В 216 г. жизнь горожан была снова омрачена жестокостями, учиненными в Александрии имп. Каракаллой ; впрочем, это не было гонением, направленным специально против христиан. Преследования имп. Максимина Фракийца , свирепствовавшего в вост. провинциях империи в 235-236 гг., обошли Египет стороной. II. Гонения при Филиппе Арабе (244-249) Имп. Филипп , о к-ром говорили даже, что он был христианином, благосклонно относился к Церкви. Но в 249 г., за неск. месяцев до его смерти, александрийские язычники, побуждаемые неким витией, подняли гонение против христиан. Они схватили старца Митру и после долгих мучений побили камнями в предместье Александрии; той же участи подверглась и благочестивая женщина по имени Квинта ; почтенная дева Аполлония после мучений была ввергнута в огонь; мч. Серапион был сброшен с обрыва. Христианам запретили появляться на улицах города; многие из них спасались бегством, бросая свое имущество, но мало кто отступал от веры. В конце концов в среде самих язычников начались раздоры, перешедшие в междоусобные распри. III. Гонения при Деции (249-251) Новый имп. Деций , придя к власти, издал эдикт о преследовании христиан (250), породивший многих мучеников за веру. Среди них - святые Кронион и Иулиан; воин Виса; Макарий Ливийский; Епимах и Александр; св. дева Аммонария , старица Меркурия и многочадная мать Дионисия; Ирон, Атир и Исидор, а с ними и юноша Диоскор; Немесий, доказавший свою невиновность по обвинению в разбое, но осужденный за веру; воины Аммон, Зинон, Птолемей и Ингений, а также старец Феофил, укрепившие ослабевшего от страданий христианина и принявшие вместе с ним мученический венец, и мн. др. В одном эфиоп. документе говорится, что число мучеников в Египте во время этих гонений достигло 16 тыс., что признается вполне возможной цифрой (De sedecim milibus martyrum in Aegypto sub Decio//ActaSS. Jun. T. 1. P. 32). В период этих преследований св. еп. Дионисий покинул Александрию и укрылся в Ливии, но следил за событиями в городе, посылая туда своих пресвитеров и диаконов. Преемник Деция Требониан Галл (251-253), хотя и не издавал эдиктов о гонениях, не прекратил преследований христиан, как об этом свидетельствует послание свт. Дионисия Ермаммону ( Евсевий. Церк. ист. VII 1). IV. Гонения Валериана (253-260)

http://pravenc.ru/text/82070.html

Сокращения Журналы, периодические и справочные издания АО Богословские труды. Сборники. Изд. Московской Патриархин. М., 1958-. 1 -. Богословский вестник. СП, 1892–1918; Н. с. 1– (1993-). Вестник русского христианского движения. Париж, Ν. Y., М., 1925-. 1925–1974. 1–111 (под названием «Вестник русского студенческого христианского движения»), М., 1992-. 164-. Вестник церковной истории. М., 2006-. Византийский временник. Ж-л. СПб/.Ленинград, 1894–1928.1–25; М.,1947-.26-. Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб., 1834–1905; Н. с. 1906–1917. Журнал Московской Патриархии. М., 1948-. Полное собрание русских летописей. Православная энциклопедия. М., 2000-. Т. РПЦ, 1 -. Труды Императорской Киевской духовной академии. Киев, 1860–1917; Н. С. 1997-.1-. Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Сборники. Ле- нинград/СПб., 1934-. 1 -. Творения Святых Отцов в русском переводе. М.,1843–1864, 1871,1872,1880–1891,1893–1917. Т. 1–69 (72). Христианское чтение. СПб., 1821–1918; Н. с. 1991-. 1 -. Церковно-исторический вестник. М., 1998-. Acta Conciliorum Oecumenicorum/Iussu atque mandato Societatis Scientiarum Argentoratensis edenda, instituit E. Scbwadz, continuavit J. Straub. Strassburg, Berlin, Leipzig, 1914–1974. T. 1–4 (27 partes). [При ссылках указываются: том (римской цифрой), книга, часть, страница.] Bibliotheca Scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana. Leipzig (или Stuttgart), затем Wiesbaden, затем München, 1849-, Clavis Patrum Graecorum. Vol. 1–4/Cura et studio M. Geerard. Turnhout: Brepols, 1983, 1974, 1979, 1980; Vol. 5/Cura et studio M. Geerard et F. Glorie. Turnhout: Brepols, 1987; Vol. IIIa (addenda vol. III)/Parata a J. Noret. Turnhout: Brepols, 2003. Clavis Patrum Latinorum.../Commode recludit E. Dekkers... praeparavit et iuvitH. Gaar. Editio tertia avcta et emendata. Steenbrugis: Brepols, 1995. Corpus Christianorum. Series Graeca. Turnhout: Brepols, 1978-. Corpus Fontium Historiae Byzantinae/Hrsg. v. A. Kambylis. 1967-.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

83 («Против ересей». III, 3,3) Сочинение св. Иринея здесь и далее цитируется по русскому переводу: Ириней Лионский , св. Пять книг против ересей. M., 1996. С. 223. В дальнейшем книга обозначается римской цифрой, а глава – арабской. 85 См.: Koester ff. Ancient Christian Gospels: Their History and De­velopment. Cambridge (Mass.), 1990. P. 66–71. 90 См.: Bumpus H. B. The Christological Awareness of Clement of Rome and Its Sources. Cambridge (Mass.), 1972. P. 126. 91 Так, хотя сам термин γνσις не встречается в Евангелии от Иоанна, но учение о «ведении» здесь выражается посредством глаголов γιν σκειν и εδναι («знать, ведать»), составляя существенную черту всего богословия св. евангелиста. «Гносис» есть здесь путь ко спасению и вечной жизни; «веденис» тождественно «вере» (глагол «верить» – πιστεειν – употребляется обычно в качестве синонима глагола γιν σκειν), и такое тождество «вера» – «ведение» означает соединение с Богом. См.: Barret C. K. The «Gospel according to St. John: An Introduction with Commentary and Notes on the Greek Text. London, 1978. P. 81–82,162–163. 95 Русский перевод см. в указанном дополненном сборнике: Писания мужей апостольских. С. 157–164; 401–406. Издание текста: Apostolic Fathers. Vol. 1. London, 1965. P. 128–163. 96 Следует отметить, что предпосылки возникновения христианского жанра гомилий сложились уже в иудаизме на рубеже новой эры (Филон Александрийский, «Четвертая книга Маккавейская» и пр.), а основы его заложены в Новом Завете (Нагорная проповедь Самого Господа, проповеди св. Апостолов, частично сохраненные в Деяниях святых Апостолов, и т. д.). См.: GrelotP., Dumais M. Homelies sur l’Ecriture a l’epoque apostolique. Paris, 1989. P. 25 etc. 97 Bardy G. La Théologie de l’Eglise de saint Clément de Rome a Saint Irénée. Paris, 1945. P. 162–165. 98 См.: Sagnard F. La gnose valentinienne et la temoignage de Saint Irenee. Paris, 1947. P. 302–306. 100 Florovsky G. Eschatology in the Patristic Agë An Introduction//Studia Patristica. 1957. Vol. 2. Pt. 2. P. 236.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

186 В двух списках зглавия заря, см. ркп. Увар. (524), л. 632 XVII в., и (355). 411, л. 131, XVII в. 191 Ркп. Моск. Рум. Музея, собр. Унд Считаю приятным долгом изъявить благодарность проф. И.А. Шляпкину, списком которого я имел возможность воспользоваться. 192 В новейших списках Викентиевой переделки, например, ркп. С -Петербургской Дух. Ак. XVIII в., к числу позднейших чудес прибавлено четыре новых. Первое из них, помещенное перед чудом во время нашествия Девлет-Гирея, случилось с женой Владимирского жителя Василия Григорьева, причем монастырь св. Рождества назван Лаврой. Остальные приписаны к концу жития. Последнее из них помечено 1706 г. 196 Хронологические исследования в области русской и ливонской истории в XIII и XIV ст. (Спб. 1858), стр. 53, 55. 199 Напр., выражение «и въсприимь Авраамлю доблесть» с последующей молитвой, изображение скорби по поводу выступления, см. Шамбинаго, op. cit., стр. 66–71; ср. А. А. Шахматов в Отчете о 12-м присуждении премий митр. Макария, стр. 122. Мы, со своей стороны, можем указать на новые параллели: въстав от молитвы, изиде из церкви; и поиде... уповая на милосердие Божие (в житии: и пойде на ня... уповая на св. Троицу); покрыша поле... от множества вой (в житии: множеством обоих вой покрыша езеро). 203 Ср. Журн. Мин. Нар. Просв. 1883. X, стр. 208; Псковская летопись, изданная М. Погодиным (М. 1837), стр. XII. 204 Во второй редакции жития читаем: «и славна бысть земля его страхом грозы его и храборьства его». 259 Мы имели возможность пользоваться списком Μ. Н. Сперанского, за что приносим ему свою глубокую благодарность. 270 Предполагая, что под цифрой скрывается слово архиепископ, эту цифру следует считать неверною, см. Зап. Имп. Археол. Общ. III. 1851, 14В, IV, 1852, 142. Здесь же прибавим, что Заавиазара по устному сообшению А. А. Шахматова в переводе на цифры составляет 131, что в свою очередь обозначает: Ioha: I=10+о=70+н=50+а=1. 273 В рукописи: печаль; потом над л написано ти, кроме того, сделана сноска, причем на поле написано: рану. Читать далее Источник: Житие Александра Невского : Разбор редакций и текст/В. Мансикка. - [Санкт-Петербург : б. и.], 1913. - IV, 225, 137 с. (Памятники древней письменности и искусства; 180). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материалы: серебро с позолотой, штамповка, холодная эмаль. Размер знака ордена: 63х63х8 мм. Крепление: булавка. III степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена II степени, но выполнен из серебра. Материалы: серебро, штамповка, холодная эмаль. Размер знака ордена: 63х63х8 мм. Крепление: булавка. ОРДЕН СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 года. Святой благоверный князь Даниил прославляется Русской Православной Церковью как мудрый правитель, миротворец и устроитель Земли Русской. Статут ордена святого благоверного князя Даниила Московского. 1. Орденом святого благоверного князя Даниила Московского награждаются как духовные, так и светские лица, много потрудившиеся для возрождения духовной жизни России. 2. Орден имеет три степени. При награждении орденом первой степени глав Церквей и глав государств вручаются знак ордена, подвеска ордена, лента и грамота. Во всех остальных случаях при награждении вручаются знак ордена и грамота. 3. Орден носится первым на левой стороне груди. Описание ордена святого благоверного князя Даниила Московского. I степень. Знак ордена. Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный крест с расширяющимися концами и вогнутыми внешними сторонами. Внешние углы креста каплевидные. В центре креста — овальный медальон с позолоченным рельефным изображением святого на белом эмалевом фоне. Овал с образом обрамлен двумя лавровыми ветвями, покрытыми темно-синей эмалью. Лавровые ветви соединяются лентой, на которой римской цифрой указывается степень ордена — I. На ветвях креста располагается позолоченная стилизованная надпись: на верхней — БЛГВ, на правой — КНЗЬ, на левой — ДAHIUЛЪ, на нижней — МОСК (Благоверный князь Даниил Московский). Между ветвями креста располагаются четыре ажурные короны с красной эмалевой выпушкой. Каждая корона украшена стразом и увенчана крестом. В оглавии знака — позолоченный трилистник. Материалы: мельхиор с позолотой, литье, чеканка, стразы, холодная эмаль.

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

Материалы: серебро с позолотой, штамповка, холодная эмаль. Размер знака ордена: 63х63х8 мм. Крепление: булавка. III степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена II степени, но выполнен из серебра. Материалы: серебро, штамповка, холодная эмаль. Размер знака ордена: 63х63х8 мм. Крепление: булавка. ОРДЕН СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 28 декабря 1988 года. Святой благоверный князь Даниил прославляется Русской Православной Церковью как мудрый правитель, миротворец и устроитель Земли Русской. Статут ордена святого благоверного князя Даниила Московского. 1. Орденом святого благоверного князя Даниила Московского награждаются как духовные, так и светские лица, много потрудившиеся для возрождения духовной жизни России. 2. Орден имеет три степени. При награждении орденом первой степени глав Церквей и глав государств вручаются знак ордена, подвеска ордена, лента и грамота. Во всех остальных случаях при награждении вручаются знак ордена и грамота. 3. Орден носится первым на левой стороне груди. Описание ордена святого благоверного князя Даниила Московского. I степень. Знак ордена. Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный крест с расширяющимися концами и вогнутыми внешними сторонами. Внешние углы креста каплевидные. В центре креста – овальный медальон с позолоченным рельефным изображением святого на белом эмалевом фоне. Овал с образом обрамлен двумя лавровыми ветвями, покрытыми темно-синей эмалью. Лавровые ветви соединяются лентой, на которой римской цифрой указывается степень ордена – I. На ветвях креста располагается позолоченная стилизованная надпись: на верхней – БЛГВ, на правой – КНЗЬ, на левой – ДAHIUЛЪ, на нижней – МОСК (Благоверный князь Даниил Московский). Между ветвями креста располагаются четыре ажурные короны с красной эмалевой выпушкой. Каждая корона украшена стразом и увенчана крестом. В оглавии знака – позолоченный трилистник. Материалы: мельхиор с позолотой, литье, чеканка, стразы, холодная эмаль.

http://religare.ru/2_97142.html

Чтение Закона в праздничные дни с течением времени сделалось настолько распространенным, что талмудисты приписывали Моисею установление парашей, т.е. делений Закона для потребностей такого богослужебного чтения (Sab. 103b. Berachot 12b). При благочестивых царях ( 4Цар.23:2–3 ) и правителях еврейских ( Неем.8–9 гл.) устраиваемы были даже и не в праздники нарочитые богослужебные собрания еврейского народа, на которых читались и слушались Свящ. ветхозаветные книги. С распространением после вавилонского плена синагог, чтение в последних Священных книг сделалось неизменной принадлежностью каждого праздничного религиозного собрания. Из книги Деяний Апостольских (15:21) и Иосифа Флавия (Прот. Аппиона. II, 17) видно, что в синагогах каждую субботу читался Закон Моисея. В талмудических трактатах упоминается о прочтении всего Закона за субботними богослужебными собраниями в практике вавилонских иудеев в течении одного года (Bab. Meg. 31b), а у палестинских иудеев в течении трех лет (Bab. Meg. 29b). Позднее, о распространенности вавилонской практики среди всех евреев, и даже европейских, свидетельствовал Маймонид (Моге Nebochim). В соответствие этой практике, Пятикнижие издавна стало делиться, подобно христианским перикопам-зачалам, на особые синагогальные отделы, называвшиеся параши – (от – делить). С течением времени эти деления приняли единообразие и с XIV века все Пятикнижие стало делиться на 54 параши, обозначаемые в начале тройной и цифрой, Напр. (2-я параша). Они очень значительной величины: 1-я пар. Быт.1 – 6, 8 ; 2пар. 6, 9 – 12, 1; 3 пар. 12, 1 – 17, 27. Подобно Закону, издавна введено в синагогах чтение пророческих книг. Во времена Иисуса Христа ( Лк.4:16 ) и апостолов ( Деян.13:15, 27 ) было уже общим правилом чтение по субботам в синагогах пророческих книг. Выбор чтений из пророков предоставлен был сначала свободе начальников синагог, чтецов и молящихся. Так было до III века до Р.Х., по свидетельству Евангелий ( Лк.4:16 ), отцов Церкви и талмуда. Наблюдалось лишь в возможных случаях соответствие пророческих чтений известного дня или праздника чтениям из Закона, положенным на тот же день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Должно надеяться, что последующие христианские миссионеры в Корее, будь то православные, католики или протестанты всевозможных толков, будут научать корейцев христианству с тою присущею ему нравственною чистотою, которая запечатлена в нем Самим Основателем Иисусом Христом. Современное положение христианских миссий в Корее 37 Студента III-ro курса иеромонаха Павла (Ивановского) . Введение Приступая к изложению современного положения христианских миссий в Корее, мы должны сознаться, что осуществление этой задачи представляет не мало очень важных затруднений. Дело в том, что об успехах, или неуспехах данной миссии, в связи с ростом христианства в стране, посторонние наблюдатели обычно судят по статистическим данным, которые заключаются в миссионерских отчетах. Так оно, кажется, и должно быть, потому что миссионерские отчеты представляют из себя самый существенный и едва ли в большинстве случаев не единственный материал для выводов лиц, интересующихся миссионерским делом. Статистикой многие увлекаются, видя в ней фактический материал; на основании статистики делаются выводы, устанавливается суждение и изрекается приговор о тех или других деятелях, или явлениях жизни. Между тем, может ли статистика иметь вполне решающее значение в миссионерском деле? Если уже везде цифры остаются цифрами, за которыми скрывается целая жизнь, неподдающаяся сухим арифметическим выкладкам, то в духовном деле, в деле спасения душ человеческих, статистика еще более теряет свое значение, и увлечение цифрами всегда поведет к ошибочным результатам. Не нужно забывать, что в миссионерстве приходится иметь дело с внутренним человеком, с душевными настроениями, каковые и очень изменчивы, и очень глубоки, ибо вытекают из тайников души, и до бесконечности разнообразны, а это вместе взятое трудно взвешивать цифрой. Едва ли кто будет оспаривать, что для благовестников всегда важно не количество, а качество их последователей, и что статистика сильна лишь в первом, а вовсе не во втором отношении... У нас под руками имеются отчеты всех миссий, ныне действующих в Корее и, конечно, все эти миссии имеют различные цифровые данные относительно обращенных. Если, напр., взглянуть на статистику в отчетах англикан и методистов, то мы увидим, что английская церковь почти за одинаковый период своего пребывания в стране с методистами обнаружила в сравнении с ними до крайности различные результаты: англикане считают своих последователей десятками (около 150 чел.), а методисты тысячами (свыше 6 тыс.). Но на основании только подобных данных говорить об успешности или неуспешности известных миссий, о приобретенных ими симпатиях или антипатиях – и преждевременно и, думаем, совершенно неосновательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Примечания к этой работе, подготовленные автором-составителем публикации протоиереем И. Корольковым , были разделены нами на два вида: те, которые не мешают следить за развитием мысли в тексте или являются обязательными, и те, которые при сквозном чтении можно опустить, обратившись к ним позднее. Следуя этому решению, мы часть сносок оставили в тексте, а часть разместили ниже, в разделе «Примечания», обозначив их цифрой со звездочкой. [В версии для интернет примечания прот. И. Королькова возвращены на соответствующие страницы – Редакция Азбуки веры]. При публикации нами сохранена орфография оригинала и разночтения в написании строчных и прописных букв, особенно в словах Ангел – ангел, Отцев – отцев, и в названии месяцев – Февраль и т. д., а так же в обращении Вы – вы. Письма духовных лиц святителю Феофану Письма епископа Олонецкого Аркадия. Изд. по: Переписка между преосвященным Феофаном, бывшим Владимирским, и Аркадием, бывшим Олонецким//Христианское чтение. 1894. Ч. II. С. 69–107. См. наш комментарий на с. 603. Пометки перед письмами и примечания – издателей «Христианского чтения». ... святителя Игнатия (Брянчанинова) . Изд. по: Иеромонах Георгий (Тертышников). Письма епископа Феофана к разным лицам, не вошедшие в VIII изданий. Приложение к кандидатскому сочинению. В 2-х ч. Ч. 2. Загорск. 1973. С. 251. (Машинопись.). Архимандрит Георгий (Тертышников), размещая в своей работе это письмо ссылается на сочинение иеромонаха Марка (Лозинского) : Иеромонах Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) . Приложение к магистерскому сочинению. В 2-х т. Т. 2. Загорск, 1967. С. 50–53. (Машинопись). ...епископа Нижегородского Иеремии. Изд. по: Письма Нижегородского епископа Иеремии к разным лицам//Душеполезное чтение. 1903. Ч. 2. С. 288–289. Без комментариев. ..архиепископа Тверского Саввы. Изд. по: Высокопреосвященный Савва, архиепископ Тверской и Кашинский. Хроника моей жизни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Т. 3. С. 114.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

— Тогда два последних вопроса. Они очень конкретные. Первый: как Вам кажется, те социальные негативные процессы, которые объективно есть, та социальная напряженность, о которой мы много говорили, в каких конкретных формах она может выплеснуться на Ваш взгляд, в современном обществе вообще? Второй: что здесь конкретно позитивного, конкретно конструктивного, могла бы сделать Церковь, чтобы минимизировать эту социальную напряженность или даже её перенаправить? — Подобные прогнозы – дело неблагодарное, конечно. Конечно, нельзя исключить, что напряженность может привести к общественным беспорядкам. Это связано, с одной стороны, с существующей напряженностью, которая всегда есть в любом обществе, а с другой, с попытками внешнего и внутреннего манипулирования общественными настроениями. Информационные технологии дают вполне работающий инструментарий для этого. Есть исследования цветных революций последнего времени, они, на мой взгляд, достаточно убедительно показывают возможность влияния с помощью новых инструментов на настроения масс. А что могла бы сделать Церковь? Церковь всегда призывает к миру и согласию в обществе, а в случае обострения пытается выступить, говоря современным языком, медиатором конфликтных ситуаций, как это было в 1993 году. Но я все же хотел бы сказать о самом главном: Церковь воспитывает личность. Церковь меняет людей, а люди меняют мир. И не нужно недооценивать это влияние Церкви на наше общество. Это не всегда можно посчитать. Например, если Синодальный отдел Церкви по благотворительности и социальному служению собрал для помощи пострадавшим от наводнения в 2013 году 107 миллионов рублей, а в 2014-м – 59 миллионов, значит ли это, что вклад Церкви в помощь пострадавшим ограничивается этой цифрой? Нет, не значит. Потому что кто-то жертвовал лично, кто-то жертвовал через общественные организации или участвовал в акциях по сбору средств, организованных телеканалами. А ведь среди таких людей было много верующих. Или жертвовали те, кто услышал призыв Церкви.

http://sinfo-mp.ru/odna-iz-zadach-cerkvi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010