Славянский перевод в 22 ст. точно следует греческому и, вместе с последним, отступает от еврейского текста. Сравнительно с еврейским текстом, славянский и греческий переводы страдают чрезмерною растянутостью. Причина растянутости греческого текста заключается в том, что в нем соединено несколько переводов одних и тех же еврейских слов. В еврейской библии 22 стих читается: - . Очевидно, в одних греческих рецензиях слова передавались τ λη κυρου, в других: λησον κριε. Слова в одних передавались ο ξλιπ με (читались, следовательно, ), в других ο συνετελσθημεν. Наконец, слова μνας ες τς πρωας (Слав. Пребываяй воутриих ) представляют перевод начальных слов 23 стиха , которые в других рецензиях, по причине двоякого значения слова ) «новый» и «месяц») передавались κεν ες τς πρωας. Переписчик греческого текста собрал все эти переводы, и таким образом получилось то чтение, которое мы находим в Ватиканском тексте, и которое воспроизведено в нашей славянской библии. Чтобы приблизить славянский текст к еврейскому, необходимо поставить в нем скобки, как указано выше (см. текст 22 стиха). Получится чтение: Милость Господня, яко не погибохом, не скончашася бо щедроты Его. (Слав. Твоя неточно). Пророк, следовательно, продолжает в 22 стихе высказывать свою надежду на Бога. По грехам народ заслуживал бы совершенного истребления. И если мы, говорит пророк, не уничтожены, не истреблены до конца, то что только по милосердию Божьему, потому только, что милосердие Его не имеет конца. Новая во утриих, многа есть вера Твоя. По славянскому переводу эти слова представляют одно целое. Между тем, как уже замечено, в греческом тексте прилагательное κεν относится к существительному 22 ст. λη, так что выражение новая во утриих должно бы было раскрывать только мысль предшествующего стиха и заключать такой смысл: милости Господа не только не имеют конца, но они обновляются каждое утро, находя для себя ежедневно все новые и новые проявления. «Как только восходит солнце и начинается день, так одновременно с этим проливаются на землю и лучи неистощимой благости Божьей» (Тарновий). Мысль о неистощимой благости исторгает у пророка восклицание: много есть вера Твоя и пр. до конца 24 стиха. Вера – верность обетованиям. В силу этой верности Иегова, давший народу обетование, что Он всегда будет его Богом, а Израиль – Его народом, даже и теперь, несмотря на все бедствия, остается частью , уделом Израиля. Вот почему пророк с надеждой и терпением несет постигшие его бедствия. Сего ради пожду Его. Выражение это почти буквально повторяется в ( Пс.16:5; 73:26; 142:6; 119:57 ). Ст. 25–27. Благ Господь надеющимся нань, души ищущей Его благо (есть) и надеющейся с молчанием спасения Божьего. Благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Мк.2:22 .  Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. (См. комментарии к Мф.9:14–17 ). Евангелист Марк только указывает со своей стороны на то, что вопрос Христу был предложен не учениками Иоанна и фарисейскими, а кем-то другим («приходят и говорят» – безличное выражение) об учениках Иоанна и фарисейских. Вероятно, это были книжники, но не из фарисейской партии, которые интересовались тем, как Христос решает вопрос о соблюдении традиционных постов (ср. стих 16). Затем в 19-м стихе евангелист Марк употребляет прямое обозначение «поститься» вместо описательного выражения Матфея «печалиться». Другие особенности, касающиеся только стиля, не имеют нужды в изъяснении. Мк.2:23 .  И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. Мк.2:24 .  И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Мк.2:25 .  Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Мк.2:26 .  как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? Мк.2:27 .  И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; Мк.2:28 .  посему Сын Человеческий есть господин и субботы. (См. комментарии к Мф.12:1–8 ). Евангелист Марк прибавляет к рассказу Матфея, что Господь упомянул имя первосвященника, который дал хлебы предложения Давиду, – это был Авиафар (стих 26). Так как в 1Цар.22:20 и сл. первосвященник, с которым вступил в дружеское общение Давид, назван не Авиафаром, а Ахимелехом, Авиафар же был его сыном, то многие толкователи считают эту прибавку в Евангелии Марка вставкой, сделанной рукой малосведущего в Писании читателя Евангелия (Стэнтон, 1903, р. 145). Другие же, признавая это выражение подлинным, предполагают, что первосвященник носил оба упомянутых имени (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Факт, что перевод книги Яннараса на французский – La Foi vivante de l’Eglise («Живая вера Церкви») с подзаголовком («Введение в православное Богословие») очевидно стремится дать выражение того, что сам автор стремится ему придать также догматическое значение: он пишет не как «мыслитель», не как «философ», но как богослов, как православный. Он рассматривает свой труд как глубоко верный православному преданию: «Здесь излагается вера Православной Церкви, а не просто размышления автора» 8 . Такое желание Яннараса представлять православную веру или говорить от ее имени, таким образом, обязывает читателя его труда прийти к самому главному: мы не оспариваем здесь ни философию 9 Яннараса, ни его метафизико-теологический метод 10 , ни его оппозицию экуменизму и теории ветвей – что его переводчик добровольно приуменьшает 11 – но только определенный пункт его учения, который критиковался о. Феоклитом из Дионисиата, а именно учение «нео-православных» об образе Божием и реализации этого образа в половой любви. 1) Действительно ли у Яннараса есть такое учение? 2) Если оно есть, то каково его происхождение? Исходит ли оно от Отцов Церкви, или имеет другой точно определенный источник? I. Учение Яннараса Учение Яннараса об образе Божием ясно развито в седьмой главе его книги Живая вера Церкви, главным образом начиная с п.8 «Различие полов» 12 . Основываясь на 27 стихе первой главы Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их», Яннарас утверждает, что «церковная экзегеза видела в этой фразе выражение связи между образом Божиим в человеке и любовным влечением, в силу которого люди реализуют свою жизнь в единении с противоположным полом» 13 . Сначала мы замечаем, что Яннарас не дает никакой ссылки на то, что он называет «церковным толкованием». Можно у него спросить: когда и где Православная Церковь учила о том, что имеется связь между образом Божиим в человеке и эросом или эротизмом? Далее мы увидим 14 , что ни у Апостольских Отцов, ни у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristos_Yannar...

В пророчестве Исайи, которое повествует о страданиях Спасителя, есть удивительные слова: На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством ( Ис. 53:11 ). Обычно, когда люди переживают что-то действительно ужасное – как пытки – они потом вовсе не вспоминают это «с довольством». Сознание старается вытеснить невыносимые воспоминания, но они всё равно остаются источником боли, отравляющей всю оставшуюся жизнь. Распятие – невыразимо ужасная и мучительная смерть, о подробностях которой жутко и читать; но Писание говорит, что вошедший в славу Христос смотрит на нее «с довольством». Нечто подобное говорится и о страдании христиан, которое производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор. 4:17 ). Святой апостол Петр говорит о том, что как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете ( 1Петр 4:13 ). Страдания не просто останутся в прошлом – они обернутся славой и торжеством. Ужасные раны, покрывающие тела мучеников, преобразятся в знаки небесной славы; невыносимая скорбь обернется вечной радостью, семьи воссоединятся в одной великой семье, Отец которой – Бог . Оглядываясь на свой земной путь, спасенные будут видеть все – в том числе самые тяжкие и мучительные – дни своей жизни, и их особенно, залитыми тем небесным светом, который откроет им подлинный смысл всего. Бог обратит смертную тень в ясное утро ( Ам. 5:8 ) общего воскресения и в незаходимый день вечной жизни. И никто преданный мерзости и лжи Двери Рая широко распахнуты; нас всех настойчиво приглашают. И Писание, и Предание постоянно уверяют нас, что любой человек, каким бы грешным он ни был, может покаяться, уверовать и спастись. Первым в рай попал разбойник, распятый по правую руку от Господа. Но что будет, если мы откажемся войти? Ответ очевиден и с точки зрения Писания, и с точки зрения здравого смысла: если мы откажемся войти в дверь, мы останемся за дверью, во тьме внешней. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни ( Откр. 21:27 ), – говорится в самом последнем стихе Библии . Рай, в который вошло бы что-то нечистое, рай, в котором была бы возможна мерзость и ложь, уже не был бы раем. Нам твердо обещано, что если мы предадимся Господу, Он очистит нас и введет в Его город.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

4) „когда Господь омоет скверну дочерей Сиона“.-До сих пор омовения, предписанные законом, не приносили плода, так как с ними не было связано никакой мысли об удалении от дурных дел и очищении души. (См. Ис. 1:16 ). Поэтому и Иеремия говорит Иудеям от имени Господа: „хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, -нечестие твое отмечено предо Мною“. ( Иер. 2:22 ). Спасение человечества не могло быть совершено законом и одной волей человеческой; но закон, не утративший духа своего, должен был подготовить Израиля к восприятию сердцем и пророчеств и в будущем Евангелия, если бы только народ этот мог со смирением подчиниться воле Божией, как подчинялись ей ветхозаветные святые и пророки 338 . Бессилие человеческое ставится в укор человеку только тогда, когда оно соединено с гордостью и самомнением, как это было в Иерусалиме и во всем народе Израильском: поэтому Иеремия ( Иер. 2:35 ) и говорит от Господа народу, олицетворенному в образе неверной невесты Господней: „Вот Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: „я не согрешил“ 339 . Но Господу ради святого имени Его и завета Его и милосердия Его и любви Его не угодно было оставить бессильного, – и притом безумно самонадеянного человека, – погибнуть: „И пожалел Я святое имя Мое, которое обесславил дом Израилев.... И освящу Я великое имя Мое.... И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших.... И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное. Вложу в вас Дух Мой“.... ( Иез. 36:21–23,25–27 ) 340 . Таковы пророчества, постоянно повторяемые Израилю о бессилии человеческом и о том, что Сам Господь очистит и омоет скверны и грехи тех, кои остаются верными ему душою, и что только очищенные Господом будут святы и чисты. Скверна дочерей Сиона, о которой говорит пророк в стихе 4, есть скверна всего плотского Израиля (и всего человечества); она не могла быть омыта Вавилонским пленением, которое лишь приуготовило часть народа к восприятию высшего очищения; это ясно из пророчеств, произнесенных после плена и возврата, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

9 . и будет известно между народами семя их, и потомство их – среди племен; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом. По сравнении с первым стихом этой главы („Дух Господень на Мне“), мы усматриваем, что во всей этой главе глаголет Сын Божий к стаду Своему 1785 . В словах Господа изображается устроение Церкви Его новозаветной и освящение на служение священников Его, которым дается в особенности завет: поучать верных, что Господь, Судия Праведный, ненавидит грабительство и насилие и что семя верных Господу будет славно посреди всех племен. 10 . Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством. Несмотря на то, что наш русский перевод пишет местоимение первого лица маленькой буквой, комментарии вообще 1786 признают, что здесь глаголет Господь во плоти Богочеловек, Тот, который в Себе обожил все человечество, искупив его от клятвы законной. И слова эти от Него возносятся к Богу Отцу от лица всего искупленного и прощенного человечества 1787 „облекающагося в ризы спасения, в Господа нашего Иисуса Христа“ ( Рим. 13:14 ; Гал. 3:27 ; ср. Кол. 3:10,12 ). Заметим еще, что говорящий сливается и с Церковью , хотя и отделяется от нее. В конце 10 стиха Он увенчан как Жених и украшен как невеста, что возращает нас к типическим образам, употребленным в Псалме 44, о котором мы подробно говорили в 4 т. Св. Летописи. Поэтому в стихе 10 наст. главы мы слышим глас Пастыреначальника нашего, глаголющего о Церкви невесте Своей, которая есть совокупность спасенных Им душ, единая представительница человечества на земле, которая по милосердию Божию составляет с Женихом своим Господом единое целое; ибо так говорит Апостол: „тайна сия великая: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви“ ( Еф. 5:32 ). 11 . Ибо, как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Во всем этом повествовании евангелист Марк ни разу не называет Иуду по имени, предоставляя самим читателям сообразить, о ком идет речь. Иуда выступает только в 43-м стихе. «И пили из нее все» (стих 23). Евангелист Марк упоминает об этом, вероятно, с той целью, чтобы показать, что и Иуда не был лишен вкушения Крови Господней ( «все» пили). Мк.14:27 .  И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы». Мк.14:28 .  По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее. Мк.14:29 .  Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. Мк.14:30 .  И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Мк.14:31 .  Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили. (См. Мф.26:31–35 ). «Предварю вас в Галилее». По общепринятому взгляду, здесь понимается Северная Галилея, где Господь так долго проповедовал Евангелие (ср. Мф.26:32 ). Есть, однако, у некоторых новейших толкователей воззрение, по которому здесь подразумевается небольшой округ (по-еврейски – «галила») селений около Иерусалима. О существовании такого округа говорится и в Ветхом Завете ( Нав.18:17 ; Иез.47:8 ). В этот округ входила и Елеонская гора, и Вифания, где в последнее время перед страданиями Христос почти постоянно пребывал ночами со Своими учениками ( Лк.21:37 ). Туда и направлял взоры Своих учеников Христос. Там Он и являлся им по воскресении. Но такое воззрение противоречит сообщениям евангелиста Иоанна о явлении Христа в Северной Галилее при море Тивериадском. «Дважды пропоет петух». В первый раз петух поет около полуночи, во второй – перед наступлением утра. Петр отречется от Христа прежде, чем наступит утро нового дня – значит, в тот же самый день, в который он так уверял Христа в своей любви к Нему. При этом отречение будет произнесено трижды – с особенной силой... Мк.14:32 .  Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И да поможет нам Господь вознести молитву пред этим святым великим древом о народе нашем, о Церкви нашей, о властях и воинстве и о каждом из нас, чтобы благодать Божия, прикоснувшись ко всем нам, давала силы, способность и возможность противостоять неправде, греху, недобрым намерениям, от злых человек исходящим, и идти благодатным, мирным и спасительным путем, который указан нам Самим Крестом Господним. Как говорится в одном древнем византийском стихе, крестом оградясь, вознесем песнопение и будем молиться о всем, что было сказано, особенно сегодня, имея возможность преклонить колена сердец и душ наших пред животворящим древом чудотворного Годеновского креста. Аминь», – заключил Патриарх Кирилл. Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к помощи Русской Православной Церкви Ю.А. Шамара был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского I степени, М.С. Шамара – ордена преподобной Евфросинии Московской I степени. В завершение Святейший Патриарх Кирилл напутствовал верующих: «Еще раз, мои дорогие владыки, отцы, братья, матушки игумении, монашествующие, братья и сестры, поздравляю всех вас с этим замечательным днем! И, помолившись у этого чудотворного креста, пойдем по нашим жизненным тропам, надеясь на то, что силой благодати Божией, которую мы почерпаем через молитву, через Святые Таинства, через прикосновение к святыням, Господь оградит нас от всякого зла и управит как к правильным жизненным целям, так и к Царствию Своему. Аминь». Общероссийское общественное движение «Россия Православная» совместно с Православным миссионерским обществом имени святителя Иннокентия Московского, телеканалом «Спас» и Общероссийским общественным движением «Культурный фронт России» провело Общероссийский миссионерский крестный ход с копией Годеновского креста, приуроченный к 600-летию явления Животворящего Креста Господня близ града Ростова на Сахотском болоте близ села Годеново. Крестный ход посетил 27 городов России и Белоруссии: Мурманск, Мончегорск, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Брянск, Белгород, Луганск, Макеевку, Мариуполь, Бердянск, Симферополь, Севастополь; Брест, Минск, Тулу, Казань, Уфу, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Читу, Благовещенск, Хабаровск и Владивосток. Маршрут крестного хода представлял собой символический крест, который осенил наше Отечество с севера на юг и с запада на восток. Общая протяженность маршрута крестного хода составила более 23 000 километров.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/20/ne...

креста Христова. По мнению тех, кто мудр мудростью века сего, проповедь распятого Господа абсурд. Поэтому Павел рассматривает «мудрость» и «крест» как полярные понятия (см. ком. к ст. 23). 1 для погибающих... для нас, спасаемых. Библейское откровение говорит о возможности двоякого отклика на благовестие, проистекающей из избранничества Божия ( Ис. 6,9.10 ; Лк. 2,34 ; Рим. 9,10–12 ; 2Кор. 2,15.16 ). Эта истина не возлагает на Бога ответственности за погибель нечестивых; они гибнут из-за собственных грехов и закоснелости в них. Те же, кто поверил и спасается, они и есть «призванные» (ст. 24; Рим. 9,16 ). 1 мудрец... книжник... совопросник века сего. Неясно, проводит ли Павел четкое различие между этими тремя категориями. Возможно, первая имеет более общий характер, а остальные две указывают соответственно на иудейских книжников и эллинских мудрецов. века сего... мира сего. Многие положения богословия апостола Павла строятся на коренном различии между «настоящим лукавым веком» ( Гал. 1,4 ), или миром, для которого характерна жизнь по плоти, и будущим веком, который уже забрезжил для тех, кто принял новую жизнь во Христе (10,11; Гал. 5,16.17 ; Еф. 1,13.14; 2,6 ; Флп. 3,20 ). 1 юродством проповеди. Это место полно глубокой иронии. Те, кто мудр по меркам мира, считают Евангелие проповедью безумия. Но даже самое «безумное», если оно относится к Богу, мудрее человеческой мудрости (ст. 25,27). Надменность человеческой мудрости закрывает неверующим глаза на истину, поэтому Иисус благодарил Отца за то, что Он благоизволил утаить эти истины от «премудрых и разумных», но открыл их «младенцам» ( Мф. 11,25.26 ). 1 мы проповедуем Христа распятого. В этом стихе Павел определяет, что именно не приемлет мир в Евангелии (ср. ст. 17; 2,2). Возможно, эти слова объясняют и причину, по которой Павел противился Евангелию до своего обращения. Мысль, что Мессия (Помазанник Божий) мог быть повешенным на древе и таким образом подпасть под проклятие Божие ( Втор. 21,23 ; Гал. 3,13 ), была непреодолимым камнем преткновения для многих иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В 25-м стихе применена иносказательная речь, при помощи которой говорится о том, что если человек построил свой дом на скале из практического исполнения слова Божьего, то такому дому, то есть жизни такого человека не страшны никакие невзгоды. Так как защищать такого человека и помогать ему будет Сам Господь Бог. «Бог помощник мой» ( Пс.53:6 ). «Бог – заступник мой» ( Пс.58:10 ). Слова Иисуса Христа о постройке дома жизни на скале Его учения перекликаются с тем, что скрижали завета с десятью заповедями Божьими, данные Моисею, тоже были каменными. В 26-м стихе дается разъяснение истины, представленной в 24-м стихе с противоположного угла зрения, при замене положительных утверждений на отрицательные. То есть если в 24-м стихе говорится о муже благоразумном, который слушает и исполняет слова Господа, Иисуса Христа, этими действиями строя дом свой на прочной скале вероучения. То в 26-м стихе говорится о противоположности этого человека, о человеке безрассудном, который слушает, но не исполняет слов Иисуса Христа, тем самым строя дом своей жизни на песке безрассудства. В 27-м стихе описан противоположный вариант ситуации, представленной в 25-м стихе. То есть сказано о том, что дом жизни человека безрассудного, построенный без поддержки Божьей, не на скале вероучения, воплощенного в жизнь, а на песке безверия и неисполнения слова Божьего, упал, потому что не выдержал жизненных невзгод. Так как он не имел поддержки Божьей, и падение это было великим (то есть большим). Притчей о муже благоразумном и человеке безрассудном и заканчивается Нагорная проповедь. То есть она завершается призывом не уподобляться безрассудному человеку, а проявлять благоразумие и строить дом своей жизни не тем, что только слушать, но и исполнять заповеди Божьи, изложенные в Нагорной проповеди, и соблюдать закон Божий в жизни, воплощая его в своих делах. «И когда Иисус окончил слова сии...» В завершение Нагорной проповеди имеются такие строки: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Матф.7:28–29 ). Как нужно понимать эти слова?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010