Апостол Иаков написал послание свое к двенадцати коленам, находящимся в рассеянии и уверовавшим в Господа нашего Иисуса Христа, а написал он его с целью учительной. В нем он поучает, что искушения различны, одни от Бога, а другие от собственного сердца человеческого, что веру должно показывать не в слове только, но и на деле и что оправдываются не слушатели закона, но исполнители его. Потом он предписывает относительно богатых, чтобы в собраниях богатые не предпочитались бедным, но были вразумляемы как надменные, а далее предлагает он утешение обижаемым, увещевает их долготерпеть до явления Судии, поучает терпению, указывает пользу терпения из примера Иова, заповедует призывать к больным пресвитеров, стараться обращать заблудших к истине, говорит, что в награду за это Господь подает прощение грехов, и таким образом оканчивает послание. ОГЛАВЛЕНИЕ СОБОРНОГО ПОСЛАНИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ИАКОВА О терпении, о нелицемерной вере, о смирении в отношении к ближнему, о внутреннем разжжении нашем и происходящих от него страстях, чему причиной не Бог, но от Него все, что ни есть у нас доброго. О кротости и непорочности, о доброй деятельности, доставляющей блаженство. О благоразумии и сдержанности в слове, о нелицеприятной, по закону, любви ко всем, о том, что человек оправдывается не верою только, но и делами, и не тем или другим отдельно, но обоими вместе. О том, что опрометчивый и необузданный язык умерщвляет своего владетеля, почему необходимо направлять оный к благохвалению и прославлению Бога. О добром обращении друг с другом, без спора из-за славолюбия и мнения человеческого. О мудрости Божественной, о том, что от беспечности и сладострастия происходят споры, распри и вражда с Богом. О нужде покаяния для спасения. О неосуждении ближнего. О том, что не от человека, но от Бога зависит исправление поведения мужа. О любостяжании богатых и наслаждении их в мире и о праведном осуждении от Бога. О долготерпении и перенесении страданий и об истине; частные наставления каждому, сообразные с верой, и о том, что нужно служить спасению ближнего. ГЛАВА ПЕРВАЯ

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/280/...

Апрель 1 апреля Четверг Светлой недели. Пришел к концу утрени: проспал. Встал довольно легко, но чувствовал некоторый нелад в теле оттого, что на ночь поел черной икры с ржаным хлебом, и поел довольно. На ночь избегать есть всего обременяющего. Вчера, 31-го марта поутру, часов в семь с половиной, напился чаю сладкого и с куличом, оттого сердце стало немощно для молитвы: служа молебен, я претыкался по наветам врага. Надо непрестанно возгревать в себе благодать и воздержание наблюдать неотменно. 2 апреля Вчера и третьего дня, как и сегодня, понос, и по этому случаю не служил вечерни и всенощную служить отказался. Огорчение со стороны отца протоиерея и дьячка Кутузова. Ради поправления желудка я выпил рюмку коньяку: дьячок передал это протоиерею, а тот выговор прислал мне чрез мою прислугу, чтоб я меньше пил коньяку, как будто я пьяница. Бог да простит ему клевету его. Когда я был очень огорчен этим, Бог утешил меня искренним участием моих добрых знакомых Горемыкиных. Мать Варвара Николаевна Горемыкина прислала сына своего, подполковника артиллерии Ивана Дмитриевича с бутылкою сваренного с корицей и гвоздикой кагору с выражением глубокого соболезнования о моей немощи. Награди их, Господи, всем воздающий по делам; в нюже 28 меру мерят, да возмерится им. Кто будет верить чувству наших собратий – отцов протоиереев? Все основано у них на одном интересе, на деньгах, и за деньги готовы они продать сто раз брата своего: ни в грош тебя не ставят. Бог да судит им. Нас иногда ни в грош не ставят потому, что и мы не ставим в грош, не уважаем тех, которые нас не уважают. Большею частию это бывает между братиею по служению и, увы, между духовною братиею, и между духовною братиею наибольше бывает вражда из-за денег. Деньги, деньги мутят тех, которые должны бы зреть непрестанно горé и жить во взаимной любви, в смирении и незлобии, в терпении и долготерпении. Искреннее соучастие в моей скорби телесной и душевной гг. Горемыкиных да научит и меня искренно соболезновать людям в их скорбях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский Содержание СОДЕРЖАНИЕ Апостол Иаков написал послание свое к двенадцати коленам, находящимся в рассеянии и уверовавшим в Господа нашего Иисуса Христа, а написал он его с целью учительной. В нем он поучает, что искушения различны, одни от Бога, а другие от собственного сердца человеческого, что веру должно показывать не в слове только, но и на деле и что оправдываются не слушатели закона, но исполнители его. Потом он предписывает относительно богатых, чтобы в собраниях богатые не предпочитались бедным, но были вразумляемы как надменные, а далее предлагает он утешение обижаемым, увещевает их долготерпеть до явления Судии, поучает терпению, указывает пользу терпения из примера Иова, заповедует призывать к больным пресвитеров, стараться обращать заблудших к истине, говорит, что в награду за это Господь подает прощение грехов, и таким образом оканчивает послание.  ОГЛАВЛЕНИЕ О терпении, о нелицемерной вере, о смирении в отношении к ближнему, о внутреннем разжжении нашем и происходящих от него страстях, чему причиной не Бог, но от Него все, что ни есть у нас доброго. О кротости и непорочности, о доброй деятельности, доставляющей блаженство. О благоразумии и сдержанности в слове, о нелицеприятной, по закону, любви ко всем, о том, что человек оправдывается не верою только, но и делами, и не тем или другим отдельно, но обоими вместе. О том, что опрометчивый и необузданный язык умерщвляет своего владетеля, почему необходимо направлять оный к благохвалению и прославлению Бога. О добром обращении друг с другом, без спора из-за славолюбия и мнения человеческого. О мудрости Божественной, о том, что от беспечности и сладострастия происходят споры, распри и вражда с Богом. О нужде покаяния для спасения. О неосуждении ближнего. О том, что не от человека, но от Бога зависит исправление поведения мужа. О любостяжании богатых и наслаждении их в мире и о праведном осуждении от Бога. О долготерпении и перенесении страданий и об истине; частные наставления каждому, сообразные с верой, и о

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1051...

Одиннадцать часов дня. После обедни, служенной Трачевским. Сейчас впал я в тяжкий грех: при народе оттаскал за волосы нищего у дома Никитина, где типография газеты, за то, что часто просит и припрашивает денег, а того, на что ему даю, не покупает, говоря, что в лучшей одежде и обуви он не хочет ходить, чтобы не перестали ему подавать милостыню. Я сильно разгневался на него и вышел из себя, дав ему еще двадцать копеек к десяти ранее данным. Согрешил я тяжко гневом, самолюбием, жестокосердием, суровостью, гордостью, сребролюбием, сластолюбием, тщеславием, неисправленном, нерадением о добродетели (кротости, незлобии, терпении, воздержании, милосердии, щедрости, трудолюбии, целомудрии, любви, доброжелательности, нелицеприятии, сострадании, уважении), скупостью, леностию; я огорчил человеколюбнейшую утробу Господа, оскорбил, удручил Самого Господа в лице нищего, презрел Самого Господа, опечалил Духа Святого Утешителя, согрешил пред Богом, пред Владычицею Богородицею, пред всеми святыми Ангелами, пред ликами праотцев, пророков, апостолов, святителей, мучеников и мучениц, преподобных и праведных и всех святых, пред всеми людьми – ибо я оскорбил член Христов, розгу Христову, ибо Христос – лоза, а верующие в Него – ветви [ Ин.15:5 ]; а всё из-за чрева, из-за денег, из-за любви к многострастной плоти, к миру, лежащему во зле. Прости, Человеколюбие, великое мое согрешение, ибо несть грех, побеждающ человеколюбие Твое, и исцели язвы мои сердечные, умиротвори смятенную грехами душу мою, даждь мне в тесноте пространство; прекрати соблазн, сделанный мною людям, видевшим, как я терзал за волосы нищего. Даруй мне тихость и кротость Твою, незлобие Твое, мерность Твою, терпение и долготерпение Твое и любовь к Богу и ближнему искреннюю, нелицемерную. Примири мне нищего сего, да не возопиет к Тебе на меня, да накажеши мя, – и меня примири ему совершенно. Ибо он невинен при нужде своей и скудости своей, и, если виновен, прощаю ему от всей души, ибо Ты мне без числа простил и прощаешь беззакония мои. Буди! Аминь, аминь, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Осуждение Суд праведный должен относиться к нам самим, а не к другим, и не по наружным деяниям должно себя судить, а по внутреннему состоянию или ощущению (1, ч. 2, с. 10). Судить и осуждать берегись, особенно старших. Это хуже всего и ведет к нерасчерпаемой путанице. Безмолвствовать в своей келье и значит не осуждать и не празднословить (2, ч. 2, с. 111). Осуждать не нужно потому уже, что не знаешь чужой души. На себя больше смотри и, читая святые книги, к себе применяй и себя исправляй, а не других. А то будешь и много знать, да будешь, пожалуй, хуже других… Разбойник тридцать лет разбойничал и, покаявшись, вошел в рай. А апостол Иуда находился всегда при Господе Учителе и под конец предал Его (1, ч. 2, с. 9–10). Ревность у тебя не по разуму, оставь других! Иногда тебе кажется что-либо по наружности только, а душа каждого человека глубока, почему Господь двукратно запретил не только осуждать, но и судить (1, ч. 2, с. 10). А у них , может, есть такое тайное добро, которое выкупает все другие в них недостатки... и которого ты не видишь. В тебе же много способности к жертве, но Господь сказал: Милости хочу, а не жертвы ( Мф. 9, 13 ). А милости-то у тебя и мало – почему и судишь всех без снисхождения; смотришь только на дурную сторону человека и не вглядываешься в хорошую, свои же жертвы видишь и превозносишься ими (1, ч. 2, с. 15). Как будешь кого осуждать, то скажи себе: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза ( Мф. 7, 5 ). Бревно в глазу – это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение и был лучше (1, ч. 2, с. 72). Везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению, и долготерпению, и неосуждению других. Ежели дозволявшие или присвояющие себе право судить находили недостатки и неправильности в Самом Господе, источнике всякой истины, называя Его льстецом, самарянином и хуже того (см. Мф. 27, 63 ; Ин. 8, 48 ), то какого заключения не сделают относительно обыкновенных людей. Всего лучше и спасительнее для нас последовать заповеди апостола, глаголющего: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога ( 1Кор. 4, 5 ) (2, ч. 1, с. 36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Период второй. Введение в церковную историю Необходимость казни первого мира К целому миру отнести можно то, что сказал Пророк о народе Израильском; семя свято стояние его 46 . Мир дотоле стоит и процветает, доколе питается и возрастает в нем семя избранных. Когда сие семя оскудевает, тогда и основания мира потрясаются. Посему, когда первый мир подвергся крайнему расстройству по всем состояниям: по церковному – от нечестия и безбожия; по гражданскому – от преобладания исполинов, по семейственному – от сладострастия и роскоши, тогда Бог употребляет страшное превращение и всеобщую казнь, как последнее средство, с одной стороны прекратить успехи злых, а с другой предотвратить совершенное истребление добрых. Ее распространение на тварь несмысленную Вместе с развращенными человеками осуждается на погибель и несмысленная тварь. Ея страдания должны усугубить наказание тех, которые покорили ее суете своей, и сделать бедствие их более разительным и поучительным для потомства. Предвозвещение потопа Прежде совершения сего мщения, Бог троекратно возвещает людям суд Свой. Сперва Он повелевает проповедать им, что не вечно могут они употреблять во зло Его милосердие, и что Он оставляет им на покаяние сто двадцать лет, в течение которых мера Его долготерпения должна исполниться 47 . Потом, когда сей кроткий зов к исправлению не имел успеха, Он хотел подвигнуть сердца страхом, повторив уже не условно, а решительно Свое определение об истреблении всех живущих на земле 48 . Наконец, когда пренебрежено и сие; тогда Бог обратился от всего рода человеческого к одному Ною; и, подтвердив ему о приближении времени Своего мщения, заповедал устроить ковчег для сохранения его и каждого рода животных от потопа. Доказательство упования Ноева Ной показал в сии страшные времена опыты своей веры и надежды на Бога. Тогда, как Он предсказывал общую гибель, столько был уверен о безопасности своей и своего потомства, что вступил в супружество, и дал жизнь трем сынам Симу, Иафету и Хаму. Строение ковчега, им совершенное, предполагает в нем твердое мужество в преодолении препятствий, и терпение в перенесении оскорблений со стороны неверующих. Понятие о ковчеге

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Приидите, и узнаем, за что предан Христос Спаситель наш. За нас нечестивых предан Владыка. Кто ж не подивится? Кто не прославит? Рабы согрешили, а Владыка предан, чтобы собственною смертью освободить согрешивших сынов. Сыны погибели и чада тьмы пришли во мраке удержать Солнце, Которое в одно мгновение может попалить всех. Владыка же, видя их дерзость и гневное движение, с кротостью, добровольно предал Себя в руки нечестивых. И беззаконные, связав Пречистого Владыку, ругались над Ним, связавшим крепкого неразрешимыми узами и разрешившим нас от уз греховных. Сплели венец из терний своих, какие принес в плод иудейский виноградник. Ругаясь над Ним, называли царем, плевали беззаконные в лице Пречистому, от Чьего взора приходят в трепет все небесные силы и чины ангельские. Вот снова сжимают у меня сердце и печаль и слезы, когда представляю себе, что Владыка терпит от рабов такие оскорбления и укоризны, бичевание, заплевание и заушение. Приидите, и познаете чрезмерность щедрот, терпение и милосердие сладчайшего Владыки. Был у Него благопотребный раб в раю сладости, и он согрешив предан истязателям. Но Благий, видя, что немощен он духом, умилосердился к рабу, сжалился над ним и Себя Самого отдал на бичевание за него. Желал бы я умолкнуть по чрезмерному смущению ума и опять убоялся, чтобы молчанием своим не уничтожить Спасителеву благодать. Впрочем, со страхом говорю вам; ибо трепещут кости мои, когда представляю себе, что общий всех Создатель, Сам Господь наш, предстоит сегодня пред Каиафой, как осужденный, и один из слуг дает ему заушение. Трепещет сердце мое, когда помышляю о всем этом. - Раб сидит, а Владыка предстоит; исполненный беззаконий произносит суд на Безгрешного. Содрогнулись небеса, в ужас пришли основания мира, в изумлении все ангелы и архангелы, Гавриил и Михаил закрыли лица свои крылами; херувимы скрылись за колесами престола, серафимы ударились крылами друг с другом в этот час, когда слуга дал заушение Владыке. И как основания земли выдержали и колебание и трепет в этот час, когда поруган был Владыка? Представляю себе это, и трепещу, и снова прихожу в сокрушение, взирая на долготерпение благого Владыки. Ибо вот содрогаются внутренности мои, когда говорю, что Создатель, по милости сотворивший человека из персти, заушен перстию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/869/...

Скачать epub pdf Седмица 17-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 48. (10,46–52) О ДЕЙСТВИИ БЛАГОДАТИ Всеми начинаниями да руководит вера в Бога и да сопутствует надежда благая, чтобы верою укреплять нам в себе надежду, а благою надеждою укреплять нам в себе усердие к доброму. Ибо человеческое начинание в рассуждении доброго не совершится без помощи свыше, а вышняя благодать не снизойдет на того, кто не прилагал к себе старания (5,355). Говорят: «Почему благодать простерлась не на всех, напротив того, иные приступили к учению, немалая же часть остается не приступившею, без сомнения, потому, что Бог или не хотел, или не мог, чтобы благодеяние для всех было щедро?» То и другое не освобождается от порицания. Ибо неприлично Богу и не хотеть, и не быть в силах делать добро. Посему, если вера есть нечто доброе, то почему, спрашивают, благодать не на всех? Имеющий власть над вселенной по преизбытку чести предоставил иному и в нашей быть власти, и над этим каждый сам единственный господин. А это есть произволение, нечто не раболепное, но самовластное, состоящее в свободе мысли. Итак, подобное обвинение справедливо возложить на тех, которые не были приведены к вере, а не на Призывающего к согласию (17,77). Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смирением ума, когда человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет (30,72). Невещественный и Божественный огонь освящает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а порок попаляет, как терния и солому (30,190). Обязанность человека призвать благодать, чтобы она, пришедши, просветила его; обязанность человека, очистив себя, домогаться, чтоб благодать обитала в нем и помогала ему (22,111). Блажен человек, который всегда старается уготовить благодати чистое сердце, чтоб, пришедши, нашла она благоухание добродетелей и святыню души и обитала в нем во век века (22,316). Благодать изливается на всех… но те, которые не хотят воспользоваться этим даром, те по справедливости сами себе должны приписывать такое ослепление (39,58).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Яко умирающе, – и се живи есмы.» ( 2Кор. 6:9 ). В мире духовном, в царстве благодати, явления совершаются не по законам мира видимого, вещественного. В последнем, – мире вещественном, отживший организм увядает и разрушается, умер – и нет его. А в мире нравственном, в области духа – не так. Верующий человек, избранник Божий, иногда едва жив, едва переводит дыхание, каждый день подвержен опасности умереть, – а жив; наконец, он умер для видимого мира, а тут только и начинается для него настоящая жизнь. И наоборот, иногда человек, в цвете возраста и сил, живет как будто полною жизнию, а он уже мертв душою, он умер раньше смерти тела. Сей брат твой мертв бе, говорит отец блудного сына ( Лк. 15:32 ). Оставите мертвых погребсти своя мертвецы (Мат. 8:22), сказал Господь одному ученику Своему о людях, живущих в мире и только для мира. Кто же те люди, которые как будто умирают, а живы? Это, братия, рабы Господни, проповедники истины, отдавшие душу и тело свое на служение обществу, на дело вразумления и спасения человечества. Таков был св. Апостол Павел. Кто не знает этого великого подвижника и учителя вселенной? Кто не слыхал о его святости, о его безмерных заслугах для Церкви Христовой? Кто не изумлялся пред силою его характера, величием духа, громадностию трудов и подвигов в Европе и Азии? И однако же, посмотрите: как он проводил земную жизнь. Вот что он говорит о самом себе и подобных ему, служителях Господа: «Мы стараемся никому не подать соблазна, повода к осуждению, чтобы служение наше было незазорно, но во всем являем себя слугами Божиими», – как, при каких обстоятельствах, в какой обстановке? В терпении мнозе, в скорбех, бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в нестроениих, в трудех, в бдениих, в пощениих, во очищении, в разуме, в долготерпении, в благости, в Дусе Святе, в любви нелицемерне… в славе и бесчестии, среди порицаний и похвал; яко лестцы и истинни (то есть, нас считают льстецами, обманщиками, а мы искренно говорим правду), яко не знаеми и познаваеми (мы не знатны, а нас знают ); яко умирающе, – и се живи есмы; яко наказуеми, а не умерщвляеми; яко скорбяще, присноже радующеся; яко нищи, а многих богатяще; яко ничтоже имуще, а вся содержаще ( 2Кор. 6:4–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему христианин призван терпеть до смерти 3 мин., 27.03.2023 Четвертый из плодов Святого Духа, упомянутый у Апостола (Гал 5:22) — это долготерпение. Словарь переводит соответствующее греческое слово как «долготерпение, великодушие, терпеливость, стойкость, выдержка», а в библейском контексте оно означает, во-первых, готовность великодушно сносить чужие грехи и недостатки, во-вторых — стойкость перед лицом испытаний. В современном языке «терпение» имеет пассивный оттенок — человек вынужден терпеть, куда же ему деваться, но если бы у него было немного больше сил, мужества, решимости, он бы не потерпел, восстал и что-то изменил. Библейское долготерпение, напротив, активно — человек решился идти путем спасения, и твердо держится его несмотря ни на что. Как недавно сказал в своей проповеди Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан, «Бывает, человек какую-то часть своей жизни терпит, делает добрые дела, поступает правильно, а потом говорит такие слова: «Всё, у меня терпение кончилось», — и начинает делать зло и неправду. Это похоже на корабль, который плыл, а перед тем, как войти в гавань, потерпел кораблекрушение и затонул. В Священном Писании сказано, что «претерпевый до конца, той спасется» (Мф 10:22). Матерь Божия терпела столько, сколько Ей Господь определил до этого святого дня, когда Её Сын забрал Её к Себе. Она показывает нам пример, что мы терпеть должны до конца, а не какой-то кусочек времени» Христианин призван избегать греха не пока не очень-то и тянет, а всегда. Он призван хранить верность не тогда, когда его жизнь полна духовных утешений, а всегда — и в моменты уныния и разочарований тоже. Он призван поступать правильно не только тогда, когда видит перед глазами прекрасные примеры святости, но и тогда, когда люди вокруг него впадают в мерзости и беззакония. Он призван прощать врагов не пока враги не переступают определенной черты — а всегда, как Христос простил распинателей. Он призван отказываться от ненависти и мести не только тогда, когда его никто толком и не обидел, но и тогда, когда ему действительно причинили тяжкое зло. Короче говоря, он призван терпеть не пока терпимо — а до смерти.

http://foma.ru/pochemu-hristianin-prizva...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010