Из послания неизвестных видно, что ближайшие чтители Аввакума обыкновенно объединяли все эти его наставления. Опираясь прямо на букву последних, раскольники подводили к ним и основания. «А о поминовении ныне преставльшихся, – давалось наставление в этом послании: которые не гонители были, или не знали ничего, или по нужде причащены от новиков, или простоты ради причастилися: таковых надобно поминать и о них Бога молить. Или кои младенцы были от новиков крещены: и о них надобе Бога молить и их поминать. А еже кто велик умрет, о таковом рассудить: буде и по новому крещен, а пред смертью покаялся о неверии своем, такового поминать. А которые гонители или хульники благочестия были: и о таковых в правилех апостольских пишет Петра и Павла 14 – не повелевает поминати, ему же живу сущу врагу Божию бывшу, а во аде несть покаяния. Отраднее о живом еретике молить, нежели о мертвом. А хотя и помянешь, ино не много согрешишь». 332 Под «причащенными от новиков по нужде или простоты рады» здесь следует разуметь тех, которые не успели понести за это надлежащей епитимьи. Очевидно, эти случаи имел в виду и Аввакум, когда писал в «книге горемыкам»: «поминайте покойников, кои и по новому причащены: разберет Христос какова в ком совесть была» (V, 236). Чтобы скрыть свою принадлежность к расколу, раскольник вынужден был ходить в церковь , бывать на исповеди, принимать православного священника в дом, когда тот приходил со святою водою или Христа славить, и так далее. В посланиях Аввакума мы действительно находим подобные руководственные указания. «Аще кто неволею и нуждою приклещен будет к пению никонианскому в их церковь : и он да творит стоя молитву Исусову во время их пения, а после ищет прощения от верных, немощи своея ради», так писал Аввакум в послании к неизвестному (V, 221). А в «книге всем горемыкам» он отнесся к делу и еще снисходительнее. «А будет нуждою в церковь-ту затащат, и ты молитву Исусову воздыхая говори, а пения их не слушай». О «прощении» здесь уже не говорилось (V, 235) Если служат молебен и идут с тарелками: следует класть лепту по примеру других.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

  Недостойный Е Игнатий. 5 октября 1861 года Письмо твое из Курска получил. Алексей поживает благополучно; приметно поправляется в здоровье; занимается монашескою жизнию со вниманием и усердием. Бог да благословит это милое дитя! Особенная милость Божия привела меня в тихое пристанище. Кто желает служить Богу, тот должен молить Бога, чтобы Бог принял такое его намерение и устроил для него исшествие из мира. В твоих глазах устроилось мое исшествие. Когда же представится удобство, то и самому не должно предаваться двоедушию. Час единонадесятый! Поприще покаяния в непродолжительном времени может быть закрыто смертью. Заглядываться на стороны некогда.   25 ноября 1861 года Письмо твое от 26-го ноября получил. Живем благополучно; я в немощи очень отягощаюсь недостаточным теплом в помещении, а Алексей Петрович очень поправился здоровьем, приучается к истинной духовной жизни. Все помещение требует значительной переправки. В моих келлиях комнатная температура с трудом возвышается до 12°. Спасение есть дар Божий. Кто хочет получить спасение, тот должен молить Бога, чтобы Он даровал ему Свой дар. Бабаевский монастырь очень уединен, особливо зимой, а потому здесь ощутительно действуют бесовские брани; но Бог — Царь мира и Вседержитель, почему для предавшегося Богу бесовские брани не страшны, а способствуют преуспеянию.   9 декабря 1861 года Поздравляю тебя с праздниками и Новым годом. Милость Божия да покроет тебя. Желающий спастись должен предаться воле Божией и молить Бога, чтоб Бог сказал, т. е. указал ему путь спасения. Человеку неизвестно, что предназначено ему Промыслом Божиим. Особливо в наше время всеобщего колебания всякое положение делается неверным и непрочным, если Бог Своею всесильною Десницей не упрочит его и не сделает верным.   25 декабря 1861 года Письмо твое от 17-го декабря я получил 3-го января. Да устроит Тебя Господь по Своей всесвятой воле и по Своей неизреченной милости. Положись на Бога. Если пришло время Твоему увольнению, то уволят; если же остановят, то будь мирен и старайся жить в угождении Богу, удаляясь от греха, особенно смертного. Богу мы не говорим: так и так спаси меня, но говорим: « Имиже веси судьбами спаси мя». Спасение — дар Божий, а не человеческое изобретение. Если есть воля Божия на то, чтоб тебя уволили, то все обстоятельства будут споспешествовать увольнению. В твоих глазах совершилось случившееся надо мною: выхватило вдруг из одного положения как бы вихрем и поставило в другое. Но и это другое положение еще не может быть признано основательным по неосновательности обстоятельств: нужно некоторое время, чтоб оно обозначилось определеннее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Желябужский и Павел говорили Никону в соборной церкви всякими мерами, чтоб за св. патриарха Бога молил и никаких непристойных слов не испускал; но Никон, идя из церкви, говорил: «Стану Бога молить за великого государя и за вселенских патриархов, а за московского Бога молить и патриархом его называть не стану». В этот же день его перевезли в Кириллов монастырь. Это перемещение во враждебный монастырь, где он уже не мог так хозяйничать, как хозяйничал последнее время в Ферапонтове, заставило Никона переменить тон, его испугало также известие, что двоих самых близких и верных ему людей, священника Варлаама и дьякона Мардария, возьмут от него и сошлют в Крестный монастырь. Когда архимандрит Павел пришел к нему перед отъездом и стал опять уговаривать молиться за патриарха, то Никон отвечал: «Чтоб св. патриарх был ко мне милостив и не велел меня здесь напрасною смертию от тесноты поморить, а я за него Бога молить и патриархом называть стану; когда я при царе Алексее у допросу об отходе своем в Воскресенский монастырь был, в то время государю говорил, что за смирение в патриархах быть можно ему, Иоакиму». Со слезами просил Никон Павла бить челом государю и патриарху, чтоб не велели отсылать в Крестный монастырь Варлаама и Мардария, а приказали им по-прежнему жить у него, потому что они к нему приобытчились, а он к ним. Эти Варлаам и Мардарий в допросе объявили, что у Никона ничего дурного не было, но Мардарий проговорился. «Я возил, – сказал он, – отписки и челобитные к великому государю от Никона в Москву и подавал духовнику и дьяку тайных дел Полянскому, а они эти отписки передавали великому государю, к духовнику возил я от Никона всякие посудцы деревянные, братины, стаканы, ложки и рыбу отвозил, а Полянскому возил одну рыбу». Понятно, что известие о посредничестве ненавистного Савинова между Никоном и царем не могло очень склонить Иоакима на милость к Никону. Савинов был сослан в Кожеезерский монастырь, Никон переведен в Кириллов; но царский учитель Симеон Полоцкий был сильнее прежнего и печатал свои проповеди без благословения св. патриарха; кроме близких отношений к царю, Иоакиму нельзя было дотронуться до Полоцкого и потому, что он не подавал повода к таким обвинениям, на основании которых можно было осудить Савинова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Тогда Петр и, брат его, Андрей ходатайствовали о теще первого; а ныне они могут ходатайствовать за нас и за всех. Ибо очевидно, что, обремененный грехами, неспособен молить за себя, и что за него должны молить (небесного) Врача, другие, подобно тому, как и больные (телесно) не сами приглашают врача, а другие просят его за них... Итак, за нас должны молить ангелы, сии защитники наши, – мученики, порукою покровительства коих нам служат мощи их. Омыв свои грехи своею кровию, они могут ходатайствовать о прощении наших грехов, потому что мученики Божии суть судии и блюстители нашей жизни и дел. Мы не должны бояться сих заступников наших, потому что они сами испытали немощи плоти, ратуя против нее» 647 . Если, к сказанному, присовокупить, что в четвертом же веке появились и вошли в церковно-богослужебную жизнь чины литургий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустог о, в которых одинаково, как и в чине литургии ап. Иакова, положены были обращения молитвенные к святым о предстательстве их пред Богом 648 ; то станет очевидным, что призывание святых в четвертом веке, действительно, было явлением в Церкви повсюдным и всеобщим, и, что вера в уместность и необходимость такого призывания стояла выше всех сомнений и недоумений, стояла же так потому, что позади и в глубине себя имела учение о сем и практику древнеапостольской Церкви. Потому-то, когда в начале пятого века появилось, направленное против нее, лжеучение Вигилянциево, она от этого нисколько не поколебалась, а, напротив, можно сказать, еще больше упрочилась и утвердилась. Так как это обстоятельство послужило только к большему уяснению и определению учения о призывании святых, вызвав поборников истины на его защиту и оправдание с тех сторон, какие доселе пастырями Церкви не затрагивались. Главное же и существенное, что Вигилянций с его сторонниками противопоставлял призыванию святых, было то, что, будто бы, святые, как умершие, быв совершенно разобщены с живыми, ни в чем не могут помочь последним, не могли ни быть при них, ни услышать молитв их, а, также, что, будто бы, обращаться за помощью к святым – это значит забывать и оставлять Бога, а святых принимать за богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Недостойный Е. Игнатий. 25 ноября 1861 года 157 Письмо Твое из Курска получил. А-й поживает благополучно; приметно поправляется в здоровье; занимается монашеской жизнью со вниманием и усердием. Бог да благословит это милое дитя! Особенная милость Божия привела меня в тихое пристанище. Кто желает служить Богу, тот должен молить Бога, чтобы Бог принял такое его намерение и устроил для него исшествие из мира. В Твоих глазах устроилось мое исшествие. Когда же представится удобство, то и самому не должно предаваться двоедушию. Час единонадесятый! Поприще покаяния в непродолжительном времени может быть закрыто смертью. Заглядываться на стороны некогда. 9 декабря 1861 года 158 Письмо Твое от 26-го ноября получил. Живем благополучно; я в немощи очень отягощаюсь недостаточным теплой в помещении, а Алексей Петрович очень поправился здоровьем, приучается к истинной духовной жизни. Все помещение требует значительной переправки. В моих келлиях комнатная температура с трудом возвышается до 12°. Спасение есть дар Божий. Кто хочет получить спасение, тот должен молить Бога, чтобы Он даровал ему Свой дар. Бабаевский монастырь очень уединенен, особливо зимою, а потому здесь ощутительно действуют бесовские брани; но Бог-Царь мира и Вседержитель, почему для предавшегося Богу бесовские брани не страшны, а способствуют к преуспеянию. 25 декабря 1861 года 159 Поздравляю Тебя с праздниками и Новым годом. Милость Божия да покроет Тебя. Желающий спастись должен предаться воле Божией и молить Бога, чтобы Бог сказал, т. е. указал ему путь спасения. Человеку неизвестно, что предназначено ему Промыслом Божиим. Особливо в наше время всеобщего колебания всякое положение делается неверным и непрочным, если Бог Своей всесильной Десницей не упрочит его и не сделает верным. 7 января 1862 года 160. Об оставлении Петром Александровичем служьы и о других предметах Письмо Твое от 17-го декабря я получил 3-го января. Да устроит Тебя Господь по Своей всесвятой воле и по Своей неизреченной милости. Положись на Бога. Если пришло время Твоему увольнению, то уволят; если же остановят, то будь мирен и старайся жить в угождении Богу, удаляясь от греха, особенно смертного. Богу мы не говорим: так и так спаси меня, но говорим: «Имиже веси судьбами спаси мя». Спасение – дар Божий, а не человеческое изобретение. Если есть воля Божия на то, чтобы тебя уволили, то все обстоятельства будут споспешествовать увольнению. В Твоих глазах совершилось случившееся надо мной: выхватило вдруг из одного положения, как бы вихрем, и поставило в другое. Но и это другое положение еще не может быть признано основательным по неосновательности обстоятельств: нужно некоторое время, чтобы оно обозначилось определеннее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют Молитв наших. На это отвечаем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию... Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога... Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и друзей наших, чтобы испрашивали нам помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом. Православное исповедание ( 113, 451 ). Молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся... Впрочем, говорю это не для того, чтобы не призывать святых на молитвах, но для того, чтобы мы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 451 ). Петр и Андрей ходатайствовали перед Господом о теще Симона, которая была одержима сильной горячкой. «Подойдя к ней. Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им» ( Лк. 4, 39 )... И у тебя есть ближние, которые могут ходатайствовать за тебя. Эти ближние суть апостолы и мученики, если только ты, почитая их, сближаешься с ними милосердием, потому что оказавший милость есть ближний ( Лк. 10, 30–37 )... Тогда Петр и брат его Андрей ходатайствовали о теще Петра, а ныне они могут ходатайствовать за нас и за всех. Ибо очевидно, что обремененный грехами не способен молить за себя и что за него должны молить (Небесного) Врача другие, подобно тому как и больные телесно не сами приглашают врача, а другие просят его за них... Итак, за нас должны молить Ангелы, эти защитники наши, -мученики, порукой покровительства которых служат их мощи. Омыв свои грехи кровью, они могут ходатайствовать о прощении наших грехов, потому что мученики Божии-судии и блюстители нашей жизни и наших дел. Мы не должны бояться этих заступников наших, потому что они сами испытали немощи плоти, борясь против нее. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 451 ). Если бы вам нужно было идти завтра на суд к строгому судье, то, я думаю, вы бы сегодня позаботились о том, чтобы приготовить ответ, и постарались бы немедленно найти защитников и покровителей, которые бы ходатайствовали за вас. Смотрите же, вот скоро придет на Суд грозный Судия Иисус Христос со множеством Ангелов и Архангелов. Если мы теперь не найдем себе покровителей, кто нас защитит тогда? У нас есть святые мученики, в них имеем защитников и помощников себе; они всегда готовы помогать нам и желают быть нашими ходатаями. Их-то теперь просите, их умоляйте о помощи. Господь примет их ходатайство, потому что хотя Он правосуден, но вместе долготерпелив и многомилостив. Святитель Григорий Великий ( 113, 452 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Священник Николай Дмитриев из Хакодате: Время молить о милости Божией Мы молимся каждый день, каждый час: и в храме, и в домах. Молимся о том, чтобы жертвы были минимальны. Молимся и за вас, братья и сестры, за Россию, благодарим за участие ваших живых сердец в нашей беде. Становится понятно, что беды наши – общие, да и радости тоже. 24 марта, 2011 Мы молимся каждый день, каждый час: и в храме, и в домах. Молимся о том, чтобы жертвы были минимальны. Молимся и за вас, братья и сестры, за Россию, благодарим за участие ваших живых сердец в нашей беде. Становится понятно, что беды наши – общие, да и радости тоже. Портал « Правмир » продолжает держать связь с православным духовенством в Японии, пострадавшей от землетрясения . Из Хакодате (остров Хоккайдо) о ситуации в стране нам сообщает священник Николай Дмитриев, клирик Японской Православной Церкви. Имена погибших официально не объявляются, чтобы не ошибиться Отец Николай Дмитриев с супругой Мы молимся, еще более усердно, чем прежде. Каждый день, каждый час: и в храме, и в домах. Много сейчас подают записок о поминовении. Но имена погибших официально не объявляются, чтобы не ошибиться. Нужно на 100% быть уверенными, что человек действительно погиб, поэтому сейчас публикуются списки тех, кто жив, все остальные занесены в категорию пропавших без вести. Думаю, что в течение недели все списки будут уже составлены, мы будем знать о потерях. Молитвы при землетрясении и о спасении страждущих Молимся о том, чтобы жертвы были минимальны. Молимся и за вас, братья и сестры, за Россию, благодарим за участие ваших живых сердец в нашей беде. Становится понятно, что беды наши – общие, да и радости тоже. Хотя, не знаю, когда Япония сможет так беззаботно радоваться, как прежде, сколько для этого должно пройти времени… 150-летие в честь прибытия в Японию святого равноапостольного Николая, скорее всего, перенесут на следующий год Недавно стало известно, что большое торжество, к которому готовились православные японцы: 150-летие в честь прибытия в Японию святого равноапостольного Николая, просветителя Японии , отмечаться в этом году не будет, скорее всего этот праздник перенесут на следующий год. Не время сейчас праздновать. Время молить о милости Божией к каждому, ведь любой человек пред Богом бесценен, душа каждого — уникальна.

http://pravmir.ru/protoierej-nikolaj-dmi...

В основном прославление мощей идет потому, что люди, приходящие к святому, через мощи получают исцеление. Это то, что для нас ощутимо, это, пожалуй, материальный момент, потому что мы получаем ту или иную помощь, обращаясь к святым в молитве. В этом случае у нас нет никакого сомнения, что помощь эта получена по ходатайству святых. Способы же прославления святых многоразличны. Иногда мощи источают миро – т.е. материальные явления бывают. То, что прославлен данный святой, мы узнаем от Церкви. Предание говорит нам об этом. Например, совсем недавно были открыты мощи митр. Филарета Московского . Вы знаете эту историю: грабители вскрыли его могилу и могилы еще двух епископов. Есть свидетельства о том, что мощи митр. Филарета были нетленными. Тогда то, что можно было взять, взяли, а могилы засыпали. Поскольку над мощами произошло надругательство, они приняли другой вид. Но по разным признакам можно было определить, чьи это мощи. Интересно, что кости митр Филарета отличались цветом: в отличие от других, черно-серых из-за тления, они были желтыми .Хочется думать, что этим Господь указывает нам на святость митр. Филарета. Однако не только это является признаком его святости. Сохранились свидетельства о чудесах, которые совершались по его молитвам. После тщательного расследования этих случаев Церковь приняла их как свидетельства его святости. Известно было и то, что он вел святую жизнь. Цитата из решений VII Вселенского собора: “Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных. Дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых знали, что они подлинны и истинны, если это епископы или клирики, да низложатся, а если иноки и миряне, да лишатся причащения”. Вопрос: Как могли молить Бога о народе ветхозаветные святые, по смерти находясь в шеоле и нуждаясь в грядущем Искупителе?Ведь даже св. Иоанн Креститель по смерти сошел во ад. Ответ: Даже находясь в аду, ветхозаветные святые не могли не молиться. В каком-то смысле их молитва была бесполезной, потому что Церкви настоящей они еще не составляли, ведь еще не было Спасителя. Мы можем говорить о том, что воплотился Сын Божий, поэтому у нас есть человеческое еетество Господа нашего Иисуса Христа, состоящее из души и тела. Душа душу понимает, и для нас понятно, почему святые могут молить Бога о спасении всех остальных. Не очень понятно, как могли делать это ветхозаветные праведники. Но те, > кто в жизни отказывались от самого себя, кто готов был за свой народ идти в ад, лишь бы народ был спасен, тот и находясь в аду, не мог ничего другого, как только молить Бога о спасении, тем более что в состоянии посмертном мысль их становилась более ясной.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Спасайся! Недостойный Епископ Игнатий. 5 октября 1861 Письмо 473. О своем исшествии из мира на покой [...] Особенная милость Божия привела меня в тихое пристанище. Кто желает служить Богу, тот должен молить Бога, чтобы Бог принял такое его намерение и устроил для него исшествие из мира. В Твоих глазах устроилось мое исшествие. Когда же представится удобство, то и самому не должно предаваться двоедушию. Час единонадесятый! Поприще покаяния в непродолжительном времени может быть закрыто смертью . Заглядываться на стороны некогда. 25 ноября 1861 Письмо 474. О спасении и о своей жизни в Бабаевской обители [...] Живем благополучно: я в немощи очень отягощаюсь недостаточным теплом в помещении. [...] В моих келлиях комнатная температура с трудом возвышается до 12 градусов. [...] Спасение есть дар Божий. Кто хочет получить спасение, тот должен молить Бога, чтобы Он даровал ему Свой дар. – Бабаевский монастырь очень уединен, особливо зимою, а потому здесь ощутительно действуют бесовския брани; но Бог – Царь мира и Вседержитель, почему для предавшагося Богу бесовския брани не страшны, а способствуют к преуспеянию. 9 декабря 1861 Письмо 475. Тот, кто хочет спастись, должен предавать себя воле Божией Поздравляю Тебя с праздником и Новым годом. Милость Божия да покроет Тебя. Желающий спастись должен предаться воле Божией и молить Бога, чтоб Бог сказал, т.е. указал ему путь спасения. Человеку неизвестно, что предназначено ему Промыслом Божиим. Особливо в наше время всеобщаго колебания всякое положение делается неверным и непрочным, если Бог Своею всесильною Десницею не упрочит его и не сделает верным. 25 декабря 1861 Письмо 476. Об оставлении Петром Александровичем службы и о других предметах [...] Да устроит Тебя Господь по Своей всесвятой воле и по Своей неизреченной милости. Положись на Бога. Если пришло время Твоему увольнению, то уволят; если же остановят, то будь мирен и старайся жить в угождении Богу, удаляясь от греха, особенно смертнаго, Богу мы не говорим, так и так спаси меня, но говорим: «Имиже веси судьбами спаси мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Если, по грехам нашим, Господу угодно будет отнять от нас милости Свои и за отступление наше посетить нас жезлом гнева Своего, то осмелимся ли мы тогда дерзновенно взывать о помиловании? Но оставим пока в покое этих братий наших, уклоняющихся от путей Господних, дерзновенно желающих расторгнуть узы Церкви и свергнуть с себя иго Христово. Возвратимся к тому сонму, велику зело, – к сонму верующих и остающихся верными союзу с Церковью. Вместе с ними последуем велениям нашей святой матери и после принесения на святом жертвеннике таинственной Жертвы благодарения и умилостивления принесем наши молитвы, моления, благодарения за все и за всех. И во-первых, будем благодарить Спасителя нашего и Господа за то, что Он, наказуя, наказа нас, смерти же не предаде нас ( Пс.117:18 ). Будем умолять Его, чтобы благословил венец наступающего нового лета, утолил бы все вражды, нестроения, междоусобные брани и междусословные разделения. Будем молить, да подаст земле нашей благовременные дожди, плодородие и благорастворение воздуха. Будем молиться о Святой Апостольской Церкви Православной, да укрепит, расширит и умножит ее Господь и адовыми вратами и всеми наветами видимых и невидимых врагов неодолимой сотворит. Будем молить о благочестивейшем государе нашем и о всем царствующем доме, да дарует им Господь мир, здравие и спасение. Будем молить, да отвратит Господь от нас весь гнев Свой, праведно на нас, грех ради наших, движимый; да отгонит от нас все душегубительные, развращенные обычаи и всадит в сердца наши страх Свой божественный к исполнению заповедей Его. Будем молиться о впадших в ереси, отступничества и заблуждения, да обратит их Господь к познанию истины и соединит их Святой Своей Православной Церкви. Будем молиться, да избавит Господь Церковь Святую Свою и всех нас от всякой скорби, беды, гнева и нужды, от всех врагов видимых и невидимых и да оградит всех верных Своих здравием, долгоденствием, миром и Ангелов Своих ополчением. Поиски счастья. Беседа на Новый год Существует обычай в Новый год приветствовать друг друга желанием счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010