Сизый дракон извивался ужасный; главы у дракона 40 Три, меж собою сплетясь, от одной воздымалися выи. Шлем возложил на главу изукрашенный, четверобляшный, С конскою гривой, и страшный поверх его гребень качался. Крепкие два захватил копия, повершенные медью, Острые, медь от которых далеко, до самого неба, 45 Ярко сияла. И грянули свыше Паллада и Гера, Чествуя сына Атрея, царя многозлатой Микены. Каждый тогда из мужей своему заповедал вознице Коней устроить в ряды и пред рвом их держать неотступно. Сами же пешие, в медных доспехах, с оружием в дланях, 50 Реяли быстрые; шум неумолкный восстал до рассвета. Конных они упредив, перед рвом построились к бою; Конные одаль за ними текли; и смятение злое Зевс промыслитель в толпах их воздвиг, и с высот, из эфира Росу послал, растворенную кровью; зане обрекал он 55 Многие храбрых главы ниспослать в обитель Аида. Трои сыны ополчались, заняв возвышение поля, Окрест великого Гектора, Полидамаса героя, Окрест Энея, который, как бог, почитался народом, Трех Антенора сынов, Агенора героя, Полиба 60 И Акамаса младого, подобного жителю неба. Гектор герой между первыми щит обращал круговидный, Словно звезда вредоносная , то из-за туч появляясь, Временем блещет, временем кроется в черные тучи, — Так Приамид, воеводствуя, то меж передних являлся, 65 То между задних, к сражению строя; под пламенной медью Весь он светился, как молния грома метателя Зевса. Воины так, как жнецы, устрояся друг против друга Жать ячмень иль пшеницу на ниве богатого мужа, В встречу бегут полосою, ручни на ручни упадают, — 70 Так соступившиесь воины, друг против друга бросаясь, Бились: ни те, ни другие о низком не мыслили бегстве; С рвением равным главы на сраженье несли и, как волки, В битве ярились. Вражда веселилась, виновница бедствий, Токмо одна от бессмертных при страшной присутствуя сече. 75 Боги другие от брани давно удалились: спокойно В светлых своих воссидели жилищах, где каждому богу Дом велелепный воздвигнут, по горным уступам Олимпа. Все же они порицали гонителя облаков Зевса,

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/11

Андрей же, светлейший светильник Крита, говорит: «На гору возводит Спаситель учеников, чтобы что сделать, или чему научить? Чтобы, показав сверхвоссиявшую славу и светлость своей божественности, в которую Он преобразовал природу, слышавшую: «земля еси и в землю отидеши» ( Быт. 3:19 ). Отсюда, согласно неложному тайноводству богословов, словно из некого приснотекущего источника по исполненному бесконечных даров излиянию чистого обожения к нам приходит великий дар» 628 . «Ибо Он хочет, чтобы мы, осознав глубину содеянного [Им] в соответствии с этим, ведением привлекли бы к себе подражанием Преобразившемуся деятельнейшую благодать и в нас соделывающую это дивное и странное таинство» 629 . Видишь, что ради этого воссиял на горе Спаситель, дабы нас научить: что есть дар обожения, то есть, что он и есть этот свет, и чтобы, когда мы познаем и уверуем, и в нас самих соделалось это странное таинство, таинственным и неизреченным образом изводящее из тьмы, говоря словами апостола, «в чудный Его свет» ( 1Петр. 2:9 ). 22. А великий Василий говорит: «награда за добродетель – стать богом и облистаться чистейшим светом, став сыном того дня, который не прерывается мраком. Ибо этот день творит другое Солнце, испускающее истинный свет, который, когда единожды осветит нас, уже более не скрывается на западе, но все объяв своей просветительной силой, производит непрерывный и непреходящий свет в святых, и самих причащающихся того света соделывает другими солнцами. Ибо " тогда , – сказано, – праведницы просветятся яко солнце» 630 . Разве и он не возвещает, что общим для живущих добродетельно является этот свет, по которому и воссиял Господь, явившись, и снова просияет придя? Но и в другом месте он называет «добротой» воистину «Сильнаго» ( Пс. 44:4–5 ) умопостигаемую Его и созерцаемую божественность, которую и увидели на горе Петр и Сыны грома 631 . И еще опять: «красота истинная и вожделеннейшая, доступная для созерцания только тому, кто очистился умом, сущая окрест божественнейшей и блаженной природы, в сияния и благодати которой если кто пристально вглядывается, то перенимает нечто от нее, словно от некой краски неким сияющим блеском окрасив свой облик, отчего и Моисей, причастившись оной красоты во время беседы с Богом, прославлен был лицом» 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

В сердце воздвигла, без устали вновь воевать и сражаться. Всем во мгновенье война им кровавая сладостней стала, Чем на судах возвращенье в любезную землю родную. 455 Словно огонь истребительный, вспыхнув на горных вершинах, Лес беспредельный палит и далёко заревом светит, — Так, при движении воинств, от пышной их меди чудесной Блеск лучезарный кругом восходил по эфиру до неба. Их племена, как птиц перелетных несчетные стаи, 460 Диких гусей, журавлей иль стада лебедей долговыйных В злачном Азийском лугу , при Каистре широко текущем, Вьются туда и сюда и плесканием крыл веселятся, С криком садятся противу сидящих и луг оглашают, — Так аргивян племена, от своих кораблей и от кущей, 465 С шумом неслися на луг Скамандрийский; весь дол под толпами Страшно кругом застонал под ногами и коней и воев. Стали ахеян сыны на лугу Скамандра цветущем, Тьмы, как листы на древах, как цветы на долинах весною. Словно как мух несчетных рои собираясь густые 470 В сельской пастушеской куще, по ней беспрестанно кружатся В вешние дни, как млеко изобильно струится в сосуды, — Так несчетны против троян браноносцы данаи В поле стояли и, боем дыша, истребить их горели. Их же, как пастыри коз меж бродящих стад необъятных 475 Скоро своих отлучают от чуждых, смешавшихся в пастве, Так предводители их, впереди, позади учреждая, Строили в бой; и меж них возвышался герой Агамемнон, Зевсу, метателю грома, главой и очами подобный, Станом – Арею великому, персями – Энносигею. 480 Словно как бык среди стада стоит, перед всеми отличный, Гордый телец, возвышается он меж телиц превосходный: В день сей таким сотворил Агамемнона Зевс Олимпиец, Так отличил между многих, возвысил средь сонма героев. Ныне поведайте, Музы, живущие в сенях Олимпа: 485 Вы, божества, – вездесущи и знаете всё в поднебесной; Мы ничего не знаем, молву мы единую слышим: Вы мне поведайте, кто и вожди и владыки данаев; Всех же бойцов рядовых не могу ни назвать, ни исчислить, Если бы десять имел языков я и десять гортаней, Если б имел неслабеющий голос и медные перси;

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

Но в названии «сыны грома» вместе с тем заключается что-то почетное: тот же самый гром, который в иной раз разрушает, в другой – очищает воздух и дает земле плодородие чрез сопровождающие его дожди. Что было в ревности Иоанновой истинного и доброго, то осталось в нем и по возрождении, как то: нравственная сила и решимость, с которою он любил добро и ненавидел зло. Природные дарования были очищены от всяких примесей, усмирены и обращены на служение Богу. В Апокалипсисе громко и сильно гремит гром против врагов Господа и Его Невесты. Правда, в Евангелии и в посланиях этого апостола преобладает тихий и чуть слышный шум, но, по крайней мере, вдалеке, там же по местам бушует и буря, как например, когда он описывает суд Сына Человеческого ( Ин.5:25–30 ). С каким отвращением он говорит о предателе и более и более усиливающейся ярости фарисеев против своего Мессии! По его словам, иудеев, занятых мыслью об убийстве, Господь называет детьми диавола ( Ин.8:44 ), и всякий, кто делами не подтверждает своей христианской веры, у него называется лжецом ( 1Ин.1:6, 8, 10 ); всякий, кто ненавидит брата своего, по его словам, есть человекоубийца ( Ин.3:15 ); всякий, соделывающий грех намеренно, есть сын диавола ( Ин.3:8 ). Как сильно и неумолимо он предостерегает от человека, отвергающего воплощение Христово, как от обманщика и антихриста ( 1Ин.2:18 и далее; Ин.4:1 и далее)! Мало того, во втором послании ( Ин.1:10, 11 ) он запрещает даже приветствовать лжеучителя и принимать его в дом. Если припомнишь это, то рассказ Иринея заслуживает полного доверия. Именно, когда этот старец-апостол встретился в общественной бане с гностиком Керинфом, тогда он тотчас оставил ее, сказавши следующие слова: «Я опасаюсь, чтобы не обрушилось здание из-за того, что в нем находится Керинф, враг истины». Эти, по видимости противоречащие друг другу черты, внутренний огонь любви и поразительный гнев, небесную кротость и громовую ревность очень легко можно примирить между собою. Это была одна и та же сила духа, которая проявилась в обоих случаях, только по противоположному направлению: один раз положительным образом – увлекаясь Божественным, а в другой раз отрицательным – отвращаясь от безбожного и противохристианского, подобно тому, как одно и то же солнце иной раз освещает и согревает живое, а в другой раз содействует тлению мертвого.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

4 . Итак, видя все это, муж божественный несомненно уразумеет четырехкратное великолепие того и другого [богоявления] и будет недеятельно посвящен в то, что таинственно совершается среди святых. Ибо один образ [относится] к другому образу как к более совершенному в каждом случае; [так] мрак [относится] к свету, а Хорив – к Фавору, один, [будучи горой] добродетелей, другой же – [горой] грядущей мысленной, Троичной, Божественной, возвышенной славы; [так] также [разразившаяся] там буря и ужасы [относятся] к Богомужному блистанию [Слова]. Ибо там Бог был видим в огне, посреди языков пламени и молний, под пронзительные звуки труб, под [сотрясающие] удары грома и шум огня; также вся гора та [была] объята дымом, и [посреди всего] Господь, наводящий страшные угрозы и великие ужасы на народы, посредством этого также показывая им, сколь недостойно и несовершенно еще было их достоинство и устроение, сколь нестерпима и неприступна Его блаженная сущность. Посему ужасающий свет, и зрение «задних» [Божества], и неприступный мрак, и видение огня, и различие стояний [перед Богом] были употреблены там. Но здесь Тот же Самый Бог просиял неизреченно на Фаворе и явился человеколюбиво и благосклонно к нам, был видим в богоначальном свете и трисиянном блистании, беседуя с сопредстоящими Ему Моисеем и Илией, и, озаряя учеников Своих лучами благости и облистаниями Божества, [Он] привел [их] в изнеможение, ибо они еще не были способны вынести нестерпимое Его Божество по причине несовершенного очищения. Потому лучшие из избранных от Закона оказались сильнейшими и возвышеннейшими [в сравнении с избранными учениками Господа]. И неудивительно, ибо общепризнанные тайноводства к усыновлению оказываются превосходящими всех людей, хотя и представлены были как бы немощными из-за [их] несовершенства. И несмотря на то, что оные [Моисей и Илия] получили превосходство, все же [они] отнюдь не [были выше] апостолов, но лишь в наибольшей мере преуспели в богоуподоблении, чем все усовершившиеся мужи Закона. Ибо дух рабства пребывал в них, хотя впоследствии они были приняты в усыновление во Христе. Великим же [приобретением] было для них то, что хотя и после смерти, они надеждой совершенно приняли то, чем сыны Божии обладают во Христе благодаря [духовному] возрождению, будучи из младенческого состояния обогащены этим усыновлением как своей собственностью и наследием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

«Воанергес» – греческая форма арамейского выражения «сыны грома»; «Искариот» может означать «человек из Кериофа», но это не доказано; другие предположения (напр., о происхождении этого слова от лат. sicarius, «убийца»; см. коммент. к Деян. 21:38 ) столь же неопределенны. 3:20–30 Иисус расхищает дом сатаны 3:20–22. Заклинатели бесов обычно призывали духа высокого ранга, чтобы избавиться от духа низшего ранга, поэтому противники обвиняют Иисуса в том, что силу для изгнания бесов Он получает колдовством, призывая самого сатану. Безумие (3:21) часто объясняли одержимостью бесами (3:22). Поскольку считалось, что лжеучителя вдохновляются бесами, а официальным наказанием за развращение Божьего народа подобным образом была смерть ( Втор. 13:5; 18:20 ), неудивительно, что родственники Иисуса хотели остановить Его, прежде чем Он попадет в руки правосудия. (Законники не могли привести приговор в исполнение, поскольку Палестина находилась под юрисдикцией Рима; но даже публичное осуждение могло нанести моральный ущерб семье.) Учителя, задетые за живое рассказами о событиях 2– 3:6, переходят в наступление. 3:23–27. Хотя «связывание» бесов заклинаниями упоминается во многих магических текстах, Иисус нанес поражение «сильному» уже тем, что одержал нравственную победу в пустыне (1:13) и изгнал бесов простым повелением (1:25,26; ср.: Ис. 49:24,25 ). 3:28–30. Под «хулой на Духа Святого» здесь подразумевается упорное отрицание месси-анства Иисуса, доходящее до обвинения в колдовстве, с помощью которого якобы получены знамения Духа, подтверждающие Божественную природу Иисуса. Разные учителя спорили, существуют ли грехи, которые не прощаются в вечности; Иисус, вероятно, имеет в виду, что их сердца настолько ожесточены, что они не смогут и помыслить о покаянии. 3:31–34 Истинная семья Иисуса Отношение к единоверцам как к братьям и сестрам было обычным явлением; не менее широко было распространено и почитание старших как родных отцов и матерей. Но предпочтение религиозных связей родственным узам было чем-то неслыханным для иудаизма, если не считать новообращенных язычников, почитавших свою новую семью выше старой. (Как и другие еврейские учителя, Иисус часто использует гиперболу, или риторическое преувеличение. Он не отвергает Свою земную семью, а утверждает Свои приоритеты, потому что родственники хотят объявить Его умственно неполноценным, чтобы спасти от опасностей, с которыми Ему, несомненно, придется столкнуться, если Он не свернет с избранного пути; см.: 3:21.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Во время погони египтян за израильтянами в море, как написано: «Глас грома Твоего в колесе...» (Тегилим, 77:19). Гром этот был сокрыт от Израиля (Мецудат Давид). Эта песнь осуждает судей, которые судят не по справедливости (Радак). «Всесильный присутствует в общине судей. До каких пор вы будете судить по кривде?» (Мецудат Давид). Это предупреждение судьям, которые, не желая оскорбить богатого, не объявляют публично приговора в пользу бедного, а сообщают богатому отдельно, что он должен заплатить бедному (Мецудат Давид). Правосудие – одна из основ мироздания. Они, идущие во тьме, не понимают, что из-за извращения судопроизводства содрогаются устои земли (Мецудат Давид). Элогим («Всесильный») – этим именем называются в Танахе судьи, когда они судят по истине. Этим же именем называются ангелы, выполняющие миссию Создателя в управлении вселенной. «Я думал вы будете, как ангелы, как сыны Всевышнего, однако вы действуете, как обыкновенные смертные: ваши души умрут вместе с телом. Вы падете, как один из князей, мирских владык, которые судят и управляют людьми горделиво, уважают богатство и презирают бедных» (Радак). Этот союз, который заключают враги Израиля, направлен против Самого Всевышнего, ибо Он – «Бог Израиля». Если имя Израиля будет забыто, то и Твое великое имя не будет упоминаться (Раши). Гагрим – потомки Гагар, жены Аврагама. Если Ктура, упоминаемая в Брейшит, 25:1, – та же Гагар, то «гагрим» – ее потомки от Аврагама; Если же Ктура – другая жена Аврагама, то «гагрим» - потомки Гагар от другого мужа (Радак). Когда Храм разрушен, птицы вьют свои гнезда у жертвенника. Согласно же мидрашу, речь здесь идет о периоде существования Храма, а под «птицей» подразумевается народ Израиля (Раши).            Согласно другому толкованию, здесь говорится о времени, когда Иерусалимский Храм еще не был построен, а жертвенники возводились повсеместно, птицы могли селиться у жертвенников. В Храме это не допускалось. Автор песни говорит здесь, что даже птица гнездится у жертвенника, а он, будучи в изгнании, жаждет, но не может явиться в обитель Бога (Радак).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Исх.15:25 . Пророк Божий и царь сынов Израилевых, Богодухновенный муж, Давид, возбуждая как себя, так и всех верующих к уважению Величества Божия, в Псалтири своей поет: помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя, представляю все чудесные деяния Твои: и поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся, с благоговением размышляю как о намерениях, так и о произведениях Твоих судеб. Боже, во святем путь Твой, признаю, что святы стези Твои. И принуждаюсь изрещи: Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты Единый еси истинный Бог, творяй чудеса. Ты сказал, или явил еси в людех силу Твою. Избавил еси Мышцею, Всесильной рукой Твоею люди Твоя, сыны Иаковли, и причисленные к наследству их сыны Иосифовы. Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды Чермного моря, ощутиша сокровенное Присутствие Твое, и убояшася: смятошася бездны, воздвигошася глубины морские от сильного ветра, и разделишася на двое и сташа. Множество шума вод, шумят дожди, изливаясь на землю, глас даша облацы, треск производят облака, стираясь одни с другими, и сияния яко стрелы Твоя преходят. Глас грома Твоего в колеси, глас грома раздается в воздушном круге, осветиша молния твоя вселенную: и подвижеся, потряслась, и трепетна бысть земля. В мори путие Твои, и стези Твои в водах многих, Ты грядешь с Израилем по водам, и следы Твоя не познаются, неощутительно шествие Твое. Наставил еси, яко пастырь овцы, люди Твоя рукою Моисеевою и Ааронею ( Пс.76:12–21 ). Поистине, кто Бог велий, яко Бог наш? Он Единый Бог, творяй чудеса. Он не только наставил Израиля рукой Моисеевой, как перейти через Чермное море, но и проведши через море, в самой пустыне не оставил его чудотворными благотворениями Своими. Израиль, будучи руководим Моисеем, перешел Чермное море и взошел в пустыню Сур, где через три дня, не обретая воды для питья, кроме очень горькой, возропта на Моисеа, глаголя: что пием? Моисей, сострадая Израилю, возопи ко Господу, возопи, прося Его о не оставлении людей Своих. И Господь, внявши молению раба Своего, не презрел людей Своих, не оставил их, не погубил жаждой, но тотчас показал Моисею древо, и Моисей вложи е в воду, и усладися вода, и бысть чудесным образом сладка дотоле, доколе Израиль пребывал на сем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Но характерным образом словосочетание и фразу в целом можно понимать иначе: человек вообще, человек как таковой важнее субботы. 3:16–19 И поставил он Симона... Перечень двенадцати апостолов встречается во всех трех синоптических Евангелиях (ср. Мт. 10:2–4 , Лк. 6:14–16 ), а также в Деяниях апостолов (1:13), причем первым всегда стоит Петр, последним – Иуда Искариот, что, разумеется, не случайно; но в остальном последовательность слегка варьируется; если у Мт и Лк рядом с Петром назван его брат Андрей, то у Мк, как и в Деяниях апостолов, предпочтен более «богословский» порядок, так что первыми после Петра названы Иаков и Иоанн, вместе с Петром образовывавшие особенно доверительный круг, что выразилось в том, что именно они были взяты Христом на гору Преображения (см. ниже 9:2–9) и в Гефсиманский сад (см. ниже 14:32–42). Обстоятельный анализ перечня апостолов дает И. Левинская, Деяния Апостолов: Историко-филологический комментарий, главы I–VIII, М., 1999, с. 89–95. 3:16–17 И нарек имя ему: Петр [...]и нарек им имя: Воанергес, то есть Сыны Грома. Возможно, именно это место Мк цитируется у св. Юстина Мученика († 165) как «воспоминания» (πομνηνονεματα) Петра: «И рассказанное о переименовании Им Петра, одного из апостолов, и записанное в воспоминаниях его о том, что после этого случилось и то, что он и других двух братьев, сынов Зеведеевых, назвал именем Воанергес, то есть Сыны Грома» (dial. с. Tryph. Iud. 106). Ср. свящ. Л. Грилихес , Археология текста. Сравнительный анализ Евангелий от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции, М., 1999, с. 56–57. У Мф 16, 18 наречение Симону имени «Петр» (собственно, «Кифа», по-арамейски «скала, камень», что дает в греческой передаче «Петр») связано с моментом исповедания Петра в Кесарии Филипповой, см. ниже 8, 29. Воанергес – передача семитской лексемы, которую нелегко идентифицировать: по-видимому, арам. [беней рэгэш]. 3:18–19 Кананит – по-видимому, арамейское [канаана] «ревнитель», соответствие греческого прозвища «Зилот» (ζηλωτς), которое дает ему перечень в Деяниях апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Пс.76:12 .  Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя. Пс.76:13 .  И поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся. Блаженно то «поучение», когда кто поучается не в словах, не в выражениях, но «во всех делах» Божиих. Ибо, что, по заповеди Божией, совершается нами, то принадлежит Богу, от Которого зависит всякий успех человеческий. А «начинания» божественные состоят в том, что Он изыскивает способы нашего спасения (Исихий). Пс.76:14 .  Боже, во святем путь Твой: кто бог велий яко Бог наш; Углубившись в «начинания», Пророк находит То, Что спасает человека; и тотчас же прибавляет: «Боже, во святем путь Твой», ибо никто не может придти ко Отцу, как только чрез Христа, Который поистине Свят как Бог (Афанасий). Пс.76:15 .  Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою. Пс.76:16 .  Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы. «Избавил» Христос Бог уверовавших в Него от демонского порабощения (Афанасий). Пс.76:17 .  Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны. Не предсказывает ли Давид бегство вод Иордана? Не «убояшася» ли воды, увидев Господа, когда вошел Он в них для крещения? (Златоуст, Севир). Пс.76:18 .  Множество шума вод: глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят. Пс.76:19 .  Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля. Давид в этих словах делает олицетворения, усвояя безчувственным стихиям душу и чувство. Чувственные «громы» и «молнии» пусть обращают нас к производящему их Богу. Подобно молнии, и дарования Святаго Духа освящают всю «вселенную», и спасительная евангельская проповедь , подобно раскатам «грома», чистым страхом объяла уверовавших (Афанасий, Севир). Пс.76:20 .  В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих, и следы Твои не познаются. Поскольку в житейском «море» Господь невидимо шествует со Своими, то «следы», т.е. пути Божии остаются невидимыми и непознанными для неверующих людей: «неизследовани путие Его» ( Рим. 11, 33 ) (Афанасий). Пс.76:21 .  Наставил еси яко овцы люди Твоя рукою Моисеовою и Ааронею. Как «овцы» направляются жезлом пастырей, так и христиане ограждаются Крестом Христовым. Поэтому и упомянул Пророк о «Моисее» и об «Аароне», которые во образ Креста носили жезл, производивший чудеса в Египте и в пустыне (Исихий). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010