Молебен на стойбище в семье Покачаевых. Фото Ольги Звоновой. ЖМП 4 апрель 2021 /  13 мая 2021 г. 14:14 Идите и научите все народы О МИССИИ СРЕДИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ  Ханты — это коренной народ, проживающий на севере Западной Сибири (в основном в ХМАО), общая численность которого составляет около 31 тысячи человек. Государство предоставляет малочисленным народам Севера субсидии на приобретение жилья, выплачивает социальное пособие, заботится о сохранении их национально-культурных традиций и обычаев, родного языка. А Церковь старается донести до ханты благую весть о Христе. В особенностях миссионерской работы с одним из малочисленных северных народов разбирался корреспондент «Журнала Московской Патриархии».   PDF-bepcuя. Родовые угодья Места компактного обитания малочисленных народов называют национальными деревнями. Одна из таких деревень, где по бумагам числится около 800 ханты (слово не склоняется. — Примеч. авт .), находится в 130 км от Сургута и называется Русскинская. Условно народность ханты можно разделить на две группы. Первая — это те, кто ассимилировался и большую часть времени живет и работает в городах. Другая группа, наоборот, живет на стойбищах, которые расположены на родовых угодьях в тайге. Здесь ханты занимаются народными промыслами, охотой, рыболовством и оленеводством, сбором ягод и грибов. В город они приезжают только по необходимости. Например, купить продукты, технику и запчасти, продать собранные дары леса, навестить детей в интернате (там они учатся) или обратиться за медицинской помощью. «Немногие из тех, кто живет в лесу, приходят на службу в храм. В основном наши прихожане — это уже обрусевшие ханты, которые не ведут традиционный образ жизни, от случая к случаю выезжают на свои угодья. Но если мы хотим просвещать остальных и нести им слово Божие, защищать от влияния нетрадиционных религиозных течений, нужно ехать на родовые угодья в тайгу», — говорит настоятель храма апостола Андрея Первозванного сельского поселения Русскинская иерей Димитрий Галицкий.

http://e-vestnik.ru/church/idite_i_nauch...

Мон-рь Успения Пресв. Богородицы в с. Итриа. Кон. XVI в. [груз. ], жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви. Основан во 2-й пол. XVI в. Находится в Шида-Картли (Внутренней Картли), в ущелье р. Сурамула, в юго-зап. части одноименного села близ пос. Сурами (Хашурский р-н). Основан католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Дорофеем III (1589-1595), который еще до вступления на Патриарший престол приобрел «за большую плату» у царя Картли Георгия IX (1525-1527) расположенное вблизи Сурами с. Итриа вместе с крестьянами и «на развалинах» ц. в честь Успения Пресв. Богородицы воздвиг «монастырь прекрасный, имени Сиони (Успения Пресв. Богородицы.- Авт.), большой и благородный... для себя и дома своего построил для упокоения, для вотчины и для владения» (Древности Грузии. 1910. Т. 3. С. 126; ПГП. 1970. Т. 3. С. 352-357). Церковь неск. раз возобновлялась, была разрушена иран. войсками шаха Тамаза (30-50-е гг. XVI в.). В жалованной грамоте (гуджаре) (1589-1600) католикоса-патриарха Дорофея III, выданной И., говорится, что плененный персами в 1569 г. в битве у Парцхиси царь Картли Симеон I, вернувшись в 1578 г. из неволи, пожертвовал «немного ценностей» на обновление И. Во время продолжавшихся иран. нашествий церковь и село были вновь разорены, католикос-патриарх Дорофей III восстановил И. на собственные средства и пожертвовал мон-рю много земель с крестьянами и церковную утварь; он отмечал особенную помощь царя Кахети Левана (1518/20-1574) и его сыновей (ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 5008). По ходатайству католикоса-патриарха царь Картли Георгий X (1600-1605), будучи еще царевичем, подарил И. значительное число земельных наделов с крестьянами (ПГП. 1970. Т. 3. С. 355). В XVII в. мон-рь щедро одаривали груз. цари и феодалы: в 1645 г. царь Картли Ростом и царица Мариам передали И. во владение с. Чумателети; в 1666 г. некий Бежан Чхеидзе украсил икону Успения Пресв. Богородицы и пожертвовал И. крестьян; в 1700 г. супруга царя Картли Ираклия I (1688-1703) царица Анна закрепила за И. право владения 2 мостами через р. Сурамула (Древности Грузии. 1910. Т. 3. С. 131-133).

http://pravenc.ru/text/1237727.html

Монашество – цвет христианства по чистоте и возвышенности духовной жизни избранных, посвятивших себя на служение Богу исповеданием обетов девства, нестяжательности и послушания, – получило начало в первые времена христианства 1 . Небесный огнь любви, низведенный Спасителем на землю ( Лк.12:49 ), воспламенил новую жизнь в сердцах людей, подавленных чувственностью, оживотворил дух, вовсе почти омертвевший в узах греховности ( Ефес.2:5 ), и при содействии благодати ревность к благочестию во многих воспламенилась с такой силой, что сделалась главной стихией духовной жизни, и вся деятельность духа сосредоточилась в непрерывном усилии – освободиться от преобладания чувственности, покорить высшему духовному закону все порывы самолюбия – греховные наклонности и страсти, в стремлении от дольнего к горнему. Те, в коих любовь к Богу была пламеннее, стремление духа к небу сильнее, те и во внешней жизни с большей силой выражали свое стремление к Божественному в более строгом подвижничестве. Посему в отличие от прочих христиан и назывались сначала преимущественно аскетами – от подвижничества, а впоследствии монахами – от уединенной, одинокой жизни. Последнее название усвоено подвижникам особенно тогда, когда они, по желанию большего безмолвия, начали оставлять одинокие свои жилища, находившиеся близ селений и городов или в самых городах, удаляться общества, и по примеру древних пустынножителей – Илии, Елиссея, учеников пророческих ( 4Цар.6:1–4 ) и Иоанна Предтечи, стали селиться в пустынях, чтобы здесь, вдали от шума и соблазнов мира, без развлечения упражняться в подвигах благочестия, и удобнее достигать высшей степени духовного совершенства. Так, первые из египетских подвижников удалились в пустыню на большие подвиги Павел Фивейский 2 и Антоний Великий 3 , из коих первый у блж. Иеронима (In. episl. ad Eusmoch.-Abm.) называется основателем, а второй образователем пустынножительного монашества. Антоний Великий , провождая жизнь в пустыне, принимал к себе ревнителей подвижничества, строил для них отдельные келий ( Афанасий Великий в жизнеописании Антония Великого .-Авт.) и после долговременных опытов написал и правила сей жизни. Из отдельных пустынников впоследствии составлены общежительные обители, преимущественно попечением пустынножителя Пахомия Великого 4 , который дал полное образование монашеству в общежитии, написал правила, которыми определялись все упражнения в подвигах иночества, даже пища и одежда. Из Египта – рассадника иночества монашество перенесено в Палестину Иларионом Великим, учеником Антония Великого 5 ; от него распространилось в Сирии, потом в Армении и Понте (Sozom.I,3.C.13).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Монашество - цвет христианства по чистоте и возвышенности духовной жизни избранных, посвятивших себя на служение Богу исповеданием обетов девства, нестяжательности и послушания, - получило начало в первые времена христианства Небесный огнь любви, низведенный Спасителем на землю (Лк.12:49), воспламенил новую жизнь в сердцах людей, подавленных чувственностью, оживотворил дух, вовсе почти омертвевший в узах греховности (Ефес.2:5), и при содействии благодати ревность к благочестию во многих воспламенилась с такой силой, что сделалась главной стихией духовной жизни, и вся деятельность духа сосредоточилась в непрерывном усилии - освободиться от преобладания чувственности, покорить высшему духовному закону все порывы самолюбия - греховные наклонности и страсти, в стремлении от дольнего к горнему. Те, в коих любовь к Богу была пламеннее, стремление духа к небу сильнее, те и во внешней жизни с большей силой выражали свое стремление к Божественному в более строгом подвижничестве. Посему в отличие от прочих христиан и назывались сначала преимущественно аскетами - от подвижничества, а впоследствии монахами - от уединенной, одинокой жизни. Последнее название усвоено подвижникам особенно тогда, когда они, по желанию большего безмолвия, начали оставлять одинокие свои жилища, находившиеся близ селений и городов или в самых городах, удаляться общества, и по примеру древних пустынножителей - Илии, Елиссея, учеников пророческих (4Цар.6:1-4) и Иоанна Предтечи, стали селиться в пустынях, чтобы здесь, вдали от шума и соблазнов мира, без развлечения упражняться в подвигах благочестия, и удобнее достигать высшей степени духовного совершенства. Так, первые из египетских подвижников удалились в пустыню на большие подвиги Павел Фивейский и Антоний Великий из коих первый у блж. Иеронима (In. episl. ad Eusmoch.-Abm.) называется основателем, а второй образователем пустынножительного монашества. Антоний Великий, провождая жизнь в пустыне, принимал к себе ревнителей подвижничества, строил для них отдельные келий (Афанасий Великий в жизнеописании Антония Великого.-Авт.) и после долговременных опытов написал и правила сей жизни. Из отдельных пустынников впоследствии составлены общежительные обители, преимущественно попечением пустынножителя Пахомия Великого который дал полное образование монашеству в общежитии, написал правила, которыми определялись все упражнения в подвигах иночества, даже пища и одежда. Из Египта - рассадника иночества монашество перенесено в Палестину Иларионом Великим, учеником Антония Великого от него распространилось в Сирии, потом в Армении и Понте (Sozom.I,3.C.13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

Н.А. Маясова Принятые сокращения Вишневская 1989 – Вишневская И. И. Орнаментальное шитье//Русское художественное шитье XIV – начала XVIII века: Каталог выставки/Авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Маясова и И. И. Вишневская. М., 1989. С. 83–131. Вишневская 1998 – Вишневская И. И. Саккос из ризницы храма Христа Спасителя//Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 1998. Вып. 2. С. 93–101. Вишневская, Смирнова 2000 – Вишневская И. Я, Смирнова H.A. Облачения Соловецкого монастыря Ц Соловецкий монастырь: Книга-альбом. м.; СПб. Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 – Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 года – РНБ, 78/1317. Вкладная книга Новодевичьего монастыря 1б75 – Вкладная книга 7183 года Московского Новодевичьего монастыря – Музей «Новодевичий монастырь», инв. 104027/1-НДМ. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1987 – Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1673 г. М., 1987. Выставка VIII Археологического съезда 1890 – Выставка VIII Археологического съезда//Труды VIII Археологического съезда в Москве в 1890 г. M., 1897. Т. 4. С. 207–242 и табл. Выставка шитья допетровского времени 1923 – Выставка шитья допетровского времени – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1923, д. 2, прот. 1 декабря 1923, л. 75–77. Вьюева 1991 – Вьюева H.A. Живописец Василий Познанский (К истории создания иконостаса церкви Распятия в Большом Кремлевском дворце)//Русская художественная культура XVII века. М., 1991. С. 97–110 (Материалы и исслед./Гос. музеи Моек Кремля; 8). Георгиевская-Дружинина 1929 – Георгиевская-Дружинина Е. В. Строгановское шитье в XVII веке//Русское искусство XVII века. Л., 1929. С. 109–132. Георгиевская-Дружинина 1945 – Георгиевская-Дружинина Е.В. История женского художественного труда в XVII веке: Работа строгановских золотошвейных мастерских. Дис. канд. искусств. М, 1945. Георгиевский 1895 – Георгиевский В. Т. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища при братстве Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. Георгиевский 1911 – Георгиевский В. Т. Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. СПб., 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Надвратная Смоленская икона Божией Матери в Богоматерском храме над Днепровскими воротами (Смоленск). Фото С.М. Прокудина-Горского. 1912 г. ЖМП 10 октябрь 2012 /  6 сентября 2012 г. Смоленская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года Надвратная Смоленская икона Божией Матери Одигитрии (в переводе с греческого — Путеводительница), находящаяся ныне в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска, является одной из величайших святынь нашего Отечества. Этот образ представляет собой точный список с древней чудотворной Смоленской иконы Одигитрии, написанной апостолом и евангелистом Лукой [ 1 ] . По указанию выдающегося русского историка С.М. Соловьева, икона Божией Матери Одигитрии, ставшая затем Надвратной, была написана в 1535 году в Москве по повелению царя Иоанна IV Грозного художником Посником Ростовцем, за что ему пожаловали “ сукно в два рубля и еще два рубля денег” [ 2 ] . В Смоленск эту икону прислал в 1602 году царь Борис Годунов для сооруженной здесь в 1596-1602 годах крепостной стены, строительством которой он руководил [ 3 ] . Известный дореволюционный смоленский историк И.И. Орловский пишет об этом так: “Осенью 1602 года стену освятили, причем, на главных воротах города, Днепровских, поставили в нише большую икону Божией Матери — Одигитрии, копию с соборной иконы, присланную из Москвы царем Борисом Смоленску, как образ покровительницы града и небесного стража новой крепости” [ 4 ] . От места своего нахождения — над Днепровскими ( иначе Фроловскими — авт. ) воротами данная икона и получила наименование “Надвратная”. Священник Никифор Адрианович Мурзакевич в “Историческом описании  Смоленской Чудотворной иконы Божией Матери — Одигитрии”, написанном в 1831 году, указывает размеры Надвратной иконы Одигитрии — “ высотой 2½ арш., шир. 1½ арш.” [ 5 ] . С момента принесения в Смоленск Надвратная икона постоянно находилась во Фроловской башне над Днепровскими воротами в специально устроенной со стороны города нише [ 6 ] . В 1611-1654 годах, когда Смоленск пребывал в составе Речи Посполитой, не смотря на насильственное окатоличивание, икона по-прежнему оставалась на своем месте. Именно перед Надвратной иконой Одигитрии совершил свою первую благодарственную молитву присоединивший Смоленск к Московскому государству царь Алексей Михайлович, который торжественно въехал в город 23 сентября (по новому стилю 6 октября) 1654 года [ 7 ] .

http://e-vestnik.ru/history/smolenskaya_...

Оранки. Оранский Богородицкий мужской монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Согласно планировочному решению с южной стороны от Владимирского собора в 1830-е г.г. (на месте прежней Владимирской церкви XVIII в.) строится новая теплая церковь в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. 22 июля 1833 г. настоятель монастыря, строитель иеромонах Исаия подал епископу Амвросию (Мореву) «доношение», в котором сообщал о своем намерении разобрать старый храм, как пришедший в ветхость и выстроить новый. «…Почему первою обязанностью почитаю испрашивать Архипастырского благословения, не благоугодно ли будет оную теплую церковь перестроить вновь и сделать надлежащей, по планам и фасадам каковой для церкви на благоусмотрение и утверждение Вашего преосвященства при сем почтейнеше представляю…». Получив благословение архиерея на сооружение новой церкви, 4-го августа этого же года настоятель заключил контракт на производство строительных работ с крестьянином из села Городца Яковом Григорьевичем Моховым. В данном документе, между прочим указывалось на то, что «…на месте разобранной церкви (подрядчик обязуется - Авт.) немедленно начать согласно плану рыть рвы под новую каменную церковь, которую и класть мне под надзором господина архитектора, из приготовленных всех потребных монастырских материалов, сообразно выданному отцу строителю от духовного начальства фасаду, не отступая не мало от оного, кроме что все купола церкви снаружи украсить пилястрами…». Как и другие графические материалы, прежде в монастырской ризнице хранились следующие документы, касающиеся зимнего храма: «Фасад прежней теплой церкви и келий» (то есть фиксационный план с изображением храма XVIII века); «План и фасад на построение теплой церкви, утвержденный Преосвященным Амвросием, епископом Нижегородским и Арзамасским, августа 2 дня 1833 года». Однако ни в монастырских документах, ни в документах Нижегородской духовной консистории не называется автор-составитель данных фиксационных чертежей и проекта. К большому сожалению, не сохранились эти документы и до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=05354

Павловский Посад. Церковь Вознесения Господня на Городке. Вознесенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня , Димитрия Ростовского , Сергия Радонежского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1908. Архитектор:В.П. Десятов Ссылки:     Адрес: Россия, Московская область, г. Павловский Посад, Кооперативный пер., д. 2 Координаты: 55.78821, 38.68929 Проезд: - на электричках горьковского направления с Курского вокзала до станции " Павлово Посад " . Время в пути 1ч.10мин. - 1ч.30мин. - на автобусе 386 от станции метро " Партизанская " . Время в пути зависит от пробок на Горьковском шоссе: 1ч.20мин. - 2ч.30мин. - на автомобиле по Горьковскому или Новосовихи ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда - на электричках горьковского направления с Курского вокзала до станции " Павлово Посад " . Время в пути 1ч.10мин. - 1ч.30мин. - на автобусе 386 от станции метро " Партизанская " . Время в пути зависит от пробок на Горьковском шоссе: 1ч.20мин. - 2ч.30мин. - на автомобиле по Горьковскому или Новосовихинскому шоссе. Время в пути зависит от пробок и примерно составляет 1 час. Проезд к Вознесенскому храму в г. Павловский Посад: - авт. 20, 61, 41, маршрутка 2 до остановки " Городковская фабрика " ; Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Вознесенский Храм был основан в 1908 году благочестивым купеческим родом Кудиных. Храм трехпрестольный, главный престол посвящен празднику Вознесения Господня, левый освящен в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а правый - в честь преподобного Сергия Радонежского. иерей Марк Ермолаев Церковь Вознесения Господня с боковыми престолами во имя свт.Димитрия Ростовского и прп.Сергия Радонежского была построена в 1908 г. на пожертвования фабриканта В.И. Кудина, похороненного в ограде храма. Автором проекта был известный архитектор В.П. Десятов. В ходе строительства разработанный проект не был реализован полностью, в частности, не была построена колокольня. Перед войной церковь была закрыта, настоятель, протоиерей Алексей Воробьев (1888-1937) был арестован и 19 августа 1937 г. расстрелян. В 2000 г. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил его к лику Новомучеников и Исповедников Российских. В 1940-х гг. церковь была вновь открыта.

http://sobory.ru/article/?object=02205

По причине выгодного географического положения М. в случае необходимости исполнял функции крепости или адм. центра. Особую известность М. получил благодаря животворящему образу-керамиону Спасителя, к-рый прп. Антоний принес из Эдессы и в руках с к-рым часто изображается на иконах. По преданию, керамион - современник Нерукотворного образа Спасителя, который Христос отправил царю Авгарю . Когда плат с Нерукотворным образом Спасителя положили на глиняную поверхность (предмет посуды, табличку), он чудесным образом отразился на керамике. Керамион был помещен в кафоликоне М. и привлекал внимание множества паломников. В 1394 г., во время 3-го похода монг. завоевателя Тамерлана (в груз. источниках - Темурленг) на Грузию, М. был разорен. Еп. Марткопский Георгий спрятал икону, но был убит, и местонахождение образа осталось неизвестным ( Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 124, 144; Гоиладзе. 2002. С. 172). В М. сохранилась копия керамиона, к-рая также считалась нерукотворной. В делах московского посольства в Кахети в 1589 г. описаны кафоликон М. и его святыни: «Архиепискупия Мартукопская за горами. Церковь Преображение Христово, камена в верх. А в ней образ Нерукотворенной Господа нашего Ис Христа, обложен золотом, венец с дорогим каменьем, перед ним свеча поставная; да образ Пречистые Богородицы, обложен серебром, позолочен, и иные образы многие обложены серебром, позолочены... в церкве лежит преподобный Антоней Пустынник» ( Белокуров. 1889. С. CXXII). В 1752 г. копию привезли в Тбилиси и поместили в специально устроенной часовне. При иконе постоянно находился иеромонах для совершения богослужений и треб. Она была поновлена греч. худож. Ксантопуло ( Иоселиани. 2009. С. 102-103). В 1818 г. по распоряжению экзарха Грузии архиеп. Феофилакта (Русанова) икона была перенесена в тифлисский кафедральный собор Сиони (Монастырь Марткопи. 1890. С. 9; Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 144; Иоселиани. 2009. С. 102-103). В XIII в. католикос-патриарх всей Грузии Арсений IV (Булмаисимисдзе) (1241/42-1249/50) составил гимнографические произведения в честь Марткопской Нерукотворной иконы (НЦРГ. A 85. Л. 278 об.- 284 об.; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 219). XVII-XVIII вв. датируется Синаксарь «иконы Марткопской и святого отца Антония Марткопели» (16 авг.), где сказано: «И оставил (прп. Антоний.- Авт.) нам образ тот Господень, и доныне он невидим, а чудотворения его зримы; легче сосчитать песок в море, чем чудеса, образом сим Господним творимые» (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 393-398) .

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Полевшина. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1692 и 1694. Ссылки:   Адрес: Московская обл., Истринский р-н, с. Полевшина Координаты: 55.964798, 36.858243 Проезд:в г. Истра продолжением улицы Ленина в северном направлении служит ул. Урицкого, ведущая в Андреевское. В Андреевском правый поворот ведёт в Огниково, левый в Полевшину. Проезд с Рижского вокзала электричкой (садиться в последний вагон),далее авт 28 до ост. " Полевшино " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты «…Усадьба Полевщина, в древности Малянки, принадлежала боярам Полевым, ведущим род с XVI века, от смоленского князя Юрия Святославича. В конце XVII столетия вотчина перешла к Балк-Полевым. Представители этой семьи были не раз «возмутителями спокойствия». Так, жена Федора Балка в 1724 году принимала участие в заговоре против императрицы Екатерины I. Ее дочь в 1743 году была осуждена по делу о так называемом лопухинском заговоре. …За оградой видна Казанская церковь, навеявшая, по словам М.П. Чехова, Антону Павловичу мысль написать «Ведьму» и «Недоброе дело». Интереснейший памятник зодчества в стиле московского барокко обезглавлен, лишен кровли, разобрана его шатровая колокольня. Но даже в таком ущербном, разрушенном состоянии здание не потеряло полностью своей красоты. Возведенный в 1704 году бесстолпный храм поднят на высокий подклет. В сводчатом помещении последнего находилась усыпальница Полевых с шестью белокаменными резными гробницами. От них не осталось и следа. Не сохранилось внутреннее убранство и в верхней церкви, перекрытой высоким сомкнутым сводом, в котором виднеются отверстия глиняных голосников. Первоначально, до позднейших перестроек, здание было завершено пятиглавием. Три входа, украшенные порталами, вели в храм с гульбища, сохранившегося ныне только с западной стороны. Значительная часть кирпичных и белокаменных деталей насыщенных декором фасадов памятника уцелела, но время, непогода и, главное, беспризорность катастрофически подтачивают здание, нуждающееся в немедленном проведении работ по его консервации».

http://sobory.ru/article/?object=09887

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010