136. Кубряк, Е. Профессор Лука служил, проповедовал, оперировал [Текст]/Е. Кубряк//Помоги себе сам. 2003. Нояб. 11) С. 2–3; Дек. 12). С. 7. 137. Колымагин, Б. Святой хирург [Текст]: неизвест. страницы из жизни лауреата Сталинской премии/Б. Колымагин//Независимая газ. 2003. 5 марта. Прил.: С. 8. (НГ Религии). 138. Глущенков, В. А. Святитель Лука – взгляд в будущее [Текст]/В. А. Глущенков. Полтава: Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2002. 224 с. 139. Поповский, М. А. Жизнь и житие Луки Войно-Ясенецкого , архиепископа и хирурга [Текст]/М. А. Поповск ий. Москва: Пик, 2002. 479 с. (Антология выстаивания и преображения). 140. Христофоров, В. Последняя ночь владыки Луки [Текст]/В. Христофоров//Мед. газ. 2002. 26 апр. С. 14. 141. Лановой, В. Конструктор души [Текст]/В. Лановой//Свет: Природа и человек. 2002. 5. С. 36–38. В том числе взгляды В.Ф. Войно-Ясенецкого на душу и тело. 142. Зорин, А. Жизнь, ставшая житием [Текст]: «Антология выстаивания и преображения» пополнилась очередным томом – вышла книга Марка Поповского об архиепископе и хирурге Войно-Ясенецком/А. Зорин//Учит. газ. 2002. 9 апр. С. 18. 143. Бодров, С. С крестом и скальпелем [Текст]/С. Бодров//Рос. газ. 2002. 29 марта. С. 21. 144. Полозов, А. В. Крестом и скальпелем. Лауреат Сталинской премии прославлен в лике святых [Текст]/А. В. Полозов//Русский Дом. 2002. 1. С. 24. 145. Лисичкин, В. А . Крестный путь святителя Луки. Подлинные документы из архивов КГБ [Текст]/В. А. Лисичкин. – Москва: Троиц. слово: Изд-во Моск. Патриархии: Феникс, 2001. 447 с., 16 л. фот. 146. Поповский, М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга [Текст]/М. Поповский//Мед. вестн. 2001. 27. С. 15. 147. Лисичкин, В. А. Жизнь и творчество Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого: хронология жизни Святого Луки. Он выбрал Крест. Послесловие [Текст]/В. А. Лисичкин//Очерки гнойной хирургии. 5-е изд. Санкт – Петербург; Москва; Симферополь, 2000. С. 673–704. 148. Русский, Н. Книга о невероятной судьбе [Текст]/Н. Русский//Тамб. жизнь. 2000. 14 июля. С. 4. Рец. на кн.: Поповский, М. Жизнь и житиё Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Тенефли (США), 2000. 500 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

– Гимны. Греч, текст и франц. перевод: Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes 1–15/Texte J. Koder, trad. J. Paramelle. Paris, 1969 (Sources chrétiennes 156); Hymnes 16–40/Texte J. Koder, trad. L. Neyrand. Paris, 1971 (Sources chrétiennes 174); Hymnes 41–58/Texte J. Koder, trad. J. Paramelle et L. Neyrand. Paris, 1973 (Sources chrétiennes 196). – Главы богословские, умозрительные и практические. Греч, текст и франц. перевод: Syméon le Nouveau Théologien. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques/Texte et trad. J. Darrouzés. Paris, 1980 (Sources chrétiennes 51). – Метод священной молитвы и внимания. Греч, текст и франц. перевод: Méthode de la sainte oraison et attention/Texte et trad. I. Hausherr. Rome, 1927 (Orientalia Christiana 36) (атрибуция сомнительна). – Огласительные слова. Греч, текст и франц. перевод: Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses/Texte Mgr Basile Krivochéine, trad. J. Paramelle. Paris, 1963, 1964, 1965 (Sources chr6tiennes 96, 104:113). – Нравственные слова. Греч, текст и франц. перевод: Syméon le Nouveau Théologien. Traites théologiques et éthiques/Texte et trad. J. Darrouzés. Paris, 1966, 1967 (Sources chrétiennes 122:129). Симеон, архиепископ Солунский, свт. – О Таинствах. Греч, текст: PG 155, 176–237. Софроний, патриарх Иерусалимский, свт. – Беседа на Благовещение. Греч, текст: PG 87, 3217–3288. – Беседа на Иоанна Крестителя. Греч, текст: PG 87, 3221–3353. – Соборное послание. Греч, текст: PG 87, 3148–3200. – Чудеса святых мучеников Кира и Иоанна. Греч, текст: PG 87, 3424–3676. Тертуллиан – Апология. Лат. текст и франц. перевод: Tertullien. Apologétique/Texte et trad. J.-P. Waltzing. Paris, 1971 (Collection des Universités de France 49). – О воскресении. Лат. текст: Tertulliani De Resurrectione mortuorum/J. G. Borleffs. Turnhout, 1954 (Corpus Christianorum. Series Latina 2). P. 919–1012. – О Крещении. Лат. текст и франц. перевод: Tertullien. Traité du baptême/Texte et trad. F. Refoulé. Paris, 1952 (Sources chrétiennes 35). – Против Маркиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

1944 533. Памяти Святейшего Патриарха Сергия [Текст]/Лука, архиеп. Тамб.//Журн. Моск. Патриархии. 1944. 8. С. 17–18. 1945 534. Слово на Литургии на второй день Святой Пасхи [Текст]/Лука, архиеп. Тамб., д-р мед. наук//Журн. Моск. Патриархии. 1945. 6. С. 44–47. 1946 535. Слово в Великую Пятницу [Текст]/архиеп. Лука//Журн. Моск. Патриархии. 1946. 5. С. 22–23. 1948 536. К миру призвал нас Господь ( 1Кор. 7, 15 ) [Текст]/Лука, архиеп. Симфероп. и Крым.//Журн. Моск. Патриархии. 1948. 1. С. 61–64. 1950 537. Защитим мир служением добру! [Текст]/архиеп. Лука//Журн. Моск. Патриархии. 1950. 5. С. 32–33. 1952 538. Из отклика на вторичное награждение Святейшего Патриарха Алексия орденом Трудового Красного Знамени [Текст]/архиеп. Лука//Журн. Моск. Патриархии. 1952. 12. С. 11. 539. Искушение Господа Иисуса Христа диаволом в пустыне [Текст]/архиеп. Лука//Журн. Моск. Патриархии. 1953. 2. С. 37–42. 540. Слово святителя Луки на Преображение Господне [Электронный ресурс] : аудиозапись//You Tube: неофиц. коммер. сайт компании Google. Сан- Бруно (Калифорния, США), 2005.– Электрон. данные. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=02EDmMCTqLA/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. 1977 541. «Сила моя в немощи совершается»: духов. беседы [Текст]/В.Ф. Войно-Ясенецкий (архиеп. Лука). Москва: Форма-Пресс, 1977. 414 с. 542. Дух, душа и тело [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) ; [предисл. М. А. Поповск ого]. Брюссель: Жизнь с Богом, 1978. 183, 8 с. 1990 543. О внутреннем человеке; Бессмертие [Текст]: [гл. из кн. «Дух, душа, тело " ]/В.Ф. Войно-Ясенецкий//Природа и человек. 1990. 9. С. 61–66. 1991 544. О посте (в Неделю сыропустную) [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Журн. Моск. Патриархии. 1991. 2. С. 40–42. 545. Сердце как орган высшего познания [Текст]: гл. из филос. тр. «Дух, душа, тело»/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) ; предисл. С. Л. Воробьёва//Человек. 1991. 6. С. 104–115: фот. 1992 546. О духах злобы и наших сердцах [Текст]/архиеп. Лука (Войно- Ясенецкий), свт.//Журн. Моск. Патриархии. 1992. 11–12. С. 52–54.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Душа посредством скорбей бывает способна жить в Боге Скорби, по словам Святогорца, для последних христиан являются неизбежным уделом, и именно посредством их душа очищается и бывает способна жить в Боге (Там же, с.54). Скорби способны очистить наши черствые души от всякой греховной на­кипи (Там же, с.57). Скорби – они нужны. Это – наш удел земной жизни (Там же, с.69). Скорбинезаменимый бальзам. Скорби показывают, как много вас Господь любит и всячески старается очистить ваши души в этой юдоли плачевной. Ведь только там, в вечности, нет ни болезней, ни скорбей, ни воздыханий. Не станем спорить со Всевышним и обвинять Его в том, что Он, Всеблагий, посылает нам этот незаменимый бальзам -скорби. Ведь только ими человек очищается от всех своих греховных язв и сподобляется узреть Бога (Там же, с.17). Скорби одним служат на пользу души, а для других являются камнем преткновения Множество скорбей выпало на долю греховному человечеству. Но эти скорби одним служат на пользу души, а для других они являются камнем преткнове­ния в деле спасения (32). В чем же здесь дело? На этот вопрос можно ответить так: одни люди, воспринимая скорби с покорностью воле Божией и прилагая свои усилия всячески избегать греха и мирских греховных удовольствий, спасаются, а другие, увлекшись греховными прелестями и желая в них найти успокоение и облегчение, погибают. Вот о таковых, которые уходят на страну далече, следует усердно молиться, и Господь, видя наше молитвенное ходатайство о них, подаст вскоре Свою всесильную помощь (Там же, с.21). Без скорбей спастись невозможно Без скорбей, по-видимому, спастись невозможно. Их несли и пророки, и апостолы, и все последователи Христовы. Вспомните участь пророка Иоанна Крестителя или же апостолов, которые были гонимы и мучимы, но этим они засвидетельствовали свою любовь к Богу, а поэтому они сейчас на небе наслаждаются Его славой. Исходя из этого и нам выпал такой же жребий – скорби да неприятности. Но ведь только посредством их и мы сможем очистить свои души и получить милость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Сей убо Феофил многи от св. отец томлением и мукам различным издав, икон ради яве честных, правды же обидимым наипаче вящьше творяше, яко взыскаше аще кто есть во граде крамолою с другом бывает, ни единого на многи дни яко глаголют обрести, и дванадесяте же лет самовластвовав и чревным недугом объят быв, расторгнутися хотяше от живота, уста его паче зело отверзошася яко внутрь утробы его являтися, царица же Феодора болезнена о приключившемся бывши едва к сну обращаться и во сне виде Пречистую Богородицу, Младя держащу Превечнаго, святыми обстоима ангелы, Феофила же тоя подруга от тех немилостивно биема и поругаема, яко убо отъиде от нея сон и Феофил мало возведъся возопи: горе мне страсному, святых ради икон биен есмь, и абие полагает на него царица Богородичный образ молящися со слезами. Феофил убо сице имея, виде некоего от стоящих ему икону носяща, похитив его облобызаше, и абие яже на иконы шатавшаяся уста, и безстудно зинув гортанию в первое существо претворяшеся и одержащая ведый нужа, пременися и усну, исповедав добро быти св. иконы почитати и чести, изнесши убо царица от своих ковчежец св. и честныя образы лобзати и всею душею почитати Феофила устрои. Помале убо исчезает от жития сего Феофил, Феодора же иже во изгнаниих и в темницах всех возвавши в свободе пребывати повеле, низвергается убо от престола Иоанн иже Ианнис, волхвом и бесом начальник а не патриарх, Христов же исповедник Мефодий восходит на престол, много пострадав прежде, и в рове затворен бысть. Сим же тако бывающим посещение бывает некое божественное Иоанникию Великому, во Олимбовех горах постящемуся, великий убо постник Арсакий пришел к нему глагола: Бог к тебе посла мя, яко да идем к затворнику Исаию, еже в Никомидии преподобному мужу бывшу, и от того увемы елика любовна Богу и прикладна его церкви, и убо к преподобному Исаии пришедше слышаша от него: тако глаголет Господь, се приближися врагом моим изобличение, вы убо к царицы Феодоре и к патриарху Мефодию шедше рцете сице, умоли всех священных и тако Ми со ангелы жертву принесеши, вида Моего образ и креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

А еже о страсти Христов, и воскресении, и о вознесении, и о сдении одесную Отца, мы вмы. А ты како вси, ни писал еси. Еже посредство иметъ Христос о нас, и, яко рече апостолъ Павел, еже всегда проповдати о нас, 555 ты убо како чтеши? Аще вруеши апостолским преданиемъ, въ коемъ чину ихъ самих положиши и како имъ почесть воздаси, иже таковую тайну намъ открывше и на таковый путь истинный наставившимъ и научившимъ? Кую почесть имъ подобаетъ творити!? Аще убо златокузньца обрящеши, или землмрителя, или архитектона, философию исправляюще, или строение зданиемъ строящи, или каменосчьца, или какоя иная земная мудрования, како учителей и наставников сихъ почтемъ, яко открывшемъ намъ премудрость и жительству строения преподавшу. И аще убо сии о тлнномъ и мимотекущемъ мудровании подобнимъ честемъ мздовоздаания восприимут, – въ ваших странах златокузньцы и среброкузньцы, аще кое строят дло работу, противу состоянию длу приемлетъ множайшее сугубо, – и аще убо таковы сии достойнии почести таковым, како же не почтем убо ко благочестию насъ наставляющих, и благоразумия разумъ намъ открывающе, и уруководствующе ко Христу! Аще и по твоему слову, яко написанному, вровати? И аще бы не написаны бысть были Евангелия, како убо Быша разумли Божия Слова смотрения? Аще бы апостоли не бысть учили и послания не бысть писали, како убо разумли Слово Божие, къ человекомъ схожения и къ Богу человекомъ возведение? Како убо не суть божественнии апостоли и святии отцы достойны чести, и покланянию, и похвалению, иже таковый свт просвтивше душа наша, и данный имъ талантъ Господемъ умножившим, и мног прикупъ сотворившим!? Мы же, истиннии християне, вруем, яко ходатай есть к Богу, и начало спасению, и посредникъ о людех Христосъ Богъ наш к Богу и Отцу. Емуже, яко здания и раби суще, и страстию его спасени быхомъ, со Отцемъ и с Пресвятымъ Духомъ во едином существ и во триехъ лицехъ покланяемся, и молимся, и славословимъ, и превозносимъ его во вки, и просимъ отпуста грховъ и Царствию Небесному наслдия, и полезная душамъ и телесемъ нашимъ, яко Богу, и Царю, и Создателю, всм, и вся въ руц свои содержащу. Пресвятей, пречистей и присно дв Марии, яко сподобльшейся таковей тайн послужити, и огнь Божества во своих ложеснахъ неопално приимши, вмстивши намъ невмстимаго Бога, еюже къ Богови примирихомся, и вражда, иже от Адама, от Бога разрушися, и яко Матери всхъ, Владычице и Богородице, яко матерне дерзновение к нему стяжавши и недостаточная наша благодатию Христовою наполняющи. Якоже рече божественный апостолъ Павелъ: «Сила бо Христова в немощи совершается». 556 Сей убо, яко заступнице и предстателнице всего роду христианскаго, молимся и просимъ помощи, да умолит Творца своего и Сына и Бога нашего о наших согршении, да подасть намъ Христос Богъ нашъ ея молитвами спасение получити и будущих благъ наслаждения прияти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отнюду же убо праведный гнев Свой за наше согрешение испусти, оттуду близ места того, яко камени вержением, и благодатию светящую лучю и исцеления источник показа.    Яви убо себе Богородицына икона сицевым образом. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви свое честное сокровище, источник неизсчерпаемый приходящим с верою, чудный свой образ, некоего мужа от простых, имуща мудрость на войне стрелебную, сего дщи юнна, десяти лет суща, именем Матрона. Сей бо девицы явися чудная она и пресветлая икона Богородицына. И после убо пожара в том же лете и месяце, сице нача являтися девицы оной, ей же имя преди рекохом, икона пресветлая Божия Матери. И веляше ей поити во град и поведати про икону Богородицыну, ея же виде, архиепископу и воеводам, дабы шед выняли образ Пречистые Богородицы от земленых недр: и место поведа ей, идеже последи обретоша драгаго бисера честное сокровище, чудную икону Богородицыну. Девица же убо, юна и немыслена, боящеся поведати: и абие едва поведа матери своей, мати же глаголы ея ни во что же вменив. И последи же убо в видении не единою являшеся ей пресветлая и чудная она икона и веляше ей без сумнения сие видение поведати. Девица же не единою, но и многажды, сказоваше матери своей явление чудные тоя божественыя иконы: веляше ей без сумнения поведати сие видение.    Во един же убо день случися девицы оной, ей же имя выше надписахом, спати в полудне: и внезапу девица обретеся посреди двора своего, в нем же живяше, и абие явися ей чудная и пресветлая Богородицына икона страшным огненным образом, лучи испущая огнены, пресветлы и страшны зело, яко мнетися ей от пресветлых тех луч, сияющих от иконы, сожжене быти. И глас бысть от образа страшен, к девице глаголющ: «аще убо не повеси глагол Моих и не пойдеши от земленых недр выняти образа Моего, Аз же убо имам во иной улицы явитися и во ином граде, ты же имаши болезнена быти, дондеже и живота зле гонзнеши». Девица же, от страшнаго сего видения зело ужасшеся, паде на землю и бысть яко мертва, и лежаше на земли на мног час. И абие возопи велиим гласом к матери своей, дабы шед поведала архиепископу и правителем града того о чудней и пресветлей иконе Преблагословеныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевей Марии; и поведа ей вся глаголы реченныя, яже слыша от пресветлыя иконы, и место указуя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2845...

Радуйся кресте, апостолов проповедание, пророков пророчество, учителей помоще, всех святых святое и честное украшение. Радуйся кресте, хранителю благочестивых христиан. Тебе имамы оружие и хранилище, тебе имамы помощь: твоим действом посрамляем враги нашя, побеждаем демоны, низлагаем гордость диаволю. Тому мы благословеннии христиане да поклонимся, того да облобызаим, того вседушно да целуим сострахом и радостию. Сострахом убо, занедостоинство наше, с радостиюже, за благодать, юже нам дарует. Того силою да укрепимся, и да будем усердии к прочему святыя четыредесятницы, да прейдем ю достойно, и яко Бог хощет, да зде убо сподобимся чювственныя пасхи, и светлоноснаго воскресения Господа нашего Иисуса Христа: таможе достигнем во умную пасху, в радость ангелов, в стояние святых, и царство небесное: егоже буди всем нам получити, во Христе истинном Бозе нашем. Емуже подобает слава, честь, и великолепие во веки веков, амин. О еже коими персты десныя руки и зоображати крест Елика убо вещь велицей чести припрягается, сия о себе требует сугубаго прославления: первое, глаголю, от естества своего, второе по оном от словес, яже о ней. И елико первым и зообилует, толико и вторым изяществует. И несть иному чесому мню непщеватися величайшею честию от иже сущих на земли вещех, якоже честному и животворящему кресту. егоже бо похвалы и силы аще кто точию и ли сень и ли образ открыет, абие наполнит вонею, обоневающих обоняния. Кто убо невесть моисеова жезла силы, еюже реки вкровь преложишася, и лжеименитыя змии волхвов поядошася. И овогда ударением впрям чермное море пресечеся, овогдаже паки тожде море, преким ударением поражаемо, воду совокупи. И враги убо погуби, верныяже спасе. И паки тойже моисей рукопростертием крестнаго образа, амалика победи. Ктому же последи влаганием древа в воду, (еже образоваше креста), железо от глубины возвлече, да аще тамо в предвоображаемых, толика сила бяше креста, колико паче в самом том распятаго кресте сила, яве вкупе и в последствуемых действуема будет, аще истинно от нас вообразится, от вещи или вида. От вещи убо, якоже послучаю от древа, или яковыя вещи: отвидяже, якоже, осенением кому десници своея налице своем, или на ином чесом, четвеространно, якоже мнится глаголати афанасию великому , глаголющу 510 , крестному убо образу от двою древу слагаему покланяемся, иже на четыре страны разделяется, якоже и впоучении евангелия воскреснаго в слове о кресте, навоздвижение, сице глаголет 511 : крестный убо образ на четыри страны разделяется. И вышняя убо его, праваго древа, вышним рогом содержима суть: нижняяже, нижним: посредняяже его, двоими странами прёчнаго древа содержима суть.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Благополезный чин во апостольской церкви Божьей, опасно хранимый, ового убо паствити, ового же паствоватися в душеполезную паствующего же и паствуемого ползу, по богоданному обоих дарованию, боголепно устрояет. Ибо чин и в церквах (яко великий во святых Григорий Богослов вещает 28 ), ово убо быти некую паству, ово же пастыря устави. И ово убо начальствовати, ово же начальствоватися. И ово убо аки быти главу, ово же руки, ово же око, ово же ино что удес телесе ко всего благочленовению и полезному или преимуществуемых, или преимуществующих. Но да во апостольстей церкви Божьей ов убо преимуществует, ов же преимуществуется, ов убо начальствует, ов же начальствуется, ов убо глава, ов же рука, или ин некий уд телес бывает. Ов убо паствует, ов же паствуется. О сем боголепом благочинии церковном кому изрядне пещися и опасно тщатися подобает? Понеже яко царство есть раздаяние чина, по божественному во святых Дионисию Ареопагиту , сице глаголющу 29 : царство же всего устава и красоты и закона и чина раздаяние. Тако царь боговенчанный, паче же благочестивый, православный и христолюбивый есть благочинный раздаватель чина, ему яко благочинному чина раздавателю, о благочинии церковном, и боголепом православной церкви апостольской благостроении же и правлении опасно пещися и тщатися всегда подобает. Сие опасно творяху боговенчаннии, благочестием украшеннии, православием удобреннии и светозарными душеспасительного правоверия лучами озареннии христолюбивии царие Аркадий и Онорий, иже в своем ко благоверному епископу антиохийскому Флавиану посланные сице глаголют 30 : ничтоже нам тако потщательно, яко святых церквей попечение, и во Христе веры неблазненнейшая твердь, еюже спасаемся, и подчиняются нам варвароплеменнии-языцы. Убо понеже яко закон градский глаголет 31 : царь есть законное настоятельство, общее благое всем послушливым, ниже по пристрастию благотворя, ниже по противострастию злотворя. Оному яко общему всех благу не точию о благочинии церковном тщатися, и опасное о боголепном православный церкви Христовы благостроении попечение творити, но и во общую спасаемых душ православных пользу, по благословной вине церковной, богоугодно священный собор созывати подобает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Пс.117:2–4 Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость его. Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его. Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его. Этими словами пророк объясняет, кто именно должен исповедовать милость и благость Божию. Яко благ, яко в век милость Его – это должен сказать, и не сказать только, а постоянно говорить, во-первых – дом Израилев, т.е. весь израильский народ; затем то же самое должен говорить и дом Ааронов, то есть все колено священническое, или левитское; наконец, сюда же присовокупляет всех боящихся Господа, т.е. всех истинных чтителей Бога, и говорит: «Да скажут ныне боящиеся Господа: Он благ, ибо вовек милость Его» (пер. с евр.). Таким образом, призывает к хвалению Бога всю Церковь , составленную из иудеев и язычников, обращенных к вере во Христа, – говорит, чтобы все верные исповедовали непрестающую милость Божию к тем, которые приносят покаяние, потому что все они, в то или другое время, постоянно и различными способами получали благодать и милость Божию. Пс.117:5 От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство. Здесь пророк представляет в примере самого себя. Случалось мне, и неоднократно, как бы так говорит он, впадать в трудные обстоятельства и испытывать скорби: тогда я обращался с молитвою к Богу (от скорби призвах Господа), и Он не только услышал меня, но «и на пространное место вывел меня» (пер. с евр.) (услыша мя в пространство). Подобное сему выражение есть в 4-м псалме (ст. 2): в скорби распространил мя еси, т.е. помог, утешил. Распространять в скорби значит: «освобождать душу от гнетущей скорби, от тесных, сжигающих душу обстоятельств». По изъяснению св. Афанасия Александрийского , «не только, говорит, извел меня из тесных обстоятельств, но и помог стать на великой широте» с. 49]. А по словам блж. Феодорита: «доставил мне утешение большее в самой скорби» с. 565]. Пс.117:6–7 Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек? Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010