Под «рабами», конечно, нужно понимать учеников Христовых, а под «минами» – разные полученные ими от Бога дарования. Лк.19:14 .  Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. Под «гражданами», не пожелавшими упомянутого выше человека иметь своим царем, нужно понимать единоплеменников Христа, неверующих иудеев. Лк.19:15 .  И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. (См. Мф.25:19 ). «Кто что приобрел» – правильнее: «кто что предпринял». Лк.19:16 .  Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. Лк.19:17 .  И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. (См. Мф.25:20–21 ). Лк.19:18 .  Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Лк.19:19 .  Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. Лк.19:20 .  Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, Лк.19:21 .  ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Лк.19:22 .  Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; Лк.19:23 .  для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? Лк.19:24 .  И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. Лк.19:25 .  И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Лк.19:26 .  Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; (См. Мф.25:22–29 ). Лк.19:27 .  врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. Здесь царь отводит свой взор от лукавого раба и вспоминает о своих врагах, о которых шла речь в 14-м стихе. «Избейте предо мною» – образ, обозначающий осуждение врагов Христа на вечную смерть. Притча, таким образом, касается как судьбы неверующих во Христа иудеев, так – и это главный ее предмет – будущей судьбы учеников Христа. Каждому ученику дан известный дар, каким он должен служить Церкви, и если он не использует как должно этот дар, он будет наказан исключением из Царства Мессии, тогда как прилежные исполнители воли Христа получат высшие награды в этом Царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В более позднем богословии в качестве пояснительной аналогии стали употреблять пример с магнитом и железною стружкой: как бы хаотично она ни распределялась по поверхности, но если поднести к ней мощный магнит, она враз соберется на нём и совокупится. Собственно, о взыскании крови от всякого зверя знал уже Ной. Об этом ему сообщил Вседержитель: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя» ( Быт. 9:5 ). Поскольку зверь не имеет нравственного чувства, постольку речь в данном стихе может интерпретироваться не столько как предостережение от наказания, сколько как обещание о возвращении потребленных им элементов в состав соответствующих человеческих тел. Иоанн Богослов созерцал сцену отдания водами моря содержащихся в них мертвецов: «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем» ( Откр. 20:13 ). Но ведь и утопшие, и нарочито захороненные в море тела подвергаются (преимущественно) поеданию их обитателями водных глубин. Значит и элементы всех этих тел силою Божьей вернуться туда, куда должно: каждый элемент в своё тело. Удостоверяя читателей в возможности восстановления тел из элементов действием всеведущего и всемогущего Творца, некоторые церковные писатели добавляли, что и сама душа не теряет связь с элементами родного ей тела, как бы ни разбросал их по миру круговорот веществ; и при благодатном содействии свыше душа способна соединить их в единый состав. Важнейшим подтверждением того, что воскресшее тело будет не заново созданным, то есть чужим, а тем самым, которым душа управляла до отлучения от него, подтверждается фактом наличия язв на теле Воскресшего Искупителя. Так Господь, желая удостоверить Фому в том, что перед ним предстоит именно Он, сказал: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» ( Ин. 20:27 ). Несмотря на кажущуюся трудность решения задачи по воскресению мертвых, актом всесильного Божьего волеизъявления оно осуществится достаточно быстро . Земля содрогнётся, гробы отверзутся, море всколыхнётся, и все люди живыми предстанут на Суд (в иконографии Страшного Суда эта идея подчеркивается изображением зверей, рыб, чудищ, извергающих из пастей человеческие останки).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

В-третьих, наконец, бросается в глаза употребленное Амосом слово elohim, которое он в других случаях не употребляет вместо Иеговы. Это обстоятельство вынуждает признать, что употребление имени elohim было привычным рядом с именем Иегова тоже гораздо раньше пророка Амоса, и что, стало быть, гипотеза об Елогисте встречает и тут против себя серьезное возражение 17 . Кроме того, глагол употреблен здесь недаром: им точно обозначен способ наказания Содома и Гоморры, – не разрушение (как передано в русской Библии), а ниспровержение, так как Содом и Гоморра действительно были низвергнуты и погребены в Мертвом море, а не просто разрушены 18 . Равным образом вопрос Господа у Ос.11:8 . поступлю ли с тобою, как с Адамом, сделаю ли тебе, что Севоиму? 19 предполагает, что Осия и его современники знали наказание, которое постигло названные города, настолько хорошо, что Господь даже не называет прямо этого наказания, и лишь в следующем стихе выводным путем наказание это может быть определено, как «истребление» (не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема). Упоминания об Аврааме нет ни у Амоса, ни у Осии. Но патриархальная история имеет довольно значительное место в пророческих воспоминаниях. Имя Исаака названо пр. Амосом в выражениях: bamoth jsechaq=высоты Исаака («опустошены будут жертвенник высоты. Исаака» Ам.7:9 ) и – beth jsechaq – дом Исааков. Параллелизм первого выражения с следующим «святилища Израилевы» (miqeddeschej Ischrael) и второго с «Израилем» располагает понимать в нем имя Исаак, как обозначение народа 20 . Ho так как нигде в других случаях в таком смысле это имя не употребляется, да и применять его в таком смысле вероятно возбраняла уже просто этимология слова, то нужно признать, что пророк Амос знал Исаака, как отдельное лицо патриарха и притом, если иметь в виду параллелизм с наименованием Израиль, – не только, как изолированный образ, но и в правильной генеалогической последовательности: Исаак – Израиль – Иаков 21 . Иаков, как историческое лицо, упоминается обоими пророками. Амос называет его безымянно, говоря о брате Едома: он (Едом) преследовал брата своего мечом, подавил чувства милосердия и т. д. ( Ам.1:11 ). Несомненно, слово Едом здесь, как и у Ам.9:12 употреблено пророком в смысле народа (идумеи), и брат, против которого Едом враждовал, понимается в значении народа израильского. Но также вероятно, что оба эти наименования первоначально были обозначениями исторических лиц – Иакова и Исава, и преследование Едомом брата (Иакова), о чем говорят пророк, есть не только враждебные политические отношения идумеев к евреям (срв. Ам.1:6, 9 с Чис.20:18–21 ; 2Пар.21:17 и др.), но и намек на описанную в книге Бытия историю недружелюбных отношений Исава к брату своему Иакову ( Быт.27:41 ) 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Иаков со своим караваном приходит в Сокхоф, точнее: на место, позже названное этим именем и находившееся, по принятому у большинства толкователей воззрению, на восточной стороне Иордана, к югу от Пенуэла и ближе к Иордану ( Суд. 8:4, 14 ), в колене Гадовом ( Нав. 13:24, 27 ); был, однако, впоследствии город этого имени и на западной стороне Иордана ( 3Цар. 7:46 ; 2Пар. 4:17 ). Некоторые (Ланге и др.) и видят здесь этот последний пункт, руководствуясь тем соображением, что невероятно, чтобы Иаков остановился, на долгое время при самом почти Иордане, не перейдя через него – в Ханаан. Но так как только в след. 18 стихе именно о Сихеме замечено, что он лежал в Ханаане (на запад от Иордана), то можно предпочесть мнение тех, которые помещают Сокхоф (ст. 18) на восточной стороне Иордана. Располагаясь своим станом на более или менее продолжительное время (по раввинам, Иаков здесь прожил около полутора лет, – Beresch. r. Par. 58, s. 386), Иаков строит для себя дом (bajth), а для скота – кущи (succoth), – последние, конечно, не были палатками или сенями для обитания людей, в каком смысле обычно употребляется термин succoth ( Лев.23:42 ; Ис 4:6 ), – это были, скорее, изгороди или шалаши для загона скота. Быт.33:18 . Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом. После приблизительно двухгодичного пребывания в Сокхофе Иаков благополучно (невредим, schalem) приходит в Сихем и таким образом оканчивает свое путешествие из Месопотамии и вступает в землю отцов – Ханаан. Выражение «благополучно» или «цел – невредим» еврейские и некоторые христианские толкователя понимали, как указание на исцеление бедра Иакова от раны после таинственной борьбы. LXX ( λθεν Ιακωβ ες Σαλημ πλιν Σικιμων), Vulgata (transivit ih Salem, urbem Sichimorum), сирский текст (Пешито) и славянский принимают евр. schalem за собственное имя; равным образом и некоторые толкователи считают это слово собственным именем местности – или подле Сихема (селение Салим и теперь есть вблизи Сихема), или даже Салима-Иерусалима. Но последний далеко отстоял от Сихема, местности Салима вблизи Сихема Ветхий Завет не знает. В самарянском Пятикнижии вместо: schalem читается: schalom, мир, благополучие, что прямо напоминает слова молитвы – обет Иакова ( Быт. 28:21 ) о возвращении его в дом отца beschalom, в мире. Господь и исполнил это желание Иакова, возвратив его в мире в Сихем. Вступая на родную землю, по прибытии из Месопотамии, Иаков проходит тот же путь и те же пункты, как и Авраам: Сихем ( Быт. 33:18 , ср. Быт. 12:6 ), Вефиль ( Быт. 35:1–15 , ср. Быт. 12:8 ), наконец, Хеврон ( Быт. 35:27 , ср. Быт. 13:18 ). Так начался второй ханаанский период жизни Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В пророчестве Исайи, которое повествует о страданиях Спасителя, есть удивительные слова: На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством (Ис 53:11). Обычно, когда люди переживают что-то действительно ужасное — как пытки — они потом вовсе не вспоминают это «с довольством». Сознание старается вытеснить невыносимые воспоминания, но они всё равно остаются источником боли, отравляющей всю оставшуюся жизнь. Распятие — невыразимо ужасная и мучительная смерть, о подробностях которой жутко и читать; но Писание говорит, что вошедший в славу Христос смотрит на нее «с довольством». Нечто подобное говорится и о страдании христиан, которое производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор 4:17). Святой апостол Петр говорит о том, что как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествует е (1 Петр 4:13). Страдания не просто останутся в прошлом — они обернутся славой и торжеством. Ужасные раны, покрывающие тела мучеников, преобразятся в знаки небесной славы; невыносимая скорбь обернется вечной радостью, семьи воссоединятся в одной великой семье, Отец которой — Бог. Оглядываясь на свой земной путь, спасенные будут видеть все — в том числе самые тяжкие и мучительные — дни своей жизни, и их особенно, залитыми тем небесным светом, который откроет им подлинный смысл всего. Бог обратит смертную тень в ясное утро (Ам 5:8) общего воскресения и в незаходимый день вечной жизни. И никто преданный мерзости и лжи Двери Рая широко распахнуты; нас всех настойчиво приглашают. И Писание, и Предание постоянно уверяют нас, что любой человек, каким бы грешным он ни был, может покаяться, уверовать и спастись. Первым в рай попал разбойник, распятый по правую руку от Господа. Но что будет, если мы откажемся войти? Ответ очевиден и с точки зрения Писания, и с точки зрения здравого смысла:  если мы откажемся войти в дверь, мы останемся за дверью, во тьме внешней. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр 21:27), — говорится в самом последнем стихе Библии. Рай, в который вошло бы что-то нечистое, рай, в котором была бы возможна мерзость и ложь, уже не был бы раем. Нам твердо обещано, что если мы предадимся Господу, Он очистит нас и введет в Его город.

http://foma.ru/raj-i-ad.html

в любви. Если слова «в любви» относятся к предыдущему тексту, то они поясняют природу святости и непорочности, к которым призваны верующие (Ср. 3,17; 4,2.15.16; 5,2). Однако если они связаны со ст. 5, то указывают, что предопределение это не просто действие Божиего изволения, но и акт любви. Такое прочтение, вероятно, более истинно и совпадает с 2,4. 1 усыновить. См. Рим. 8,14–17,29 ; Гал. 3,26.27 ; статью «Усыновление». 1:6 Мысль о всесильной любви Божией ведет не к чувству страха и неотвратимости, а к выражению безграничной хвалы (ст. 12,14) перед безграничной милостью Бога, у Которого есть не только сила, но и желание привести духовно мертвых в живое общение с Собой (см. ком. к 2,1–10). благодати Своей... в Возлюбленном. Это ассоциируется с Кол. 1,13 , но рассматривает и Искупителя как объект Божиего избрания и любви ( 1Пет. 1,18–21 ; Откр. 13,8 ). Речь о благодати доминирует в ст. 6–8. 1:7 См. Кол. 1,14; 2,13 и ком. Божия спасительная благодать. искупление. Освобождение (обычно из рабства или плена) посредством выкупа. Об искуплении, которое еще грядет, см. ст. 14; 4,30. 1 тайну Своей воли. См. 3,3.5.6.10 и ком.; Кол. 1,27 . 1 в устроении полноты времен. Здесь не только обращенность к будущему. Христос уже приходил, принеся искупление и усыновление ( Гал. 4,4 ). Благодаря Своей смерти и воскресению Он уже принял главенство над Церковью и, хотя и незримо, правит вселенной ( Деян. 2,32–36 ; Кол. 1,15–20 ). Тем не менее, главное в этом стихе сосредоточенность на будущем. Павел говорит, что видимое единство Церкви это предвкушение будущего соединения под властью Христа вся и всех. Поэтому апостол подчеркивает единство в Церкви иудеев и язычников (ст. 11–14; 2,11–22) и действенную любовь среди христиан (4,2.15; 4,32 5,2.21–23). Тема ст. 9–12 подробнее изложена в 3,2–12. 1:11–14 Павел предвосхищает то, что он скажет в 3,6: что иудеи и язычники «сонаследники» обетования во Христе. Современные Павлу верующие иудеи, которые «ранее уповали на Христа» (ст. 12), стали таковыми по воле Божией и служат к похвале Божией славы. Язычники, отозвавшиеся на проповедь Евангелия, получили то же обетование, какое было дано Израилю дар Духа Святого и это также должно послужить к похвале Божией славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Мк.6:18 .  Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Мк.6:19 .  Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Мк.6:20 .  Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Начинающееся в этом стихе повествование об умерщвлении Иоанна Крестителя в общем сходно со сказанным у евангелиста Матфея ( Мф.14:3–12 ). Но все-таки в Евангелии Марка есть некоторые особенности. Так, в 19-м стихе он упоминает о злобе, которую питала к Иоанну Иродиада, а в 20-м стихе сообщает, что сам Ирод уважал Иоанна за его праведность и даже советовался с ним. Это последнее сообщение представляет собой дополнение к сказанному евангелистом Матфеем, который упоминает только о желании Ирода отделаться от Иоанна, обличавшего его и сдерживавшегося только боязнью пред народом ( Мф.14:5 ). Отсюда мы можем заключать о двойственности, которую Ирод обнаруживал в отношении к Иоанну: он то хотел убить его под влиянием раздражения, то, успокоившись, слушал его советы, если только они не касались его отношения к Иродиаде. Мк.6:21 .  Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, – Тысяченачальники – военные начальники в войске Ирода. Старейшины ( ο πρτοι) – знатные люди. Мк.6:22 .  дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. Мк.6:23 .  И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Мк.6:24 .  Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. Мк.6:25 .  И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Мк.6:26 .  Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. Мк.6:27 .  И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Мк.6:28 .  Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рассмотрим признаки антихриста, которые сообщает нам Священное Писание : «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин.2:22 ). В этом стихе опровергается ересь, отрицающая мессианство Иисуса и Его богосыновнее достоинство. Современная модификация этой ереси очень популярна в среде оккультистов, в частности в теософии и агни-йоге. «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист» ( 2Ин.1:7 ). Здесь говорится о тех, кто отвергает Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа во плоти 33 . Например, этому критерию соответствуют «Свидетели Иеговы». «…Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин.4:3 ). Современные секты – это предтечи антихриста, готовящие для него почву. «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин.5:43 ). В этом стихе говорится о тех, кто будет искать не славы Божией, а славы человеческой: если Иисус Христос пришел во имя Отца, то антихрист придет во имя самого себя 34 . Из Священного Писания известно, что пришествие антихриста «будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес.2:9 ). Чудеса антихриста будут обманчивы 35 : уже сейчас мы можем наблюдать искушение ложными чудесами в среде современных оккультистов, магов, экстрасенсов. На один из самых очевидных признаков антихриста указывает преподобный Зосима Соловецкий: «Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос, то знайте это антихрист» 36 , так как по словам Самого Христа: «…как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф.24:27 ). Антихрист, в отличие от Господа нашего Иисуса Христа, будет призывать не к Небесному Царству, а к земному: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» ( Ин.18:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajna-ro...

Рассмотрим теперь другой спорный отрывок – из Книги пророка Даниила: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» (Дан. 9: 25–26). По вопросу о 25-м стихе сами иудеи занимают разные позиции. В целом они не оспаривают того, что Мессия (Христос) родился во дни Второго Храма. Но при этом делают оговорку, что, мол, родиться и прийти (то есть явить Себя всецело миру) – разные вещи . В известном сборнике мидрашей рабби Моше Вейсмана «Мидраш рассказывает» автор сознается: « Машиах : Наши мудрецы говорят, что Машиах родился тогда, когда был разрушен Второй Храм (то есть в I веке. – прот. О.С .). Ашем (то есть Господь. – прот. О.С .) забрал его в Ганн Эден в ожидании часа конечного искупления» . Рассмотрим: 26-й стих 9-й главы Книги Даниила: «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения». О смерти и Воскресении Христовом здесь сказано: «предан будет смерти Христос, и не будет». О разрушении Иерусалима и Второго Храма: «а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет». О каре уничтожения и самой Римской империи сказано в следующем, 27-м стихе: «и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». О прекращении со смертью Христа значимости для Бога иудейских жертв сказано: «а в половине седмины прекратится жертва и приношение». Читаем далее Евангелие от Матфея: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф.1: 24–25).

http://pravoslavie.ru/92819.html

Здесь сказано: «даде», потому что Сын имеет от Отца как Существо Его, так и Его «власть» и силу. Отец отдал Сыну весь суд, значит, не только в последнем Его действии на Страшном Суде, но и в продолжении всей истории. Цель этой оживляющей и судящей деятельности Сына составляет: «да вси чтут Сына, якоже чтут Отца». Потому что: «иже не чтит Сына, не чтит (также) Отца, пославшего Его» (ст. 23). Честь и слава Божия есть последняя цель всякого творения. Но Бог Отец прославляется только в Сыне, Своем Посланнике, Посреднике между Богом и тварью. Ин.5:24 . «Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моею и веруяй Пославшему Мя, имать живот вечный: и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот». Торжественно уверяет здесь Господь, что, кто слушает Его слово и верит ему как слову Божия Посланника ( «Пославшему Мя».), тот «имеет» уже вечную жизнь. Вера, по употреблению в Евангелии от Иоанна, есть не простое отвлеченное принятие чего-либо за истину, но есть нечто таинственное, есть живое, действительное восприятие в себя того, во что веруем. Кто истинно верует во Христа, тот воспринимаете Его в себя духовным образом, и, так как Христос есть жизнь по преимуществу, «имеет», следовательно, уже в себе вечную жизнь и потому не приходит на суд, то есть не отделяется от Христа и не предается вечной смерти, но «перешел» уже из состояния духовной смерти в состояние истинной жизни. Ин.5:25–27 . «Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышать глас Сына Божия и услышавше оживут». С особенною настойчивостью ( «Аминь, аминь») Спаситель снова повторяет ту же мысль, которую Он высказал в предшествующем стихе, только выражает здесь ее другим образом. Что под словом «мертвые» нужно разуметь здесь мертвых духовно ( Мф.8:22 ; Откр.3: 1 ) и что весь этот стих нужно объяснять не в смысле воскресения мертвых на Страшном Суде, уже очевидно следует и из выражения: и ныне есть. А что нельзя также разуметь здесь и чудес воскрешения, которые Иисус Христос совершил в последние три года Своей жизни ( Ин.11 ; Мк.5:41 ; Лк.7:14 ) доказывается выражением «услышавше» ( οι’ κου’σαντες ), которое, имея пред собою член, может быть понимаемо только в смысле верующего слушания, добровольного принятия слова Христова. В перифразе эти слова можно передать так: «Убеждаю, уверяю вас, что подпавшее греховной смерти человечество отселе услышит пробуждающий и воскрешающий голос Сына Божия, Его Евангелий и те, которые с верою приимут Его, воскреснут к истинной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010