Смысл, какой придает автор этим словам апостола Павла, совершенно неверный. По словам И. Степанова, апостол призывает римских христиан к мести, и притом к мести злой, злорадной. Это не так. Несомненно, святой апостол Павел знал слова своего Божественного Учителя о любви к врагам: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку (Лк. 6, 27-29). И в том же Послании к Римлянам в той же 12-й главе в стихе 14-м апостол Павел призывает христиан: Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте (Рим. 12, 14). Где же тут месть или злорадство? В таком случае, как понимать слова: дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12, 19)? Это значит отдать все дело с обидчиками в волю Божию. У нас, православных, есть хорошее выражение, когда мы видим перед собой обидчика, который нисколько не трогается нашими увещеваниями. Мы говорим ему: «Господь с тобою! Пусть Сам Бог тебя вразумит!» И Господь очень часто Сам посещает Своими наказаниями наших обидчиков: иного болезнью, другого семейной скорбью, третьего нищетою и прочими бедствиями. Но это не есть какая-либо месть со стороны Бога – сего нельзя и подумать! Это метод Божьего вразумления для исправления грешника, как и все наказания Господни. Господь наказывает нас, грешников, не из вражды к нам, а по любви, чтобы мы раскаялись в своих грехах. Это и случается с большинством грешников: после Божьего наказания они исправляются и делаются добрыми христианами. А кто глух к Божиим наказаниям, тех Господь и не наказывает. Апостол Павел говорит: (Вы) забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остается без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12, 5-8). |
2. И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. Стихи 2–4 главы II Исаии совершенно тожественны с стихами 1–3 главы IV пророка Михея. В типическом языке пророка Исаии (прозванного ветхозаветным Евангелистом) община верных, называемая Сионом, противополагается Вавилону, царству греха (Ср. Ис. 14:4 ). Он видит, как в „последние дни“ язычники потекут к источнику истины и добра. „Последние дни“ связуются в мысли пророка с 27 стихом I-й глава, когда „Сион спасется правосудием“; эти последние дни суть последние дни ветхозаветной церкви 268 . Пророк глаголет слова, сказанные ему в видении, и пророчество ясно рисует тот момент, когда взоры всего мира начали обращаться к Иерусалиму, где явилось во плоти Слово Божие и проповедывало милость и прощение и мир и где Богочеловек понес наши немощи и болезни и Сам Себя отдал на страдание и смерть и совоскресил с Собою человечество, погибавшее в грехах и язычестве. Уже в Кн. Бытия ( Быт. 3:15, 49:1,10 и пр. в Св. Летописи) мы видели обетование Божие Адаму и пророчество Иакова о семени, имеющем стереть главу змия, и о Примирителе. В последнем даже указано, что появление Его будет тогда, когда Израиль не будет иметь более царя и самоуправления. Вот в эти „последние дни“ „гора дома Господня“, или „гора дома Божия“ будет поставлена во главу гор. Этот образ выражения напоминает откровение Иакову, родоначальнику Израильского народа, то величественное видение лествицы, которое он видел в Лузе, после которого он дал название месту тому Бет-Ель (Вефиль), то есть дом Божий 269 . Поэтому-то,-как думаем мы,-в следующем стихе сказано: „войдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева“, с явным напоминанием этого видения. Это же сближение объясняет, что надобно разуметь под словами изучаемого нами стиха 2-го: „гора Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами“. Очевидно, что здесь нет мысли о каких-либо физических или государственных земных переворотах (толкования талмуда). „От Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима“ (ст. 3). Здесь разумеется возвышение души человеческой от плоти и мира к духу и небу; возвышение в дом Божий по лестнице, на которой стоит Господь и восходят и нисходят Ангелы Божии. Вот к этой горе духовной „потекут народы“. Эта гора высится над человеческими мудрованиями и философскими системами, символизированными под образом холмов; и в этой горе стремятся измученные служением миру народы, чтобы испить живительной влаги Духа Божия, истекающей от краеугольного камня на Сионе: „камень же есть Христос“ 270 . |
Исходя из слов Святейшего Владыки, основанных на принципах православного богословия, мы должны понимать, что в иерархическом плане собака, как и любое другое животное, является низшим по сравнению с человеком существом и подчинено ему. Его душа не бессмертна. Она погибает со смертью тела. О том же говорит и святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе»: «Весь мир вещественный пред Богом, яко ничтоже; одни духовные существа яко нечто, как-то: Ангелы и человеки. Те только твари и имеют прочное бытие, которыя близко к Богу, имеют образ и подобие Его; остальныя же твари, как тень преходят – самое небо и земля прейдет, словеса же Моя не прейдут (Мк.13:31)». В том же сочинении святой Иоанн написал: «Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. Благ Господь всяческим [Пс. 144, 9]. Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят или пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милует (Псалом)». Нужно относиться к животным с теплотой и любовью, как и ко всякому Божьему созданию, но нельзя относиться как к равным или (упаси Бог!) как к высшим. В этом уже начало язычества и идолопоклонства. Таким образом, не стоит называть животных человеческими именами, тем более именами святых угодников Божиих, помещенных в святцах. Все стихи Священного Писания, будто бы касающиеся отрицательного отношения к собакам, типа: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27); «Берегитесь псов!» (Флп. 3:2); «Пес возвращается на свою блевотину» (2 Пет. 2:22) – нельзя воспринимать буквально и формально. Так, например, в Послании Филиппийцам в стихе «Берегитесь псов!» святой первоверховный апостол Павел имел в виду вовсе не собак, а лжеапостолов-еретиков, которые вкрадываются в христианские общины и совращают людей с истинного пути веры. Ведь не будем же мы понимать буквально слова «…и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12), и уродовать собственную плоть, отрезая себе органы, как это делали сектанты-скопцы. Нет. Разумный человек поймет, что Господь наш Иисус Христос пророчествует фактически о монашестве, о тех людях, которые оскопили себя духовно. То есть порвали связи с миром, отказались от всего ради служения Христу. |
Стих 6-й в совокупности с двумя следующими стихами очевидно раскрывает тайну грядущего милосердия Божия, когда любовь Божия покроет множество грехов человеческих и „всех привлечет к Себе“ ( Ин. 12:32 ); и всех успокоит в обилии даров Всемилосердого. Но дары сии благодати предлагаются в виде „хлеба жизни“ ( Ин. 7:53–58 ) тела и крови Воплощенного Сына Божия, тела Его „ломимого“ и крови Его „проливаемой“ во оставление грехов. В числе благодеяний Божиих указано еще (ст. 7), что снимется покрывало, покрывающее все народы и лежащее на всех племенах. Но мы знаем ( 2Кор. 3:14–16 ), что покрывало, лежащее на уме и сердце человека, снимается только Христом. Это покрывало знаменует тот мрак, которым окружен человек вне Откровения. Это мрак страстей плотских и гордыни и злобы. Много философских школ пытались человеческим мышлением, ранее воплощения Вечного Разума, прорваться сквозь этот мрак, тяжело тяготевший над лучшими людьми Греции и Рима, но тщетно; лишь Он, принесший на землю „благодать и истину“,– открыл духовные очи человека и указал на путь любви и кротости и смирения, которым человек выходит на путь успокоения. ( Мф. 11:28–30 ; Ин. 14:26–27, 15:12 ). В следующем стихе Исаия провидит уничтожение самой смерти. 8 . Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. Проф. Якимов в своем толковании на Исаию (in loco стр. 409) говорит, что „представляется более правильным то чтение, которому в настоящем случае следует Апостол Павел в I Kop. XV, 54 , а именно „поглощена смерть победою“ 950 . Свет великий, осиявший все человечество в воскресении Господа нашего Иисуса Христа поглощает мрак и смерть; им нет места в Царствии Господа, как нет там места скорби и слезам и стыду и поношению 951 . Все прошло, все прощено; прошли тени, Единый Свет вечный-„свет тихий святые славы“-освещает всех. 9 . И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! |
Тот, чьё происхождение от земных родителей всем известно, не может быть сшедшим с небес. Возможно, здесь характерная Иоаннова ирония, ср. 7:41–42: если бы слушатели знали настоящие обстоятельства Рождества, они признали бы вероятным, что Иисус сшел с небес; впрочем, в четвёртом Евангелии о девственном рождении не говорится прямо. Тем не менее факты сами по себе не рождают веры, о чём говорится в следующем стихе: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец — именно поэтому разговор о происхождении Иисуса с неверующими лишён смысла; ср. у синоптиков (Мк 10:27; Лк 18:27) о невозможности человеку решить задачу жизни и веры собственными усилиями. Если не привлечет его Отец — ветхозаветная параллель в Иер 31:3 простер к тебе благоволение, где в Септуагинте тот же глагол. У пророков написано: и будут все научены Богом — см. И все сыновья твои будут научены Господом (Ис 54:13); ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:9, ср. Авв 2:14); вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иер 31:33 о Новом Завете). Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца — сказанное в предыдущем стихе не означает, что человек способен непосредственно познать Бога и вследствие этого обратиться к Иисусу. Только Посредник между Богом Отцом и человеком — Иисус обладает истинным знанием Бога. Итог всему отрывку подводится в ст. 47–51, причём в ст. 51 возникает слово Плоть, которое ошеломляет и возмущает слушателей. Как обычно в Ин, такая реакция служит отправной точкой для развития следующей темы, о хлебе жизни. Хлебом жизни некогда была манна, но она, спасая от голода в пустыне, не заключала в себе дара вечной жизни: те, кто ел её, умерли. Не таков небесный хлеб, который получают верующие в Иисуса: те, кто его ест, получают жизнь вечную. Несомненно, речь идёт о Евхаристии (ср. Мк 14:22 Сие есть Тело Мое; Мф 26:26; Лк 22:19; 1 Кор 11:24), однако не случайно, что Евангелист не даёт тут никаких прямых указаний на Тайную Вечерю: его задача — открыть смысл Евхаристии в контексте Личности и служения Иисуса Христа, чтобы верующие не воспринимали Хлеб и Вино как некие магические снадобья, сами по себе, без подвига веры, дающие бессмертие. |
19. к чему приносить жертвы языческим идолам, которые не едят и не обоняют? 20. Так и тот, у кого есть богатство, но он не может им пользоваться: 21. он смотрит на него глазами и вздыхает, как вздыхает скопец, обнимая девицу. 22. Не предавайся печали душею твоею и не расстраивай себя заботами: 23. радость сердца – это жизнь человека, и веселье человека умножает дни его. 24. Успокаивай душу свою и утешай сердце свое, и скорбь далеко отгоняй от себя: 25. Ибо многих погубила печаль, и нет пользы от скорби. 26. Ревность и гнев умаляют дни, и забота преждевременно старит; 27. Спокойный сон бодрого сердцем – как лучшая пища, и то, что он ест, идет ему на пользу. Так как бен-Сира не относится отрицательно к земным благам и смотрит на них, как на награду от Господа за благочестивую жизнь, то естественно, что он очень высоко ставит телесное здоровье, как необходимое условие земного благополучия. О высокой ценности здоровья и тесно связанного с ним душевного спокойствия премудрый говорит в конце 30-й главы (ст. 14–27). 14–15. Здоровье телесное и душевное спокойствие, светлое настроение духа, – выше богатства, которому часто сопутствуют болезни. Сл.: «Лучше нищ здрав и крепок в силе своей (Остр.: луче есть нищ и крепок с здравием), нежели богат уранен телом своим. Здравие и крепость (Остр.: здравие исцельно) лучше есть всякого злата, и тело здравое нежели богатство бесчисленное». Здесь в некоторых списках Гр. стоит заглавие: «о здоровье» 296, 307, 308), в других: «о снедях», περ βρωμτων (55, 254); второе заглавие (или искаженное περ κρημτων) ставится иногда перед 16 стихом (В, 155, 248) и перед 18-м (296, 308, Коп.-с.), а первое – перед 16-м В Сир. в начале 14 стиха поставлен союз «ибо», здесь совершенно неуместный. Сл., Гр. и Сир. «здрав и крепок» свободно передает Евр. хай, что значит обычно «живой», а здесь – «здоровый, крепкий», как в ново-еврейском языке 1 и в Исх.1:19 в Евр. («оне здоровы» Рус., хайôт). Сл. «в силе своей» передает Гр. Τ ξει «телосложением», Евр. бэъацмô «в костях его»: «здоровый телом своим» или «крепкий здоровьем». Сл. и Гр. «уранен», т. е. израненный, соответствует Евр. и Сир. «разбитый»; «разбитый телом» – вообще болезненный, слабый здоровьем. «Здравие и крепость» в 15 стихе передает Евр. , Сир. «жизнь здоровья»; вместо второго слова на поле предложен вариант или «плоть», оно означает здесь, по свидетельству Гр. и Сир., «здоровье»: «жизнь здоровья» значит – «жизнь в здоровье, здоровая». Гр. и Сл. «лучше есть всякого злата " свободу передает Евр.: «я желаю больше, чем золота», как и в Сир., или «я предпочитаю золоту». Вторая часть стиха в Гр. и Сл. неточно передает Евр. и Сир., где читается: «и дух благ–больше жемчуга», – разумеется здоровый, бодрый дух, хорошее расположение духа, как спутник здоровья. Лат. вместо «в силе своей» читает «силами», далее: «нежели богатый, бессильный и разбитый злобою; здоровье души в святости правды лучше всякого золота и серебра» и т. д., как в Гр. |
Конечно, вольность октав я не буду менять, – она «входит в программу» мою поэтическую. Но, над отдельными строками я работал до последней корректуры. Правда, поэзии словесной я не мог отдавать всего моего времени и – Вы правы – не хотел задерживать издания сего «юбилейного». Теперь о последних двух стихотворениях. Одно замечание Ваше критическое, мне думается, основано на недоразумении, то есть, иночтении. Не рука «приходит из рая» (строчка 3-я 2-ой строфы), а вечность: «Искрывается вечность 91 и снова приходит из рая» (здесь можно поставить точку с запятой или даже точку, чтоб не думали, что тут дело в руке, которая «приходит из рая»; такой образ был бы грубоват, на мой вкус. Рука же «сама по себе» пишет буквы над миром. И, конечно, имеет отношение к вечности). В 1-й строке 2-й строфы Вы мне не даете выйти «из строгого канона грамматики». Все поэты выскакивают, как летающие рыбы из океана, на несколько метров вверх от грамматики, а Вы мне не разрешаете даже на полвершка подпрыгнуть и выпрыгнуть из условных ее форм. Смиряюсь пред кило – мэтром. Придется тут как-нибудь так устроить строчку (шью пока на «белую нитку»): «Мы не знаем богатства земного. И даже 92 не знаем...» Первые строки 3-ей строфы так я устроил, пока: «Нет, о нас не забыли, о нашей любви не забыли, Но все то же над миром сияние чистых вершин»... Строка новая, как видите, и мысль общая понятна, хотя остается «метафизичной». «Мене текел»... пишется над миром, не над нами, не над нашей любовью, а над временным бытием земли. Что касается другого стихотворения и значения слова «безответный», безответного», – то я ему тут придаю определенное значение лика кротости, смиренности, «беззащитности» духовной, органической неспособности к самооправданию, к спорам (в свою пользу), и т.д. Безответны так будут праведники на Суде, которые не будут знать, в чем их правда. Они себя в мире почитали безответными пред Богом, в покаянности и смиренности духа своего... 93 Понятие и значение этого слова не умещается в Словаре, но оно реально для русского языка. Последнее Ваше вопрошание. В Русской Библии Синодального издания, в 5-й главе Книги Даниила, в стихе 25-м, так сказано: «И вот, что начертано: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН. Вот – значение слов: МЕНЕ – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ – ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС «разделено царство и дано Мидянам и Персам». Стихи 26, 27, 28 объясняют значение этих слов и включают слово ПЕРЕС (которое произносилось в нашем детстве «Фарес», Вы правы)... Может быть, в немецкой Библии сказано по иному? |
И, в силу этого взаимопроникновения, всё то, что мог сделать ранее лишь один Сын, теперь становится достоянием всех учеников. В результате этого перехода они получат Его радость (15:12), любовь (15:10–11) и мир (14:27) в Духе Святом. Дела, которые сотворят ученики, будут «больше» дел Иисуса Христа не в смысле большей власти, а в смысле распространения этих дел на весь мир, то есть речь здесь идёт об их количественном преимуществе. Сын перестаёт творить на земле, так как уходит к Отцу, а они продолжат творить Его дела после Него. Знамения Иисуса Христа были ответом Бога на обращение к Нему Сына, так как «не может Сын творить Сам по себе ничего, если не видит Отца творящим» (5:19). И Бог всегда слышал Сына 169 и исполнял Его просьбы 170 . Теперь и ученики получат всё, о чем бы ни попросили: «И о чем ни попросите во имя Мое, Я сотворю, чтобы прославлен был Отец в Сыне» (14:13). «Если о чем попросите Меня во имя Мое, Я сотворю» (14:14). Конечно, речь здесь идёт не обо всём на свете, а лишь о тех делах, которые прославят Отца (14:13). В своём первом послании апостол Иоанн напишет об этом: «...Когда просим чего по Его воле, знаем, что получаем просимое от Него» ( 1Ин 5:14 – 15 ). Следовательно, в Евангелии речь идёт не о том, что молитва приобретает характер магических заклинаний, а о том, что Бог всегда исполнит то, что соответствует Его замыслу. Сравнивая стихи 13 и 14, мы видим, что они практически совпадают. Отличие только в том, что после «Я сотворю»» в 13–м стихе стоит да прославится Отец в Сыне»: Сын всё совершает для прославления Отца. Это конечная цель любого деяния Сына. В переводе под редакцией еп. Кассиана (в отличие от Синодального) в 13–м стихе отсутствует слово «Отец», хотя подразумевается, что просить надо именно Отца: «И о чем ни попросите во имя Мое, Я сотворю». Зато в 14–й стих вставлено слово «Меня»: «Если о чем попросите Меня во имя Мое, Я сотворю». То есть по существу обращения к Отцу (13–й ст.) и к Сыну (14–й ст.) не отличаются друг от друга. Не имеет значения, к кому обращаться, главное – «Во имя Мое» 171 . |
· и сия есть победа, победившая мíр, вера наша. κα ατη στν νκη νικσασα τν κσμον, πστις μν 4 . На весь Новый Завет единственный раз употреблено слово νκη, и еще несколько раз νκος – сходное и однокоренное, но более редкое в греческом языке 5 (νικω встречается 28 раз в Новом Завете 6 и 27 в Ветхом Завете)! Зато данный стих является ключевым и определяющим. В этом стихе ясно сказано, что победа – это вера. А вера предполагает связь человека и Бога. Вера – уверенность в невидимом ( Евр. 11:1 ), устремление к Богу и приближение к Богу по мере очищения самого себя. Бога невозможно постичь только умом, так же, как и невозможно постичь только подвигом. Вера без дел мертва есть ( Иак. 2:17:26 ), но и дела без веры несовершенны, какими бы они ни были. О вере много сказано и написано. Слово «вера» (πστις) используется в Новом Завете 243 раза. Поговорим о более редком – «победа». Победа как восстановление у святителя Иоанна Златоуста В святоотеческой традиции наиболее часто использовал греческое слово «победа» святитель Иоанн Златоуст . Начнем с размышления о том, какое толкование дает святитель Иоанн словам Христа Спасителя о похищении сосудов сильного ( Мф. 12:29 ): Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. Или како может кто внити в дом крепкаго и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго, и тогда дом его расхитит? πς δνατα τις εσελθεν εςτν οκαν το σχυρο κα τ σκεη ατο ρπσαι, ν μ πρτον δσ τν σχυρν; κα ττε τν οκαν ατο διαρπσει. Златоустый святитель связывает эти слова с «ясной победой» Христа над смертью и грехом: «Таким же образом и Христос победил, согласно Евангелию, говоря: Когда свяжет сильного, и сосуды его расхитит. Поскольку если бы этого не произошло, то не было бы ясной победы» 7 . И в другом месте святитель Иоанн понимает победоносные речения о победе над диаволом в смысле аскетической победы по мере старания: тот, кто подвизается, тот легко побеждает, в отличие от того, кто пребывает в равнодушии 8 . |
Как видим, этот трудный и очень интересный текст парафразирует слово («Кийун») через похожее по начертанию («подножия»). Отождествления «царя» с общиной, а «скинии» с книгами Торы характерны для учения кумранитов. Удивительней другое – истолкование «звезды» как «Учителя Торы». На основании других кумранских книг этот персонаж, «Учитель Торы», идентифицируется с двумя мессианскими фигурами – Мессией-священником (ср. 4Q Midr Eschat III, 11; 4Q175 14-20) и Главой всего собрания, то есть Мессией-царем . Очень интересно мнение Раши, который считает, что в 26-м стихе говорится не о прошлом, а о будущем: «Вы должны нести своих идолов в изгнание с вами. Враги нагрузят их на ваши шеи, и потащите их с собой в изгнание». Израильтяне, согласно раввину из Труа, еще только «понесут» культовые языческие предметы. «За Дамаск», как сказано в следующем стихе. Для Раши, таким образом, этот стих непосредственно связан со следующим и является пророчеством о скорой депортации жителей Израиля «за Дамаск». Переселю вас за Дамаск – читаем мы в 27-м стихе. Ирония Амоса состоит в том, что идолов, которых израильтяне когда-то импортировали, они сами же и «возвратят» на их родину – в Месопотамию. Теперь обратимся к новозаветной интерпретации 25-го, 26-го и 27-го стихов. Единственная новозаветная книга, содержащая прямые цитаты из книги Амоса – Деяния Апостолов. Этих цитат две, первая – в речи Стефана, вторая – в речи Иакова на Иерусалимском соборе. Первомученик Стефан и глава иерусалимской общины Иаков обращаются к тем же самым текстам, что и кумраниты, но не объединяя, подобно последним, эти цитаты воедино. Просто один (Стефан) цитирует 5 главу Амоса, а другой – 9-ю (Иаков). Нас сейчас интересует цитата в речи Стефана. Автор Деяний Лука, передающий эту речь, пользуется, как и положено новозаветному автору, не еврейским текстом, а LXX. Цитирую по русскому Синодальному переводу: Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: «Дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне? Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона» (Деян 7:42-43). |
| |