Матерь Божия защищает нас и от врагов невидимых. Как часто мы не замечаем, что враг готов ворваться в нашу душу, поразить нас, тяжело ранить и погубить. И эту опасность отводит от нас Матерь Божия, прогоняя врагов, Она покрывает и спасает нас. И как обидно, что мы часто не замечаем эту небесную помощь. Мы не только не стремимся жить постоянно под Покровом Божией Матери, не только не молимся Ей с живой верой и любовью, мы оскорбляем Царицу Небесную своей жизнью, своими грехами, своей неблагодарностью. Эта неблагодарность настолько преступна, настолько тяжела, что и выразить трудно. Дорогие мои! Будем чаще помнить Ее. Будем молиться Ей. Будем искать Ее следы в нашей жизни. Будем прибегать под Ее огненный, всеспасающий Покров. Усердно помолимся Ей и за себя, и за детей своих, за родных и близких, и за всех, за будущее поколение, если Господь еще допустит нам пожить. Будем докучать Ей, как докучает матери капризный ребенок, и мать не может отказать. Ведь жизнь наша нелегкая, и спасаться с каждым днем становится все тяжелее, и особенно, дорогие мои, страшно становится за самое дорогое сокровище – за веру нашу. Враг спасения похищает у нас веру из сердца, обкрадывает нас безжалостно. Как тать, он тихо влезает в окно нашего дома и губит навечно души наши. Так будем умолять Царицу Небесную, чтобы Она нас защитила от злодея и душеубийцы. Будем молить Ее и о том, чтобы Она покрыла нас в тот страшный миг, который настанет для каждого из нас, – в час смерти. Тогда бесовские полчища кинутся, чтобы вырвать душу, увлечь ее за собой в мрачную адскую пропасть. Будем молить, чтобы Она покрыла нас, отогнала этих мерзких бесов от нашей души, чтобы Она довела нас за руку, как мать ребенка, к светлым чертогам Своего Сына. Чтобы Господь не лишил нас там хотя бы последних обителей Своего рая, чтобы быть нам там, где Сам Он, Спаситель наш, где Матерь Его Пречистая и все святые угодники, – в блаженных небесных селениях. «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором» (акафист Покрову Пресвятой Богородицы). Покров нетленный

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Господь хочет дать нам надежду, и в этот праздник Входа Его в Иерусалим Он зовет нас веровать, что все истинное совершается в надежде. Мы знаем, что после смерти Христа на Кресте «завеса Храма разодралась от верхнего края до нижнего. Сотник, стоящий там и видя происходящее, воскликнул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15, 36). Разодранная завеса Храма означает, что теперь существует только один Храм — Тело Христово. Храм Тела Христова, который составляем мы, ученики Господни со всеми, имеющими войти в это Тело — Церковь. Поистине, Человек этот — Сын Божий. В Его приношении Себя за жизнь мира дается надежда на созидание Храма, который есть Церковь. Церковь созидается среди жестокости мира и зовет всех к вхождению в нее. Будем молить Господа о даре этой глубокой надежды, которую мы так часто теряем. Эта надежда уже сегодня открывает нам Воскресение Христово. Ныне в день Входа Господня в Иерусалим мы радуемся о Господе, мы возвещаем Его Царство, великолепие Его света и Его любви. Он уничижил Себя до предела, чтобы возвести нас с Собой к высотам Своего Небесного Отца. Он умалил Себя до конца. Ныне Господь совершает вход в глубины зла и смерти, чтобы мы, восходя с Ним, составили Церковь. Он зовет всех к новой встрече с Ним, чтобы мы поистине стали другими людьми. Жизнь дается нам для того, чтобы мы стали новыми людьми, чтобы мы обновились новизною Христовой, всем, что есть у Христа, Его любовью. Праздник Входа Господня в Иерусалим исполнен ликования, потому что он возвещает нам о любви Бога к людям. Мы все любимы Богом. Каждый из нас любим Им в самой сокровенной нашей глубине, там, где мы сами себя не знаем. Господь любит нас как никто на свете не может любить. Он ищет нас, Он хочет, чтобы мы все сегодня вышли с вербными ветками и крестами в руках навстречу Ему. Чтобы все узнали, что Он — любовь, истина, мир, кротость, смирение, Он зовет нас к полноте любви. Предадим нашу жизнь в самой сокровенной ее глубине Господу, не думая о том, куда Он нас поведет. Он поведет нас за пределы всего, что мы можем представить. Предадим себя Ему до конца. Будем вопить к Нему о нашей беде. «Осанна в вышних!» Господи, спаси же, мы погибаем! Вся Церковь есть Церковь кающихся и Церковь погибающих. Будем молить Господа, выходя навстречу Ему, чтобы Он встретил нас. Как только Один Христос может встретить. Чтобы мы стали людьми надежды в мире, не имеющем надежды. Чтобы мы стали свидетелями истины Божественной. Мы должны желать себе и всем только одного — узнать, что есть любовь Божия, коснуться ее в Духе Святом так, чтобы все, что поет сегодня Церковь, стало исходить из наших изумленных уст и сердец. «Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса». «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». Господь велик и чудесен. Он совершит самое великое чудо в нашей жизни, какое только может быть, если мы только по-настоящему этого пожелаем. Он — Бог Живой, побеждающий нашу смерть, бесконечно любящий нас. Аминь.

http://moral.ru/vhod-gospoden/

Правила нужны для поступающих в монастырь, чтоб они навыкали деланиям или занятиям монашеским. Потом же, когда они дойдут до внутренних некиих ощущений и особенно до сердечной теплоты, правила и им не строго нужны. Вообще к правилам не следует пристращаться, а быть свободну в отношении к ним, одно имея в намерении, как бы внимание к Богу благоговейное не отходило... В принятии пищи – немного оскудить питание, равно и у сна отнимать кое-что. Как что – сами смотрите. Не нужно вязать себя, а свободно действовать: иногда так, иногда иначе, одно имея в виду – плоти угодия не творить и ни в чем не самоугодничать. И спать или бодрствовать тоже разно можно, имея одну меру: не засыпаться крепко (8, с. 195–197). 13. Средства к поддержанию духовной теплоты Теплота сердечная, о коей вы пишете, – хорошее состояние. И надо ее блюсти и поддерживать. Когда ослабеет, возгревать – так, как вы делаете: собираться посильнее внутрь и к Господу взывать. Чтоб не отходила, надо избегать рассеяния мыслей и впечатлений на чувства, несогласных с сим состоянием, избегать, чтоб сердце не прилегло к чему-либо видимому (не худому только, но вообще ко всему) и никакая забота не поглощала всего внимания. Внимание к Богу да будет неотходное и напряжение тела неослабное – в струнку, как солдат в строю. Главное же – Господа молить, да продлит сию милость (8, с. 199–200). 14. Признаки и способ приобретения благодатной теплоты в сердце Первый плод Божией теплоты есть собрание мыслей воедино и устремление их к Богу неотходное. Тут бывает то же, что с кровоточивою. У той стал ток крови, а тут останавливается ток помыслов. Что же нужно? Держа свою натуральную теплоту, ни во что ее вменять, а только приготовлением некиим к Божией теплоте почитать; затем болезновать о скудности Божиего действия в сердце и в болезни молить Господа непрестанно: милостив буди! – Не отврати лица Твоего! – Просвети лице Твое! К этому усугубить лишения телесные... в пище, сне, труде и подобном. Все же дело предать в руки Божии (8, с. 201–202). 15. Молитва – болезненное к Богу припадание в сокрушении и смирении

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Как пишет в своих трудах по литургике святитель Афанасий Сахаров, исповедник и епископ Ковровский, выросло это из древнего чинопочитания мучеников. Когда первые христиане подвергались гонениям, когда их усекали мечом, сжигали огнем, бросали на растерзание зверям, они по возможности выкупали или забирали останки своих предавших жизнь за Христа собратьев и сестер и с честью погребали их, а затем творили по ним память. Мученический чин и чин святых вошел в жизнь Церкви как некое связующее звено между миром земным и миром Небесным. Они, жившие среди нас, бывшие одними из нас, сохранив верность Христу, отдав за Него самое дорогое – свою жизнь, переселились на Небеса. Вспомним, как написал в житии Саввы Освященного его ученик и жизнеописатель Кирилл Скифопольский: «Земной Ангел и Небесный человек». Именно так впервые прозвучала эта дивная формулировка. Ангелы на земли и человеки на Небе, земные Ангелы и Небесные человеки. Поэтому христиане не просто поминали или горевали о мучениках, страдальчески скончавшихся за веру Христову,– они их почитали, прославляли и уже к ним сами обращались с молитвами, осознавая, что за свой подвиг те имеют великое дерзновение у Престола Божия. Как мы помним, их останки символически стали класть уже в древней Церкви ещё в период гонений под престол, на котором в храме совершалась литургия. Опять же из-за того, что это некий зримый, явственно видимый нами мост от мира земного к миру Небесному, от жизни нашей земной к жизни Небесной. В системе росписи православных храмов святым мученикам и святым других чинов отводилось место на столпах, поддерживающих своды храма. Символически они заполняли это живописное пространство столпов, которое соединяло своды храма с полом, землю с Небом, мир земной с миром Небесным. Почитание мучеников и молитва к ним потом переросли в молитву о всех усопших, потому что кто-то стяжал святость, а кто-то мог уйти с какими-то грехами. Но и они тоже нуждаются в молитве. Церковь имеет великое дерзновение молить о них Господа, молить о Божием милосердии к ним, об изменении изречения Божия на них на Страшном Суде.

http://radonezh.ru/2021/04/15/o-znacheni...

«Отец мой, – сказала одна из дочерей его,– обещайте мне молить за меня там Господа, чтобы Он не отлучил меня от вас в будущей жизни». «Если обрящу дерзновение, буду молить! А ты паче всего будь всегда проста и незлобива; больше всех сокровищ ищи стяжание молитвы; когда стяжешь ее, она, как болячка, врастет в сердце, и тогда уже не измешь ее». – «Мы надеемся, отец мой, сказать вам еще: Христос воскресе!» – «О нет! Пасху уже там я буду торжествовать! Там Пасха нескончаемая! Уповаю, уповаю на Заступницу мою, Пресвятую Богородицу! Она меня проведет чрез мытарства, покроет от злобы врагов. Ну, прощайте». Всенощную службу Последования Страстей Христовых он слушал из своей кельи. После исповедовал еще двух своих ближайших духовных дочерей, и они, удаляясь от него, не думали, что получают последнее его благословение и слышат последнее его слово... В пять часов утра, как рассказывает жизнеописатель, пономарь, убирая церковь и приготовляя что нужно к служению литургии, слышал, что старец вышел из своей темненькой кельи. Закончив уборку, пономарь отворил дверь из церкви в келью и вошел, чтобы принять у старца благословение. Он увидел преподобного Парфения с поникшей главой, сидевшего на стуле близ маленького столика у церковных дверей и словно пребывающего в глубокой думе... Как спокойна, ясна кончина праведных и тихи их предсмертные часы. Его кончина была без свидетелей: на молитве, наедине с Богом, Которому Единому он служил на земле, к Кому стремился, Кого желал, по Ком тосковал и к Кому теперь уходил. И какое счастье, какие тайны открылись ему через врата смерти! «Благословите, батюшка», – попросил пономарь. Но ответа не было. Он повторил то же, и опять ответом было молчание. Он приблизился – и тут же понял, что душа старца уже отлетела ко Господу. Эта скорбная весть мгновенно разнеслась по Святой Лавре, и у дверей кельи старца собралось множество людей... Преподобный Парфений скончался на шестьдесят третьем году жизни. Когда началось торжественное богослужение Великой Субботы, умилительное зрелище поразило всех, входивших в келейную церковь старца: стоявшая в центре Святая Плащаница с изображением пречистой Плоти нашего Искупителя, и тут же, во гробе, верный раб Его! Так, еще на земле, исполнилось над преподобным Парфением слово Господне: И где Я, там и слуга Мой будет ( Ин. 12: 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Учащиеся в этих школах, как и родители их, в церковь не ходят, Богу не молятся, священнического благословения не принимают, крестное знамение истово исполнять не умеют. Отнятие у Церкви молодого поколения из материнского ее попечения об их воспитании не то же ли, что лишение дерева почек и молодых побегов? Для Церкви грозит опасность в недалеком будущем видеть в этом молодом поколении не родных детей, а пасынков, отступников, а может быть – и врагов Церкви. Отмечая эти темные, печальные и вообще нежелательные явления в жизни минувшего года, нельзя не отметить и некоторых отрадных явлений, имевших место в том году. Это, между прочим, стремление значительной части русского общества объединиться между собой, чтобы составить общий союз на защиту тех основ, на которых созидалась и крепко стояла русская земля, то есть чтобы стать крепко, стеной за православие, самодержавие и единство русского народа как хозяина русской земли. Нам, сынам Православной Церкви и дорогого нашего отечества, нельзя не пожелать и Бога не молить о том, чтобы этот Союз русского народа возрастал, чтобы ежегодно и ежедневно в состав его входило больше и больше русских людей, любящих Святую Православную Церковь , преданных своему самодержавному царю и готовых душу положить за землю русскую, за русский народ. Итак, обозрев отрадные и печальные явления в жизни нашего народа, нашего города и нашей церковной жизни, будем вступать в новый год прежде всего с благодарением к Содетелю всея твари, положившему времена и лета в Своей власти, за все милости и дары любви Его, явленные к нам в минувшем году. С тем вместе будем молить Господа, да отвратит Он Свой праведный гнев от нас, да сохранит страну нашу от глада и мора, огня и меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани; да дарует нам дух покаяния, сознания нашей виновности пред Богом и Его Святой Церковью и вложит в нас желание исправления нашей жизни; да отклонит от нас взаимную вражду, нечестие, пьянство, разврат; да дарует пастырям бдение о душах пасомых, судиям – правду, нелицеприятие, начальствующим – любовь, мудрость и мужество, воинству – неизменную верность своему долгу и готовность положить душу свою за веру, царя и отечество, а всем нам да дарует Свое благословение на наступающий год. Благослови, Господи, венец лета Своея благости! Память смерти. Беседа в полночь наступившего Нового 1910 года Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши. ( Сир.7:39 ). В прошедшем году в полуночный час этого дня в этом храме, при таковом же стечении верующих, поставив в начало нашей беседы пророческое изречение: Помянух дни древния, поучихся ( Пс.142:5 ), мы вспоминали события, совершившиеся в нашем городе, в нашем отечестве и в нашей Святой Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

При прощании одна из духовных дщерей его просила молить за нее там Господа не отлучать ее от него в будущей жизни. Старец ответил ей: «Если обрящу дерзновение, буду молить! А ты паче всего будь всегда проста и незлобива; больше всех сокровищ ищи стяжать молитву; когда стяжешь ее, она как болячка врастет в сердце, и тогда уже не изымешь ее». – «Мы надеемся, отец мой, сказать вам еще: Христос Воскресе!» – «О нет! Пасху уже я там буду торжествовать! Там Пасха нескончаемая! Уповаю на заступницу мою – Пресвятую Богородицу! Она меня проведет через мытарства, покроет от злобы врагов. Ну, прощайте!» Всенощную службу – последование страстей Христовых – слушал он из своей келлии. По окончании ее исповедовал еще двух усерднейших и ближайших дочерей своих. В Великую Пятницу в пять часов утра пономарь, убирая церковь , слышал, что старец вышел из своей темненькой келлии. Убравши, он отворил дверь из церкви в келлию и взошел, чтобы принять благословение старца. Он увидел его сидящим на стуле близ маленького столика у дверей церковных, с поникшею главою, как бы в глубокой думе. На слова его: «Благословите, батюшка» – ответа не последовало, как и на повторное обращение. Приблизившись, он убедился в кончине праведника. Скорбная весть быстро разнеслась по Лавре. Вся братия, так почитавшая старца за его незлобие, исключительную простоту и подвижническое житие, спешила к нему и теснилась у дверей его келлии. В Великую Субботу тело о. Парфения перенесено было в Крестовоздвиженскую, что над пещерами, церковь . Гроб несли на своих плечах владыка Филарет, архимандриты и братия обители. В Светлый Понедельник митрополитом, при огромном стечении молящихся, совершено было отпевание усопшего. По совершении богослужения гроб духовными сыновьями старца несен был в Голосеевскую пустынь. Несмотря на непрекращавшийся сильный дождь, многочисленная толпа народа шествовала за гробом. В Голосееве ожидал его митрополит Филарет. В пустыни, в которой в течение стольких лет любил уединяться старец Парфений, погребен он был в храме Живоносного Источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

е. ангелы и прославленные святые Божии человеки. Как хороша была бы земля, если бы она населилась людьми вполне покорными воле и власти Царя небесного, если бы они так утвердились в повиновении воле Божией, что для них, подобно тому как для добрых ангелов, стало бы уже нравственно невозможно какое-либо противление ей! Тогда земля стала бы походить на небо, тогда обитатели земли и небожители составили бы нераздельную область царствия Божия и одинаково споспешествовали бы славе Божией, тогда вполне достиглась бы цель первого пришествия Христова – «все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф.1:10 ), тогда будет Бог всяческая во всех ( 1Кор.15:28 ). И вот о сем-то и научил нас Господь Иисус молить Отца небесного словами: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Было время, хотя непродолжительное, когда земля совершенно согласна была с небом в исполнении воли Божией, когда на земле еще не было греха, т. е. восстания против воли и власти Божией. И неужели это блаженное время прошло безвозвратно? Неужели однажды навсегда для человека потеряна возможность прийти в то состояние, в каком находятся небожители? Нельзя сказать этого уже по тому одному, что Господь Иисус научил нас молить Отца небесного: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Он, без сомнения, не стал бы учить нас молиться о тщетном и невозможном. Так, наступит, непременно наступит то вожделенное время, когда на земле столь же свято и неизменно будет совершаться воля Божия, как и на небесах. Теперь господство первородного греха, немощи тела, соблазны житейские, козни сатаны дают чувствовать свою силу даже избранным людям, так, что и из них многие жалуются на свое бессилие в борьбе со грехом, говоря с Апостолом: не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю ( Рим.7:19 ). Но не вечно земля будет жилищем греха. Будет некогда новое небо и новая земля, на которых будет обитать одна правда ( 2Пет.3:13 ). Обновленная земля перестанет быть местом борьбы со грехом и козней духа злобы, князя господствующего в воздухе ( Еф.2:2 ), власть его тогда упразднится; самое тело наше примет тогда иной вид бытия, приспособленный к обитанию в нем чистой души, и уже не будет подвержено немощам, болезням и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Может быть, через Ваш такой довольно сумбурный вопрос для Вас откроется величие и долготерпение Божие, и жизнь Ваша изменится. Помоги Господь! Спасибо за ответ Моя подруга утверждает, что её знакомой так сказал батюшка в церкви, на вопрос о том, почему ее ребенок болен пороком сердца… Прося что-то у Бога, мы должны смиренно добавлять “да будет воля Твоя!”. Мы знаем о словах священника в пердаче из чужих уст, поэтому можно только догадываться что он имел в виду. Возможно говорил о неразумных, самонадеянных просьбах, типа “хочу и всё тут” (любой ценой), без учёта того, что Бог несравненно лучше знает что, кому и когда дать. Здравствуйте! Но Помогите пожалуйста прояснить ситуацию: правда ли, что нельзя было молить Бога о ребенке? Иначе он мог бы родится с какими-нибудь болезнями или стать в последствии нехорошим человеком, грубо говоря, вором, насильником или маньяком (не дай Бог). Нет, это неправда. Исполнение молитвенной просьбы всегда остается на усмотрение Бога, если мы оставляем Ему право не исполнить нашу молитву. Что касается причин бесплодия, то они могут быть естественными, то есть не обязательно причина в нежелании Бога давать детей. Прп. Анастасий Синаит пишет про естественные причины происходящего: Когда видишь, что святая женщина бесплодна, а язычница многочадна; или что в одной области, населенной людьми благочестивыми, непрестанно случаются смерти, а в другой, населенной язычниками, никогда не происходит никаких пагубных эпидемий; или, чтобы сказать кратко, когда ты видишь такие и подобные им страшные и невероятные [события], не трепещи от ужаса и не мысли о Боге что-либо неподобающее или богохульное. Из сказанного ты точно узнал, что все это и подобные им [вещи] происходят не помимо всевидящего и промыслительного ведения Творца. Не происходят они и иным каким-либо образом, кроме как посредством дарованного изначала Богом и благоустроенного управления и чина, созданного Богом, стихий и естественного руководства [их]. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное

http://azbyka.ru/vopros/pravda-chto-rebe...

Где мир, покой и тишина, И радость вечная одна В удел всем праведным дана. 3 Где все утехи, вся отрада, Какие ты имел, богач? Чертог твой ныне – место смрада, Где вечный скрежет, вопль и плач. Не рай небесный – бездна ада Вовеки будет твой удел, И строгий суд, а не награда, Там ждет того, кто не хотел Стяжать богатства добрых дел. 4 И мучась в пламени жестоком, Издалека богач взирал На чудный рай, где за потоком На месте злачном и высоком Свет Авраама озарял, И где в нем Лазарь обитал... Сила поминовения усопших на литургии Святой Григорий Двоеслов рассказывает, как в его время одному благочестивому священнику явился во сне умерший христианин и просил за упокой его души совершить Бескровную Жертву, то есть литургию. При этом усопший прибавил, что если Священная Жертва облегчит его участь, то он уже больше не явится ему. Священник исполнил эту просьбу и отслужил литургию по покойнику. С той поры нового явления уже не было. Важность домашней молитвы за умерших Святой Иоанн Дамаскин рассказывает, что один святой старец имел ученика, жившего в беспечности о своем спасении. В таком состоянии юноша и скончался. Святому очень хотелось узнать посмертную участь своего ученика, и он слезно об этом молил Бога. Господь услышал молитву старца и в видении показал ему ученика стоящим в пламени до шеи. Святой ужаснулся и стал усердно молить Бога о спасении грешного юноши. Тогда в видении Господь снова показал ему ученика в огне, но на этот раз юноша стоял в пламени по пояс. После этого чудного видения старец начал еще больше молить Господа о прощении грехов своего ученика, и Господь показал ему юношу в третий раз. Теперь ученик стоял совершенно свободным от пламени. Значение милостыни, подаваемой за усопших У блаженного Луки был родной брат, инок, который мало заботился о своей душе. После его смерти в келлии покойного были найдены большие деньги, и святой Лука был очень огорчен, узнав, что его брат нарушил обет монашеской нестяжательности. Все найденное старец отдал нищим за спасение души своего брата.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010