Архиерей сам причащает священников, предоставляя архимандриту или вообще первому после себя служащему преподать тело Христово и честную кровь Его диаконам. В древнее время, при соборном служении нескольких священников, имело место то же самое явление, то есть, право приобщать младших усвоялось всегда старшему, первенствовавшему в службе священнику, как меньшему иерею вменено было в обязанность преподавать чашу крови диаконам. Рассматривая вообще с точки зрения древне-церковного обряда особенности архиерейского служения, изучая их при свете обще-литургических данных, невольно приходишь к тому заключению, что порядок совершения его не составляет какого-нибудь особенного вида Литургии, что архиерейская служба есть та же священническая Литургия, только несколько осложненная и дополненная. Некоторые из обрядовых подробностей ее обязаны были своим происхождением средневековой Византии и вышли из условий того показного церемониала, которым обставлены были торжест- веннейшие выходы к службе и участие в ней византийских царей. Это обстоятельство сообщило ей особенный отпечаток и придало церемониальный характер таким частям ее, которые по своей основе ничего подобного не имеют и ведут свое начало от первохристианской эпохи. Большая часть особенностей архиерейской службы сводится, в сущности, к простым, одинаковым сначала у епископа с пресвитером обрядам древнейшей Литургии. Внешняя сторона ее, достигшая наиболее полного выражения в служении архиерейском, развилась постепенно, по мере того как первоначально – простым литургическим действиям стали придавать возвышенное духовное значение, когда с падением непосредственного чувства веры явилась надобность окружить евхаристийный канон широкой обрядовой обстановкой и ею поддержать энергию и живость религиозного чувства. Верующие первых веков, стоявшие ближе нас в отношении таинств к их совершителям, участвовавшие в Литургии каждый раз своими приношениями и причащением, для которых Евхаристия составляла праздник, в полном смысле слова Пасху Нового Завета, легко обходились домашними средствами при ее отправлении, молились в бедных калибах и темных пещерах без обильного света, без золота, без музыки – той теплейшей и чистейшей христианской молитвой, которой и до сих пор продолжают молиться, примерно, Абиссинцы в своих жалости достойных храмах, среди убогой литургической обстановки, под раздирающий уши европейца крик родного пения. Но там иная полоса духовной географии, и нам далеко до неподражаемых образцов первохристианской молитвы. Для людей с заметной наклонностью избыть скучных частей Литургии в роде часов, возвышение духа которых значительно соразмеряется с величием храма и красотой его внутреннего убранства, у которых весь праздник нередко сводится в душе к свободе от обязательных работ и известному уставному разрешению, для таких людей торжественная служба с нарядной обстановкой и стройным пением так же нужна, как теплый воздух и свет, удобрение и разного рода прививки необходимы нежным тепличным растениям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Более того, считаю свои знания в этой сфере недостаточными, чтобы судить кого–либо, тем более о. С. [Булгакова]. В сущности я вообще богословием занимаюсь для других. Я просто верю, что истина у Бога, и она превосходит мое понимание, и она прекрасна. Мне лично этого достаточно (это касается, например, загадки зла). Меня нередко обвиняют в рационализме, между тем я от него весьма далек. И на первое место ставлю веру, веру, которая является для нас единоспасающей. Уверен я, что можно и должно молиться о мире. Ведь такая молитва идет в унисон с желанием и волей большинства людей. К войне же влечет их мертвый механизм слепых сил. Здесь воля человека порабощена обстоятельствами. И все же я верю, что Господь не напрасно создал нас и в конечном счете все обратит к добру, развеяв нашу тьму и грязь, и глупость. Август 1985 г. [Из писем Александре Орловой–Модель] Дорогая Шурочка! Что касается меня, то я в относительном порядке. К счастью, мой сад дает мне возможность отдыха. По–прежнему тружусь не покладая рук. Уже нахожусь на середине буквы П , хотя материалы далеко не всегда легко достать. Стремительно идут годы. Раз проезжая мимо Вашего бывшего дома, вспоминал, как мы там были с о. Сергием [Хохловым]. Я уже писал тебе, что он скончался от диабета (перед смертью я его соборовал). Словом, одни растут, другие старятся и уходят. Младший сын его пошел по его стопам. У нас лето прекрасное. Дома в саду чудесно. Сейчас у нас в сборе все семьи. Но летом места всем хватает. Я же, как обычно, в те урывки времени, которые остаются от очень напряженной работы, продолжаю свои труды (уже кончаю П, хотя до отпуска, как думал, не кончу, уйду с 1–го сен.). Запомни одно правило: когда мы внутренне предаемся Промыслу, Он действует даже в ничтожных мелочах жизни. Это самое дорогое в жизни. Август 1986г. [Из писем Р. И. Колесниковой] Было у меня на той неделе важное событие, единственное в таком роде за все годы служения. Выступал в школе, говорил со старшеклассниками о духовных ценностях, о христианстве, о культуре. Встретили они меня на удивление хорошо. После беседы два часа не отпускали, задавали разнообразные вопросы, в основном серьезные и содержательные. Идя туда, я, признаюсь, трепетал. Опыта нет. Но все прошло хорошо, по–моему. Так же оценили эту встречу и в газете «Известия», где об этом поместили небольшую статью (потом ее передали по радио). Каково! Пять лет назад ни один самый заядлый оптимист не смог бы предположить такое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Теперь смотрите: если мы изначально поставим себе высокую планку наподобие домашнего монашества, попытаемся превратить городскую квартиру в келью, а себя в тайного подвижника, то мы родим в себе большую скорбь от того, что недотягиваем до завышенного идеала. Оттого у нас часто такой вид постный не только в постные дни. Мы с вами говорим о предметах духовных, следовательно, о предметах опасных. Меч не только врага сечет, им и сам можешь пораниться. Огонь не только кашу в печи варит, он может и дом сжечь. Будем внимательны к себе, последовательны и неторопливы. И в отношении «отложения всякого попечения» тоже. А вообще Богу предстоять нужно учиться везде: по пути на работу, за рулем, в магазине, у зубного врача (там-то вообще самое место молиться). Можно, наверное, и в кресле у парикмахера какую-никакую молитву творить. Не все ж на себя в зеркало любоваться. – Отец Андрей, как понять, хорошо ли человек попостился, подготовился к встрече Светлого Христова Воскресения? Нужно ли вообще о таких вещах думать, ставить себе оценку за проведение поста, или Бог неприметно для нас принимает наши постные подвиги и труды? Должны ли мы испытывать особые ощущения во время пасхального богослужения? – Должны испытывать, но не должны выжимать чувства из себя искусственно и насильно. Не стоит изображать из себя волевыми усилиями то, что должно происходить по дару свыше. Радость Пасхи, смесь слез и улыбок на лицах, ликующее сердце – это и есть награда за пост и за веру в целом, за стояние в ней. Разные народы радуются по-разному. Во время схождения Благодатного огня в Иерусалиме арабы, скажем, танцуют, кричат, бурно выражают восторг веры. Но есть и радость тихая, менее заметная внешне. Это наблюдается у нас, так как наш культурный код более сдержан. Мы предпочитаем внутреннее ликование. И тем не менее, лица должны быть светящимися, слезы – искренними. Одним словом, пасхальная радость призвана быть подлинной и для работавших с первого часа, и для пришедших в час одиннадцатый. Воскресение Христово. Мозаика монастыря Осиос Лукас. XI в.

http://pravoslavie.ru/70009.html

Ваша просьба навела меня на мысли (это не имеет  никакого отношения к тому, что я с удовольствием предполагаю при первой возможности ее выполнить). Кто-то кого-то недавно обвинил в неправильном отношении к святым (вроде протестантском) — только как к людям для примера, но не для молитвы. Тогда я поймала себя на том, что я никогда не молюсь святым, и когда я думала об этом — оправдывала себя тем, что и в молитвенном правиле (утреннем и вечернем) молитва святым — и то только «имя которого носишь» — занимает крохотное место: другим святым, конечно, молится вся церковь в дни их памяти — а я от этого по глухоте и всем обстоятельствам отодвинута, и очевидно во мне это заросло. А вот Елена Яковлевна имела обыкновение (теперь она совсем не рисует), как только у кого-нибудь рождается ребенок и дают ему имя — рисовать и дарить этого святого. А когда ко мне стали обращаться с той же просьбой люди, у которых ни Спаса, ни Божьей Матери нет, я уговаривала переменить тему, и они соглашались с тем, что их сын или дочь будет первым делом молиться (если вообще будет молиться) Спасителю или Божьей Матери, а не неизвестному ему святому. Очевидно я вроде той первой особы, о которой здесь упомянула, немного еретичествую?! Вот мы с Еленой Александровной сейчас много дискутировали по вопросам связи иконы с молитвой, — а я все настаивала, что связь не совсем там, где она ее видит; недаром Григорий Богослов — или Иоанн Златоуст? — говорил, что, став на молитву, надо взглянуть на икону и потом закрыть глаза (в храме теперь у нас бабушки решительно, к сожалению, не позволяют закрывать глаза, говоря: «В храм приходят не для того, чтоб спать!») — и Ваша серия навела меня наконец на то, что я никак не могла формулировать — что тут дело не в том, чтоб смотреть и это якобы помогает, или по ее теориям часто развлекает (она даже часто называет «повествовательные» праздничные и т.п. — «развлекательными»), а в Присутствии… И вот это Присутствие будет самое главное в этой серии. Это я просто делюсь своими мыслями, с которыми собираюсь приступить к выполнению задачи, и «ответа» на мое письмо, конечно,  совершенно не нужно; в другой раз, уже из дома, буду писать вопросы, их много ведь, конечно, — а теперь перед отъездом (еще не имею билета и не знаю, как все будет) хотела извиниться, что так глупо себя вела при прощании с Вами, но совсем растерялась от общества, — и повторить, что я счастлива, что с Вами встретилась, мечтала об этом всю зиму — и вот Бог привел!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

Если кто хочет, может нырнуть под него снова, а я — нет, не хочу. И детей своих туда не пущу! Они еще маленькие, и им 50-й псалом не нужен. Кто-то скажет, скосив на меня глаза: " Время у нас нынче секуляризированное. Люди слабые, молиться не умеют. Живут кое-как, без устава, по своей воле " . А я скажу: " Знаете что, ребята, Церковь — это огромная радость. Учитесь жить в ней весело. А знать Бога — это вообще невообразимое счастье! Вот и давайте жить в Церкви радостно, посильно и счастливо " . Однажды на Светлой неделе я отпустила детей в музыкальную школу на пасхальный спектакль. Он был подготовлен протестантской миссией. Спектакль затянулся, и я пошла за детьми в музыкалку. Представление было в самом разгаре. Присмотревшись к тому, что происходило рядом с залом, я просто задохнулась от зависти и возмущения. По коридорам музыкалки друг за другом, играя, носились красивые, здоровые, молодые парни и девчонки. Побегают, побегают, а потом юрк в артистическую и на сцену — попеть под гитару про Господа Иисуса Христа. Песенка кончается, и они опять весело мелькают перед моими глазами. Все эти ребята были с нашего и соседних дворов. В Православной церкви я их никогда не видела. Но вот — поют же о Боге, значит, им какое-то слово о Нем нужно. Или только английский язык, который они успешно изучают в этой миссии? Когда я смотрела на этих цветущих молодых людей, мне хотелось в одном богатырском порыве взять их всех в охапку и перенести в нашу церковь. Я бы эту молодятину поставила посередь храма (ах, как бы там сразу стало красиво!) и сказала ей: — Вот ваше место. Ну, что вы ищите в этой миссии? Там же ничего нет. Стойте лучше здесь, а станет невмоготу, так вон носитесь вокруг храма друг за дружкой. Только, пожалуйста, не уходите никуда из Православной церкви! А то у нас все старые старушки да малые несмышленые ребята. Да еще такие задумчивые особы, вроде меня. А мне хочется, чтобы православная церковь сияла молодыми радостными глазами! Самое бы время развести у нас в храме ладненьких, как вы, женихов и невест. И почему эта молодежь не с нами? Может быть, ребята просто боятся тяжелого-тяжелого, допотопного " шкафа " ? Так ведь все зависит от взрослых. Об этом и речь. [ < < назад вперед > > к оглавлению ]      [ в библиотеку ] главная библиотека родителям сомневающемуся новоначальному вопросы заметки общество Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-15 гг.

http://zavet.ru/book/sokolova09.htm

И если сейчас грязь, страдания и смерть есть в земном мире, то не Он посылает их. Они, порождения человеческого грехопадения, существуют и действуют сами – но не поперек Его воле, а только там, где Он позволит им действовать. И значит, каждое черное пятнышко, каждая наша боль не проходят мимо Него, и у каждой может быть смысл и цель, если мы сумеем их понять и принять. О чем и прошу для Надюши – и для тебя тоже, мой родной и бесконечно дорогой брат. Много черного в каждом из нас, но многим былая чернота и помогла подняться к свету. Ты прости, если долго теперь не буду писать – очень сложное теперь время для нее, а значит, и для меня. А пока что крепко обнимаю тебя, Твоя Маша. 16 Мишенька, моя Надюша умирает. Наверняка никто не знает, даже здесь, сколько осталось до последнего вздоха дней, или недель, а то и месяцев. Когда будет готова, точнее, когда подготовится настолько, насколько это вообще возможно сейчас для нее. Мне вот понадобилось полгода в больнице, отвратительное, я тебе скажу, место. Хорошо, что ей дают побыть дома, хотя и не подолгу. Но сама она знает, что от этой болезни ей уже не встать, если, разумеется, не будет чуда – а про чудо она запретила себе думать. Чудеса бывают тогда, когда нам это действительно нужно, а не когда хочется. Поэтому сейчас ее молитваэто не столько просьба, сколько доверительный разговор в стремлении открыть Ему свое сердце, передать всю свою жизнь, и прошлую, и будущую (отчего-то это бывает намного легче, когда будущей остается совсем немного, знаю по себе). Наверное, это самый высокий и чистый вид молитвы, по крайней мере, мне самой не далось пережить ничего выше. На земле есть столько разных книг, которые учат жить: как варить варенье и как выходить замуж, как достичь успеха в делах и как молиться-поститься. Особенно много стали их издавать теперь. Но я не видела ни одной книги, которая бы учила умирать – а ведь это самое важное для человека умение. Впрочем, наверное, и не надо таких книг в обычных магазинах, большими тиражами, с яркими картинками, совсем не те там будут советы. Это умение каждый обретает в сам, не по подсказке, и каждый, пожалуй, слишком поздно.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-spyashhem...

должны Бога молить, и... вчно поминать 18, л. 168). Среди писем патриарха Никона из Ферапонтова монастыря есть шесть, в которых он благодарит царя и царское семейство за оказанную ему милость. В зависимости от причины, по которой были посланы Никону подарки, послания можно разделить на две группы. Первая включает три письма, в которых Никон благодарит царя за дары, посланные без просьбы патриарха к конкретным событиям: за подарки по поводу вступления царя Алексея Михайловича во второй брак с Наталией Кирилловной Нарышкиной 6), за меха и одежду к Пасхе 13) и за деньги на помин души царевича Алексея Алексеевича и на молитвы за здравие царских детей Петра Алексеевича и Наталии Алексеевны 18). Подчёркивая, что поступки представителей светской и церковной властей находятся в русле традиции в канун праздников или знаменательных событий в царской семье оказывать представителям духовенства милость, а тем, в свою очередь, молить Бога за жертвователей и дарителей, патриарх Никон ограничивается типичными формулами благодарения: «Богомолецъ вашъ, смиренный Никонъ патриархъ ... Бога молю, и должное поклонение творю... что вы, великие государи, пожаловали на старость мою, умилосердилися, прислали на шубы мх соболей да мх черной лисей, да байбареку четырнатцать аршинъ, и иные мои прошения не презрли. И я за вашу государскую премногую милость сугубо и трегубо и до исхода души своея должен Бога молить » 13, л. 12) и «Да вы же, великие государи, пожаловали прислали с ним же, Кузьмою Лопухиным, родильных овощей, дв ковришки пряных пшенишных, да дв жъ ковришки сахарных, да тысячю двсти яблокъ, да дватцать два арбуза белогороцких и тамбовскихъ. Да во многолтное здравие и в долгие вки//чад ваших, государей наших... двсти рублев денегъ милостыни. Да в успение блаженные памяти сына твоего государева, а нашего великого государя царевича и великого князя Алекся Алексевича, в вчной поминокъ двсти же рублев денег милостыни же. Мы то все ваше государево жалование приняли с радостию и за чадъ ваши, государевы, государя царевича и великого князя Петра Алексевича и государыни царевны и великой княжны Наталии Алексевны, должны Бога молить, и государя царевича и великого князя Алекся Алексевича должны вчно поминать » 18, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

должны Бога молить, и... вечно поминать л. 168). Среди писем патриарха Никона из Ферапонтова монастыря есть шесть, в которых он благодарит царя и царское семейство за оказанную ему милость. В зависимости от причины, по которой были посланы Никону подарки, послания можно разделить на две группы. Первая включает три письма, в которых Никон благодарит царя за дары, посланные без просьбы патриарха к конкретным событиям: за подарки по поводу вступления царя Алексея Михайловича во второй брак с Наталией Кирилловной Нарышкиной за меха и одежду к Пасхе и за деньги на помин души царевича Алексея Алексеевича и на молитвы за здравие царских детей Петра Алексеевича и Наталии Алексеевны Подчеркивая, что поступки представителей светской и церковной властей находятся в русле традиции в канун праздников или знаменательных событий в царской семье оказывать представителям духовенства милость, а тем, в свою очередь, молить Бога за жертвователей и дарителей, патриарх Никон ограничивается типичными формулами благодарения: «Богомолец ваш, смиренный Никон патриарх ... Бога молю, и должное поклонение творю... что вы, великие государи, пожаловали на старость мою. умилосердилися, прислали на шубы мех соболей да мех черной лисей, да байбареку четырнадцать аршин, ииные мои прошения не презрели. И я за вашу государскую премногую милость сугубо и трегубо и до исхода души своея должен Бога молить» л. 12) и «Да вы же, великие государи, пожаловали прислали с ним же, Кузьмою Лопухиным, родильных овощей, две ковришки пряных пшенишных, да две ж ковришки сахарных, да тысячю двести яблок, да дватцать два арбуза белогороцких и тамбовских. Да во многолетное здравие и в долгие веки//чад ваших, государей наших... двести рублев денег милостыни. Да в успение блаженные памяти сына твоего государева, а нашего великого государя царевича и великого князя Алексея Алексеевича, в вечной поминок двести же рублев денег милостыни же. Мы то все ваше государево жалование приняли с радостию и за чад ваши, государевы, государя царевича и великого князя Петра Алексеевича и государыни царевны и великой княжны Наталии Алексеевны, должны Бога молить, и государя царевича и великою князя Алексея Алексеевича должны вечно поминать» л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Василий Знаменский Благовест церковный зовет нас в храм Божий и в вечернее время дня, при склонении солнца к западу. Обыкновенно совершается в это время вечерня, а к вечерне прибавляется особая служба, которая называется малым повечерием. Но в будничные дни великого поста бывает иначе. Вечерня в эти дни служится вместе с часами в первую половину дня. Поэтому вечером её уже и не бывает. Вместо же вечерни служится повечерие, но не малое, какое прибавляется к вечерне в обыкновенные, не постовые дни, а особое, называемое великим повечерием. Слово „повечерие» показывает, что служба с таким названием совершается по вечери, или после вечери, т.е. после ужина. Значит, великое повечерие такая служба церковная, которую положено совершать после принятия пищи вечером, перед отходом ко сну. В книге церковной, называемой служебником, говорится, что, совершая молитвы повечерия, должны мы вспоминать о том, как Пресвятая душа Спасителя, с Божеством соединенная, сошедши во ад, пленила там князя тьмы – дьявола, души праведных от мучительства Его освободила и отверзла для них райские двери. Этим воспоминанием св. Церковь побуждает нас благодарить Господа за Его неизреченные к нам благодеяния, а вместе и молить Его об очищении нас от грехов и сподоблении царства небесного. При этом Св. Церковь особенно внушает нам прилежно молить Пресвятую Богородицу, чтобы Она была Предстательницею и Заступницею нашею во все дни нашей жизни, а особенно в день исхода души нашей из тела. Кроме сего в службе повечерия выражаются и такие вообще чувствования, которые должны быть в душе христианина пред отходом ко сну. С помощью Божьею и при свете Евангелия день прожит; а всякий новый день жизни нашей есть новый знак милости к нам Господа, дающего нам время для покаяния и исправления греховной нашей жизни. Посему сердце наше преисполняется чувствами благодарения к милосердому и долготерпеливому Владыке дней наших. Вечер же дня – наиболее удобное время и для того, чтобы оглянуться на свое прошлое и исповедать пред Богом свои вольные и невольные прегрешения. А наступление ночи побуждает нас молить Господа и о том, чтобы Он и в ночи был нашим Хранителем, как не оставлял Своею помощью в течение дня. Сообразно с такими мыслями и воспоминаниями и определены для повечерия молитвословия и песнопения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

г)  Услышано ли это прошение св. великомученицы?  – Услышано, ибо Сам Господь милосердия и щедрот говорит: вся едина аще молящеся просите, веруйте яко приемлете, и будет вам (М. 11, 24); а в ком сильнее могла быть вера, как не в св. великомученице, и когда, как не в последний час ее под мечом? – Услышано, ибо сама св. Церковь, от древних времен доныне, постоянно усвояет ей дар спасать от внезапной смерти; а кто может лучше и вернее ценить дарования чудесные, как не св. Церковь, которая сама есть хранительница и раздаятельница дарований благодатных? – «Но есть ли, – спросит кто-либо, – опытные доказательства этого?» – Есть, возлюбленный, и в таком числе, что самое множество их не позволяет нам рассказать теперь их подробно. Кто желает знать об этом, тому стоит только раскрыть жизнеописание св. великомученицы, при коем помещаются сказания о дивных опытах ее защиты от внезапной смерти. – Но зачем доказательства из мертвых книг? Обратимся к живым, непререкаемым свидетелям, обратимся ко всему граду Киеву, в коем покоятся нетленные мощи св. великомученицы. Кто не знает, что губительная язва, в разных видах, не раз вторгалась в этот город наш и производила в нем величайшие опустошения? Но св. обитель, в коей почивают мощи великомученицы, всегда оставалась целою и невредимою, без всяких особенных средств к защите. Что это, как не всенародный опыт чудесного заступления свыше? III. После этого нам остается только пользоваться с верою и любовью драгоценным даром великомученицы спасать от внезапной смерти. Как пользоваться?  – Так ли, чтобы в надежде на чудесную защиту ее не брать никаких мер предосторожности, нерадеть о своем здоровье, позволять себе все, что сокращает жизнь и губит ваши силы? Нет; это значило бы искушать силу Божию, поставлять св. великомученицу в необходимость благоприятствовать невоздержной и порочной жизни. Так ли, чтобы по надежде на чудесное спасение от внезапной смерти отлагать со дня на день свое приготовление к смерти, жить, не думая о конце жизни и о том отчете, который ожидает всех нас за гробом? – Нет, это значило бы явно идти вопреки своему спасению, злоупотреблять помощью св. Божиих человеков, заставлять великомученицу благоприятствовать нераскаянности во грехах. Все таковые не имеют никакого права на ее помощь. «В противном случае, – скажет кто-либо, – зачем и стужать своими прошениями великомученице?» Затем, что, при всем нашем воздержании, все еще может быть множество непредвидимых и неотвратимых случаев, в коих жизнь наша может подвергнуться смертной опасности. О предохранении от этих-то опасностей мы должны молить великомученицу, – и она, без сомнения, предохранит или избавит нас от них, коль скоро мы будем молить ее о том с верой и любовью, молить для того, чтобы спасаемые ею от смерти временной, телесной, могли, чрез покаяние, спасти себя от смерти духовной и вечной. Аминь. (Составлено с некоторыми дополнениями по проповедям Иннокентия, архиепископа Херсонского, т. II, изд. Вольфа).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010