Объяснения церковных и домашних молитв. Поучения преподобного аввы Исаии ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ ПОУЧЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО АВВЫ ИСАИИ Если человек не стяжет веры в Бога, постоянного стремления к Богу, если не стяжет незлобия, не воздающего злом за зло, если не стяжет подвижничества, смирения, целомудрия, человеколюбия, отречения от мира, кротости, долготерпения, частой молитвы с болезнью сердца, истинной любви, незрящей вспять, терпения попускаемых скорбей, отвержения упования на свое добродетельное жительство: то не может спастись. Обретший благодарение Богу во время нашедших на него искушений обращает нашедшия на него искушения в бегство. Мужество состоит в том, что когда человек вооружится против преждесоделанных им грехов, молит Бога о даровании ему прощения в них, молит Бога, чтоб они не возобновлялись ни в уме его, ни в сердце, ни в действиях. Если воспоминание о соделанных грехах не возобладает неоскудно сердцем и не отвратит ума от всего, принадлежащего миру, то человек не возможет избавиться от насилия усвоенных им страстей, не возможет воздержаться от грехов, к которым привык, не возможет отвлечь помысл свой от осуждения созданий Божиих. Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния. Кто осуждает грешников, тот изгоняет из себя покаяние. Кто презирает нерадивых, тот разрушает в себе покаяние. Возненавидь все мирское и самый телесный покой: потому что они соделывают тебя врагом Божиим. Как воин, имеющий сопротивника, сражается с ним, так и мы должны сражаться с телом, не допуская ему нежиться и расслабляться от излишнего успокоения. Если Бог хочет помиловать душу, а она упорствует и не повинуется, но поступает по своей поврежденной воле, то Бог попускает ей скорби, которых она не желала бы иметь, чтоб таким образом эта душа взыскала Бога.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

Разделы портала «Азбука веры» Постриг монашеский – обряд посвящения в монашество , при котором постригаемый дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати . Существует три степени монашества – рясофор , мантия (малая схима) и схима  (великая схима). Постриг в рясофор совершается чтением определенных молитв и крестообразным пострижением волос, при этом имя или меняется на новое, или же оставляется прежним. Постригаемый обетов не произносит, но само его по свободной воле вступление на монашеский путь является выраженным обещанием Богу непорочного иноческого жития. Новопостриженный облачается в рясу и клобук (отсюда – «рясофор») и именуется «рясофорным монахом», «иноком». При постриге в малую схиму, или в мантию, постригаемый дает Богу обеты безбрачия, послушания (настоятелю и братии) и нестяжания. С пострижением волос ему нарекается новое имя, он облачается в монашеские одежды и именуется мантийным монахом, или просто «монахом». Последование пострига в великую схиму в главном похоже на чин пострижения в мантию, но отличается большей торжественностью и строгостью. Постригаемому дается новое имя, он облачается в схимническую одежду – т.н. схиму (куколь) и именуется «схимонахом», «схимником». Совершителем пострига может быть только иерей-монах (иеромонах, игумен, архимандрит), получивший благословение правящего в епархии архиерея , или сам архиерей. В монастыре постриг совершает настоятель (по согласованию с правящим архиереем), или, в особых случаях, кто-либо иной, с его благословения. Преподобный Макарий Великий : «Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании, окажется благоугодным Духу, и с течением времени покажет опытность и терпение» ( Духовные беседы. Беседа 9.1 ). Пострижение

http://azbyka.ru/postrig-monasheskij

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей священник Михаил Менстров Переполненная чаша " loading="" decoding="" title=""/> Один итальянский властитель отличался снисходительностью к служащим, но зато, если наказывал, то уж без пощады. У него был нерадивый слуга, которому безнаказанно сходило много проступков. Это усиливало его распущенность. Однажды этот слуга явился пред государем со шляпой на голове и, спрошенный о причине такого поступка, дерзко отвечал: У меня насморк. У тебя никогда больше не будет насморка,— отвечал государь и приказал прибить слуге шляпу к голове большим гвоздем. Приближенные государя выразили удивление, что тот, прощавший своему слуге важные проступки, не простил ничтожного. Тогда государь потребовал себе ковш, до половины наполненный водой. Он опустил в ковш большое яблоко и вода поровнялась с краями. Потом велел бросить в ковш маленькую монету и вода потекла через край. Этим опытом государь наглядно показал, что чаша терпения грубыми проступками слуги настолько переполнилась, что ничтожный проступок положил предел терпению. Кто-то сказал, что маленькие удары валят большие дубы. «Уничижат малыя по мале упадет»,— сказал Сирах, т. е. ни во что ставящий малое, мало по малу придет в упадок. Никто не начинает с грубых преступлений; тля греховная заражает душу постепенно. Всегда с малого начинается большое. Говорят, от маленькой свечки сгорела Москва. От глотка водки, выпитой с отвращением, переходят к пьянству. Редко кто начинает с грубых грехов, потому что против таких грехов возмущается совесть, но она охотно допускает малые. Но в этих «малых» кроется смерть души, подобно тому как смерть тела кроется в малой капле яда, в дуновении ветра, в незаметном глазу микробе. Потворство малым грехам ведет к образованию греховных привычек, которые имеют великую силу над человеком, порабощают его волю. Нельзя успокаивать себя при совершении греха, что это грех — малый; такое успокаивание — лукавое; чаша долготерпения Божьего рано или поздно переполнится. Настанет суд Божий над нашими проступками.

http://azbyka.ru/propovedi/perepolnennay...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чему тут радоваться? Почему Библия призывает быть радостными и как этого достичь 11 мин., 25.06.2022 Строгие, хмурые, несчастные. От людей светских нередко можно услышать, что верующие выглядят именно так. Да, возможно, мы сами и даем порою повод так думать. Между тем в Священном Писании радость не просто возвещается — она заповедуется. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Фил 4:4) — призывает святой апостол Павел. Сам Господь велит радоваться и веселиться перед лицом гонений (Мф 5:12), радоваться тому, что наши имена написаны на небесах (Лк 10:20). Среди плодов Святого Духа на втором месте — сразу после любви — стоит радость: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22, 23). Царство Божие отличает радость: Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 14:17). Перечислять все библейские призывы к радости можно долго — в наши дни несложно поставить себе программу вроде «библейской цитаты» и набрать в строке поиска соответствующее слово. Это повеление нам может показаться странным. Мы привык­ли к тому, что радость или уныние — это результат каких-то внешних, не зависящих от нас воздействий. Выиграли миллион в лотерею — радуемся, узнали, что это ошибка, огорчаемся. Иногда люди пытаются себя чем-то обрадовать — покупками, развлечениями, едой, хорошо, если не выпивкой. Но Писание много раз заповедует радоваться. Это что-то, что зависит от нашей воли; что-то, что мы должны делать, а не просто переживать. Ведь то же и с заповедью о любви. В современном языке любовь — чувство, эмоция, переживание, которое находится не в нашей власти; Библия, однако, заповедует нам любить. Хочу, но не буду! О чем же идет речь? В нашей ли власти радость? Косвенно — да. Человек не может моментально создать зрелые колосья на своем поле, но он должен трудиться, сажать семена и выпалывать сорняки. Радость требует терпения и упорства, ее надо выращивать, как растение, и, что очень важно, ее не надо убивать.

http://foma.ru/chemu-tut-radovatsya.html

Яко оскуде толерантный Слово «толерантность» носит в нашем церковном новоязе скорее негативный оттенок. Хорошо ли это? 9 июля, 2014 Слово «толерантность» носит в нашем церковном новоязе скорее негативный оттенок. Хорошо ли это? Нам очень удобно приравнивать толерантность к безразличию, как это часто делается, поскольку в своей нетерпимости нам легче самоутвердиться в непогрешимости своей маленькой правды. Уже давно подмечено, что Церковь в нашей стране является самым толерантным сообществом. Священник Максим Вараев Действительно, с этим трудно не согласиться, ведь Церковь объединяет в себе не только людей разных возрастов, национальностей, профессий, образования, социального положения и т.д., но и людей с противоположными взглядами на ключевые, связанные с осмыслением нашей социальной действительности, вопросы. При этом само слово «толерантность», т.е. терпимость, носит в нашем церковном новоязе скорее негативный оттенок. И дело здесь уж точно не в заимствованном его характере: некоторые слова мы с радостью заимствуем из других внецерковных дискурсов, например, слово «идентичность» резко вошло в наш язык и употребляется нами теперь к месту и не к месту. Проблема в ином — терпеть рядом с собой инакомыслие никто не желает. Проблема в кризисе терпения, в том, что терпение постепенно исключается из числа христианских добродетелей, в том, что мы забываем о долготерпении христианской любви. Более того, налицо следующая закономерность, чем меньше ментальное различие между людьми – тем большее значение ему придаётся. Врагом становится тот, кто более всего похож на меня, но не во всём со мной согласен, тот, кто не такой как я, но «почти такой же». Различие начинает играть решающую роль в самоидентификации человека, в причислении его к той или иной группе — нам легче объединиться, если выбрать того, против кого мы дружим. Заметим, что история даёт нам достаточное количество примеров подобного рода ситуаций. Рассмотрим самый наглядный из них. Консолидация немцев в Германии 30-х годов прошлого века происходила на волне небывалого антисемитизма.

http://pravmir.ru/nuzhno-li-byit-toleran...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Праздник Пояса Пресвятой Богородицы в монастыре Ватопед Праздник Пояса Пресвятой Богородицы отмечается в монастыре Ватопед 13 сентября. Узнаете известный всей России серебрянный ковчег? Это он самый!   Бдение началось в 19.30. Псалтами на празднике были известные всей Горе Афанасий Симонопетритис, отец Палладий из скита Пантелеимона в монастыре Кутлумуш и отец Феодосий из Нового Скита. Их вы видите на последней фотографии.   Число паломников превысило 500 человек!   Смотрите фотографии:   Пресвятая Богородице! Спаси нас!        О, Пречистая Дево Богородице, скажи нам, чадам Твоим, как живя на земле, Ты любила Сына Своего и Бога, как веселился дух Твой о Боге Спасителе Твоем? Как смотрела Ты на Его прекрасное лицо и помышляла, что этот Тот, Которому со страхом и любовью служат все небесные силы?        Скажи нам, что чувствовала душа Твоя, когда держала Ты на руках Своих дивного Малютку? Как воспитала Ты Его? Как болела душа Твоя, когда Ты с Иосифом три дня искала Его в Иерусалиме? Какие муки переживала Ты, когда Господь был предан на распятие и умирал на кресте?           Скажи нам, какая радость была у Тебя о Воскресении, или как скучала душа Твоя по Вознесении Господа? Души наши влекутся знать о жизни Твоей с Господом на земле... Ты же не пожелала предать всего этого писанию, но молчанием покрыла тайну Свою... Комментарии Всего комментариев: 17 2012/09/17, 23:40:14 О Тебе радуется душа Пречистая, приими благодарения сердечные, за Твою радость, боль и скорбь, смирение, долготерпение, материнскую заботу о нас заблуждающихся в дебрях земной суеты, не остави нас грешных. Надежда 2012/09/17, 19:23:55 Пресвятая Богородица! даруй мне терпения и здоровья воспитать детей своих и прожить в мире и в любве со свои мужем! прости меня грешную Фотинии 2012/09/16, 22:13:28 У меня, иногда, такие же вопросы к Богородице. Царица наша Небесная, родненькая, заступись за нас и помоги нам! 2012/09/16, 15:25:38 Пресвятая Богородица помилуй меня грешную.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1224

51. О гневе и злословии Претерпевый до конца, той спасен будет ( Мф.10:22 ) Христиане! Находясь в беде, скорби, печали, несчастье мы нередко задаем себе вопрос «Господи! Когда же будет конец нашим страданиям? Верно – со смертью». Тяжело переносить голод и холод, но и это можно перенести. Есть же люди, которые решаются умереть голодной смертью; а если человек решается по воле голодать, то тем легче переносить его поневоле, когда нет куска хлеба. Но и это весьма редко встречается, – где-нибудь в отдалении от селений и городов – среди бесконечных снегов или безбрежных песков. Тяжело переносить болезнь, но и с болезнью человек свыкается, особенно если она продолжительна. Но переносить злословие, гнев, ругательство, проклятие, – ах! Как тяжело все это переносить. Вот почему Апостол Иаков сказал, что язык небольшой член, но много делает, небольшой огонь, но много вещества зажигает, – оскверняет все тело, и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны, – его укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда 32 . Слышите ли: язык человека воспламеняется огнем самой геенны, укротить его никто не может, – язык исполнен смертоносного яда. Горе тому семейству, в котором или муж, или жена, или кто-либо имеет привычку злоречить, браниться, ругаться, – особенно если языком управляет гнев и зло сердца! Еще большее несчастье, если ругатель имеет привычку напиваться: тогда все домашние от его ругательств невольно воспламеняются гневом: в груди каждого огонь загорается. И когда заговорят все, станут гневаться все, станут браниться все, тогда в доме бывает сущий содом, суматоха, как на пожаре; весь дом как бы переворачивается вверх дном, все в доме летит во все стороны; крик, шум, вопль, – настоящий пожар, бунт, смятение, как бы землетрясение. Вот что делает язык – один небольшой член тела. Как преградить такое ужасное зло? Одним молчанием и долготерпением! Сказал же Господь: «претерпевый до конца, той спасен будет». Молчи, терпи до конца. Ах! Сколько терпения нужно в таком случае! Кажется, в таком разе сам диавол заправляет языком: то подстрекает, то воспламеняет гневом, то нашептывает сказать то или другое обидное слово, чтобы как можно больше произвести смятение, больший возжечь пожар в доме, больше криков, воплей, ругательств, браней устроить. Посмотришь и подумаешь, что это собрание львов в клетке, собрание свирепых грешников во аде: но претерпевый до конца, той спасен будет. Христианин! Терпи, молчи, уйди куда-нибудь, чтоб прошла эта ужасная буря, до конца терпи: претерпевый до конца, той спасен будет. Господи! Сохрани, защити и укроти злобу человеческую. Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения на дни воскресные и праздничные протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр. доб., Т. 8. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1885. – IV, 368, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Гимн 10. Исповедание, соединенное с молитвой, и о сочетании Духа Святого с бесстрастием 163 . «Се удалихся, Человеколюбче, и водворихся в пустыни» ( Псал. 54, 8 ); я сокрылся от Тебя, пресладкого Владыки, окутанный ночью житейских забот. Много уязвлений и ран я от них потерпел, много ударов в душе я несу, возвратившись [из мира], и в скорби и туге сердечной взываю: Помилуй, сжалься надо мною преступным, о Врачу душелюбивый и один щедролюбивый! Ты, туне врачующий больных и израненных, уврачуй (и мои) струпы и раны. Источая елей Твоей благодати, помажь мои язвы и изгладь раны. Стягни и скрепи мои расслабленные члены. Уничтожь все шрамы мои и всего меня совершенно здравым соделай, Спасителю, как прежде, когда не было на мне никакой скверны, ни струпа, ни опухоли, ни пятна; но (во мне) было спокойствие и радость, мир и кротость, святое смирение и долготерпение, свет ( φωτισμς) добрых дел 164 , терпение и совершенно непобедимая сила [внутри]; а отсюда великое утешение в повседневных слезах, отсюда веселие в сердце моем, как бы источник, беспрестанно текло и струилось, являясь (для меня) медоточивым потоком и питием радования, постоянно находящимся в моих умных устах. Отсюда же всякое здравие и чистота, отсюда избавление от страстей и суетных помыслов, отсюда [наконец] молниезрачное бесстрастие, которое, всегда мне сопребывая, слюбилось (συνεγνετο) со мною (духовно разумей это, читатель, дабы тебе не оскверниться постыдно), доставляя мне несказанное удовольствие от (своего) присутствия и безмерное желание [духовного] брака – сочетания с Богом. Когда же я приобщился его, то сделался бесстрастным, воспламенился удовольствием, возгорелся желанием его, и приобщившись света, подлинно соделался светом, став выше всякой страсти и будучи свободным от всякого порока. Ибо к свету бесстрастия не приближается страсть, как к солнцу – тень, или тьма к свету. Но сделавшись и будучи таковым, я возгордился, Владыко, так как понадеялся на себя, и увлекшись попечением о чувственных вещах и житейскими заботами, пал, несчастный, и охладев, сделался черным, как железо; (сверх того еще) 165 долгое время лежа, я ржавчину принял. Посему взываю к Тебе, Человеколюбче, прося о том, чтобы мне снова очиститься и быть возведену к прежней доброте (κλλος), и света Твоего насладиться ныне и всегда во все веки. Аминь. 163 В л. п. это 33 глава. П. же к. не сохранил этого гимна, но в полном оглавлении гимнов (которое сохранилось в названном кодексе) они, значатся под номером» 46-м». Читать далее Источник: Творения : [в 3 т.]/преп. Симеон Новый Богослов. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - (Сокровищница святоотеческой письменности)./Т. 3: Божественные гимны. - 1993. – 393 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Письмо 121 Примите взаимное мое поздравление Вас с прерадостным праздником Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Рождеством. Ниспосланные сим пришествием дарования роду человеческому довольно Вам известны. Мы не в силах воздать Ему за столь великие благодеяния; но ещё милосердие Его простирается с долготерпением ко грешникам, ожидая их покаяния. Конечно бы должны мы посвящать все действие сердца нашего любви Его: но мы противным воздаем, а Он все терпит; но когда исполнится мера терпения Его, и наказует по достоинству. Можно считать наказанием и ослепление сердец наших, лукавым нашим произволением и волею заслуженное. Вы желаете любить одного сладчайшего Иисуса. Похвально Ваше желание: но одно желание не довольно исполнить меру любви Божией: вера и дела достигают оной, верою должно принимать все попущаемые от Бога к искусу перемены в жизни и неприятности, что посылаются от Бога ко испытанию, а дела доказывают, что мы печемся о любви Божией, по неложному пречистых уст Его слову: любяй Меня заповеди Моя соблюдает; а не любяй Мя заповедей Моих не соблюдает ( Ин.14:21 ), и по апостольскому учению: вера без дел мертва ( Иак.2:20 ), и дела без веры мертвы. Какие ж заповеди и дела должно исполнять? О сем всякому христианину должно испытать в св. Евангелии и научаться от пастырей Церкви: ибо мы все в св. крещении даём обеты Христу исполнять все заповеди Его, и отрицаемся сатаны и всей гордыни его и всего служения его. Да просветит Господь Ваш разум, и да утвердит сердце Ваше в исполнение святых Его повелений, от которых и любовь Его да вселится в Вас богатно: однако ж сие есть верх совершенства, и мы, не смея мечтать о себе, убегая в твердыню смирения, сохранимся от сетей и козней вражиих неприкосновенными. Многогрешный иеромонах Макарий. 1836 года. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Письмо 171 До какого ты доходила безумия и исступления, что даже и сама сего ужасаешься теперь, – роптала против Бога; но сколь велико Его долготерпение, что Он ожидает нашего покаяния и не наказует тотчас. Но должно это тебя смирить, а, познав свою немощь, прибегай всегда ко Господу, прося прощения и помощи в делах твоих. Я знаю причину твоей брани и умственного падения – это твоя гордость; она так богопротивна, что и с неба ангела низвергла; а ты довольно ею занята, считаешь себя лучшею всех, а их презираешь и укоряешь: это самое и лишило тебя Божией помощи, и открылась вся нагота страстного твоего устроения. Вспомни свое намерение, с каким ты пошла в монастырь, ища спасения, и имеешь святое учение отеческое которое научает и возбуждает нас к подвигам: смирения, терпения и любви, и проч., и пока ты, хотя несколько, держалась, укрепляема Богом, то и стояла незыблемо, хотя иногда и падала, но не разбивалась; а когда возгордилась на других, то и попущено врагу воздвигнуть на тебя бурю страстей, дабы смирилась и считала себя последнейшею из всех. Когда так себя будешь иметь, то увидишь милость Божию; Он на смиренныя призирает ( Пс.112:6 ). Ты говоришь: если б была у кого в послушании, то могла бы смириться, а разве ты не в послушании у М. М.? Да, по вере твоей, и ко мне, грешному, имеешь послушание, хотя и отстоишь расстоянием, но расположением о Господе близ; то и должна исполнять то, что тебе говорят, или пишут, так как бы и близ находилась, и от сего стяжавала смирение чрез познание своей немощи; но если б ты и близ находилась, как ты думаешь, то могла бы повиноваться; напротив, враг показал бы тебе многие недостатки, и вместо послушания совсем и веру бы потеряла. Это на многих случается. Тебе не нравятся краткие главы св. Марка Подвижника , что не можешь в памяти удержать, но напротив краткословие о какой-нибудь добродетели или страсти больше можно усвоить в памяти, только читай с верою, не для одной памяти, а чтобы исполнять. То, что возбуждает в тебе страсть и наводит смущение, старайся из памяти изгонять страхом Божиим, молитвою и смирением; всегда говори о движениях твоих помыслов матери М. Остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. М. 8 августа 1856 г. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010