Поводом к возбуждению обвинений против него послужило бегство Иоанна Талайи в Рим. Личность Иоанна Талайи менее всего достойна сопоставления с Афанасием, в положении которого он очутился. Прошлое его не было из светлых. Он симпатизировал монофизитам и, может быть, готов уже был открыто перейти на их сторону, но его православные избрали на кафедру святого Марка. Против него были два обвинения: в политическом бунте и клятвопреступлении. Он участвовал в заговоре против императора Зинона и при помиловании дал клятву не занимать Александрийскую кафедру. Поэтому-то его избрание в Александрийского патриарха в Константинополе не признали законным. Иоанн Талайя отправил своих уполномоченных диаконов за утверждением и дал им секретную инструкцию руководиться во всем советами вельможи Илла. Этот в то время случайно был в Антиохии. Послы, не смея вручить общительную грамоту Акакию без Илла, отправились в Антиохию. Акакий был оскорблен тем, что люди, пришедшие, по-видимому, к нему, скрылись. Между тем из Рима требовали от Акакия вестей о положении египетских дел. Петр Монг, признавший энотикон, был поставлен Александрийским епископом, а Иоанн отправился в Рим с жалобою к Феликсу II. Папа осудил энотикон, отлучил Константинопольского епископа Акакия от церковного общения, а также Петра Монга, сказав первому: «Знай, что по суду Святого Духа и апостольского авторитета ты никогда не будешь изъят от уз анафемы» (28 июля 484 года). Это отлучение, доведенное до сведения Акакия, произвело брожение, и начался разрыв между Церквами. Преемники Акакия, патриархи Константинопольские Македоний и Евтихий, были вполне православны, были низложены за борьбу против монофизитов и даже причислены к лику святых как исповедники. Но Рим, создав схему контагиозности [заразительности, заразности], крепко держался ее. Во время этой так называемой схизмы Акакия Геласий I Римский громко заявил папистические тенденции перед греческими Иллирийскими епископами. Акакий, по нему, без позволения Рима не имел права вести дело о восстановлении Александрийского епископа Петра Монга, прежде низложенного, так как Акакий только суффраган митрополита Ираклийского, а епископ Александрийский, как епископ второй апостольской кафедры, подсуден только епископу первой апостольской кафедры – Римскому. В силу первенства Петрова епископ Римский утверждает приговоры соборов, многое решает и без соборов, принимает апелляции отовсюду, а от римского приговора никакая апелляция невозможна. Это латинское послание Геласия, вероятно, не всем на Востоке было известно и формального протеста не вызвало.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Возвратившись в Кавсокаливийскую пещеру, святой построил себе хижину по соседству. Как-то раз в зимний день святой никак не мог согреться от разведённого им огня. Он понял, что это - бесовское искушение. Погасив огонь, Акакий нагим бросился в снег. Тогда чудесная теплота разлилась по его телу, как если бы он оказался в бане. Подвигами и молитвами прп. Акакия в Кавсокаливиях была возобновлена монашеская жизнь. По его молитвам здесь также был изведен источник, существующий до сих пор. Господь наделил преподобного Акакия дарами прозорливости и пророчества. Благодаря этому он проникал духовным взором в души приходивших к нему людей и открывал их тайные грехи или прикровенно, одними намеками, извещал их о будущем. Святой был настолько исполнен благодати Божией, что один его приход приносил людям мир и возвращал веру в Бога. Многие из посетителей преподобного сделались его учениками, поселились в окрестностях пещеры и основали скит, получивший с той поры название Кавсокаливский. Дабы порадовать учеников, святой Акакий молитвой извёл из земли источник, доставлявший им воду в изобилии. Однако он их поучал, что надлежит строго соблюдать пост и не предаваться сну во время ночных бдений, дабы победить склонность плоти к наслаждению. На вопрос, сколько времени можно уделять сну, святой ответил: " Полчаса достаточно для истинного монаха " . Сам же он проводил всю ночь в молитвах и позволял себе лишь немного отдохнуть утром. Особую роль в духовной жизни преподобного Акакия играло молитвенное почитание преподобного Максима Кавсокаливита. Когда демоны наводили на Акакия уныние, он призывал этого святого и чувствовал его предстательство. Неоднократно преподобный Максим чудесно являлся ему, облачённый в священнические одежды, озарённый небесной славой и в сопровождении монахов, одетых в белые одежды, – так бывало в минуты уныния и отчаяния. Святой Максим укреплял Акакия и воодушевлял на брань против естества ради обретения благ, которые выше естества. Однажды, когда святой Акакий был удручен унынием, он увидел рядом с собой маленькую птичку, которая пела невыразимо прекрасно и своим пением рассеяла его тревогу. Слушая ее, подвижник предвкушал небесные блага.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2886

637 Павел Фивейский – Считается первым по времени христианским монахом. Во время гонений на христиан римского императора Деция бежал в Фиваиду, где прожил 91 год около ручья под пальмой, плодами которой питался, а листьями одевался. Умер ок. 341 г. 639 Федорова неделя – Возможно, имеется в виду богослужение в день памяти Федора Тирона, которая приходится на субботу первой недели Великого поста. Федор Тирон – мученик, пострадавший за веру в 306 г. в городе Анасии. 640 Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25 декабря (по старому стилю). 641 Вечерня – богослужение, которое совершается в конце дня и является началом суточного круга церковных служб. 642 Начало – Начало или начал – определенная последовательность молитв при семи поклонах, которыми предваряется и завершается всякое молитвенное чинопоследование. 644 ...у всемилостивого Спаса... – П. М. Строев указывает, что Акакий умер в Москве (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 442). В повествовании Вассиана упоминание этого храма – единственное, по чему можно судить о месте, где происходит действие. По-видимому, речь идет о московском кремлевском храме Спаса на Бору, древнейшем каменном московском соборе, построенном при Иване Калите в 1330 г. Следует заметить, однако, что тверской кафедральный собор также был Спасо-Преображенским. Поэтому возможно, что последние дни жизни Акакия прошли в Твери. Среди посещавших Акакия духовных лиц упомянуты только тверские иерархи. Летописных известий о месте смерти Акакия обнаружить не удалось. Вероятно, П. М. Строев, сообщая, что Акакий умер в Москве, опирался на рассказ Вассиана. Несомненно, что именно этот текст использован П. М. Строевым для сведений об архимандритах тверских монастырей Ефреме (стб. 470), Савватии (стб. 456), Вавиле (стб. 452), – все они указаны с датой 1567 г., когда эти архимандриты посещали умирающего Акакия, как это описано в повествовании Вассиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дело это, как оно представлялось в Риме, уже описано в предыдущей главе. С 476г. старая имперская столица была под властью остоготов, и папы могли свободно противостоять власти константинопольских императоров. В начале понтификата папы Феликса III (483–492) в Константинополь приехали римские легаты, требуя справедливости для Иоанна Талайи, незадачливого халкидонского соперника Петра Монга на александрийской кафедре. Они также имели целью поддержать дело халкидонского православия, которое, согласно полученной папой от константинопольских монахов «неусыпающих» информации, было в опасности из-за Акакия. Тем не менее политика «Энотикона» была им разъяснена патриархом. На них произвели сильное впечатление его очевидные халкидонские убеждения и полученная информация о несостоятельности требований Талайи. Вероятно, они, кроме того, были ублажены подарками и получили должное впечатление от престижа «Нового Рима». В результате они торжественно сослужили Литургию с Акакием. Конечно, это было всеми интерпретировано как принятие Римом «Энотикона». Однако по их возвращении папа Феликс с собором семидесяти семи епископов отменил их решение и низложил Акакия по причине признания им Петра Монга, «рукоположенного еретиками» 397 . Твердое противостояние Феликса III двойственности «Энотикона» содействовало, конечно, делу халкидонского православия. Однако его преемники, особенно Геласий, требовали, чтобы константинопольские патриархи Евфимий (490–495) и Македонии (495–511), формально порвавшие с монофизитскими александрийскими архиепископами 398 и стойко боровшиеся за Халкидонский собор, также исключили Акакия из поминаний исключительно на основании низложения его Римом; это было в высшей степени оторвано от жизни и предвосхищало будущий раскол между Востоком и Западом 399 . Действительно, в глазах православных Востока Акакия нельзя было считать формально ответственным за документ, изданный императором, и общение его с Петром Монгом не могло ставиться ему в вину, поскольку оно было результатом официального признания последним Халкидонского собора. Акакия можно было обвинять в тактических ошибках, но не в ереси. 5. Рост монофизитства при Анастасии

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В сем году посланные из Рима, по приказанию Зинона и Акакия, были задержаны в Авиде (Абидосе), грамоты у них отобраны, сами же посажены в заключение, и царь грозил им смертью, если они откажутся от общения с Акакием и Петром. л. м. 5980, Р. Х. 480. В сем году Илл и Леонтий, после многих битв, уже четыре года осаждаемые в крепости Папурие, наконец, были взяты изменою брата жены Трокундовой, с коварством подосланного Зиноном. Им отрубили головы, которые отправили к Зинону, а тот приказав, воткнув на кол, носить на конском ристалище, откуда с торжеством отвезли через пролив в Сики. После сего Зинон, по совету Акакия, заставил всех восточных епископов подписаться под мирною грамотою касательно общения с Петром Монгом, посланных же от Феликса из Рима обласкал, подкупил и убедил, вопреки своему наказу, вступить в общение с Акакием, хотя православные три раза свидетельствовали против этого, именно: в первый раз, привязавши удочку к веревочке, привесили ее одному из них на площади, во второй пустили в них книгой, в третий же вложили ее в короб с огородною зеленью. Феликс, услышав, что сделали его посланные, отлучил их, равно как и Акакия, который, однако, сам носил это отлучение с собою, и, избегая заключенных в Авиде, прибыл в обитель Дия; но монахи ее подали Акакию послание Феликса, когда он, в день воскресный, находился в ризнице. Сопровождавшие Акакия одних из монахов, подавших оное, убили, а других, наказавши, бросили в темницу. Акакий равнодушно принял отлучение свое и имя Феликса вычеркнул из поминовения. л. м. 5981, Р. Х. 481. Трехмесячное правление епископа Фравита в Константинополе. В сем году Антиохийский епископ Каландион перенес мощи Евстафия великого из Филипп, где святой, находясь в изгнании, скончался. На встречу им вышли с большою честью антиохийцы за двенадцать миль от города. Отделившиеся от Церкви из-за сего святого, опять присоединились к ней через сто лет после его успения. По смерти Акакия, Фравит, правивший епископством три месяца, писал к Феликсу, что он готов с ним вступить в общение, а с Петром Монгом никоим образом. Монгу же, напротив, писал, что с ним желает общения, но с Феликсом Римским ни по что. Феликс, получивши письмо к Монгу, перехваченное православными, с бесчестием отослал посланных Фравита, когда они пришли к нему с соборными посланиями. По кончине Фравита Константинопольское епископство принял пресвитер Евфимий, попечитель бедных в Неаполе, и тотчас собственноручно исключил имя Монга из поминовения, а имя Феликса Римского вписал. л. м. 5982, Р. Х. 482.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха. По 3-й песни – кондак прп. Акакия, глас 2-й; седален прп. Фомы, глас 4-й. «Слава» – седален прп. Акакия, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак прп. Фомы, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «По Христе пострадавше...», 2-й: «Всяк град и страна...», 3-й: «Крест Христов...»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Приидите, Матерь Света...» (см. в стихирах на хвалитех). По Трисвятом – тропарь преподобных (общий), глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси купина...». На часах – тропарь преподобных (общий). Кондаки прп. Акакия и прп. Фомы читаются попеременно. На Литургии блаженны Октоиха – 6. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь преподобных (общий); кондак храма, кондак прп. Фомы, кондак прп. Акакия. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Яко начатки естества...» . В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы...», тропарь преподобных (общий); кондак прп. Фомы, кондак прп. Акакия. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Яко начатки естества...». Примечание. В храме святого в субботу тропарь и кондак храма не поются, потому что все святые именованы в тропаре и кондаке дня. Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. Примечание. При субботней службе с «Бог Господь» заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, а заупокойные Апостол и Евангелие не читаются (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372).

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-20/

19 св. ап. Архиппа. 20 св. Льва, еп. катансвого, и 905 (1398 св. Пафнутия). 21 св. Евстафия, архиеп. антиох. (Тип. одного пр. Тимофея). 22 обретение мощей ап. Кифы 905 мучч. во Евгении, Тип. еще св. Мефодия, еп. патарского). 23 св. священномуч. Поликарпа. 24 обретение честные главы Иоанна Предтечн. 25 попразднство и дневному святому (Тарасию). 26 св. Порфирия, еп. газского. 27 пр. Прокопия декаполита. 28 св. муч. Нестора, пр. Василия (905 одного Нестора). 29 св. Феоктириста. Март 509 1 Св. преподобномуч. Евдокии. 2 св. муч. Феодота. Св. муч. Коинта. Св. муч. Афинодора. 3 св. муч. Евтропия и дружины. 4 свв. мучч. Павла и Иулиании. 5 св. муч. Конона огородника. (Тип. муч. Конона и пр. Исихия). 6 свв. 42 новых мучеников. 7 свв. священномучч. в Херсоне: Василия, Ефрема и прочих. 8 пр. Феофилакта, еп. никомид. 9 свв. мучч. 40, иже в Севастии мученных. 10 св. муч. Кодрата. 11 св. Софрония, патриар. иерусал. 12 св. Феофама сигрианского. 13 пренесение мощей патр. Никифора. 14 св. муч. Александра (Тип. и 905 еще пр. Венедикта. Мст.). 15 свв. мучч. Агапия и дружины. 16 св. муч. Папы. 17 св. Алексия, человека Божия. 18 св. Кирилла, архиеп. иерус. 19 свв. мучч. Хрисанфа и Дарии, свв. отец, в обители св. Саввы избиенных. 20 св. муч. Фотинии (Мст. Тип. еще пр. Герасима). 21 пр. Иакова еп. и испов. и 905 (Тип. еще св. Кирилла, еп. катанского). 22 св. священномуч. Василия анкирского. 23 св. преподобномуч. Никона и дружины (У. XII препр. Благовещения и св. Василия?). 24 препразднство (Тип. и отца Артемона еп. Мст.). 25 Благовещение Пресв. Богородицы. 26 собор арх. Гавриииа. 27 муч. Филита и дружины его. 28, св. отца Акаиия, свв. мучч. Марка арефусийского и Кирилла диакона (Тип. свв. мучч. Ионы и Варахисия). 29 св. Иоанна лествичника и Акакия (Тип. св. Акакия, еп. мелетинского. Мучч. Марка арефусийского и Кирилла диакона, 905 одного Акакия). 30 св. о. Стефана (Тил. Иоанна лествичника (сего одного 905) и Акакия священномуч.). 31 св. муч. Уара. Мст. (905 Стефана чудотворца, Тип. св. о. Стффана чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Акакий рассказал ему о своем отречении от христианской веры, о месте своей родины, исповедал пред ним Христа истинного Бога, а Магомета проклял, назвав его обманщиком и лжепророком. Потом, в доказательство своего отречения от мусульманской веры, снял со своей головы зеленую повязку, бросил ее на землю и, насмехаясь над турецкой верой, стал ее топтать ногами. Преддверник, видя такую дерзость, начал его бить, а так как время не позволяло представить его верховному визирю, то он, заковав ноги св. мученика в кандалы, запер его в темницу. По окончании присутствия святой приведен был в судилище, где сперва ласками начали уговаривать его отречься от христианской веры, но св. мученик, как адамант, оставался твердым в своем исповедании. Видя непреклонность мученика, судьи приказали его бить и потом бросить в темницу. На другой день, в воскресенье, в 4 часа дня, мученика привели к самому визирю, но и визирь не мог отклонить его от исповедания имени Христова. После этого он отослал св. страдальца к градскому судье, но и там мужественный воин Христов остался непоколебимым, и в тот же день последовал приговор обезглавить исповедника Христова. В вечер того же дня Григорий узнал от некоторых христиан о мучениях Акакия, порадовался за него и для духовного утешения святого счел необходимым сподобить его приобщения Христовых Таин, только не знал, каким путем привести в исполнение это святое дело. В этом столь затруднительном деле он обратился за советом к вожатому Акакия, который согласился исполнить поручение. После сего Григорий тотчас пошел к священнику, у которого стал просить часть пречистого Тела Господня для узника, страдавшего за Христа. Священник без всякого смущения вложил часть св. Таин в малую дароносицу и передал тому благочестивому христианину для передачи оных Акакию, который немедленно отправился в темницу, благополучно вошел в нее, так как караульные солдаты, оставив свои посты, завтракали. В это счастливое время посланный пробрался в темницу и передал Акакию св. Дары. Потом стал возвращаться обратно к выходу, но – увы! – часовые окончили завтракать и уже стояли на своих местах. Их удивила дерзость этого доброго христианина, а потому, жестоко избив его, выбросили вон. Когда же он пришел в чувство от бывшего обморока, то не помнил, каким образом он очутился вне темницы. Чувствуя сильную боль от побоев, он сравнивал свои страдания с страданиями Акакия и воображал, какой радостный будет конец его страданиям! В это время он услышал шум идущих турецких солдат, которые вели Акакия со связанными назад руками, плевали на него, толкали и били без всякого милосердия. Доведенный до места Пармак-капи, святой встал на колена, преклонил св. свою главу и громко сказал палачу:

http://isihazm.ru/?id=1826

Приняв в свое руководство Афанасия, старец Акакий поместил его в отдельной келье и назначил ему подвиги больше первых, каковые Афанасий проходил с любовью, и от сердечного умиления Бог даровал ему слезы, так что глаза его сделались как бы неиссякаемым источником, постоянно точащим слезы. Достигнув такого состояния, он стал просить духовника удостоить его ангельского образа. Духовник, видя его преуспеяние в добродетели и твердость в мыслях против искушений, постриг его в монашество с именем Акакия, и чрез несколько времени видя, что Акакий уже созрел в добродетелях и достиг совершенства, благословил его отправиться в мученический подвиг, при этом дав ему в спутники старца Григория, который в свое время был спутником преподобномучеников Евфимия и Игнатия. Вскоре после этого был нанят корабль, и они, простившись со св. старцами, 1 апреля оставили Св. Гору и отплыли в Константинополь. Во время плавания Григорий рассказал начальнику корабля и матросам, кои все были православные христиане, о намерении Акакия, просил их содействовать в этом деле, на что они согласились с полной охотой. 22 апреля прибыли они в Галату Константинопольскую, а на другой день Григорий и Акакий в сопровождении начальника корабля отправились к одному знакомому христианину – Григорию – и остановились у сего доброго мужа. В тот день, когда Акакий должен был выдать себя турецким властям, они приобщились св. Христовых Таин и прямо из церкви отправились на привезший их корабль. Здесь Акакий переоделся в турецкие одежды, которые заблаговременно приготовил ему начальник корабля, и, сокрушаясь о разлуке со старцем Григорием, со слезами припал он к ногам его и просил благословения. Старец, проливая слезы, облобызал Акакия и благословил идти на священный и великий подвиг. Затем Акакий, простившись со всеми и дав всем о Христе целование, пошел в оттоманскую Порту в сопровождении брата начальника корабля, который добровольно вызвался проводить Акакия, ибо Акакий не знал туда дороги. Достигнув Порты, Акакий расстался со своим путеводителем и вошел на крыльцо судилища; здесь его остановил преддверник, который спросил его, кто он и зачем пришел сюда.

http://isihazm.ru/?id=1826

22 марта (9 марта по ст.стилю) мы вспоминаем другого Акакия, Севастийского. Он был одним из сорока севастийских мучеников, пострадавших в 320 году от рук императора Ликиния. 25 апреля (12 апреля по ст.стилю) день памяти Акакия Кавсокаливита (Нового), подвизавшегося на горе Афон в пещере Максима Кавсокалива. Скончался в 1730 году в возрасте ста лет. 30 апреля (17 апреля) церковь чтит Акакия Мелитинского, епископа. Он происходил из армянского Мелитина. Был отдан родителями в монастырь по обету (они долго молились Богу о рождении детей). Акакий не только прошел путь от чтеца до священника, но стал епископом. Участвовал в 431 году в третьем Вселенском соборе, где боролся с несторианской ересью. Прославился даром чудотворения. На иконах изображается старцем в епископском одеянии.2 8 сентября (15 сентября по ст.стилю) церковь отмечает обретение мощей святителя Акакия, еп. Мелитинского. 14 мая (1 Мая по ст.стилю) преподобномученик Акакий Новый. В девятилетнем возрасте был отдан башмачнику в ученики. Бежал от побоев. Был принят женщинами мусульманками. Жил в роскоши и отрется от Христа. Но в 18 лет, когда жена хозяина «воспылала к нему любовью», бежал на родину. Отказался от мусульманской веры. Обрадованная мать, приняла сына и отправила его на Афон, где он принял монашество, а потом и благословение идти на мученический подвиг. Акакий дерзновенно отправился к туркам, чтобы исповедовать перед ними Христа. Там он был обезглавлен. Его мощи хранятся на Афоне в монастыре св. Пантелеимона. 12 сентября (30 августа по ст.стилю) Акакий новый чтится также в соборе Сербских святых. 20 мая (7 мая по ст.стилю) Акакий, сотник. Его еще называют Каппадокинянин, так как он родился и жил в Каппадокии. Или Акакий Византийский, так как его мощи находились в построенном в его честь храме в Константинополе. Акакий пострадал во время гонений на христиан при императоре Максимиане Галерии. Его многожды истязали за веру. И обезглавили из милости, так он занимал почетную должность центуриона мартисийского полка.

http://pravoslavie.ru/75826.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010