Терпение Блажен тот, братия, кто приобрел терпение, потому что у терпения есть надежда, а надежда не постыжает ( Рим. 5, 5 ). Подлинно блажен и троекратно блажен тот, в ком есть терпение. Претерпевший же до конца спасется ( Мф. 10, 22 ). И что лучше этого обетования? Благ Господь… и знает надеющихся на Него ( Наум. 1, 7 ). Во что же ценится терпение, знаете ли вы это, братия? Или и об этом надобно приискать мне слово для вашего удостоверения? Терпение одно не бывает, но оно требуется во многих добродетелях. Терпеливый достигает всякой добродетели. В скорбях он радуется, в нуждах оказывается благоискусным, в искушениях восхищается. Он готов к послушанию, украшен долготерпением, исполнен любви. За оскорбления он благословляет, в ссорах хранит мир, в безмолвии мужествен, в псалмопении не ленив, к постам готов, в молитвах терпелив, в делах безукоризнен, в ответах прям, в исправлении поручения благопокорен, в жизни рачителен, в оказании услуг любезен, в обращении привлекателен, в общежитии с братством приятен, в совещаниях сладок, в бдениях не угрюм, в попечении о странниках старателен, в хождении за немощными предупредителен, первый помощник в затруднительном положении, в мыслях трезв, во всяком деле добр. Кто приобрел терпение, тот приобрел упование. Ибо он украшен всяким добрым делом. Поэтому с дерзновением возопиет ко Господу, говоря: Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне ( Пс. 39 , 2). Злополучен и жалок тот, кто не приобрел терпения. Таковым Божественное Писание угрожает горем. Горе вам, – говорит, – потерявшим терпение! ( Сир. 2, 14 ). И действительно, действительно горе тому, в ком нет терпения. Он взметается, как лист ветром, не переносит оскорбления, в скорбях впадает в беспечность. Его легко вовлечь в ссоры. Где нужно терпеть, там он ропщет. Где требуется послушание, там прекословит. В молитвах ленив, в бдениях расслаблен, в постах угрюм, в воздержании нерадив, в ответах медлителен, в делах неисправен, в лукавстве неодолим, в занятиях самоволен, в спорах упрям, в безмолвии бессилен. Людям, достойным одобрения, он противник, и преуспевающим – соперник. В ком нет терпения, тот подвергается многим потерям, и не в состоянии стать добродетельным. Ибо говорит апостол: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще ( Евр. 12, 1 ). В ком нет терпения, тот чужд всякого упования. Поэтому всякого, кто, подобно мне, нетерпелив, умоляю приобрести терпение, чтобы спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Глава IV О единстве в Церкви (1–16). Нравоучительные наставления общего характера (17–32) Еф.4:1–16 . Призывая читателей к сохранению единения духа, Апостол выясняет основания, на каких должно основываться это единение, и говорит при этом, что разнообразие духовных дарований и служений, существующих в Церкви, нисколько не мешает ее единству, а, даже напротив, содействует достижению общей для всех членов Церкви цели – возможного совершенства. Еф.4:1 .  Итак я, узник в Го­с­по­де, умоляю вас по­ступать достойно звания, в которое вы при­званы, Апостол, как узник в Господе (см. Еф.3:1 ), увещевает ( παρακαλ по-русски менее удачно: «умоляю»), в виду всего сказанного о величии христианства ( «итак» – ον), читателей жить так, как обязывает их жить их высокое призвание, какого они удостоились от Бога. Еф.4:2 .  со всяким смирен­но­мудрием и кротостью и долготерпе­нием, снисходя друг ко другу любо­вью, Еф.4:3 .  стараясь сохранять един­ство духа в союзе мира. «Со всяким смиренномудрием». Это выражение относится к глаголу 1-го стиха: «поступать» и обозначает ту же добродетель, какая в нагорной беседе называется «нищетою духовною», т. е. истинное сознание своего недостоинства и немощи, которого не хватало язычникам, гордившимся своими личными достоинствами. – «Кротостъю» – в отношении к людям (ср. 1Кор.4:21 ). Добродетель эта является, можно сказать, естественным следствием смиренномудрия: сознающий свою собственную немощь всегда будет кроток к другим, хотя бы те и вызывали его своими поступками на гнев. – «Долготерпение» – продолжительное терпение всего, что неприятного доставляют нам наши ближние. – «Снисходя..». Долготерпение должно быть снисхождением, – не презрительным в отношении к людям, как существам нравственно неразвитым и даже недостойным вразумления с нашей стороны, а основанным на христианской любви. – «Стараясь сохранять..». Мир постоянно находится в опасности разрушиться. Поэтому со стороны членов Церкви требуется особое старание к его сохранению, к соблюдению духовного или тесного внутреннего единения между верующими. Впрочем в выражении: «единство Духа» можно видеть указание и на то, что единство христиан имеет свой источник в Духе Святом. – «В союзе мира» – т. е. единение может существовать только тогда, когда все верующие соединены как бы какою связкою ( εν τ συνδσμω): этою связкою должен быть «мир» – мирное христианское настроение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Седмица 34-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 59. (13,9–13) О ТЕРПЕНИИ И МУЖЕСТВЕ Ничто не может служить таким свидетельством совершенной разумности, как долготерпение (43,1114). Мужественно потерпи человека неразумного, ибо принято сохранять равнодушие при людях немудрых тому, кто мудр о Господе (47,187). Блаженного Иова то особенно показало чистым, то прославило, что во время испытания – болезни, бедности – сохранил он твердый, непоколебимый дух, что Богу приятнее слов благодарности; принесем же и мы эту духовную жертву (43,1027). Ничего так не сильно, как долготерпение, такой не терпит ни от кого бедствия, так как бесстрастен по душе (43,1121). Жизнь праведных блестяща, но как она делается блестящею, если не через терпение? Приобретя, возлюби его, как матерь мужества (43,446). Мужество есть твердость в опасностях (12,337). Мужество есть не что иное, как твердость в истине (61,109). Дело мужества и в том, чтобы править пятью чувствами и не допускать, чтоб через них осквернялся внутренний наш человек – дух, или внешний – тело (61,607). Кто благодушествует и мужается в опасности, тот если и умирает, то умирает как доблестный, а если остается живым, то делается славным. Поэтому если и смерть знаменита, и жизнь славна, то славный мужеством своим приобретает две выгоды, равно как и малодушный получает себе в удел двоякое зло, потому что и смерть его позорна, и жизнь его бесславна (26,86). Того признаю истинно мужественным, кого не привела в замешательство злокозненность врагов. Ибо многие обыкновенно бывают преодолеваемы подобными обстоятельствами, а он и в неблагоприятных обстоятельствах оказывается неудобоуловимым и напасти переносит благодушно, и козни обращает в случай к приобретению славы, не унижается до раболепного угодничества, но держится такого образа мыслей, который выше того, что ни злоумышляют другие (49,187). Поистине, дело великое – терпеть поругание от всех. Да не приводит вас в ужас сказанное мною: никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы (54,47).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1. Новое, поистине, и величайшее зрелище благочестие представляет лик трех отроков, выдержавший в Вавилоне прекрасное состязание и чудом мученичества поразивший всю вселенную. Слава святых не ограничивается местом и память о праведных не исчерпывается временем, но «в память вечную будет праведник» ( Пс.111:6 ). Поэтому и в том случае, когда мученичество совершено в древнейшее время, подвиг терпения воспевается во все века. Память истории сохраняет для нас события, чтение делает известными дела, а слово как на картине изображает и беззаконие тирана, и исповедание святых, и печь, пылающую огнем, но не попаляющую вопреки велению мучителя, и неугасимую угрозой огня веру мучеников. Впрочем, что препятствует нам изложить подвиги поистине боголюбезных и преблаженных отроков по порядку с начала? Навуходоносор царь, или вернее тиран (таково должно быть настоящее имя этого гонителя), хотя и был обладателем Вавилона, но по душе был варвар, а по нраву неукротим. Опьяненный великим богатством, неправдой и нечестием, он дошел до забвения своей природы и, не считая себя человеком, требовал, чтобы ему поклонялись как Богу. Развитие в нем этой чрезмерной гордости было обусловлено, с одной стороны, свойственным ему безумием, а с другой – долготерпением Божиим, потому что Бог терпит нечестивых, попуская их нечестию для упражнения благочестивых. Сделал беззаконник золотое изображение, то есть золотую статую, и созданных по образу Божию принуждал поклоняться образу, который он сделал. Великое честолюбие побудило его дать своему истукану высоту шестьдесят локтей, а ширину шесть; вместе с тем он позаботился о соразмерности частей и изяществе произведения, чтобы не только размерами, но и красотой истукана обеспечить победу лжи, восставшей против истины. Итак, искусство сделало свое дело, золото блестело, вестник трубил, мучитель угрожал, печь пылала, а так называемые мусикийские органы возбуждали безумных к безбожию; вообще вся обстановка этого зрелища была направлена к тому, чтобы совершенно подавить ум зрителей. Однако, не смотря на все, нечестивое повеление не могло превозмочь над святыми. Но когда сильный поток обмана, подобно великой буре, всех увлек в пучину идолослужения, эти три прекрасные отрока, непоколебимо утвердивши себя в благочестии как бы на какой скале, устояли среди потока неправды. Они с полным правом могли говорить: «если бы не было Господа с нами, когда восстали люди на нас, то живых они поглотили бы нас, когда рассвирепела ярость их на нас, то вода потопила бы нас: но поток перешла душа наша, душа наша перешла чрез стремительную воду» ( Пс.123:2–5 ) . Они не были потоплены потоком, не были унесены водою, но мужественно подвизались в благочестии и, как бы взлетев на крыльях веры, спаслись по приточнику: «как серна из руки и как птица из руки птицелова» ( Притч.6:5 .) Сети диавола были раскинуты на весь род человеческий, но отроки могли сказать о них вместе с псалмопевцем: «падут в сеть свою грешники» ( Пс.140:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

     «Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4:1), – говорит сегодня всем нам апостол Павел. Звание наше – христианин. К чему же христианин призван? Мы призваны еще в земной жизни уподобиться Богу, стать «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4), подготовить свою душу к вечной жизни. Христианство ставит перед верующим очень высокие цели. Как этого достичь? Апостол подсказывает, какие духовные добродетели необходимо приобрести, чтобы соответствовать званию христианина. Нам все нужно делать «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4:2). Братья и сестры, мы видим четыре добродетели, которые можно назвать главными в христианстве: смирение, кротость, терпение, любовь. Поговорим о первой из них – о смирении. Павел не случайно ставит эту добродетель в начало своего краткого списка. «Смиренномудрие есть основание всякой добродетели», – писал Златоуст. Заповеди блаженств также начинаются с возвещения о «нищете духовной», которую наши толкователи понимают как смирение. В смиренном духе исполняется всякая заповедь Божия, и без него невозможны ни добрые дела, ни вообще христианская жизнь. Смирение... Сколько о нем уже написано и сказано! Само это слово в православном лексиконе затерто настолько, что когда какой-нибудь проповедник начинает говорить о смирении, внимание иногда отключается, потому что ум давно устал от миллионов произнесенных на эту тему слов. Ведь каждому понятно, что лучший способ научить добродетели – проявить ее. Как в спорте человек показывает свои достижения не во время болтовни с коллегами в раздевалке или выступления на пресс-конференции, а на ринге, корте или беговой дорожке, так и лучшая проповедь о смирении есть само смирение. Если его нет, все слова наверняка пройдут мимо. Однако говорить о добродетелях надо, даже если мы еще и не обладаем ими. Необходимо иметь хотя бы правильное о них представление, ибо верная теория предполагает верную практику. Важно представлять, к примеру, что не является смирением, но мимикрирует под него. Нужно знать, каков путь стяжания данной добродетели. В общем, всякий человек, желающий научиться смиренномудрию, для начала должен иметь православные понятия о нем.

http://pravoslavie.ru/108653.html

Август 2 августа Благодарю Тя, Господи, яко даровал еси мне силу совершить литургию в мире души, по отъятии благодатию Твоею смущения моего и тесноты моей; благодарю за глас сердечный и звучный, с которым я служил литургию; благодарю Тя, яко все козни врага разрушил еси и ни во чтоже обратил еси я 106 , наипаче козни пред пресуществлением Святых Даров и во время причащения и после причащения. О, лютые козни! Господи! благодарю Тя, яко державою Твоею скоро избавил еси мя от стрел вражиих во время вечерней молитвы, когда я увлекся мечтами о долго живущих у меня гостях и возомнил о себе, якобы о обиженном. Сильно палил враг, но сердечною, учащенною, кроткою молитвою к Тебе о избавлении от сего огня адского Ты скоро спас меня явно и огнь в росу претворил. Слава Тебе! Да научусь не пещись о пище и питье. Подполковник артиллерии Валериан Феодорович Ожигов – умный, рассудительный, сдержанный, воздержный. Как он осторожно, не торопясь, мало кушает и пьет, без всякой жадности! У него поучись вести себя за столом. С каким уважением относился ты к нему, как к воину Христову, члену Христову, образу Божию, – так относись и к домашним, и ко всем. (Сначала по действию врага я дичился, мне было тесно, неловко, чего-то стыдно; потом усердно помолился Богу – и стало хорошо.) Григорию Ивановичу и Анне Константиновне служи, как Господу, а не человекам: с любовию, смирением, кротостию, терпением и долготерпением; брату Алексею тоже, да и всякому человеку. 4 августа 1870 г Господи! Научи меня, укрепи меня отринуть диавольское самолюбие, мучительное для меня и для окружающих меня, и желать и делать моим близким столько добра, сколько могу или сколько желал бы и делал бы себе. Вижу, ощущаю, Господи, что ветхий мой человек – ложь и непрестанно стремится к злобе, зависти, пресыщению, любостяжанию, блудному неистовству, унынию, лености, непокорству, своенравию, гордости, честолюбию, тщеславию. Научи меня, Господи, жить не для себя, но для Тебя, моего Владыки и Благодетеля, или для членов Твоих, то есть для ближних моих. Ибо мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию [ Рим. 15, 1–2 ], а не чреву своему, не плоти своей многострастной, которая прейдет скоро и которой не нужны будут ни пища, ни одежда, ни деньги, ничто. Даждь мне и будущему поколению, находящемуся на пути в мир сей в матерней утробе, послужить так, как я желал бы этого себе, всячески успокаивая имеющую родити его, удовлетворять ей во всем, ибо это великая жертва Богу – служение ближним безмездно; творяй добро для членов Христовых творит оное для Самого Господа: Мне сотвористе [ Мф. 25, 40 ]. А Господь всегда силен воздать за доброе дело. Жизнь души – в самоотвержении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Апрель 1 апреля Четверг Светлой недели. Пришел к концу утрени: проспал. Встал довольно легко, но чувствовал некоторый нелад в теле оттого, что на ночь поел черной икры с ржаным хлебом, и поел довольно. На ночь избегать есть всего обременяющего. Вчера, 31-го марта поутру, часов в семь с половиной, напился чаю сладкого и с куличом, оттого сердце стало немощно для молитвы: служа молебен, я претыкался по наветам врага. Надо непрестанно возгревать в себе благодать и воздержание наблюдать неотменно. 2 апреля Вчера и третьего дня, как и сегодня, понос, и по этому случаю не служил вечерни и всенощную служить отказался. Огорчение со стороны отца протоиерея и дьячка Кутузова. Ради поправления желудка я выпил рюмку коньяку: дьячок передал это протоиерею, а тот выговор прислал мне чрез мою прислугу, чтоб я меньше пил коньяку, как будто я пьяница. Бог да простит ему клевету его. Когда я был очень огорчен этим, Бог утешил меня искренним участием моих добрых знакомых Горемыкиных. Мать Варвара Николаевна Горемыкина прислала сына своего, подполковника артиллерии Ивана Дмитриевича с бутылкою сваренного с корицей и гвоздикой кагору с выражением глубокого соболезнования о моей немощи. Награди их, Господи, всем воздающий по делам; в нюже 28 меру мерят, да возмерится им. Кто будет верить чувству наших собратий – отцов протоиереев? Все основано у них на одном интересе, на деньгах, и за деньги готовы они продать сто раз брата своего: ни в грош тебя не ставят. Бог да судит им. Нас иногда ни в грош не ставят потому, что и мы не ставим в грош, не уважаем тех, которые нас не уважают. Большею частию это бывает между братиею по служению и, увы, между духовною братиею, и между духовною братиею наибольше бывает вражда из-за денег. Деньги, деньги мутят тех, которые должны бы зреть непрестанно горé и жить во взаимной любви, в смирении и незлобии, в терпении и долготерпении. Искреннее соучастие в моей скорби телесной и душевной гг. Горемыкиных да научит и меня искренно соболезновать людям в их скорбях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Осуждение Суд праведный должен относиться к нам самим, а не к другим, и не по наружным деяниям должно себя судить, а по внутреннему состоянию или ощущению (1, ч. 2, с. 10). Судить и осуждать берегись, особенно старших. Это хуже всего и ведет к нерасчерпаемой путанице. Безмолвствовать в своей келье и значит не осуждать и не празднословить (2, ч. 2, с. 111). Осуждать не нужно потому уже, что не знаешь чужой души. На себя больше смотри и, читая святые книги, к себе применяй и себя исправляй, а не других. А то будешь и много знать, да будешь, пожалуй, хуже других… Разбойник тридцать лет разбойничал и, покаявшись, вошел в рай. А апостол Иуда находился всегда при Господе Учителе и под конец предал Его (1, ч. 2, с. 9–10). Ревность у тебя не по разуму, оставь других! Иногда тебе кажется что-либо по наружности только, а душа каждого человека глубока, почему Господь двукратно запретил не только осуждать, но и судить (1, ч. 2, с. 10). А у них , может, есть такое тайное добро, которое выкупает все другие в них недостатки... и которого ты не видишь. В тебе же много способности к жертве, но Господь сказал: Милости хочу, а не жертвы ( Мф. 9, 13 ). А милости-то у тебя и мало – почему и судишь всех без снисхождения; смотришь только на дурную сторону человека и не вглядываешься в хорошую, свои же жертвы видишь и превозносишься ими (1, ч. 2, с. 15). Как будешь кого осуждать, то скажи себе: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза ( Мф. 7, 5 ). Бревно в глазу – это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение и был лучше (1, ч. 2, с. 72). Везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению, и долготерпению, и неосуждению других. Ежели дозволявшие или присвояющие себе право судить находили недостатки и неправильности в Самом Господе, источнике всякой истины, называя Его льстецом, самарянином и хуже того (см. Мф. 27, 63 ; Ин. 8, 48 ), то какого заключения не сделают относительно обыкновенных людей. Всего лучше и спасительнее для нас последовать заповеди апостола, глаголющего: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога ( 1Кор. 4, 5 ) (2, ч. 1, с. 36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Период второй. Введение в церковную историю Необходимость казни первого мира К целому миру отнести можно то, что сказал Пророк о народе Израильском; семя свято стояние его 46 . Мир дотоле стоит и процветает, доколе питается и возрастает в нем семя избранных. Когда сие семя оскудевает, тогда и основания мира потрясаются. Посему, когда первый мир подвергся крайнему расстройству по всем состояниям: по церковному – от нечестия и безбожия; по гражданскому – от преобладания исполинов, по семейственному – от сладострастия и роскоши, тогда Бог употребляет страшное превращение и всеобщую казнь, как последнее средство, с одной стороны прекратить успехи злых, а с другой предотвратить совершенное истребление добрых. Ее распространение на тварь несмысленную Вместе с развращенными человеками осуждается на погибель и несмысленная тварь. Ея страдания должны усугубить наказание тех, которые покорили ее суете своей, и сделать бедствие их более разительным и поучительным для потомства. Предвозвещение потопа Прежде совершения сего мщения, Бог троекратно возвещает людям суд Свой. Сперва Он повелевает проповедать им, что не вечно могут они употреблять во зло Его милосердие, и что Он оставляет им на покаяние сто двадцать лет, в течение которых мера Его долготерпения должна исполниться 47 . Потом, когда сей кроткий зов к исправлению не имел успеха, Он хотел подвигнуть сердца страхом, повторив уже не условно, а решительно Свое определение об истреблении всех живущих на земле 48 . Наконец, когда пренебрежено и сие; тогда Бог обратился от всего рода человеческого к одному Ною; и, подтвердив ему о приближении времени Своего мщения, заповедал устроить ковчег для сохранения его и каждого рода животных от потопа. Доказательство упования Ноева Ной показал в сии страшные времена опыты своей веры и надежды на Бога. Тогда, как Он предсказывал общую гибель, столько был уверен о безопасности своей и своего потомства, что вступил в супружество, и дал жизнь трем сынам Симу, Иафету и Хаму. Строение ковчега, им совершенное, предполагает в нем твердое мужество в преодолении препятствий, и терпение в перенесении оскорблений со стороны неверующих. Понятие о ковчеге

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

преподобный Ефрем Сирин Содержание 1. О страхе Божием 2. О бесстрашии 3. О любви 4. О неимеющих в себе любви 5. О долготерпении 6. О неимеющем в себе долготерпения 7. О терпении 8. О неимеющем в себе терпения 9. О негневливости 10. О вспыльчивости 11. О кротости 12. О лукавстве 13. Об истине 14. О лжи 15. О послушании 16. О непокорности и ропоте 17. О том, чтобы не иметь зависти и соперничества 18. О зависти и соперничестве 19. О том, чтоб не быть злоречивым 20. О злоречии и злоречивых 21. О воздержании 22. О невоздержании 1. О страхе Божием Ублажаю вашу жизнь, христолюбцы, потому что она исполнена благого дерзновения, но окаянна собственная моя жизнь, потому что ни к чему не потребна. Ублажаю вас, возлюбленные; правым житием своим соделались вы любезными Богу и Ангелам. Но кто оплачет меня, который раздражил Бога суетными делами своими? Блаженны вы, за целомудренное свое поведение и за безмерную любовь свою наследующие рай. Дивлюсь вам, для душевной пользы не поленившимся совершить такой дальний путь. Еще же удивительнее для меня, что пришли вы к человеку, ничего не стоящему и осужденному за грехи, и у него требуете слово на пользу. Удивительное, подлинно, дело: - насыщенные пришли к истаивающему голодом; увлаженные росою Духа пришли к иссохшему от жажды; имеющие в себе сладость добродетелей - к исполненному греховной горечи; богатые - к бедному; мудрые - к невежде; чистые - к оскверненному; здравые-к немощному совестью; благоугождающие Богу - к раздражающему Его; свободные - к пленнику; рачительные - к нерадивому! Вы достойны удивления по добродетелям; а я неразумный беден ими. Вы, украшаясь воздержанием, благоугождаете Богу; а я беспечный подлежу осуждению. Вы по добрым своим делам и похвальному целомудрию стали благоуханием Христовым (2Кор.2:15); а я по своей изнеженности и лености весь стал зловонием. Итак подлинно удивительно, что, обладая столькими преимуществами, пришли вы ко мне, который сам себе не могу быть полезен. И разумно поступили вы, христолюбцы, вознамерившись стать опорою моей изнеженности, соделать рачительною мою ленивую душу, послужить опорою и подкреплением моему нерадению; потому что сами вы, как совершенные, ни в чем не имеете недостатка.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/860/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010