Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в праздник преставления преподобного Сергия Радонежского 8 октября 2009 г. 15:28 8 октября, в праздник преставления преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. После чтения Евангелия Предстоятель обратился к молящимся с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Сегодня мы торжественно прославляем день кончины святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Память о преподобном Сергии живет в народе и жила всегда, даже в самые трудные времена. Потому что он был духовным светочем, примером, и даже от памяти его истекала великая сила, помогавшая людям сохранять веру, помогавшая людям сохранять живым нравственный евангельский идеал. Преподобный стал великим именно потому, что он Евангелие воплотил в своей жизни. Он жил не по закону, а по благодати, был водим Духом Святым, потому что всего себя отдал в руки Божественного Духа. И как замечательно звучат сегодня слова апостола в послании к Галатам, которые помогают понять, что есть жизнь в Духе: плод же Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Плод — это результат. Значит, результатом жизни в Духе Божием являются такие ценности, с которыми люди связывают свое счастье: любовь, радость и мир. А что же нужно еще человеку, чтобы чувствовать полноту жизни? И любовь, и радость, и мир являются самыми важными человеческими ценностями, даже если люди этого и не осознают. Даже если они устремляются в жизни своей к ложным ценностям, подлинными являются только эти, и тогда человек имеет жизнь и, по слову Божиему, имеет ее с избытком , имеет ее в полноте (ср. Ин. 10:10). Итак, жизнь по Духу, в Духе, есть жизнь полная, с избытком, жизнь счастливая. А почему же тогда апостол говорит, что жизнь в Духе есть «долготерпение, милосердие, кротость, воздержание, вера»? Разве есть какая-то связь между терпением и радостью, между добродетелью, милосердием и счастьем? Значит, есть. Мы не связываем со своим счастьем такие понятия, как терпение, как милосердие, но именно все это вместе связано.

http://patriarchia.ru/db/text/807220.htm...

Господи, дай мне терпения… Только поскорее! Протоиерей Александр Мень о ясности духа в трудных обстоятельствах 14 августа, 2017 Протоиерей Александр Мень о ясности духа в трудных обстоятельствах Проповедь протоиерея Александра Меня в день памяти семи мучеников Маккавейских, на начало Успенского поста В сегодняшнем апостольском чтении мы с вами слышали такие прекрасные, такие важные для нашей жизни слова апостола: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (104. Евр 12:1.). Первое слово « терпение » означает, что путь нашей жизни, наше поприще — не просто гладкая дорога без препятствий; он требует терпения, для того чтобы сохранить свой дух ясным, твердым, сохранить его в уповании, в надежде, в добре. Терпение есть та сила, которая сохраняет ясность духа человека в трудных обстоятельствах. Поэтому апостол говорит, что в терпении будем проходить наш путь. И об этом терпении напоминает нам сегодня и сам Крест Христов, перед которым мы молимся, ибо он говорит о долготерпении Божием! Протоиерей Александр Мень В этот же день мы празднуем память мучеников Маккавеев , первых мучеников, которые пострадали за истинную веру еще за 150 с лишним лет до Рождества Христова. Их заставляли поклониться идолам и отказаться от веры. Семь братьев было — и ни один из них не поколебался. Когда казнили их учителя, старца, то решили, что мать сумеет уговорить своих сыновей отказаться от веры, чтобы сохранить себе жизнь! И им обещали не только жизнь, но и награды, богатства и почести — так было важно гонителям сломить этих семерых, чтобы поколебались и другие. Но ни один из них не отрекся от веры. Тогда призвали их мать, думая, что у нее дрогнет сердце, но она каждому из них сказала: «Сын мой, я родила тебя, Бог дал тебе жизнь через меня, и я не хочу видеть тебя отрекшимся и посрамленным»(105. Ср. 2 Макк 7:20–23.). И тогда гонители, чтобы поколебать ее, убивали и мучили перед ее глазами каждого в отдельности! Погиб один — и она стояла твердо, погиб второй — она стояла твердо! Она была самая большая мученица среди них, поэтому и ее память тоже празднуют сегодня.

http://pravmir.ru/gospodi-day-mne-terpen...

     Строгие, хмурые, несчастные. От людей светских нередко можно услышать, что верующие выглядят именно так. Да, возможно, мы сами и даем порою повод так думать. Между тем в Священном Писании радость не просто возвещается — она заповедуется. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Фил 4:4) — призывает святой апостол Павел. Сам Господь велит радоваться и веселиться перед лицом гонений (Мф 5:12), радоваться тому, что наши имена написаны на небесах (Лк 10:20). Среди плодов Святого Духа на втором месте — сразу после любви — стоит радость: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22, 23). Царство Божие отличает радость: Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 14:17). Перечислять все библейские призывы к радости можно долго — в наши дни несложно поставить себе программу вроде «библейской цитаты» и набрать в строке поиска соответствующее слово. Это повеление нам может показаться странным. Мы привык­ли к тому, что радость или уныние — это результат каких-то внешних, не зависящих от нас воздействий. Выиграли миллион в лотерею — радуемся, узнали, что это ошибка, огорчаемся. Иногда люди пытаются себя чем-то обрадовать — покупками, развлечениями, едой, хорошо, если не выпивкой. Но Писание много раз заповедует радоваться. Это что-то, что зависит от нашей воли; что-то, что мы должны делать, а не просто переживать. Ведь то же и с заповедью о любви. В современном языке любовь — чувство, эмоция, переживание, которое находится не в нашей власти; Библия , однако, заповедует нам любить. ХОЧУ, НО НЕ БУДУ! О чем же идет речь? В нашей ли власти радость? Косвенно — да. Человек не может моментально создать зрелые колосья на своем поле, но он должен трудиться, сажать семена и выпалывать сорняки. Радость требует терпения и упорства, ее надо выращивать, как растение, и, что очень важно, ее не надо убивать. Наши эмоции связаны с нашими отношениями. Если вы встретили человека, которого вы любите — или хотя бы питаете к нему дружескую симпатию, — вы обрадуетесь. Если встретите человека неприятного — огорчитесь. Эта реакция почти непроизвольна. Что произвольно — так это выбор: культивировать в себе любовь и симпатию или, напротив, раздражение и неприязнь. Определенное отношение к людям, к произведениям культуры, к стране, к природе, к жизни вообще будет порождать радость или уныние.

http://pravoslavie.ru/75196.html

Диплом физического факультета Иркутского госуниверситета, опыт службы в Вооруженных силах, познания в философии, психологии, увлечение живописью, классической музыкой — с таким багажом заведующий лабораторией медицинской кибернетики Всесоюзного научного центра хирургии Сергей Пологрудов — будущий Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий — подошел к решающему повороту в своей жизни, к встрече с архиепископом Хризостомом (Мартишкиным). Вслед за ним он уехал из Сибири в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, а всего после девяти лет монашеской жизни вернулся на родину, чтобы начать архиерейское служение на Дальнем Востоке. Архиерей, который прыгает с парашютом, ходит в походы, вместе с моряками-подводниками совершает переход подо льдами Северного Ледовитого океана, служит Литургию на Северном полюсе. Будучи уже митрополитом, продолжает учиться: окончил факультет теологии Свято-Тихоновского университета и аспирантуру Московского городского психолого-педагогического университета. Первым из архиереев открывает и ведет в Интернете свой личный блог. Не совсем обычный архиерей… О своем приходе к вере, о наставнике, архимандрите Иоанне (Крестьянкине) , о служении на Дальнем Востоке и общении с людьми в самых разных условиях владыка Игнатий рассказал журналу «Православие и современность». Даже за Златоустом — не прятаться — Владыка Игнатий, какова была реакция интернет-сообщества на появление в Сети Вашего личного дневника, ведь Вы здесь, кажется, были первым? — Я никогда не интересовался, первым я здесь был или нет, — просто отец Роман Никитин, руководитель нашей информслужбы, задался целью вовлечь меня в это дело. По его словам, очень важное и перспективное, и очень миссионерское. Я сопротивлялся, как мог, но он явил чудеса долготерпения и настойчивости. И победил, то есть убедил. Так мой блог и появился. Что же касается реакции интернет-сообщества… Помню, как только опубликовал свой первый пост, в этот же день около 1500 человек блог посетили. Оставили около ста комментариев… В основном положительные, ободряющие: кто желал успеха, кто — помощи Божией. Желали сил, терпения, предупреждали, сочувствовали. Соболезновали. А в одном комментарии прочитал такие слова: «Хорошо… Только если он не сведет все к цитированию Златоуста целыми страницами». Прочитал и подумал, что хоть и должен оставаться архиереем, но таким, какой есть. И не имею права прятаться даже за великим святителем.

http://pravoslavie.ru/69868.html

Жить — не тужить! Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться. 23 октября, 2013 Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться. Из сборника изречений преподобного Амвросия Оптинского «Жить – не тужить», выпущенного в издательстве  «Никея»  . Ритмичные и рифмованные строки, ироничные и остроумные поучения одного из самых почитаемых русских старцев, много лет не теряют своей актуальности. Интересна, как доказательство той поэзии, которая всегда жила в этой богатой натуре, припавшая ему одно время фантазия писать стихи, о чем он сам впоследствии рассказывал: «Признаюсь вам, пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать; да так ничего и не написал». Но на всю жизнь осталась у него любовь говорить в рифму. Чадце мое нетолковитое, мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в терпении и долготерпении, в нем же имамы великую потребу, да благодушно переносим вся встречающаяся и вся приключающаяся. N воры — лакомые воры, да и не слабы, и не хворы, лазят не только через заборы, но, как мыши, пробираются и сквозь крыши. Эти воры, или другие, в двух местах хлебный амбар провертели, но ничего не успели и, должно быть с горя, пошли и запели: «Монастырского не трогай, чтобы не послали арестантскою дорогой». Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.

http://pravmir.ru/zhit-ne-tuzhit/

Закрыть itemscope itemtype="" > Я хотел быть просто монахом 10.04.2014 576 Время на чтение 21 минут Диплом физического факультета Иркутского госуниверситета, опыт службы в Вооруженных силах, познания в философии, психологии, увлечение живописью, классической музыкой - с таким багажом заведующий лабораторией медицинской кибернетики Всесоюзного научного центра хирургии Сергей Пологрудов - будущий Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий - подошел к решающему повороту в своей жизни, к встрече с архиепископом Хризостомом (Мартишкиным). Вслед за ним он уехал из Сибири в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, а всего после девяти лет монашеской жизни вернулся на родину, чтобы начать архиерейское служение на Дальнем Востоке. Архиерей, который прыгает с парашютом, ходит в походы, вместе с моряками-подводниками совершает переход подо льдами Северного Ледовитого океана, служит Литургию на Северном полюсе. Будучи уже митрополитом, продолжает учиться: окончил факультет теологии Свято-Тихоновского университета и аспирантуру Московского городского психолого-педагогического университета. Первым из архиереев открывает и ведет в Интернете свой личный блог. Не совсем обычный архиерей... О своем приходе к вере, о наставнике, архимандрите Иоанне (Крестьянкине), о служении на Дальнем Востоке и общении с людьми в самых разных условиях владыка Игнатий рассказал журналу «Православие и современность». Даже за Златоустом - не прятаться - Владыка Игнатий, какова была реакция интернет-сообщества на появление в Сети Вашего личного дневника, ведь Вы здесь, кажется, были первым? - Я никогда не интересовался, первым я здесь был или нет, - просто отец Роман Никитин, руководитель нашей информслужбы, задался целью вовлечь меня в это дело. По его словам, очень важное и перспективное, и очень миссионерское. Я сопротивлялся, как мог, но он явил чудеса долготерпения и настойчивости. И победил, то есть убедил. Так мой блог и появился. Что же касается реакции интернет-сообщества... Помню, как только опубликовал свой первый пост, в этот же день около 1500 человек блог посетили. Оставили около ста комментариев... В основном положительные, ободряющие: кто желал успеха, кто - помощи Божией. Желали сил, терпения, предупреждали, сочувствовали. Соболезновали. А в одном комментарии прочитал такие слова: «Хорошо... Только если он не сведет все к цитированию Златоуста целыми страницами». Прочитал и подумал, что хоть и должен оставаться архиереем, но таким, какой есть. И не имею права прятаться даже за великим святителем.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Как же ты был мудр, Соломон! Твои слова подобны стреле, выпущенной метким лучником. Молнией летит стрела, точно поражает цель. Так и слова Соломона: скоры в выражении мудрости, метки в изложении смысла. И вот читаю и дивлюсь, сокрушаюсь о собственной немощи: Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города (Притч. 16: 32). Если бы имел я хоть крупицу подобной мудрости, то имел бы и долготерпение, умел бы и владеть собой. Отсутствие терпения выражалось в раздражительности. Раздражительность проявлялась вспышками гнева. С детства любил я читать про войны, сражения, не мог удержаться от изучения подвига ратников. Вот передо мной Александр Македонский, покоритель народов: не зная страха, бросался он в гущу сражений, не раз получал ранения, отвагу сохранил до конца. Вот передо мной его близкий друг Клит, прозванный Черным. Он близко знал Александра с самого его детства, разделял с ним трудности походов и возглавлял эскадрон избранных товарищей. В первом решительном сражении с персами Александр чуть не погиб, и, когда вражеская рука уже занесена была над головой царя, Клит поразил неприятеля. Вместе они двигались дальше и побеждали, вместе вступили в Египет. Но что случилось с тобой, Александр? В Египте ты провозгласил себя сыном божиим, стал требовать от греческих полисов признания своей божественности, а от подчиненных – божеских почестей. В одном из пиров Клит открыто обвинил Александра в высокомерии, ведь все победы тот приписывал себе, забывая о сподвижниках. Александр пришел в ярость. Вне себя от гнева кинулся он с копьем на друга, но телохранители удержали царя и отобрали копье, а Клита увели с глаз долой. Разгоряченный Александр велел трубачу возглашать тревогу, но тот, понимая, что царским решением руководит пьяная страсть, отказался. Какое чудо – телохранители ведут себя благоразумней царя, слуги – мудрее своего правителя. Ссору почти угасили. На беду Клит вновь явился и выплеснул царю правду в глаза – показав свою правую руку, воскликнул: «Вот эта самая рука спасла тебе жизнь». Выхватив копье у стражника, Александр Македонский в одно мгновение поразил своего друга.

http://pravoslavie.ru/124891.html

Как я перестал оправдывать Бога перед атеистами Когда человек страдает, бессмысленно рассказывать ему, что Бог не создавал зла 17 февраля, 2015 Когда человек страдает, бессмысленно рассказывать ему, что Бог не создавал зла Почему человеку, попавшему в беду, далеко не всегда станет утешением богословский трактат о божественной всеблагости, и как помочь ему не усомниться, что Бог есть любовь, – размышляет Владимир Берхин. «Всемогущий может не больше, чем я могу. Где Он был? А, собственно, где был я?» Дм. Быков. «Теодицея» Проблему теодицеи («Почему благой человеколюбивый всеведущий Бог допускает зло и страдание в мире») пытались решить столько раз, что давно уже выработались стандартные ходы мысли по этой проблеме, стандартные ее решения, стандартные на них возражения, стандартные возражения на возражения и так далее. Фото Анны Гальпериной Я не претендую на то, что я ее разрешил в принципе – скорее, просто нашел для себя ответ и навсегда перестал спорить с атеистами на эту тему. О чем и расскажу. Первое и самое очевидное решение этой проблемы – чисто умственное. Оправдать Бога, как адвокат перед судьей оправдывает обвиняемого – доказать, что Бог тут ни при чем, отталкиваясь от фактов и пользуясь общепринятыми логическими методами рассуждения. Вывести неопровержимо, что Бог невиновен, что зло и страдание – дело наших собственных рук и следствие дьявольских происков. И всё то, что мы считаем злом, оно, конечно, зло, но Бог всё видит, всем воздаст, и все последствия направляет к добру, и когда-нибудь всякое страдание будет утолено. И, вообще, существующее страдание – минимальное из возможного, и движения ногтя одного беса хватит, чтобы уничтожить мир. Так что надо терпеть и доверять, и радоваться, что не случилось худшего, и благодарить Бога за терпение и любовь, ибо мы давно превысили меру всякого зла и однажды превысим меру и Божьего долготерпения. К тому же потом, когда-нибудь, воздастся каждому по делам его. А если мы с этим не готовы смириться, то, извините, это проблемы нашей гордыни, а не Божьего попустительства злу.

http://pravmir.ru/o-bespoleznosti-sporov...

Нужно жить нелицемерно: поучения Оптинских Старцев Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно. 24 октября, 2012 Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно. Поучения Оптинских Старцев — сокровищница духовной мудрости. Среди их советов каждый найдет именно тот, который нужно было услышать именно ему и именно сейчас. БЛАГОГОВЕНИЕ К священным книгам и священным предметам надо относиться благоговейно. Прежде всего должно иметь страх Божий. Он научает благоговению. Он научает всему доброму. Небрежное, неблагоговейное обращение со святыней получается от привычки. И этого не должно быть. (преп. Никон) Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как перед лицем Божиим. Помните, что Господь видит все. (преп. Никон) БЛАГОДАТЬ Благодатное действие во отчаяние никогда никого не приводит, но преподает дар умиления, радость, долготерпение и душевный мир. (преп. Лев) БЛАГОДАРЕНИЕ БОГА Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную. (преп. Амвросий) Бедственно безмерно печалится и безвременно убивать себя, но всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас ни наказывал наказаниями на сем свете. (преп. Лев) Должно о всем благодарить Господа, праведно налагающего на нас труды к терпению, которое для нас выгоднее утешения, возвышающего душу. (преп. Моисей) БЛАГОСЛОВЕНИЕ Весьма приятно то Богу, что делается с благословением, посему и мы с вами будем так жить, чтоб каждая ступенечка наша была благословенною. (преп. Антоний) не благословясь, ничего не следует делать. Если мирские люди в делах более или менее важных спрашивают совета у людей более опытных, то тем более инок должен пребывать в послушании. (преп. Варсонофий) БЛАЖЕНСТВА Разные есть степени блаженства, смотря по заслугам каждого: иные будут с Херувимами, другие — с Серафимами и так далее, а нам бы только быть в числе спасающихся. (преп. Варсонофий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

О разнице между милосердием и безразличием 08.09.2020 10:44:28 Сергей Львович Худиев Уход популярного проповедника Андрея Конаноса, который решил сосредоточиться на консультациях по здоровому питанию, и отказ от сана еще одного священника в России, который решил заняться " фасилитацией осознанности " - вызвали волну одобрений и апологий. Множество людей, в том числе, православных, поспешили выразить понимание и одобрение расстригам - а иногда и порицание священноначалию, которое не поняло и не оценило этих прекрасных людей. Похоже, это должно стать поводом для разговора о такой ценности, как верность. В дискуссии возникает целый ряд недоразумений, которые стоит рассмотреть подробно. Нам говорят, что не стоит осыпать уходящих проклятиями и бранью - это и неприлично, и не свидетельствует о святости. Лучше являть безусловную любовь и долготерпение, которое смягчает сердца. Это совершенно справедливо. Однако важно не пропустить принципиальную разницу между любовью и долготерпением, с одной стороны - и неверием и безразличием, с другой. Одно дело, когда вы с любовью и снисхождением относитесь к человеку, который поступил дурно; другое - когда вы и не находите его поступок дурным. Я помню старую историю о человеке, который в советские годы был принужден стучать на верующих в КГБ. Все знали, что он - предатель. Одни почитали его Иудой и демонстративно отворачивались, натыкаясь на него в Церкви. Другие - хорошо зная, что он стукач -  прощали этого слабого, запутавшегося человека. Но никто не сомневался что то, что он делает - чрезвычайно дурно. Прощение, терпение, милость - это когда вы считаете что-то реально и безоговорочно плохим, но снисходите к человеку. Потому что все мы немощны и близки к падению. Если у вас нет сознания, что поступок человека действительно ужасен, то это и не милость. Представьте себе, например, двух мужей - один хранит верность и вообще обращается с женой как с принцессой, другой живет за счет того, что жена занимается проституцией. Обоим жены изменили, оба простили - но первый простил тяжкую и мучительную  обиду, второму и прощать нечего - он с этого живет, и, конечно, в курсе. Трудно разбить сердце сутенера.

http://radonezh.ru/2020/09/08/o-raznice-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010