А.И. Никольский Минеи Праздничные 305. Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 496 лл., полууставом нескольких почёрков XV в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1–5, 62, 214, 459, 473–476. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Книга Общая Минея от церкви пророка Илии что на Устюге». Службы русским святым: 1) сентября 25 – Сергию Радонежскому (65 об.–93) и 2) декабря 21 – Петру митрополиту (357–379). 306 . Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 265 лл., полууставом нескольких почерков XV в., без переплета. Много листов порвано, иногда с ущербом для текста. Рукопись начинается службою 1-го сентября, оканчивается службою 21-го яоября. 307 . Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 192 л., разными полууставными почерками XV в., в переплете. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга от церкви Рожества Богородицы что на Устюге». Рукопись начинается службою 1-го сентября, оканчиваетея службою в неделю Всех Святых. Между прочими служба Борису и Глебу (110–114). 308 . Минея Праздничная , в четвертку, 389 лл., разными полууставными почерками XV–XVI вв., в кожаном тисненом переплете. Листы 313 и 314 более поздняго письма. На л. 389 об. запись скорописью: «Лета 7050 (1542) списана бысть сия книга при благоверном великом князе Василье Ивановиче и при епискупе Никоне Перьмском и Вологоцком». Приписки: 1) на полях внизу листов 1–9 позднейшею скорописью: «Сия книга Минея Праздничная церкви архангела Михаила что на Пухиде»; 2) на 389 л. скорописью XVI в.: «Лета 7050 (1542) яз поп Федор Гроб дал есми книгу сию архаггелу в дом попу Офонасью или иный по нем поп будег, а поминати им родители мои Козму да Марью да Васьяна инока да Офимью скимницу да Филимона да Евгинию да и меня грешного имрк. и на спасение а подписал сю книгу Васька Федоров сын Рожественской дияк а к си святой книге яз поп Федор руку приложил». 309. Минея Праздничная , в четвертку, 611 лл., полууставом конца XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–8 приписки: 1) скорописью: «Сия книга Вологодского окологородья от церкви Николая чудотворца что во Ларбе»; 2) полууставом: «Положил сию книгу Трефолой к Николе чудотворцу и к Рожеству Пречистые Феодор Ансиферов да и своею семею Ефросиниею по своих родителех и по своих душах в дом в вечной поминок». На 611 л. вкладная 7125 (1616) года. Между прочими служба преподобному Димитрию Прилуцкому (359 об.–389 об.). На лл. 135–138 скорописью ряд имен для поминовения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из записок московского протоиерея Н. И. Надеждина (1832–1833 гг.) Протоиерей Николай Иванович Надеждин, из воспитанников Рязанской духовной семинарии, поступил в Московскую Академию в 1832 году и окончил в ней курс в 1836 году магистром. Был профессором сначала Рязанской семинарии, потом Вифанской и, наконец, Московской, из которой вышел в 1843 году во священники. Был священником в приходе священномученика Антипы, потом Гавриило-Архангельской церкви, при почтамте, наконец, настоятелем Покровского, Василия Блаженного, собора (1873–1890 гг.). Оставил автобиографические записки до времени учения в Академии и «Дневник» с 1841 года по 1863, и далее с 1866 г. по 1890 г. Здесь предлагаются выдержки из «Записок», касающиеся, главным образом, Московской Духовной Академии, отчасти же лиц и обстоятельств, имеющих к ней какое-либо отношение. Выдержки доставлены сыном покойного о. протоиерея, ст. сов. А. Н. Надеждиным. А. Н. По окончании 135 частных экзаменов во всех классах 136 семинарии составлены были списки учеников и назначен день для публичного экзамена. Публичный экзамен на этот раз был у нас довольно скромный: публики посторонней было мало и экзамен больше похож был на частный, потому что на нем присутствовал преосвященный Евгений 137 , который по Богословию немало предлагал экзаменующимся серьезных вопросов. В следующий день, по обычаю, было совершено в семинарской церкви молебствие, затем все ученики собрались в залу, куда вскоре пришли ректор 138 инспектор 139 и профессора 140 , Началось чтение списков учеников богословии, философии и риторики, или иначе высшего, среднего и низшего отделений. Читал секретарь семинарского правления. О богословах он провозгласил: ученики, окончившие курс в семинарии, первого разряда: Дмитрий Гусев , Василий Аманский, Николай Надеждин, Семен Орлов и т. д. Перечислив всех перворазрядных, он присовокупил: «все сии ученики, на основании такого-то параграфа такого-то устава, возводятся на степень студента и получают право на чин XIV класса при поступлении на гражданскую службу»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.Ю. Смирнов Приложения Устав Евангелическо-Лютеранской Церкви. В редакции 1832 года. 446 Раздел первый. Устав Евангелическо-Лютеранской церкви 1 Глава первая. О учении 134 . Евангелическо-Лютеранская Церковь в Российской Империи исповедует учение, основанное на Пророческих и Апостольских писаниях Ветхого и Нового Завета, и объясняющими оные Символическими книгами признает Апостольский, Никейский и Афанасиевский Символы Веры , Неизмененное Аугсбургское Вероисповедание, и прочие внесенные в Собрание, известное под наименованием: Liber Concordiae. 135 . Никто из членов Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи не должен дозволять себе распространять словесно или письменно мнения, противные учению сей Церкви. 136 . Евангелическо-Лютеранские Проповедники, при вступлении в должность, обязываются присягою, проповедовать и поучать согласно с правилами своей Церкви. 137 . Профессоры и Учители Закона Божия, Церковного Права, Церковной Истории и всех частей Богословия в учебных заведениях, для образования Лютеранского юношества учрежденных, должны принадлежать к Евангелическо-Лютеранской Церкви, и также при вступлении в должность обязываются присягою наставлять и преподавать согласно с правилами Церкви своей. 138 . Члены Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи должны тщательно воздерживаться от всякого нарушения надлежащего уважения к другим, свободно исповедуемым в Империи, верам, на основании общих государственных узаконений, особенно же от строго воспрещаемого сими законами прозелитизма. Глава вторая. О богослужении Отделение первое. О богослужении общественном 139 . Во всех Евангелическо-Лютеранских приходах в Империи имеет быть отправляемо общественное богослужение с пением, проповедью и молитвою по воскресным, праздничным и некоторым другим, особенно для того назначенным, дням. 140 . Чин общественного богослужения, а равно и прочие церковные обряды и обыкновения, которые в Евангелическо-Лютеранских в Империи церквах долженствуют быть наблюдаемы, подробно определены в особенном служебнике сих церквей, именуемом Агенда. Изменения в литургических постановлениях допускаются не иначе как с разрешения высшего начальства, установленным порядком.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

монахиня Екатерина Дарования преподобного старца О дарах Источник даров в Боге. «А Бог один и тот же, производящий все во всех» 132 . Святой Дух же распределяет «как Ему угодно» 133 различные дары для верующих им «на пользу». 134 Дары «сами» раскрываются в человеке, как пишут святые отцы, а человек этого не ощущает. Но чтобы дар утвердился, ему необходим «дом» чистый и особо смиренный. Дом души нашего Батюшки был и чистым и смиренным. Он весь стал домом Божьим 135 , и Святой Дух «вселился в нем» и нашел упокоение. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что «надобно нам прежде позаботиться о приуготовлении себя к принятию умного света, чтобы соделаться достойными духовных дарований». И наш Батюшка приготовил подходящее место и плодородную землю – все свое сердце, самоотрешенно подвизающееся на аскетическом ристалище с божественным рвением, непрестанными изумительными подвижническо-мученическими подвигами и жертвами. «Борец Царствия Божьего» стал вместилищем множества даров и источал божественное сияние. Еще с малых лет Бог даровал ему дар видения и прозорливости, позже – дар исцеления, рассуждения, духовного наставничества и рассудительного воспитания. А также другие боговидные добродетели и «действия сил» 136 , которые, как следовало, он использовал для домостроительства Церкви – «все сие да будет к назиданию» 137 . О даре рассуждения Смирение – условие приобретения этого драгоценного и неучтенного великого дара рассуждения. Рассуждение – это не просто способность рассуждать, а дар, дарование благожелательного сердца Спасителя душ наших тем, кто оделся в боготканную одежду смиренномудрия и кто, «соединяясь с Господом, есть один дух» 138 , чтобы «неложно узнать хорошее и противоположное этому». То есть в каждом отдельном случае для каждого человека и каждого дела они безошибочно знают, какова воля Божия. С сияющей благодатью Пресвятого Духа в смиренной душе преподобного старца Порфирия вместе с аскетическим опытом явился «спаситель, отец и рассудитель». Его боговдохновенные советы и указания были божественным благоволением к нам и ко всем, кто испытывал потребность в руководстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Период времени от разорения обители в 1610 году до приписки ее, к Московскому Донскому монастырю в 1684 году Как о самом разорении Тихоновой пустыни литовцами в эпоху смутного времени, так и о состоянии оной вскоре после разорения доставляет нам сведение «выпись из книг Ярославецкого уезда малого, письма и меры Василия Колычева, да подьячего Василия Рожнова 135 (1627), 136 (1628), 137 (1629), и 138 (1630) годов». В этой выписи читаем: «В товарковском стану, в монастырских землях, написано: монастырь, Тихонова пустынь, а в ней церковь трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста древяна верх, (вероятно описка: в место верх надобно читать: ветха), с трапезою. А по сказке игумена Герасима с братиею, в том же монастыре была церковь соборная Успения Пресвятой Богородицы, деревянная ж, на полатях был придел Николая Чудотворца и ту церковь сожгли литовские люди во 7118 году 33 . По этому краткому сведению, можно полагать, что Тихонова пустынь была разорена в 1610 году, подобно Боровскому Пафнутьеву монастырю. Или войсками второго самозванца, называвшегося тупинским и калужским вором, или одною из тех шаек, которые безнаказанно разбойничали в Калуге и ее окрестностях по убиение этого самозванца (1 декабря 1610 года), ибо грабеж составлял в то время главный промысел и, так называемых, «коронных польских войск». Это видно, между прочим, из следующего обстоятельства: князь Трубецкой, присланный в Калугу из Москвы 34 , привести калужан к присяге царю Владиславу для восстановления в ней порядка. В январе месяце 1611 года вынужден был писать к литовскому гетману Сапеге, занимавшему Мешковск, отписку. В которой жаловался ему, как присяжнику того же польского королевича. О своеволии его войск: «да здесь в Калугу, писал он, приходят к нам дворяне, и дети боярские и: их люди и крестьяне, и бьют челом государю нашему царю и великому князю Владиславу Жигимонтовичу всея Руссии. Что твоего войска литовские люди, калужский и воротынский и перемышльский уезды, и людей побивают, а малых ребят емлют в полон. И тебе б господину по государеву указу и по боярскому приговору калужскому и Воротынскому и перемышльского мест воевать и в полон: никаких людей имати не велети и уступити б тебе из Перемышля в непослушные места» 35 . Полагаем, что и Тихонова пустынь была разорена этою вольницею в 1610 году. В том же году разорен и Малоярославецкий Черноострожский монастырь, как сказано в переписных книгах 1653 и 1654 годов: «в Ярославле малом была церковь Николая чудотворца на острове, Черный монастырь и та церковь запустела от разорения от 1610 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Повесть Никодима типикариса Соловецкого о некоем иноке Повесть душеполезна старца Никодима Соловецкого монастыря о некоем иноке Поведа нам отец Никодим типикарис 131 о некоем брате сице 132 глаголя «Живущу ми, – рече, – во обители преподобных отец наших киновиарх Зосимы и Саватия, иже близ сущи понта 133 от акиана Соловецкого отока 134 , и тамо пребывающу ми лета доволна и типикарийскую службу хранящу. В то время прииде некий брат в той же монастырь, юн сый леты, добр возрастом, поведа ми о себе повесть страшну, исполнь сущу пользы и умиления и слезам достойну, могущую слышащих удивити и устрашити, и во умиление привести. Сам же со многими слезами, со воздыханьми же и рыданьми глаголя сице «Бысть, – рече, – в лета 7146 (1638) году при державе благочестивого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея России самодержца. Сущу ми во обители Пресвятыя Живоначалныя Троицы Сергиева монастыря, близ сущи царьствующего града Москвы. Тамо пребывающу ми во всяком небрежении о своем спасении, и свою всю жизнь зле провождающи, и о душевном своем спасении не пекущуся, заповеди же Божия преступающу ми и во всякой нечистоте и в пиянстве пребывающу и в небрежении, о своем спасении не радяще, и иноческого пребывания обещание забывшу и во всем презревшу, и яко скоту невоздержно живущу. Испроста рещи 135 яже суть Богом любима, сих отвращахся, а яже Бог ненавидит, сия любима Быша мне, и сими душу свою помрачах – и тако пребывающу ми. Абие посылает ми ся жезл наказания за грехи моя, внезапу бо зле пострадах и мзду по делом моим восприях. И аще 136 не Господь Бог помогл бы ми, вмале 137 вселилася бы во ад душа моя, понеже 138 той, яко чадолюбивый отец, наказует, но обаче 139 с милостию, по реченному «Накажет мя праведник милостию и обличит мя, не хощет бо той смерти грешному, но яко еже обратитися и живу быти ему, и хощет всем спастися и в разум истинный приити». И тако ми, – рече, – некогда во едину от нощей во дни пентикостиа, близ праздника Святого Духа сошествия во мнозе пиянстве пребывающу ми, по реченному «Спящии бо в нощи спят, и упивающиися в нощи упиваются».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Василий Жмакин Удаление архимандрита Иннокентия из Петербурга 8 января архимандрит Иннокентий писал знакомым: «Если между мной и князем Александром Николаевичем 135 не будет мира, то трудно мне будет являться на собрания к нему, и ему трудно будет терпеть меня. Таким образом, я, как сор, как умет духовный, должен быть выброшен из Петербурга. Если это угодно Господу, то, верно, к пользе общей – моей и других. Что делать? Мир как море, город как пучина, человек как легкая ладья, а наш брат, это говорю о себе, как легкое перо или как обломок доски, всюду носимый морем, потопляемый и извергаемый не только пучиной, но и каждой волной» 136 . В день Богоявления, 6 января, князь Голицын объявил назначение архимандрита Иннокентия, как бы за его заслуги, епископом в Оренбург – один из самых захолустных городов на окраине России. Хуже этой кафедры трудно было и подыскать: только раздражение князя Голицына против архимандрита Иннокентия могло повлечь за собой подобный выбор. Гнев министра духовных дел был так велик, что он не хотел провести назначение законным порядком – через Синод. Он выхлопотал прямо у Государя высочайшее повеление о назначении архимандрита Иннокентия епископом Оренбургским. Очень может быть, что он хотел предотвратить этим всякую возможность ходатайств за него. Митрополит Михаил, мягкий и уступчивый, здесь не выдержал и принял самое живое и горячее участие в судьбе своего любимца и помощника. Ему особенно больно было то, что назначение архимандрита Иннокентия было сделано без синодального избрания, прямо от Императора, вопреки установившимся церковным порядкам. Митрополит Михаил здесь проявил столько нравственного мужества, что в присутствии Синода позволил себе сделать замечание князю Голицыну по поводу этого несправедливого назначения 137 . Митрополит решил попытаться переменить кафедру для архимандрита Иннокентия на более благоприятную по климатическим условиям, что было весьма важно для очень больного человека. В это время оставалась вакантной кафедра в Пензе. Поэтому митрополит Михаил на заседании Синода предложил перевести будущего епископа в Пензу. Князь Голицын с раздражением отвечал, что не было примера, чтобы епископа, еще не прибывшего в епархию, перемещали в другую 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Разъяснение некоторых трудностей в Св. Писании, писаниях Святых Отцов и других вопросов и недоумений 1 . 133 страстями, и приражение 134 порока уменьшает, и снова в первый восстанавливает образ, то есть в вожделение согласно природе, если некоторые стремление 135 и влечение 136 Божии 137 . Погружение же руки за пазуху 138 означает Господа нашего Иисуса Христа, Слово Отчее, воплощающееся в мастерской 139 нашей природы. Вот что означает пазуха и побелевшая [от проказы] рука; и в образе руки, снова восстановленной в прежний [вид], показывается, как после воскресения Господь, вознесшись, возвратился за Отчую пазуху 140 . Ведь Моисей, будучи посредником между Богом и народом, иногда выступает от лица Бога и Отца, иногда же от нашей природы. 2 . Что означает башня, построенная в Сеннааре? 141 Строим и мы башню всякий раз, когда двинувшись с востока 142 , то есть отдалившись от познания 143 [Бога], мы приходим к земле Сеннаар, то есть к страсти чревобесия 144 . Ведь Сеннаар переводится как «бдение зубов» 145 . Затем мы и строим башню – плотские страсти ставим превыше всего и строим, сопрягая страсть со страстью даже до небес ( Быт. 11, 4 ), ведь ревнующие о суетных [благах] никак не желают остановиться, но имеют к ним ненасытное стремление. Бог же прекращает возведение башни и смешивает языки ( Быт. 11, 7 ) всякий раз, когда ради пользы Он, воспитывая 146 нас, препятствует нашему пороку. Ведь всякий раз покоренного скверною блуда Он наказывает 147 болезнью, а порабощенного чревобесием вразумляет нуждою. Он будто сокрушает башню страстей, одновременно смешивая и языки: сдержав болезнью блудника, непрерывно помышлявшего о блуде, Он делает его поглощенным заботой о здоровье тела, будто смешивая язык постоянного попечения о похоти 148 . 3 . Что означает Давид, поющий псалмы и усмиряющий злой дух Саула? 149 Всякий, кто, подобно блаженному Давиду, пасет стада, то есть разумную часть души, и побеждает гнев и вожделение, как Давид победил льва и медведя, 150 – тот, прибегая к словесному наставлению, услаждает внимающего [ему] созерцанием возвышенного и унимает в нем порочные страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

свящ. Николай Оглоблин Глава II: о Божественной литургии, или обедне О названии: «Божественная литургия», или: «обедня» § 70. Все церковные общественные «службы», или литургии 132 , в известной мере, Божественны 133 ; но это высокое священное название усвояется преимущественно той церковной службе, или литургии, на которой совершается высокое Божественное таинство Тела и Крови Господней 134 и которая, чрез это таинство, есть по преимуществу служба Господу Богу и по преимуществу для человека Божественна, как т. е. предлагающая ему Божественное тело и Божественную кровь, и как, таким образом, более других служб церковных, непосредственно приближающая человека к Богу и даже непосредственно соединяющая его с Божеством 135 , чрез спасительное приобщение «Телу и Крови Господней». – Вернее и определеннее все это выражается нашим русским названием этой службы: обедня, так как на этой службе именно предлагается верующим духовный обед, т. е. пища, или хлеб и питие небесные, Божественныя 136 . Происхождение «обедни» и различные виды ее § 71. Обедню, как «таинство причащения Телу и Крови Господней», учредил Сам Господь наш И. Христос, и, учредивши, завещал 137 всегда непременно совершать ее в Его воспоминание, т. е. для постоянного живого изображения, пред верующими, Его спасительных страданий и вообще всего совершенного Им на земле дела искупления, особенно же для теснейшего соединения с Ним верующих и восприятия ими в себя Божественного залога жизни вечной; поэтому еще Апостолы Господни составили и, в существенных чертах, вполне образовали нам службу – обедню, как это, со всею очевидностью, доказывается, более других уцелевшею, литургиею Апостола Иакова, брата Господня; в 3-м же и 4-м веках, из этих «апостольских литургий», чрез сокращение, а отчасти и прибавление некоторых частностей, образовались употребляющияся и поныне, без всяких изменений, в православной церкви: литургия св. Иоанна Златоустог о, литургия св. Василия В. и литургия Преждеосвященных (даров). – Эта последняя употребляется лишь великим постом; почему она и будет изложена между «службами великого поста». «Литургия же Василия В.», в течение целого года, предлагается верующим всего 10-ть раз 138 , и, при том, она весьма малым 139 отличается от «литургии Златоустого»; почему мы здесь и займемся изложением собственно этой последней, как более, или, лучше, как почти постоянно употребляющейся у нас. Составные части «обедни»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Глава 3. Особенности пневматологии Апостола Иоанна 3.1. Современные подходы к исследованию евангелия от Иоанна Для современной библеистики обычной практикой при исследовании Четвертого евангелия является выделение нескольких аспектов, которые необходимо отметить перед началом раскрытия темы исследования. Это, как правило, вопросы авторства, историчности, времени и цели написания; внутренние и внешние свидетельства об этом и, что является специфичным для Евангелия от Иоанна, – отличия от синоптических Евангелий. Рассмотрим кратко эти и некоторые другие вопросы предварительного характера, учитывая замечания епископа Кассиана (Безобразова) 132 , а также отчасти опираясь на работу Стивена Смолли 133 , процитированную во введении к комментарию на Евангелие от Иоанна, написанному Холлом Харрисом, профессором семинарии в Далласе 134 , и, в основном, на книгу Дональда Гатри 135 , в которой систематично рассматриваются именно вводные вопросы. При работе с неправославными источниками будем, конечно, стараться использовать их адекватно, избегая чуждых для православного догматического сознания умозаключений. Практически невозможно как-либо сгруппировать различные теории и мнения относительно происхождения Четвертого Евангелия. Самое раннее упоминание о Четвертом Евангелии во внешних источниках встречается у сщмч. Иринея Лионского 136 , авторитетом для которого был сщмч. Поликарп Смирнский , наученный истине от апостолов 137 . В сочинении «Против ересей» находим, что Иоанн, ученик нашего Господа, написал Евангелие в Ефесе и оставался в этом городе до царствования Траяна 138 . В другой ссылке на Поликарпа из письма сщмч. Иринея к Флорину он напоминает своему другу детства воспоминания Поликарпа о его беседах с Иоанном и другими, кто видел Господа 139 . Хотя и существует значительное количество теорий, критически настроенных в отношении свидетельства сщмч. Иринея 140 , однако доверие этому свидетельству подкрепляется тем, что именно после него апостольское авторство Евангелия стало восприниматься беспрекословно 141 . Поводом же для обращения к Евангелию от Иоанна сщмч. Иринея Лионского , вероятно, было стремление доказать, что, несмотря на широкое использование гностиками 142 , оно не имеет ничего общего с гностицизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010