Лит.: Ключевский. Древнерусские жития; Верюжский. Вологодские святые; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерус. лит-ры житий святых. Варшава, 1902; Голубинский. Канонизация святых; Воскресенский А. Свято-Троицкий Павло-Обнорский 3-кл. общежит. муж. мон-рь. Вологда, 1914; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966; Каган М. Д. Житие Павла Обнорского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 313-317; Пигин А. В. К изучению Жития Павла Обнорского//Рус. ист. филология: Проблемы и перспективы. Петрозаводск, 2001. С. 322-330; Захарова М. В. Житие Павла Обнорского в списках XVI-XVII вв.//Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского. СПб., 2005. С. 5-16, 35; Егорова М. С. Житие Павла Комельского и Соборник Нила Сорского: «чужой» текст в агиографии//ТОДРЛ. 2016. Т. 64. С. 260-277. И. Н. Шамина Иконография Иконография П. разнообразна, представлена в иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве, отражает широкое почитание святого на Русском Севере. Иконы П. появились к сер. XVI в., когда над его гробницей в 1546 г. построили церковь (Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2005. С. 137-138). Достоверность поздних сведений о хранившемся в Павловом Обнорском мон-ре до пожара 1909 г. небольшом поясном образе П., созданном, по местному преданию, прп. Дионисием Глушицким, вызывает сомнения у исследователей (Иконы Вологды. 2017. С. 472). В иконописных подлинниках 2-й четв. XVII в.- 40-х гг. XIX в. под 10 янв. П. описывается как старец, часто сравнивается с прп. Сергием Радонежским: «…сед, брада Сергиевы покороче маленко, ряска вохра з белилом, в обеих руках свиток, а во свитце писано: «Не скорбите, братия»»; «…сед, брада Сергия покороче, риза преподобническая, во обеих руках свиток…» (ИРЛИ (ПД), БАН); «…подобием сед, брада аки Сергиева покороче, риза преподобническая, испод вохра с белилом; в руках в обеих свиток, а в нем написано: «Не скорбите братие, аще кто в месте сем претерпит, то надейся на милость Божию: не оставит его, аще и грешен будет, отдастся ему»» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 247; Большаков. Подлинник иконописный. С. 64). Иногда при описании внешности даются отсылки к иконографии свт. Василия Великого, др. Вологодских преподобных: «…брада менши Василия Кесарийскаго»; «…подобием сед, брада аки Дмитриева Прилуцкаго, во обеих руках свиток, а на нем писано: «Не скорбите убо, братия, но на Сотворшаго уповайте»» и др. (ИРЛИ (ПД), РНБ; др. варианты текста на свитке см.: Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 148). На иконах, как правило, П. именуется Обнорским. |
Изгнание семейства карельских поселян. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 15) Прп. Зосима Соловецкий. Покров. 1583 г. (ГММК) Иконография З. и С. стала активно развиваться после их канонизации на Соборе 1547 г. В текстах иконописных подлинников под 17 или 19 апр. облик З. уподоблялся внешности прп. Сергия Радонежского или сщмч. Власия Севастийского: «Сед, брада Сергиевы поуже, на конце остра, схима на плечах» (посл. четв. XVII в.,- ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 99 об.); «Надсед, брада Власиева, не раздвоилась». Текст на свитке: «Не скорбите, братия, но по сему разумейте, аще угодно суть пред Богом дела моя будут, то не оскудеет обитель наша» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 148). О С. под 17 апр. или 27 сент. в подлинниках сказано: «Сед аки Власий, брада на конец поуже» (посл. четв. XVII в.,- ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 14, см. также: БАН. Собр. Архангельской ДС. 205. Л. 73; БАН. Дружин. 975. Л. 37 об.); «Подобием сед, аки Власий, брада на концы поуже, на плечах схима, риза преподобническая, испод вохра» (1848 (?) - БАН. Дружин. 981. Л. 87); «Сед, брада до персей, пошире Власиевой» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 67). Под 8 авг. основатели Соловецкой обители описаны таким образом: «Зосим сед, брада Власиева, Савватий сед, [брада] поуже Власиевой, Герман сед, брада Александра Свирскаго» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 202 об.; см. также: БАН. Строг. 66. Л. 134 об.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 127). Сийский подлинник 2-й пол. XVII в. (РГБ. F-88) предлагает новый вариант образа З.: «Преп. Зосима стоит на молитве, в пустынном месте, обозначенном деревьями и горами» ( Покровский. 1895. С. 104), святой изображен в рост, руки в жесте моления. В сводном иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову , описание более подробное: «Зосима, подобием стар, власы на главе просты и надседы, брада аки Власиева и надседа, а не раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах, в руке свиток, а в нем написано: «Не скорбите убо братие, но по сему разумейте, аще угодна суть пред Богом дела моя будут, то не оскудеет обитель наша и по моем отшествии умножится паче, и соберется братии множество о любве Христовой»; «Савватий, подобием стар и сед, брада до персей, пошире Власиевой, власы на главе просты, ризы преподобническия, мантия и кукул». Там же описано преставление С.: «Церковь стоит и палата, а с другую сторону гора празелень, братия плачут, стары два, един млад, поп в ризах черных, на нем клобук, в руке кадило, а в другой книга, диакона несть, старец средний доскою покрывает гроб» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 160-161, 323-324; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 34, 89). |
Пропорции фигуры святого, силуэтная простота и обобщенность, колористический лаконизм образа М. на крышке раки в стилистическом отношении ближе всего к шитым покрывным пеленам. В левой руке М. свиток с текстом: «Преданиа и чинъ обители сея сохранити и ничто же от чина мирскаго и от устава якоже видесте от насъ тако и творите божия же», что является измененным фрагментом из Жития преподобного (Житие Мартиниана Белозерского. СПб., 1994. С. 278). В частности, житийный текст «от чина монастырского и устава» трактован на свитке М. как «от чина мирского и устава», что исказило первоначальный смысл. В 1859 г. для иконы была выполнена металлическая посеребренная риза (КБМЗ), о чем свидетельствует запись расходной книги за нояб. 1859 г.: «За сделанные ризы на икону преподобного Мартиниана плочено 75 руб. Получил Вязниковский мещанин Иван Иванов Пыпин» (ГАВО. Ф. 1173. 118). Изображение на ризе повторяет иконный образ, однако текст в свитке изменен на другой, представляющий вариант традиц. обращения основателя мон-ря к братии («не скорбите убо братия мои и не унывайте аще угодна будут дела мои»). В 1838 г. для местного ряда иконостаса ц. во имя М. написан масляными красками его храмовый образ. Известно, что в 1836-1838 гг. ц. во имя М. была «возобновлена, а именно: вместо обветшавшего иконостаса устроен новый и все иконы в оном новые живописные» (Ист.-стат. описание Богородице-Рождественского упраздненного Ферапонтова мон-ря, находящегося в Кирилловском у. Новгородской еп., архим., 1856-1860//НГОМЗ. ОПИ. 10601. Л. 17 об.). Начиная с сент. 1837 г. иконостасный подрядчик, вологодский цеховой мещанин Николай Милавин получал задаток, а потом и остальные суммы (Книга расхода денежных сумм Ферапонтова мон-ря, 1836-1850//ГАВО. Ф. 1147. Оп. 2. Д. 765). Вероятно, новый образ М. (как и др. иконы) был заказан подрядчиком вологодскому живописцу. На иконе святой представлен стоящим вполоборота в молении к Господу Вседержителю, изображенному в верхнем правом углу. Идеализированный образ М. несет на себе черты светской романтической живописи с едва уловимыми отголосками позднего провинциального барокко. |
В монументальной живописи образ Н. встречается нечасто. Преподобный в схиме изображен в росписи Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (масляная живопись 1838 г.; см.: Казакевич. 2006. С. 105-106. Примеч. 2; С. 113. Примеч. 78; Творения преподобного Нила Сорского. 2008. Вкл.), в его руках - развернутый свиток (текст: «Не скорбите убо братия») и четки. Как защитник Русской земли святой представлен в совр. композиции «Все святые, в земле Российской просиявшие» в храме во имя апостолов Петра и Павла на Прохоровском поле (храм-памятник сооружен на народные пожертвования в память о погибших в танковом сражении под Прохоровкой и освящен 3 мая 1995 патриархом Алексием II). Роспись выполнила артель иконописцев под рук. А. С. Работнова. Н. представлен в ряду рус. святых между преподобными Кириллом Белозерским и Иосифом Волоцким. Образ Сорского подвижника, согласно традиции, восходит к изображениям прп. Ефрема Сирина. В др. стилистике решен образ святого в росписи часовни во имя прп. Филиппа Ирапского в Череповце, выполненной в 2000 г. учащимися иконописной школы при МДА под рук. А. В. Алёшина, Л. А. Армеевой, А. В. Зданович и А. Н. Солдатова. Иконописцы ориентировались на домонг. живопись XII-XIII вв., в частности на фрески Георгиевского собора в Ст. Ладоге и Георгиевской башни Юрьева мон-ря в Новгороде ( Армеева. 2010. С. 125). В верхней части стен часовни расположен ряд избранных Вологодских святых, включающий 25 фигур. Святые изображены на белом фоне в рост, фронтально, на невысоком поземе, что подчеркивает их монументальность. Несмотря на новую стилистику, в иконографии Н. сохранены привычные черты. Он изображен в куколе, с небольшой русой остроконечной бородой. В левой руке святой держит развернутый свиток, правой именословно благословляет. Ростовой образ Н. включен также в стенопись вологодской ц. Покрова Пресв. Богородицы на Козлене (1998-2000, худож. А. Ю. Демидов). В наст. время иконописцы активно разрабатывают иконографию Н. Образ Н. с 18 клеймами жития был создан в 2001 г. А. В. Мельниковой в иконописной школе при МДА для ц. Рождества Христова в Череповце. В Горицком Воскресенском жен. мон-ре (с. Горицы близ Кириллова) находится повторение этой иконы. Житийный цикл обеих икон завершается 2 клеймами, иллюстрирующими «Чудо об образе», с к-рым, по преданию, было связано создание надгробной иконы преподобного (Творения прп. Нила Сорского. 2008. Прил. Ил. 7). Рисунок с ростовым прямоличным образом Н. для Миней МП выполнен прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 229). На нек-рых совр. иконах Н. представлен вместе с прп. Иосифом Волоцким (храм-часовня прп. Максима Грека Иосифова Волоколамского мон-ря, собор во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского мон-ря). Н. входит в состав изображенных на иконе «Собор святых русских афонитов» (2013, иконография образа разработана сотрудниками Ин-та рус. Афона по благословению старцев афонского Пантелеимонова мон-ря). |
В Новое время мн. изображения Е. создавались в Н. Новгороде. Так, в 1861 г. для иконостаса Крестовоздвиженской ц. (ранее часовни) при нижегородском Печерском мон-ре были исполнены изображения Е., свт. Дионисия и прп. Макария ( Тихон (Затёкин), игум. Крестовоздвиженская часовня-крест Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря//Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим»: Сб. ст. М., 2005. Вып. 2. С. 251). В 1869 г. для кафедрального Преображенского собора была написана икона чтимых в городе святых, на к-рой вместе с его основателем блгв. кн. Георгием Владимирским представлены прп. Сергий Радонежский (примиритель нижегородских и московских князей), свт. Дионисий Суздальский, прп. Макарий Унженский и Е. ( Добровольский М. В., прот. Путев. по святыням и церк. достопримечательностям г. Н. Новгорода. Н. Новг., 1912. С. 26). Вместе с прп. Макарием и свт. Дионисием (в монашеских одеждах) Е. представлен в стенописи кон. XIX в. (поновлялась в XX в.) Печерской Преображенской ц. Образцами местной иконописи являются икона Е. вместе с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими 2-й трети XIX в. (Музей Нижегородской епархии в Печерском монастыре Н. Новгорода); ростовая икона Е. и прп. Макария Унженского 2-й пол. XIX в. из ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с. Ветошкина Нижегородской обл. (в руках Е. свиток с текстом: «Господи, да будет на месте сем благословение Твое»). В 1823 г. была создана новая рака для мощей преподобного с изображением фигуры Е. на крышке и образами Е. и прп. Сергия Радонежского в молении Св. Троице на одной из стенок ( Косаткин. Мон-ри. 1906. С. 39); в композиции XIX в. на паперти собора Спасо-Евфимиева мон-ря святой написан вместе с Московскими святителями Петром и Филиппом. Единоличный поясной образ кон. XIX в. с частицей мощей находится в суздальском Покровском мон-ре. Существуют иконы и литографии с изображением Е. на фоне мон-ря, в схиме, с развернутым свитком (текст: «Не скорбите убо братия...»), напр. эстамп 1870 г. из мастерской ТСЛ (ГИМ, помещен в кн.: Сахаров Л. И. Ист. описание суздальского первокл. Спасо-Евфимиева монастыря. Владимир, 1870), хромолитографии нач. XX в. (частное собрание). На иконе посл. трети XIX в. из частного собрания, написанной во владимирских иконописных центрах (Мстёра?), Е. показан возле обители, со свитком в руке (надпись: «Благодарю Тя, Господи Боже мои, милостив еси...»), в молитве Иисусу Христу в облачном сегменте, на полях избранные святые. На эмалевом образке кон. XIX в. (ГВСМЗ) вид обители показан сверху, руки преподобного сомкнуты на груди. Одна из хромолитографий нач. XX в. представляет Е. в схимническом куколе, с седой раздвоенной бородой, с крестом и Евангелием в руках (ц. Смоленской иконы Божией Матери в Суздале). Сохранились серебряные медальоны с образом Е. на лицевой стороне и молитвой святому на обороте 2-й пол. XIX - нач. XX в. (частное собрание). |
Левая рука преподобного находится перед грудью, в правой, согнутой и слегка вытянутой вперед, он держит развернутый вниз свиток. Текст нанесен черной темперой с красной буквицей: " Не скорбите убо братия но по сему разу... " . Преподобный Арсений представлен с продолговатым постническим лицом, высоким лбом без залысин, большими выразительными глазами и длинной седой бородой. Лик написан темной охрой, с коричневатыми тенями, белильные блики - в виде пятен и мазков, брови, глаза и пряди волос подчеркнуты черными штрихами. На Арсении - светло-охристый подрясник, синевато-зеленый параманд с тонкими красными крестами, коричневая мантия с откинутым на плечи куколем. Нимб золотой, его обводка темно-коричневая. Моделировка складок на подряснике сделана белилами, на мантии - черным. Опись складок выполнена тонкими темно-коричневыми линиями. Автора иконы отличает особое пристрастие к детализации, конкретности художественного видения. Позем решен в виде округлых охристых холмов, между которыми протекает река Лежа с притоком. Справа за рекой - группа деревьев, вершины которых проработаны тонкими белильными описями. В левой части композиции возвышается до середины скрытая холмами белая одноглавая с купольным покрытием церковь, изображенная с северного фасада. В центре - большая арка входа с золотистыми дверями и фигурным порталом. Арочные окна первого этажа и квадратные второго выполнены черной темперой. Вокруг окон - фигурные наличники. Купол и кровля прямоугольной апсиды белые, кровля крыльца коричневая, на луковичной главке - золото. Небо облачное, предгрозовое, с многочисленными спиралеобразно закрученными облаками. Краски жидкие; груботертые, лежат тонким, местами прозрачным слоем. Поля охристые, опушь вверху и внизу (по торцам) темно-коричневая. В верхней части композиции надпись в две строки: " Преподобный Арсений иже на Комеле реце вологоцкий чудотворец " . По краям первой строки, обрамляя надпись у иконы " Мария Дева " , написаны мелкие четырехлепестковые цветы. Судя по грубоватой технике живописи и обработке доски, она вышла из провинциальной мастерской, существовавшей, возможно, при самом монастыре. |
И много убо о семъ идолопоклонении, о немъже убо пророцы глаголаша и апостоли благовстиша. И ты убо посреди святаго и мирскаго не разсудилъ еси, Христову бо икону равно Аполонову идолу судил еси, Богородичну икону равно Диеву судил еси, и прочих святых, 636 ихъже убо идолопоклонение вмнилъ еси. Мы же, християн, первообразно, и божественно, и сообразно, и спасению ходатайственъно истинъно почитаемъ и поклоняемъся. Идже убо обрящеши о божественных иконахъ жертвеное заколение и кровемъ пролитие? И якоже рече пророкъ: «И да ям мяса юньча или кровь козлию пию? И пожри Богови хвал жертву, и воздаждь Вышнему молитвы твоя». 637 Не сия ли вся о иконах совершается, яже о идолех никакоже не дйствуется, понеже убо тамо о идолех требищи, и сквары, и жертвы, и кровемъ пролитие; о иконах – церкви, и духовная молитва, сердечная жертва. Не мни, яко боготворимъ сия, но первообразному почестъ воздаюше, поклоняемся. Ни бо шаровомъ и дщицамъ 638 но образомъ написанымъ Христовымъ, и Богородичным, и всмъ святымъ, иже убо на первообразную честъ возводяще. А иже от Моисеова закона глаголеши, аз ти преведу самого Моисея: како убо Моисей два херувима златы содла во Святая Святыхъ, како убо и завсу истка, на нейже швениемъ вся небесных подобие содла, како убо и киотъ завта, иже всюду окован златомъ, в немъ стамна имущи, манну и жезлъ Аароновъ прозябший, и скрыжали Завта, имже всмъ симъ поклоняхуся июди. И не токмо проречение бяше истинныи. И сия тако почитахуся, како убо Святая Святыхъ почиташеся. Егда убо июди хождаху, тогда вси покрывала имяху. И егда убо во Святая Святых вхождаху, тогда покрывала отлагаху. 639 Како убо и воплощение Слова Божия, егда убо Авгарь, Едеский князь на убрусе приат Господне воображение, и како от раслабления недуга воздвиже его. И на самом том одр не могий обратитися, егда Господь нашъ Исус Христосъ посла свое ему воображение на убрусе со апостоломъ с Фадеом. И емуже грядущу со воображением, и егда бысть за 3 поприща от града, и на самомъ томъ одр не могий воздвигнутися, воста простъ и здравъ и ходя на ногу свою, во вратех града срте божественное воображение. И колико оттоле от божественаго оного образа содяшася многоразличная чюдеса: больнымъ исцеление и бсомъ прогнание, воиньствомъ нечестивым побждение, благочестивымъ поборание даждь и до разорения Греческаго царства! 640 Колика оттоле от божественаго оного образа содя многая различная чюдеса! Аще ли хощеши истинну увдти, почти царства Греческаго, тамо вся истинна увси. Како и кровоточивая она, егда исцелена бысть от раны, и ботомужный образ Христовъ мдным лиянием сотвори в мру возраста Господня. И много исцеления творящи воображение оно даждь до лта сотонинскаго оного служителя и отступника злочестиваго царя Улияна. 641 |
Скорби приводят человека к познанию своей греховности. Скорби служат обнаружению нашего нрава, скрытых страстей, внутреннего затаенного залога их, для исцеления затаившихся душевных болезней евангельскими средствами (молитвой, покаянием, кротостью и смирением). Житейские скорби дают нам живое понимание религиозных истин, дают познать и почувствовать всемогущество и близость Бога Живого Сущего, Его правосудие и святость, Его милосердие и любовь. Скорби служат побуждением к усердным, горячим молитвам к Богу. Скорби облегчают для нас исполнение заповедей, отвращая от привязанности к чувственным удовольствиям, к миру и греху. Они служат испытанием и утверждением нашей веры 1207 . Скорби производят в переносящем их терпение; они прогоняют леность, сосредотачивают душу, делают ее осмотрительнее. Скорби научают лучше сострадать и помогать ближним; они смягчают загрубелое от чувственности сердце, делают его отзывчивее. Скорби суть действенные пособия к нравственному совершенству, благоприятные случаи упражняться в надежде, любви к Богу и ближним, подражать примеру терпения Иисуса Христа и св. мужей. Скорби являются поводом для христиан быть примером для других. Скорби хороших делают еще лучше. Подвижничество христиан делается от скорбей еще мужественнее, закаляется в бедствиях, как раскаленное железо в холодной воде. В некоторых жизненных обстоятельствах меньшие скорби предохраняют нас по благому Промыслу Божию от больших скорбей, непосильных бед и опасностей. Скорби научают правильно судить о цене земных благ и удовольствий. Они научают больше ценить благодеяния Божии, умереннее пользоваться благами этой жизни с благодарностью Богу. Скорби возвышают награду в будущей жизни. Скорби (в виде бесчестий, поруганий) предохраняют от прельщения умом и от сетей вражиих. Скорби смиряют христианина и делают его более способным к восприятию Божией благодати. Великую милость делает нам Отец Небесный, когда посылает на нас скорби и беды! «О, скорбь – жезл Божия наказания, горькое, но здоровое наше врачевство, училище смирения, терпения и кротости, знамя Христовых воинов, путь к вечной жизни!» (свт. |
Се же писалъ еси, Адамскаго ради преступления вси ражаемся подъ завсою плоти и смертию осудихомся. Ино сего ради Богъ Слово плоть бысть и вселися в ны. 531 Восхотвъ Богъ помиловати заблуждшаго человека, человекъ быти сподобися от пречистыя Двы Мария. Понеже убо царствова смерть от Адама до Авраама, от Авраама до Моисея, а от Моисея до воплощения Христова. И не на согршших царство смертное се, иже убо и праведнии и до Христова воплощения смертию осуждени Быша и во адъ идяху. По Христов воплощении сего дрьзновения смерть не имяше, понеже убо Богъ нашъ Исус Христос обновив путь новъ и удобенъ и длающимъ во благое и врующимъ въ правду во спасение. Нын убо смерть никакойже власти имяше, но яко убо вси праведнии, яко сномъ уснувше, къ вчному царствию преходятъ. Ни воздушныя духи не возмогутъ ихъ удержати, понеже убо добродтелми сиящи, свтлйши солнца явися, и никако возмогутъ удержати противнии дуси, понеже убо въ нихъ не имущи своего обрести. Якоже убо рече Господь нашъ Исус Христос во святемъ Иоанне евангелисте: «Грядетъ убо мира сего князь и во мн не имать ничесоже». 532 Тако убо и сии послдоваша по стопамъ Христовымъ, и князь мира сего не обретаетъ ничесоже. И сего ради на нихъ смерть царства не обртает. А иже самоволно предаша себе князю мира сего и прелести его послдоваша, сии убо своеволне впадаютъ, подъ царство смертное подкланяются, и зд горестию душа зл от тла разлучаются, и тамо бесконечныя муки приемлют. Понеже убо Господь нашъ Исусъ Христос сотвори человека самовластна, яко и Адамъ преже бысть преступления, послдующе стопамъ Христовымъ. Адамьское преступление праведныхъ жителствомъ разршается, и смерьть на них никоеяже власти имет. Согршившимъ или отступникомъ не токмо Адамское согршение на них взыскуется, но и приложение своея злобы, и сугубо от своего согршения мучатся. На сих убо царьствует смерть, яко и преже, к симъ и заповдей Христовыхъ несохранение на нихъ испытуется. А еже к римлянеж в Послании: «Еже повинни быхомъ, июдеомъ и еллиномъ, всм под грхомъ быти». 533 Но выше писано, яко: «У Бога нсть разньствия лицу». 534 Якоже тойже святый апостолъ Павелъ пиша, глаголетъ: «Нсть разньствия у Бога. Варваръ и скифъ, рабъ и свобод, мужский полъ и женский – вси едино есть о Христ токмо длы благими». 535 |
1 . Алфавитная синтагма иеромонаха Матфея Властаря . Буква «y». Глава 11 [Текст]. – Москва, 2006. 2 . Бердников, И.С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. В 2 т. Т. 1 [Текст]/ И. С. Бердников . – Казань, 1913. 3. Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования [Текст]/Г. Дж. Берман. – Москва, 1998. 4 . Вишневский, А. А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция [Текст]/А. А. Вишневский. – Москва, 2006. 5 . Горчаков Михаил , протоиерей. Церковное право. Краткий курс лекций [Текст]/ Михаил Горчаков , протоиерей. – Санкт-Петербург, 1909. 6 . Гроций, Гуго. О праве войны и мира. Книга I, глава XV [Текст]/Гуго Гроций. – Москва, 1994. – С. 75. 7 . Джероза, Либеро. Каноническое право в Католической церкви [Текст]/Либеро Джероза. – Москва, 1996. 8 . Дюшен, Л. История Древней Церкви. В 2 т. Т. 1 [Текст]/Л. Дюшен. – Москва, 1912. 9 . Ириней Лионский . Против ересей. Книга IV, глава X [Текст]/ Ириней Лионский . – Санкт-Петербург, 2008. 10. Лебедев, А.П. Духовенство Древней Вселенской Церкви от времен Апостольских до X века [Текст]/ А.П. Лебедев . – Санкт-Петербург, 2003. 11 . Мышцын, В. Н. Устройство христианской Церкви в первые два века [Текст]/В.Н. Мышщын. – Москва, 2020. 12 . Ориген. Против Цельса. Книга 2, глава IV [Текст]/ Ориген // Ориген . О началах. Против Цельса. – Санкт- Петербург, 2008. 13 . Павлов, А.С. Курс церковного права [Текст]/ А.С. Павлов . – Санкт-Петербург, 2002. 14 . Покровский, А.И. Соборы Древней Церкви эпохи первых трех веков [Текст]/А. И. Покровский . – Сергиев Посад, 1914. 15 . Послание патриархов Восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.) [Текст]//Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. – Москва, 1900. 16 . Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Долматинско-Истрийского [Текст]. В 2 т. Т. 1. – Москва, 2001. 17 . Преподобный Никодим Святогорец . Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями [Текст]. В 4 т. – Екатеринбург, 2019. 18 . Робертсон, Дж. С. История христианской Церкви от Апостольского века до наших дней [Текст]/Дж. С. Робертсон. – Петроград, 1916. |
| |