Божий виноградник Поучение в неделю 13-ю по Пятидесятнице В нынешний воскресный день, братья мои возлюбленные, положено Церковью читать из Евангелия притчу о некотором домовладыке, насадившем виноградник, и о виноградарях, которым поручил домовладыка свой виноградник. Виноградник был устроен великолепно, со всеми принадлежностями, с тисками, на прекрасной земле, обнесенной оградой, но виноградари оказались крайне лукавыми и злыми и не только не давали плодов хозяину в урочное время, но еще и били посылаемых хозяином слуг или совсем убивали и камнями побивали, а наконец, убили и единственного сына хозяина. Под домовладыкой разумеется Бог Отец; под виноградником - иудейская церковь; под виноградарями - первосвященники, священники и правители, коим поручена была иудейская церковь; под слугами разумеются пророки, которых Бог нередко посылал к иудейскому народу и которые большей частью были избиты иудеями; под сыном домовладыки разумеется Господь Иисус Христос, Сын Божий. Но эта притча, братья, относится не к одним иудеям, а относится и к нам, касается и нас. Под виноградником Господним может и должна разуметься и всякая душа христианская; под оградой - закон Божий, которым ограждается или должна быть ограждена всякая душа от грехов; точило, или тиски, в винограднике - это сердце наше или утроба наша, которой мы принимаем пречистую кровь Агнца Божия, заклавшегося за нас; под столпом или горницей разумеется Церковь Христова или благодать Святого Духа, действующая в Церкви, утверждающая сердца наши в вере и любви и добрых делах и возвышающая нас от земли к небу, как сказано: горнем мудрствуйте, а не о земном (Кол. 3, 2). Итак, виноградник Божий - это мы все, братья. А виноградный сад должен приносить обильные плоды; приносим ли мы Господу, верховному Виноградарю нашему, плоды добрых дел, плоды покаяния, веры, любви, смирения, кротости, благости, милосердия, воздержания, чистоты, терпения и долготерпения и прочих добродетелей? Весьма, весьма мало, а иногда вовсе не приносим, а приносим плоды винограда дикого, винограда Содома и Гоморры, т. е. всякие скверные дела: гордость, злобу, зависть, алчность, блуд, прелюбодейство, пьянство, неверие, безбожие, убийство и самоубийство. Ждет от нас Господь плодов покаяния, исправления, добродетели, и часто напрасно ждет: мы остаемся такими же грешниками, такими же бесплодными, сухими деревами, какими и были.

http://pravoslavie.ru/1494.html

Милосердный Господь да дарует всем, на чью душу легла тяжесть трагедии, мужество, терпение и Свою всесильную помощь. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ   Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Анастасию, архиепископу Казанскому и Татарстанскому Ваше Высокопреосвященство! Скорбное известие о крушении теплохода «Булгария», повлекшем за собой гибель многих людей, болью отозвалось в моем сердце. Выражая всем жителям Татарстана искренние соболезнования, возношу сугубые молитвы Всемилостивому Господу об упокоении душ погибших и о выздоровлении пострадавших. Призываю всю Церковь Русскую помянуть в молитвах людей, потерявших земную жизнь, среди которых — много детей. Прошу Вас, клир и благочестивых мирян епархии оказать всемерную духовную поддержку родным и близким погибших, принять деятельное участие в милосердном служении пострадавшим. Да укрепит Господь всех, кого постигло это страшное  испытание +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ   Муфтию Республики Татарстан Ильдусу Фаизову Уважаемый муфтий! С глубокой сердечной печалью воспринял весть о трагедии на теплоходе «Булгария», приведшей к гибели десятков людей, в том числе совсем юных. Скорблю о всех, кто стал жертвой постигшего бедствия. Молюсь всемогущему Создателю о упокоении душ погибших, о скорейшем исцелении всех страждущих и об утешении родных и близких пострадавших. Надеюсь, что расследование причин катастрофы позволит избежать подобных трагедий в будущем. Да дарует Творец мужество и долготерпение пережившим эту трагедию и всем, в чьих сердцах она отозвалась болью и скорбью. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ за темою Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М. Конухова : Послання] Кирила у зв " язку загибеллю людей на в : Послання] Кирил висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Кирила у зв " язку з терактом у «Крокус : Послання] Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири : та звернення] У шосту в кемеровському торговому «Зимова вишня» у храмах молитовно згадали жертви З благословення у храмах будуть возноситись прохання про загиблих постраждалих у «Крокус з ключовими словами –   Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1560093...

митрополит Иоанн (Снычёв) СПАСЕНИЕ Какое дело является самым первейшим и нужнейшим для каждого христианина? Первейшее и самонужнейшее дело для каждого христианина есть стяжание вечного спасения. Нужны нам во время земного странствования нашего одежда, пища, питие, жилище и другие подобные потребности; но спасение нужнее всего: оно так нужно, что все временное в сравнении с ним – ничто. Все имеет тот, кто стяжал спасение; ничего не имеет тот, кто не стяжал спасения, хотя бы весь мир принадлежал ему. (Св. Тихон Воронежский). Стр. 358 (3). Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Спасение едино есть на потребу! Спасение есть та благая часть, яже не отымется от души, стяжавшей его! Все вещественное, что мы имеем, что ни приобретем во время земной жизни, все оставим в день смерти, оставим навсегда родственников, друзей, богатство, почести, оставим самое тело наше. Вечное спасение или вечная погибель, они одни пребудут нашим достоянием, пойдут с нами в вечность, там получат полное развитие, доставят нам или некончающееся блаженство или некончающееся бедствие. (Св. Тихон Воронежский). Стр. 358 (4). Главнейшим делом, главнейшими заботами для каждого христианина да будет дело спасения, заботы о снискании спасения. Занимающийся спасением своим из такого сердечного залога спасется, потому что всесильный Бог благодатию Своею поможет ему спастись. (Св. Тихон Воронежский). Стр. 359 (5). Как необходимо вести себя среди мира, чтобы вечное спасение было твоим главным делом? Если хочешь, чтобы вечное спасение было твоим главным делом, будь посреди этого мира, как странник и пришлец. (Св. Тихон Воронежский). Сгр. 361 (13). Может ли спастись человек, если не стяжет веры в Бога, стремления к Нему, незлобия, смирения, целомудрия и других добродетелей? Сказал некто из Отцов: Если человек не стяжет веры в Бога, постоянного стремления к Богу, если не стяжет незлобия, не воздающего злом за зло, если не стяжет подвижничества, смирения, целомудрия, человеколюбия, отречения от мира, кротости, долготерпения, чистой молитвы с болезнию сердца, истинной любви, незрящей вспять, терпения попускаемых скорбей, отвержения упования на свое добродетельное жительство, то не может спастись. ( Авва Исаия ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Одиннадцатый день. Преподобный Феодосий Великий. (О благотворности памяти смертной). I. Преподобный Феодосий, память коего празднуется в нынешний день, родом из Каппадокии, получив христианское воспитание, с детства привержен был к священному писанию, с любовию изучал его и более всего дорожил посещением храма Господня, при котором, имея хороший голос, он был определен чтецом. Всею душею любил он это дело и со вниманием читал и к сердцу принимал те евангельские слова, которыми заповедуется «не привязываться к земному миру, а помышлять главным образом о вечной жизни и стремиться к ней». Усердно молил он Бога, чтобы Он открыл ему истинный путь и Сам руководил его. Достигши высокой святости жизни, сделался со временем настоятелем им же основанной знаменитой лавры близ Иерусалима с шестьюстами братии (всех же учеников его насчитывают во время его продолжительной жизни до 16,000 человек). Преподобный Феодосий Великий, оказывая всем милость телесную, не забывал и духовных дел милосердия, назидая всех душеспасительными наставлениями. «Братия, – часто увещевал он иноков, – ради любви Господа нашего I. Христа, позаботимся о душах наших; вспомним суету кратковременной земной жизни и помыслим о будущей, вечной жизни; не будем лениться и проводить в праздности дни наши, отлагая до следующего дня доброе начинание: да не встретит нас смерть без добрых дел и да не будем изгнаны из чертога радости и слишком поздно восплачем о неправедной жизни. Тогда раскаяние уже будет бесполезно; теперь же время для него благоприятное: здесь – покаяние, а там – воздаяние, здесь – делание и терпение, а там – утешение... Здесь долготерпением Божиим наслаждаемся, а тогда правосудие Его узнаем, когда воскреснем, одни – в жизнь вечную, другие – в муку вечную». Преподобный Феодосий мирно скончался в 529-м году, будучи 105-ти лет от роду, и погребен в Вифлеемской пустыне, где он первоначально иночествовал. II. «Преподобный Феодосий Великий своею жизнию и своим учением дает нам урок иметь живую память о смерти», дабы не привязываться к земному и не лишиться небесного царствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Письмо 203 Поздравляю вас, почтенные о Христе матери и сёстры, мать А. В. и П., с сим наступившим годом, а равно и с предшествовавшим, высоко-торжественным праздником Рождества Спасителя душ наших, Господа Иисуса Христа. Потщимся веровать в Него, и в непостижимый, для нас слепотствующих, святый промысел Его; не словами точию, но и чувством приимем, и делами то покажем, – исполнением святых Его заповедей и покорности святой Его воле, терпением находящих скорбных случаев, вменяя себя достойными оных быти и всегда себя укоряти. Вот какое я принес вам поздравление! Не взыщите: чем богат, тем и рад; сколько пустая моя голова могла вместить, тем вам и служу. Сегодня, получив ваше письмо, тот же день на оное начинаю отвечать, как бы лично с вами беседуя: хотя одна N. пишет, но я приемлю, как всех вас чувства изъясненные. Не ведая судеб Божиих, вы не должны отягощать себя скорбью о моем от вас отлучении; силен великодаровитый Господь укрепить вас и утешить, и успокоить совесть вашу рабами Своими; что и сотворил, дав вам чувство изъяснить свои немощи служителю Своих Таин, и получить чрез него успокоение своей совести. Не скуден Господь и впредь вас успокоить, токмо имейте веру и смирение. Ежели не имеете человека, то Сам Он в чувстве успокоит совесть вашу, по вере и смирению; а что оно есть, испытайте в писании и потщитесь оное иметь. Вы пишете, что были успокаиваемы совестью при моём бытии у вас – недостойным духовником; это было по вере вашей; силен Бог и недостойными творить силы. Но сие может послужить на осуждение мне, что я принимал и приемлю от вас и подобных вам, тупозрящих мои немощи, ублажения; но ещё настоит и в том сомнение: аще бы по истине была польза от меня, то бы и плод духовный восходить начинал, иже есть: любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22 ). Но ежели не ошибаюсь, осмелюсь сказать: в вас их не видно, как и сам их не имею; что, усмотря, Бог отлучил меня от вас, овец Своих, и даст вам доброго пастыря, могущего спострадати немощам вашим и привести вас спасенными Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

По запричастном стихе проповедь произнес первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Александр Мякинин. По окончании богослужения митрополит Варсонофий поздравил сослужащую братию, настоятельницу Дивеевского монастыря с сестрами и паломников с праздником и передал поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со 115-й годовщиной прославления преподобного Серафима Саровского. «Преподобный Серафим был родом из купеческой семьи, но земное богатство его не прельщало, так как его сердце искало другие ценности. Он находил радость и утешение в общении с Богом. После многолетних пустыннических и молитвенных трудов батюшка весь был проникнут радостью о Господе. Он вышел на служение людям, чтобы делиться этой радостью со всеми приходящими к нему. Он учил и наставлял, как правильно вести христианский образ жизни. Самыми простыми словами он объяснил людям, что смысл и цель христианской жизни — стяжание благодати Святого Духа. Этот духовный капитал и мы с вами должны стяжать: кто молитвой, кто смирением, кто милосердием, кто терпением — разными христианскими добродетелями. Сегодня батюшка Серафим нас снова собрал в своей обители, чтобы мы исповедовали свои грехи, причащались и очищали свои души, соделывая их сосудами для вмещения благодати Святого Духа», — сказал управляющий делами Московской Патриархии. Игумения Сергия от имени всей монашеской семьи поблагодарила архипастырей за совершение праздничной Литургии, а владыку Варсонофия — за согласие возглавить эти торжества. «Батюшка Серафим учил, чтобы мы стяжали дух мирен. Это его основная заповедь. Сегодня многие прибыли в нашу обитель, оставив свои заботы и попечения. Мы желаем всем гостям праздника стяжать у мощей батюшки Серафима радость, мир, долготерпение, благость, веру, милосердие, кротость, воздержание», — пожелала она. В знак молитвенной памяти об этом празднике настоятельница Дивеевского монастыря вручила главам Санкт-Петербургской и Нижегородской митрополий заздравные просфоры и иконы преподобного Серафима Саровского.

http://patriarchia.ru/db/text/5246439.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. После смерти мужа чувствую чёрствость и нелюбовь к своей матери, потому что она не была рада нашему браку. Теперь против того, чтобы я ходила в храм. Ставит условия, если ты меня любишь, то не ходи. А я не чувствую любви. Мне очень тяжело, когда приходит в гости. Не могу быть открытой и улыбаться. Как быть? Похожие вопросы 5 Ответов А я не чувствую любви Достойно замечания, что любовь к ближнему — это не факультативное пожелание христианину, а требование. Почитать отца и мать — тоже требование. Понятно, что родители бывают разными, и нередко случается, что дети не желают их почитать, но всё же, строя ваши отношения с родителями, вам, как христианке, эти требования следует учитывать. она не была рада нашему браку Из вашего сообщения не ясно, почему ваша мать была против вашего брака. Возможно, она была не права, но возможно, видела в вашем женихе (затем — муже) нечто, что ей представлялось нехорошим, дурным, на что вы закрывали глаза. Мне очень тяжело, когда приходит в гости. Не могу быть открытой и улыбаться. Как быть? Пожалуй, на этот вопрос ответить не просто, но попробовать можно. Полагаю, что для налаживания отношений с матерью вам прежде всего нужно этого захотеть (ср. ваши слова: “После смерти мужа чувствую чёрствость и нелюбовь к своей матери”), затем проявить рассуждение, возможно — терпение и долготерпение, смирение. Помоги вам Господь! Бог требует почитания (уважения, пиетета) по отношению к родителям, но не требует безусловного повиновения им. Если родители хотят, чтобы вы совершили зло, то этому подчиняться нельзя. Разумеется, это относится к требованию Вашей матери оставить ради нее Церковь. Но, тем не менее, Вам необходимо общаться с матерью с уважением, стараться всеми силами избегать ссор, “обходить острые углы”. Если в душе нет любви к ней, то стоило бы вести себя с ней так, словно Вы ее любите. Вам надо всегда помогать ей, если возникает такая необходимость, и вообще всячески демонстрировать свою доброжелательность.

http://azbyka.ru/vopros/kak-naladit-otno...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 30 (13 октября) Преподобномученица Александра (Червякова) Преподобномученица Александра (в миру Мария Афанасьевна Червякова) родилась в 1873 году в городе Курске. Отец ее занимал должность эконома в Дворянском собрании города Курска. Неизвестно, в каком монастыре подвизалась Мария Афанасьевна и где приняла монашеский постриг, но в начале двадцатых годов, когда многие монастыри были уже разорены, а их насельники рассеяны по городам и весям советской России, она приняла постриг в схиму с именем Александра в память святого благоверного князя Александра Невского. К этому времени схимонахиня Александра уже стала хорошо известна православным как благочестивая и прозорливая старица. Все последние годы своей жизни она тяжело болела, почти ослепла, приходящих к ней она зачастую могла узнать только по голосу, но все недуги и скорби она переносила с величайшим смирением; для верующих ее долготерпение, неропотливость и смиренное принятие креста Христова были образцом христианского умонастроения. В московский дом, где она поселилась, за советом и с просьбой помолиться приходило множество народа – монахи и священники московских церквей, благочестивые миряне; те, кто жил в других городах, писали ей письма, задавая вопросы, испрашивая благословения и прося помолиться. У нее в квартире останавливались возвращающиеся из ссылки священники и постоянно находилось несколько послушниц, так что образовывалась небольшая монашеская община и служилась литургия. На вопросы приходящих схимонахиня Александра отвечала, используя куклы. Верующие помогали ей материально, но все, что она получала, она отсылала многим и многим нуждающимся, в которых тогда не было недостатка в обездоленной и страждущей Руси, о чем свидетельствуют многие письма с выражением глубокой благодарности и признательности за оказанную милость. Один из священноиноков писал в ответ на полученную от схимонахини Александры поддержку: «Боголюбивая и многоуважаемая всечестнейшая матушка Александра! Шлю Вам глубокий чистосердечный привет и нижайший поклон в стопочки Ваши... Спаси Христос за помощь на квартирку. О, как я благодарен, не могу Вам и выразить словом, что я чувствую за такую материнскую Вашу помощь мне в моей крестоносной жизни. Ничем не могу отблагодарить Вас, как только молитвой о Вас и день, и ночь, в храме и дома... Питание мое скудненькое, больше чаем да сухариками. Но за всё слава Богу. Еще раз выражаю Вам, дорогая милая матушка Александра, мою глубокую от полноты души благодарность за помощь... да воздаст Вам Господь благами своими и милостями, а в будущей жизни обителями небесными. О, как дорога такая помощь в таком положении... Прошу, помяните и меня, недостойного, в своих святых молитвах, да водворится в моей душе мир и терпение».

http://fond.ru/foto/973/Aleksandra/

Сентября 30 (13 октября) Пребодобномученица Александра (Червякова) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобномученица Александра (в миру Мария Афанасьевна Червякова) родилась в 1873 году в городе Курске. Отец ее занимал должность эконома в Дворянском собрании города Курска. Неизвестно, в каком монастыре подвизалась Мария Афанасьевна и где приняла монашеский постриг, но в начале двадцатых годов, когда многие монастыри были уже разорены, а их насельники рассеяны по городам и весям советской России, она приняла постриг в схиму с именем Александра в память святого благоверного князя Александра Невского. К этому времени схимонахиня Александра уже стала хорошо известна православным как благочестивая и прозорливая старица. Все последние годы своей жизни она тяжело болела, почти ослепла, приходящих к ней она зачастую могла узнать только по голосу, но все недуги и скорби она переносила с величайшим смирением; для верующих ее долготерпение, неропотливость и смиренное принятие креста Христова были образцом христианского умонастроения. В московский дом, где она поселилась, за советом и с просьбой помолиться приходило множество народа – монахи и священники московских церквей, благочестивые миряне; те, кто жил в других городах, писали ей письма, задавая вопросы, испрашивая благословения и прося помолиться. У нее в квартире останавливались возвращающиеся из ссылки священники и постоянно находилось несколько послушниц, так что образовывалась небольшая монашеская община и служилась литургия. На вопросы приходящих схимонахиня Александра отвечала, используя куклы. Верующие помогали ей материально, но все, что она получала, она отсылала многим и многим нуждающимся, в которых тогда не было недостатка в обездоленной и страждущей Руси, о чем свидетельствуют многие письма с выражением глубокой благодарности и признательности за оказанную милость. Один из священноиноков писал в ответ на полученную от схимонахини Александры поддержку: «Боголюбивая и многоуважаемая всечестнейшая матушка Александра! Шлю Вам глубокий чистосердечный привет и нижайший поклон в стопочки Ваши… Спаси Христос за помощь на квартирку. О, как я благодарен, не могу Вам и выразить словом, что я чувствую за такую материнскую Вашу помощь мне в моей крестоносной жизни. Ничем не могу отблагодарить Вас, как только молитвой о Вас и день, и ночь, в храме и дома… Питание мое скудненькое, больше чаем да сухариками. Но за всё слава Богу. Еще раз выражаю Вам, дорогая милая матушка Александра, мою глубокую от полноты души благодарность за помощь… да воздаст Вам Господь благами своими и милостями, а в будущей жизни обителями небесными. О, как дорога такая помощь в таком положении… Прошу, помяните и меня, недостойного, в своих святых молитвах, да водворится в моей душе мир и терпение».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Черты истинного христианина ясно изображены во святом Евангелии: Дух Христов изобразил Себя в сей Богодуховенной книге; Он передал Себя самого – жизнь Свою в этой книге; и христианин, исполняющий все в ней написанное, получит жизнь вечную: «слова Мои суть дух и живот» 16 , – сказал Господь. «Возгревайте дар Божий» 17 , – сказал Апостол, т. е. возгревайте, воспламеняйте, умножайте и оживляйте ваш дух, умерщвляемый грехами. Частыми и пламенными молитвами возгревайте и воспламеняйте благодать Духа Святого. Черты Духа Святого одни и те же – кто бы он ни был: русский или грек, земледелец или воин, чиновник или купец, мещанин или ремесленник; – печать, по которой можно узнать в человеке Духа Божия и духа истинного христианина, должна быть одна, один характер Евангельский, один дух, один образ жизни. Эти черты весьма ясно изображены в послании к Колоссянам: «облекитеся, – пишет св. Апостол Павел христианам, – как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая один другого, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы; более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друга-друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» 18 . Вот вам истинный характер и дух истинного христианина! Смирение, любовь, прощение обид, терпение, полное знание слова Божия, мир души. Все делай во имя Иисуса Христа и согласуй волю свою с волей Божией. Впрочем, читая непрестанно Евангелие и писание пророков и Апостолов, ты найдешь еще более ясных и особенных черт, идущих к лицу истинного христианина. Ты усмотришь ясно, что христианин должен показать полное самоотвержение, – отвержение своей воли, разума, желаний и всяких удовольствий: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и иди за Мною» 19 ; или еще:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010