его аргументация была подвергнута критике и сомнению со стороны: Liébaert J. La doctrine christologique de S. Cyrille d’Alexandrie avant la quereile nestorienne. Lille, 1951. P. 19–76. 696 Которая решается в духе богословия св. апостола Павла и древних отцов Церкви (в частности, св. Иустина Мученика ). Например: «Закон – образ и тень и изображение благочестия, как бы еще в муках рождения содержащее сокровенную в нем красоту истины». Также: «Закон детоводительствует и хорошо приводит к Христовой тайне ( Гал. 3,24 ). Заповеданное древним чрез Моисея мы называем первыми начатками провещаний Божиих ( Евр. 5,12 ). Если мы отвергнем детоводителя, кто же приведет нас к тайне Христовой?» (I, 4, 6). Русские переводы творений св. Кирилла здесь и ниже цитируются по изданию: Творения святаго Кирилла Александрийскаго . Ч. 1–15. M., 1880–1912. Римской цифрой обозначается номер тома, а арабскими – страницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

  [Сочинение св. Иринея здесь и далее цитируется по русскому переводу: Ириней Лионский, св. Пять книг против ересей. — М., 1868. — С. 276. В дальнейшем книга обозначается римской цифрой, а глава — арабской]. Согласно Евсевию Кесарийскому (Церк. ист. III, 15 и 34), епископское служение Климента приходится на 92–101 гг. [Евсевий Памфил. Церковная история. — М., 1993. — С. 95, 112. Далее указываются только книга (римскими цифрами), глава и параграф].   По Преданию, погиб он мученической смертью и произошло это в Херсонесе. Мощи римского епископа были открыты святыми первоучителями словенскими Мефодием и Кириллом: часть их они принесли в дар римской церкви, а остальное было перенесено в Киев, где мощи были положены в Десятинной церкви. Имя св. Климента обросло большим количеством легенд, многие из которых восходят к апокрифическому роману под названием «Псевдо-Климентины» (или просто «Климентины»), однако эти легенды не имеют под собой никакой твердой почвы в подлинно церковном Предании. Св. Клименту приписываются несколько произведений, но подлинным является только его «Послание к Коринфянам» (называемое иногда «Первым посланием св. Климента»). Оно дошло до нас в двух греческих рукописях (V и XI вв.); имеются несколько переводов этого послания на латинский (XI в). и сирийский (XII в). языки, а также фрагменты двух коптских переводов (рукопись одного датируется IV или V b.). Данное послание пользовалось большим авторитетом и весьма почиталось в древней Церкви: Климент Александрийский причислял его к новозаветным книгам, а Евсевий Кесарийский сообщает, что в его время послание св. Климента читалось в церквах (вероятно, при богослужении). Датируется оно довольно точно 96–97 гг. Послание являет нам святого автора, миросозерцание которого насыщено и пронизано духом Священного Писания — его св. Климент цитирует и глубоко понимает. Причем цитаты из Ветхого Завета у него явно преобладают над новозаветными, что неудивительно, ибо в то время канон Нового Завета только еще проходил процесс своего становления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

320 [Он нашей церкви честь, ум редкий, гений славный. Сильней, чем Августин и Златоусту равный, Он Ааронов тон умеет воскрешать И сердце разума вещанием возвышать. Перевод А. И. Любжина.] 321 А.[рхимандрит] Л.[еонид] Вифанские келлии митроплита Платона и их убранство//«Чтения». 1879. Кн. 4. С. 9. В настоящее время обстановка келлии перенесена в митрополичьи покои в Лавре. 322 Шевырев С. П. Троицкая лавра//Москвитянин. 1847 г. IV. С. 78. Также в его книге «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь в 1847 г.» М., 1850. 323 Полное собрание сочинений Платона Митрополита Московского. М.: Издательство Π. П. Сойкина. 1913. Кн. I. С. 131. В дальнейшем указывается сокращенно – I или II. 331 Q. Horati Flacci. Od. IV. С. 12. [Квинт Гораций Флакк. Полное собрание сочинений. Academia. Москва-Ленинград, 1936. С. 163.] 334 I. С. 115. Ср. Платон, Митрополит Московский. Полное собрание сочинений. X. С. 165: «Был некоторой род безумных философов, называемых Епикуров». Далее: П. С. с указанием номера тома (римской цифрой). 337 Знаменский П. Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины II//«Православный Собеседник». 1875, февраль. С. 106. 353 1. С. 419. Это почти буквально Златоуст: «Как если бы кто, взойдя на высокую скалу, смотрел на море и на плывущих по нему..., так и воинствующий для Христа, удалившись от бури и волн житейских, возседает на месте безопасном и высоком» (К Феодору падшему II. 5. Пер. СПб., Д. А. Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста , Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. I. Кн. 1. Изд. 2-е. СПб., 1898. С. 42). И у него же: «И хотя бы поднялась буря, одни они сидят в пристани в спокойствии и безопасности великой, как бы с неба взирая на других кораблекрушения» (К враждующим против монашеской жизни. III. Гл. 11. Там же. С. 99). 355 Слова и речи синодального члена Филарета, Митрополита Московского. Издание второе, дополненное. М., 1848. Часть I. С. 62. 362 «Un des plus beaux monuments qui soient dans le monde» (Письмо к Екатерине II от 15 мая 1771 г. (Euvres complètes. R: 1785. Т. 8 8 . Р. 195).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В построении плана, по которому составлена рассматриваемая монография, автор вполне самостоятелен. План его основан на исследовании содержания главного предмета и составных его частей. Соответственно этим частям, вся монография делится на девять глав. Каждая глава означается римской цифрой, указывающей место, занимаемое ею в общем составе монографии, и особым заглавием, обозначающим его содержание и предмет. Главы эти – следующие: I. Преобразования Петра Великого в сфере государственной и состояние церковной жизни в России накануне учреждения Святейшего Синода. II. Преобразования в строе церковной жизни в царствование Петра Великого за время до учреждения Святейшего Синода. III. Учреждение Святейшего Правительствующего Синода. IV. Состав (личный) Святейшего Синода. V. Исполнительные органы Святейшего Синода и обер-прокурор. VI. Дела и власть Св. Синода. VII. Делопроизводство. VIII. Переезды Синода в Москву. Петербургское и московское синодальные правления. IX. Хозяйственная часть. – Каждая глава подразделяется в монографии также римскими цифрами на §§. Многие §§ посвящены, каждый в отдельности, определенному частному предмету; большей частью один и тот же предмет (напр., биографический очерк одного лица) излагается во многих §§. Заметим, что термины «глава» и «§§» нами принимаются при разборе монографии, для удобства ссылок, – но автором ее не употребляются и заменены римскими цифрами. – Приступаем к рассмотрению глав, – каждой из них в особенности. В главе I с заглавием «Преобразования Петра Великого в сфере государственной и состояния церковной жизни в России на кануне учреждения Св. Синода» автор книги изображает успехи внешнего и внутреннего роста государства российского 25-ти-летней деятельности Петра Великого и недостатки современного Петру состояния церковной жизни, указывает «причину» «нестроений в духовном чине и великой скудости в его делах» и обозначает три задачи преобразовательной деятельности Петра в отношении церкви и обстоятельства, вызвавшие его на таковую.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

8. Прот. И. Саввинский. Астраханская епархия (1602–1902), вып. первый и второй (2). 9. Еписк. Никанор. Толковый Апостол, часть III. Объяснение последних семи посланий Св. Апостола Павла (2). 10. Н. Терентьев. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства (2). 11. Иером. Иннокентий. Пастырское богословие в России за XIX век (2). 12. Свящ. И. Попов. Ламаизм в Тибете, его история, учение и учреждения (2). 13. Свящ. А. Дружинин. Жизнь и труды св. Дионисия Великого, Епископа Александрийского (2). 14. Иером. Гурий. Буддизм и христианство в учении о спасении (1). 15. Свящ. И. Стрельбицкий . Краткий очерк Штундизма и свод текстов, направленных к его обличению (1). 16. Е.Я. Полянский. Творения блаженного Иеронима , как источник для библейской археологии (1). 17. А. Вишняков. Император Юлиан Отступник и литературная полемика с ним св. Кирилла Александрийского (1). Указатель к журналу «Богословский вестник» (издание Московской Духовной Академии). Второе десятилетие 1902–1911 годы//Богословский вестник 1912. Т. 2. 7/8. С. 1–32 (6-я пагин.) —3— Богословский Вестник – издание ежемесячное, и за второе десятилетие вышел в количестве 110 книжек (Июль и Август выпускались соединенной книжкой), которые составляют 30 томов, по три тома в год, по четыре месяца в каждом томе. Соответственно этому в указателе стоящей за годом римской цифрой означен том, а следующей за ней арабской – месяц; последующие цифры указывают страницы. В каждом отделе перечисляются статьи в хронологическом порядке, затем, за чертой, критико-библиографические статьи и рецензии. Кроме сего, в начале трех отделов, перечислены: а) в начале 2-го отдела (Патрология) – творения св. отцов; б) в начале 8-го отдела (Гомилетика) – проповеди; в) в начале 13-го отдела (Словесность) – стихотворения и публицистические статьи. Отдел 17-й (История Русской Церкви) разбит, в виду обширности состава входящих в него статей, на несколько подотделов (см. оглавление). Для удобства пользования указателем в конце его есть указатель именной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010