Апологет Норман Гайслер отмечает: «Врач может кормить пациента внутривенно и называть такую процедуру „питанием», однако это вовсе не означает, что внутривенное вливание крови также является „питанием». Ведь кровь не усваивается организмом как „пища» " 897 . Действительно, «когда введение питательных веществ непосредственно в кровеносную систему называют „питанием», это всего лишь образное выражение... „Есть» значит принимать пищу обычным способом – через рот в пищеварительную систему. Внутривенные вливания называют „питанием» потому, что в результате этой процедуры организм получает питательные компоненты, обыкновенно получаемые с пищей» 898 . Таким образом, на Быт.9:4 и другие подобные библейские стихи нельзя ссылаться в поддержку запрета на переливание крови. Переливание – это не форма «принятия пищи». Спросите: Медики единодушны в том, что кровь не воспринимается организмом как пища, которую нужно переварить, но всего лишь восполняет запасы важнейшей жизнетворной жидкости, – разве из этого не следует, что переливание крови отличается от принятия пищи? Вы никогда не задумывались над тем, что перелитая кровь выполняет именно ту цель, которую определил для нее Бог, – поддерживает жизнь тела, циркулируя в кровеносной системе? 899 И еще одно последнее замечание. В 9-й главе Книги Бытие Бог запрещает употреблять в пищу кровь животных, но здесь ничего не говорится о переливании человеческой крови. Как подметили Уолтер Мартин и Норман Кланн: «Этот стих, если рассматривать его в контексте, не имеет даже отдаленного отношения к крови человека и уж тем более к процедуре переливания крови. В 3-м стихе той же главы Иегова говорит Ною, что Его повеление касается животных и их мяса, и что Ной не должен есть их крови. Бог сказал Ною, что мясо животных дается ему в пищу с одним единственным ограничением – не есть с кровью» 900 . Следовательно, этот стих не запрещает переливание человеческой крови. Лев.7:26–27 – «Истребление» из Божьего народа? Учение Сторожевой башни. Лев.7:26–27 в «Переводе нового мира» звучит так: «И ты не должен есть никакой крови ни в каких местах, где ты обитаешь, будь то кровь птиц или кровь зверей. Любая душа, которая будет есть какую-либо кровь, должна быть истреблена из своего народа» (пер. с англ.). «Преступление» переливания крови настолько серьезно, что оно наказывается «истреблением» из Божьего народа. Справочник Aid to Bible Understanding сообщает: «Сознательное нарушение этого закона о святости крови означало „истребление», т. е. смерть " 901 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

В этом смысле человек не почтен тем, что ему предоставлен какой-то особый день, в который бы он был сотворен, человек полностью принадлежит этому тварному миру, с одной стороны. С другой стороны, творению человека предшествует некий Совет, потому что мы с вами видим, что во всём повествовании прежде о сотворении мира говорится: «И сказал Бог: да будет ..., и стало так», причем еще иногда толкователи отмечают, что  в первом стихе книги глагол «бара», то есть «сотворим», который обозначает творение принципиально новое, еще дважды упоминается в этом повествовании, а именно в связи с сотворением жизни и в связи с сотворением человека. Так вот, при сотворении человека делается остановка и говорится: «сотворим человека по образу Нашему /и/ по подобию Нашему», и определяется назначение: «И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными ...и над всею землею... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» ( Быт. 1:26–27 ). Здесь ясно подчеркивается отличие человека от всего остального творения. Почему? Потому что именно человек сподобляется чести быть носителем образа Божия. Иногда обращают внимание на то, что первоначально говорится: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию», а творится человек «по образу». Иногда считается, что образ и подобие – это просто синонимы, а иногда считается, что здесь всё-таки обозначаются разные вещи, и образ относится, скажем, более к внутренней сущности того или иного явления, а подобие – к внешнему. Святитель  Василий Великий  комментировал это место так: «Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему» 37 . То есть богоуподобление – это и есть та задача, которую получает этот сотворенный человек, и ради которой даются ему в раю все прочие заповеди. Второе повествование о сотворении человека ( Быт. 2:7, 18–25 )  более подробно. И также мы видим и в нем эту двойственность человека, то есть принадлежность его и к миру материальному, тварному, и к миру духовному: взял Бог персть земную, и сотворил из нее человека, и вдохнул в него дыхание жизни ( Быт. 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

иеромонах Авель 06 марта 2020г. 17:07 Поэтому всякое приближение к истине есть приближение к Богу, а всякое заблуждение есть удаление от Него. Таким образом, всякий осмысленный вопрос существен для нашего спасения. -- очевидна подмена Ипостаси Христа (Истины) на " человеческую осмысленность " . Логосы сущих в Боге не есть " человеческая осмысленность " , тем более, что призван человек созерцать и логосы, которым в творении нет аналога... Так что просто выдумки говорите... Как-то урезаете Истину до человеческой рефлексии. Это самообман. иеромонах Авель 04 марта 2020г. 18:25 По поводу Прем.2:22-23 (Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его.) -- эти строки можно толковать как раз против смерти за пределами рая и как то, что смерть вошла как тление во всю видимую тварь... Потому что человек пал и всё подчинённое ему (видимая тварь) пало с ним и подчинено воле (диавола) подчинившего его (Адама). Алексей Владимирович Гоманьков 06 марта 2020г. 01:34 На мой взгляд, из стиха 23 2-ой главы книги Премудрости Соломона однозначно следует, что нетленность (бессмертие) человека есть образ вечного бытия Бога, т. е. она является (точнее, являлась) одним из аспектов образа и подобия Божия, которыми человек был наделён при сотворении (Быт 1:26-27) и которыми он ОТЛИЧАЛСЯ от всей прочей твари. Поэтому слово «мир», употребляемое в следующем 24-ом стихе никак нельзя толковать как «всю видимую тварь». Речь здесь идёт вовсе не о природном физическом мире, а о мире ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ, о мире как синониме слова «человечество», о том мире, который в качестве ответа на вопрос «где?» образует форму «в мирУ», а не «в мирЕ» (ср. аналогичное употребление слова «мир» в Мф 5:14, 13:38, 18:7, Ин 6:33, 12:19, 14:31, 15:19, 16:20, 17:21, 18:20). Таким образом, нетленность – это уникальное свойство человека, тогда как вся остальная тварь (по крайней мере, живые существа) была сотворена тленной независимо от того, будем ли мы связывать эту тленность со словом «смерть» или нет.

http://bogoslov.ru/article/6025020

В ветхом завете Иудеи были уверены в том, что человек своею обрядовою праведностию имеет право требовать милостей себе у Бога. Просветленная душа человеческая впервые поняла, что она так слаба, что ничего доброго соделать не может без помощи милующей благодати Божией. Не праведность была причиною сошествия Духа Святого, а излияние Духа Святого соделало для человека возможным, ради любви Божией, подняться выше мира и плоти к небесному и духовному 1108 . Эту благую весть повелел Господь разнести по миру Апостолам. Проповедь Христианства вносила в пустыню язычества и в заглохший лес (когда-то сад Божий) иудейства, -прежде всего правду. Давно мир и языческий и иудейский погрязли во лжи: не только все идолопоклонства было ложью по существу своему, но самая обрядовая праведность, которою хвалились Иудеи, была ложью в лицемерном проявлении своем 1109 . „Мы знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем, в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная“. ( 1Ин. 5:20 ). Когда же мир просветился правдою Божиею, тогда даровал Господь человеку и мир ( Ин. 14:27 ). Мир, дарованный Господом, есть то высшее счастье бессмертного духа, которое одно и тоже и для Ангелов, и для человека, удостоившагося спасения. Вот почему в числе имен Еммануила Ему исключительно присвоено название Князя Мира 1110 . Только при этом новом человечестве, алчущем правды и мира, могло установиться правосудие в высшем его значении, и тогда только мог установиться тот строй жизни на земле, который рисуется в стихе 18 Исаиею пророком, говорящим о народе своем: „народ мой 1111 будет жить в обители мира и в селениях безопасных и в покоищах блаженных“. Вникая в эти слова, мы разумеем, что этот строй жизни, открытый Исаии пророку в видении, не только не осуществился для народа его,-но не осуществился еще даже в Христианском обществе и есть идеал будущего, когда „Бог будет все во всем“. ( 1Кор. 15:28 ; ср. Откр. 21:6–7 ). Но верим, что придет время, когда идеал этот осуществится, и Израиль также познает свои заблуждения и признает Христа и снимет Он с него покрывало, лежащее на сердце его ( 2Кор. 3:14–16 ) и „будет Бог все во всем“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ввиду необычайности бедствий и спасения от них, Давид вместе с собой приглашает славить Бога и всех евреев за то, что Господь услышал молитву «страждущего», ничтожного и слабого по своей силе человека. Пс.21:26 .  О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его. «О Тебе хвала моя в собрании великом». Та защита, которую Господь оказал Давиду, служит источником похвалы Бога пред народным собранием. В этом – исполнение Давидом того обета, который он дал в минуту опасности (23). Пс.21:27 .  Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки! Спасение Давида служит свидетельством, что все убогие найдут защиту в Боге: Он даст им необходимое для жизни, будет их питать всегда, поэтому нужно благоговеть и чтить Его. В этом стихе св. Отцы видят указание на таинство Евхаристии потому, что здесь вкушение какой-то трапезы от Бога своим следствием имеет вечную жизнь, каким свойством обыкновенная пища не может обладать. Под трапезой, поэтому, разумеют не обыкновенную пищу или трапезу, а вкушение Тела и Крови Христовых, дающих достойно вкушающему вечную жизнь. Пс.21:28 .  Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, Пс.21:29 .  ибо Господне есть царство, и Он – Владыка над народами. Пс.21:30 .  Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей. Пс.21:31 .  Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек: Пс.21:32 .  придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь. Давид говорит об обращении к Богу всего мира: вспомнят все народы о той помощи, какую Господь оказывал своим праведникам и будут поклоняться Ему, как единому, истинному Богу, что и должно быть, так как ведь только Господу принадлежит вся земля и все народы; признание за Ним языческими народами этого неотъемлемого права Его есть только дело времени. Давид рисует даже картину обращения к Богу всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так называемая 7 заповедь Закона Моисеева: «не прелюбодействуй» содержится в 14 стихе 20 главы книги Исход и по–еврейски гласит: . Здесь есть отрицание и значит «не», а есть 2 л. м. р. imperfectum по виду каль от глагола в настоящем случае форма эта есть modus jussivus (требовательная ф., равносильная по­велительному накл.). Итак, заповедь требует не совершать поступка, обозначаемого еврейским глаголом . Но что же значит этот глагол? В чем состоит обозначаемое им действие? Для решения этого вопроса могут служить, во–первых, древние переводы Библии , – греческие (70–ти, Акилы, Симмаха, Феодотиона), латинский (бл. Иеронима), т. н. халдейский (таргумы) 5 , сирский и нек. др. (напр., в цитатах древне–церковных писателей); все они в большей или меньшей степени сохранили традицию древне–еврейского понимания слова , определившего, конечно, собой выбор соответственного слова для перевода на греческий, латинский, сирский и др. языки; – значение же слов μοιχεειν, aduIterare, adulter и. т. п., служащих для перевода , бесспорно может быть установлено простой справкой с контекстом употребления их у разных греческих, латинских и т. п. писателей, а также и справкой с законодательной греко–­римской терминологией. Вторым и самым надежным средством служит сопоставление разных случаев употребления слова в самом тексте еврейской Библии . К этому последнему средству мы теперь и обратимся. Анализ же древних переводов слова мы не отказываемся дать впоследствии, если наша библейская справка почему–либо не удовлетворит г. Розанова . Слово встречается в Библии 27 раз – и именно в следующих местах и следующих грамматических формах: а) в формах вида каль: 1) Исх. 20:14 : «Не прелюбодействуй ( )». 2–5) Лев. 20:10 : «И тот, кто будет прелюбодействовать с женою замужнею; кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего ( – – ): должны быть преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка ( )». 6) Вт. 5:17: «Не прелюбодействуй» (то же, что в Исх. 20:14 ). 7) Ос. 4:2 : «Проклятия и обман, убийство, грабеж и прелюбодеяние () крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

В подобных, редко встречающихся двусмысленных ситуациях переводчику следует, по возможности, выбирать «действительную» интерпретацию, так как сама ситуация, в которой кому–то задают вопрос и получают от него ответ, гораздо более характерна для действительных, чем для риторических, вопросов. В вышеприведенном примере, кроме того, есть косвенное доказательство, а именно использование в ст. 27 греческого слова eperotesen, аориста глагола eperotao, который, как мы писали выше, почти всегда вводит именно действительные вопросы. 2 . Риторический вопрос может быть обращен говорящим либо к своим собеседникам, либо к себе самому; в последнем случае риторичность его очевидна, так как спрашивающий при этом не ждет никакого ответа от окружающих. Риторические вопросы, обращенные к окружающим и к самому себе, сходны в том смысле, что ответ на них если и дается, то только самим спрашивающим. В некотором смысле такие риторические вопросы, обращенные к себе самому, также имеют целью получение некоей информации, но не от других людей, а путем собственных размышлений. Этот тип вопросов, также выражающих неуверенность и оценивание, удобнее всего классифицировать как разновидность риторических. Например, в Лк 12:17 богатый человек «рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?» Вопрос этот задается им самому себе, и он сам же на него и отвечает в следующем стихе: «вот что сделаю: сломаю житницы мои…» Таким образом, вопрос этот очевидно риторический. 119 Таким образом, только для вопросов, обращенных к окружающим, может быть неясна их принадлежность к действительным или риторическим. Одним из греческих слов, могущих указывать на обращенность вопроса «вовне», является возвратное местоимение, обычно в форме винительного (αλλλους, allelous) или родительного (αλλλων, altelon) падежа. Так, в Мк 4:41 читаем: «Говорили между собою (προς αλλλους, pros allelous): кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?» Подобные примеры можно найти в Лк 8:25 , Ин 4:33 и 11:56; в последнем случае в греческом оригинале стоит μετ αλλλων, met» altelon. Эти слова, хоть и указывают явно на обращенность вопросов «вовне», к собеседникам говорящего, тем не менее оставляют открытым вопрос об их «действительности» или «риторичности»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ne-iska...

«Жестокие сердцем, далекие от правды». Хотя под «жестокими сердцем» Священное Писание обыкновенно разумеет весь «жестоковыйный» Израиль, не уверовавший в Мессию, несмотря на все данные ему благодеяния и чудеса ( Иез.2:6 ; Иез.3:7 ; Ис.50:2 ; Ис.65:2 ), однако, по ходу мыслей автора, в данном случае мы должны видеть не весь Израиль, а его наиболее безнадежную часть. В обличительно-увещательной речи пророка есть своя градация и это – высший и последний член данной градации, т. е. не обыкновенные иудеи, а наиболее закоренелые из них, в частности, напр., их книжники и первосвященники, которые и сами не входят в Царство Небесное и других, хотящих войти в него, не пускают ( Мф.23:13 ). Они названы также еще и далекими от «правды»; под «правдой» же, на языке Библии, обычно разумеется Тот, Кто сказал впоследствии о Себе: «Аз есмь путь..., истина и живот» ( Ин.14:6 ), Его решения, Его праведные суды. Более частный смысл этой «правды» раскрывается в следующем стихе. Ис.46:13 . Я при­близил правду Мою, она не далеко, и спасе­ние Мое не замедлит; и дам Сиону спасе­ние, Израилю славу Мою. «Я приблизил правду Мою, она недалеко, и спасение Мое не замедлит». Под приближенной Богом «правдой» здесь разумеется, ближайшим образом, то спасение народа Божия из вавилонского плена, которое является отправным пунктом всех речей пророка. Но, как всюду, так и в данном случае, это ближайшее историческое событие имеет и соответствующее аллегорическое значение, служа прообразом того духовного спасения, о котором говорится дальше. «И дам Сиону спасение, Израилю – славу Мою». По терминологии пророка Исаии, слово «Сион» имеет довольно определенный смысл, – указывает на центр будущего, восстановленного и духовно-обновленного Израиля, имеющего возникнуть уже по пришествии Мессии ( Ис.1:26–27 ; Ис.29:1 ; Ис.38:11 ; Ис.40:10 ; Ис.62 и др.). А так как, по слову апостола, это спасение придет «от Иудеев» ( Ин.4:22 ), т. е. чрез посредство сего богоизбранного племени, то оно, конечно, послужит и в прославление его истинных сынов, как отметил это и Симеон Богоприимец в заключительных словах своей молитвы: «свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

91 ...на перенесение скинии – скиния (греч. «палатка») -место общественного богослужения древних евреев, походный храм, построенный по образцу, который был дан Богом Моисею на горе Синай (см.: Исх. 26–27 ). Скиния была окружена двором, внутри нее находилось святилище с семисвечником, столом для хлебов Предложения и жертвенником; внутри святилища, за завесой, помещался Ковчег Завета – ящик со скрижалями (двумя каменными досками), с начертанными на них заповедями Закона Моисеева. Место, где хранился Ковчег, называлось «Святая Святых». Став израильским царем, Давид перенес в свою столицу Иерусалим Ковчег Завета и устроил для него скинию. Перенесение Ковчега на новое место совершалось с большим торжеством, сопровождалось песнопениями и игрой на музыкальных инструментах (см.: 1Пар. 13 и 15). 94 Могущество Божие прославляется в образе бури, которая все сокрушает на своем пути. Глас Господень на водах – св. отцы видели в этом стихе пророчество о том голосе, который раздался на Иордане во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 3:17 ). 96 ...как тельца ливанского – толкователи предлагают отнести слово ливанский (греч. «из Ливана») к кедрам и читать: «Сотрет их в Ливане в прах, как тельца». Под тельцом подразумевается тот золотой телец, которого изваяли себе древние евреи для поклонения, пока Моисей предстоял Богу на горе Синай (Хорив). Спустившись с горы, Моисей сжег тельца и стер его в прах (см.: Исх. 32:20 ); ...единорог – животное, не терпящее насилия (см.: Иов 39:9 ). См. также примеч. к пс. 21:22. 98 ...пустыню Каддийскую – то есть пустыню Кадес на южной границе Палестины , между Синаем и Елимом (оазисом к юго-востоку от Суэца). 103 В конец – см. примеч. к пс. 4, 1; ...в исступлении – Давид воспевает этот псалом в состоянии исступления – смятения от величайшей скорби о собственном падении, раскаявшись в грехе [убийство Урии, женитьба на Вирсавии (см. 2Пар. 11–12 )]. Весь псалом рассматривается обычно как воспоминание о бегстве Давида от своего сына Авессалома (см.: 2Цар. 15–18 ). Пророчески изображается в псалме и моление Господа нашего Иисуса Христа к Богу Отцу в предсмертной скорби во время пречистых Его страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Беседа 36. Путь на Голгофу – Крестный путь Мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим по 27-й главе три темы: 1) Путь на Голгофу – Крестный путь (32); 2) Голгофа (33–56); 3) Погребение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа (57–66). Сегодня нам предстоит рассмотреть самый ответственный момент в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – Его Голгофское страдание, смерть и погребение. Но начнем мы с описания одного из событий Крестного пути. Читаем Евангелие от Матфея, 32-й стих 27-й главы: Мф.27:32 . «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его». Перед этим стихом прошлый раз мы читали: « И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие » ( Мф.27:31 ). По римским законам, приговоренный к смерти через распятие должен был сам нести древо к месту казни. Но так как Христос претерпел жесточайшее избиение и не спал целые сутки, Он был изнеможен и несколько раз падал под тяжестью Креста, разбивая в кровь колени. Тогда римляне и выбрали из толпы «случайного» человека и заставили его нести Крест вместо Иисуса. Святитель Лев Великий , папа Римский, так истолковал данный стих: «Не еврей некий, не израильтянин, а чужой по рождению человек был поставлен на службу Господу в момент Его святейшего смирения. Этим несением Креста искупительная жертва безупречного Агнца и полнота всех таинств перешли от обрезания к необрезанию, от сынов по плоти к сынам по духу. Потому говорит апостол: “Пасха наша, Христос, заклан за нас” ( 1Кор.5:7 ). Он отдал Себя Отцу как новую и истинную жертву примирения. Он распят был не в храме, почитание которого теперь пришло к концу, и не в стенах города, который уже был обречен на разрушение, но за городскими стенами – “вне врат” ( Евр.13:12 ). Итак, таинство ветхих жертв прекращается, и новая Жертва возлагается на новый алтарь: Крест Христов – алтарь не храма, а всего мира» 578 . Папа Лев воспринимает взятие Креста Симоном Киринеянином как передачу эстафеты от иудеев к язычником, совершаемую Христом. Ориген видит в этом стихе намек и на нас самих, он пишет о несении Креста Господня Симоном: «И не подобало, чтобы только Спаситель принял Свой Крест, но следовало и нам нести его, исполняя спасительную для нас повинность. И, принимая Его Крест, мы помогли Ему не более, чем сами извлекаем пользу от Его Креста, поскольку Он Сам принимает и несет Его» 579 . Смысл этого истолкования Оригена намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Ориген настаивает на том, что когда мы несем свой собственный крест, то есть сносим те трудности и переживания, с которыми сталкиваемся на жизненном пути, то Христос это делает за нас более успешно, – «поскольку Он Сам принимает и несет Его» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010