Данное место относится к известному событию, когда Спаситель, желая пройти прямым путем чрез Самарию в Иерусалим, послал сынов грома в селение Энганним приготовить помещение Ему. Самаряне не пустили их. Сыны грома просят, чтобы Христос низвел огонь. А Спаситель сказал вышеприведенное слово. Очевидно, здесь разумеются не Евреи и не по отношению к ним сказал Христос, что Мессия пришел не погублять людей, а по отношению к тем людям и народам, на которых Евреи смотрели известно как и уповали, что грядущий Мессия будет руководиться ихними злобно-пренебрежительными отношениями к этим париям. При этом однако надо заметить, что признак универсализма уже и здесь сказывается в понятии Сына Человеческого косвенно, а не прямо и главно. Последнее заключается в том, что Сын Человеческий=Учитель, пастырь Апостолов никогда не внушал им того духа нетерпимости, который теперь два из них, оказывается, обнаружили. С другой стороны бесспорно, что, рассматривая универсализм, как отличительную характеристику учения Спасителя, и сам Аммон должен под Сыном Человеческим подразумевать прежде всего или учителя, или Мессию, и говорить, что здесь в подлежащем лице Спасителя, а не предикате – Его учении или служении лежит первый смысл именования. § XI. Толкование в пророческом смысле; толкование в прямом мессианском смысле; и данные к пониманию имени в смысле личного самоопределения Христа Спасителя к мессианству Последнее мнение, с которым должны мы ведаться, вообще полагает, что в толкуемом имени Спаситель выделил из целого Своего «Я» элемент, так сказать, должностной – не существа Своей природы, не такое или другое свойство Своей души, не педагогические Свои предначертания, но звание Свое, определение Себя по делу, для совершения которого Он пришел на землю. В частности Вейцзеккер думал бы, что это звание есть пастырское в смысле пророческого 127 . Вейцзеккер находит, что Ветхо-заветная апперцепция, в связи с которою стоит именование в устах Спасителя, заключается в кн. пр. Иезекииля, где Сын Человеческий не только употребляется чаще, чем в остальных ветхо-заветных книгах; но употребляется именно в смысле органа Божественного Откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

И поучуся во всех делех Твоих и в начинаниих Твоих поглумлюся. Боже, во святем путь Твой: кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса, сказал еси в людех силу Твою. Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы. Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася, смятошася бездны. Множество шума вод, глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят. Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную, подвижеся и трепетна бысть земля. В мори путие Твои, и стези Твои в водах многих, и следы Твоя не познаются. Наставил еси, яко овцы, люди Твоя рукою Моисеовою и Ааронею. Псалом 76 Гласом моим я к Господу воззвал, гласом моим к Богу – и Он внял мне. В день скорби моей я Бога взыскал, ночью воздвиг мои руки пред Ним – и не был обманут. Отказалась от утешения душа моя; вспомнил я Бога – и возвеселился. Рассуждал – и малодушествовал дух мой. Предваряли ночные стражи очи мои; я был взволнован и не мог говорить; размышлял о днях древних и годы вечные вспомнил и вник. Ночью с сердцем моим рассуждал и испытывал дух мой: неужели навеки отвергнет Господь, и не будет более благоволить? Или до конца милость свою отсечёт, окончил речь от рода в род? Или забудет сжалиться Бог, или сдержит во гневе Своём сострадание Своё? И сказал я: «Ныне начал я понимать: эта перемена – от десницы Всевышнего». Вспомнил я дела Господни; ибо буду вспоминать чудеса Твои от начала, и вникать во все дела Твои и о деяниях Твоих рассуждать. Боже, в святости путь Твой. Кто Бог великий, как Бог наш? Ты – Бог, творящий чудеса, Ты явил среди народов силу Твою, избавил мышцею Своею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа. Видели Тебя воды, Боже, видели Тебя воды и убоялись, и взволновались бездны, множество шума вод. Звук издали облака, ибо стрелы Твои пролетали. Голос грома Твоего в круге небес, озарили молнии Твои вселенную, содрогнулась и в трепет пришла земля. В море путь Твой, и стези Твои в водах многих, и следов Твоих не узнают. Повёл Ты, как овец, народ Твой рукою Моисея и Аарона. Псалом 90: Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Да станут злобные вдали! Да ноют от досады тщетной, Когда спокойно, ненаветно Пойдет народ Твой в их земли: Народ, искупленный Тобою, Веди, покрой Своей рукою! Да возрастет, Да процветет Он на горе Твоей блаженной! Да царствует с Тобой В обители святой Твоей десницей сотворенной! Да царствует Господь Для славы нашей в род и род! Глас Божий в громе Подражание псалму 28  Хвала и слава! Он гремит, И горы туч, как рати, водит! Сыны богов! Царей синклит! Ваш Бог и Сила в бурях сходит. Гремит глас Божий! Смертный в прах! Сыны земли! благоговенье, Святому имени хваленье, В святых и трепетных устах!.. Хвала и честь во храмах Бога, В чертогах пышных богачей, В смиренной хижине убога И в куще горестной скорбей! Глас Божий на морях, – холмами Взбугрилась бездна: всюду мрак! Глас Божий грянул над водами, И в блеске молний славы зрак На влажных хлябях отразился; Бог, гнева Бог изобразился В слиянной мгле небес и волн; И океан седой лобзает Его стопы, смятенья полн; Хребет волнуяся, склоняет Под ризой пламенной Его!.. Моря, не бойтесь! не бегите! Но славу Бога своего Хвалебным трепетом гремите! Глас Божий на горах – и где Краса их глав, венцы зелены?.. Высоки дубы раздробленны И пепел гордых на челе!.. Глас Божий в вихрях сходит долу: Падут ливански кедры в прах! Подножие Его престолу, Синай воспрянул, как в полях Младый телец млекопитанный. Дал глас во громе сильный Бог, Ермон подвигся обуянный, Как на лугах единорог! Где были скалы, там равнины; Где суша зрелась, там моря; Встают из бездны исполины, Свещами в мрачну ночь горя; Весь мир мятется и трепещет! Глас Божий – огнь, глас Божий – дух: Все рушит, очищает, блещет, И стрелы вечные вокруг! И се! виются рдяны цепи Узлистых молний в небесах; Как кровь, горят безбрежны степи, Все степи Кадеса в огнях! И лев, и волк дрожащий рыщет, В вертепах темных не укрыт; Елень напрасно крова ищет: Бор целый повален лежит!.. Глас грома – милость и спасенье Сердцам боящимся Творца, Глас Божий – благо, поученье, Дар жизни вечной от Отца! Теките в храм его священный!

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Израильские Бене-ха-Небиим выросли из семитического экстатизма, который стал для них подготовительной психологической почвой для восприятия высшей духовной реальности. Подобно тому, как в Индии практика йогического самоуглубления культивировалась поколениями в веках, так и в сиро-аравийском мире постепенно возрастала субъективная способность к ясновидческому озарению. Но сама по себе эта способность не могла бы породить ничего ценного, если бы темное лоно исступленной души не озарилось бы светом Откровения, Именно этот свет преобразил движение Сынов пророческих и не только возвысил его над древним шаманизмом, но и поставил во главе всех религиозных движений дохристианского человечества.   Сыны пророческие выступили как продолжатели Моисеевой традиции. Несомненно, в их среде сохранялось устное предание об Исходе и Синайском Завете, которое легло в основу Священной Истории. Они складывали псалмы и гимны и пели их на дорогах и на священных холмах. В этих псалмах прославлялся Ягве — Бог бури и грома, Ягве — избавитель своего народа. Это была вдохновенная, красочная эпическая поэзия, которая на первых порах развивалась под влиянием ханаанской. Воздайте Ягве, сыны Божии, Воздайте Ягве славу и честь, Воздайте имени Ягве славу, Поклонитесь Ягве во святилище Его! Голос Ягве над водами, Бог славы возгремел. Ягве над водами великими, Голос Ягве могуч, Голос Ягве величав, Голос Ягве сокрушает кедры. Ягве сокрушает кедры Ливана, Он заставляет Ливан скакать, как тельца, И Сирион, как молодого буйвола. Голос Ягве высекает языки огня, Голос Ягве потрясает пустыню, Ягве сотрясает пустыню Кадес, Голос Ягве сгибает дубы и обнажает леса… Ягве воссел над потопом, Ягве восседает царем во веки! [ 514 ] Бог Израиля, как он открылся взору Сынов пророческих, был всемогущ и космичен, подобно Верховному Богу всех народов. Но в то же время Он не безличен и не абстрактен. Он близок к человеку, хотя Его слава может опалить смертного. Он управляет миром, и события, совершающиеся в жизни людей, есть проявления Его воли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В Нём помощь вся моя, надежда, мощь лежит, Ликует плоть и дух, хвалу Ему воздавши, Народа крепость Он, помазанника щит. Спаси, благослови народ Твой, достоянье: Паси и вознеси их, Боже мой, во век веков. Псалом 28-й — А.Ф. Мерзляков Хвала и слава! Он гремит, И горы туч, как рати, водит. Сыны богов! Царей синклит! Ваш Бог и сила в бурях сходит. Гремит глас Божий! Смертный в прах! Сыны земли! Благоговенье, Святому имени хваленье, В святых и трепетных устах. Хвала и честь во храмах Бога, В чертогах пышных богачей, В смиренной хижине убога И в куще горестной скорбей. Глас Божий на морях, — холмами Взбугрилась бездна, всюду мрак. Глас Божий грянул над водами, И в блеске молний славы зрак На влажных хлябях отразился; Бог, гнева Бог изобразился; В слиянной мгле небес и волн; И в океан седый лобзает Его стопы, сметенья полн, Хребет, волнуяся, склоняет Под ризой пламенной Его. Моря, не бойтесь! Не бегите! Но славу Бога своего Хвалебным трепетом гремите. Глас Божий на горах – и где Краса их глав, венцы зелены, Высоки дубы раздробленны, И пепел гордых на челе! Глас Божий в вихрях сходит долу, Падут ливански кедры в прах. Подножие Его престолу, Синай воспрянул, как в полях Младый телец млекопитанный. Дал глас во громе сильный Бог. Ермон подвигся обуянный, Как на лугах единорог. Где были скалы, там равнины; Где суша зрелась, там моря; Встают из бездны исполины, Свещами в мрачну ночь горя; Весь мир мятется и трепещет; Глас Божий– огнь, глас Божий– дух. Все рушит, очищает, блещет, И стрелы вечные вокруг. И се! Виются рдяны цепи Узлистых молний в небесах; Как кровь, горят безбрежны степи, Все степи Кадеса в огнях. И лев и волк дрожащий рыщет, В вертепах темных не укрыть; Елень напрасно крова ищет: Бор целый повален лежит. Глас грома – милость и спасенье Сердцам боящимся Творца, Глас Божий– благо, поученье, Дар жизни вечной от Отца! Теките в храм его священный, Цари, народы, в Божий храм. Гремите лики вдохновенны, Курись усердный фимиам! И в грозных бурях утучняет Он наши нивы и поля;

http://azbyka.ru/fiction/psalmy-carya-da...

551 Ныне начах (т.е. понимать) может значить: ныне пришел я к уверенности в помощь Божию, и эта внезапная перемена (измена) полуотчаяния (ст.4–10) в спокойную уверенность есть дело божественной милости (десницы Вышняго); или: теперь я начинаю правильно оценивать бедственное состояние народа; для меня ясно, что перемена (измена) прежнего счастливого его состояния в настоящее бедствие произведена Самим Богом с мудрою целию; Он допускает страдать Своему народу не для того, чтобы навсегда отвергнуть его, но чтобы на притеснителях их показать Свою спасающую силу, как некогда Он сделал это при исходе евреев из Египта. При таком толковании совершенно ясно, зачем псалмопевец в ст.16 упомянул об этом событии; он видит, в нем тип и залог спасения Израиля от нынешнего его угнетения. 552 Согласно нашему пониманию стихов 4–11, мы должны по крайней мере ст.12 и 13 считать еще словами псалмопевца, которые он произнес, когда начало светлеть в душе его; но можно также и ст.14–21 считать словами псалмопевца, как результат его тогдашнего размышления: он повествует о прошедшем в поэтической форме, чтобы современники научились так же поступать в подобном положении, и потом внезапно прерывает речь. 553 Во святем ­­ свят путь Твой: Твои действия святы. Преосв. Порфирий переводит: «о Боже! Во Святом путь Твой!» и в примечании объясняет: «псалмопевец по внезапному вдохновению свыше уразумел, что Бог помилует и спасет нас чрез Святаго Своего Господа Иисуса Христа. О сем Святом он говорит ниже». – Сыны Иосифовы, как и сыны Иаковли – синекдохическое название всех двенадцати колен (ср. к Пс.79и 80:6). Множество шума вод ­­ сильный шум вод; с евр. «облака изливали воды»; разумеется ливнем лившийся над египтянами дождь. Псалмопевец представляет, что Бог в грозе шел на суд над египтянами (глас грома дата облацы; стрелы – молнии). В колеси – как и мы употребляем вместо «вокруг» – «колесом»; у преосв. Порфирия: в круге небесном; объясняют также: громы Твои ударяли в колесницы фараона, а иные думают, что здесь Бог изображается, как бы едущим на громовой колеснице. И следы Твоя не познаются – когда Бог с народом Своим прошел чрез море (стези в водах), волны снова совокупились и не стало видно следов пути, по которому Бог провел народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Воплощение Сына Божия, согласно Исааку, стало новым откровением о Боге в сравнении с Ветхим Заветом. В ветхозаветные времена народ израильский был неспособен слышать голос Бога и видеть откровение Божества; после же воплощения все это становится возможным: «Тварь не могла бы взирать на Него, если бы Он не воспринял часть от нее и таким образом не стал беседовать с нею; не могла бы услышать и слов из уст Его лицом к лицу. Потому-то и сыны Израилевы не могли слышать голос Его, когда Он говорил с ними из облака (см.: Втор. 5:25 )... Сыны Израилевы, очистив себя, по повелению Моисея, три дня готовились и воздерживались, чтобы сделаться достойными слышать голос Божий и видеть Божье откровение (см.: Исх. 19:15 ); но, когда пришло время, не могли принять видения света Его и силы голоса грома Его. Ныне же, когда пришествием Своим Он излил благодать Свою на мир, не в землетрясении, не в огне, не в страшном и могучем звуке (см.: 3 Цар. 19:12), но как дождь на скошенный луг и как капли, тихо падающие на землю ( Пс. 71:6 ), так был Он видим беседующим с нами иным образом – то есть когда Он, словно в сокровищнице, утаил Свое величие под покрывалом плоти (см.: Евр. 10:20 ), и среди нас беседовал с нами в ней, сотворив ее для Себя Своей волей во чреве Девы...» Исаак Сирин подчеркивает универсальную значимость пришествия Бога на землю и принятия Им на Себя человеческой плоти. Боговоплощение имеет прямое отношение к судьбе всей вселенной и каждого отдельного человека: «О чудо! Создатель в человеческом облике входил в дом мытарей и блудниц, и, когда они... обращались к Нему, Он убеждал их, давая им уверенность в примирении с Ним посредством учения Своего. И слово истины Он запечатлел истинными свидетельствами в силах и знамениях». «И красотою вида Его и любовью Его привлечена была вся вселенная к единому исповеданию Бога, Господа всех, и знание о едином Создателе было посеяно в каждом человеке». Учение о причинах Боговоплощения, содержащееся в творениях Максима Исповедника , представляет особый интерес – как по причине его оригинальности, так и ввиду того, что оно в чем-то перекликается с трактовкой Боговоплощения у средневековых западных богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

изображается чувство смирения перед Богом, возбужденное в душе человека таким грозным и величественным явлением природы, как гроза. Оба эти стихотворения совершенно справедливо помещаются в разных учебниках, как образцы духовной поэзии на ряду с «Утренним и Вечерним размышлением о Божием величестве» Ломоносова и одою «Бог» Державина. Они написаны, несомненно, под влиянием этих образцов, хотя в «Размышлении по случаю грома» некоторые находят подражание стихотворению Гёте: «Границы человечества». Особенное достоинство этих стихотворений заключается в краткости и простоте сравнительно с многословными и витиеватыми гимнами других поэтов, писавших в религиозном стиле. Патриотические стихотворения . К патриотическим стихотворениям относятся: Ермак, Освобождение Москвы от Поляков в 1612 г., к Волге, Смерть князя Потемкина, Глас патриота на взятие Варшавы, Стихи на высокомонаршую милость, оказанную императором Павлом I потомству Ломоносова. Но патриотическое чувство выражается в них в разных преувеличениях и довольно холодно, по крайней мере без истинного одушевления, исходящего из сердца и возбуждающего сердце читателя. Вот напр. какими стихами оканчивается описание подвига Ермака в первой пиесе: Великий! Где б ты ни родился, Хотя бы в варварских веках, Твой подвиг жизни совершился; Хотя б исчез твой самый прах, Хотя б сыны твои, потомки, Забыв деянья предка громки, Считались в дебрях и лесах, И жили с алчными волками; Но ты, великий человек, Пойдешь в ряду с полубогами Из рода в род, из века в век ; И славы луч твоей затмятся, Когда померкнет солнца свет, Со треском небо развалится И время на косу падет. В таком же роде было описание поединка Ермака с Мегмет-Кулом, которое прежде приводили в хрестоматиях, как образец художественных описаний, но которое ныне может служить образцом преувеличенных изображений Дмитриева. В пиесе «Освобождение Москвы» интересно описание Москвы, которое так же прежде приводилось в хрестоматиях, как образцовое. В каком ты блеске ныне зрима, Княжений, царств великих мать! Москва, России дочь любима! Где равную тебе сыскать? Венец твой перлами украшен; Алмазный скиптр в твоих руках; Верхи твоих огромных башен Сияют в злате, как в лучах; От Норда, Юга и Востока, Отвсюду быстротой потока К тебе сокровища текут; Сыны твои, любимцы славы, Красивы, храбры, величавы, А девы – розами цветут! 44 Стихи на милость, оказанную императором Павлом I потомству Ломоносова, написаны в классическом стиле самого Ломоносова и совершенно напоминают его оды имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

О неблагодарное создание! Кто ты, восстающий на Господа и Христа Его? Ты, бедный человек, слабое существо, созданный из праха земного, ты, жалкий странник земли, проклинающей тебя, что так недостойно топчешь ее поверхность, ты, недостойный теплоты солнца, прославляющего Бога, ты, отвергнутый сын неба, презренного тобою, ты, жалкий наследник ада, призванного тобою! О извращенная нравственная природа твоя! Как ты огрубела в холодном неверии! Ты и тогда не поверила бы, если бы Бог благоволил открыться тебе среди грохота молнии и грома, среди бури, шума и ветра. Да исчезнут гибельные твои вольнодумства в темных глубинах океана забвения. Обратись к вере твоих отцов. Или ты думаешь и дальше ратовать против Бога, создавшего тебя? Или ты намерен и дальше омрачать славу евангельского благовестия и хочешь, подобно озверевшему Диоклетиану, предать все богодухновенные книги вместе с Евангелием, столь ненавистным твоей испорченной природе, огню и стереть память о них в роде человеческом? Разве ты не знаешь, что и тогда ты бы не уничтожил живых страниц Евангелия, хранящихся в благодарных сердцах многих миллионов христиан, которые находят в них главный источник силы для борьбы со всеми злыми страстями и опору для достижения вечного блаженного царства? Мы, христиане, знаем, что в наш век гордятся отрицанием Бога; мы знаем, что атеизм пользуется большою популярностью и человеку образованному стыдно не числиться в рядах его поборников, а то образованный и просвещенный мир назовет его невеждою. Но они нас не запугают: с нами Господь Христос и Дух Святый до окончания века. Они нас не смущают, ибо мы знаем, в Кого уверовали (см.: 2 Тим. 1: 12). Против их учения протестует все в нашем теле и душе. Все их доктрины исчезнут, как прах, «небо и земля прейдут, но слова Христа не прейдут» (ср.: Мф. 24: 35), ибо Господь Иисус Христос «вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13: 8). Он наш Царь, Спаситель, Господь, Творец и Бог. Пред Ним преклонились сыны Греции, которые на Его позорном Голгофском кресте усмотрели такую красоту, каковую их гениальные художники не могли даже и предвидеть. У ног Его сплотились воины и начальники царского Рима, видевшие Его силу, величество и божество.

http://pravoslavie.ru/140024.html

Сизый дракон извивался ужасный; главы у дракона 40 Три, меж собою сплетясь, от одной воздымалися выи. Шлем возложил на главу изукрашенный, четверобляшный, С конскою гривой, и страшный поверх его гребень качался. Крепкие два захватил копия, повершенные медью, Острые, медь от которых далеко, до самого неба, 45 Ярко сияла. И грянули свыше Паллада и Гера, Чествуя сына Атрея, царя многозлатой Микены. Каждый тогда из мужей своему заповедал вознице Коней устроить в ряды и пред рвом их держать неотступно. Сами же пешие, в медных доспехах, с оружием в дланях, 50 Реяли быстрые; шум неумолкный восстал до рассвета. Конных они упредив, перед рвом построились к бою; Конные одаль за ними текли; и смятение злое Зевс промыслитель в толпах их воздвиг, и с высот, из эфира Росу послал, растворенную кровью; зане обрекал он 55 Многие храбрых главы ниспослать в обитель Аида. Трои сыны ополчались, заняв возвышение поля, Окрест великого Гектора, Полидамаса героя, Окрест Энея, который, как бог, почитался народом, Трех Антенора сынов, Агенора героя, Полиба 60 И Акамаса младого, подобного жителю неба. Гектор герой между первыми щит обращал круговидный, Словно звезда вредоносная , то из-за туч появляясь, Временем блещет, временем кроется в черные тучи, — Так Приамид, воеводствуя, то меж передних являлся, 65 То между задних, к сражению строя; под пламенной медью Весь он светился, как молния грома метателя Зевса. Воины так, как жнецы, устрояся друг против друга Жать ячмень иль пшеницу на ниве богатого мужа, В встречу бегут полосою, ручни на ручни упадают, — 70 Так соступившиесь воины, друг против друга бросаясь, Бились: ни те, ни другие о низком не мыслили бегстве; С рвением равным главы на сраженье несли и, как волки, В битве ярились. Вражда веселилась, виновница бедствий, Токмо одна от бессмертных при страшной присутствуя сече. 75 Боги другие от брани давно удалились: спокойно В светлых своих воссидели жилищах, где каждому богу Дом велелепный воздвигнут, по горным уступам Олимпа. Все же они порицали гонителя облаков Зевса,

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010