«Что же нужно? Держа свою натуральную теплоту, ни во что ее вменять, а только приготовлением некиим к Божией теплоте почитать; затем болезновать о скудости Божияго действия в сердце и в болезни молить Господа непрестанно: «Милостив буди! Не отврати Лица Твоего!..». К этому усугубить лишения телесныя... в пище, сне, труде и подобное. Все же дело предать в руки Божии» (свт. Феофан, п. 82). «Теплота сердечная... – хорошее состояние. И надо ее блюсти и поддерживать. Чтоб не отходила, надо избегать разсеяния мыслей и впечатлений на чувства, не согласных с сим состоянием, избегать, чтоб сердце не прилегло к чему либо видимому и никакая забота не поглощала всего внимания. Внимание-же к Богу да будет неотходное и напряжение тела неослабное, в струнку, как солдат в строю. Главное же: Господа молить, да продлит сию милость» (свт. Феофан, п. 81). Много сил душевных и физических крадет рассеянность мыслей и смена впечатлений. С древних веков обращали св. отцы особое внимание на впечатления. Некоторые из них способны надолго вывести человека из строя. Потому всем, кто хочет хранить в душе память о Боге, надо обратить на это внимание, а значит, обречь себя в первое время на некоторую сухость, скуку, пока душа не научится жить не внешним притоком впечатлений, а внутренней силой чувств к Богу. «Настоящая молитва самодельно не бывает: она есть дар Божий. Ищите и обрящете!» (свт. Феофан, п. 75) Ни способы, ни приемы не помогут нам получить дар той святой молитвы, которая способна творить чудеса. Это бывает только по воле Бога. В нашей же воле готовить сердце принятию благодатных даров. И прежде всего надо беспокоиться о том, достойны ли мы великого дара. «Сердечная молитва никогда не преждевременна. Она – начало дела. Утверждением ея в сердце дело Божие спеется» (свт. Феофан, п. 75). Лучше в молитве вообще не мечтать и не иметь мерок. Тогда не возникнет и вопроса о преждевременности. Важнее следить за тем, чтобы молитва Богу всегда шла от сердца, а сердце не уставало смиряться перед Богом. Остальное все Бог даст во время свое и по силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

В церквах монастыря за вклады служили заздравные молебны, на эктениях поминали вкладчиков 501 , вынимали за них частицы из просфор. Иногда братии поставлялось в обязанность молить Бога о многолетнем здравии не только соборне, но и келейно 502 . Поминовение на трапезе состояло из заздравных кормов, которые также соединялись с молитвословиями 503 . За поминовение заздравное не было назначено взимать раз навсегда установленной цены. Она зависала от соглашения между монастырем и вкладчиками 504 . За шесть заздравных ежегодных кормов великие князья московские обыкновенно платили по 58 рублей, 10 алтын, 4 деньги. Каждый корм, следовательно, стоил около 9 рублей (по прежнему счету), т. е., по-видимому, был дешевле заупокойного, по в действительности кормы по умерших совершались из года в год «доколе и монастырь стоит», а плата за корм о здравии была разовая. Так как «устроить свою душу» считалось делом более важным, чем благоденствие и долголетие в здешней жизни, то кормы и вообще поминовение заздравное совершались в Кирилловом монастыре менее часто, чем поминовение заупокойное. Крупные вкладчики редко ограничивали цель пожертвования заздравным поминовением. Обыкновенно же они, давая известную сумму в распоряжение монастыря, ставили условием: при жизни за то даяние Бога молить о своем здравии, а по смерти – совершать заупокойное поминовение 505 . Чаще о здравии (за известную плату) служились молебствия на гробу преподобного Кирилла 506 . Нередко также опускались богомольцами деньги в «кружки», стоявшия при раке чудотворца 507 . Вклады за пострижение, за помяновение и другие требы еще в XV веке были одним из средств содержания монастыря. С 30-х же годов XVI столетия, когда размер и численность их стали быстро возрастать, они составляли основной фонд денежного богатства монастырской казны. Ежегодный доход (движимым имуществом) от поминовений, пострижения, молебствий и проч. треб в иное время достигал тысячи рублей на прежние деньги. (Так в игуменство Савватья, между 1617 и 1621 годами, монастырь получал «вкладных и всяких денег по 1000 р. и больши и меньши») 508 . Исторические условия, содействовавшие быстрому возрастанию вкладов в эпоху Грозного, были подготовлены деятельностью кирилловского монашества, в среде которого, по славам Курбского, было не мало «любостяжателей».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

- Живу в Киеве, сам – русский, родился и прожил всю жизнь в Центральной Украине. Как должен православный христианин реагировать на агрессию в отношении себя и других русских? Часто бываю поневоле в ситуации, когда нахожусь в некоем сообществе людей, обсуждающих, как бы получше и побольше убить колорадов. Являются ли моей обязанностью, как христианина, максимально жестко гасить подобные разговоры или же я должен ждать, когда массы перебесятся? Ситуация со школой: как я должен учить ребенка реагировать на агрессию других детей и учителей  в отношении русских? -Надо учить детей и самому учиться христианству - тогда все будет понятно. Потому что тут могут быть тысячи разных ситуаций. И поэтому дать какой-то алгоритм тут невозможно. Но поступать по-христиански мы всегда можем научить. - Мама с детства учила меня тому, что, если на душе тяжело – возьми Библию и начни читать с любой страницы. Слова будто заживляли мою душу, это благодать или самовнушение? - Это лучше спросить у автора. -Что значит не вспоминать Господа всуе? -Бога можно поминать только в каком-либо научно-богословском докладе, либо в молитве, можно в проповеди, что тоже приравнивается к некоему устному богословскому трактату. -Может ли Бог послать в наказание одиночество? Мне 20 лет, и больше всего на свете я хочу иметь свою семью, строить домашнюю церковь и иметь много детей. На моем пути встречалось много удивительных мужчин, но до свадьбы дело не доходило. Как быть? Смириться с такой судьбой или продолжать молить Бога? -Конечно, продолжать молить Бога.   -У меня 8 месяцев назад умер муж, остался сын 4,5 года, последнее время ребенок перестал слушаться, дерется, кричит. Ребенка не наказываю, не хочу, чтобы он озлобился, пытаюсь объяснить, вместе ходим в церковь, причащаемся, молимся дома. Не понимаю, как вести себя в такой ситуации, справиться с ним не могу… -Справляться тут не надо, он ведет себя соответственно своему возрасту. -Трудно себе представить ребенка в 3 годика, если он только не больной, который вообще не слушается. Это надо как-то очень сильно постараться.

http://radonezh.ru/text/13-12-2014-pryam...

Если же которая-нибудь родила в известное время от семени слова Божия: то необходимо, чтобы рожденное возрастало, и прежде всего питалось млеком младенчества ( 1Кор. 3:2 ), пока станет способно к твердой пище и достигнет зрелого возраста исполнения Христова ( Еф. 4:13 ). Ибо всяк, питающийся молоком, не сведущ в делах правды: потому что еще младенец. Поэтому души, еще не родившие или еще не могшие воспитать рожденное, когда видят появление в церкви еретической проповеди, тотчас соблазняются и погибают; а во время бед и гонений устоять бывают не в силах, особенно, если не упражнялись в добрых делах и не ходили по пути, который есть Христос ( Ин. 14:6 ). Апостол говорит об этой мерзости еретического и нечестивого учения, что человек неправды и противник будет превозносится выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога ( 2Сол. 2:4 ). Пришествие его, по действию сатаны (Там же, ст. 9); и зачатое он погубит преждевременными родами. И рожденное не в состоянии будет достигнуть до отрочества и совершенного возраста. Почему должно молить Господа, чтобы в ту пору, когда вера только в зачатке и возраст еще продолжается, не наступила зима, о которой писано: зима уже прошла; дождь миновал ( Песн. 2:11 ), – молить, чтобы мы не оцепенели в бездействии, но когда станет угрожать кораблекрушение, возбудили спящего Господа, и сказали Ему: учителю, спаси нас, погибаем ( Мф. 8:25 ). Глава V Что значит сказанное в Евангелии от Луки: но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим ( Лк. 9:53 )? Спеша в Иерусалим, чтобы наступило наконец время взятия его (от мира), чтобы праздновать пасху, о которой сказал: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания ( Лк. 22:15 ), чтобы пить чашу, о которой говорит: неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец ( Ин. 18:11 ), и все учение свое подтвердить крестом, сообразно написанному: когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ), – Господь утвердил лице свое идти в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Он же, утешая их, сказал: «Братья, если и телом вдали от вас буду, душою же – с вами». Об уходе блаженного в пустынь Блаженный Корнилий, взяв с собой некоторых из братии, отошел от монастыря примерно на 70 поприщ, к безлюдному месту, называемому Сурское озеро, в лес поблизости реки Костромы. И там начал со всяческим старанием и усердием служить в безмолвии Господу. Братия же, посовещавшись, послала нескольких из них к отцу своему Корнилию в пустынь, молить его, дабы не оставил их, осиротевших своих детей, им собранных. Святой же им отказал, и они ушли, ничего не получив. Святой же старец безмолвствовал в пустыни. О том, как великий князь ходил в Кириллов молиться Той же зимой решил великий князь Василий Иванович всея Руси отправиться на Белоозеро в Кириллов вместе с великой княгиней Еленой, молить Господа Бога и Пречистую Богородицу и великого чудотворца Кирилла, да даруется им чадородие, чтобы был наследник роду его, самодержца всея Руси. Проезжая мимо, заехал он и в обитель Пречистой, в Корнилиев монастырь, в то время как старца Корнилия в обители не было. Великодержавный же государь с великой княгиней долго молились Пресвятой Богородице и совершили молебен великому Антонию. Потом же спросил братьев: «Почему ушел Корнилий в пустынь, по благочестивому ли помыслу или из-за каких-то беспорядков, скажите мне». Братья же ответили: «Ради любви ко Христу». И молили самодержавного государя со слезами, дабы уговорил отца нашего не оставить нас осиротевшими, ибо не в состоянии они были оставаться без такого пастыря и учителя. Самодержец же внял их молениям и слезам и тотчас отправил своего посланца в пустынь к старцу Корнилию, и повелел ему вернуться в свой монастырь и дождаться его возвращения из Кириллова, сам же дал братии много милостыни и, угостив трапезой, отправился в Кириллов. И там совершив молебствие, князь великий вновь вернулся с Белоозера из Кириллова. Отец же наш Корнилий по повелению великого князя пришел из пустыни в свой монастырь и, взяв с собой трех братьев, встретил великодержавного государя в Вологде, и поклонился ему до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Составила со слов излечившихся р. Б. Галина, 1999 г. У моего девятилетнего ребенка воспалился лимфоузел. Диагноз: подчелюстной лимфаденит. Размер воспаленного лимфоузла был примерно с половину мизинца взрослого человека. У нас дома хранится щепочка от гроба святителя Луки. После молитвы мы приложили ее на воспаленное место, продолжая молить святителя Луку об исцелении. Дочка начала ощущать идущее от щепочки тепло, которое усиливалось, лицо у нее сильно покраснело, ей стало очень жарко. Когда мы убрали щепочку, обнаружили, что воспаленный лимфоузел стал очень маленьким, с горошину. Через несколько минут опухоль стала увеличиваться, но первоначальных размеров не достигла. Мы вновь приложили щепочку, продолжая молить святителя Луку, и опять все повторилось, снова пошло усиливающееся тепло, ребенок стал красным. Узел опять уменьшился, а потом возрастал, но ненамного. На следующий день мы вновь с молитвой прикладывали щепочку, и лимфоузел больше не увеличивался. В последующее время мы не раз прибегали к помощи святителя Луки, прикладывая щепочку к больным местам, и всегда от нее исходило тепло и возникало чувство жара. Цыкалюк Т.Ф., г. Ялта Иерей Иоанн Шимон, клирик Свято-Троицкого собора, свидетельствует: – Ребенок двух лет очень тяжело заболел и находился в реанимации с диагнозом – отравление. Мать пришла в собор и усердно молилась у мощей святителя Луки. Глядя на его икону, расположенную над ракой, она увидела, что образ святого менялся прямо на глазах. Он был то в мантии, то в рясе. Затем она увидела святителя Луку с чашей в руках. Мать немедленно пригласила меня к ребенку в больницу. Я причастил его Святых Христовых Таин. Вскоре он выздоровел. Декабрь 1999 г. Схиархимандрит Зосима, духовник Донецкой епархии, свидетельствовал о том, что его четыре раза спасал от смерти святитель Лука. Ему уже читали канон на исход души, но когда привезли ему частицу мощей, приложившись к ней, наутро он совершенно исцелился и отправился в храм на богослужение. В январе 1997 г. мне пришлось обследоваться и получить лечение в Крымском республиканско-диагностическом центре. Результаты обследования не радовали – необходимо было сделать три операции. Все эти операции, я считаю, были обоснованы. Вкупе эти болезни не давали мне нормально жить и работать. Из-за искривления носовой перегородки я получала недостаточно воздуха и постоянно задыхалась, особенно лежа. Болели голова, глаза. Сон для меня был мучением... Помимо этого, необходимо было удалить гланды и кисту.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

«Мой кроткий, мой ясный! Холодом, грустью и одиночеством дохнула на меня наша сводчатая комната… Я вошел в нее уже один, без тебя… Один за другим, один за другим, как пожелтевшие листья, отпадают дорогие люди… Что ты сделал для них?… Нет уже возможности обнять ноги каждого из них. Уже не дано более облиться слезами и молить о прощении, – молить о прощении перед всем миром " … Так начинается его основная работа, – эта сверхученая, трудная книга, снабженная 1956 примечаниями и экскурсами, кажется во все виды человеческого знания. И через это страдание, через это искание любви, автор ее делается вдруг дорогим нам и нужным. Непроходимые заросли его философских теорем и метафизических построений пронизываются вдруг лучами такой простоты и ясности. Есть в нем еще и другое. Обычно в ученых богословских работах говорится о Боге так, словно Он есть некая неизвестная математическая величина, требующая доказательства, причем это доказательство тут же блистательно и торжественно производится к полному удовлетворению ученого автора. Он ставит точку и кладет перо. Так, кстати, написаны и многие работы Вл. Соловьева. Математик и физик Флоренский говорит о Боге с трепетом любви и при этом еще явно неуверенный в своем праве о Нем говорить. В «Столпе» он указывает о влиянии на него философа-монаха архим. Серапиона (Машкина). Вот одно из любимых изречений этого малоизвестного мыслителя: «Люби Бога, – основная максима поведения. Влюбленность в Бога, пьяность Богом, – в этом истинная ковка личности». Если эти слова кажутся слишком «интеллигентскими», их можно подкрепить словами святых. «Мир терпеть не может влюбленных в Иисуса Христа», – говорит Георгий Затворник Задонский 4 . «Божественная любовь есть опьяняющее Духом устремление мыслей», – писал пр. Григорий Синаит 5 . Когда Флоренский преодолевает присущую иногда и ему «богословскую математику», он перестает быть профессором богословия и становится учителем жизни. Я помню, что в молодости, когда мы читали его книгу, мы ничего не понимали в ее учености, чувствовали, что вышли из леса цитат, обязательных для всех богословских книг, хотя его книга тоже была полна цитатами, что, несмотря на явную современность автора, мы уже вышли вместе с ним не только из пестрого зала религиозно-философских собраний, столь распространенных в те дни, но даже из мансарды Достоевского, где его юноши спорят о Боге. Здесь уже никаких споров не было. Понятая в своем страдании и любви, эта книга читалась как запись об уже осуществленной жизни в Боге, доказанной великой тишиной навсегда обрадованного ума. Ум, наконец, нашел свою потерянную родину, – дом Отчий! – то теплейшее место, где должно быть его стояние перед Богом. Мысль оказалась живущей в клети сердца, где в углу, перед иконой Спаса, горит лампада Утешителя. В этой клети не было ничего «от мира», но в то же время мысль, восходя на крест воцерковления, охватывала здесь все благое, что было в мире, в истории, как свое, как принадлежащее Богу-Творцу и твари, и мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/o...

1831 года, в Рождественский мясоед, пришла в Валаамскую обитель странница и сказывала, что, переходя озеро от Манинского острова к Валааму, была застигнута бурею, при довольно сильном морозе. От холода и усталости она совсем уже изнемогала и стала молить преподобных Сергия и Германа, да спасут её от смерти без покаяния. В это время она заметила островок и на нём избушку. Радость возвратила ей силы и вскоре она была уже в хижине, но– увы! хижина стояла необитаема и без окон. Отчаяние овладело бедною. Она упала на колени и просила Валаамских чудотворцев избавить ее от неминуемой гибели. Вдруг слышит глас: „не спи и будешь спасена!“ Странница ободрилась, но не надолго–усталость взяла свое; она прилегла на лавку и лишь только хотела уснуть, какая-то невидимая сила столкнула ее на пол, и опять раздался глас: „не спи, а ступай в дорогу!“ Странница встала; призвав на помощь угодников Божиих, отправилась в путь и под защитою их, благополучно достигла монастыря, пройдя, почти без устали, в самую страшную метель, открытым озером с лишком двенадцать вёрст. 7. Чудесная помощь зимой на озере расслабленному. В 1850 году, на третьей неделе Великого поста, четыре солдата сердобольской инвалидной команды: Иван Дианко, Сидор Сердюк, Яким Абакумов и Емельян Иванов, из Сердоболя шли озером на Валаамский монастырь говеть. Один из них, Емельян Иванов, внезапно заболел на середине озера и так ослаб, что не мог сам продолжать пути; товарищи должны были нести его на руках. Вёрстах в десяти от монастыря страдания больного усилились, он почувствовал нестерпимую жажду, но утолить ее было нечем: у путников не случилось никакого орудия, чтобы разбить твердый лёд. Страждущий стал молить преподобных Сергия и Германа, облегчить его мучения; и вдруг пред ним явилась прорубь. Обрадованный больной припал к ней, напился и мгновенно почувствовал себя исцелённым, так что мог без помощи других продолжать дорогу. Один из товарищей хотел тоже утолить свою жажду, но едва приклонился к проруби, чудотворная вода исчезла и даже место, где она явилась, сделалось незаметным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Но Никон оставался непоколебим, и выходя из церкви говорил: «стану молить за Великаго Государя и за вселенских патриархов, а за Московскаго – молить Бога и патриархом его называть не стану» 141 . Его в тот же день перевезли в Кириллов монастырь 142 ; все его имущество, по описи перевезено было туда же и, сложенное в одной палате, запечатано. Вскоре после этого судьба и совсем хотела было успокоить злосчастного Никона. Царь Федор Алексеевич приходил в возраст. Его тетка царевна Татьяна Михайловна своими разсказами о минувшей славе Никона, о тех близких отношениях, в каких он находился к его отцу и той заботливости, с какою Никон сохранял царское семейство во время морового поветрия, о великом храме, который он начал строить в Воскресенском монастыре, расположила добродушнаго царя в пользу изгнанника и убедила его посетить Воскресенский монастырь, несмотря на то, что «от многих (конечно врагов Никона) был возбраняем вельми» от того. Плененный красотой монастыря, царь приказал продолжать постройку храма, начатого по плану Никона; а вскоре после того когда умер воскресевский архимандрит, он внушил инокам подать челобитную о переводе Никона на место умершего архимандрита 148 . Обрадованные иноки Воскресенского монастыря не замедлили подать челобитную о возвращении им «их наставника, святейшаго Никона» 149 . Получивши челобитную, царь немедленно сообщил о желании иноков и своем намерении перевести Никона в Воскресенский монастырь п. Иоакиму, прося его согласия на это. Но Иоаким отвечал: «сие дело (заточение Никона) учинено не нами, но от великаго собора и святейших вселенских патриархов и нам того без ведомости их учинить не возможно и о том царю буди своя воля 150 . Царь обратился было к посредству собора: созвал в патриаршей крестовой палате собор, на который было приглашено не только духовенство, но и дворянство; на соборе «мнози по царе побораку, патриарх же вельми крепляшеся» и – дело кончилось ничем. Федор Алексеевичь хотел наконец склонить патриарха на свою сторону просьбами, – призывал в свои чертоги и вместе со своею теткою (Татьяною) упрашивал его освободить Никона: но Иоаким остался непреклонен: «мы дерзнути о свободе (Никона) без вселенских патриархов не имеем, яко не мы то учинили» отвечал он царю 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Возвратимся однако к смерти Захарии, о которой по-видимому глаголал Господь, Лyku XI, 51 и Матф. XXIII, 35 1052 . «Да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захария, убитого между жертвенником и храмом». Убиение первосвященника, – глаголавшего по повелению Духа Божия слова увещания тому народу, среди которого должен был родиться Мессия, и тому царю, который был потомок Давида и в роде которого должен был родиться во плоти Сын Божий, – конечно имеет высокое пророческое и прообразовательное значение по отношению к грядущим священным событиям убиения Христа Спасителя тем же народом за то, что Он глаголал словеса благодати в истины. Еще убиение Захария за свидетельство о Боге завета подобно и смерти св. первомученика Стефана. Поэтому мы не колеблемся признать, что об этом именно Захарии, – ветхозаветном исповеднике и мученике за святейшее имя Иеговы, – изволил упоминать Господь наш Иисус Христос, обличая книжников и фарисеев лицемеров (Матф. XXIII, 29; Лyku XI, 44 ), уже таивших в сердцах своих планы убийства Того, который знал их сердца, когда он напоминал им ряд убийств, совершенных отцами их. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» «Се оставляется вам дом ваш пуст» (Матф. XXIII, 37, 38). Мы видели выше, что последние слова Захарии ( 2Nap. XXIV, 22 ) были: «да видит Господь и да взыщет! «Слова эти в Ветхом Завете вполне святы и законны. Захария не взывает к кому-либо из своих родственников с мольбою о мщении: он передает на суд Божий дело о его убийстве, ибо Сам Господь сказал: «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» ( Bmop. XXXII, 35 ) 1053 . Слова эти суть вечный и непреложный закон правды Божией, открытый людям в Ветхом Завете. Мы должны знать и памятовать его, а потому, – как говорит Апостол ( Римл. 1 . s. cit),- " не мстите за себя, но дайте место гневу Божию». Но когда Господь наш Иисус Христос пришел на землю, то Он явил нам еще новый закон, относящийся к развитию и счастью души человеческой. Ветхозаветный человек, не греша, мог молить Бога об отмщении за него, – новозаветному открыт высший путь счастья: прощать врагам своим и молить за них Господа. Великое слово сказал Господь: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Mamф. XVI, 26 ). Если человек убежден в том, что эта жизнь есть только приуготовление к жизни вечной, и что душа человеческая, совершенно освободившаяся от всякой злобы, действительно должна чувствовать счастье невозмутимого покоя, то какой обиды, какого зла не простит он от души своей, стремясь к этому высшему счастью?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010