Апофтегмы Арсений, 27. Аскеза… превращение дров в пламя. Изречения бодрствующих, в аскезе, 32. Заботливо хранящий сердце свое вскоре увидит, что сердце по природе испускает свет. Как уголь вспыхивает, как горящая восковая свеча светит, так Бог воспламеняет наше сердце на подступах к созерцанию — Бог, живущий в сердце нашем. Исихий Синаит О бдении, 104. Петр и сыны грома видели на горе Красоту, сверкавшую ярче солнечного сияния. Так они были удостоены увидеть собственными глазами залог Ее будущего пришествия в славе. Василий Кесарийский На Псалом 45, 5. Сегодня Божественное сияние, в его бесконечной протяженности, сверкает для апостолов на горе Фавор… От земного тела исходят лучи Божественного света; от смертного тела истекает слава Божества… Божественное справляет триумф и приобщает тело к своему собственному сиянию и славе. Иоанн Дамаскин Гомилия на Преображение. 5. Мученичество как опыт смерти–воскресения «Мученичество» (martyria) означает «свидетельство». Но свидетельствовать о Христе вплоть до смерти — значит стать воскресшим. Христианское мученичество есть первый мистический опыт, засвидетельствованный в истории Церкви. Прежде всего, это пример «первомученика» Стефана, описанный в Деяниях Апостолов: Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога… Но они… выведя за город, стали побивать его камнями… И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! Приими дух мой! И преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего. И. сказав сие, почил (Деян. 7,54—60.). Видение славы, молитва за палачей: когда история замыкается в себе, приводя к смерти свидетеля, сама эта смерть «отверзает небо», позволяя энергиям любви затопить мир… Мученичество было первой почитаемой в Церкви формой святости. Когда же кончилось время мучеников крови, пришла пора мучеников аскезы — монахов. Это монахи выковали пословицу, выразившую смысл мученичества: «Отдай свою кровь и прими Духа». И мученичество вернулось…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

В последние годы своей жизни Апостол говорил только одно наставление: " Дети, любите друг друга " . Ученики однажды спросили его: " Почему ты повторяешь одно и то же? " Апостол ответил им: " Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните " . Эта любовь превращалась в пламенную ревность, когда Апостол Иоанн встречал лжеучителей, которые развращали веровавших и лишали их вечной жизни в единении любви с Воплотившейся Истиной. В одном общественном здании он однажды встретил лжеучителя Керинфа, который отвергал Божество Господа Иисуса Христа. " Пойдем скорее отсюда, - сказал Апостол своему ученику, - я боюсь, как бы гневом Божиим к еретику Керинфу не обрушилось это здание и нам не погибнуть вместе с ним " . Когда Господь Сам избрал Двенадцать Апостолов, и поставил их, " чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов " ; то, нарекши Симону, имя Петр, что значит камень, следующими поставил " Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть сыны Громовы " (Марк 3:13-17). Таким образом, Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату Иакову имя Сынов грома, т.е. нарек их вестниками устрашающего в своей очистительной силе Небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был Апостол Иоанн Богослов. Церковь же, с древности, усвоила Евангелисту Иоанну Богослову иконографический знак орла - как символ высокого парения богословской мысли любимого Ученика Христова. Также, именование Богослова Святая Церковь дала из Апостолов Христовых только одному Иоанну, как возвышеннейшему и глубочайшему Евангелисту, а, также, и тайнозрителю будущих судеб Церкви и мира в Откровении Самого Бога - Апокалипсисе. Святой Апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного, как уже было сказано, пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя. И в самом конце его жизни есть некая тайна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1930...

27. И говорил им Иисус:   3 И вошел Он снова в синагогу; и был там человек с иссохшей рукой. 2. И стали следить за Ним, не исцелит ли Он его в субботнее время, чтобы обвинить Его. 3. И говорит Он тому человеку, у которого была иссохшая рука: «Стань в середине!» 4. И говорит им: «Дозволено ли в субботнее время сотворить добро — или сотворить зло? Жизнь спасти — или убить?» Но они молчали. 5. И Он, оглядев их с гневом, скорбя о том, как жестки их сердца, говорит тому человеку: «Протяни твою руку!» И тот протянул, и руке его было возвращено здоровье. 6. И фарисеи, выйдя, тотчас стали совещаться с приверженцами Ирода, как бы погубить Его.   7. И удалился Иисус вместе с учениками Своими к морю, и следом за Ним пошло многое множество народа из Галилеи; и из Иудеи, 8. из Иерусалима, из Идумеи, из Заиорданья, из окрестностей Тира и Сидона многое множество, прослышав, что Он творил, шло к Нему 9. И велел Он ученикам Своим держать для Него наготове лодку из-за многолюдства, чтобы не быть раздавленным. 10. Ведь многих Он исцелил, и все, у кого были немощи, кидались к Нему, чтобы до Него дотронуться. 11. И нечистые духи, завидев Его, падали перед Ним ниц и вопили, что Ты-де Сын Божий. 12. И Он строго наказывал им не разглашать, кто Он.   13. И восходит Он на гору и призывает к Себе, кого Сам избрал; и отошли они к Нему. 14. И поставил Он из них Двенадцать, чтобы они пребывали при Нем и чтобы посылать их на проповедь, 15. и чтобы иметь им власть изгонять бесов. 16. И поставил Он Симона (и нарек имя ему: Петр), [ ] 17. Иакова Зеведеева, и Иоанна, брата Иакова (и нарек им имя Воанергес, то есть «Сыны Грома») [ ], 18. и Андрея, и Филиппа, и Варфоломея, и Матфея, и Фому, и Иакова Алфеева, и Фаддея, и Симона Кананита, 19. и Иуду Искариота, который и предал Его. [ ]   20. И приходит Он домой, и снова собирается толпа, так что они даже не успевают поесть. 21. И близкие Его, прослышав о Нем, вышли, чтобы силой увести; ибо они утверждали, что Он-де безумен. 22. И книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он-де одержим Вельзевулом и что бесов Он изгоняет силою князя бесов. [ ] 23. И Он, велев им подойти к Нему, стал говорить к ним в притчах:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

И нарек Симона именем Петр. И Иакову Зеведееву, и Иоанну, брату Иакова – и нарек их именем Боанергес, то есть Сыны грома – и Андрею, и Филиппу, и Варфоломею, и Матфею, и Фоме, и Иакову Алфееву, и Фаддею, и Симону Хананеянину, и Иуде Искариоту, который и предал Его. И пришли они к дому, и вновь собралась толпа, так что не могли они даже хлеба вкусить. И когда услышали ближние Его, то вышли, чтобы взять Его, ибо говорили они: «В безумие впал Он». И книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили: «Он одержим Веельзевулом, посему и изгоняет демонов силой князя их». И, созвав их, сказал Он им в притче: «Как может сатана изгонять сатану? И если царство в себе разделится, не может устоять царство то. И если дом сам в себе разобьется, не может устоять дом тот. И если сатана восстал сам на себя, то разделился он и не может устоять, но пришел конец его. Никто не может, войдя в дом, похитить утварь сильного, если прежде сильного не свяжет, а тогда разграбит дом его. Истинно говорю вам, что отпустятся сынам человеческим всякие грехи и богохульства, какими бы ни хулили. Кто же будет против Духа Святого богохульствовать, не получит прощения вовек, но повинен будет виной вечной». Ибо сказали они: «Духом нечистым одержим Он». И пришли Матерь Его и братья и, стоя снаружи, послали к Нему позвать Его. И сидели вокруг Него толпы. И сказали Ему: «Се, Матерь Твоя и братья Твои снаружи спрашивают Тебя». И, отвечая им, рек Он: «Кто есть Матерь Моя и братья Мои?» И, оглядев сидевших вокруг Него, рек: «Се матерь Моя и братья Мои. Ибо, кто творит волю Божью, тот брат Мой, и сестра Моя, и мать». Глава 4 И вновь стал Он учить у моря, и собрались к Нему многие толпы, так что, взойдя в лодку, Он сидел на воде, толпа же вся находилась на берегу. И учил Он их многими притчами, и говорил им учение Свое: «Слушайте, се, вышел сеятель сеять. И пока сеял, иное упало возле дороги, и налетели птицы небесные, и поклевали его. Иное же упало на каменистую почву, где не много было земли, и тотчас взошло, ибо не глубока была почва, а, когда взошло солнце, нагрелось и, не имея корня, высохло.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна, сии «сыны громовы» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» ( Лк.9:54–55 ). Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким Духом движимы. Православная «Толковая Библия Лопухина » поясняет: «На гневное заявление сынов Заведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома ( Мк.3:17 ), желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа» 8 . Господь не оставил «сынов громовых» без наставления и вразумил их следующими словами: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» ( Лк.9:56 ). Святые Отцы поясняют: «Но Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей, и, напротив, научает их переносить обиды с кротостью» 9 . Беседа Сына Божия с самарянкой принесла куда больший результат. Сказано: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» ( Ин.4:39–41 ). Известная притча о Добром Самарянине ( Лк.10:30–37 ) есть не что иное, как притча о добром еретике и сектанте. Именно так она и воспринималась современниками Иисуса Христа. Господь в нравственном отношении ставит сектанта – самарянина выше и правоверного священника, и правоверного левита. Именно добрый самарянин оказался подлинным ближним для пострадавшего от разбойников. Увы! Но и в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоят намного выше своих богословских противников. Многие из тех обвинений, которые некоторые православные религиоведы возводят против сектантов, могут в большей мере быть использованы против нас самих.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

26:4. Пребывать в доме Господнем. См. коммент, к 22:6. 28:1. Сходство с угаритским гимном. Этот псалом, как никакой другой, обнаруживает тесную связь с угаритской литературой. Бытующая среди исследователей точка зрения заходит так далеко, что объявляет этот псалом финикийским (хананейским) гимном, который был адаптирован для включения в древнееврейский религиозный корпус. Отмечают, что все упоминающиеся в этом псалме географические названия – сирийские (ст. 6–8), а представленные в нем понятия, идеи и даже грамматические конструкции характерны скорее для угаритских текстов, чем для Ветхого Завета. Однако, несмотря на достаточные основания признать наличие в этом псалме хананейских элементов, мы не располагаем какими-либо доказательствами его хананейского происхождения. Все особенности, которые были определены как хананейские по природе, встречаются и в другом, отчетливо выраженном израильском контексте, что лишний раз подтверждает общность древнееврейского и хананейского языка и культуры. Возможно, псалмопевец использует этот псалом, чтобы придать Яхве ряд свойственных Ваалу атрибутов – не столько ради отрицания Ваала, сколько ради превознесения Яхве и провозглашения Его славы. С другой стороны, нет ничего необычного и в том, что псалмопевец избрал в качестве образца хананейский псалом, перенеся хвалу с Ваала на Яхве. 28:1. Сыны Божий. В хананейской мифологии «сыны бога» были божествами низшего порядка, подчинявшимися Элу, верховному богу. В Ветхом Завете это определение относится к ангелам, которые собирались вокруг небесного престола Яхве (см.: 88:8; 102:20; 146:1; 3Цар. 22:19 ; Ис. 6:2 ; Иов. 1:6; 2:1 ). 28:3. Возгремел. В древней литературе Ближнего Востока часто упоминаются боги бури, чьи голоса слышатся в раскатах грома. Среди них Ваал в угаритских источниках и в текстах из Амарны, а также Адад в аккадских текстах. Подобные образы характерны и для описания Яхве (см. коммент. к 7:13). 28:5,6. Сокрушает кедры. В угаритском мифе о дворце Ваала восшествию этого бога на престол предшествуют раскаты грома, которые вызывают землетрясение, заставившее покачнуться горные вершины. Далее Ваал изображается с кедром в правой руке, причем это могучее дерево служит ему оружием. В «Гимне Мардуку» говорится, что громоподобный голос этого бога вызывает землетрясение. Его слово подобно потопу, который вырывает деревья из земли. Считается, что древнееврейское слово, переведенное как «скакать», обозначает некое стремительное движение, однако более вероятно, что так описывалось волнообразно движущееся стадо овец или коз (см. коммент. ко 2Цар. 6:14–21 ). Этот образ как нельзя лучше подходит для описания вздымающейся во время землетрясения земной поверхности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9 . Глас Господень свершающий 192 елени. С Евр.: «Глас Господа разрешает от бремени ланей». Некоторые переводят: глас Господа, способствующий рождению ланям. Так Акила и др. Глас Господень, т.е. гром (или испуг от страшного грома) способствует рождению ланям, которые без этого, как думали прежде, рождают с большею трудностию (Сн. Иов. 39:1–3 ). В духовном смысле «елени, – по св. Афан., – суть святые, а совершающий значит приуготовляющий, потому что Господь уготовал и послал св. Апостолов». Подобн. обр. бл. Феодорит. Св. Василий В. разумеет под еленями людей совершенных. Открыет дубравы – т.е. сильные бури, ураганы обнажают или опустошают и великие леса. С Евр.: «обнажает леса». Поскольку в дубравах кроются гады, бывают бесплодные деревья, то Вас. В., Афан. и бл. Феод. разумеют под дубравами собрание людей порочных, духовно бесплодных. В храме Его всякий глаголет славу, т.е. в храме природы таким образом все гласит о славе и величии Божием, или: в храме Божием всякий да славословит Господа за славные и чудные дела Его. 10 . Господь потоп населяет 193 . С Евр.: «Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царем во век». Одни разумеют о потопе при Ное, когда Господь проявил чрез потоп силу Своего правосудия, господствовал над потопом; другие вообще воды, над коими царствует Господь. Отцы понимают в духовном смысле. «Потопом, – говорит св. Василий В., – пророк называет благодать крещения, чтобы душа, омытая от грехов, соделалась, наконец, способною стать Божиею обителию в Духе». «Потопом, – говорит св. Афанасий, – пророк называет множество уверовавших». Бл. Феодорит так объясняет: Господь потоп населяет и проч.: «потому что вселенную, наводненную потоком беззакония, воссоздаст, обновит и соделает новою тварию». 11 . С Евр.: «Господь даст силу народу Своему; Господь благословит народ Свой миром». 185 Сынове Божии, – в еврейск: беней элим можно переводить: «сыны силышх» или «богов»; потолу что то и другое значит Еврейское слово «эл»; а если опустить букву вав, и читать: аилим, то слова: беней аилим можно переводить: сыны овнов, как и переводит; поскольку «аил» значит: aries – овен. У LXX сыны υιους – сынов.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Между древнейшей формой египетской, вавилонской и персидской религий и формой, в какой они являются нам в греческо-христианский период, – великая пропасть, которая не заполняется никакими туземными документами. В Вавилонии мы едва ли владеем какими-либо текстами из времени после Новуходоносора и т. д. и т. д. 281 . Методологическая неправильность, допускаемая при таком исследовании Нового Завета В связи с таким состоянием источников стоит чисто методологическая неправильность, допускаемая иногда сторонниками религиозно-исторического исследования. Христианство восприняло элементы восточной мифологии через иудейство. Между тем и из источников для изучения позднейшего иудейства, представлявшего нечто очень сложное, сохранились весьма немногие. Поэтому ставится требование, согласно которому иудейство должно быть реконструировано по Новому Завету 282 . Это требование, конечно, имеет относительное значение, но поставленное в абсолютной форме и без всяких оговорок, оно дает место для широкого произвола, и это особенно нужно сказать об эсхатологической и апокалипсической области. Преувеличения, допускаемые при религиозно-историческом изучении Нового Завета В связи со всеми этими обстоятельствами и стоит факт самых невозможных преувеличений и натяжек в религиозно-исторических исследованиях. Так, из существования у иудеев учения о Мессии и из кажущихся непонятными частностей этого учения, заключают, что здесь имеем дело с мифологической материей о новом боге или царе, который вступает на престол мира. Точно так же ипостасирование мудрости произошло, будто бы, под влиянием мифологических представлений 283 . Вся новозаветная история находит, – говорят, – параллели в мифологии. Безсеменное зачатие Господа, история Его детства, искушение, преображение, сошествие в ад, воскресение, вознесение, – все это не ново, все было сказано о языческих богах и героях 284 . Идут так далеко, что число 12 апостолов ставят в связь со знаками зодиака, – и не только число, но и имена их! „Фома-близнец! Что за смысл этого имени? Фома – по-вавилонски tuâmu, а это имя для „близнецов“. Иоанн и Иаков – сыновья Зеведея. Зеведей соответствует вавилонскому Zalbatanu, то есть имени Юпитера в древнем вавилонском списке. Отсюда объяснялось бы и прозвище: Βοανηρς, εστιν υο βροντς, если можно читать bnê Nerig, то есть сыны Нергала. Сыны Юпитера – сыны грома 285 . Указаний на подобные параллели встречается немало, и мы не знаем, придают ли сами исследователи своим словам серьезное значение; а если придают, то получается нечто чудовищное по своей выдуманной теоретичности 286 , поскольку фактическая сторона жизни Господа представляется здесь построенной по образцу языческих мифологий, несомненно презиравшихся в той среде, из которой вышло христианство. Можно ли признать широкое распространение среди иудеев апокалипсических образов, – и притом чуждого происхождения

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Ст.14. Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским. Феодор. под змием разумеет Египет, под главою – вождей. После потопления фараона с воинством в море ефиопляне удобно могли побеждать Египет и пользоваться его богатствами. Ст.15. Ифамския. По Феодор. – древние. Пс.74:19. Глас грома Твоего в колеси. По Феод., ударами грома Господь связал колеса колесниц египетских в Чермном море; ибо так повествует Моисей (исх.14:12,2). Пс.77:8. Не увери с Богом духа своего: духом не был верен Богу. Ст.13. На поле Танеосе, потому что в Танисе был дворец фараонов, и там Моисей производил казни. Феодор. Ст.31. Избранным израилевым занят. То есть сильных остановил низложивши. Ст.33. Лета их со тщанием – с бесплодным тщанием насытиться египетских брашен. Ст.37. Ниже уверишася в завете Его – не были верны Его завету. Пс.78:11. Снабди сыны умерщвленных. Враги избили много рабов Твоих; по крайней мере, спаси тех, которые остались в живых. Афан. Пс.79:14. Уединенный дивий. По Феодор.: вепрь пустынный, дикий, который жесточе других, он означает Навуходоносора. Пс.80:6. Языка, его же не ведяше, услыша. Народ, вышедши из Египта, услышал язык, которого прежде не знал. По Афан.: это глас Божий на горе. Ст.8. В скорби призвал Мя еси, и избавих тя, услышах тя в тайне бурне. В тайне бури – время скрытого нападения, когда среди мрака ночи Ангел погубляющий поразил первенцев египетских, Я слышал вопль твой; то есть этим доказал, что услышал вопль твой. Пс.82:14. Положи яко коло, то есть чтобы находились в беспрестанном смятении. Пс.85:11. Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего. То есть чтобы я радостно творил Твои заповеди, а не с принуждением. Ст.14. Сонм державных – сильных. Пс.87:6. В мертвых свободь. Феодор.: не приял рабства смерти, как раненый на войне, был предаваем погребению. Иисус Христос, когда был мертв, пребыл свободным, потому что не имел греха, который бы сделал Его повинным смерти, но свободно предавал душу: область имам положити душу мою, и область имам паки прияти да ( Ин.10:18 ). Ст.13. Егда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

79:12. Море, река. Средиземное море и Евфрат. 79:14. Лесной вепрь. Дикие свиньи были одомашнены очень рано, но некоторые их виды сохранились на Ближнем Востоке в диком состоянии и представлены в египетской и месопотамской живописи. 80:3. Тимпан, гусли, псалтирь. См. коммент. к 150:3–5. 80:4. Трубите в новомесячие. В Древнем Израиле, жившем по лунному календарю, первый день месяца, отмеченный фазой новолуния, считался праздничным (каждые 29 или 30 дней). Как и в субботу, все работы прекращались (см.: Ам. 8:5 ) и совершались жертвоприношения ( Чис. 28– 15 ). В период царств важную роль в совершении праздничных ритуалов стал играть царь (см.: Иез. 45:17 ). Празднование новолуния не прекратилось и после возвращения из вавилонского плена ( Езд. 3:5 ; Неем. 10:33 ). В Месопотамии, где праздник новолуния также считался важным событием, его праздновали с конца 3-го тыс. до н. э. до нововавилонского периода в середине 1-го тыс. до н. э. 80:8. Из среды грома, при водах Меривы. В выражении «из среды грома», по-видимому, подразумевается Синай, а Мерива, где Господь дал народу воду из скалы и испытал Израиль, предшествовала этому эпизоду (см. также: Ис. 29и коммент. к Исх. 17 ). 80:17. Мед из скалы. Хотя мед, о котором говорится в Ветхом Завете, это по большей части сироп из фиников, упоминание скалы позволяет предположить, что речь идет о сотовом меде диких пчел. 81:1. Суд среди собрания богов. На Ближнем Востоке в древности все важные решения принимались на собрании богов. Там боги могли советоваться друг с другом, обмениваться информацией и мнениями. Картина небесного престола, окруженного божественным собранием, хорошо известна из угаритских текстов (самый популярный из них – эпос о Керете), хотя в хананейской мифологии этот совет был представлен богами пантеона. Собрание богов упоминается также в строительной надписи Йехимилька, царя Библа (X в. до н. э.), и в надписи лувийского царя Азитавадды на стеле из Каратепе (VIII в. до н. э.). В аккадском эпосе «Энума элиш» именно собрание богов назначает Мардука верховным богом. Большой совет состоял из пятидесяти богов, а малый – из семи. В религии Израиля место богов заняли ангелы и духи – сыны Божьи, или небесное воинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010