ПЕЛА ПЕЛА новг. пелёва ж. олон. влад. тул. тамб. пелы мн. перм. плевелы, пушина, мякина, полова, южн. пелева, зап. обоина зернового хлеба, при обмолоте, лузга, шелуха и все части колоса, измельченные молотьбой, что остается за ворохом, по отвейке зерна. Пеловый хлеб, мякинный, плохо отвеянный. Пелевный корм. Пелевня, пеловня, пелевница ж. новг. твер. тамб. половня, мякинница, или сарай для мелкого скотского корму. Пелечник, пельник, пск. твер. то же. Пелега ж. калужск. часть луба, кора, сдираемая при очистке лыка. Пелеговать? тоб. меледить, перебирать пальцами, руками попусту. Пеледа ж. калужск. распушка, стреха на скирде; влад. стена овина, плетневая, утыканная и ухиченная соломой; калужск. моск. орл. свес соломеной крыши, стреха; навес гумна, крыша овина; покрышка на скирдах, одоньях. Пелед м. яросл. Пелед вологодск. костр. пеледа, стенки овина, ухичаемые соломой, и самая ухитка эта, окутка. Пеледить что, моск-руз. ухичать, кутать, покрывать. Пора избу на зиму пеледить. Влад. гатить, устилать хворостом и засыпать землей. Пеледь ж. рыба Salmo corregonus. Пележить что, моск. Пеледить, ухичать избу на зиму соломой и обсыпать. Пелехать? влад. вяло и неспоро идти, вперевалку. Пелька ж. новг-бор. детская пеленка. Новг.-тхв. передняя часть рубахи, отворот косоворотки и самая застежка; пск. часть всякой одежды, закрывающая грудь. Пск. деревянный совок? Пелена ж. вообще, широкая, или сшитая полотнищами ткань, для покрытия чего; ткань, для обвою, обертки чего. Стол накрыт белой пеленою, скатертью. Окна завешены цветными пеленами, занавесками. Пелены постельные, простыни. Гробные пелены, плащаница, во что в древности, а иные народы и поныне, завивали трупы. Убрусец, подвешиваемый под икону, нередко шитый золотом, низанный. На образ убрус, под образом пелена. Пелена младенца, пеленка, простынька, в которую кутают его, доколе он не носит одежи. Церк. плат, с нашитым крестом, для покрытия престола и жертвенника. Какова пелена (т. е. ткань), такова ей а цена. Я еще в пеленках – а уж лень моя с теленка! Оленка в пеленках. Накитка у титьки.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТИХИЙ И ФЛОРЕНТИЙ [лат. Eutychius (Eutitius, Euticius), Florentius] († 1-я пол. VI в.), преподобные Нурсийские (Италийские) (пам. 23 авг.; пам. зап. 23 мая, 28 дек.). Свт. Григорий I Великий в 15-й гл. «Диалогов о жизни италийских отцов» ( Greg. Magn. Dial. III 15) передает рассказ пресв. Санктула о Е. и Ф., согласно к-рому в Нурсийской пров. жило 2 отшельника: Ф. подвизался в молитве, Е. проповедовал христианство местным жителям. После смерти настоятеля одного из окрестных мон-рей братия просила Е. стать их духовным наставником. Преподобный согласился и в течение мн. лет управлял обителью. По молитве Ф., жившего в уединении, Бог послал ему помощника - медведя, к-рый пас овец и возвращался точно в указанное время. 4 монаха из мон-ря Е. позавидовали дару Ф. творить чудеса и убили зверя. Ф. проклял их. Вскоре они тяжело заболели и умерли. Узнав об этом, Ф. раскаялся в произнесенных словах; всю жизнь он плакал об иноках, считая себя убийцей. В др. раз некий диакон, пришедший к святому, испугался множества змей, обитавших возле его келлии. По молитве Ф. раздался гром и молния истребила гадов, а прилетевшие птицы унесли их трупы. Е. прославился посмертными чудесами: во времена лангобардов (с 568) в засуху местные жители устраивали молебны и процессии с одеждой Е., после чего шел дождь (последний раз подобное чудо было зафиксировано в 1492). Хронист Флодоард Реймсский (X в.) в соч. «О триумфах святых в Италии» переложил в стихотворной форме рассказ о Е. и Ф. с нек-рыми деталями. Повествование о Е. из «Диалогов» свт. Григория вошло в легендарное сказание XII в. об одноименном пресвитере из Суриана в Тусции (Тоскане), пострадавшем во время гонения имп. Диоклетиана (303-305) (BHL, N 2780b). Согласно этой легенде, прежде чем вступить на путь благочестия, Е. долго скитался: сначала он жил в окрестностях г. Вольсинии (ныне Больсена, обл. Лацио, Италия), а затем поселился в Касторианской долине близ г. Нурсия (ныне Норча, обл. Умбрия, Италия), где и встретил Ф.

http://pravenc.ru/text/187594.html

В сказании повествуется о знатном сарацине, отправленном дядей по какой-то надобности в город, где находился древний храм вмч. Георгия. Сарацин пожелал расположиться с вещами и прислугой прямо в храме, а также поместить там 20 верблюдов. Чудесным образом при входе в храм все верблюды пали замертво. Сарацин приказал выкинуть их трупы, но остался в храме и присутствовал на богослужении. Когда прихожане причащались, сарацин вместо вина и хлеба вдруг увидел кровь и части тела разрубленного младенца. В негодовании он обратился к священнику, к-рый объяснил ему, что так проявляется великая Божия милость, ведь даже священник не удостаивался такого видения. После наставлений и увещеваний священника сарацин пожелал принять св. Крещение, однако священник отказывался совершить таинство, поскольку боялся мести его дяди. Сарацину пришлось отправиться на гору Синай, где он крестился и углубился в изучение Псалтири. Спустя нек-рое время он принял постриг с именем Пахомий. После 3 лет пребывания на Синае он решил вернуться в родной город. Придя к дяде, он стал убеждать его принять христианство, но дядя, несмотря на радостную встречу, пытался заставить его отречься от христ. веры, обещая безбедную жизнь во дворце и предлагая вместо рубища золоченые одежды, но, видя твердость племянника, решил отпустить его. Однако др. сарацины не позволили Пахомию уйти: они схватили его и подвергли страшным мучениям, заставляя отречься от веры во Христа. Пахомий стойко перенес все истязания, до последнего момента поучая мучителей. В ночь его смерти жители города наблюдали знамение - над местом, где лежало тело мученика, с небес сошла звезда, и мн. видевшие это уверовали. Соч.: Sermo Historicus//ActaSS. Apr. Vol. 2. P. 583; Bibliotheca veterum Patrum/Cura di A. Gallandi. Venetiis, 1779. T. 13; PG. 100. Col. 1199-1212; Муретов С. Д. Сказание св. Григория Декаполита о чудесном видении одного сарацина, его обращении в христианство, подвижнической жизни и мученической кончине//ЧОЛДП. 1894. Март, Апр., Май, Июнь. С. 1-28 (отд. паг.) [с рус. пер. и вступ. ст.].

http://pravenc.ru/text/166830.html

Посему следует предпочесть крематорий, тем более, что для умерших совершенно безразлично – будут ли их тела сжигаться или же предаваться погребению. Что сказать нам по поводу приведенных аргументов? Неужели все это правда? Неужели основательны и правдоподобны все праведные сейчас доводы против погребения? Совсем нет. Повсеместно раздающиеся речи о вреде в гигиеническом отношении погребения отличаются большой преувеличенностью, намеренной сгущенностью красок, тендециозным освещением фактов, искусственным подбором материала. Что это так, что мы говорим правду, а не ошибаемся, видно, например, из того, что подобные речи встречали всегда весьма сильную и энергичную оппозицию со стороны авторитетных медицинских светил. Так, антисанитарное положение кладбищ оспаривали в Италии такие выдающиеся ученые, как Пизани, Петтенкофер, ученик Либиха, Родольфи, Мантегацца; во Франции: Бушарда, Лакассан, Дюбюиссон; в России: Клементьев, Колодезников; в Берлине Багинский, горячий приверженец кремации и мн, др. И в самом деле, если мы глубже заглянем в суть вопроса, если мы возьмем на себя труд проверить приведенные суждения, то увидим, что кладбища находятся вовсе уж не в таком антисанитарном положении, как говорят и пишут об этом защитники сожжения трупов. Указывают, например, на то, что разлагающиеся человеческие трупы заражают собою грунтовую воду, и вместе с ней и воду в колодцах. Между тем химические исследования кладбищенской воды больших городов, как-то: Берлина, Мюнхена, Будапешта, Дрездена и др. показывают совсем обратное, т. е. что в кладбищенских колодцах вода менее вредоносна, чем в каналах, цистернах и фонтанах. В крайнем случае, она, кладбищенская вода, содержит в себе азотной кислоты, аммиака, азотистой кислоты, хлора и вредных органических веществ не более, чем колодцы больших городов, питающиеся почвенной водой. Замечательно еще то, что вода на некоторых кладбищах отличается доброкачественностью, чего, конечно, не было бы, если бы кладбища находились в антисанитарном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Что это так, что мы говорим правду, а не ошибаемся, видно, например из того, что подобные речи встречали всегда весьма сильную и энергичную оппозицию со стороны авторитетных медицинских светил. Так, антисанитарное положение кладбищ оспаривали в Италии такие выдающиеся учёные, как Пизани, Петтенкофер, ученик Либиха, Родольфи, Мантегацца; во Франции: Бушарда, Лакассань, Дюбюиссон; в России: Клементьев, Колодезников; в Берлине: Багинский, горячий приверженец кремации, и мн. др. И в самом деле, если мы глубже заглянем в суть вопроса, если возьмём на себя труд проверить приведённые суждения, то увидим, что кладбища находятся вовсе уж не в таком антисанитарном положении, как об этом говорят и пишут защитники сожжения трупов. Указывают, например, на то, что разлагающиеся человеческие трупы заражают собою грунтовую воду, а вместе с нею и воду в колодцах. Между тем, химические исследования кладбищенской воды больших городов, как-то: Берлина, Мюнхена, Будапешта, Дрездена и др. показывают совсем обратное, т. е., что в кладбищенских колодцах вода менее вредоносна, чем в каналах, цистернах и фонтанах. В крайнем случае, она, кладбищенская вода, содержит в себе азотной кислоты, аммиака, азотистой кислоты, хлора и вредных органических веществ не более, чем колодцы больших городов, питающиеся почвенной водой. Замечательно ещё то, что вода на некоторых кладбищах отличается приятным вкусом, доброкачественностью, чего, конечно, не было, если бы кладбища находились в антисанитарном виде. Такова, например, вода на Ваганьковском и Даниловском кладбищах в нашей древней столице, Москве. При исследовании в данном месте воды выяснилось, что в одном метре заключается следующее количество граммов: хлора – 0,0180, азотной кислоты – 0,0476, аммиака – 0,0002 и органических веществ – 0,0320. Напротив, в одном метре городской колодезной воды оказалось: хлора – 0,304–0,372; аммиака – 0,015–0,030; азотной кислоты – 0,001 и органических веществ – 0,370. По всему видно, что суждение гигиенистов о вредном влиянии кладбищ на грунтовую воду страдает большим преувеличением и по временам является голословным, идущим вразрез с фактическими, научно проверенными данными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Подобным образом цари Ассирийские опустошали многие земли, обращали в груду развалин укрепленные города, уничтожали идолов и пр. (гл.37:11,18–19,26). Но гордое могущество Ассирийцев в лице Сеннахерима было сокрушено силою Вседержителя под стенами Иерусалима. «В четырнадцатый год царя Езекии, напал Сеннахерим царь Ассирийский на все укрепленные города иудейские и взял их. И послал царь Ассирийский Рапсака из Лахиса в Иерусалим к царю Езекии с сильной армией». В виду грозной опасности в этот «день скорби» Езекия просил молитвенного ходатайства пророка Исаии к Богу за себя и за народ. Пророк утешил царя уверением, что грозный царь «возвратится в землю свою». Затем и сам царь обратился к Богу с пламенной молитвой о заступлении. Тогда через пророка Господь Иегова так сказал Езекии о царе Ассирийском: «не подойдет он к городу этому, и не бросит туда стрелы, и не выставит перед ним щита, и не насыплет против него вала. Дорогою, которою пришел сюда, возвратится, и к городу этому не придет, говорит Иегова. Ибо Я покровительствую этому городу, чтобы спасти его... ради Меня, ради Давида раба Моего... И вышел ангел Иеговы и избил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот – все они мертвые трупы. И снял лагерь, и пошел, и возвратился Сеннахерим, царь Ассирийский...» (гл. 36:1–2; 37:21,33–37). 30 Слова оставлен в век соответствует еврейскому выражению: азювот бен ароэр, которое переводится «города Ароерские будут покинуты». При таком сопоставлении выясняется следующее, слово азювот от глагола азав – оставлять, покидать греческие переводчики приняли в значении прилагательного оставленный (вм.мн.ч.): слово ареи мн.ч. от ар или ир – город, при сокращении речи, оставлено без перевода; слово ароэр или арор, происходящее от глагола арар – быть обнаженным, одиноким, служит собственным именем древних Амморейских городов, находившихся на северном берегу реки Арнона и на южной границе колен Гадова и Рувимова ( Втор.2:36; 3:12; 4:48 ; Нав.12:2,13,16 ; Суд.11:26 ), а позднее принадлежавших Моавитянам ( Иер.48:19 ). Но греческие переводчики, вместо ароэр или ар-ор, вероятно читали ад-дор, состоящее из предлога ад – до и сущ. дор – поколение, человеческий век, и разумели, что Дамаск будет оставаться в развалинах в течении семидесяти или ста лет. (ср.гл.23:15). Читать далее Источник: Святые пророки ветхого Завета. Последовательное изъяснение славянского текста. Т 1. Книга пророка Исайи. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1889. С. 154. Книга пророка Исайи. Последовательное изъяснение славянского текста. Выпуск 2-й. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1891. С. 614.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

25:27 Стоимость земли определяется исходя из оставшихся до юбилейного года лет, см. ст. 15–16. 954 26:4 Букв.: деревья полевые. 955 26:12 Букв.: ходить; или: жить. 956 26:17 Букв.: Я обращу лицо Свое против вас. 957 26:25 Или: возмездие, Заветом определенное; букв.: возмездие Завета. 958 а 26:26 Букв.: сломаю у вас палку для хлеба, т. е. шесты, на которые вешали лепешки. 959 б 26:26 Букв.: выдавать по весу. 960 26:30 Букв.: на трупы идолов. 961 а 26:31 С лова «ваши святилища» показывают, что Бог не хочет отождествлять Себя с таким храмом, отсюда «ваши» в отличие от «Святилища Моего» (ст. 2). Мн. число может относиться к различным отделениям Святилища. 962 б 26:31 Букв.: запах успокоения (или: умиротворения). Используемый здесь автором антропоморфизм имел своей целью показать, что жертвоприношение Бог принимал как выражение благодарности, веры и посвящения, когда оно свидетельствовало о готовности к послушанию и преданности. 963 26:41 И ли: захотят наверстать; здесь употреблен тот же глагол раца, что и в ст. 34, где он переведен как «воспользоваться/наслаждаться»; земля наслаждалась покоем (здесь применяется олицетворение), а сыны Израилевы «наслаждаются» осознанием пользы пережитого ими наказания; этот же глагол переводится и как «восстанавливать/восполнять (утраченное)»; то же и в ст. 43. 964 27:2 К нига Левит заканчивается рассмотрением вопроса о посвящении/освящении таких приношений (евр. корбан), которые не возлагались на жертвенник. В том случае, когда кто–то решался посвятить свою жизнь или жизнь другого Господу, то вместо принесения человека в жертву, как это делали язычники, в сокровищницу Скинии нужно было внести денежную компенсацию по оценке, данной Моисеем в соответствии с указаниями Господа: см. ниже. 965 27:3 Т .е. около 0,6 кг серебра. 966 27:4 Т .е. около 0,3 кг. 967 27:5 Т.е. около 0,2 кг и 0,1 кг соответственно. 968 27:6 Т.е. около 60 г и 30 г соответственно. 969 27:7 Т.е. около 170 г и 120 г соответственно. 970 27:16 Хомер – мера объема сыпучих тел, ок. 220 л. 971

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

И в то время по Резанской земле около Дону ни ратаи, ни пастухи в пол не кличют, но толко часто вороны грают трупу ради человеческаго, грозно бо бяше и жалостъно тогды слышати; занеже трава кровию пролита бысть, а древеса тугою к земли приклонишася. И воспли бяше птицы жалостные псни – всплакашася вси княгини и боярыни и вси воеводские жены о избиенных. Микулина жена Васильевича Марья рано плакаша у Москвы града на забралах, 252 а ркучи тако: «Доне, Доне, быстрая река, прорыла еси ты каменные горы и течеши в землю Половецкую. Приллй моего господина Микулу Васильевича ко мн!» А Тимофева жена Волуевича Федосья тако же плакашеся, а ркучи тако: «Се уже веселие мое пониче во славном граде Москве, и уже не вижу своего государя Тимофея Волуевича в живот!» А Ондрева жена Марья да Михайлова жена Оксинья 253 рано плакашася: «Се уже обмя нам солнце померкло в славном граде Москв, припахнули к нам от быстрого Дону полоняныа всти, носяще великую бду: и выседоша удальцы з боръзыхъ коней на суженое мсто на пол Куликове на речке Непрядве!» А уже Диво кличет под саблями татарьскими, а тм рускымъ богатырем под ранами. Туто щурове 254 рано въспли жалостные псни у Коломны на забралах, на воскресение, на Акима и Аннинъ день. 255 То ти было не щурове рано въспша жалостныя псни, восплакалися жены коломеньские, а ркучи тако: «Москва, Москва, быстрая река, чему еси залеляла мужей наших от нась в землю Половецкую?» А ркучи тако: «Можеш ли, господине князь великий, веслы Нпръ зоградити, а Донъ шоломы вычръпати, а Мечу рку трупы татарьскими запрудити? Замкни, государь князь великий, Ок рек ворота, чтобы потом поганые татаровя к нам не здили. Уже мужей нашихъ рать трудила». Того же дни в суботу на Рожество святыя Богородицы исекша христиани поганые полки на пол Куликове на речьке Непрядв. И нюкнув князь Владимеръ Андревичь гораздо, и скакаше по рати во полцех поганых в татарских, а злаченым шеломом посвчиваючи. Грмят мечи булатные о шеломы хиновские. И восхвалит брата своего, великого князя Дмитрея Ивановича: «Брате Дмитрей Ивановичь, ты еси у златошна времени желзное зобороло. Не оставай, князь великый, с своими великими полкы, не потакай крамольником! Уже бо поганые татары поля наша наступают, а храбрую дружину у нас истеряли, а в трупи человчье борзи кони не могут скочити, а в крови по колно бродят. А уже бо, брате, жалостно видети кровь крестьяньская. Не уставай, князь великый, съ своими бояры».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

община и мн. другие, возникшие в Палестине на рубеже эр. Причины выделения общины. Проблемы идентификации исторических фигур Причиной отделения К. о. от храмового иудаизма стала неудовлетворенность существовавшей религиозно-политической ситуацией, прежде всего распространявшейся среди священства эллинизацией и увеличивавшейся с каждым годом его вовлеченностью в политику (особенно это касалось первосвященника). Мир быстро и сильно менялся, народ Израиля был уже не похож на тот народ, к-рый заключил Завет на Синае и завоевал землю обетованную. Читая пророческие книги, кумраниты видели в них описания событий и ситуации их собственного времени. Показательна в этом отношении интерпретация пророчеств Наума. Так, слова пророка «Горе городу крови, весь он полон обмана и грабежа», «не прекращается в нем злодейство», «слышны хлопанье бича и грохот колес, скачут лошади и подпрыгивают колесницы, несутся всадники, сверкают мечи и блестят копья, и множество пронзены, груды тел и нет конца трупам, и спотыкаются они о трупы» (ср.: Наум 3. 1, 2-3) кумраниты понимали следующим образом: «Имеется в виду город Эфраима, толкователи скользкого в конце дней, которые в обмане и лжи расхаживают… власть толкователей скользкого, в общине которых не переводится иноземный меч, пленение, грабеж, разжигание междоусобной борьбы, уход в изгнание из страха перед врагом и множество трупов грешников падет в их дни, и нет конца количеству их трупов, даже спотыкаются о них из-за преступного совета» (4QpNah 2. 2-6). В «Комментарии на Книгу прор. Осии» слова пророка «И я положу конец всякому ее веселью, праздникам, новомесячиям, субботам и всем торжествам ее» (ср.: Ос 2. 11) толкуются так: «…имеется в виду, что все праздники они устанавливают по срокам иноземцев и их веселье обернулось для них печалью» (4QpHos 2. 14-15). Наконец, в «Комментарии на Книгу прор. Михея» слова пророка «А что высоты Иуды? Разве не Иерусалим?» (Мих 1. 5) понимаются как указание на «…Праведного наставника, который наставляет в учении общину свою и всех выразивших готовность присоединиться к избранникам Бога, исполняющим Закон в совете общины, которые будут спасены от Дня суда» (1QpMic 5-9).

http://pravenc.ru/text/2462245.html

Превыше всего П. А. ставил интересы России. Свою миссию он видел в создании державы, подобной зап. странам, и подчинял воплощению этой идеи и свою жизнь, и жизни подданных. Постепенно он проникся уверенностью в том, что решать поставленную задачу нужно с помощью реформ, к-рые будут проводиться по воле самодержца, творящего добро и карающего зло. Он рассматривал мораль гос. деятеля отдельно от морали частного человека и верил, что во имя гос. интересов можно пойти на убийство, насилие, подлог и обман. Упорным трудом, отважным поведением П. А. демонстрировал подданным личный положительный пример, показывал, как нужно действовать, целиком отдавая себя исполнению долга и служению Отечеству. Как политика П. А. отличали сознание долга, способность учиться на ошибках, феноменальная работоспособность, непреклонная воля, предельный рационализм и последовательность в достижении своих целей любой ценой, радикализм и жестокость. В борьбе с политическими противниками он оставался беспощадным, многократно сам допрашивал подследственных, составлял «вопросные пункты». В нарушение традиц. поведения рус. царей П. А. не придавал значения знакам формального почитания, тяготился представительскими обязанностями, был непритязателен в еде и в быту. Придерживался идеи постоянного совершенствования, усвоения знаний и навыков. Проявлял интерес ко мн. отраслям знаний, предпочитал точные науки и прикладные дисциплины, являлся знатоком мн. ремесел, хорошо ориентировался в артиллерийском, военном и морском деле, мог разработать проект корабля, построить его и управлять им, также увлекался медициной, препарировал трупы, считал себя хорошим хирургом и зубным врачом. П. А. собирал произведения искусства (картины нидерланд. школы живописи, античную и итал. скульптуру), но видел в них преимущественно предметы украшения или наглядные пособия. Участвовал в грубых развлечениях в тесном кругу многолетних собутыльников, организованных во «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор» (нач. 90-х гг. XVII - сер.

http://pravenc.ru/text/2580356.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010