И богомольцы шли и беспрекословно исполняли его советы и повеления. В 1820-х годах под его руководством образовалась при селе Дивееве женская община; он заботился не только о спасении душ сестер «сирот», но и о всех их нуждах житейских. Много было скорбей и гонений за это, но старец переносил их благодушно и «сиротам» постоянно повторял: «Терпите, терпите Господа ради, все болезни и скорби: у вас будет такая радость, что среди лета запоете Пасху. Вас не оставит и Царь, и вся Царская фамилия своей милостью». Это пророчество старца буквально сбылось уже после его смерти, когда был утвержден их монастырь. – Так подвизался старец 53 года в Саровской обители. Еще за много лет до кончины своей он просил сделать ему дубовый гроб, поставил его в сенях своей келии и часто молился подле него. За год до смерти он начал прощаться с людьми, близкими ему по духу; некоторым велел писать, чтобы приехали к нему проститься, а на многие письма других, не распечатывая, давал нужные ответы и прибавлял, что больше не увидится с ними. В 1832 году, в праздник Рождества Христова, пришел он в обитель причаститься Святых Таин, простился с игуменом и братьями и назначил место для своей могилы. А одному из ближайших к нему братьев трижды сказал: «Жизнь моя сокращается и я приближаюсь уже к последним минутам; по телу я совершенно мертв, но духом благодати Божией как бы сейчас родился». С особенной заботой он заповедовал не оставлять его «сирот» в Дивеевской общине. 1 января 1833 года, пришедши к ранней литургии в больничную церковь, он сказал тому же ближайшему: «Ну, возлюбленный, прости: я с тобой уже больше не увижусь... Я говорю тебе это по Бозе... Уже пришли минуты моего отшествия... Я молю за тебя Господа и Пречистую Божию Матерь, и буду за тебя молить... Не смотри на оскорбления и поношения, но стяжи дух мирен, Господа ради, прошу тебя. Ты через это себя не потеряешь; твое не уйдет». И трижды повторил: «Я молился за тебя, молюсь и буду молить Господа и Пречистую Божию Матерь». Тот рыдал у ног старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Это чудо воспоминает и Новозаветная Церковь в своих песнопениях, когда поет: «из пламене преподобным росу источил еси (отрокам в Вавилоне) и праведнаго (Неемии) жертву водою попалил еси, вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети...» Такова эта знаменитая по своим скорбным воспоминаниям долина Иосафата. С тяжелым чувством проходит по ней путник, направляясь к подножию священной горы Елеонской, где он надеется отдохнуть душой в дорогой его сердцу Гефсимании, у гроба Пренепорочной Девы Богоматери, или на крутых склонах этой горы, послуживших последней земной стезей для восходящего к Отцу Своему Сына Божия. 576. Небошественная икона Богоматери Как солнце пресветлое воссияла над северными пределами Русской земли небошественная икона Богоматери, именуемая Тихвинской; как любящая Мать посещала Царица Небесная этой иконой земнородных чад Своих, освящая воздух Своим шествием, благословляя грады и веси Русской земли, повсюду проливая реки благодатных исцелений всем с верой и любовью притекающим к Ее святой иконе. Это было в 1383 году. На великом Ладожском озере рыбаки закидывали свои сети. Вдруг осиял их необычный лучезарный свет Взглянув к небу, они увидели, что над водой по воздуху шла икона Богоматери с Предвечным Богомладенцем на левой руке. Икону окружал свет, подобный сиянию солнечному. Рыбаки бросили свое занятие и с удивлением и радостью смотрели вслед иконе, желая видеть, куда она идет и где остановится. Но икона скрылась из виду и явилась за 30 верст от озера, на месте Смольнове. Здесь поставили для нее часовню; многие болящие получили исцеление от нее, но скоро святая икона невидимо скрылась и оттуда. Ее увидели версты за две от Смольнова, близ села Вымоченицы; она и здесь стояла на воздухе и блистала светом солнечным. Со всего села собрались жители посмотреть на это чудное явление и стали молить Матерь Божию, чтобы Она даровала им икону Свою. Икона спустилась на землю, и народ с благоговением поклонялся ей и лобызал ее. Скоро тут поставили часовню, а потом и церковь , но святая икона недолго оставалась в новом храме; и отсюда Божественной силой она скрылась, чтобы обрадовать своим милостивым посещением и осенить своей небесной благодатью другие места. Она явилась, так же преславно, как и прежде, за 79 верст от Вымочениц, над горой Кукова. Народ, увидев ее на воздухе, стал усердно молить Владычицу снизойти к ним Своей святой иконой, но Царице Небесной угодно было только осенить это место Своим прехождением и остановиться за версту оттуда, на месте Кожела. По молитвам жителей, святая икона спустилась на землю; тотчас же построили для нее часовню, а вскоре и церковь в честь Покрова Богоматери; но и здесь пребывание небошественной иконы Владычицы было только временным: как легкое облако, небесная странница, носимая по воздуху, явилась на горе близ Тихвина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Души грешников тоже тотчас по смерти отходят в ад, в место мучений, но это еще не окончательно. Некоторым из них, именно тем, которые умерли с верой и покаянием, и только не успели принести плодов достойных покаяния, остается еще возможность получить облегчение в своем тяжелом состоянии и даже совершенно освободиться от него. Молитвы и добрые дела в память умерших могут облегчить их загробную участь. Господь в словах о грехе, который не простится ни в сем веке, ни в будущем ( Мф. 12:31–32 ) прямо указывает, что есть грехи, которые могут быть прощены и в будущем веке, т. е. по смерти человека. Молитвы за усопших и милостыня в их память дают их душам облегчение. Святой Иоанн Дамаскин рассказывал, что один святой старец имел ученика, жившего беспечно и согрешавшего. В таком состоянии юноша и скончался. Святому очень хотелось узнать посмертную участь своего ученика, и он слезно молил об этом Бога. Господь услышал молитву старца и в видении показал ему ученика, стоящим в пламени по шею. Святой ужаснулся и стал усердно молить Бога о спасении грешного юноши. Тогда в видении Господь снова показал ему ученика в огне, но на этот раз юноша стоял в пламени уже только по пояс. После этого чудесного видения старец начал еще больше молить Господа о прощении грехов своего ученика, и Господь показал ему юношу в третий раз. Теперь ученик стоял совершенно вне всякого пламени. Рассказов духовно опытных людей о помощи усопшим, молитвами за них, очень много. Православная Церковь это хорошо знает и постоянно молится за усопших, особенно же за Божественной литургией и при совершении панихид и отпеваний. Следует молиться за усопших и в нашей частной, личной домашней молитве. Какое утешение знать, что мертвые воскреснут, что душа человека никогда не умирает и что ей можно помочь. И все это дает нам Господь и Бог наш Иисус Христос! Вопросы: О чем говорится в одиннадцатом члене символа веры ? Что такое воскресение мертвых? Как воскреснет тело, истлевшее в земле и рассыпавшееся? Какой пророк дает нам наглядную картину воскрешения мертвых?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И так блаженный врач избавил от смерти осужденного на смерть. С этого времени вооружается на него иноверный тот армянин. Он наустил на святого Агапита единоверцев своих, чтобы они дали ему смертного зелья, думая уморить его тем. Блаженный же испил без вреда и никакого зла не пострадал: ведает Господь, как избавлять благочестивых от смерти. «Если, что смертное выпьют они, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы 74 " В те дни разболелся Владимир Всеволодович Мономах. Усердно лечил его армянин, но безуспешно, и только сильнее делался недуг. Будучи уже при конце жизни посылает князь молить игумена печерского Иоанна, чтобы он понудил Агапита прийти к нему. Он был в это время в Чернигове. Игумен призывает Агапита и велит ему идти в Чернигов. И отвечает блаженный: «если мне к князю идти, то и ко всем идти. Спаси меня, Господи, ради славы человеческой выйти за монастырские ворота. Не сделаюсь я отступником от обета, который дал перед Богом, чтобы быть мне в монастыре до последнего издыхания. Если же ты изгонишь меня, я пойду в другое место, пока минет эта беда». Никогда ещё блаженный не выходил из монастыря. Посланный же князя, видя, что не хочет идти инок, стал молить его, чтобы он хотя зелья дал, и тот, будучи принужден игуменом, дал ему для больного зелья от своего кушанья. И только что князь принял это зелье, как тотчас выздоровел. После этого, будучи в Киеве, Владимир пошёл в Печерский монастырь, желая почтить инока и увидеть того, кто, с помощью Божией, давши зелья, возвратил ему здоровье (он никогда не видал Агапита), и думал богато одарить его. Но тот, не желая, чтобы славили его, скрылся, и принесённое для него золото князь отдал игумену. Потом послал Владимир к блаженному одного из бояр своих со многими дарами. Посланный боярин нашёл его в кельи и положил перед ним принесённые дары. И сказал ему инок»: «сын мой! никогда ничего не брал я у кого бы то ни было. Стану ли теперь терять мзду свою из-за золота. Мне его ни от кого не нужно». И отвечал боярин: «отец мой! знает пославший меня, что не нужно тебе этого, но, для меня, утешь сына своего, которому ты даровала, о Боге, здоровье, возьми и раздай нищим».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спасение от потопления Фридрихсгамскаго мещанина Илии Овчинникова Фридрихсгамский мещанин, по ремеслу маляр, Илия Овчинников, раннею весною, когда лёд на Ладожском озере только что стал рыхнуть, переходил на Валаам, с намерением вступить в братство тамошней обители. Он был уже на половине пути, как внезапно поднялся ветер и озеро стало трогаться. Льдину, на которой он стоял, оторвало и понесло в средину озера. Несчастный Илия считал себя погибшим; помощи ожидать было не откуда. Илия прощался уже с жизнию; но ему блеснула мысль обратиться с молитвой к преподобным Сергию и Герману. Святые Угодники вняли погибающему: вдруг льдину понесло в противную сторону и он очутился пред Валаамским островом. Тут на берегу рыбаки ловили рыбу – они заметили Илию, тотчас подъехали к нему на лодке, сняли со льдины, привели в свою избу, отогрели и проводили в монастырь. Охранение странницы 1881 года, в Рождественский мясоед, пришла в Валаамскую обитель странница и сказывала, что, переходя озеро от Манинского острова к Валааму, была застигнута бурею, при довольно сильном морозе. От холода и усталости она совсем уже изнемогала и стала молить преподобных Сергия и Германа, да спасут её от смерти без покаяния! В это время она заметила островок и на нем избушку. Радость возвратила ей силы и вскоре она была уже в хижине, но – увы! хижина стояла необитаема и без окон. Отчаяние овладело бедною. Она упала на колени и просила Валаамских чудотворцев избавить её от неминуемой гибели. Вдруг слышит глас: „не спи и будешь спасена!” Странница ободрилась, но ненадолго – усталость взяла своё; она прилегла на лавку и лишь только хотела уснуть, какая-то невидимая сила столкнула её на пол и опять раздался глас: „не спи, а ступай в дорогу!” Странница встала; призвав на помощь Угодников Божиих, отправилась в путь и, под защитою их, благополучно достигла монастыря, пройдя, почти без устали, в самую страшную мятель, открытым озером слишком двенадцать верст. Чудесная помощь зимой на озере расслабленному В 1850 году, на третьей неделе Великого поста, четыре солдата Сердобольской инвалидной команды: Иван Дианко, Сидор Сердюк, Яким Абакумов и Емелиан Иванов, из Сердоболя шли озером в Валаамский монастырь говеть. Один из них, Емелиан Иванов, внезапно заболел на средине озера и так ослаб, что не мог сам продолжать пути; товарищи должны были нести его на руках. Верстах в десяти от монастыря страдания больного усилились, он почувствовал нестерпимую жажду, но утолить ее было нечем: у путников не случилось никакого орудия, чтобы разбить твёрдый лёд. Страждущий стал молить преподобных Сергия и Германа, да облегчат его мучения; и вдруг пред ним явилась прорубь! Обрадованный больной припал к ней, напился и мгновенно почувствовал себя исцеленным, так что мог без помощи других продолжать дорогу. Один из товарищей хотел тоже утолить свою жажду, но едва приклонился к проруби, чудотворная вода исчезла и даже место, где она явилась, сделалось незаметным!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он рассмотрел соборное деяние и в письме на имя князя К. К. Острожского и всех православных в Литве (от 27 апреля 1597 г.) вполне одобрил этот Собор, признал низвержение отпадших в унию митрополита и епископов законным и каноническим, выражал свою скорбь об отступниках и радость о праведном соборном суде; поручал православным молить короля своего Сигизмунда, чтобы он позволил им жить по отеческим обычаям и догматам; убеждал православных пребывать непреклонными в своей вере и удостаивать особой чести защитников ее, каков словеснейший дидаскал, протосинкелл и экзарх Вселенского патриарха Никифор, которого несправедливо оглаголали как соглядатая и шпиона, и просил освободить его от всякого навета и беды. Спустя немного патриарх Мелетий в письме на имя Гедеона, епископа Львовского, и всего православного духовенства и народа в Малой России (от 4 августа) приказывал избрать Собором нового митрополита и епископов на место отпадших в унию и учредить при всякой епархиальной кафедре «академии, сиречь училища», особенно во Львове, а до того времени, пока не будут поставлены новые митрополит и епископы, назначал в Литве трех экзархов Вселенского Константинопольского престола: епископа Львовского Гедеона, своего александрийского протосинкелла, архимандрита Кирилла Лукариса, находившегося тогда в Литовском крае , и князя К. К. Острожского — этого последнего с тою целию, как объяснял в данной ему грамоте на экзаршество, чтобы он «в случае надобности имел благословный повод защищать отеческие предания». Этим трем своим экзархам завещевал патриарх молить короля и сенат, да позволено будет православным жить по отеческим догматам и обычаям и не держаться григорианского календаря, так как король дал клятву во время своей присяги не нарушать никаких прав всех своих подданных, и да позволено будет приходить в Литву, когда понадобится, патриаршим уполномоченным по делам церковным. Еще чрез несколько времени Мелетий писал к православным братствам в Литве (от 24 августа), называл их «утверждением Христовой Церкви» и как бы щитом для нее и убеждал их не ослабевать в трудах и подвигах на защиту ее среди восставшей бури от бывшего митрополита Киевского и его соотступников; писал к православным князьям Адаму Вишневецкому и Кириллу Ружинскому и всему православному духовенству и народу, благословлял их за их твердость в православии и увещевал их неизменно хранить сокровище веры, а всего чаще писал к князю К.

http://sedmitza.ru/lib/text/436113/

10 апреля 1844 г. Письмо 170 Сердечно порадовался я о том, что Вы в добром здравии достигли родительского дома своего, и были приняты с любовью. Когда мы что делаем ради благоугождения Божия, и ищем спасения души своей, тогда и каменное сердце силен Бог приклонить на милость к нам. Весьма справедливо поступаете Вы, что имеете опасность в том, чтоб Вам не запутаться в сетях вражиих и не погибнуть, ибо действительно посреде сетей многих ходим мы. Посему и нужно с болезнью сердечною молить Господа, и взывать к Нему почаще: заступник, души моея буди Боже, яко посреде хожду сетей многих, избави мя от них, и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец. Из всех сетей вражиих, наиболее должно остерегаться любодеяния, даже и шуток с женским полом должно остерегаться, как повода к падению, притом и к любоимению не привязывать себя, но, по писанному, богатство аще течет, не прилагайте сердца; поскольку страсть сребролюбия названа корнем всего зла. И оным наиболее страждут старики, которые нередко и за грош готовы побраниться, от чего да сохранит Вас Господь Бог . 25 августа 1844 г. Письмо 171 Известясь о решительном намерении Вашем оставить многогреховную и суетную жизнь мирскую, и посвятить себя в служение Господу Богу в святом чине ангельском, о сем сердечно порадовался я и благодарил Бога, подавшего Вам таковое усердное желание работать Ему в преподобии и во смирении сердца, чрез что и Вы, с преподобными, преподобными соделаетесь. Да благословит Господь Бог исхождение твое из мира, и да послет тебе Ангела хранителя спутешественника, и да управит тебя к тихому пристанищу, о чем одолжаюсь молить о тебе Господа Бога. В Киев отпроситься y родителя своего сходить Богу помолиться и святым угодникам Божиим, весьма хорошо. Господь да благословит Вас! На счет же выбора себе монастыря, куда должно вступить, о сем советую Вам отнестись к отцу своему духовному, отцу Макарию. И какое он укажет место, туда и грядите во имя Господне, ничтоже сумняся. В том месте, куда он укажет, Господь Вас и спасет, и научит творити волю Его святую.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

102.  Также говорила: чем более успевают подвижники, тем с сильнейшими встречаются противниками. 103.  Некогда пришли из страны Пелузийской к матери Сарре два старца, — великие отшельники. И отходя от нее, сказали друг другу: поучим эту старицу смирению. И так говорят ей: смотри, мать, не превозносись умом, и не говори сама в себе: вот и отшельники пришли ко мне — женщине. Она отвечала им: я женщина по телу, а не по уму. 104.  Мать Сарра сказала также: если я буду молить Бога, чтобы все люди были довольны мною, то должна буду каяться у дверей каждого. Лучше я буду молить Бога о том, чтобы сердце мое было чисто перед всеми. 105.  Авва Иперехий сказал: поистине мудр тот, кто не словом поучает, но назидает делом. 106.  В одно время пришел некий монах из Рима, занимавший высокое место при дворе царском, и поселился в Ските близ церкви. При себе он имел одного послушника, который прислуживал ему. Пресвитер, видя его немощь, и притом узнав, в каком удовольствии он жил прежде, посылал к нему, если что подавал Бог, или что приносилось в церковь. Прожив двадцать пять лет во Ските, монах получил дар прозрения и сделался славным. Один из великих подвижников Египетских услышал о нем, посетил его, надеясь найти у него более строгий образ внешней жизни. Вошедши к нему он приветствовал его, и помолившись они сели. Вот Египтянин видит, что он носит хорошую одежду; под собою имеет рогожу и кожу; у него небольшая подушка; ноги чисты и обуты в сандалии. Видя это, он соблазнился тем, что в таком месте так живет этот человек, а не в строгом подвижничестве. Старец по дару прозрения понял, что он соблазнился, и говорит прислужнику: сделай нам ныне праздник ради аввы. Прислужник нашел немного овощей, и сварил их. Когда пришло время, вставши, они ели. Ради немощи старец имел у себя немного вина, и они пили. Когда же наступил вечер, они прочитали двенадцать псалмов и легли. Тоже сделали и ночью. Вставши утром, Египтянин говорил старцу: помолись о мне, — и пошел от него, не получив пользы. Когда же он несколько отошел, старец, желая сделать ему пользу, послал за ним, воротить его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Но слава Богу, что Вы живы и здоровы, и есть надежда, что Вы обет сей или желание готовитесь выполнить в грядущую осень; в чем и да благопоспешит Вам Господь за святые молитвы молящихся о Вас. Равно и любезнейшая сестрица Ваша подобна Вам, — не удосужилась пожаловать к нам. Что делать? Суета сует многих держит у себя в плену. 15 июля 1855 г. 55. Рекомендация настоятельная отложить все дела и ехать на поклон к Божией Матери Иных от любви Божией и от посещения святых мест ничто не останавливает, ни скорбь, ни болезнь, ни печаль, ни воздыхания; а Вам, возлюбленным моим, мешают выполнить обещание свое суета сует и самый мелочные и неуважительные домашние обстоятельства; а наиболее сожалею о том, что Вы в течение целого года не удосужились поклониться Божией Матери, в области Которой пребываете. А посему советую Вам от души выполнить этот долг неотложно до наступающего поста, не взирая ни на холод, ни на какую непогоду, ни на какие домашние препятствия, дабы за медленность свою не подпасть какому неприятному искушению. По моему мнению, лучше отсрочить свою поездку в Д., нежели к Божией Матери; но если сужу я так не право, то за сие прошу простить меня. 7 Января 1856 г. 56. Сердечная благодарность за посылку и поздравление — и рассказ о скорбях при переезде на новое место Высокопочтеннейший и Милостивейший Благодетель мой! Любезное мне писание Ваше, от 5 Декабря писанное, имел удовольствие получить исправно на сих днях от возвратившегося в обитель монаха нашего, равно и благословенного хлеба-семь четвертей ржи, денег четыре целковых, и еще иерусалимские четочки, и от матушки Вашей перламутровый крест от гроба Господня на благословение мне недостойному; все оное, к душевному утешению моему, имел удовольствие получить исправно. И за столь многое усердие Ваше и облагодетельствование меня я, хотя от всея души и приношу Вам чувствительное благодарение, но достойным образом пером сим недоумею возблагодарить Вас, моего дражайшего благодетеля. А посему обязанным себя считаю всебратственно молить Господа Бога как о Вас с матушкою, так и о прочих братцах и сродниках Ваших, и молить Его благость, чтобы благотворное общение Ваше и усердие было Ему, Господу Богу, благоприятною жертвою, ходатайствующею Вам и всему сродству Вашему благодать и милость, и душеспасительное во многолетном здравии пребывание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

И вселился святой на той горе, которая потом по имени его была прозвана «Авксентиевой,» под каким названием упоминается гора сие в житии преподобного Стефана [ 3 ], пострадавшего от иконоборцев, который впоследствии жил на сей горе. Жительствуя на сей горе, преподобный Авксентий был найден здесь пастухами; они искали своих заблудившихся овец, которых и разыскали по молитвам преподобного. С того времени и разнеслась молва о святом, так что много людей стало приходить к нему, — одни, чтобы получить телесное исцеление, ибо по молитвам святого выздоравливали от всяких болезней, другие же для пользы душевной. Потом благочестивые люди из окрестных селений, собравшись, построили для преподобного келлию на самой вершине горы. Заключившись в ней, святой через небольшое оконце беседовал с приходящими к нему, поучая добродетели и исцеляя недужных, ибо он был как бы целебный источник, исполненный Божией благодати, так что люди из разных городов приходили к нему, как к безмездному врачу. Однажды к Авксентию пришла из Никомидии жена некоего комита [ 4 ], потерявшая зрение, и стала молить его: — Помилуй меня, раб Бога Вышнего! На сие преподобный отвечал ей, обращаясь ко всем там присутствовавшим: — Я грешный человек; как и вы, я также подвержен страстям. Если же вы веруете, что Исцеливший слепого от рождения не презрит и сей женщины, то с усердием помолимся о ней все Господу. Когда все молились, святой прикоснулся очей ее и сказал: — Исцеляет тебя Иисус Христос, свет истинный. Тотчас прозрела та женщина, и все стали прославлять Бога. В благодарность за свое исцеление, она подала щедрую милостыню нищим, которые находились у подножия той горы и просили милостыню у приходящих к святому; и сам он заботился о них, раздавая им через своих учеников приносимый ему хлеб. Кроме дара подавать исцеление у преподобного был еще и другой дар — дар прозорливости. Так, к нему пришли однажды два человека, один православный, другой же последователь еретиков; православного святой принял с лаской и долго беседовал с ним о душевной пользе, а с еретиком он и слова не сказал, провидя его неверие. Когда они отошли от святого, тогда тот еретик начал хулить преподобного и порицать его, называя лицемером. Не успели они еще дойти до своих домов, как на пути встречает еретика слуга, который сообщил ему, что в дочь его вселился бес, который сильно ее теперь мучит. Весть сия сильно опечалила еретика; он раскаялся в своих грехах, отвел дочь свою, одержимую нечистым духом, к преподобному Авксентию и стал смиренно молить святого, чтобы он исцелил его дочь, — и она исцелилась от мучений беса, а ее отец от своего зловерия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010