Для чего же он прежде назывался Савлом, а после назван Павлом? Это не пустой вопрос: вот сейчас является и Петр, и он прежде назывался Симоном, а после назван Кифою; и сыны Зеведея, Иаков и Иоанн, переименованы «сынами грома» ( Мк.3:16, 17 ). И не только в Новом, но и в Ветхом Завете находим, что Авраам прежде назывался Аврамом, а потом Авраамом; Иаков сперва назывался Иаковом, а после Израилем, и Сарра прежде называлась Сарою, а потом Саррою. Словом, перемена имен побуждает нас к большему исследованию, и я боюсь, чтобы мне, пустивши многие потоки рек, не затопить слово учения. Как в земле влажной, где ни станешь копать, везде выбегают источники, так и в земле Божественного Писания, где ни станешь раскапывать, везде станут вытекать многие реки, оттого и весьма страшно пустить сегодня все эти реки вдруг. Поэтому, заградив наш поток, отошлю вашу любовь к священному источнику сих предстоятелей и учителей – к этому чистому, упоительному и сладкому источнику, который выходит из самого духовного камня. Приготовим же ум к принятию учения, к напоению себя духовными потоками, чтобы открылся в нас источник воды, текущей в жизнь вечную, которую и да получим все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым слава, честь и держава Отцу, со Святым и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Беседа II. К роптавшим на продолжительность поучений и к тем, которые недовольны были краткостью их; об имени Савла и Павла, и о том, для чего первый человек назван был Адамом, – что это было полезно и благотворно, – и к новопросвещенным. Одни любят длинные назидания, другие – короткие; как удовлетворить столь различные вкусы? – Проповедник объявляет себя рабом своих слушателей, и он более славится своим рабством, чем император своей порфирой. – Перемены имен в Священном Писании имеют важность и значение, к которым нельзя относится пренебрежительно. – Апостол Павел назывался еще Савлом и после своего обращения. – В первый раз имя Павла появляется в книге Деяний при рассказе об обращении проконсула Сергия Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

О святом Апостоле Андрее Первозванном 19.07.2013 06:50:12 Протоиерей Андрей Ткачев Каждый человек должен чтить своего святого, чьим именем назван. Через любимых святых небо становится из теоретической области пребывания Отца (Отче наш иже еси на небесах) живой реальностью. И Престол благодати, и облако свидетелей, окружающее его - также. Можно просить любого Петра: «Расскажи мне о Петре-апостоле». Можно просить любого Дмитрия: «Расскажи мне о солунском мироточце». Только не нужно подходить с этим вопросом к человеку, не могущему рассказать Символ веры. О святом он точно ничего не расскажет. Вот и меня попросили: «Расскажи нам об Андрее Первозванном». А я, хоть и могу пересказать Символ, чувствую замедление мыслей и внутреннюю тяжесть. Что я скажу об Андрее? Вот, что скажу. Он – еврей с нееврейским именем. Андрос – это «муж», в смысле духовных качеств. Кстати для мужеских качеств, обозначаемых термином «самец», «мужик», есть иные имена, и тоже вполне церковные. Например – Арсений. Но не об этом сейчас. «Андрей» это муж в смысле социальном и духовном. Его черты – постоянство, рассудительность, упорство без упертости, короче – мужество. Потом Андрей – ученик Предтечи. Это о многом говорит. Предтеча постился и пребывал в молитве, и его ученики тоже. Он был чужд чванства, национальной узости и гордости, и его ученики – тоже. Предтеча понимал Писание по духу, а не по букве, и ученики его – тоже. Одним словом, ученический искус под крылом большего из всех рожденных женами не просто дорого стоит. Он просто бесценен. Андрей – брат Петра. А Иоанн Богослов – брат Иакова. Эти две пары братьев-учеников призваны первыми. При этом сыны Зеведеевы переименованы в «сынов грома». И Симон стал Кифой. А Андрея не переименовал Господь. Заметим это. Из этих двух двоиц братьев всюду с Господом трое: Петр, Иаков и Иоанн. Они и на Фаворе, и в Гефсимании, и в доме Иаира над оживающим телом девочки. Если апостолы – Святое, то эти трое – Святое Святых. А Андрея с ними нет. Заметим это. Как ученик Иоанна Предтечи, он уходит в сторону. Иоанн сказал о себе, что ему подобает умаляться, когда Христу подобает расти. Так же и ученик Иоанна – Андрей умаляется, уходит в тень, не идет вслед за другими тремя (или Бог не велит), повторяя поведение учителя.

http://radonezh.ru/analytics/o-svyatom-a...

Избрание апостолов Постепенно число учеников у Иисуса Христа увеличивалось. Однажды, будучи в Галилее, Иисус Христос взошел на одну гору помолиться и провел в молитве всю ночь. Когда же настал день, Он призвал учеников Своих, избрал из них двенадцать и назвал их апостолами , то есть посланниками, так как Он посылал их для проповеди Своего учения. Имена двенадцати апостолов следующие: 1 . Симон , которого Спаситель назвал Петром . 2 . Андрей , брат Симона Петра, названный Первозванным . 3 . Иаков Зеведеев. 4 . Иоанн Зеведеев, брат Иакова, названный Богословом . Этих двух братьев, Иакова и Иоанна, за их пламенную ревность, Спаситель назвал Воанергес , что значит сыны грома . 5 . Филипп . 6 . Нафанаил , сын Фоломея, и потому названный Варфоломеем . 7 . Фома , названный также Дидимом , что значит близнец . 8 . Матфей , иначе Левий , бывший мытарь. 9 . Иаков , сын Алфея (иначе Клеопы), называвшийся меньшим в отличие от Иакова Зеведеева. 10 . Симон , по прозванию Кананит , иначе Зилот , что значит ревнитель. 11 . Иуда Иаковлев, он также носил еще имена: Левея и Фаддея . 12 . Иуда Искариотский (из города Кариота), который потом предал Иисуса Христа. Апостолам Господь дал силу исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых. Кроме этих двенадцати главных апостолов, Иисус Христос позже избрал еще семьдесят апостолов : Марка, Луку, Клеопу и других. Он их также посылал на проповедь. Когда семьдесят апостолов возвратились с проповеди, то с радостью говорили Иисусу Христу: «Господи! и бесы повинуются нам от имени Твоего». Он же сказал им: «не тому радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах», то есть радуйтесь не чудесам, которые даны вам для проповеди, а радуйтесь тому, что вы получите блаженство и вечную жизнь с Богом, в Царстве Небесном. Кроме учеников, постоянно сопутствовали Иисусу Христу некоторые женщины, Им исцеленные, которые служили Ему своим имением, таковы: Мария Магдалина (из города Магдала), из которой Иисус изгнал семь бесов, Иоанна , жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна и многие другие. ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея ( Мф.10:2–14 ); от Марка ( Мк.3:13–19 ); от Луки ( Лк.6:12–16 ; Лк.8:1–3 ). Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Н. Орлин Первое соборное послание ап. Петра Введение 1. Писатель послания, Симон-Пётр, апостол Господа Апостол Пётр, сын Ионы, рыбака из Вифсаиды Галилейской, города на северо-западном берегу Генисаретского озера, назывался Симоном (или в арамейской форме: Симеоном, Деян. 15:14 : 2Пет. 1:1 ), что значит „услышание», „исполнение» (молитвы). При первой же встрече с ним Господь, как сердцеведец, сказал ему: „ты Симон – сын Ионин, ты наречёшься Кифа, что значит: скала (Пётр)» ( Ин. 1:42 ). Этим новым именем Господь высказал о нём, что он по своим духовным свойствам способен к самой твёрдой вере в Него и самой глубокой преданности и любви к Нему. Затем Господь привлекает его к себе, посетив его дом и исцелив его тёщу ( Лк. 4:39 ), призвав его вместе с его младшим братом Андреем последовать за Собой с обетованием им сделать их ловцами человеков ( Мф. 4:19 ) и вторично призвав его после чудесного улова рыбы с лодки его ( Лк. 5:3 ). И он, при последнем чуде, припав к коленам Господа и сердцем познав святость Его, в то время как другие ученики дивились чуду, называет Его Господом своим, исповедует свою греховность и после сего оставляет для Него семью и родину и делается постоянным Его последователем. – Как человек впечатлительный и живой, Симон-Пётр, избранный затем в число двенадцати апостолов, сделался „избранным из апостолов, устами учеников и главой их общества» (И. Злат.). Он постоянно говорит и действует прежде других или от лица их и Господь обращается к нему, как к их представителю. Теперь Господь делает его вместе с Иаковом и Иоанном сыновьями Зеведеевыми, которых Он также отличил из среды других, назвав их Воанергес (сыны грома), приближеннейшим учеником своим и удостаивает его быть свидетелем важнейших чудес своих, например, воскрешения дочери Иаира ( Лк. 8:51 ) и важнейших событий своей жизни, например, преображения ( Мф. 17 гл.) и молитвы в саду Гефсиманском ( Мф. 26:37 ). И Пётр как человек, имеющий чуткую и восприимчивую к истине душу, теперь глубоко верит в Господа, исповедует Его – Святым Божьим, Имеющим глаголы жизни вечной, Христом, Сыном Бога Живаго ( Ин. 6:68, 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Апостол Иоанн Апостол Иоанн был сыном ⇒ Зеведея и ⇒ Саломии . Мать Иоанна была сестрой Марии, матери Иисуса. Иоанн и его старший брат ⇒ Иаков (1) помогали отцу, занимавшемуся рыбной ловлей ( Мф. 4:21 ). Видимо, Зеведей не был бедным человеком, т.к. вместе с ним, кроме его сыновей, рыбачили и наемные работники ( Мк. 1:20 ). Сначала Иоанн был учеником Иоанна Крестителя, который и направил его к Иисусу. Т.о., Иоанн, как и Андрей, стал одним из первых учеников Христа ( Ин. 1:40 ). Иоанн входил в число трех самых близких учеников Иисуса. Вместе с Петром и Иаковом он был свидетелем воскрешения дочери Иаира ( Мк. 5:37 ), преображения Иисуса ( Мф. 17:1 ), присутствовал при Его молитве в Гефсимании ( Мк. 14:33 ). Вероятно, обоим сыновьям Зеведея было свойственно проявлять чрезмерное рвение, поэтому Иисус нарек их «Воанергес» – «сыны грома» ( Мк. 3:17 ). Об этой черте их характера свидетельствует и их желание «огнем с неба» истребить самарян, отказавших Иисусу в гостеприимстве ( Лк. 9:54 ), и просьба посадить их самих по правую и по левую руку от Него, т.е. предоставить им лучшие места в Царстве Божием ( Мф. 20:20.21 ; Мк 10 и след.). Особенно заметна роль Иоанна в последние дни земной жизни Иисуса. На Тайной Вечере он, возлежа у ⇒ груди Господа, спросил у Него, кто же окажется предателем ( Ин 13 и след.). Когда арестованного Иисуса допрашивал первосвященник, Иоанн, вместе с Петром, проник во двор дома Каиафы ( Ин. 18:15.16 ), в то время как остальные апостолы в страхе разбежались. Он бесстрашно стоял у креста рядом с Марией, и Иисус перед смертью вверил Свою мать его заботам ( Ин. 19:26.27 ). Иоанн был свидетелем смерти Иисуса. После воскресения Господа, когда женщины в испуге бежали от Его гробницы, Иоанн и Петр, войдя в нее, увидели лежащие пелены. Иоанн вошел в гробницу вслед за Петром, «и увидел, и уверовал» ( Ин. 20:1–10 ). Видимо, по тому, как лежали пелены, Иоанн понял: то, что здесь произошло, не было делом рук человеческих. Впоследствии Иоанн присутствовал при явлениях Воскресшего, в том числе и у Тивериадского моря ( Ин 21 и след.). В разговоре с Иисусом Петр спросил Его, что будет с Иоанном. Господь ответил, что судьба Иоанна находится исключит. в Его руках. Неправильное истолкование Его слов породило мнение о том, что Иоанн не умрет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Когда Христос не нужен Знают, что Бог есть. Знают, что будет Суд. И… ничего не делают 5 февраля, 2017 Знают, что Бог есть. Знают, что будет Суд. И… ничего не делают «Мы так же, как мытарь и фарисей, стоим перед необходимостью изменить себя. И нам так же, как и им, не хватает решимости» — над сегодняшним евангельским чтением размышляет священник Константин Камышанов. Недели о Закхее мытаре, мытаре и фарисее и о Страшном Суде начинают Великий пост. Все три недели обращены к разным людям Церкви. Известно, что есть люди, выбравшие себе разное служение. Есть «рабы Божии», есть «наемники» и есть «сыны Божии». Для сынов Божиих у Бога есть слова любви. Для наемников – предложения о сотрудничестве. Для рабов остаются слова полные грома. Неделя о Закхее мытаре – это напоминание тем, кто любит Бога о том, как горит сердце и как оно ищет жертвы любви. Неделя о мытаре и фарисее – это предложение Бога и обозначение условий должной оплаты услуг. Неделя о Страшном Суде – угроза и напоминание о минимуме, который обеспечивает вхождение в Царство Небесное – еда и питье для слабых. Сегодня — неделя наемников церкви. Фарисей служит Богу без любви. Мытарь пришел в храм по зову любящего сердца, запутавшегося в беззаконии. Мы видим противопоставление бессердечного ума и глупого сердца. Что лучше? Или что хуже? В «Ревизоре» Гоголя мы видим подобный диалог нераскаянных мытаря и фарисея. Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в Бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. Господь говорит в этой притче, что покаявшееся глупое сердце немного лучше ревностного, но безблагодатного ума фарисея. Тому и другому не достает главного. Им обоим необходимо, кроме намерения, решимость изменения. Фарисею необходима решимость впустить в сердце любовь и превратиться из наемника в сына Божия. А мытарю необходима решимость направить свой поток мутной любви в русло Закона. Мы не знаем, как они поступили после этой сцены, и что с ними случилось впоследствии. Неизвестно, были ли эти два персонажа реальными людьми с реальной судьбой или они были только вымышленными героями притчи Христа. Да и не важно, были ли они на самом деле, и что с ними стало. Их уже нет. А мы — вот они. И перед нами стоит те же проблемы.

http://pravmir.ru/kogda-hristos-ne-nuzhe...

Русь, за дом Пресвятой Богородицы, за чудотворцев Петра, Алексея и Филиппа; заложим жен и детей, но освободим отечество!» Эти слова, как раскаты грома, пробудили умы и сердца малодушных. Собралась целая рать, рать священная, которой подобной не оыло ни прежде, ни после, и отправилась спасать отечество под начальством князя Пожарского. Рать эта должна была избавить отечество от иноземного порабощения; но между тем у этой рати не было ни средств к своему существованию, ни оружия, а что всего важнее, недоставало единодушие в воинах и вождях. Вот истощены уже последния средства к содержанию, которые доставляла обитель преп. Сергия, вот значительная часть рати, волнуемая кознями славолюбцев, уже оставила стан отечественный и готова стать за врагов!.. Дух мужества, воспламенявший воинов православных, упадает... Самое время начинает помогать врагам: наступают осенния непогоды столь неблагоприятные для осаждающих. Еще один неудачный приступ, один междоусобный спор, и первая вьюга рассеет остатки рати священной. Прости тогда свобода отечества! Ради нея все было принесено в жертву, но видно, не угодно было Господу Богу принять этой жертвы... Так думал не один добрый сын отечества. Что же спасло землю русскую от погибели? Не обинуясь скажем, что ее спасла вера православных и молитвы св. угодников. Как же это случилось? Когда человеческими силами нельзя было прогнать врагов отечества, то все истинные сыны церкви и отечества, по внушению веры, возложили на себя трехдневный пост и молитву к Богоматери пред чудотворным Ея образом, принесенным из г. Казани и находившемся в Казанском ополчении, и св. угодникам российским, да ходатайствуют они пред Богом о даровании воинам русским победы над врагами. И что же? Молитва их была услышана. В следующую ночь преп. Сергий явился митрополиту Арсению, томившемуся в тяжком плену в темнице у поляков, и сказал ему: «ваша и наша молитва услышана! По ходатайству Пречистой Матери Божией и св. чудотворцев московских, Господь преложил гнев Свой на милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Своих странствиях Иисус Христос защищал себя от палящих лучей солнца обычным белым «сударом» — платком, покрывающим голову и шею. Позднее этот плат апостол Петр нашел во гробе после Воскресения Господня ( Ин.20:7 ). Его последний переход из Иерихона в Иерусалим — это шесть часов под палящими лучами солнца по ничем не затененным тропинкам, через нагромождения скал, когда приходилось преодолевать восхождение более чем на 1000 метров. Это требует больших усилий. У меня однажды половина отряда полегла с тепловыми ударами. Солнечные удары случаются и у вороных лошадей. Спутниками Христа при Его постоянных путешествиях были голод и жажда. Нередко Он отправлял Своих учеников отдохнуть, а Сам оставался с народом для бесед и проповеди. Когда ученики Его отдыхали, Он либо ночью, либо «встав весьма рано» удалялся «в пустынное место, и там молился» ( Мк.1:35 ). Из чтения Евангелия у меня сложилось впечатление, что Христос совершал переходы в наиболее тяжелое время суток, чтобы, когда еще не наступил или уже спал дневной зной, у народа были силы слушать Его. Если Он был в каком-то селении, то до глубокого вечера к Нему шли в великом множестве больные, немощные, запутавшиеся в своей жизни и жаждущие просвещения люди, а вместе с ними — и коварные враги Его — фарисеи и саддукеи, желавшие погубить Его. Случалось, что в Него бросали камни ( Ин.8:59 ). Его пытались схватить, но до времени Он в критические минуты скрывался — проповедь Его еще не была окончена. Короче, как писал один из богословов, «слово сталкивалось со словом, дух с духом. Произносились речи в возбуждающем споре, шла опасная словесная борьба и росло напряжение». Вспомните коварную попытку обвинить Его в политическом, как мы сейчас говорим, — государственном преступлении, когда Ему подали динар с изображением кесаря. К этому всему прибавлялись утомительные объяснения с собственными учениками с их непониманием Его мессианских задач, их самолюбием и тщеславием. Горячие сыновья Зеведеевы, Воанергесы, «сыны грома», как их называли, стали добиваться, чтобы Он посадил их одного по правую, другого по левую Свою руку в Царствии Небесном.

http://azbyka.ru/propovedi/polnota-zhizn...

Сказано: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» ( Лук.9:53 ). Последняя история заслуживает особенного нашего внимания. Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна, сии «сыны Громов» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» ( Лк.9:54-55 ). Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким духом движимы. Православная Толковая Библия Лопухина поясняет: «На гневное заявление сынов Заведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома ( Мк.3:17 ), желавших, подобно Илии-пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа» 3 . Господь не оставил «сынов Громовых» без наставления и вразумил их следующими словами: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» ( Лк.9:56 ). Святые Отцы поясняют: «Но Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей, и, напротив, научает их переносить обиды с кротостью» 4 . Беседа Сына Божия с самарянкой принесла куда больший результат. Сказано: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» ( Ин.4:39-41 ). Известная притча о Добром Самарянине ( Лк.10:30-37 ) есть не что иное, как притча о «добром еретике и сектанте».

http://azbyka.ru/sekta

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010