В вопросах и ответах, состоят из 55 отдельных правил, представленных в виде вопросов монахов и ответов св. Василия или его рассуждений относительно наиболее важных вопросов религиозной жизни. Как видно из предисловия, св. Василий находился в пустынном уединении, окруженный людьми, избравшими одну и ту же цель благочестивой жизни и изъявивших желание узнать нужное ко спасению. Из ответов св. Василия составился как бы полный сборник законов монашеской жизни или учение о высшем нравственном совершенстве, но без строгого плана. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах (Большой Аскетикон) Вступление Поскольку, по благодати Божией, во имя Господа нашего Иисуса Христа, сошлись мы вместе, предположив себе одну и ту же цель благочестивой жизни, и вы изъявляете желание узнать нужное ко спасению, а мне надлежит нужда возвестить оправдания Божии, потому что день и ночь у меня в памяти апостол, который говорит: «три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян.20:31), и к тому же настоящее время для нас весьма удобно, а место это доставляет полную тишину и освобождение от внешнего шума. Помолимся же друг о друге, чтобы мне сослужителям моим «раздавать им в своё время меру хлеба» (Лук. 12:42), а вам, как доброй земле, приняв слово, воздать, по написанному, совершенный и во много крат преумноженный плод правды (Мф.13:23). Поэтому умоляю вас любовью Господа нашего Иисуса Христа, давшего «Себя за нас» (Тит. 2:14): позаботимся наконец о душах наших, восскорбим о суете протекшей жизни, начнем подвизаться ради будущего во славу Бога и Христа Его и поклоняемого и Святого Духа. Не будем оставаться в этой лености и в этом расслаблении, чтобы нам, по лености потеряв настоящее и начало дел откладывая до завтрашнего и последующих дней, когда потом притязатель душ наших застигнет нас, не запасшихся добрыми делами, не быть лишенными радости брачного чертога и не плакать напрасно и бесполезно, сетуя о худо проведенном времени жизни, когда ничто уже не поможет раскаивающимся. «Во время благоприятное Я услышал тебя , — говорит апостол, — и в день спасения помог тебе» (2Кор. 6:2). Этот век — век покаяния, а тот — воздаяния; этот — делания, а тот отплаты; этот терпения, а тот — утешения. Ныне Бог — помощник обращающихся от пути злого, а тогда — страшный и неумытный исследователь человеческих дел, слов и помышлений. Ныне пользуемся долготерпением, а тогда познаем правосудие, когда восстанем — одни на вечное мучение, а другие для вечной жизни, и каждый получит по делам своим. До которого времени будем отлагать послушание Христу, призвавшему нас в Свое Небесное Царство? Ужели не отрезвимся? Не призовем себя от обычной жизни к строгости евангельской? Не представим пред очами того страшного и славного дня Господня, в который приближающихся делами к десной стране Господа примет Небесное Царство, а за неимение Добрых дел отторженных на левую страну сокроют геенна огненная и вечная тьма? Сказано: «там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

И ПОСЛЕДОВАЛО ЗА НИМ МНОЖЕСТВО НАРОДА , – повествует святой Матфей после рассказа об исцелении Господом сухорукого, –  И ОН ИСЦЕЛИЛ ИХ ВСЕХ . Милосердный никому не отказывал в Своей Божественной помощи и проливал вокруг Себя неисчетные чудеса. Одного Он требовал от исцеленных, – чтобы не разглашали о Нем:  И ЗАПРЕТИЛ ИМ ОБЪЯВЛЯТЬ О НЕМ . Во всем Он, обетованный от века праотцам Мессия, являл Себя не таким, каким мечтали Его видеть Иудеи, не грозным завоевателем и Царем, а таким, каким Его изображали древние пророки, и особенно славнейший из них, прозванный евангелистом Ветхого Завета, – Исайя:  ДА СБУДЕТСЯ РЕЧЕННОЕ ЧЕРЕЗ ПРОРОКА ИСАЙЮ ,  КОТОРЫЙ  от лица Божия  ГОВОРИТ: СЕ ,  ОТРОК МОЙ ,  КОТОРОГО Я ИЗБРАЛ  в предвечном совете Моем для совершения спасения людей, и Который умалил Себя, восприяв образ раба, ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ МОЙ ,  КОТОРОМУ БЛАГОВОЛИТ ДУША МОЯ . В Нем и через Него Мое благоволение, Моя воля о спасении людей. Он, яко Возлюбленный, все творит по воле Возлюбившего.  ПОЛОЖУ ДУХ МОЙ НА НЕГО , изолью во всей полноте все дары Духа Моего на Его человеческое естество,  И ВОЗВЕСТИТ НАРОДАМ СУД;  через Него и все языческие народы познают дивные суды Божии, Божие промышление о людях, Божии заповеди и Божию правду в отвержении непокорных Иудеев. Он будет долготерпелив и незлобив:  НЕ ВОСПРЕКОСЛОВИТ , не будет прекословить и жаловаться,  НЕ ВОЗОПИЕТ , Он кротко будет сносить все обиды, не станет противиться подобно какому-нибудь честолюбцу;  И НИКТО НЕ УСЛЫШИТ НА УЛИЦАХ ГОЛОСА ЕГО;  не будет Он ради славы людской выступать со Своей проповедью на площадях и шумных улицах, как это делают фарисеи; Он будет проповедовать в храме, в синагогах, в пустынях, горах и прибрежьях. ТРОСТИ НАДЛОМЛЕННОЙ НЕ ПЕРЕЛОМИТ , Он мог бы сокрушить Иудеев, как надломленную трость, но не сделает этого по Своему долготерпению. Он не отвергнет, но поддержит, вразумит, подкрепит и утешит всякого, кто угнетен, надломлен жизнью, кто подвержен какой-либо страсти, но скорбит и желает от нее избавиться.  И ЛЬНА КУРЯЩЕГОСЯ НЕ УГАСИТ . Он легко мог бы погасить безсильную злобу врагов Своих, как гасят курящийся лен, но не погасит, чтобы терпеть и терпением показать Свою всемогущую любовь к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

И.Ц. Миронович Лекция 8. Единство церковного сознания в понимании Священного Писания. Деление книг Ветхого Завета Всех вас приветствую, кланяюсь всем вам и поражаюсь вашему терпению, долготерпению, мужеству, что в такую слякоть, темноту, после работы, уставшие, вы приезжаете сюда и до девяти часов занимаетесь этими предметами, а потом едете домой; и многим нужно два часа или полтора на дорогу – я не знаю. Вот, следовательно, движет только вера; другими мотивами, никаким энтузиазмом, не объяснить. Движет людьми вера, и это очень радостно видеть и наблюдать. Итак, мы практически закончили с вами вводные предварительные свдения и рассмотрели такие темы, как понятие о Божественном Откровении; понятие о Священном Предании и Писании; Библейский канон; богодухновенность Библии; соотношение Заветов и главный предмет Священного Писания; исторический и духовный смысл Священного Писания; библейские чудеса как проявление Божественного всемогущества и  Церковь как хранительница и истолковательница Священного Писания – завершающая тема. Неудивительно, потому что на вопрос: что было раньше – Писание или Церковь ? мы отвечаем: Церковь. Кто породил это Писание? – Церковь. Не Моисей, не Иоанн Богослов, не Матфей, не Иисус Навин, а Церковь . Потому что их вырастила в недрах своих Церковь. И всё должно к Ней тяготеть. Вне Её, как вне ковчега, нет спасения. Кто спасся от потопа? Кто спасается сейчас, въ бездн греховней валяяся, неизслдную Твоего призываю бездну ? Только Церковь может совершить это воистину чудо. Потому что человек, как бы глубоко он ни пал, скажет Иоанн Златоуст (у него есть Два слова к Феодору падшему), так даже в своём крайнем падении, он носит на себе черты царского образа. То есть образ Божий, который Господь дал ему при творении, он неуничтожим. Любой грешник – пусть представит ваше воображение самого страшного злодея – и на нём есть вот это ταυρ – образ Божий. Подобие может отсутствовать, а вот образ Божий обусловливает подобие. Если нет образа, не может быть и подобия. Одно с другим связано также вот такой связью нерасторжимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Иван Иванович Троицкий Скачать epub pdf Письмо I Слава Богу о всем! При помощи Божией, помаленьку, сколько можно, по силам поделывайте, поделывайте: не будет тощ ваш путь пред Господом. Господь ведь не издалека, а близ сердца нашего. О, если бы и в сердце! Мы к Нему на шаг, и только вздохнули пред Ним и о Нем, а Он уж и в сердце обитает, когда душа одного Христа лишь знает. Когда от времени и постоянства, хоть не высоком житии, сокровенное о Господе делание обратится в навык, тогда будет легко, приятно и радостно житие монастырское. Очень рад и благодарю Господа, что вы полюбили читать письма Георгия Затворника Задонского. Драгоценно это руководство, утешительно, премудро, светло, многоопытно и любвеобильно, – оно, как говаривал батюшка Адриан, приводит к чтению «Добротолюбия», и чрез письма Затворника и «Добротолюбие» понятнее, я разумею, славянское. В письмах этих найдете удовлетворительные решения всех ваших задушевных вопросов. Слово Божие да будет для вас слаще меда и сота. Оно обогащает душу верующую, паче злата и серебра, и оно, хранимое в сердце, есть рай души. Любите пути смиренных, кротких, целомудренных, как написано в «Добротолюбии»: «Иноче! друзи твои и собеседницы твои да будут люди мирные, кроткие и целомудренные и богобоязненные!» Живите так тихонько, так смирненько, так покорно, разумно и безпристрастно, с милостию и любовию, как от яслей Вифлеемских и до Креста жил Сам Батюшка Спаситель наш, тогда – и в ручки Рай ! На что, говорите вы, немощи? На то, чтобы мы, на себя не надеясь, молились, любили и предавались Господу, и во всем и всегда смирялись пред Ним и пред людьми, и при искушениях являли бы плод любви к Нему каждый час: терпение, рассуждение и опытность: «если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного», – говорил великий Антоний. Немощи и искушения смиренного человека, переносимые с благодарением, долготерпением и молитвою, ходатайствуют о помощи Божией и великой милости Его, с вышних призирающего, убогие приемлющего. Надо молиться и себя принуждать, сколько возможно, а в изменениях не малодушествовать; «изменения в душе бывают во все сутки, каждый час, как погода в природе», – говорит Исаак Сирин , и все-таки помаленьку ползти да ползти: ищай обретает и толкущему отверзется. Храните сокровище веры и девство, вам вверенное, предайтеся в волю Божию, будьте Ему верны до конца, и даст венец жизни, спасет и помилует.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Не оставляй в пренебрежении недужного, ибо написано: иже затыкает ушеса свои, еже не послушати немощного, и той призовет, и не будет послушаяй ( Притч. 21, 13 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 145). Источник. Если впадешь в недуг, возлюбленный, помни, кто говорит: сыне, не пренебрегай наказания Господня... ( Притч. 3, 11 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 149). Источник. Если случится тебе впасть в болезнь, то не часто пиши к родителям по плоти: не прибегай к мертвой помощи и человеческому покровительству, но лучше будем иметь долготерпение, ожидая милости от Бога, чтоб Он управил нас во всем; ибо бывает время, когда и плоть имеет нужду во вразумлении. Во всем же будем благоугождать Господу, яко Той печется о нас (ср.: 1Пет. 5, 7 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 573). Когда человек болен, тогда и душа его паче меры начинает искать Господа. Почему вразумление хорошо, если только вразумляемый благодарит... (прп. Ефрем Сирин , 30, 574). Источник. Причина болезни – грех, собственная своя воля, а не какая-либо необходимость (прп. Ефрем Сирин , 34, 76–77). Источник. За те болезни, какие терпели члены твои, соделаешься подобно юному орлу (прп. Ефрем Сирин , 34, 297). Источник. Стражду от болезни и изнемогаю телом. Иные высоковыйные, может быть, смеются над моим страданием. Расслабли мои члены, и ноги ходят нетвердо. Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше. Но запрети болезни, запрети словом Своим; Твое слово – для меня спасение! А если не запретишь, дай мне терпение – все переносить. Пусть тля и достанется тле; соблюди образ, тогда будешь иметь во мне и совершенного раба (свт. Григорий Богослов , 16, 6). Источник. ... для духовной моей части служит некоторым очищением, а в очищении всякий имеет нужду, как бы ни был он крепок... (свт. Григорий Богослов , 16, 38). Страдаю от болезни, и радуюсь, не тому, что страдаю, но тому, что могу быть учителем в терпении для других. Ибо, когда не могу сделать, чтобы не страдать, приобретаю страданием то, что переношу его, и благодарю как в радостях, так и в скорбях, будучи уверен, что все случающееся с нами у Слова не без разумной причины, хотя нам и кажется, что нет такой причины (свт. Григорий Богослов , 17, 278–279). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Послание к Колоссянам св. Апостола Павла Глава I 1) Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, 2) находящимся в Колоссах, святым, и верным братиям во Христе Иисусе: 3) благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 4) услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви, которую вы имеете ко всем святым, 5) ради надежды, что уготована вам на небесах, о чем вы слышали в слове истины благовествования, 6) которое достигло вас, как и во всем мире есть, и плодоносит, и возрастает как и у вас, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, 7) как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, он есть верный для вас служитель Христа Иисуса, 8) который и известил нас о вашей любви в Духе. 9) Посему и мы, с того дня, как [о сем] услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, 10) чтобы вы ходили достойно Бога, во всем угождая [Ему]; плодонося во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, 11) укрепляясь всякою силою по могуществу ясности Его, во всяком терпении и долготерпении с радостью, 12) благодаря Бога Отца, соделавшего нас достойными сопричастия жребию святых во свете, 13) Который избавил нас от власти тьмы и перенес в Царствие Сына любви Своей, 14) в Котором мы имеем искупление Кровию Его, оставление грехов, 15) Который есть образ Бога невидимого, Первородный всякой твари; 16) потому что в Нем создано все на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все чрез Него и в Нем создано; 17) и Он есть прежде всего, и все в Нем стоит. 18) И Он есть глава тела Церкви, Который есть Начаток, Первородный из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, 19) ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, 20) и чтобы посредством Него примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, сущее ли на земле, сущее ли на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Разделы портала «Азбука веры» ( 66  голосов:  4.2 из  5) Путешествие спящих Превысший дар Создателя вселенной, Его щедроте больше всех сродни И для Него же самый драгоценный, - Свобода воли, коей искони Разумные создания причастны Без исключенья все, и лишь они. Данте Алигьери . Снег летит – гляди и слушай! Так вот, просто и хитро, Жизнь порой врачует душу… Ну и ладно! И добро. Н. Рубцов. Кто не знает о необходимости блаженного, приснопамятного, преподобного послушания: златые крыла, краткий путь, беспечалие в бедах, беструдное оправдание, бесстрашие пред лицом смерти, безбедное плавание, путешествие спящих! . То и дело слышатся излюбленные церковным жаргоном заклинания: смирение, терпение, отсечение воли, ничего не объясняющая риторика, иногда вызывающая резко негативную реакцию: «как только слышу словопослушание, во мне от ненависти всё переворачивается» . Вряд ли выпалившая это удостоилась похвалы за откровенность; в той же книге поминаются изгнанные из обители, впавшие в прелесть, потому что не смирялись и не отсекали волю. Выходит, отсечь волю раз плюнуть, стоит только захотеть; преподобный Иоанн Кассиан , заимствуя правила тавеннских обителей, где один авва легко управлял пятью тысячами братьев, сетовал: у нас так покоряться не могут и на короткое время; V век, цветущая пора монашества. А мы, путая дисциплинарное принуждение с аскетическим выбором, норовим подменить труды и муки убедительной терминологией и выдать желаемое за действительное. Требовать послушания все равно что требовать незамедлительной святости; начальство, ради удобства управления, жаждет безропотного подчинения, как в армии, наказывая сотнями поклонов, раздеванием, т. е. лишением монашеской одежды, ссылкой на коровник ; начальство спешит, не желая нести свой крест долготерпения и молитвы в ожидании милости Божией, располагающей насельников уразуметь и стяжать истинное послушание – по собственной разумной воле, а не из повиновения, вынужденного страхом. Когда-то католические ордена, соревнуясь один с другим в выработке послушания, изобретали методы самые фантастические: предписывали ходить задом, совсем не спать, считать звезды на небе и листья на деревьях, здоровому принимать лекарства; у иезуитов требовалось стать покорным как вьючное и подъяремное животное, как болван (каменный божок) и палка. Ангельчик Франциск Ассизский в случае отказа исполнять его волю стращал замуравливанием в стену и, пишут, однажды выполнил угрозу; между прочим, именно он изобрел изысканное испытание, ставшее образцом и каноном для приверженцев слепого послушания: благословение сажать капусту вверх корнями .

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Разделы портала «Азбука веры»   Оглавление Память праведного Твоего Иова , Господи, празднующе,/тем Тя молим:/избави нас от наветов и сетей лукавого диавола//и спаси души наша, яко Человеколюбец. Перевод: Память праведного Твоего Иова, Господи, празднуя, потому Тебя молим: избавь нас от клеветы и сетей лукавого диавола и спаси души наши, как Человеколюбец. Кондак , глас 8й: 1 Аудио: Яко истинен и праведен, Богочестив и непорочен,/освящен же явлься всеславне, Божий угодниче истинный,/просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший.//Темже вси, Богомудре, память твою воспеваем. Как верный и праведный, Богочестивый и непорочный, ты явился освященным, прославляемый всеми истинный угодник Божий, просветил ты мир терпением своим, терпеливейший и доблестный. Потому мы все, Богомудрый, воспеваем твою память. Стихира , глас 6й: 1 Аудио: Дал еси нам образ терпения и мужества,/Преблагий Господи,/угодника Твоего Иова,/во всех приключшихся ему злостраданиих/ничимже согрешивша пред Тобою, ниже устнама своима,/и не давша безумия Тебе, Богу нашему./Того молитвами и нас сотвори/победители многоразличных искушений/и спаси души наша, яко Человеколюбец. Ты даровал нам образ терпения и мужества,/Преблагой Господь,/в лице Твоего угодника Иова,/во всех суровых жизненных обстоятельствах, приключившихся с ним,/ничем не согрешившего перед Тобой, ни своими устами,/и не сделавшегося неразумным перед Тобой, Богом нашим./Его молитвами и нас сделай/победителями множества различных искушений/и спаси наши души, как Человеколюбец. Молитва: Аудио: Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святаго праведного Иова воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-pri...

Скачать epub pdf НЕДЕЛЯ 11-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ Притча о должнике немилосердном Молитва Отче наш, которую каждый из нас повторяет ежедневно утром и вечером, дана нам, как известно, Самим Иисусом Христом. В ней мы, между прочим, просим Бога, чтобы Он простил нам согрешения наши. И остави нам долги (грехи) наша, говорим мы и прибавляем: яко и мы оставляем должником нашим ( Мф. 6, 12 ). Если же мы не станем прощать тем, которые согрешили против нас, то нельзя нам ожидать, чтобы Господь простил нам согрешения наши. Итак, следует нам остерегаться гнева, мириться с товарищами своими, если случится с ними иметь ссору, прощать им обиды и помнить, что Бог не услышит молитвы того, кто, приходя в церковь , хранит гнев или злопамятство на ближнего своего. В объяснение этой истины Господь однажды сказал такую притчу: «К одному царю привели служителя, который был ему должен десять тысяч талантов. Так как служителю тому нечем было заплатить долг, то царь велел продать его, и жену, и детей, и все, что у него было, в уплату долга. Но раб тот бросился на колени и говорил: «Государь! потерпи на мне, я все тебе заплачу». Государь, умилосердившись, отпустил его и весь долг простил ему. После этого служитель встретил товарища своего, который был ему должен сто динариев, т. е. гораздо менее того, что он сам был должен царю. Он схватил товарища своего и стал его бить, требуя уплаты долга. Товарищ упал к его ногам и, умоляя, говорил: «Потерпи на мне, я все тебе отдам». Но он не захотел и слушать и посадил его в тюрьму. Об этом происшествии рассказали царю. Тогда царь, призвав служителя, говорит ему: «Злой раб! весь долг я простил тебе, потому что ты упросил меня; не следовало ли и тебе помиловать товарища, как я тебя помиловал?» И, разгневавшись, государь приказал его мучить, пока он не отдаст своего долга» 1 . Так, прибавил Иисус, и Отец Мой Небесный поступит с вами, если каждый из вас не простит от сердца своего брату согрешений его ( Мф. 18, 35 ). Христианин, прощай всегда? Желая знать, сколько раз должно прощать брату, святой апостол Петр спросил Иисуса Христа: прощать ли до семи раз? И, сказав это, думал, что назначил самую большую меру. Как коротко терпение человеческое! Господь же, применяя Свое долготерпение к нашим немощам, определил: не семь раз, а семьдесят раз по семь (ср.: Мф. 18, 22 ). Это то же, что сказать: всегда прощай и не думай не прощать. Всепрощение и будет отличительной чертой христианского духа, как всепрощение – источник и постоянная поддержка жизни в нас о Господе, от лица Божия. Всегдашнее прощение всем всего есть внешняя одежда христианской любви, которая, по Апостолу, долготерпит, милосердствует, не раздражается, вся покрывает ( 1Кор. 13, 4–7 ). Оно же есть самое верное ручательство за прощение и на Последнем Суде; ибо если мы отпустим – отпустит и нам Отец наш Небесный (ср.: Мф. 6, 14 ). Таким образом, если хочешь в рай – прощай всем, искренно, от души, чтобы и тени не оставалось неприязненности. Прежде сам прости

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово в день рождения благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. (17 Апр. 1867 г.) В настоящий светлый день, в честь великого и благословенного преобразователя нашего общества, прилично предложить вам, слушатели, с сего священного места в назидание слова апостола: молим, не вотще благодать Божию прияти вам... се ныне время благоприятно, се ныне день спасения ( 2Кор. 6:1, 2 ). Как апостол для убеждения указывал Коринфянам на особенные обстоятельства своего времени, так сделаем и мы. В наше время, в нашем обществе наступают тоже новые порядки, выясняются понятия о достоинстве человека, о достоинстве нравственной жизни. При свете просвещения обличаются наши застарелые язвы и предрассудки, открылась повсюдная жажда просвещения и явилась благородная ревность к подвигам чести и долга. Когда – говорим, как не теперь, всего приличнее повторить апостольские слова: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения...? Но св. апостол Павел, не ограничиваясь и одним советом, и увещанием к подвигам благочестия, показал для своих учеников в своем примере и путь к этим подвигам, и правило, какого нужно держаться, чтобы не уклоняться от этого спасительного пути. Какой же это путь и что это за правило? Приникнем в апостольской проповеди !... «Во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в нестроениих, в трудех, во бдениих, в пощениих, во очищении, в разуме, в долготерпении, в благости, в Дусе святе, в любви нелицемерне» ( 2Кор. 6:4, 5, 6 ). Итак, путь к нравственному совершенству апостол Павел указует тот же самый, какой один раз навсегда указан подвигоположником и начальником нашего спасения, – это узкий и тернистый путь креста и самоотвержения. «Аще кто хощет по Мне идти, сказал Господь, т. е. кто хочет идти к нравственному совершенству, да отвержется себе ( Лк. 9:23 ), т. е. пусть откажется от своего самолюбия, умертвит свою чувственность или по выражению апостола, распнет плоть со страстми и похотьми» ( Гал. 5:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010