Закрыть itemscope itemtype="" > 3. О пятом и шестом днях творения Конспект занятий воскресной школы для взрослых 25.09.2016 960 Время на чтение 11 минут 1. Божественная поэзия Шестоднева 2. О третьем и четвертом днях творения О пятом дне творения ...Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? (Иов.12:7-9) «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый». На пятый день по слову Творца появляются первые одушевленные существа - птицы, рыбы и пресмыкающиеся (ползающие). Земля, украшенная прекрасной растительностью, и благоустроенная к принятию первых живых существ населяется птицами, рыбами и насекомыми. Все они появляются внезапно в своем совершенном виде, способные производить себе подобных «по роду их». Молчаливые и загадочные морские обитатели наполнили водные стихии - океаны и моря, озера и реки. Шумные птичьи стаи полетели по небосводу, наполняя воздух многоголосым пением, свистом, щебетанием, криками и карканьем. Они распространились по всей земле, находя себе отдых и пищу в ветвях деревьев. Оставив в стороне гипотезы об умопомрачительной длительности дней творения и о, якобы, постепенном развитии первых одушевлённых тварей из неких низших существ через мифические переходные формы, постараемся, не противореча и не отступая от слов Священного Писания, понять духовный смыл пятого дня в сопоставлении его с человеческой природой. Духоносный Египетский старец преподобный Макарий Великий в одной из бесед приоткрывает нам тайну творения птиц и их символическое место в сотворенном мире. В первой беседе, в рассуждении о видении пророка Иезекиля, преподобный Макарий пишет: «Истинно и несомненно было то, что видел Пророк в восхищении (славу Божию - авт.); но оно указывало и на иное, прообразовало... тайну души, имеющей принять Господа своего и соделаться престолом славы Его». И далее поясняет: «Как орел царствует над птицами, лев - над дикими зверями, вол - над кроткими животными, а человек - над всеми тварями: так и в разумной душе есть более царственные силы, то есть, совесть, воля, ум и сила любви».

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/26/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Гонимые гонители. Украинская Автокефальная Православная Церковь и советская спецслужба. Ч. 2 14.06.2018 562 Время на чтение 13 минут Агентурное детище ГПУ В то время оперативной разработкой религиозной сферы занималась 3-я группа СО ГПУ Украины. Наиболее способным сотрудником-агентуристом по этой линии считался участник эффективных оперативных игр чекистов с польской спецслужбой и Повстанческо-партизанским штабом УНР в эмиграции Сергей Карин-Даниленко (1898-1985). К его приходу в СО ГПУ УССР украинские чекисты уж доложили в ЦК КП(б)У о «полном успехе» проведенной работы по расколу Православной Церкви, что приближало конечную цель - «окончательное разложение духовенства и полный раскол Перед 3-й группой СО ГПУ УСРР, куда определили Карина, стояла задача (как говорится в материалах его личного дела) «борьбы с контрреволюционными проявлениями в религиозных группировках». Участок называли весьма сложным, т. к. репрессивные методы к клиру применялись (пока еще) «с соблюдением максимальной осторожности» во исполнение «ответственной партийной директивы». Перед ГПУ ставилась «задача негласного (т. е. агентурного. - Прим. авт.) захвата в свои руки религиозных объединений. Работа этих организаций находится под нашим плотным (но негласным) влиянием». «Крепким орешком» считалась Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ «липковщина», по имени ее лидера - «митрополита» Василия Липковского). Она характеризовалась чекистами как «весьма разветвленная и сильная шовинистическая группировка, проводящая вреднейшую работу в крестьянских массах». УАПЦ, утверждало ГПУ, «совершенно открыто проводит в религиозной форме национал-шовинистическую кампанию с ярко выраженным антисоветским уклоном». Главным же оружием безбожной власти и спецслужб стало инспирирование многочисленных церковных расколов, нестроений и простого стравливания иерархов РПЦ, противоспоставления канонической РПЦ Автокефальной Церкви. Поскольку «тихоновцы» ведут антисоветскую агитацию в «монархическом направлении», обвиняют власть в притеснениях Церкви, подчеркивали чекисты, необходимо основные усилия сосредоточить на разложении РПЦ и УАПЦ и «укрепления за их счет обновленчества».

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/14/goni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Литовская «мягкая сила» в позднесоветской Беларуси «Культпоходы непрошенных вояжеров» 22.12.2023 53 Время на чтение 9 минут Источник: Наука Вера Культура Граница Беларуси и Литвы (Источник: http://wayline.by/uploads/granica-litva.jpg) Аннотация. Гродненская область БССР в период поздней перестройки являлась полигоном, на котором различные «этнические предприниматели» отрабатывали приемы политизации этничности. Безусловным «лидером» в данном виде деятельности являлась польская сторона, в фактическом распоряжении которой находились лояльные ей влиятельные институты (римско-католическая церковь, «Союз поляков Беларуси» и др.). Некоторую активность проявляла и соседняя Литва, ставшая одним из локомотивов центробежных процессов в позднем СССР. Провокационная деятельность литовской интеллигенции в Вороновском и Островецком районах Гродненщины нашла отражение на страницах официального областного издания «Гродненская правда». Первый резонансный визит «литовского десанта» в соседние районы БССР имел место осенью 1988 г. Автор газетной заметки о данном событии отмечал, что прибывшие «гости» вели агитационную работу под прикрытием безобидных на первый взгляд культурных мероприятий. Вторым важным аспектом деятельности «литовских товарищей» стали неформальные беседы с местными жителями, в ходе которых объективно имевшим место в период горбачевской перестройки социально-экономическим трудностям искусственно придавалась этническая окраска («притеснение литовцев белорусско-русской администрацией»): «7 октября в ближнее к Гервятам литовское село Рымдюны нагрянули гости. Три десятка студентов и сотрудников Каунасского политехнического института, никого не предупредив, собрались в деревенском клубе, украсили его литовскими флагами и под предлогом безобидных «Вечорок» попытались устроить митинг. Затея не удалась, и гости разошлись ночевать по домам рымдюнцев. А назавтра по деревне поползла новость: Островецкий район, мол, вскоре присоединят к Литве. Наиболее осведомленные указывали даже конкретный срок: через пять лет. Новостью сельчане поделились и с Людмилой Андреевной (Л.А. Вербицкая – председатель Гервятского сельского Совета народных депутатов Островецкого района – авт.). Причем в разговорах она впервые за долгие годы работы уловила – нет, не враждебные, но уже настороженные нотки. Чуть позже поняла, почему. Оказывается, гости настойчиво выясняли, какие притеснения терпят местные литовцы со стороны белорусско-русской администрации» с. 3].

http://ruskline.ru/opp/2023/12/22/litovs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Антоний: " Визит патриарха Варфоломея в Киев опасен " 30.12.2020 698 Время на чтение 10 минут Интервью управляющего делами УПЦ митрополита Антония Управляющий делами УПЦ, митрополит Антоний (Паканич) в интервью Vesti.ua рассказал о вероятном решении Константинополя запретить епископат УПЦ, приезде на День независимости вселенского патриарха Варфоломея и о его амбициях стать " вторым папой Римским " . В конце ноября Синод Кипрской церкви признал ПЦУ. Что будет следствием такого решения? К сожалению, эта Церковь подошла к краю обрыва. Слава Богу, что нашлись мужественные и стойкие епископы, которые не согласить идти на компромисс со своей совестью. Я понимаю, что они находятся в трудной ситуации. С одной стороны, им необходимо хранить верность Богу, а с другой – не допустить внутреннего раскола Кипрской Церкви. Поэтому с их стороны и последовало решение со снисхождением отнестись к решению архиепископа Кипрского поминать лидера " ПЦУ " (выделено кавычками самим митрополитом Антонием – Авт.), но при этом не участвовать в службах с раскольниками и теми, кто этот раскол признал. Как мы видим, архиепископ Хризостом и его сторонники не удовлетворились этим компромиссным вариантом. Они отвергают право соответствующих епископов считать произошедшее тем, что затрагивает вопросы веры. Более того, даже прозвучали угрозы лишить их сана. Как мне кажется, если ситуация и далее будет нагнетаться, и иерархам, которые хотят сохранить верность Православию, будут насильно навязывать признание раскола, то Кипрская Церковь может сама погрузиться во внутренний раскол. Порошенко на днях сказал, что вот-вот поддержать признание ПЦУ могут еще две церковные структуры. Какие еще церкви, на ваш взгляд, способны пойти на этот шаг? Трудно сказать. Поместные Церкви ощущают на себе беспрецедентное давление. Но не будем забывать, что это религиозный вопрос, а верующий человек силен страхом Божьим, который способен противостоять страху перед сильными мира сего. Кроме того, будем надеться, что печальный пример Кипрской Церкви удержит другие Церкви от опрометчивых решений. Как бы там ни было, все в руках Божьих. Главное то, что мы стоим на правильных позициях и не предаем Православие. А как неоднократно показывала церковная история, даже практически повсеместная на определенных этапах поддержка того или иного раскола или ереси на уровне всего мирового Православия не приводила к победе раскольников и еретиков. Рано или поздно правда брала свое, и раскольники уходили навечно в память последующих поколений именно как раскольники, а не как великие патриархи или авторитетные иерархи Православия.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/30/mitrop...

Закрыть itemscope itemtype="" > Под покровительством святого Митрофана 26.03.2009 367 Время на чтение 5 минут Вот уж где суета — так это у Крытого рынка в Саратове. Одно слово — базар! Проходя здесь, люди крепко держатся за сумки и кошельки, пробегая взглядом по прилавкам пестрых от товара палаток; редко кто посмотрит выше… Голова кругом идет от броуновского движения толпы. Но если поднять глаза, сразу обнаруживается «точка опоры»: аккуратный белый купол с крестом, что возвышается над старым двухэтажным домом в самом центре базарной площади. Это — храм во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского. Метровые стены надежно защищают от город­ского шума. Высокие кирпичные печи работают исправно: в храме тепло, уютно. Только что закончилась служба, прихожане, тихо переговариваясь, не торопятся расходиться. Кто-то чистит подсвечник, кто-то у свечного ящика пишет записки… — Вот здесь новая история храма и начиналась; тут была комнатка размером два на три метра,— настоятель храма священник Геннадий Пастухов рукой прочерчивает в воздухе границы помещения, первоначально выделенного под храм.— А буквально за стенкой студенты были, пока кафедра (кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Саратовского медуниверситета.— Авт. ) не выехала. Народ шумный, беспокойный. Тяжело было… Батюшка рассказывает, а я смотрю на большую то ли картину, то ли фотографию на дальней стене: на фоне по-саратовски светлого, словно выцветшего неба — большой и надежный, как хороший корабль, белоснежный храм. Такой была Митрофановская церковь сто лет назад. Трудно поверить и невозможно представить, но когда-то в Саратове на этом месте было обширное болото, заросшее лесом. Даже дикие утки водились в зарослях! В начале XIX века болото осушили. А в 1838 году на образовавшейся пустоши выстроили каменную церковь в честь Вознесения Господня. Вскоре к ней был пристроен придел во имя святителя Митрофана Воронежского, по которому церковь в народе стали называть Митрофановской. От нее пошло и название близлежащей площади с базарными рядами — их также стали называть Митрофановскими. В 1864 году к церкви была пристроена каменная колокольня, в 1910 году выстроена часовня.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Развитие работы по противодействие наркомании и алкоголизму в Татарстанской митрополии Из книги «Развитие православия в Татарстане в 2015-2017 годах» 07.02.2018 855 Время на чтение 25 минут Из книги: Развитие православия в Татарстане в 2015 - 2017 годах (Татарстанская митрополия Русской Православной Церкви)/Авт.-сост. канд. ист. наук И.Е. Алексеев, А.В. Климин. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - С. 148 - 158.(1) В Татарстанской митрополии продолжается активная работа по противодействию алкогольной, наркотической и другим пагубным зависимостям. Это важное направление церковного служения регламентируется документом «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых», принятым на заседании Священного Синода 26 декабря 2012 г., и «Концепцией Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма», принятой на заседании Священного Синода 25 июля 2014 г. О важности борьбы с этими страшными недугами нередко говорит в своих проповедях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Так, в обращении к участникам крестного хода и молебна перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», прошедшего 18 мая 2015 г. на центральной площади г. Серпухова, Предстоятель РПЦ подчеркнул: «Из сердца человеческого могут исходить злые помыслы и злые дела. И одно из таких страшных дел - это пьянство. Очень много боли и скорби приносит этот недуг.У святого Василия Великого есть очень сильные слова: пьянство - это начало безбожия, потому что Бог познаётся в том числе и разумом, а разум от пьянства помрачается. Если продолжить мысль святого Василия, то пьянство не только начало безбожия, но и начало гибели человеческой, разрушения жизни, разрушения семьи, разрушения основ народного бытия». В обращении к верующим 11 сентября 2016 г. по случаю Всероссийского дня трезвости Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что алкоголизм и наркомания часто становятся причиной необдуманных и даже преступных действий. Поэтому РПЦ обращается ко всем людям с призывом отказаться от употребления алкоголя.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Там, где шумят струи Арагвы и Куры 16.08.2018 776 Время на чтение 10 минут ...Там, где, сливаяся, шумят,//Обнявшись, будто две сестры,//Струи Арагвы и Куры,//Был монастырь. Из-за горы//И нынче видит пешеход//Столбы обрушенных ворот,//И башни, и церковный свод... Такой увидел православную Грузию великий поэт Михаил Лермонтов. Благодаря его поэме «Мцыри» прославился в русской литературе грузинский монастырь Джвари. Поговаривают даже, что в этом монастыре писатель встретил старого монаха, рассказ которого и послужил основой для поэмы. Святыни Грузии веками привлекали не только мастеров пера, но и паломников из разных частей света. В связи с политическими событиями последних десятилетий поездки в эту гостеприимную страну из России стали реже. Но некоторым паломникам всё же удается посетить Грузию, и она открывается им как большое и доброе сердце, наполненное светом и любовью. О Священной Иверии наш сегодняшний рассказ. Очень много тепла О поездке по святым местам Грузии Вера Анатольевна Косенко - библиотекарь саратовского храма Казанской иконы Божией Матери и гид паломнической службы - узнала от своей знакомой из Самары. Набиралась совмещенная группа паломников из разных городов, и женщина решила не только поехать сама, но и пригласить прихожан из своего и других городских храмов. Времени на сборы было мало - всего две недели. Развесили объявления по храмам Саратова - откликнулось всего несколько человек. Организовали небольшую группу и отправились в путь. - Дорога предстояла неблизкая, полная искушений, душевных и физических трудностей. Но с молитвенной поддержкой священника (сопровождал паломников протоиерей Александр Пушин из храма святителя Николая Чудотворца города Уральска.- Авт. ) длинную дорогу преодолели легко и на одном дыхании, так как нас ждала Иверия - первый удел Пресвятой Богородицы. Мы много молились, читали акафисты Божией Матери, Николаю Чудотворцу... Мы волновались, но, как оказалось, напрасно. В Грузии мы встретили настоящую братскую любовь, - рассказывает моя собеседница.

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/2018-...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Чего нам бояться раскола?» - каминг-аут митр. Софрония Олег Мономах о свежем интервью идейного борца за «автокефалию» 18.05.2018 1095 Время на чтение 5 минут В одном из легиона христофобских ресурсов киевского режима появилось интервью митрополита УПЦ (МП) Софрония (Дмитрука). Он подтвердил, что подписал обращение, инициированное президентом Порошенко к патриарху Варфоломею о предоставлении Украине автокефалии. Правящий архиерей канонической Церкви открыто встал в ряды раскольников, в цепочку за «патриархом УПЦ КП Филаретом» и «митрополитом УАПЦ Макарием». При этом м. Софроний сообщил, что в УПЦ он не один такой: «Скажу так, что до десяти епископов с нашей стороны поддерживают заявление». Это сообщение м. Софрония «о десяти епископах» тут же стали тиражировать определённого толка СМИ. При этом сам м. Софроний назвал только одно имя, и то, не утверждая, а передавая как слух: «Мне говорили, что еще владыка Виссарион там есть (среди подписантов. – Авт.)» Речь о митрополите Овручском и Коростенском Виссарионе (Стретовиче). Что значит, «мне говорили»? Словосочетание попахивает лукавством . Возможно, Драбинка. Однако сам митр. Виссарион никаких заявлений на этот счёт не делал. Более того, на сайте его епархии в рубрике «Новости епархии» было размещено интервью митрополита Бориспольского и Броварского Антония (Паканича) «Поместные Православные Церкви мира негативно относятся к идее предоставления автокефалии раскольникам» - отрицающее «автокефальные инициативы». А ещё ранее, в феврале, на сайте владыки Виссариона была дана информация о том, что верующие Овручской епархии протестовали с плакатами против приезда к ним «епископа киевского патриархата». На одном из плакатов, например, были слова св. Киприана Карфагенского, что руководители раскола «раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что и кровь мученическая не может загладить его». Надо сказать, никаких подобных материалов на сайте Софрония нет. Там мы видим не протест против раскола, но прямой призыв к расколу – в интервью, о котором речь.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/18/ch...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Я радуюсь тому, что являюсь участником события исторического значения...» Первосвятительский визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Татарстан и закладка памятного камня в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря 12.02.2018 501 Время на чтение 66 минут Из книги: Развитие православия в Татарстане в 2015 - 2017 годах (Татарстанская митрополия Русской Православной Церкви)/Авт.-сост. канд. ист. наук И.Е. Алексеев, А.В. Климин. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - С. 43 - 70.(1) За весь «постсоветский» период истории состоялось три патриарших визита в Татарстан. 31 августа - 2 сентября 1997 г. и 21 июля 2005 г. республику дважды посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (А.М. Ридигер). 20 - 21 июля 2016 г. в Татарстане с визитом находился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (В.М. Гундяев). При этом два последних приезда Предстоятелей Русской Православной Церкви (РПЦ) были непосредственным образом связаны с Казанской иконой Божией Матери и Казанским Богородицким монастырём (КБМ). Основной целью визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 21 июля 2005 г. стала передача в г. Казань почитаемого списка Казанской иконы Божией Матери, подаренного (в официальной церковной трактовке - возвращённого) в 2004 г. Московскому Патриархату Папой Римским Иоанном Павлом II (К.Ю. Войтылой). При этом постоянным местом пребывания образа, за которым в связи с этим закрепилось название «Ватиканского», был определён Крестовоздвиженский собор КБМ. Первосвятительский визит в республику нынешнего Предстоятеля РПЦ, проходивший 20 - 21 июля 2016 г., стал первым за всё время его патриаршества. Главным пунктом программы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стала закладка памятного камня (капсулы) в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери КБМ. Это значимое церковное и общественное событие ознаменовало собой окончание подготовительного этапа реализации проекта, осуществляемого в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан (РТ) Р.Н. Минниханова от 4 ноября 2015 г. УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери».

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Языковой фактор в функционировании римско-католической церкви в Советской Беларуси периода перестройки 07.12.2023 54 Время на чтение 8 минут Источник: Наука Вера Культура Костел в агрогородке Раков Воложинского района Минской области (Источник: Аннотация Статья продолжает цикл публикаций о католической церкви в Беларуси периода горбачевской перестройки. Советские чиновники, отвечавшие за религиозную ситуацию в республике, осознавали полонизаторский потенциал костела. Однако их осторожные попытки стимулировать священнослужителей использовать белорусский и (реже) русский языки в проповедях и богослужениях не имели заметных успехов и наталкивались на сопротивление верующих-католиков. Источниковую базу статьи составили документы Национального архива Республики Беларусь. Для чиновников Совета по делам религий в период перестройки стало очевидно, что католическая церковь выступает одним из главных проводников польской национальной идеи на белорусских землях. Особую настороженность вызывали ксендзы, прибывшие для службы из Польши (к концу существования СССР они составляли почти половину всех католических священнослужителей республики). С 1989 г. в документах фонда Уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Белорусской ССР фиксируются материалы (аналитические записки, письма и др.), авторы которых с явной симпатией характеризовали деятельность католических священников, выступавших против традиционного стереотипа «католик – значит поляк». Например, в справке о состоянии контроля за соблюдением религиозных культов в Мядельском районе Минской области, составленной старшим инспектором Совета А. Козиком в 1989 г., описывались особенности ведения документов (книги религиозных обрядов) ксендзом В. Гринкевичем: «В графе “вероисповедание” записано у всех, естественно, католик, а в графе “национальность” – белорус. Белорус, а не поляк, как считают многие ксендзы. Он (В. Гринкевич – авт.) просил оказать ему помощь в получении катехизисов на белорусском языке в неограниченном количестве» л. 89].

http://ruskline.ru/opp/2023/12/07/yazyko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010