610. Тумаченье великопосне молитве преподобног Jeфpeмa Сирина [Текст]/Свети Лука Кримски (Водно-Яасенецки) ; превела: Божана Х. Стсуанови. Превлака: Манастир Светог архангела Михаила, 2011. 70 с.: ил. 2012 611. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2012. 11/12. С. 4–5: фот. 612. Не бойся, малое стадо! [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Журн. Моск. Патриархии. 2012. 10. С. 32–33: фот. 613. «Их жизнь была на небе, у престола Всевышнего» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 24. С. 6–7: портр. 614. «Имейте горячую любовь к небесным покровителям вашим» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп.и Крым. епархии. 2012. 20. С. 3: фот. 2013 615. Дух, душа, тело [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) . Тула: Тульская епархия; Имидж принт, 2013. 128 с. 616. Дух, душа и тело [Текст] : избранные поучения/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Симферопол. и Крым. Изд. 4-е. Москва: Даръ, 2013. 318 с. (Библиотека паломника). То же. 2016. 617. Евангельское злато [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2013. 336 с. То же 2016. 618. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [Текст] : из проповедей свт. Луки Крымского /свт. Лука Крымский. Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2013. 16 с. 619. «Идите вслед за ним вместе со мною и все вы, братья и сестры мои» [Текст]/В.Ф. Войно-Ясенецкий//Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2013. 1. С. 6–7: портр. Из проповеди святителя и исповедника Луки в день Рождества 1957 г. 620. Он пришёл открыть нам путь в Царство Небесное [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2013. 2. С. 4: фот. Проповедь святителя Луки в день Крещения 1958 г. 621. Кротость и смирение ограждают от всяких напастей и мук [Текст]/В.Ф. Войно-Ясенецкий//Таврида Православная: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2013. 4. С. 8: портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Жития всех святых [Текст]/сост. Иоанн Бухарев. – М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Ин-та, 2001. – 813, с.: ил. Жития святых [Текст]. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. – 184 с.: ил. Жития святых, написанные святыми [Текст]. – 5 изд. – М.: Даръ, 2009. – 880 с. – (Духовное наследие). Завьялова, Е. В. История православной канонизации россиян в начале XX столетия [Текст]: автореферат дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02/Е. В. Завьялова. – Курск, 2005. – 24 с. – Библиогр.: с. 23–24. Избранные жития русских святых [Текст]: X-XV вв. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 384 с. : ил. История России. XX век [Текст]: [в 2 кн./Александров К. М. [и др.]. – М.: АСТ: Астрель, 2009 [Кн. 1]: 1894–1939. – 2009. – 1023 с., л. карт., портр., ил. [Кн. 2]: 1939–2007. – 2009. – 847 с., 48 л. портр., карт., ил. Кладезь мудрости [Текст]: советы старцев о земном и небесном/[сост. С. Друкаренко]. – М.: Эдельвейс, 2006. – 218, с. Манухина, Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская [Текст]/Т. Манухина. – Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1954. – с. Митрополит Сурожский Антоний Человек перед Богом [Текст]/ Антоний, митрополит Сурожский , сост. Е. Л. Майданович. – 2-е изд. доп. – М.: Паломникъ, 2000. – 384 .: фото. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены  [Текст]:  учение св. Иоанна Златоуста . – М., 1990. – 31 с. Опрышко, Н. А. Православные святые [Текст]: почитание и прославление/Надежда Александровна. Опрышко ; Надежда Опрышко. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – с. – (Православные святыни). Православная энциклопедия [Текст]: [учебное пособие для вузов по направл. 520200 «Теология», направл. 520800 «История», спец. 020700 «История», направл. 521800 «Искусствоведение», спец. 020900 «Искусствоведение " ]/под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церков.-науч. центр «Православная энциклопедия», 2000 –   . – На обл.: К 2000-летию Рождества Христова. – На авантит.: 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа посвящается Т. 1: А – Алексий Студит. – 2000. – 750, с.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Вопрос 80. Како нецыи от единыя и худы вины множество слез испущают. друзии же аще и тмами в беды и скорби впадают, или иных отпадших зрят, прослезити не могут. Ответ. (Григория Беседа кн.3 гл.32) Суть убо растворения такова душам же и телесем от естества слезы имуща. или неимуща. ова убо тепла и слаба суща естества, абие слезят милостивне, яково же и во всех просто женах зрим бываемо. овии же паки от свирепа нрава и сухаго естества и гордостна сердца прослезити не могут. Сия же рехом о иже посреде мира живущих, иже бо иноческое житие проходящеи множицею и от Божественныя благодати дар слезам приемлют. Обаче некое много и в слезах различие бывает, нецыи бо многащи и от пиянства слезят. нецыи же и славу человеческую ловяще 573 . темже убо оныя суть добрыя слезы. иже сокровенне Богу приносимыя. якоже и милостыни. Вопрос 81. (Лествица сл.26) Аще кто нищим просящим у него на пути, инем мнозем мужем ту сущим и зрящим. что подобает ему сотворити, аще несть мощно сокровенне милостыню дати. Ответ. Помысл человеку судит Бог, аще убо пред тмами Бога ради а не человекоугодия ради сотворит кто милостыню, не осуждается. Вопрос 82. Откуду овогда убо бывает блага душа к милованию, овогда же жестока и не милосерда. Ответ. Едина непременна, и присно такожде пребывающее Божественое естество свемы. ельма и (Небеса сл.15, Ис.14 , Зах.3 , Иов.40 ) от ангел нецыи превратишася, тем сице прочее подобает помышляти о пременнем естестве человечестем. яко овогда убо ублажается, яко (Иоанн Екзарх сл.6, Небеса сл.23, Богослов сл.2,14, Шестоднев сл.5) по образу Божию сущи. овогда же ожесточевается ратуемо от врага, и прилежащи житейским. обаче аще человек нудит себе к милованию, еже сотворити всяко благо, предуспевает благим обычаем, во еже всегда усердно раздаяти. Вопрос 83. Слышим ( 2Кор.9:7 ) апостола глаголюща: ни от скорби ни от нужди, тиха бо дателя любит Бог. не подобает ли прочее понудити человеку свой помысл, и сотворити милостыню. Ответ. Совершенных убо есть, еже всегда тихо творити благое. нудящий же себе в нищаго заповедь, благоприятны суть от Бога. рекшаго, яко нужницы восхищают царство небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

В скорби необходимо духовно бодрствовать в связи с приражениями не только страсти гнева и раздражительности, но и других страстей. Необходимо обращать внимание на приражение сластолюбия («сласти») и бороться с ним, ибо «оно, поскольку утешает скорбь, бывает нам приятно» 1301 . Многие люди ищут утоления скорби в винопитии, которое дает только временное забвение скорби (в состоянии опьянения). Но «скорбь, – говорит свт. Василий Великий , – не вытекает вместе с вином, а между тем является новое зло – пьянство» 1302 . Утешения в скорбях нужно искать в Боге. Кроме Него ни в ком и ни в чем не найдем мы истинного утешения. г) Молитва , покаяние и причащение Святых Тайн в скорбях. «Невольными злоключениями, – говорит преп. Марк Подвижник , – многие противоставляли многое (из человеческих средств), но без молитвы и покаяния никто не избежал скорбей» 1303 . От всякой скорби, говорит святитель Тихон Задонский , ничем иным, как молитвою и исповеданием наших грехов перед Богом, мы избавиться не можем. Ибо если кто своему верному другу сообщает свою скорбь, получает некую отраду и утешение, то тем более, когда скорби нашего сердца мы сообщаем Богу, Который милосерд естеством и близок к призывающим Его в истине, и, исповедуя наши грехи, смиряемся перед Его величием, получаем или избавление от скорби, когда воле Его угодно и нам полезно, или непременно облегчение и утешение. «Призови Мя в день скорби твоея и изму тя» ( Пс.49:15 ), – говорит Господь. Самая главная причина скорбей – наши грехи; если бы не было греха, не было бы и скорби. Господь и посылает скорби, чтобы очистить наши грехи; когда очистятся грехи, порождающие скорбь, тогда отнимется и сама скорбь. И когда мы покаянием, исповеданием перед Богом, слезами и воздыханиями с прилежной молитвой к Богу и верой очистим грехи, тогда и скорбь благодатью Божией отнимется и придет утешение, как солнце появляется после мрачных дней 1304 . Покаяние должно заключаться исповедью перед духовником своих грехов, а также и тяготящей скорби. «Скорбь, исповеданная духовному руководителю, тем самым утоляется» 1305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Скорби для монаха, также как и для мирянина, по убеждению Владыки, являются «чашей Христовой», которая делает земных участников этой чаши причастниками непрестающего наслаждения в жизни вечной». Указывая иноку путь – всецело устремиться к Богу, – скорби делают его способным на всё в этой жизни смотреть очами веры и надежды. «Чаша Христова, – свидетельствует епископ-аскет, – отверзает вход в страну разума духовного, состояния духовного; вшедший туда и причастившийся трапезы утешения духовного соделывается мертвым миру, бесчувственным к временным скорбям и лишениям, начинает совершать свое земное странствие, как бы несущийся по воздуху превыше всего – на крыльях веры». Преосвященный Игнатий учил, что иноческие скорби возникают из четырех источников: из падшего естества, из мира, от людей и демонов. 292 Падшее естество человеческое есть основной источник всех скорбей, оно порождает из себя разнообразие греха, делает человека восприимчивым к соблазнам мира, служит поводом к восстанию людей друг против друга и дает повод падшим духам приступить к человеку. Скорби, возникающие от всех четырех перечисленных причин, при терпеливом перенесении их, делают инока более совершенным в духовной жизни. Скорби, возникающие от падшего естества, научают инока надеяться не на себя, а на Бога, доставляют ему опытное познание своего падения и необходимости Искупителя. Скорби от греховного мира научают превратности земной жизни и воспитывают в нём хладность ко всему временному. В жизни каждого инока бывают скорби и от окружающих его людей. Эти скорби смиряют гордость, присущую сердцу каждого человека, и способствуют деятельному осуществлению заповеди о любви к врагам. Святитель Игнатий неоднократно в своих творениях рассматривает вопрос, как инок должен относиться к людям, причинившим ему скорбь. Владыка учил, что в скорбных обстоятельствах людей нужно оставлять в стороне и благоговейно обращать свой взор к Богу, Который для нашего же блага попускает нам скорби через людей. К одному священнику, находившемуся в скорбных обстоятельствах, Владыка писал: «Люди, наносящие скорби и скорбные обстоятельства, – только орудия во всемогущей деснице Божией».

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

По совету отцов святых, прежде всего должны мы иметь веру несомненную, что все, случающееся с нами, бывает по воле Божией; а воля Божия есть, чтобы нас спасти. Спасение же приобретается смирением и многими скорбями; без сих же последних и смириться невозможно (VI, 2,2). Невозможно же скоро прийти в совершенное смирение, а вся жизнь наша как бы электризуется различными случаями, потрясающими нас, и внутренними и внешними браньми и скорбями, дабы пришли мы во смирение, чрез всегдашнее себя зазрение и самоукорение (III, 224, 374). …В обители, как в назначенном от Бога для тебя поприще, обретаешь плод духовный и чрез самые скорби и недоумения; хотя мы того и не видим, но время покажет, что невольные скорби нам весьма нужны и полезны, ибо чрез них мы приходим в разум истинный и в смирение… (IV, 234, 522). Скорби смиряют и объединяют людей Если благословит Господь быть у вас начальницею N. N., то смотрите, как премудро Он предуготовляет ее скорбями; и если бы без оных она приняла бразды правления, то могла бы и возгордиться, а искушена бывши скорбями, будет смиреннее; ведь скорби смиряют. Иосиф не прежде был великим человеком, но смириша в оковах нозе его, и железо пройде душа его ( Пс. 104, 18 ), и тогда-то весь Египет пред ним раболепствовал; видно, Промысл Божий как там, так и везде действует, ведя нас скорбями ко спасению. Когда Церковь бывала в гонении от язычников-мучителей, тогда все христиане имели между собою мир и любовь; чуть же утихали гонения, открывались ереси и раздоры между верующими. Посмотрите и на себя: когда вы в скорби, то между вами мир существует. Я не хочу, чтобы вы были в скорби, но предлагаю сию истину и желаю, чтобы и в скорби, и в отраде были мирны и согласны между собою (IV, 141, 361). И мирским людям скорби полезны Да мы должны нести оные ради Царствия Божия; впрочем, и мирским скорби полезны, они уклоняют их от пристрастия к миру. Чуть получат отраду, то и увлекаются в мире в излишние удовольствия, нередко и с душевным вредом… (VI, 166, 270).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Без скорби человек не способен к тому таинственному, вместе существенному утешению, которое дается ему соразмерно его скорби ( 108, 317 ). Священное Писание свидетельствует, что рабам Божиим, шествующим путем заповедей Божиих, посылаются особенные скорби в помощь их деятельности... Эти очистительные скорби именуются попущениями, или судьбами Божиими ( 108, 326 ). Скорби были от начала века знамением избрания Божия. Они были знамением, богоугождением для патриархов, пророков, апостолов, мучеников, преподобных. Все святые прошли тесным путем искушений и скорбей, терпением их принесли себя в благоприятную жертву Богу ( 108, 350 ). Убегает от исполнения закона Христова безумно ищущий места бесскорбного... Место и жизнь бесскорбные, когда сердце обрящет смирение и смирением войдет в терпение ( 109, 50 ). Время скорби есть то блаженное время, в которое Бог созиждет душу возлюбленного избранника Своего из среды людей ( 109, 106 ). Дару внимательной молитвы обыкновенно предшествуют особенные скорби и потрясения душевные, низводящие дух наш в глубину сознания нищеты и ничтожности своей ( 109, 284 ). Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости о Боге ( 111, 506 ). Никакой произвольный подвиг, никакое произвольное лишение и злострадание не могут принести той пользы душе, какую приносят посылаемые ей Богом невольные скорби. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 371 ). О терпении и благодарении в скорбях С радостью взираю на Господа, даже когда Он посылает мне скорби: радуюсь, что печалями Он делает меня легче, как золото, которое было смешано с прахом и потом очищено. Святитель Григорий Богослов ( 15, 72 ). С благодарностью терпи скорби, чтобы ими загладились все твои грехопадения. Преподобный Нил Синайский ( 49, 388 ). Когда постигнет тебя скорбное искушение, то не изыскивай, для чего и от чего оно пришло, но старайся перенести его с благодарностью, без печали и злопамятства.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Какими бы тяжёлыми ни казались нам скорби, как бы ни разнообразны они были – «земная жизнь наша коротка – точно обман: её скорби, по самой вещи, ничего не значат – имеют столько значения, сколько им даём его» (295). Скорби – полезны В устроении духовной жизни скорби полезны – душеспасительны (213). Скорби служат признаком «призвания Божия во спасение» (660). Тому, кому посылаются скорби, «есть часть Божия, а кому идёт всё как по маслу – тот часть диавола. А когда Господь восхощет взять его из части диаволовой, то взимает посланием скорбей. Скорби – чаша Христова на земле. Кто на земле участник чаши Христовой, – тот и на Небе будет участником этой чаши» (135). «Кому попускаются скорби, тот, значит, помянут Богом в Царствии Его, а кто живёт бесскорбно, тот забвен Богом» (99). От Креста Христова в душу изливается «свет и утешение» (151). Золото выходит «чище и ценнее» из горнила (148), а люди – из принимаемых скорбей (553). Нашему телу подобает «истончиться, как паутине, пройти сквозь огнь скорбей и воду очистительную покаяния, и войти в покой духовный – в духовный разум или мир Христов, что одно и то же» (142). Сама добродетель тесно соединена со скорбями. «Какие бы добродетели ни были совершаемы Святыми, они считали их неполными и недостаточными, если их не увенчал Крест Христов, не запечатлела, не засвидетельствовала печать Христова. Те только пройдут путь, стрегомый херувимом, которые будут иметь при себе рукописания, запечатлённые печатию Христовою» (397). «Добродетель, – сказал некоторый отец, – не сопровождаемая скорбью, не есть добродетель» (738. Ср.: 169). И более того, сделанное без скорби бывает непрочно – «что посеешь, да слезами не польешь, то худо всходит» (92). Скорби помогают «устремиться к исканию Бога» (148), делают путь Божий «яснее, ближе» (376), «отчётливее» готовят к вечности (683), учат «уповать на Бога, а не на себя» и стяжать «бесценное сокровище – веру в Бога, веру деятельную, живую» (668). «Все, – говорит Святитель, – приблизившиеся и усвоившиеся Господу достигли этого многими скорбями, по свидетельству Священного Писания... Напротив того, те, которые чужды скорбей, признаются забытыми Богом» (470–471).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Все-то тебе хочется попасть в рай, да прямо без скорбей. Нет, матушка, без скорбей монах – головешка. А мы желаем тебе веселья вечного. Не унывай, все пройдет. Все святые сим путем, т.е. скорбным, шли (прп. Анатолий, 20). Не изыскивай сама себе скорбей, которых ты искать не обязана, а ищи, и зело ищи Того, Кого мы с тобой обязаны, и неотложно обязаны, искать: ищи Иисуса, Жениха нашего, Питателя нашего, Надежду нашу, Жизнь и Свет очень наших! И не постыдимся (прп. Анатолий, 20). Скорби – добрый знак, показывают, что на тесном пути стоим. Смиряйся больше и себя укоряй (прп. Иосиф, 19). Ты описываешь свои скорби. Это Божие определение, Он сказал: В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир ( Ин. 16, 33 ). Если терпеть не будешь скорбей и если и будешь терпеть, да с ропотом, с гневом, с досадой, с раздражение, что это за терпение? Это только укоренение в себе злобы, гнева, и от этого – гордость. Ничего нет удивительного, что монах терпит скорби, которых мир не знает. Путь в Царство Небесное – узкий и тернистый, по которому прошел первый Сам Спаситель мира, и все хотящие быть в Небесном Царствии, тем в него иного пути нет, как только узкого и прискорбного (на малое время). Так вот, радость моя, монах не на скорби и труды должен смотреть, а что ожидает за скорбями – там неизглаголанная вечная радость, там свет Трисолнечного Божества никогда-никогда не перестает веселить злотерпящих на юдоли земной (прп. Иосиф, 19). Пишешь, что скорби и скорби, и о том только и думаешь, что скорби. А скорби ведут на небо: так устроено Богом для очищения грехов, и недопущения до больших проступков, и для получения вечнорадостной блаженной жизни на небе. А ты обижаешься на Бога, что Он в рай тебя как бы насильно тащит. А ты эти маловременные скорбишки часто-часто сравнивай с адскими огненными мучениями бесконечными, которые ты заслужила грехами. Одумайся и скажи: «Господи, благодарю Тебя за скорби. Мало мне, грешной, этих скорбей, пошли их больше мне, только избавь от адских вечных мучений и томлений бесконечных» (прп. Иосиф, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

…Меня оскорбляет, что ты говоришь: «я никогда не воображала, чтобы в монастыре могли быть такие скорби». А сколько ты читала в отеческих учениях, что скорби неминуемы и без них нельзя спастись, и я о сем неоднократно тебя предварял. А какие, когда, почему и чрез кого будут скорби, о сем условия с Богом нельзя иметь; надобно же твердо веровать, что кроме Его мановения и попущения никакая скорбь приключиться нам не может; св. Марк пишет, что даже «и всея твари о сем содействие в Божией есть воле» (Восторгнутые класы, ст. 132) (III, 211,551). Вижу, что вас посещают скорби, и вы в оных пренемогаете; чем же спастись? При всем довольстве и нерадении, еще и не будет скорбей: то беда явная; а в этом посещении вас скорбями видится к вам милость Божия. Прочтите у св. Варсонуфия Великого ответы к брату Андрею все, а то хотя с 209-го и до конца их; много найдете к подкреплению вашему. Кто же без скорби? Я получаю письма от многих лиц, но большею частшо скорбных; а все попущением Божиим устроиваемых, по премудрому Его и всеобъемлющему Промыслу и любвеобильному о нас попечению о спасении нашем. Если бы не скорби и болезни нас посещали, то куда бы мы годились? М. А. была болезненна и скорби имела многоразличные, но к какому концу привел ее Господь?! О, дивна дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси! Кто разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть! Итак, не унывайте и не упадайте духом, но паче, по слову св. Апостола: всяку радость имейте, егда во искушения впадете различна: ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение ( Иак. 1, 2–3 ); и о том благодарите Бога, что вы частью стоите не на пространном пути, а хотя невольно идете тесным и прискорбным путем, вводящим в живот вечный (IV, 116, 295–296). …Вы истинный христианин, желаете наследовать Царствие Божие и жизнь вечную; а на пути к сему блаженству необходимы и скорби. Дабы могли вы более в истине сего увериться, прочтите нынешнего года (1839) в Христианском Чтении, в марте месяце, на стр. 336, статью 21: «О необходимости скорбей на пути к Царствию Божию» (I, 270, 520). Скорби – порождение наших страстей

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010