Смещение с Севастийской кафедры еп. Евстафия было, скорее всего, результатом активности епископа Акакия Кесарийского, который был лидером другой богословской партии – омиев . Омиями (от греч. μοιος – подобный) принято называть последователей Евсевия Кесарийского – предшественника Акакия на Кесарийской кафедре. Омии в своем богословии исходили из того, что Бог Отец не может вступить в непосредственное отношение к миру и потому для создания мира производит по Своей воле непостижимым образом единородного Сына. Равенства между Отцом и Сыном они не признавали, хотя при этом и не ставили Сына Божьего в один ряд с сотворенными сущностями, поскольку считали Его Творцом мира. Происхождение Сына от Отца омии считали неизреченным и недоведомым. При этом, если омиусиане считали Сына подобным Отцу по сущности , то омии, признавая Сына подобным Отцу, всё же считали невозможным говорить о подобии по сущности . Таким образом, концепция омиев не была тождественна ни строгому арианству, ни омиусианству, ни Никейскому исповеданию. Считается, что омии впервые ясно заявили о себе на Анкирском соборе в 358 г. Этот Собор анафематствовал как строгое арианство (аномейство), так и Никейское исповедание. Участники Анкирского собора отвергли термин «единосущный», также усматривая в нем опасность савеллианства. Тем не менее, как признают современные исследователи, Анкирский собор 358 года объективно приблизил победу Церкви над арианством . Здесь особо важны свидетельства свт. Епифания Кипрского. В своем «Панарии» он включает имя  свт. Мелетия в список омиев, при чем ставит его на второе место после Акакия Кесарийского (Панарий. 73, 23) . При этом свт. Епифаний, приводя текст Исповедания веры, принятого в 359 г. на Селевскийском Соборе, не упоминает Мелетия среди 43-х епископов, подписавших этот документ (Панарий. 73, 26) . Т.е., в том списке Исповедания веры Селевкийского собора, который был в распоряжении свт. Епифания, имя свт. Мелетия отсутствовало. Потому современные исследователи считают недоказанным факт участия свт. Мелетия в Селевкийском соборе. Возможно, его отсутствие на Селевскийском соборе объясняется тем, что к тому времени он уже не управлял Севастийской епархией и как епископ, смещенный с кафедры, не мог быть участником Собора.

http://bogoslov.ru/article/6173952

Через семь дней Вивиан призвал святого Акакия и был поражен его цветущим видом. Заподозрив, что темничный страж за деньги давал узнику послабление и пищу, он призвал стража для строгого допроса. Не поверив его ответам, Вивиан подверг стража избиению. Тогда святой Акакий сам ответил Вивиану: «Крепость и сила мне даны от Господа Иисуса Христа, Который исцелил мои раны». Вивиан в бешеном гневе велел бить мученика по лицу и сокрушить ему зубы за непрошеные речи. Стремясь еще более увеличить и продолжить мучения святого Акакия, Вивиан отослал его к правителю Флаккину с письмом. Но, прочитав письмо, Флаккин возмутился, что Вивиан так долго и жестоко мучил воина, имевшего почетное звание центуриона, и приказал без промедления обезглавить мученика. На месте казни святой Акакий возвел очи к небесам, воздав Богу благодарение за то, что сподобился принять за Него мученическую кончину, потом со спокойной радостью преклонил голову под меч. Это произошло в 303 году. При Константине Великом мощи святого мученика Акакия покоились в Константинополе в храме, построенном в его честь, впоследствии они были перенесены в Калабрию, в город Сцилляцию. Святой мученик Акакий особенно помогает обращающимся к нему с молитвой в борьбе с плотью. Помощь мученика испытал на себе святой Епифаний, ученик святого Андрея, Христа ради юродивого. Преподобнаго отца нашего Нила, Сорскаго чудотворца НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 4, Подобен: Дал еси знамение: Весело днесь сошедшеся/в памяти твоей, Ниле Богомудре, отче наш,/воспети потщимся твоя подвиги,/пощения и бдения/и поучение писаний,/имиже напоил еси твою душу, блаженне,/и израстил еси добродетелей многоплодныя класы. Твоих исправлений высоту/и глубину смирения безмерную/кто сказати доволен,/преподобне отче Ниле приснопамятне?/Просиял бо еси, яко светило, в Российстей земли,/осиявая монашествующих соборы/добродетелей твоих светлостию. Безмолвия воистинну был еси любитель,/отче приснопамятне,/и пустыни гражданин преизряден,/и, яко древо, насажденное при водах,/еже плод дает во время свое,/точиши бо исцеления с верою призывающим имя твое/и чтущим от любве всесвященныя твоя подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поселившись на Малее, преподобный Фома подвизался в посте и молитве, ведя непрестанную брань со злыми духами. Там святой Фома удостоился Божественных видений и откровений и получил благодатные дары чудотворений и исцелений. О жизни подвижника стало известно людям, многие стали приходить к нему и получали исцеления от различных недугов. По молитве святого также изгонялись бесы из душевнобольных. После кончины преподобного Фомы его святые мощи прославились многочисленными чудесами. Литература: 1 . Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского , кн. 11. М., 1910, с. 138–140. 2 . Полное собрание житий святых Православной Греко-Российской Церкви. Под ред. Е. Поселянина. Июль. СПб., б/г, с. 70–71. Преподобный Акакий жил в VI веке и был послушником в одном из монастырей. Он получил благодать от Господа и наследовал вечное блаженство в обителях Отца Небесного за свое великое терпение и послушание. О жизни преподобного Акакия рассказывает преподобный Иоанн Лествичник (†649; память 30 марта) в своей «Лествице». Преподобный Акакий был послушником некоего старца, отличавшегося грубостью и жестокостью нрава. Старец изнурял святого Акакия непосильным трудом, жестоко его бил, морил голодом. Но преподобный Акакий со смирением и незлобием переносил такое обращение, за все благодарил Бога и всегда оставался послушным своему старцу. Однако тяжелый труд изнурил его тело, и преподобный Акакий через девять лет преставился к Богу, будучи еще молодым (†ок. 550). Когда старец поведал о его кончине одному великому подвижнику, тот не поверил и через пять дней после погребения пришел к могиле и спросил: «Брат Акакий, умер ли ты?». Из могилы послышался ответ: «Нет, отче, не умер, послушливому невозможно умереть». Присутствовавший при этом старец святого Акакия раскаялся в своей жестокости и, поселившись близ могилы преподобного, в молитве и покаянии окончил свою жизнь. Литература: 1 . Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Смещение с Севастийской кафедры еп. Евстафия было, скорее всего, результатом активности епископа Акакия Кесарийского, который был лидером другой богословской партии — омиев . Омиями (от греч. μοιος — подобный) принято называть последователей Евсевия Кесарийского — предшественника Акакия на Кесарийской кафедре. Омии в своем богословии исходили из того, что Бог Отец не может вступить в непосредственное отношение к миру и потому для создания мира производит по Своей воле непостижимым образом единородного Сына. Равенства между Отцом и Сыном они не признавали, хотя при этом и не ставили Сына Божиего в один ряд с сотворенными сущностями, поскольку считали Его Творцом мира. Происхождение Сына от Отца омии считали неизреченным и недоведомым. При этом если омиусиане считали Сына подобным Отцу по сущности, то омии, признавая Сына подобным Отцу, все же считали невозможным говорить о подобии по Таким образом, концепция омиев не была тождественна ни строгому арианству, ни омиусианству, ни Никейскому исповеданию. Считается, что омии впервые ясно заявили о себе на Анкирском соборе в 358 г. Этот Собор анафематствовал как строгое арианство (аномейство), так и Никейское исповедание. Участники Анкирского собора отвергли термин «единосущный», также усматривая в нем опасность савеллианства. Тем не менее, как признают современные исследователи, Анкирский собор 358 года объективно приблизил победу Церкви над Здесь особо важны свидетельства свт. Епифания Кипрского. В своем «Панарии» он включает имя свт. Мелетия в список омиев, причем ставит его на второе место после Акакия Кесарийского (Панарий. 73, При этом свт. Епифаний, приводя текст Исповедания веры, принятого в 359 г. на Селевскийском соборе, не упоминает Мелетия среди 43-х епископов, подписавших этот документ (Панарий. 73, Т.е. в том списке Исповедания веры Селевкийского собора, который был в распоряжении свт. Епифания, имя свт. Мелетия отсутствовало. Потому современные исследователи считают недоказанным факт участия свт. Мелетия в Селевкийском соборе. Возможно, его отсутствие на Селевскийском соборе объясняется тем, что к тому времени он уже не управлял Севастийской епархией и как епископ, смещенный с кафедры, не мог быть участником Собора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5923017...

Наконец, собрание рассталось, избрав десять уполномоченных для представления императору. Сторонники Акакия, как можно думать, были уже на пути в Константинополь. Их вождь Акакий не был лицом малоизвестным. Давно уже запутанный во всех интригах, которые велись на богословской почве при дворе, он теперь взял на себя главную роль. Это был человек умный, осмотрительный, настойчивый. К этим личным качествам прибавлялось выдающееся положение в церкви. Будучи митрополитом палестинским, преемником знаменитого Евсевия, наследником знаменитой библиотеки Оригена , он сам слыл за выдающегося богослова. В сущности его взгляды не разнились от взглядов Ария и Аэтия; но он умел облекать их в елейные, ласкающие речи и в особенности прикрывать их учеными терминами. Когда он прибыл в Константинополь, первые риминийские уполномоченные уже сдались, и усилия были направлены к тому, чтобы повлиять на западный собор. Пока занимались этим вопросом, Акакию пришла мысль представить ко двору Аэтия и посмотреть, нельзя ли доставить ему успех, что очень подвинуло бы дела его партии. Констанций поддался на его виды; светское судилище под председательством константинопольского префекта Гонората, а иногда и самого императора, выслушало доводы знаменитого софиста, который на этот раз ударил лицом в грязь и не оправдал ожиданий своих покровителей. Тогда этим последним пришло в голову обратить его в козла отпущения и доказать свою собственную благонамеренность анафемами, которыми они его осыпали. Тем временем явились уполномоченные из Римини. Селевкийцы рассчитывали на них для поддержки общей оппозиции; они поспешили уведомить их о том, что замышляла партия Акакия 484 : осудить Аэтия лично, не касаясь его учения; латиняне должны были, как и они, воздержаться от церковного общения со строителями козней. Бедные представители Востока напрасно теряли свое время: под предводительством своих новых вождей – Урзакия и Валента – риминийские депутаты прямо присоединились к партии Акакия. Иларий также прибыл в Константинополь. Он увидел отчаяние селевкийских представителей, – увидел, как его соотечественники, те Западные, православие которых он так восхвалял, изменили вере на его глазах и передались придворной партии. Его терпение лопнуло, и он стал жестоко бичевать их: «Как! Прибыв в Константинополь после собора в Селевкии, вы тотчас пристаете к еретикам, которых он осудил! Вы ни минуты не колеблетесь, вы не трудитесь обсудить, навести справки! Легаты восточного собора, не имеющие общения со здешними епископами, обращаются к вам, ставят в известность обо всем, что произошло, указывают вам, что ересь только что подверглась осуждению; не следовало ли хоть тогда держаться поодаль, отложить ваше суждение»?..

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поставление раскольнического епископа вызвало тревогу Элладской Православной Церкви. На заседании Постоянного Священного Синода, проходившем 18/31 января 1961 г. под председательством архиепископа Афинского Феоклита II (Панагиотопулоса) обсуждался вопрос согласования с правительством средств воздействия на «флоринитский» Синод для недопущения новых хиротоний раскольников. Но основное внимание заседания было обращено на ту опасность единству Элладской Церкви, которую представляла ситуация в ее австралийских приходах. В результате этого не было предпринято решительных мер, которые смогли бы воспрепятствовать разрастанию раскольнической группировки 352 . Все сомнения относительно достоинства епископской хиротонии Акакия (Паппаса-старшего) были рассеяны в 1967 г., когда было обнародовано письмо Первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета (Вознесенского) , удостоверявшее не только действительность факта означенного рукоположения, но и его каноничность 353 . В мае 1962 г. с одобрения архиепископа Брюссельского Иоанна (Максимовича) в Грецию прибыл архиепископ Чилийский и Перуанский Леонтий (Филиппович), иерарх Русской Зарубежной Церкви 354 . Архиепископ Леонтий имел намерение совершить архиерейские хиротонии и был рекомендован греческим старокалендаристам архиепископом Чикагским Серафимом (Ивановым) 355 . Не уведомив Синод РПЦЗ, архиепископ Леонтий, в сослужении епископа Акакия (Паппаса), рукоположил следующих архиереев для «флоринитской» юрисдикции 356 : 1 . Парфения (Скурлиса), епископа Кикладского; 2 . Акакия (Паппаса-младшего), епископа Диавлейского; 3 . Хризостома (Наслимиса), епископа Магнезийского; 4 . Авксентия (Пастраса), епископа Гардикийского; 5 . Геронтия (Маргиолиса), епископа Пирейского и Саламинского. Реагируя на эти поставления, руководство Элладской Православной Церкви опубликовало особое извещение к иерархии от 18/31 января 1963 г., в котором «флоринитские» хиротонии были охарактеризованы как имеющие спорную и сомнительную каноничность 357 . После этого последовало обращение к светским властям с просьбой о проведении неотложных мер по прекращению развития на территории Греции альтернативной церковной группировки. В следствии этого епископ Талантийский Акакий вынужден был на протяжении определенного времени скрываться в старостильнических монастырях. Кроме того была предпринята попытка арестовать архиепископа Леонтия (Филипповича), но по нелепой случайности был арестован заштатный греческий архиерей по имени Леонтий, остановившийся в той же гостинице, что и русский иерарх 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3, 4//PL. 58. Col. 903-918), а также из «Краткой истории евтихиан» (Gesta de nomine Acacii//CSEL. 35. Vol. 1. P. 451): И. Т. обвиняет Акакия в общении с еретиками и грубом попрании канонов Церкви. И. Т. был принят папой благосклонно и сумел создать себе репутацию нового Афанасия Великого, гонимого еретиками. Рим официально признал его единственным законным патриархом Александрийским. В послании к Акакию папа Феликс требует, чтобы патриарх явился в Рим или прислал уполномоченного с отчетом о своих действиях. На папское послание ответил только имп. Зинон, к-рый вновь обвинил И. Т. в клятвопреступлении и провоцировании беспорядков в Церкви. Патриарх Акакий не счел нужным отвечать на унизительные требования Рима ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 18, 20). Евагрий Схоластик пишет, что И. Т. склонял Феликса к принятию как можно более жестких мер в отношении Акакия и к разрыву с ним. 28 июля 483 г. на Соборе в Риме было принято решение об осуждении Акакия и Петра Монга и об их низложении, что послужило поводом к началу акакианской схизмы между Римом и Вост. Церквами (484-519). Имя И. Т. не значится среди участников этого Собора, а также среди участников Собора в марте 485 г., подтвердившего решения предыдущего. После разрыва отношений между Римом и К-полем И. Т. потерял надежду на возвращение в Александрию, где Патриарший престол оставался во власти монофизитов. И. Т. жил в Италии, где, по сообщению Либерата ( Liberat. Breviar. 17), папа Феликс предоставил ему кафедру г. Нола. На основании списков епископов Нолы, И. Т. управлял кафедрой между правлениями Феодосия ( дек. 490) и Серена, который присутствовал на Соборе в Риме в марте 495 г. В последний раз И. Т. упоминается в послании папы Геласия I епископам Дардании от 1 февр. 495 г. ( Gelasius I, papa. Ep. 95//CSEL. 35. Vol. 1. P. 369-398). Однако издатель этого послания О. Гюнтер предлагает датировать его 496 г., и в этом случае получается, что Серен занял кафедру Нолы при жизни И. Т. Неизвестно, был ли И. Т. полноправным епископом Нолы, или ему была передана на содержание часть доходов Ноланской епархии (ActaSS.

http://pravenc.ru/text/469606.html

Что касается упомянутого Акакия, то русские исследователи не комментируют причины поддержки его Лихудами. Племянник Иерусалимского Первоиерарха архимандрит Хрисанф настаивает, что помощь ему со стороны учителей оказывалась исключительно с целью доставить вред его дяде, подвергшего их перед этим критике. Но, возможно, дело обстояло иначе. Вероятно, Акакий (он же Арсений) был греком из венецианских владений и мог знать о тех поручениях, которые давались братьям венецианским правительством (об этом ниже), а, может быть, и о расписке, выданной ими польским властям во время их пребывания у короля по дороге в Москву и оказавшейся впоследствии в Венеции, поэтому их помощь могла стать платой за его С поездкой старшего Лихуда в Венецию связана еще одна история, ставшая для Патриарха Досифея очередным раздражителем против братьев. Речь идет о событиях вокруг приезда в Москву за милостыней настоятеля афонского монастыря святого Павла архимандрита Исайи. Последний прибыл не только за материальным вспомоществованием, но привез с собой из Валахии письма тамошнего господаря Щербана Кантакузина, бывшего Константинопольского Патриарха Дионисия и Сербского Патриарха, в которых содержалась просьба о вооруженной помощи православным Востока. На обратном пути архимандрита задержали в Австрии по доносу одного из валашских сановников и бросили в тюрьму. В конце 1690 – начале 1691 г. проездом из Венеции в Вене находился Иоанникий, возвращавшийся в Москву. Исайя просил Лихуда ходатайствовать за него перед государями, чего последний не сделал, хотя афонит дважды слал ему из тюрьмы отчаянные Архимадрит впоследствии пожаловался на такую неотзывчивость Лихуда В конце 1694 г. Лихуды были все-таки отстранены от преподавания в Академии по усиленным просьбам Досифея и Хрисанфа на фоне их поддержки упомянутого Акакия–Арсения, к тому времени сосланного в Казань. В переписке с Патриархом Адрианом архимандрит Хрисанф постоянно связывал братьев и Акакия, обвиняя их в помощи с отправкой писем епископа, содержащих обвинения против Иерусалимского Патриарха и адресованных французскому посланнику в Константинополе для использования перед турецкими властями. Об этом писал Патриарху Адриану и сам Досифей, постоянно требовавший удаления Лихудов из Кроме того, на их увольнение повлияло поведение братьев в деле старшего сына Иоанникия Тем не менее они продолжали жить в Москве и преподавали там итальянский Положение дидаскалов оставалось довольно прочным даже после их переселения в 1698 г. в Новоспасский монастырь под надзор, куда они попали в результате дела диакона Петра Артемьева (ученика Академии, сопровождавшего старшего Лихуда в его поездке в Венецию), и где пробыли до начала 1704 г. Артемьев был осужден по приговору суда и сослан, причем его показания ухудшили репутацию

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

В кон. 20-х гг. IV в. в Иерусалиме начали возводить богатые храмы на местах, связанных с новозаветной историей. С увеличением потока паломников роль К. П. и Иерусалима в Церкви Палестины стала расти. При этом К. П. постепенно теряла свои позиции, хотя не утратила прежней славы интеллектуального центра. Преемником Евсевия стал его ученик еп. Акакий, богослов, автор несохранившегося Жития Евсевия и толкований на Свящ. Писание, сторонник арианства (омиусианства), господствовавшего в Вост. Церкви в сер. IV в. Он продолжал заботиться о развитии кесарийской б-ки. С помощью Евзоия , позднее также ставшего епископом К. П., Акакий организовал работу по переписке ветхих рукописей ( Hieron. De vir. illustr. 98; Idem. Ep. 34; Socr. Schol. Hist. eccl. II 4; Sozom. Hist. eccl. III 2). В 40-х гг. IV в. в школе К. П., у ритора Феспесия, учился свт. Григорий Богослов ( Hieron. De vir. illustr. 113). Евзоий также проходил обучение у Феспесия и позднее был известен как богослов и ученый, хотя о его трудах сведений не сохранилось. Между 356 и 361 гг. в кесарийской б-ке, вероятно, еп. Иларий Пиктавийский изучал и переводил на латынь труды Оригена (Ibid. 100), который в то время находился в ссылке. В кон. IV в. б-кой пользовался блж. Иероним, здесь он видел единственные полные копии Гекзапл и др. работ Оригена, «Евангелия евреев», а также каталога б-ки, составленный Памфилом ( Downey. 1975. P. 33). Еп. Акакий был одним из лидеров арианской партии на Сардикийском Соборе 343 (или 347) г. и Аримино-Селевкийском Соборе 359 г. Православные партии на Соборах объявляли его низложенным, однако эти решения или не реализовывались, или через короткие периоды времени ему удавалось вернуться на кафедру. С этого времени Кесарийская кафедра была вовлечена в длительную борьбу за первенство с Иерусалимской: свт. Кирилл I (ок. 350/51-386), рукоположенный еп. Акакием, постепенно перестал признавать первенство Кесарийской кафедры. В 358 г. еп. Акакий сместил свт. Кирилла, но в 359 г. Аримино-Селевкийский Собор вернул Кириллу права и низложил еп. Акакия. В 360 г. К-польский Собор вновь низложил свт. Кирилла и подтвердил права еп. Акакия. После провозглашения религиозной свободы имп. Юлиана Отступника в 362 г. Кирилл вновь получил возможность вернуться в Иерусалим. Лампсакский Собор 364 г. объявил о низложении еп. Акакия, но в неустойчивой политической обстановке тех лет решения Собора не были выполнены.

http://pravenc.ru/text/1684275.html

Зенон издал специальный указ – энотикон, в котором попытался примирить монофизитов и православных, в уклончивой форме излагая веру и обходя молчанием Халкидонский собор. Петр Монг скрепя сердце принял энотикон и стал епископом Александрийским. Иоанн Талайя сбежал в Рим и начал жаловаться римскому папе на Петра Монга и Акакия Константинопольского как на монофизитов и притеснителей православия. Римский епископ потребовал объяснений от Акакия, но не получил ответа и отлучил его от Церкви. Письмо папы Феликса III гласило: «Ты лишен священства, отлучен от кафолического общения и от числа верных. Ты не имеешь больше права ни на имя иерарха, ни на священные действия». Отлучительное письмо было тайком доставлено из Рима в Константинополь и незаметно приколото на омофор Акакия, когда тот служил литургию в храме Святой Софии. Разгневанный Акакий наказал ловкачей и вычеркнул из диптихов имя папы. Так возник новый разрыв между Восточной и Западной церквями – «акакианская схизма», продлившаяся 35 лет. В Александрию энотикон тоже не принес мира. Неохотное признание Петром Монгом энотикона настроило против него многих монофизитов, особенно монахов. Они откололись от Монга и выбрали себе нового епископа, монаха Неафалия. В Антиохии патриаршую кафедру тем временем захватил монофизит Петр Гнафевс (Сукновал). Власти его сослали, но поставленный на его место православный Стефан был убит толпой прямо во время службы. Понимая, что силой насадить православие не удастся, правительство просто оставило антиохийскую кафедру вакантной. В Палестине патриархом был настроенный промонофизитски Анастасий, ученик Ювеналия. Он и его преемник Мартирий также приняли энотикон. Течения монофизитства К концу VI века патриархи двух крупнейших церквей, Александрийской и Антиохийской, были уже чистыми монофизитами и спорили между собой по тонкостям собственной доктрины о Троице. Православные уклонялись от этих споров, считая саму постановку таких вопросов еретической. К тому же эти вопросы становились такими запутанными, что один из православных иерархов, Леонтий Византийский , прямо заявил, что ответить на них невозможно и лучше не пытаться решить то, что не решили в свое время святые отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010