2 .           Но, тварный мир не становится бесконечным и совечным Богу оттого, только, что таковыми являются природные исхождения или Божественные энергии. Энергии не предполагают никакой необходимости сотворения, которое является свободным актом, выполненным Божественной энергией, но, предопределенным общей волей Лиц Пресвятой Троицы. Это есть акт воления Бога, вызвавший «из ничего» новый сюжет «вовне» Божественного бытия. Таким образом, и начинается «среда», в которой Божество проявляется. Что же касается самого проявления, оно – вечно; это – слава Божия 202 . «Мы видим, – заключает В. Лосский , – что догматическое учение об энергиях – не абстрактное понятие и не интеллектуальное различение: здесь речь идет о конкретной реальности религиозного порядка, хотя, она и трудно уловима. Поэтому, это учение выражает себя антиномично: энергии в силу своего исхождения указывают на неизреченное различие – они не Бог в Его сущности, и, в то же время, как неотделимые от Его сущности, свидетельствуют о единстве и простоте Божественного бытия» 203 . Итак, как для св. Григория Паламы , так и для всего глубоко апофатического богословия Восточной Церкви, Божественная простота не могла обосновываться понятием простой сущности. Точка отправления его богословской мысли – Троица, Троица совершенно простая, несмотря на различение природы и Лиц, так же, как и Лиц между Собой. Эта простота – антиномична, как антиномично всякое высказывание в учении о Боге. Различая в Боге три Ипостаси, единую природу и природные энергии, православное богословие не допускает в Нем никакой сложности. Так же, как и Лица, энергии – не элементы Божественной сущности, которые можно было бы рассматривать порознь, отдельно от Пресвятой Троицы, ибо они – общее Ее проявление и превечное Ее сияние. По учению Дионисия Ареопагита , энергии раскрывают бесчисленные имена Божии: Премудрость, Жизнь, Сила, Правосудие, Любовь , Бытие, Бог – и бесконечное количество других имен, которые остаются нам неизвестными, ибо, мир не может вместить всей полноты Божественного проявления, раскрывающегося в энергиях, так же, как он, – по слову евангелиста Иоанна, – не мог бы вместить книг, в которых было бы написано все то, что сотворил Иисус ( Ин.21,25 ). Божественные имена, как и энергии, бесчисленны; но, природа, которую они раскрывают, пребывает неименуемой, непознаваемой: мрак, сокрытый преизобилием света 204 . ГЛАВА ВТОРАЯ. ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

661 К тому же, надобно предположить, как на это указывал еще Иероним, что 2-е послание могло быть написано не собственноручно Петром, но рукою близкого его друга, употребленного им в качестве писца (или если то же самое надобно предположить относительно 1-го послания – рукою другого писца, а не того, который написал первое послание); и это тем более, что 2-е послание написано пред смертью Апостола, в глубокой его старости. 662 Под эту категорию хотят подвести и место 2Петр. 1, 14 – ссылку на откровение, полученное им от Бога, понимая здесь рассказанное Иоан. 21, 18. 19 ; но гораздо сообразнее с существом дела понимать здесь какое-нибудь особенное откровение чрез видение, хотя впрочем нет ущерба для подлинности послания, если видеть здесь и указание на Иоан. 21 , – только указание не на записанное уже в Евангелии от Иоанна 21 гл. событие – в таком случае 2-е послание Петра было бы без сомнения неподлинно, – но указание только на факт, рассказанный Иоан. 21 , который конечно был известен Петру и прежде, чем он записан Иоанном, потому что касался непосредственно его самого. 663 Неандер Apostol. Zeitalter s. 456 именно с этой стороны высказывает следующего рода сомнение: «Писатель предполагает, что он пишет к тем же самые Церквам, к каким написано было 1-е послание Петра, и однако он ставит себя в совершенно иное отношение к читателям. Судя по 2-му посланию, они лично получили от Апостола Петра наставление в истинах веры, и он находился в самом тесном личном общении с ними, – отношение, в каком не могли стоять к Апостолу Петру Церкви, к которым написано было 1-е послание Петра». 664 Неандер еще замечает: «Место из Римл. 2, 4 . так процитовано Петр. 3, 15, как будто это послание было отправлено к тем же самым Церквам». Но точка зрения, с какой Петр в 1-м и 2-м послании смотрит на Церкви, к которым он писал свои послания, обнимала собою и Церкви, которые основал Апостол языков Павел, или по крайней мере о которых он имел попечение, следовательно и Церковь Римскую. – Лицо, принявшее на себя имя Петра, едва ли стало бы с такою твердостью отстаивать эту, исключительно свойственную Петру, точку зрения; напротив оно удержалось бы от такого образа выражения, зная, что малая Азия не Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

8–9 декабря 1935 года состоялись закрытые заседания специальной коллегии Курского областного суда, перед которой предстал Святитель, заявив на суде: “В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, никаких сборищ у нас не было и группы у нас никакой не было, все священники у нас зарегистрированы, и они могли и имели право приходить ко мне. Записки, отобранные у меня, выписаны моей рукой из дореволюционных книг религиозного характера… Добровольные пожертвования, на которые мы существовали, собирались путём обхода верующих с кружкой и использовались для уплаты налогов и выплат в Патриархию… никакого учёта по этим поступлениям я не вёл; я оказывал денежную помощь особенно нуждающимся, обращавшимся за помощью… В своих проповедях я говорил о страданиях: я говорил в редакции той, что страдания — удел всякого христианина… Я говорил: христианство есть свет, религия непобедима, имея в виду те мероприятия, которые были в первые века гонения на христианство; в отношении великомученика Димитрия я говорил, что как он говорил правду не боясь царю Максимиану, так и нам следует говорить правду всегда и всем. Вопрос о происхождении мира я излагал с точки зрения религии, и при этом сказал, что точка зрения Дарвина неприемлема религией как отвергающая бытие Божие”. 9 декабря был зачитан приговор: архиепископ Онуфрий был приговорён к десяти годам заключения в концлагерь. Но он не роптал на всё происходившее с ним. “Господь справедлив всегда!.. — писал он. — За что такая скорбь душе нашей? — За неверие, богохульства и кощунства высших, за богоотступничество многих из бывших епископов и иереев — ныне обновленческих и иных раскольников, за равнодушие к святыням и маловерие многих, считающих себя православными!..”. В марте 1936 года архиепископ Онуфрий был отправлен этапом на Дальний Восток. Первое время он находился в совхозе НКВД на станции Средне-Белая Амурской области. В 1937 году Владыка писал родным: «…Я очень благодарен всем за память и заботы обо мне, грешном. Здоровье моё, по милости Божией, сносное… Но в общем приходится нести лишений немало. Душою я спокоен, за всё благодарю Создателя, Который всегда заботится о нас. Пишу Вам накануне празднования иконы Божией Матери “Знамение”, великого праздника. Как-то у Вас пройдёт этот праздник?.. Приветствую всех моих друзей и знакомых, которых я, грешный, вспоминаю всегда в моих молитвах, и прошу их молитв обо мне, грешном…».

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

f. K. G. V. S. 375 ff.; VI. S. 155 ff. Cp. A. Harnack, op. cit., II, S. s. 296–297. Из русских богословов – см. Проф. В. В. Болотов . Thesen über das Filioque. Internat. theol. Zeitschr. S. 687 и русс. пер. Xp. Чтен. 1913 г. Май, стр. 584 и прим. 1-е. Проф. А. И. Бриллиантов . Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб. 1898. Стр. 97. Примеч. 3-е 883 По мнению Seeberg " a (Op. cit, II, 149), точкою отправления тринитарной доктрины Августина служит его учение о единстве Божием: при рассмотрении учения Августина о Троице всякий видит, как сильно его проникает столь свойственное древнему Западу ощущение (Empfinden) единства Божества. Именно Единый Бог, как Субъект, единично действует вовне, – такова отправная точка зрения Августина, которую он никогда не упускает из виду. Причем самая троичность Лиц рассматривается и разъясняется им точно также исключительно в интересах единства Божеского Существа (Ibid.). 884 Epist. CCXXXIX, n. 3. Migne, t 33, col. 1050. De Trinitate Dei V, 4, 7; M. t. 42, col. 824 cnfr. De Civitate D. XI, 24; M. t. 41, col. 337–338; p. nep. IV, 212. 885 De Trinitate Dei V, XI, 12; Migne, t. 42, col. 919; V, VIII, 9; col. 917. Cnfr. Contra Maxim. II, XXVI, 14; col. 814; Confess. 1. XII, c. 7. M. t. 32, col. 828; русск. пер. I, 376: «Deus una Trinitas, et trina Unitas» cfr. «Unus est Deus, sed tamen Trinitas» ib., col. 932 и мн. др. 886 Böhringer, op. cit. II, S. 291 vrgl. S. 278 ср. Herzog-Hauck. RE. Bd. XX, S. 116. Kirn. Trinität: Бог, по Августину, implicite есть Троица (Trin. V, 9). 889 Prof. Dr. R. Seeberg, DG., Bd. II, S. 147 cnfr. 149. – Следует, впрочем, оговориться, что как единая Божеская сущность у новоникейцев, так и троичность Ипостасей у Августина являются проблемою только для их богословско-философского сознания или в их богословском умозрении церковного догмата о Св. Троице. Для церковно-догматического же их сознания и тот и другой из двух названных основных пунктов тринитарной догмы были безусловно достоверны и стояли выше всякого сомнения, как непререкаемые данные Божественного Откровения и общецерковного предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

VIII.     A раз Метепто дошло до  τи λακν, в развитой форме праздничной литургии здесь непременно должно было явиться свое  ξαιρτως в виде Метепто   а) за царя (с нашим весьма сходное есть в литургии еванг. Марка) и царствующий дом, β) за всю палату и воинство. IX. В конце этого третьего «Помяни» в египетской литургии чumaemcя recapimulamio « το λεσαι μ ς πντας π τ υτ φπαξ». Этому «возглавлению» у нас соответствует «Помяни, Господи, предстоящыя люди и обстоянии сущих», великолепное Метепто,обнимающее действительно «всех вкупе»: а) присутствующих и отсутствующих,  β) – с неизбежным для земного существования помышлением о материальном обеспечении («сокровища»), – γ) устой всякого общества – семью  δ) с ее неизбежными заботами. Отсюда естественный переход к тем состояниям, которые возбуждают тревогу ε) то в духовном отношении («малодушныя – свободи»), ζ) то чисто житейского свойства – как положения или только небезопасные («плавающым – защити») или же прямо бедственныя («плененныя – сущих»).   В Спб. третьем тиснении  ач при словах «на судищи – сущих» не достает глагола!  Греческого текста нашей литургии Василия в. у меня нет под рукой 9 . В литургии ев. Марка соответственное место читается так:  τος ν φυλακας, ν μετλλοις,  δκαις,  καταδκαις,  νξοραις,  πικρ δουλε, φροις κατεχομνους πντας  λησον, πντας ’ ελενθρωσον“, всяпомилуй, всясвободи. Думаю, что это великолепное «возглавление» – подлинный текст Василия в. X.   Раз «род» исчерпан в его целом, – оставалось перейти к отдельным видам, намечаемым под субъективным углом зрения (точка отправления – не вся «кафолическая церковь », а именно «МЫ»). Четвертое «Помяни» в литургии Григория Богослова предложено в такой форме:   «Помяни, Господи, и град наш сей и иже в православней вере живущыя в нем, и всякий град и страну. И избави нас от глада и губительства, труса и потопа, огня, и от пленения варварскаго, и от чуждих мечей, и от возстания врагов же и еретиков». Это очевидно – «Избави, Господи, град сей брани», где вероятно утрачено – вследствие сокращения – лишь одно слово «Помяни».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

А жаль. Пробел в этом певческом искусстве и в этих дьячковских познаниях — одна из причин пасторского бессилия, холодности народа к церкви и порождения сект. Народ связывается с церковию все-таки чрез богослужение, и самое главное, чем можно привязать его к церкви или отвратить от нее, есть отношение служителя церкви ко внешнему отправлению богослужения; здесь исходная точка, откуда пошли старообрядство в одну сторону, молоканство, духоборство, хлыстовщина — в другую. Боюсь надоесть рассуждениями и останавливаюсь. Не удержусь, однако, от следующего замечания, пусть оно и не покажется отцам иереям. Найдется ли сотня во всей России священников и диаконов, которые бы, не говорю о чем другом, умели читать? Да, читать, и только. Бессмертное: «Да не читай как пономарь» — остается заслуженным упреком и до наших дней. Читать в церквах не только дьячки, которым и Бог простит, но диаконы, иереи, даже епископы не умеют. Сносный, не говорю вполне удовлетворительный, — мне не удавалось еще таких встречать — чтец привлекает в церковь тысячи одним чтением. Народ теснится, когда настоятель, читающий во всяком случае удовлетворительнее дьячка, выходит на средину церкви возглашать Покаянный канон. Подумаешь: как мало нужно, чтоб удержать в церкви народ и привлечь к ней, и как мало для того делается пока! Демократизация, которая сделалась модой, и сюда, впрочем, стала проникать. Чрез полстолетия с удивлением будут читать наши внуки о времени, когда священнослужители не умели ни читать, ни петь и не умели править службы, потому главное, что считали практику в этом для себя унизительною! Глава XIII. Секуции В приходском училище, как я говорил ранее, я не был сечен и не был высечен никто, за исключением двух, трех случаев, когда производил расправу смотритель торжественно, в присутствии учителей, после экзамена, над несколькими мальчиками, заслуживавшими, по его мнению, чувствительного поощрения. Операция производима была каждый раз чрез известного Давыда; но в Грамматике секли учителя и руками «секуторов», любителей и знатоков сеченья, выискивавшихся между учениками. Были такие любители; были и любители приспешничества: этим словом я называю придерживанье рук и ног секомого. «Лозу!» — на это восклицание выскакивал секутор с орудием кары и двое ребят, которые брали подсудимого, валили на пол; один удерживал руки, другой садился на ноги; последний стаскивал нижнее платье… Но уволю читателей от подробностей, на описание которых, слышал я, нашлись мастера кроме меня.

http://azbyka.ru/fiction/iz-perezhitogo-...

В 50-е годы подвижников Молочного источника окормлял священник церкви села Салтыково о. Иоанн Васильевич Сазонов. В 1956 году он отпевал мужа Анастасии Федора. По предсказанию Анастасии, на похоронах поднялся ураган, и она сказала: «Видите! Так враг борется за каждую душу». Федор был человеком суровым и порой роптал. Он был арестован одним из первых 9 декабря 1942 года и отправлен в Карлаг на 8 лет. Перед смертью он крепко уверовал в Бога и, покаявшись в грехах, почил с миром. Последней одинокой насельницей была Анна, на праздник Крещения она пошла в церковь села Салтыково, где и почила о Господе. Сегодня Молочный источник мало кому известен, о нем знают лишь местные жители. На карте Пензенской области это самая отдаленная от Пензы точка. Хорошей дороги туда нет, и проехать можно лишь на тракторе. Но добравшись до этого святого места, увидишь остатки хижин, напьешься воды и ощутишь великую благодать, которую в годы гонений стяжали здесь многие молитвенники святой земли Земетчинской. Жительница города Покровска Саратовской области Мария Семеновна Екатериничева, внучка подвижницы Анастасии Пашковской, еще в детстве набрала из Молочного источника святой воды. Она и теперь, спустя 60 лет, хранится, не теряя своих качеств. Мария Семеновна и рассказала всю историю Молочного родника Сергею Владимировичу Зелеву – пензенскому краеведу, опубликовавшему ее в книге «Сурская Голгофа». © С.В. Зелев Пал Лисев Во второй половине XIX века родился в Земетчинском районе Пензенской области блаженный Павел Алексеевич (Елисеевич), здесь и протекала вся его жизнь. Звали его, сократив отчество, Пал Лисев. Со слов местных старожилов, был он мужем высокого роста, могучий – «косая сажень в плечах», с длинными волосами. Нес подвиг Христа ради юродства, что выражалось в его жизненном образе, поступках и высказываниях. Лето и зиму блаженный ходил по округе «босый», но, чтобы не подвергнуться пагубе тщеславия, он, как только завидит человека, сразу надевал онучи, а как минет человек – снимал их. Обладал даром прозорливости, пророчествовал. Странствуя по селам Земетчинского района, Пал Лисев предсказывал близость антихристова времени и увещевал сельчан следующими высказываниями: «Будут девицы – бесстыжие лица», «Будут люди как звери – подходить к одной двери», «Будут всюду куски лакомые, вокруг ходить будешь, а в зубы не возьмешь», «Будет земля паутиной опутана, будут и самолеты, и связь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Антиохии и Сирии очень многие приняли сторону Нестория, по преимуществу лица, вышедшие из Антиохийского училища. Но в Александрии и Риме учение Нестория встретило сильное противодействие. Александрийским епископом в то время был св. Кирилл (с 412 г.), человек богословски образованный и ревностный защитник православия. Прежде всего, в пасхальном послании он изложил, как вредно для христианства учение Нестория. Это на Нестория не подействовало, и он продолжал в письмах к Кириллу отстаивать правильность своего учения. Тогда Кирилл особым посланием известил императора Феодосия II, его супругу Евдоксию и сестру Пульхерию об учении Нестория. Затем он сообщил об этой ереси папе Целестину . Несторий тоже писал в Рим. Папа Целестин созвал в Риме собор (430), осудил на нем учение Нестория и потребовал от него, под угрозой отлучения и низложения, отказаться от своих мыслей в течение 10 дней. Заключение собора было отправлено Несторию и восточным епископам через Кирилла, которому папа передал свой голос. Кирилл уведомил Нестория и епископов о постановлениях Римского собора, и особенно убеждал Иоанна, архиепископа Антиохийского, отстаивать православие. В случае принятия ими стороны Нестория, они дадут повод к разрыву с церквами Александрийской и Римской, которые уже высказались против Нестория. Иоанн, сочувствовавший образу мыслей Нестория, ввиду предупреждения Кирилла, написал Несторию дружеское письмо, в котором убеждал его употреблять выражения о Пресвятой Деве Марии, принятые древними отцами. Между тем, Кирилл на соборе в Александрии (430 г.) осудил учение Нестория и издал против него 12 анафематизмов, в которых доказывал нераздельное соединение в Лице Господа Иисуса Христа двух естеств. Эти анафематизмы Кирилл препроводил Несторию со своим посланием. Несторий, со своей стороны, ответил 12 анафематизмами, в которых осуждал тех, кто приписывают страдания Божеству и проч. Они были направлены против Кирилла, хотя к последнему они не приложимы. Сирийские епископы, получив анафематизмы Кирилла, тоже восстали против них. У них была точка зрения идей Феодора Мопсуетского. Блаженный Феодорит , ученый епископ Кирский, написал на них опровержение. Для прекращения такого раздора между предстоятелями знаменитых церквей и утверждения православного учения, имп. Феодосий II решился созвать вселенский собор. Несторий, чью сторону в то время занимал Феодосий, сам просил созыва вселенского собора, находясь в убеждении, что его учение, как правильное, восторжествует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

велел венечные деньги использовать для устройства инвалидов. Размещением по монастырям ведал Монастырский Приказ, а Сенат в 1719 г. установил, чтобы монастыри платили отставным военным чинам деньги в размере жалованья гарнизонных чинов тех губерний, где расположен был соответствующий монастырь. Из этого примера видно, что весь монастырский уклад жизни перестал быть делом церковным, а исключительно государственным, хотя по существу дело это – дело чисто церковное, подлежащее ведению Церкви, даже при классификации Шульте [в числе чисто церковных дел он помещает следующия: 1) Вероучение и нравоучение христианское вместе с правом издавать вероучительные книги, организация проповедничества и религиозное воспитание членов Церкви; 2) Богослужение и все, что относится до него; 3) Совершение и преподание Таинств; 4) Церковное устройство и управление, между прочим воспитание клира и принятие в состав его, и все касающееся отправления церковного служения; 5) Церковное судопроизводство; 6) Дела по организации монашеских орденов; 7) Управление церковными имуществами]. xxviii) Строй церковный у Петра I входит в компетенцию государственной власти Но Петровская точка зрения была иная: в манифесте 25 января 1721 г. об учреждении Духовной Коллегии попечение о всем чине духовном разсматривается, как право царской власти, в соответствии с усвоенной цезарепапистской теорией Феофана. Это видно уже из самого манифеста: «Посмотря на духовный чин и видя в нем многия нестроения и великую в делах его скудность, не суетный на совести нашей возымели мы страх, да не явимся неблагодарны Вышнему, аще толикая от Него получив благопоспешительство во исправление как воинского, так и гражданского чина, пренебрежем исправление и чина духовного. И когда нелицемерный Он Судья вопросит от нас ответа о толиком нам от Него врученном приставлении да не будем безответны. Того ради образом прежних, как в Ветхом, так и Новом Завете благочестивых Царей, восприяв попечение о исправлении чина духовного и не видя лучшего к тому способа паче соборного правительства, понеже в единой персоне не без страсти бывает, к томуж не наследственная власть, того ради вяшще небрегут, уставляем Духовную Коллегию, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Вторая заключает в себе все прочие секты, называемые реформатскими. Отсутствие законного предания У обеих половин Протестантства одно общее – это их точка отправления: обе признают в церковном предании перерыв, длившийся несколько веков; далее, они расходятся в своих началах. Первая половина, почти порвавшая все связи с Христианством, допускает новое откровение, непосредственное наитие Божественного Духа, и на этом основании старается построить одну Церковь или многие Церкви, предполагая в них предание несомненное и постоянное вдохновение. Здесь основная данная может быть ложна; но её применение и развитие совершенно рациональны: предание, признаваемое как факт, получает и логическое оправдание. Совсем иное на другой половине протестантского мира. Там, на деле, принимают предание и, в тоже время, отрицают начало, в котором предание находит своё оправдание. Это противоречие выяснится примером. В 1847 году, спускаясь по Рейну, на пароходе, я вступил в разговор с почтенным пастором, человеком образованным и серьёзным. Беседа наша, мало-помалу, перешла к предметам веры и, в частности, к вопросу о догматическом предании, законности которого пастор не признавал: Я спросил у него, к какому вероисповеданию он принадлежит? – Оказалось, что он Лютеранин. – А на каких основаниях отдаёт он предпочтение Лютеру перед Кальвином? Он привёл мне весьма учёные доводы. В эту минуту слуга, его сопровождавший, подал ему стакан лимонаду. Я просил пастора сказать мне, к какому вероисповеданию принадлежит его слуга? Тот был также Лютеранин. «Он-то на каких основаниях, – спросил я, – отдал предпочтение Лютеру перед Кальвином?» Пастор смолчал, и на лице его выразилось неудовольствие. Я поспешил уверить его, что отнюдь не имел намерения его оскорбить, но хотел только показать ему, что и в Протестантстве есть предание. Несколько озадаченный, но по-прежнему благодушный, пастор в ответ на мои слова выразил надежду, что со временем невежество, которым обусловливается это подобие предания, рассеется перед светом науки. «А люди с ограниченными способностями?», – спросил я. «А большая часть женщин, а чернорабочие, едва успевающие добывать себе насущный хлеб; а дети, а, наконец, незрелые юноши, едва ли более способные, чем дети, судить об учёных вопросах, на которых расходятся последователи Реформы?»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010