Во-первых был, имя Петра Ему дал Учитель небесный. Сыны Зеведея потом, Иаков — один назывался, Другой — Иоанном, Христос Им Воанергес дал прозванье, А значит то — «Грома сыны». Причислил Господь к ним Андрея, Филиппа, Матфея, Фому, Фаддея и Варфоломея, Иакова, сына Алфея И Симона, что Кананита Носил у народа прозванье, И Искариота Иуду, Что Господа предал потом. Был с ними Он в доме, и снова Народ собираться к ним стал, Покоя нигде никакого Он им во дни те не давал, И некогда было им даже Нередко и пищу вкушать. Родные Христовы тогда же Пришли, чтоб с собой Его взять, Им об Иисусе сказали, Что в разуме Он поврежден, А книжники распространяли, Что князя бесовского Он Имеет, и силою злою Смиряет нечистую рать. Призвавши врагов тех, такою Он речью их стал поучать: «Как может нечистая сила Себя самое изгонять? Своих она раз невзлюбила, Как царству ея устоять? Коль царство в себе разделится, К концу оно близко тогда, И скоро тот дом разорится, Где злая начнется вражда. И всякий, кто вещи захочет У сильного мужа отнять, Сначала о том пусть хлопочет, Чтоб этого мужа связать, Тогда лишь к нему он войдет И вещи его все возьмет. Все людям простятся хуленья, Кто ж Духа Святого хулит — Не будет тому отпущенья, Он вечной каре подлежит». Спаситель сказал это слово На речь нечестивую их, Что духа имеет Он злого. И вот ко Христу в этот миг И матерь, и братья прибыли, Снаружи стоя у дверей, Они чрез других попросили, Чтоб вышел Господь к ним скорей. А те Иисусу сказали: «Стоят там родные твои». Но вот, что в ответ услыхали: «Кто Матерь и братья мои?» Обвел тут народ Он очами, Что тою порой поучал, Потом на вопрос Свой словами Такими пред ним отвечал: «Вот кто Мои люди родные: Кто будет всегда соблюдать Мои наставленья святыя, Тот брат, и сестра Мне, и мать». Глава 4 На берег моря удалиться Опять Спаситель восхотел, Народ, собравшись, стал тесниться К нему, тогда Он в лодку сел. Толпы осталися на суше, А Он из лодки их учил, И пробуждая эти души, И много в притчах говорил: «Вот вышел сеятель в то время,

http://azbyka.ru/fiction/evangelie-ot-ma...

«И исцелять от болезней». Этого выражения не имеется в Синайском и Ватиканском кодексах, почему Тишендорф и другие новейшие критики опускают его. Но оно есть в сирийских, александрийском и западных, латинских, кодексах (ср. Мф.10:1 ). Мк.3:16 .  поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Согласно с древнейшими кодексами Тишендорф, начинает этот стих так: «и поставил двенадцать» ( κα ποησεν τος δδεκα). «Поставил Симона, нарекши ему имя Петр». Правильнее по Тишендорфу: «и нарек имя Симону Петр». Такое прибавление к имени Симона сделано было еще при первом его призвании к последованию за Христом (см. Ин.1:42 ). Евангелист Марк, однако, нашел нужным только здесь упомянуть об этом, подобно тому как Матфей нашел нужным сказать о том же при описании другого позднейшего события (ср. Мф.16:18 ). Петр – не имя собственное, а прозвище – «скала», так что апостол носил вместе то и другое имя. Мк.3:17 .  Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», Ни евангелист Матфей, ни Лука не отделяют Андрея от его брата Симона, вероятно, имея при этом в виду, что оба брата были призваны к последованию за Христом в одно время. Но Марк на втором и третьем месте ставит сынов Зеведеевых, очевидно, в силу их признанного значения в кругу апостолов (Петра как «уста апостолов», всегда выступавшего от лица всех апостолов, Марк ставит, подобно евангелисту Матфею, на первом месте). «Воанергес, то есть “сыны громовы”». Слово «Воанергес» происходит, очевидно, из двух слов: «воан» – арамейское слово, соответствующее еврейскому «бней» (от «баним») – «сыновья», и глагола «рагаш». Последний глагол в библейском еврейском языке не имеет значения «греметь», но мог иметь такое значение в простонародном еврейском языке во времена Христа. По крайней мере, в арабском языке есть глагол, близкий к этому, именно «раджаса», означающий «греметь грому». Почему так называл Господь Иакова и Иоанна – евангелист Марк не говорит, так что приходится в этом случае обращаться за разъяснением к Евангелию Луки. У последнего сообщается об одном случае, когда оба брата выказали очень большую стремительность и гневную вспыльчивость, которые и могли послужить поводом к тому, чтобы дать им такое прозвище – «сыны грома» ( Лк.9:54 ). Некоторые толкователи видели в этом прозвании намек на то могущественное впечатление, какое оказывали на слушателей своей проповедью оба брата ( Евфимий Зигабен) . Ориген называл Иоанна Богослова «мысленным громом».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но, от Евангельской догмы переходя к апостольской истории, видим, что идея «первый между равными» встречается при самом возникновении Апостольской Церкви, – в первом сонме 12 апостолов. Находясь в пределах Кесарии Филипповой, Спаситель обратился к 12 ученикам с вопросом: «За кого вы почитаете Меня?» Из числа Его равных доселе по своему достоинству учеников выступает Симон Ионин первым и отвечает за всех: «Ты Христос, Сын Бога Живаго...» 22 . В момент своего выступления Симон был совершенно равен с другими: в этот момент он даже еще не имел и знаменательного названия Кифа, или Пётр, которое было ему дано после его ответа – исповедания. Название Кифа, или Пётр, что значит «скала», есть отличие чести, а не преимущество власти. Подобные знаменательные имена давал Спаситель и другим Своим ученикам: так, апостолы Иаков и Иоанн, сыны Зеведеевы, за свою пламенную ревность к делу проповеди и обращения самарян получили название Бенейрегешь или Воанергес, что значит «сыны грома», т. е. молнии ( Мк.3:14, 16–17 ; ср. Лк.9:54, 56 и 1Ин.4:1–3 ). И это наименование также было отличием их чести, а не преимуществом власти. Когда по вознесении Господа нужно было избрать двенадцатого апостола на место Иуды, то это в высшей степени важное дело возбудил первый – Симон Пётр, и опять как первый между равными. «Став посреди учеников» (а это значит – как равный между ними), Пётр сказал: мужи братия! надо, чтобы ещё один из нас вместе с нами был свидетелем воскресения Господа и пр. ( Деян.1:15, 21–22 и сл.). И ещё примечательнее: в день Пятидесятницы, по сошествии Св. Духа равно на всех апостолов, когда народ, видя чудесное событие, изумлялся и недоумевал, что это значит, то «Пётр, став с одиннадцатью» (очевидно, как первый между равными и от лица всех), воздвиг голос свой и объяснил «всему дому», т. е. народу Израилеву, что «Бог соделал Господом и Христом Иисуса Распятого». Тоща же и слушатели обратились к Петру, как к первому из сонма апостолов, с весьма важным вопросом их жизни: «Что нам делать?» Пётр снова отвечает первым: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас» ( Деян.2:14, 22–24, 35:36–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Первым записан Симон, с именем Петра, для отличия от другого Симона, называемого Кананеянином (Chananaeus) [Кананитом], из поселения Каны (Ghana) Галилейской, в которой Господь претворил воду в вино . Также и Иакова называет сыном Заведеевым, потому что далее следует Иаков, сын Алфеев. Соединяет также двойственные сочетания апостолов: он соединяет братьев Петра и Андрея не столько по плоти, сколько по духу; [соединяет] Иакова и Иоанна, которые, оставив телесный хлеб , последовали истинному Отцу; [соединяет] Филиппа и Варфоломея, а также Фому и Матфея мытаря. Прочие евангелисты, соединяя имена апостолов, ставят Матфея первым, а затем Фому; при этом они не присоединяют слово мытарь, чтобы не показалось, что они бесславят евангелиста, вспоминая о его прежнем образе жизни. А он сам ставит себя и после Фомы, и, — как мы сказали выше, — называет себя мытарем, так что там, где изобиловала неправда, преизобилует и благодать . Стих 4: Симон Кананит (Chananaeus). Это тот, который у другого евангелиста [или: в другом Евангелии] записан с прозвищем Зилот ибо Кана (Ghana) значит ревность, усердие. Церковная история сообщает предание, что апостол Фаддей был послан в Едессу к Авгарю, царю Озроены; он у евангелиста Луки называется Иудой [сыном] Иакова , а в другом месте — Леввеем что значит: благоразумный человек. Необходимо думать, что у него было троякое имя, подобно тому как Симон назван Петром, а сыны Зеведея названы Воанергес [или: Ванергес=сыны грома] за твердость и крепость их веры И Иуда Искариот, который и предал Его. — Приставку к имени своему он получил, может быть, от города или от селения, из которого происходил, а может быть, от колена Исахаро–ва, так что родился с некоторым предсказанием о своем осуждении, ибо Исахар значит плата, что и указывает на вознаграждение предателю. Стих 5 [окончание] и 6: Не идите по направлению к язычникам и не входите в город Самарянский, а идите преимущественно к погибшим овцам дома Израилева . — Это место не противоречит тому повелению, которое дается потом: Идите, учите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа , потому что первое повеление дано до воскресения, а второе — после воскресения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Библейское учение о самарянах заслуживает особого нашего внимания. Самаряне – классическая секта, возникшая внутри иу даизма 1 . Христос воспринимал самарян именно как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «…на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» ( Мф. 10:5 ). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» ( Ин. 4:22 ); здесь Он отождествляет Себя Самого, словами «мы знаем», с ветхозаветною верою и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» ( Лк. 9:53 ). Последняя история заслуживает особенного нашего внимания. Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна, сии «сыны громовы» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» ( Лк. 9:54-55 ). Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким Духом движимы. Православная «Толковая Библия Лопухина» поясняет: «На гневное заявление сынов Заведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома ( Мк. 3:17 ), желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа» 2 .

http://azbyka.ru/samaryane-ili-evangelsk...

Так что те, кто уже услышал проповедь Евангелия и принял её, находятся в очень рискованной ситуации. Они уже не смогут сослаться на извиняющие их обстоятельства, на то, что они не знали и не слышали о Новом Завете. Поэтому, как говорил святитель Григорий Палама, «знающий же волю Бога и не исполняющий ее „бит будет много“, притом больше, чем не знающий ее» («Триады в защиту священнобезмолвствующих»). Ибо от всякого, кому дано много, много и спросят, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк 12:47–48). Читайте также: Заповеди блаженства. Истории тех, кто их исполнил Получается, исходя из противопоставления слушателей закона его исполнителям, что знание, взятое само по себе, как самоцель, духовно очень опасно. Почему? Об этом тоже сказал апостол Павел: Знание надмевает, а любовь созидает (1Кор 8:1). Оказывается, самый главный грех, корень всех других грехов — гордость — может возникать от знания, в котором нет любви. Бывают знания, говорит Палама, не очищающие, а  обчищающие душу. И дело не только в том, что знание становится бесполезной и напрасной тратой времени, если его не претворяют в  действительность , не делают его деятельным знанием. Дело, например, еще и в том, что любой процесс приобретения знаний, любая учеба всегда сопряжены с большими усилиями. И ученый, который потратил на свое образование много сил и времени, возможно, станет приписывать обретенные им знания и умения лишь себе, своему упорству и талантам. Тому, что это он сам узнал. «Сам собою дошел, собственным умом», как говорит судья Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре» у Гоголя. Человек тогда забывает, что все дается свыше, Богом. В том числе склонность к учению, хорошая память и прочие его интеллектуальные дарования. Забвение всего этого и есть питательная почва для гордости, смерти смирения. Ведь и среди апостолов не только не было философов и ученых, но и вероятно, сначала не было даже грамотных людей. Это были простые рыбаки, двоим из которых Христос после их призвания дал называние «сыны грома», потому что в дальнейшем их голос будет услышан в самых отдаленных уголках мира. И, конечно, все мы даже по собственному опыту знаем, что не так трудно что-либо знать. Гораздо труднее это же самое «что-либо» сделать. «Уподобление Богу и единение с Ним, учит божественное Писание, достигается лишь любовью к достопоклоняемым заповедям и их святым исполнением» (Дионисий Ареопагит).

http://foma.ru/poet-ispolnitel.html

Избраны были: Симон, названный Петром; брат его Андрей, Иаков Зеведеев и Иоанн брат Иакова (они же Воанергес, то есть «сыны громовы»), Филипп, Варфоломей (он же Нафанаил), Матфей (он же Левий), Фома, Иаков Алфеев (младший), Симон Зилот или Кананит, Иуда Иаковлев (он же Леввей, прозванный Фаддеем) и Иуда Искариот. Второй Симон назван Зилотом по принадлежности к секте зилотов, признававших зависимость еврейского народа только от Бога; он же назван и Кананитом. Слово зилот греческое, а кананит еврейское; оба они по-русски означают – ревнитель. Слово Искариот считают составленным из двух слов: иш – человек и Кериот – название города. Варфоломей, значит, сын Фоломея. Иакова и Иоанна Зеведеевых, или сыновей Зеведея, Христос назвал сынами грома, определяя этим силу и стремительность их характеров. Некоторые из избранных были раньше того призваны Самим Спасителем следовать за Ним. Это были: Симон и брат его Андрей; Иоанн и брат его Иаков; Филипп, Нафанаил (он же Варфоломей) и Матфей. 31. Нагорная проповедь. Мф. 5, 6 и 7 главы; Лк. 6:20–49 Избрав двенадцать Апостолов, Иисус Христос взошел на гору; там Он сел, окруженный Апостолами, учениками и народом, и произнес Свою проповедь, известную под названием нагорной. В ней содержится почти все учение Господа нашего Иисуса Христа. В ней Господь учит, как надо жить, чтобы удостоиться блаженства вечной жизни в Царстве Небесном. Чтобы грешнику удостоиться этого блаженства, надо исправиться и сделаться хорошим человеком; надо духовно переродиться. самоисправлению – сознать свое нравственное ничтожество в сравнении с тем совершенством, к какому надо стремиться, то есть сознать свою духовную нищету. Только смирение и скромность заставляют человека поработать над собою; а это открывает ему путь к Царству Небесному. Поэтому Господь и начал Свою проповедь словами: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (1). Кто сознает свою духовную нищету, тот видит все грехи свои; он сокрушается о них, плачет и решается больше не грешить; и в этой решимости он получает истинное утешение. И Господь говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Отметим главнейшие из наиболее ранних свидетельств об Евангелии от Марка. У св. Поликарпа, еп. Смирнского, ученика ап. Иоанна Богослова и учителя св. Иринея, еп. Лионского, в его послании к Филипп. и в повествовании о его мученической смерти, далее в «Учении XII апостолов» (ок. 80–100 г.), в «Послании Варнавы» (памятн. нач. II-ro века), в «Послании в Диогнету» (около 117-го года) и в других раннейших христианских документах имеются следы знакомства с ев-лием от Марка. В «Пастыре» Ерма (не позднее 156-го г.) и у Иустина, философа и мученика († в 165-м г.), имеются многочисленные указания на знакомство с ев-лием от Марка; в частности в «Диалоге с Трифоном-иудеем» Иустина, говорится о Христе, как о плотнике (τκτονος νομιζομνου ср. Мк.6:3 , без паралл. в др. евр.), передаются слова «Воанергес, т. е. сыны грома» (ср. Мк.3:17 , без паралл. в других евангелиях). В том же Диалоге упоминаются πομνη μονεματα (воспоминания, мемуары) апостола Петра, под каковыми возможно, разумелось наше евангелие от Марка (см. ниже отд. «б» этого §, особенно свидетельство Папия Иерапольского ). Более точные и пространные свидетельства дошли до нас в творениях св. Иринея, еп. Лионского (II-ro века). Последний говорит о четверо-евангелии (τετρμορφον τ εαγγλιον) а также и в отдельности об евангелисте Марке и его евангелии, приводя из последнего многочисленные прямые и точные цитаты (напр., он пишет: «Marcus... initium evangelic consciptionis fecit cic: Initium Evangelii Jesu Christi filii Dei» и т. д., в точности, как в самом евангелии Мк.1:1–3 ; далее цитируются буквально Мк.1:24, 5:31–41–43, 8:31–38, 9:23–44, 10:38, 13:32 и, с маленьким предисловием 16:19: in fine autem Evangelii ait Marcus: «Et quidem Dominus Jesus, postquam locutus est eis, receptus est in caelum, et sedet et dexteram Dei»). Из других свидетельств можно отметить свидетельство Афинагора, христианского апологета II-ro века, так наз. Мураториев фрагмент канона 7 , Ипполита, еп. Римского († около 236 г.), Тертуллиана , христианского церк. писателя II и III вв., свидетельствующего о вере Карфагенской церкви, Климента Александрийского (II и нач. III в.) и др. Имеются и свидетельства о том, что ев-лие от Марка было известно среди восточных и западных еретиков, евионитов, докетов, особенно же гностиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

В Своих странствиях Иисус Христос защищал себя от палящих лучей солнца обычным белым «сударом» — платком, покрывающим голову и шею. Позднее этот плат апостол Петр нашел во гробе после Воскресения Господня (Ин 20:7). Его последний переход из Иерихона в Иерусалим — это шесть часов под палящими лучами солнца по ничем не затененным тропинкам, через нагромождения скал, когда приходилось преодолевать восхождение более чем на 1000 метров. Это требует больших усилий. У меня однажды половина отряда полегла с тепловыми ударами. Солнечные удары случаются и у вороных лошадей. Спутниками Христа при Его постоянных путешествиях были голод и жажда. Нередко Он отправлял Своих учеников отдохнуть, а Сам оставался с народом для бесед и проповеди. Когда ученики Его отдыхали, Он либо ночью, либо «встав весьма рано» удалялся «в пустынное место, и там молился» (Мк 1:35). Из чтения Евангелия у меня сложилось впечатление, что Христос совершал переходы в наиболее тяжелое время суток, чтобы, когда еще не наступил или уже спал дневной зной, у народа были силы слушать Его. Если Он был в каком-то селении, то до глубокого вечера к Нему шли в великом множестве больные, немощные, запутавшиеся в своей жизни и жаждущие просвещения люди, а вместе с ними — и коварные враги Его — фарисеи и саддукеи, желавшие погубить Его. Случалось, что в Него бросали камни (Ин 8:59). Его пытались схватить, но до времени Он в критические минуты скрывался — проповедь Его еще не была окончена. Короче, как писал один из богословов, «слово сталкивалось со словом, дух с духом. Произносились речи в возбуждающем споре, шла опасная словесная борьба и росло напряжение». Вспомните коварную попытку обвинить Его в политическом, как мы сейчас говорим, — государственном преступлении, когда Ему подали динар с изображением кесаря. К этому всему прибавлялись утомительные объяснения с собственными учениками с их непониманием Его мессианских задач, их самолюбием и тщеславием. Горячие сыновья Зеведеевы, Воанергесы, «сыны грома», как их называли, стали добиваться, чтобы Он посадил их одного по правую, другого по левую Свою руку в Царствии Небесном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Иоанн — единственный евангелист, к имени которого христиане добавили определение Богослов. Почему? Потому что его Евангелие — не просто рассказ очевидца, но и основание всего того учения о Боге и спасении, которое развивалось потом в Церкви. Он был сыном галилейского рыбака Зеведея и Саломии, братом апостола Иакова. Иоанн сначала был учеником Иоанна Крестителя и впервые увидел Христа на берегах Иордана, когда Иисус крестился. Прошло время. Однажды Иоанн с братом помогали отцу ловить рыбу в Галилейском озере. Вдоль берега шел Христос. Он дал рыбакам, у которых не ладилась в этот день рыбалка, чудесный улов и призвал братьев идти за Собой. Рыбаки тут же оставили сети и последовали за Иисусом. Характеры у Иоакова и Иоанна были пылкие, взрывные, за что они получили от Христа прозвище «сыны грома». Но общение с Учителем изменило Иоанна — он стал кротким, смиренным, любимым учеником Христа. Иоанна Иисус позвал за Собою в дом, где лежала умершая девочка, дочь Иаира, и на глазах юного ученика воскресил ребенка. Иоанн был с Христом на горе Фавор, когда Учитель преобразился перед учениками. Во время Тайной Вечери Иоанн возлежал на груди Иисуса. Из всех апостолов только Иоанн вместе с Богородицей был у креста, когда распинали Христа. Остальные ученики испугались идти на Голгофу — это было опасно. А ещё было ужасно тяжело смотреть, как твой любимый Учитель испытывает страшные муки… Однако, несмотря на эти муки, Иисус прямо с креста обратился к Иоанну и попросил его заботиться о Своей Матери. И с этого времени Богородица жила у Иоанна. Много приключений и путешествий впоследствии выпало на долю любимого ученика Христа: шторма и кораблекрушения, пытки и тюрьмы, состязания с колдунами и волхвами, чудеса и исцеления, побои, слава и преследования… Но это единственный из двенадцати ближайших учеников Христа, который не был убит, а умер в старости собственной смертью. Евангелиста Иоанна изображают рядом с орлом. Почему у него такой символ? Возвышенный слог, которым написано Евангелие от Иоанна, его высокое богословское содержание напоминают высокий полет орла. Христос у него воспаряет в небеса, как орёл. А еще орёл — символическое воплощение Святого Духа.

http://foma.ru/kto-takie-evangelisty-i-c...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010