Содержание Писания духовно-нравственные 1 . Слово о добродетелях и пороках 1 . О страхе Божием 2 . О бесстрашии 3 . О любви 4 . О неимеющих в себе любви 5 . О долготерпении 6 . О неимеющем в себе долготерпения 7 . О терпении 8 . О неимеющем в себе терпения 9 . О негневливости 10 . О вспыльчивости 11 . О кротости 12 . О лукавстве 13 . Об истине 14 . О лжи 15 . О послушании 16 . О непокорности и ропоте 17 . О том, чтобы не иметь зависти и соперничества 18 . О зависти и соперничестве 19 . О том, чтобы не быть злоречивым 20 . О злоречии и злоречивых 21 . О воздержании 22 . О невоздержании 2 . Обличение себе самому и исповедь 3 . В низложение гордыни 4 . Слово умилительное 5 . Слово подвижническое 6 . В подражание притчам 7 . В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей 8 . Обличение себе самому и исповедь 9 . О страстях 10 . О покаянии 11 . О сердечном сокрушении 12 . Слово умилительное 1-е 13 . Слово умилительное 2-е 14 . Слово увещательное 15 . Слово о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа 16 . Слово 1-е о скончавшихся отцах 17 . Слово 2-е, о скончавшихся отцах 18 . О брани с диаволом 19 . О душевном страхе 20 . Послание 21 . Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу 22 . О добродетели, к младшему подвижнику. Четыре главы Предисловие Поучение первое Поучение второе Поучение третье Поучение четвертое 23 . О добродетели, десять глав Предисловие Глава 1 – 2 – 3 и 4 .. – – 5 и 6 – 7 – 8 – 9 .280 – 10 24 . На слова: вонми себе ( Втор. 4, 9 ), двенадцать глав Предисловие Глава 1 ............. – 2. Притча – 3. О плотской брани – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 Глава 11 – 12 25 . О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы 26 . Советы новоначальному монаху о духовной жизни, 96 глав 27 . Блаженства, пятьдесят пять глав 28 . Блаженства, двадцать глав 29 . О том, как приобретается человеком смиренномудрие, сто глав Том II 30 . Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии 31 . Слово о прекрасном Иосифе ... .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/so...

а) О добродетели терпения. Св. Ефрем Сирин учит: «блажен тот, кто приобрел терпение: потому что у терпения есть упование; упование же не посрамляет. ( Римл. 6, 5 ). Подлинно блажен и троекратно блажен тот, в ком есть терпение, потому что претерпевый до конца, той спасен будет. ( Матф. 10, 22 ). И что лучше сего обетования? Благ Господь терпящим Его. ( Наум. 1, 7 ). Во что же ценится терпение? Терпение одно не бывает; но оно требуется во многих добродетелях. Терпеливый достигает всякой добродетели: в скорбях он радуется, в нуждах оказывается благоискусным; в искушениях восхищается; он готов к послушанию, украшен долготерпением, исполнен любви; за оскорбления он благословляет; в ссорах хранит мир; в безмолвии мужествен, в псалмопении не ленив, н воздержанию готов, в молитвах терпелив, в делах не укоризнен, в ответах прям, в исправлении поручения благопокорен, в жизни рачителен, в оказании услуг любезен, в обращения привлекателен, в общежитии с братством приятен, в совещаниях сладок, в бдениях не угрюм, в попечениях о странных старателен, в хождении за немощными предупредителен; первый помощник в затруднительном положении, в мыслях трезвен, во всяком деле бодр. Кто приобрел терпение, тот приобрел упование. Напротив, злополучен и жалок, кто не приобрел терпения. Таковым божественное Писание угрожает горем. Горе, говорит, погубившим терпение (Иис. Сир. 2, 14 ). И действительно, горе тому, в ком нет терпения: он возметается, как лист ветром, не переносит оскорбления, и скорбях впадает в беспечность; его легко вовлечь в ссоры; где нужно терпеть, там он ропщет; где требуется послушание, там прекословит... В ком нет терпения, тот подвергается многим потерям, и не в состоянии стать добродетельным. Итак терпением да течем на предлежащий нам подвиг, говорит апостол. ( Евр. 12, 1 ). В ком нет терпения, тот чужд всякого упования». (Из твор. св. отцов, т. XII). б) Претерпевый до конца, той спасен будет. Во время св. Иоанна Златоуста много лет подвизался в глубокой пустыне преподобный Иеракс. Однажды бесы пришли в нему видимым образом и сказали: «старец! ты проживешь еще полсотни лет: возможно ли терпеть так долго в этой безлюдной пустыне? Иди отсюда!» – Старец им на это отвечал: «очень жаль, что так мало остается жить мне на свете; а я было запасся терпением еще на двести лет». При этих словах Иеракса бесы исчезли... Это значит, что св. подвижник решился терпеть все скорби, все лишения пустынной жизни до конца. Видно, твердо помнил он слово Спасителя: в терпении вашем стяжите души ваша ( Лук. 21, 19 ). Претерпевый до конца, той спасен будет ( Мф. 10, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческой свободы; каждая из них – это Бого-человеческое действие, Бого-человеческий факт» (св. Иустин Попович) «Каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, как сказано в псалме: уклонися от зла и сотвори благо ( Пс.33:15); не сказано только: уклонися от зла, но и: сотвори благо. Например, если кто-нибудь привык обижать, то он должен не только не обижать, но и поступать по правде; если он был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержным; если был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться. И сие-то значит: уклонися от зла и сотвори благо. Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, сребролюбие – милосердие, блуд – воздержание, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь и, одним словом, каждая страсть, как я сказал, имеет противоположную ей добродетель» (прп. авва Дорофей) «Какие расположения в сердце должно иметь христианину, указывают изречения Христа Спасителя о блаженствах, именно: смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие и истинолюбие, милостивость, чистосердечие, миролюбие и терпение. Святой апостол Павел следующие указывает христианские благорасположения сердца, яко плоды Духа Святаго: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22-23). В другом месте: облецытеся… якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость и долготерпение, приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы. Над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во единем теле: и благодарни бывайте ( Кол.3:12-15)». (свт. Феофан Затворник). «Что такое добродетель? Это свобода, которая не выбирает. Добродетельный человек не думает, что ему надо делать добрые дела, добро для него стало естественным. Скажем, мы – в общем и целом честные люди время от времени можем покривить душой, хотя в основном и стараемся говорить правду. Этим мы и отличаемся от по-настоящему добродетельных людей. У человека, утвердившегося в добродетели, просто не получится солгать. Добродетельный человек верен и в малых делах» (прот. Алексий Уминский)

http://pravmir.ru/dobrodeteli/

Кто с терпением страдает, тот в себе помышляет: до сего времени терпел я – могу и далее так же терпеть. Вчера терпел, – и сегодня можно терпеть... Хотящему терпеть ничего не невозможно, наипаче когда Бог таковому помогает». Такое терпение есть самое счастливое состояние сердца. «Сладкая есть, восклицает тотже святитель, – сладкая есть сия тишина! Преблагоприятный покой, в котором сердце так упокоевается! К сему-то покою призывает нас Христос Господь: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Матф. 11, 29 ). Такое истинно-христианское терпение привлекает таким образом на нас особенное благоволение и милость Божию: «если вы терпите наказание», говорит св. апостол, «то Бог поступает с вами, как с сынами» ( Евр. 12, 7 ). б) Побуждения к терпению весьма велики и разнообразны. аа) Терпением подобает вооружаться, что бы ни случилось с нами. Тогда только и можно жить на земле. В этой юдоли плача все нас беспокоит; одно только терпение доставляет нам покой. Уметь спокойно жить значит уметь терпеть. бб) Но не одно временное спокойствие получаем мы от терпения; оно отворяет нам двери и к вечному покою, к вечной радости и блаженству: «сеющие слезами, радостию пожнут» ( Псал. 125, 5 ). Скорбным только путем и терпением достигается вечное блаженство: «многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие» ( Деян. 14, 22 ). Чем больше мы терпим, тем больше очищаемся от грехов: от огня золото делается светлее, блестящее; от терпения наша душа делается чище. Терпеть – так же спасительно для нашей души, как и заниматься спасением. Терпение даже важнее иногда иных богоугодных дел (Злат. 31 бес. на Матф.). «Терпением вашим, спасайте души ваши» ( Лук. 21, 19 )! вв) Нужно ли еще побуждение к терпению? – Возьмите себе в пример пророков и всех ветхозаветных и новозаветных праведников. Страдания и скорби всегда составляли удел избранников Божиих на земле; терпением побеждали они всякое зло, как и виновников своих скорбей и страданий. Праведный Иов, потерявший все свои богатства и детей, покрытый струпами, влачит многие дни на гноище, утешая себя таким благочестивым сознанием: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» ( Иов. 2, 10 ). Кроткий Давид постоянно терпит гонения от Саула, который обязан ему был большею частию своих побед. Смиренно пророк Илия удаляется в пустыню, чтобы скрыться от гнева нечестивого Ахава. С наступлением благодатного царства Христова, после того как Сам Начальник и Совершитель нашей веры потерпел крестную смерть, мы видим еще более примеров неповинных страданий избранных Божиих и их высочайшего долготерпения. Упоминать ли о первых учениках Его, св. апостолах, которые ради имени Христова потерпели все и даже смерть, – о целых сонмах мучеников, которые в продолжение первых трех веков христианства обагряли грешную землю своею святою кровию?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ненависть к нам за Бога лучше любви: когда нас любят для Бога, мы делаемся Его должниками за такую честь, а когда ненавидят нас, то Он Сам делается Должником, за Которым остается наша награда ( 45, 807 ). Нужно переносить все с долготерпением, потому что это и значит веровать ( 46, 99 ). Ничто не может равняться с долготерпением. Такой человек никогда не оскорбляется, но как алмазы не разбиваются, так эти души – выше всех стрел ( 46, 188 ). Особенно то показало чистоту блаженного Иова и прославило его, что во время испытания болезнью и бедностью он сохранил твердый, непоколебимый дух, что приятнее Богу, чем слова благодарности. Принесем же и мы эту духовную жертву ( 46, 1027 ). Ничто так не сильно, как долготерпение; такой человек не терпит ни от кого бедствия, так как бесстрастен по душе ( 46, 1121 ). Жизнь праведных светоносна, но как она делается светоносной, если не через терпение? Приобрети и возлюби его, ибо это мать мужества ( 46, 446 ). Ничто не может служить таким свидетельством совершенной разумности, как долготерпение. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 1114 ). В терпении упражняйся прежде необходимости, чтобы, когда она настанет, всеоружие его найти готовым ( 48, 242 ). Терпение – мир во время браней, тишина в бурю, тишина среди наветов и опасностей... Преподобный Нил Синайский ( 49, 227 ). Мужественно потерпи человека неразумного, ибо приятно сохранять равнодушие при людях немудрых тому, кто мудр о Господе ( 50, 187 ). Точно знаю, что перенесение оскорблений и обид и здесь доставляет нам доброе мнение о нас, и там принесет величайшую похвалу. А быть признательным тому, кто обижает и оскорбляет и тем как бы побуждает к большей мудрости, особенно когда делает это часто и хвалится этим... самое великое дело ( 52, 389 ). Мудрый и кроткий, переносящий обиды и оскорбления от врагов, когда оскорбляют – не оскорбляется и когда обижают – не обижается. А если говорить правду, обиженными и оскорбленными бывают сами обидчики и оскорбители: их и люди осуждают, о них и отзываются худо. А кто выше оскорбления и обиды, тот и здесь бывает увенчан от всех похвалами, как победивший не только врага, но и раздражительность, и там приемлет от Бога великие награды. Если же скажешь, что много нужно пота и труда, чтобы все перенести, не буду отрицать этого, но скажу, что большими трудами мы заслуживаем венцы. Преподобный Исидор Пелусиот ( 52, 108 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Спаси Господи Вас Николай 27 декабря 2013, 00:23 Очень хорошо. Но надо заметить,что необходимо не только терпение,но и смирение,т.е.познание своей меры,хотя на данном этапе жизни и рассудительность. Что-бы не лезть на рожон,получая потом неоправданные травмы,которые придется терпеть,вплоть до психических искажений. А если оказался в непростой ситуации смочь постоять за себя,ближних,веру - если агрессия превосходит меру достигнутого совершенства,что-бы опять-же - не стать больным человеком. Думаю,такое терпение Богу не угодно. Михаил 25 декабря 2013, 15:14 СПАСИБО МАРИЯ 25 декабря 2013, 13:43 СПАСИБО!!! Юлия 25 декабря 2013, 12:19 В одной из утренних молитв есть выражение «диавольское поспешение», мне кажется что все нетерпение можно отнести к этим словам. Казалось бы потерпи немного, пережди гнев и все будет по другому, нет надо быстрее вылить внутреннее зло пока оно кипит, пока не остыло. Если учить псалмы и молитвы наизусть - откроешь для себя очень многое, о котором не имел никогда понятия. Андрей 25 декабря 2013, 11:49 Очень замечательное сравнение с обезьянами. Тонко подмечено.И ни куда не српятаться , всё правда. Ирина Ти. 25 декабря 2013, 11:16 Автор статьи привел достаточно аргументов в пользу терпения и долготерпения для нас - православных христиан, ищущих спасения в Господе. Последуем же Истине! Спасибо, Сергий! millia 25 декабря 2013, 07:27 спаси БОГ святой отец полностью согласна Тепением вашим спасйте души ваши--- великие слова из Евангелия стараюсь жить по этим словам ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА хочу возразить кому то или поспорить и сразу в помощь мне слова эти -- это мое оружие против всякого негатива что в голову лезет и снова отцов святых вспоминаю .....мысли ненужные как псы цепные рвутся с языка...... а я держу их дай ГОСПОДИ терпения! ведь из терпения все благодетели рождаются одна за другой как по цепочке так хотя бы одну --терпение--сделать привычкой!!!!! Аминь Наталия 24 декабря 2013, 23:19 Не очень принимаю направленность мыслей Сергия Худиева. По некоторым причинам: 1.Очень часто публикуется,и с явной любовью к своим текстам, особенно на либеральном сайте/Православие и мир. 2. Много пишет об актуально информационном с непременными выводами " а мы-то православные, какие ужасные " . ТипМ девочки в Храме Христа Спасителя нехорошо поступили, но мы-то какие ужасные. 3. см. 2. Обращаться в текстах одному мирянину, даже и Худиеву, к другим в виде косвенных укоров к православным - не полезно. И даже иногда читать неприятно, какое-то лукавство. Благочестивый Худиев рассказывает православному миру, как надо терпеть и долготерпеть. Малость, переборщил, брат. Мы-то знаем, какая мука нас корежит, какая борьба идёт внутри, а тут тебе ещё на раны соль сыпет товарищ Худиев. Меня лично пугает, что такой автор везде публикуется. Вот даже и на данном, уважаемом православном народом, сайте. Ведь какая же гордыня выросла в рабе Божием Сергии.Жалко человека.

http://pravoslavie.ru/66980.html

Терпение нужно потому, что искушения для нас нужны... Никто без искушений не может войти в Царствие Небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся (прп. Антоний Великий , 90, 133). Источник. ...Постарайся приобрести терпение... ибо терпением побеждается гнев... (прп. авва Исаия , 60, 83). Научись... по причине нищеты не приниматься за худые дела и в самых тяжких злостраданиях не терять надежды, и не сидеть в праздности и бездействии, но прибегать к Богу, Который... подаст тому, кто возопиет к Нему от всего сердца (свт. Василий Великий , 5, 129). ...Не тот терпелив, у кого нет необходимого, но тот, кто, не имея недостатка в наслаждении, продолжает терпеть бедствие (свт. Василий Великий , 8, 260). Как будет упражнять себя в долготерпении, когда нет противящегося его желаниям? (свт. Василий Великий , 9, 98). Подлинно блажен человек, который приобрел долготерпение, потому что и Священное Писание хвалит его, говоря: долготерпелив муж мног в разуме ( Притч. 14, 29 )... (прп. Ефрем Сирин , 31, 10). Источник. Долготерпеливый всегда в радости, в веселии, в восхищении; потому что надеется на Господа (прп. Ефрем Сирин , 31, 10). Источник. Долготерпеливый далек от гнева, потому что все терпит (прп. Ефрем Сирин , 31, 10). Источник. Долготерпеливый не скоро воспламеняется гневом, не прибегает к оскорблениям, не легко трогается пустыми речами; если обижен, не огорчается; сопротивляющимся не противится; во всяком деле тверд; не скоро вдается в обман, не склонен к раздражению, в скорбях радуется, свыкается со всяким добрым делом; людям, ничем не довольным, во всем угождает; когда приказывают ему, не противоречит; когда делают выговор, не хмурит лица; во всяком случае находит для себя врачевство в долготерпении (прп. Ефрем Сирин , 31, 10). Источник. У кого нет долготерпения, тот далек и от терпения, потому что не долготерпеливый удобно совращается с пути, готов к раздражению, скоро разгорячается и начинает ссору; если оскорблен, сам оскорбляет, если обижен, воздает обидой же, спорит о вещах, ни к чему не служащих; дела его и произведения его взвиваются, как листья ветром, он не тверд в словах, быстро перескакивает от одного к другому (прп. Ефрем Сирин , 31, 11). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вот почему они и спрашивали своего Учителя: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» ( Деян.1:6 ). Вера в близость парусии красной нитью проходит через послания апостольские. Ап. Иаков призывает своих читателей к долготерпению, потому что «приближается пришествие Господне» (τι παρουσα το κυρου γγικεν) и убеждает их не судить друг друга, ибо «вот, Судия стоит у дверей» ( Иак.5:7–9 ). Также и ап. Пётр, призывая христиан к терпению в страданиях и бодрствованию в молитвах, говорит: «но близок уже всему конец» (πντων δ τ τλος γγικεν 1Пет.4:7 ), потому что скоро должен начаться суд ( 1Пет.4:17, 18 , ср. ст. 13), Господь «готов уже ныне судить живых и мёртвых» ( 1Пет.4:5 ). Ожидание близкой парусии Господней сообщило своеобразный характер нравственному учению (этике) св. ап. Павла. В виду «сокращённости» или «краткости времени», оставшегося до пришествия Господня и конца этого мира, Апостол убеждает коринфских христиан прекратить все земные отношения: «Сие же говорю, братие, ибо время сокращено есть. Поэтому и имеющие жён, – да будут как не имеющие: и плачущие да будут как не плачущие: и радующиеся как не радующиеся; и покупающие как не приобретающие; и пользующиеся миром сим как не пользующиеся, ибо преходит образ мира сего» ( 1Кор.7:29–31 ). С другой стороны, такие выражения Апостола, как: «День приблизился» ( Рим.13:12 ) или: «Господь близ» ( Фил.4:5 ), могли быть истолкованы верующими, при общем сильном эсхатологическом возбуждении, как указания на близость второго пришествия Господня, хотя эти слова в устах ап. Павла обозначают духовное присутствие Христа в сердцах верующих, отмечают наличность в них благодатных даров Св. Духа. В послании к Евреям Апостол приглашает своих читателей к усилению своего подвига – и «толико паче, елико видите приближающийся день (судный)» ( Евр.10:25 ), и несколько ниже, призывая читателей к терпению, цитирует из пр. Аввакума ( Авв.2:3 ): «Ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит» ( Евр.10:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

Святитель Феофан Затворник Не начинай ничего, не обдумав и не рассчитав, что на предпринятое хватит сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет? В том, по показанию тех же внушений Господа в притчах, чтобы вооружиться заранее самоотверженностью и терпением. Посмотри, есть ли у тебя эти опоры всех тружеников в добре, и если есть — начинай дело, а если нет, то заранее запасись ими. Если запасешься, то что бы ни встретилось на пути к исполнению намерения, все перетерпишь и преодолеешь и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит, что если дело трудновато — брось его, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. И не будет с тобой никогда такого, чтобы ты сказал: «Иду», а потом не пошел. Святитель Феофан Затворник Терпение укрепляется молитвой, которая испрашивает Божию помощь в несении наложенного креста. Как страждущие дети говорят о печали своей родителям и от них получают утешение или как друг своему верному другу сообщает о сердечной скорби и оттого чувствует на сердце некую отраду, так и мы чувствуем облегчение нашей печали, когда Богу, Который есть «Отец милосердия и Бог всякого утешения» ( 2Кор.1:3 ), сообщаем нашу печаль в молитве. Святитель Тихон Задонский Терпеть не умеешь — учись самим терпением. Возмалодушествуешь — опять берись за это спасительное оружие. А со временем и натореешь, ибо всякой добродетели, как и какому-нибудь искусству, выучиваются не сразу, а много пройдет времени и много положишь трудов, тогда уж и дастся наука. Преподобный Анатолий Оптинский Бог наш не именуется Богом праздного бездействия и утех, но Богом терпения и долготерпения. Он действительно производит терпение и благодушие в тех, кто предает Ему себя, чтобы они одерживали победу дивную и новую, подобную той, какую одержал Христос, распятый и вкусивший смерть. Он победил убийц Своих и мир, теперь же уделяет от подобной силы Своей и тем, которые страждут за Него, и через них снова побеждает тех же убийц и мир. Это надо знать всякому христианину, чтобы кто не оказался всуе верующим во Христа, как не знающий таинства христианства.

http://azbyka.ru/kak-nauchitsya-terpet-n...

Сегодня мы прославляем и чтим святых родителей Матери Божией, и на каждом отпусте всегда поминаем Иоакима и Анну, которые своей чистой жизнью, своей крепкой верой, своим смирением и своим долготерпением принесли добрый плод. Самое главное в воспитании детей – не терпение, а именно долготерпение. Это постоянное терпение родителей над своими детьми рождает в них смирение. А раз есть смирение, значит, привлекается благодать Божия. Раз привлекается благодать Божия, значит, она спасает, потому что очищает человека от греха, возводит его на небесную высоту и он становится чадом Божиим и наследником Царствия Небесного. Вот такой спасительный путь нам Господь предначертал. У Иоакима и Анны очень долго не было детей, но они не отчаялись, не говорили: ну вот, сколько же можно молиться? И в церковь ходим, и свечки ставим, и баранов приносим резать для жертвы Господу – и ничего. Хотя они уже старые стали, а не возроптали на Бога, твердо веровали, что Господь даст по их прошению: нет за ними никакой вины – значит, надо просто потерпеть, Господь испытывает. И Господь испытывал их веру, и испытал, и они сдали этот экзамен, поэтому и принесли прекрасный плод – Пресвятую Богородицу, от Которой мы все с вами получаем спасение. Главный смысл нашей жизни на земле – это воспитание детей. Господь сказал нам о любви к ближним – ну кто нам ближе, чем дети наши? Мы их любим не потому, заслуживают они того или нет, а только по природе, потому что премудрый Господь заложил в каждого человека, в каждое животное любовь к своим чадам. И надо, чтобы эта любовь расцветала, потому что только в семье, где есть любовь, можно воспитать христианина. Почему большинство детей выходят из повиновения? Потому что им не хватает любви и они ищут ее на стороне. А если в семье атмосфера любви, то ребенок не бежит из дома, он стремится домой. Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше. Каждому – и кошке, и собаке, и слону, и человеку – нравится, чтобы его любили. Ребенка обмануть нельзя: сколько его по головке ни гладь, он всегда прекрасно чувствует, искренне это или нет. Какой ему учитель нравится? Тот, который любит. А тот, который не любит, даже если он очень умный, деткам не нравится, и предмет его не нравится. Любовь должна быть, без нее ничего не достигнешь. А чтобы ее приобрести, надо сначала делать дела любви, потом и она появится постепенно-постепенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010