Но он не довольствовался общими представлениями мысли о будущем и всеобщем суде. Соображая времена и события, св. Григорий чувствовал близость того дня и часа, о котором никто не знает на земле, и даже ангелы на небе, и своим чувством делился с народом, сходившимся слушать его беседы. С ним было то же, что бывает со многими сильными людьми, сосредоточенными на своей мысли: освоившись с нею в уме, они готовы видеть пред собою близкое её осуществление. В ряду бесед св. Григория Двоеслова первое место занимает беседа о знамениях кончины мира, и близости последнего суда, произнесенная в храме св. ап. Петра во 2-ю неделю рождественского поста. Поставленная во главе всего собрания бесед, она служит как бы общим заглавием, в котором выражена основная тема, раскрываемая частнее в других дальнейших беседах. Выступая первый раз на кафедру пред своею паствою, св. первосвященник римский естественно должен был высказать пред нею то, что более занимает его душу и что ближе всего к его сознанию. Обстоятельства, среди которых вступил на кафедру св. Григорий Великий , настраивали мысль на подобные представления. При общем тягостном политическом положении Италии, опустошаемой врагами, разразилась над Римом беда особенная. Город пострадал от страшного наводнения Тибра, нанесшего гражданам чрезвычайные опустошения. После наводнения открылась моровая язва вследствие того (как объясняют историки) 262 , что разлившаяся вода унесла в море множество змей, а потом трупы их волнами моря выброшены были опять на сушу, и эти гниющие трупы заразили воздух. В Риме смертность открылась страшная, люди падали на улицах 263 , унесен в могилу сам папа, предшественник Григория многие дома остались совершенно запустелыми, без жителей. Язва была тем страшнее и разительнее, что «смерти не предваряла болезнь, и каждый пораженный похищался смертью прежде, чем успевал подумать о своей опасности и обратиться к слезам покаяния». При таких обстоятельствах Григорий, занимая должность дьякона, учреждает седмиобразное моление (процессию из седми церквей города Рима), призывая народ к этому молению особым словом, в котором напоминает народу о гневе Божием и советует слезами, покаянием и очищением сердца отвратить этот гнев Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Аполлоний вышел из коляски Человекобога и немедленно полетел прямо по воздуху осматривать свои батареи и батальоны. Его приветствовали громогласные клики войск, над которыми он пролетал. - А бесов-то над ними сколько! Больше чем все эти ополчения, — произнес прозорливый старик. - Так и реют, как мошки, до самых небес… Ей, гряди Господи Иисусе… - Идет, идет, — вдруг радостно заторопилась Лидия. - Господь идет! Дети, смотрите. Она в восхищении упала на колени, и вся толпа благоговейно последовала ее примеру. Раздалось общее пение: “Слава в вышних Богу”. Валентин различал только светлое облако, которое все разрасталось в небесных вратах. - Где Господь?, — тихо спросил он детей. - А вон, вон, — отвечали шепотом детские голоса. А за Ним воинство, ангелы на белых конях, одеяния белые, блестящие… - Да очнись, Валентин, — прошептала Лидия, — теперь ты можешь увидеть: свершилось! И вдруг громовыми раскатами весь мир потрясла труба Архангела. Валентин почувствовал, что в нем все затрепетало, прояснело, просветилось, и он увидел небесное, как видимое земное. За мгновение перед этим в лагере Антиоха все было зашевелилось к бою, батареи начали действия. Но Ангел с солнца уже воскликнул: “Собирайтесь, птицы небесные, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, и всех великих и малых”. И произошло невообразимое смятение. Сверху посыпались бесовские ангелы, поражаемые небесными ратями Архангела Михаила, закрутились в дыме ополчения Антиоха, как пыль, сдуваемая ветром, схвачены сами Антиох с Аполлонием и брошены в озеро огненное, чтобы гореть вечно с Люцифером и его приспешниками. В мгновение ока рухнули гордые мечты человеческого и сатанинского безумия. Совершилось. Воцарился Господь Вседержитель! Рухнули мечты самоутверждения, дозревшие до безумия, а с ними разрушалась и прежняя тварь, которую безбожники вообразили самобытной. Весь мир запылал в огне. Небеса свертывались, как до конца исписанная хартия, уже более не нужная . На их черном фоне, освещенном багровым пламенем, сыпались звезды и преображались миры. Былое отходило в небытие. Господь творил все новое, и все изменялось, все проникалось новой силой. Безграничный черно-красный купол упраздняемого космоса пронизывали золотисто голубые просветы Нового Иерусалима, сходящего свыше на то, что прежде было землей. Рождалось новое небо и новая земля.

http://azbyka.ru/fiction/v-poslednie-dni...

О дальнейшей судьбе этого места в пророческом слове сказано: «…сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его; и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило. За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места. И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их» ( Иер.7:30–33 , см. также 19:3–7, ср. Ис.30:33 ). Во времена царствования Иосии возобновилась борьба с идолопоклонством: «И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Енномовых, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху…» ( 4Цар.23:10 ). По существу, место это было превращено в городскую свалку, куда среди прочего бросали и трупы преступников. Чтобы оно не стало рассадником заразы, все сброшенное сюда сжигалось, причем огонь горел здесь постоянно. Так эта долина стала вещественным знаком ужасного конца и всепожирающего огня Господня, геенной огненной. В Н.З. она — символ грозного возмездия: зло, которое должно быть уничтожено, «подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ). Так, о книжниках и фарисеях сказано: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» ( Мф.23:33 ). Господь говорит: «Если… правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф.5:28–30 , ср. 18:9). см. также: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 , см. также Мф. 23:15 ; Иак.3:5–6 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Есть еще особенное отличие в молитве новозаветного человека от человека ветхозаветного. Не только великий свет осиял его и душу и молитву, но ему еще дана заповедь, которой не знал Израильтянин: „молитесь, чтобы не впасть в искушение“ 1867 „молитесь за обижающих вас“ 1868 ; „просите во имя Господа Иисуса“ 1869 и все даруется вам; „непрестанно молитесь“ 1870 и „когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши“ 1871 . Но еще более того, Господь Сам научил нас молиться, даровав нам молитву „Отче наш“, и обещал что „если двое из вас согласятся просить о всяком деле.... то будет им от Отца Его небесного. Ибо Он сказал: „где двое или трое собраны во имя Мое там Я посреди их“ 1872 . Таково в исполнении своем великое пророчество произнесенное Исаиею о жизни нового общества, ведомого Господом Иисусом „к новому небу и новой земле, на которых обитает правда“ ( 2Пет. 3:13 ). В последнем стихе последней главы своей книги Исаия произносит приговор нечестивым и отступникам от Бога, которым произносил он угрозы в последних стихах глав 48-й, 50-й и 57-й. 24. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет, и будут они мерзостью для всякой плоти. Сравни слова Господа, Мк. 9:42–48 и Ин 5об участи творящих добро и творящих зло по их воскрешении в день суда. Вспомним при этом слова великого тайновидца и начертателя ветхозаветного Апокалипсиса, Даниила (с гл. VII по XII, 13), который вещал: „и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление“ ( Дан. 12:2 ). Все без исключения люди призваны к Господу по милосердию Его, но те, которые отступили от Господа и не верят в Сына Божия: „не увидят жизни, но гнев Божий пребывает на них“ ( Ин. 3:36 ). Отступники от Бога и неверующие в Сына Божия суть трупы: они сами гасят в себе ту „жизнь и тот свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир“ 1873 . Отказываясь от Источника света, они пребывают во мраке, „мня себя мудрыми, они обезумеют“. (Ср. Рим. 1:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

—355— словом учения и другими духовными действиями пастырей Церкви, воспрещаемы и изгоняемы правительством; упорные поборники сих исчадий, враждебных истине и Церкви Христовой и возмущающих мир православного государства или всего православного мира, будут поражаемы совокупно гражданским и церковным судом. Так пастыри Церкви, при содействии поборающей по Церкви верховной гражданской власти, воспользуются властию поражать врагов Православия даже вселенским церковным судом, отлучениями и анафемами от лица всей Церкви, пред всем миром; а верховные владыки Империи, по единодушному согласию с учителями и пастырями Церкви, осужденных церковным судом, будут признавать и государственными преступниками, лишая их удобств жизни, прав и выгод гражданства, вообще подвергая их гражданским наказаниям по своему благоусмотрению и изволению, как врагов общественного и даже вселенского спокойствия и мира. Таково поприще для Илииной ревности и Моисеевой Боговидческой мудрости этих двух, воздвигнутых во вселенной, свидетелей Христовых! И егда скончают свидетельство свое – так продолжается пророчество о двух вдохновенных свыше провозвестниках христианства – зверь, иже исходит из бездны, сотворит с ними брань, и победит их и убиет я. И трупы их оставит на стогнах града великаго, иже нарицается духовне Содом и Египет, идеже и Господь наш распят бысть. И зрети имут от людей и племен, и от язык и от колен, телеса их дни три и пол, и трупы их не оставят положити во гробех: и живущии на земли возрадуются и возвеселятся о них, и дары послют друг к другу, яко оба сии пророка мучиша живущия на земли, (ст. 7–10). Символическое значение двух пророков Христовой истины, о которых говорится от начала до конца выше приведенных стихов, показывает, что и вся здесь речь имеет смысл не собственный, а иносказательный или символический. То же видно и из некоторых частных черт сего изображения судьбы двух пророков. Так, зверь, исходящий из бездны и сражающийся с пророками, очевидно, есть образ, а не зверь в собственном смысле. Что град великий надобно разуметь в духов-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

     - Батюшка Андроник, прости меня, прости, Христа ради! - парень повалился в ноги батюшке.      - Вставай, орясина, Бог простит! И чтобы более не унывать!      Иеромонах Филарет впоследствии говорил мне, что душа отца Андроника, очищенная многими скорбями, была преисполнена благодатных даров Святого Духа, и батюшка имел от Бога дар видения внутреннего состояния человека и знал, каким путем вести каждую душу ко спасению.      Затем у меня с ним состоялся разговор:      - Батюшка Андроник, меня тяготит и преследует страх за содеянный грех в том, что я, шесть лет работая в больнице патологоанатомом, вскрывал трупы умерших. Как мне искупить этот грех?      - Это не грех, - сказал батюшка, - ты это делал для пользы живых, поучая врачей и показывая их ошибки в диагнозе и лечении. А потом, трупы наши - это все равно что дрова. Все одно идут в землю в бесчувствии и превращаются в персть земную до Страшного суда, когда мы все получим новое тело. Как сказал апостол Павел: " Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Сеется в уничижении, восстает в славе " .      Батюшка Андроник как-то ласково поглядел на меня, взял меня за руки и сказал:      - А ты ведь наш и со временем тоже станешь монахом.      Гулко зазвонили соборные колокола, мы встали, перекрестились и пошли в храм Божий.      Напоследок скажу, что, как и в Глинскую пустынь, не прерываясь, шел народный поток к праведным старцам, так и после закрытия пустыни со всей страны шли и ехали к ним, в либеральную по тем годам Грузию, чтобы припасть к источнику живой веры Православной, к Глинским старцам Христовым.      За обедом митрополит Зиновий посадил меня рядом. Я расспрашивал его о пустынниках Кавказских, об их жизни. А он, в свою очередь, осведомился, есть ли пустынники в России? Я ему сказал, что у властей в России длинные руки, и они такие дела пресекают, но в глухих и отдаленных местах Сибири и Урала и еще горного Алтая пустынники есть, но больше из старообрядцев, и есть даже целые потаенные скиты. Владыка одобрительно покивал головой:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2081...

По воспоминаниям современника и очевидца этих событий, Алексея Сапожникова, " местом расстрелов стала городская свалка, а в отдельных случаях задержанных выводили на улицу и убивали тут же у дома. Все это происходило ночами, по-видимому, днем даже профессиональным убийцам эта бойня безоружных людей казалась неудобной " . [ 23 ] Трупы казненных зарывали в специально приготовленных ямах, либо выбрасывали в море, привязав к ногам груз. Оставив Евпаторию, перенесемся на Южный берег Крыма. В начале января 1918 г. здесь разыгралась своя кровавая драма. 13 января 1918 года курортный город Ялта и его окрестности после четырехдневного сопротивления со стороны эскадронцев (крымскотатарских вооруженных формирований) и офицерских дружин были захвачены большевиками, преимущественно командами матросов с миноносцев " Керчь " , " Гаджибей " и транспорта " Прут " . Практически сразу же в городе начались массовые аресты. Схваченных офицеров доставляли на стоявшие в порту миноносцы, допрашивали, затем выводили на мол и расстреливали. Так всего за три дня красногвардейцы казнили более ста человек. [ 24 ] Живший в то время в Крыму известный политик и общественный деятель, князь Владимир Алексеевич Оболенский, приводит в своих воспоминаниях следующие подробности совершаемых большевиками кровавых расправ: " ...В Ялте офицерам привязывали тяжести к ногам, и сбрасывали в море, некоторых после расстрела, а некоторых живыми. Когда, после прихода немцев, водолазы принялись за вытаскивание трупов из воды, они на дне моря оказались среди стоявших во весь рост уже разлагавшихся мертвецов... " [ 25 ] Не всех арестованных доставляли на миноносцы. Некоторых красногвардейцы и матросы убивали прямо на улицах, на глазах горожан, и тут же грабили трупы. Так погиб прапорщик Петр Савченко, покинувший обстреливаемый орудийным огнем санаторий Александра III, где он находился на излечении. Передвигающегося на костылях молодого офицера лишили жизни за то, что он не смог ответить, куда направились татарские эскадронцы.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/05/...

Это пророчество сбылось в VI веке до Рождества Христова, когда вавилонский царь Навуходоносор завоевал Иудею, разрушил Иерусалим, разграбил и сжег Храм. Тогда же была навсегда утрачена величайшая святыня еврейского народа — ковчег Завета, а тысячи еврейских семей как рабы были угнаны в Вавилон. Так духовный разврат, средоточием которого была долина Енномова, кончился для иудеев эпохой Вавилонского пленения. Когда евреи вернулись из плена на родную землю, Ге-Енна стала для них местом, вызывающим ужас и отвращение. Сюда начали свозить мусор и нечистоты со всего Иерусалима, а для обеззараживания отходов здесь постоянно поддерживался огонь. Ге-Еннон превратился в городскую свалку, на которую выбрасывали также и трупы казненных преступников, потому что иного употребления этой оскверненной языческими культами земли, иудеи себе не представляли. Долина Енномова навсегда осталась для евреев символом язычества, разврата и гибели. Смрад и никогда не потухающий на свалке огонь столетиями царили там, откуда некогда разливалась духовная зараза, погубившая Израиль во времена Навуходоносора. Вонючая городская свалка Ге-енна являлась для иудеев частью их быта, такой же простой и понятной, как сжигание плевел после обмолачивания зерна. Эти образы огненного уничтожения отходов, стали яркими метафорами Евангельской проповеди. Христос употреблял их, чтобы слушающие Его люди как можно глубже прониклись мыслью о гибельности греха. Слова же о неугасающем огне и неумирающем черве — буквальная цитата последнего стиха книги пророка Исайи, также прекрасно знакомой иудеям. И там эти слова тоже относятся вовсе не к душам, а к телам погибших врагов Божиих: и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет (Исаия 66:24). За всеми этими страшными символами, безусловно, стоит не менее страшная духовная реальность. Нам, к счастью, невозможно постичь ее до конца, поскольку полностью эта реальность открывается лишь нераскаянным грешникам после смерти. Но хотя бы отчасти понять причины адских страданий можно, ознакомившись с учением о страстях, которое было составлено святыми Отцами Православной Церкви. Взбесившийся ротвейлер

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

– Слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но и звери умирают за Тебя!» с. 633]. Мученик Андроник (12 октября) «Выпущен был медведь... И когда он подошел к Андронику, сел и начал лизать раны его. Андроник же, терзая, раздражал его, чтобы он его съел, но тот был кроток. Разгневанный проконсул приказал копьеносцам убить медвед я» с. 276]. Священномученик Никон (27 марта) «Святой, привязанный к коням, простер на них правую руку и осенил их крестным знамением, и кони тотчас сделались кроткими, как овцы, и стояли, как вкопанные, не двигаясь с места, сколько слуги ни били их и ни понуждали вожжами и уздой. Видя это, мучитель разгневался и повелел перерезать у коней жилы на ногах» с. 441]. Священномученик Емилиан (18 августа) «Максимиан приказал... бросить Емилиана на съедение зверям, но звери не причинили святителю Божию никакого вреда, потому что Сам Господь, явившийся угоднику Своему, был тут. Христос сказал ему: – Мужайся, Емилиан, добрый и верный раб Мой! И звери успокоились: львы и леопарды сделались кроткими, как ягнята, и одни лизали ноги Святого, а другие – руки его. При виде таких чудес народ закричал: – Велик Бог христианский! Пусть раб Его будет отпущен на свободу. И в этот день уверовало во Христа тысяча человек. В страшном гневе на народ Максимиан выслал на него вооруженных воинов и приказал им убивать тех, кто прославлял Христа... Кроме того, по приказанию разгневавшегося правителя, были перебиты и звери, не причинившие вреда мученику . Видя избиение зверей, Емилиан воскликнул, сказав: – Слава Тебе, Христе Боже, ибо за Тебя умирают не только люди, но и звери с. 312]. Любопытное свидетельство содержится в житии святого великомученика Пантелеймона . В нем повествуется о том, что зверей, отказавшихся пожирать святых мучеников, разъяренный царь приказал убить, а трупы их оставить как падаль. Но Бог сотворил знамение на телах зверей, ставших мучениками за Христа: «Убитые люди, взятые своими, преданы были погребению, а звери были оставлены на съедение псам и плотоядным птицам. Но и тут совершилось великое чудо: звери эти много дней лежа­ли без всякого прикосновения не только со стороны псов, но и птиц, и мало того – трупы их не издавали запаха » с. 633].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Готового плана перезахоронения у ребят не было, куда везти трупы никто не знал, где их прятать – также. Поэтому решили попробовать сжечь хотя бы часть расстрелянных, чтобы их число было меньше одиннадцати. Отобрали тела Николая II, Алексея, царицы, доктора Боткина, облили их бензином и подожгли. Замороженные трупы дымились, смердели, шипели, но никак не горели» . Поэтому считаю, что: Сжечь или скрыть? Верх-Исетский завод Кроме того, если цареубийцы с самого начала планировали сжечь тела убиенных, то возникает закономерный вопрос: зачем нужно было везти их на Ганину Яму, где не было ни дров, ни древесного угля, когда проще было бы сжечь в мартеновском цехе Верх-Исетского завода, где и дрова, и уголь были? Вспомним, что отряд П. З. Ермакова состоял преимущественно из рабочих Верх-Исетского завода, которые могли запросто подсобить в таком деле. Оцепили помещение, подогнали ночью машину и сожгли до пепла?! Известно, что сподручный П. З. Ермакова В. И. Леватных как раз был мастером в мартеновском цеху этого завода. Из действий чекистов видно, что они планировали не уничтожить Царские останки, а именно сокрыть! Для чего Я. М. Юровский повез три лопаты в сторону Коптяков? По свидетельству агента уголовного розыска И. М. Сретенского, опрашивавшего садовника С. Полкова, «за несколько дней до бегства большевиков из Екатеринбурга его позвал Войков и секретно спросил, есть ли у них и сколько лопат. Полков сказал, что найдется лопаты три. Лопаты Полков приготовил. Это были, по его словам, обыкновенные железные садовые лопаты» . Воспоминания своего отца С. Полкова дополнял его сын Павел Полков, 13 лет: «Приехал к ним какой-то неизвестный с черной бородкой [Юровский]. Он сел в экипаж, запряженный особо для него, и увез с собой лопаты» . Затем Павел вспоминает, что Я. М. Юровский приехал к дому Ипатьева, из которого вышла группа людей, «они сели на экипаж, где был сверток с лопатами, и уехали в сторону Главного проспекта» . Через один-два дня эти лопаты принес какой-то пленный австриец. «Они, как и рессорный экипаж, были запачканы глиной» . Исходя из показаний Лобухина младшего и гражданки Суслопаровой, которые утверждали, что «автомобиль, дрожки и коробк и» проходили в ночь с 18 на 19 июля 1918 года, можно сделать вывод, что помятый «одноконный рессорный экипаж» и испачканные глиной лопаты были возвращены 19 июля 1918 г.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/18/kritik...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010