Евангелие от Иоанна. Писателем четвертого канонического Евангелия был Иоанн Богослов. Отцом своим он имел Галилейского рыбаря Зеведея, а матерью Соломею, по преданию дочь Иосифа обручника Девы Марии от его первого брака, и, следовательно, падчерицу Матери Божией. Таким образом, Иоанн доводился Христу племянником. Братом своим он имел Иакова, бывшего тоже в числе 12-ти апостолов. Обоих братьев за ревность и силу духа Господь прозвал воанергес, что значит сыны грома. Повинуясь гласу Господа, он, оставивши отца и рыболовство, вместе с братом последовал за Иисусом Христом и впоследствии явился одним из приближеннейших Его Апостолов вместе с Петром и братом Иаковом. Господь Иисус Христос удостаивал Иоанна преимущественной своей любви, которая наиболее трогательным образом выразилась на Тайной вечери, когда Иоанн возлежал на груди своего божественного Учителя, и, в особенности, при кресте, с которого Господь усыновил Иоанна своей Пречистой Матери, а ее поручил его сыновним попечениям. Благодарно вспоминая эти особенные выражения любви Господней, св. Иоанн сам называет себя в Евангелии учеником, его же любляше Иисус. С своей стороны и он проявлял особенную любовь к своему Учителю. В самом деле, во время страданий из всех учеников только один Иоанн не оставил Иисуса Христа. По сошествии св. Духа, Иоанн не удалялся, по преданию, из Иерусалима 15 лет, до успения оставленной на его попечение Богоматери, деятельно участвуя в устроении церкви Христовой в Иерусалиме и в Палестине вместе с Петром и Иаковом. Впоследствии он двинулся с. евангельской проповедью в отдаленные римские провинции в Малой Азии, а по смерти св. апостолов Петра п Павла, основал свое местопребывание в Ефесе. Отсюда он управлял всеми церквами Малой Азии в качестве их верховного пастыря, частью вновь основывая, a частью утверждая прежде основанные церкви христианские. Из этого же города он сослан был в заточение на остров Патмос, нынешнюю Пальмозу, при римском императоре Дамициане, предварительно будучи ввержен в кипящее масло и безвредно перенесши эту казнь благодатью Божьею. В Патмосском заточении св. ап. Иоанн написал по вдохновению от Духа Святого Апокалипсис о будущей судьбе церкви Господней. В 96 году, при императоре Нерве Иоанн был возвращен опять в Ефес и снова стал управлять церквами малоазийскими. В это то время, когда уже истекал первый век христианской эры, он, по убедительным просьбам многочисленных своих учеников, и написал свое Евангелие об Иисусе Христе. Св. Иоанн Богослов дожил до второго века. В преклонном возрасте, не будучи уже в состоянии ходить, он приказывал носить себя в церковь и любил повторять: «дети! любите друг друга».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Потому-то не без цели Евангелист сказал: воззрев же нань, то есть – посмотрев внимательно. Точно также Господь сказал, взглянув на Нафанаила: се во истину Израильтянин в нем же льсти несть ( Иоан. 1:41 ). Точно также сыны Зеведеевы названы Им сынами грома (Воанергес), за возвышенность их характера; Симон Кананит – Зилотом, за его ревность. Заметьте еще, что Господь не называет св. Петра этим новым именем, ни тогда, когда говорит о своей молитве за него, да не оскудеет вера его, ни тогда, когда троекратным вопросом: любиши ли мя? приводить его в смущение, а троекратным повелением: паси восстановляет его в апостольском звании. Симоне, Симоне, се сатана просить, дабы сеял вас и проч. Симоне Ионин, лю­биши ли Мя? Почему это? Конечно, потому, что отречением своим св. Петр изменил своей обычной твердости, ока­зался неверным своему имени. А вы, со своими единомысленниками, в этих-то местах св. Писания и видите подтверждение своей мысли о превосходстве Петра над прочими Апостолами, о его владычестве над всею Церковью! Согласи­тесь, что это весьма странный и ненадежный способ защи­щать свои убеждения! “Отнимите Петра,– и Церковь разрушится”: так утверж­даете вы. Но так ли учит Господь? Так ли думал сам Петр? Незадолго до того времени, как Иисус Христос совершил на кресте наше спасение, и Своею кровью освятил возлюбленную Свою невесту – Святую Церковь , Он, Господь наш, благоволил показать ученикам Своим высочайший пример смирения. По окончании вечери, Спаситель влия воду во умывальницу, и начать умывати ноги учеником, и отирати лентием, им же бе препоясан. Смущен­ные изумлением от такого крайнего смирения своего Божественного Учителя, ученики не смеют прекословить Ему. Но Петр, почти всегда твердый и бесстрашный, отважился воз­разить Господу: Господи! Ты ли мои умыеши нозе?.. Не умыеши ногу моею во веки! Что же Господь? Аще не умыю тебе, отвечает Он Петру, не имаши части со Мною, т. е. не будешь Моим учеником, не получишь царствия небесного. Не думаете ли вы, что это была простая угроза, которая никогда не могла быть приведена в испол­нение? Но так думать о словах Господа было бы нечестиво; и посмотрите, как далек был от подобной мысли св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Андреем последовал за Христом ( Ин.1:35–40 ). Впоследствии вместе со своим братом ап. Иаковом (см. 30 апр.) призванный Господом от рыбарских сетей на проповедь Евангелия (Мф.4:21), он сделался одним из довереннейших учеников Спасителя, свидетелем важнейших дел и событий Его жизни (Мф.17:1; 26:37; Мк.5:37 ; Мк. 9:2 ; Лк.9:28 ; Мф.26:37; Мк.14:23 ) и особенно пред всеми возлюбленным ( Ин.13:23; 19:26; 20:2; 21:20 ), а на тайной вечери возлежал на персях своего Учителя ( Ин.13:23 ). За огненную ревность и силу духа Спаситель дал ему с братом его прозвание Воанергес – сыны грома (Мк.3:17). По любви ко Христу он один из апостолов не устрашился следовать за Господом, когда Он веден был на суд, и был свидетелем не только осуждения Его, но и самых крестных страданий. По вознесении Спасителя на небо, св. Иоанн, вместе с апп. Петром и Иаковом, трудился над проповедью слова Божьего в Иерусалиме, был главным руководителем христиан, столпом Церкви ( Гал.2:9 ). Он жил в Иерусалиме до успения Богоматери, вверенной Иисусом Христом его попечению ( Ин.19:26–27 ), и за проповедь о Христа не раз подвергался гонению от синедриона и даже потерпел бичевание ( Деян.3:4; 8:14, 25 ; Гал.2:9 ). По успении Богоматери, он переселился в г. Ефес (в Малой Азии), где имел попечение не только об Ефесской, но и вообще о Церквах Малоазийских, громогласным «языком извещая Божия мудрости сокровенное слово», рассеевая «многобожия тму», иссушая «мутныя нечестия воды» и «еретичествующих отревая словеса». При Домициане св. Иоанн был в оковах отведен в Рим и там пострадал за Христа. Св. старца заставили выпить отравленное питье, но оно не повредило ему; затем его повергли в котел с кипящим маслом, но и здесь Господь сохранил его невредимым, и он вышел из него еще более здоровым и юным. Впоследствии «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» он был схвачен в Риме и сослан в заточение на остров Патмос ( Апок.1:9 ). Там он обратил жителей ко Христу и удостоился великого откровения о будущих судьбах Церкви и мира, которое и изложено в «Апокалипсисе» (каковое название значит – откровение).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Новый Завет. Первоверховный апостол Павел, все знаете. А вы знаете, что он однажды с Варнавой поругался? Было. А знаете, что он с Петром ругался? Было. А знаете, что в одном Послании он, скажем так, достаточно жестко проходится по своим оппонентом — и не в одном, кстати. В одном Послании он там совсем жёстко, так не принято в приличном обществе. В другом он там своих оппонентов называет собаками, псами, было такое. Апостол Пётр. Ну то, что Христос сказал «иди за Мной, сатана» — о том, что Петр отступил от Христа, это все мы знаем. А за что Павел и Петр поругались между собою? Это выглядело так. Христианская Церковь из язычников, и Пётр в этой Церкви проповедует, служит, и ест за одним столом с язычниками. В общину приходят евреи, и Петр начинает гнушаться: нет-нет-нет, я с вами не буду, я буду есть только с евреями. Ну и Павел высказался, что он думает. Кому высказал? Первоверховному апостолу — тому, который видел Христа; тому, кто был в самом тесном кругу Христовом. Да и сейчас я скажу такую немножко шокирующую вещь. А ведь Христос тоже не похож на такую, знаете, картинку из букваря. Христос гневается. Было? Было. Христос выгоняет торгующих из храма. Было? Было. Говорит фразы: «если не покаетесь, с вами будет ещё хуже, чем с этими людьми». Ну, как Он разговаривает с апостолом Петром, это тоже неожиданно. Но уж когда мы открываем Ветхий Завет, то там совсем всё плохо для людей, которые думают, что Библия — это Жития святых. Давайте с Авраама начнем, просто для иллюстрации. Авраам торгует своей женой; спит со своей рабыней; мало кто помнит, что после смерти Сарры он женился еще. Иаков, который был отцом 12 детей, 12 прародителей патриархов, 12 прародителей колен: две жены, две наложницы; обманул отца; проблемы взаимоотношений с детьми, ну и вообще как бы имя «запинающий», то есть обманщик. Моисей — а с чего он не вошёл в землю обетованную, Бога не послушался — уж Моисей, верующий, видевший Бога — тоже не вошел. Он умер во время странствий по пустыне, он не вошел в землю обетованную, он подошёл к границам посмотрел, и всё. Вспомним про судей, Ной напился. И это праведники? — Какие же это праведники? И человек так захлопывает Библию: это ветхозаветные праведники все грешники; Ветхий Завет — это про евреев, и не для нас. И если начать копаться во всех библейских персонажах — ветхозаветных, да и новозаветных. Да, кстати, кого называют «апостолом любви»? Иоанна. У него был брат Иаков. А какая у них на двоих была кличка, прозвище — Воанергес, сыны грома. За что — гневливость. Они были гневливые. Однажды была такая история. Христа не приняли в одном селении, Он выходит, и эти два брата кричат: «Давай мы сейчас помолимся, и огонь с неба сойдет, и вообще это селение выжжет!» Апостол любви… И Христос им говорит: Я вообще не знаю, кто вы такие, какого вы духа. Вот это про Иоанна.

http://azbyka.ru/audio/besedy-o-svjashhe...

И действительно, если отказаться от этого предельного уровня, от уровня обожения, то ислам вполне годен и хорош — он исправляет грех Адама, человек вновь становится безгрешным, только не становится Богом. А между безгрешностью первого Адама и божественностью христианина, достигшего спасения, бездна, так как первый Адам имел образ Божий, но Богом не был, а мы через Христа входим в бытие Бо- жие, получаем Божественную природу, Божественную сущность. Это — особенность христианства, его отличие от всех остальных религиозных устремлений человечества. Я не буду вам подробно рассказывать о Коране, поверьте, это прекрасная книга, полная глубокой и сильной веры, глубочайшей любви к Богу, но если суммировать ислам, как бы соединить его в нечто целое, его цель — исправление греха Адама, и только; надежда на Бога как на Того, Кто оценит твой подвиг, — но не дерзновенное упование стать Богом. Запомните навсегда: Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом, меньшей цели у христианина нет, иначе мы не христиане. Наконец, последний, третий путь — иудаизм. Тут произошла настоящая трагедия, смысл которой апостол Павел приоткрывает нам в большей степени, чем учены й–религиевед вроде меня, несчастного. Произошло следующее: как вы помните, в Послании к Римлянам апостола Павла прямо говорится, что мы не должны возноситься перед Ветхим Израилем, ибо он не принял Своего Христа, не узнал Его, для того чтобы вошла полнота язычников — мы с вами. Иудеи до сих пор ждут Мессию, Который уже пришел. На самом деле, как это страшно — ждать того, кто пришел, кто уже рядом с тобой, а ты не ведаешь, не узнаешь его… Жизнь еврейского народа — это двухтысячелетнее тягостное, тяжелейшее ожидание — с надеждой, разочарованиями, самообманами. Иудеи, подобно мусульманам, отнюдь не ждут Богочеловека, а ждут Мессию — человека, льва из колена Давидова, того, кто восстановит тысячелетнее царство Израиля. Мы не должны строго судить современных иудеев: того же ждали и апостолы, ведь они уже после воскресения Христа, перед Его вознесением, задавали Ему вопрос: «Учитель, не в это ли лето Ты восстанавливаешь царство Израиля?» Разве не просили Иаков и Иоанн, два наиболее, может быть, великих апостола, «сыны грома», как их наименовал Сам Христос (вернее, их мать просила за них), чтобы один сел у Христа, когда Он будет в Своем царстве, по правую руку, а другой — полевую? Израиль жил ожиданием земного царства, которое просветит все народы светом истины, — не какого-то Третьего рейха, который всех захватит и всеми будет владеть, а царства, которое должно просветить светом истины язычников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Но превосходнейшими качествами в моем родителе, ему преимущественно свойственными и для многих небезызвестными, были простота, нрав, чуждый всякого лукавства, и непамятозлобие. И в Ветхом и в Новом Завете видим, что один преуспевал в одном, другой – в другом, в какой мере каждый удостаивался получить от Бога какую-либо благодать, например: Иов – твердость и непреодолимость в страданиях, Моисей и Давид – кротость, Самуил – дар пророчества и прозрения в будущее, Финеес – ревность, по которой дано ему и имя, Петр и Павел – неутомимость в проповедовании, сыны Заведеевы – велегласие, почему и названы сынами грома. «Но для чего перечислять всех?» – я говорю знающим. Стефан и отец мой ничем столько не отличались, как незлобием. Первый в опасности жизни не возненавидел убийц, но, побиваемый камнями, молился за убивающих, как Христов ученик, за Христа страждущий и плодоносящий Богу нечто высшее самой смерти – долготерпение. У последнего не бывало промежутка времени между выговором и прощением, так что скоростью помилования почти закрывалось огорчение, причиненное выговором. Слышим и веруем, что есть дрожжи гнева и в Боге – остаток негодования на недостойных этого, ибо Бог отмщений Господь ( Пс.93:1 ). И хотя по человеколюбию Своему преклоняется Он от строгости к милосердию, однако же не совершенно прощает грешников, чтобы милость не сделала их худшими. Так и родитель мой нимало не питал негодования на огорчивших, хотя и не был вовсе неуязвим гневом, особенно же препобеждался ревностно в делах духовных, кроме тех случаев, когда бывал приготовлен и вооружен, и оскорбительное встречал, как врага, усмотренного издали, тогда, как говорится, не поколебали бы его и тысячи. Но и гнев его был приятен, он был не ярость по подобию змиину ( Пс.57:5 ), которая воспламеняется внутри, готова ко мщению, с первого движения переходит в гнев и желание возмездия, но походил на жало пчелы, уязвляющее, a не умерщвляющее. Человеколюбие же его было более, нежели человеческое. В числе угроз бывали иногда колеса и бичи, являлись исполнители наказания; бывала опасность сжатия ушей, удара в щеку, поражения в челюсть, и тем прекращалась угроза.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда же, вернувшись после неудачного ночного лова, сыновья уговорили его вновь выйти на глубину и закинуть сети, потому что об этом им сказал Учитель, он с удовольствием исполнил просьбу. «Наступил рассвет, какая уж тут ловля, — рассуждал Зеведей, — но пусть дети убедятся, что этот Иисус вовсе не пророк». Когда же сети едва смогли вытащить от небывалого улова, Зеведей смутился, но упрямство не позволило ему признать в Иисусе пророка. — Это простая случайность, — говорил он, выбираясь на берег. Иаков и Иоанн заявили, что покидают домашний очаг и идут за Иисусом из Назарета, своим Учителем, чем Зеведей был крайне рассержен. Он во всем винил Саломию, которая, по его словам, только и делала, что постоянно забивала головы сыновей всякими россказнями о Мессии. — Я тоже верю, что Иисус послан Богом, — сказала в ответ на его упреки жена. — Тогда иди вслед за ними! — вскричал в негодовании Зеведей. Он считал, что жена одумается, раскается и будет сама уговаривать сыновей оставить Иисуса, ведь ее слово на них было очень действенно. Но к удивлению мужа, Саломия собралась и ушла. Раз ее сыновья признали в Иисусе обещанного пророками Христа, то и она также без колебаний уверовала, что Учитель является истинным Мессией. Где-то в глубине души Саломия сознавала, что последовала за Иисусом еще и потому, что хотела быть рядом со своими детьми. Не сказать, что ей при воспитании детей всегда было просто совладать с их горячим нравом. Но, являя им свою материнскую любовь и непрестанную заботу, она тем самым направила горячность их сердец к любви. Это чувство в Иакове и Иоанне нередко переходило от ревностного горения сердца к Богу до пламенной ненависти ко злу. Материнская любовь всегда страдает некоторой долей слепоты, и Саломия не была исключением. Ее материнскому чувству льстило, что Иисус особо выделяет ее сыновей среди других учеников. Даже то, что Учитель именует их Воанергес, т.е. «сыны грома», ей нравилось. Хотя самому Иисусу приходилась не раз сдерживать излишнюю горячность Иакова и Иоанна.

http://azbyka.ru/fiction/zheny-mironosic...

Святитель Прокл говорит: «Итак, звук грома, огонь с Неба и Божественная сила удостоверяли явление Духа. Таким же некогда образом колебалось пламя и на Синайской горе, и Моисей среди огня выслушивал от Бога законы. Теперь устремлялось иное – от высшего огня – пламя, спускавшееся на головы апостолов. Тот, Кто тогда воздвиг Моисея для сообщения евреям закона, теперь совершил сказанное для спасения народов. Поэтому к нынешним чудесам и присоединено воспоминание о чудесах древнего времени. И снова посредствующим началом служит огонь, сходством созерцаемого доказывающий, что Тот же Самый Бог свидетельствует о Себе и настоящими чудесами». Святитель Григорий Палама , отмечая особую грозную мощь и силу ветра, сопровождавшего чудо Пятидесятницы, учит, что они знаменовали Божественное всесилие, Его непобедимое и непреодолимое могущество, которому не может противостоять ничто: ни сатана, ни людской грех . Именно эта нетварная всемогущая сила Божия и стала в деле нашего спасения непобедимым оружием против зла. Святитель Григорий говорит: «Шум ветра был сильным, потому что он все побеждает: разрушает стены лукавого, истребляет города и всякое укрепление противника, смиряет гордых и возносит смиренных сердцем, связывает неправо разрешенное, разрывает оковы греха и освобождает плененное». Кроме того, по убеждению святителя Григория, шум ветра, подобный громовым раскатам, намекал и на значение того прозвища, что дал Христос в дни земного служения двум ученикам – братьям Зеведеевым Иакову и Иоанну: Воанергес, то есть «сыны громовы» ( Мк.3:17 ). Палама говорит: «Шум сильного ветра также доказал и истинность наименования, которое Сам Спаситель дал апостолам, ибо чрез этот шум с неба они, поистине, стали сынами громовыми (ср. Мк.3:17 )». В день Пятидесятницы на Иакове и Иоанне – как на двух из самых близких ко Господу апостолов – осуществилось слово Спасителя: ныне они сделались сынами громовыми, наполнившись победоносным и радостным, поистине громовым, шумом тех духовных вод, рек воды живой, что отныне устремились, потекли из их чрева...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pj...

За огненную ревность и силу духа Господь дал ему с братом его прозвание – воанергес – сыны грома ( Мк 3:17 ). Но под ближайшим влиянием Господа это духовное настроение его перешло в состояние глубокой до самоотвержения любви, кротости и нежности, так что он был Апостолом любви по преимуществу. – По вознесении Господа и после первой Пятидесятницы Иоанн вместе с Петром ревностно проповедовал Евангелие Христово в Иерусалиме ( Деян. 3:4 ), где он, по преданию, в своём доме должен был пещись о Пресвятой Деве, Матери Господа, порученной ему со креста ( Ин 19:26–27 ), до самой её смерти (в 48-м году). Вместе с Петром он действовал в Самарии для утверждения там Церкви ( Деян. 8 ), потом опять является действующим в Иерусалиме как один из столпов старейшей Церкви ( Гал 2:9 ); затем переселяется в Малую Азию и избирает местом своего пребывания и апостольской деятельности Ефес. Когда Иоанн переселился в Ефес, точно неизвестно, но, кажется, надобно считать за несомненное, что это случилось в то время, когда св. Ап. Павел уже оставил Малую Азию как постоянный круг своей апостольской деятельности (около 58 г.), даже, может быть, около времени смерти Павла (в 67-м или 68-м г.), или и после неё. Из Ефеса Иоанн сослан был на некоторое время в заточение на остров Патмос, где получил откровение, записанное в его Апокалипсисе. Точно неизвестно, по приказанию какого императора и когда это последовало; вероятно, по приказанию Нерона, в самом конце его царствования. Возвратившись из заточения, Иоанн долго жил в Ефесе, утверждая и распространяя церковь Христову, и умер там, в глубокой старости уже во времена императора римского Траяна 27 . 2. Время и место, обстоятельства и цель написания Евангелия Евангелие от Иоанна написано после первых трёх Евангелий, когда сии последние были уже распространены в среде обществ христианских. Об этом есть ясные свидетельства Иринея, Климента Алекс., Оригена, Евсевия, Иеронима и др. 28 Затем, есть свидетельства, что Иоанн написал своё Евангелие в глубокой старости, при императоре римском Домициане 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Феот.: Кто же он, объявивший об этом? Феоф.: Все, сколько их, конечно, среди преставившихся, не словами только, но и своими делами и чудесами, через созданные ими боговдохновенные (ενθων) сочинения и до сих пор пребывают с нами, доныне не перестали и не перестанут впредь ясно возвещать это. Феот.: Мне достаточно трех для подтверждения, Феофан. Покажи мне их прямо сейчас, не откладывая. Феоф.: Вот они! Так, божественный Иоанн из Дамаска [называет] свет, воссиявший на горе от Спасителя, “который видели Петр и Сыны Грома, началом будущего Его пришествия”; свет, который, по Василию Великому, “глазами воспринять удостоились” 147 . [Этим светом], по словам великого Дионисия, будут исполнены все, уподобившиеся Христу 148 , каковым [светом] и мы просияем, как солнце 149 . А по [словам] опять-таки Василия, этот [свет] есть сияние святых душ даже в этом мире 150 . Этот свет божественный Иоанн из Дамаска назвал “природным лучом Божества” 151 , а сладкопевец Косьма [называет] красотой [этот свет], принадлежащий сущности Божией 152 . Великий Афанасий учит, что Бог по природе обладает этим светом: “ибо, вознесшись на небо, Господь придет в славе природной (εν δξη φυσικη), а не в благодати, в Своем Божестве. В теле Своем святом, воспринятом от Марии, Он воссияет славу неизреченную, как на горе отчасти явил” 153 . [Теперь] ты имеешь столько [доказательств], сколько счел достаточным. Мы же умножим для тебя число свидетелей истины. Божественный Максим говорит: “все, что есть Бог, будет и обоженный по благодати, кроме тождества по сущности” 154 . И в другом месте снова учит: “слово воскрешает по упованию тех, кто готов принять первообраз [всех] благ и стать живой иконой Христа и таким же, как Он, но по благодати и уподоблению” 155 . А в Богословских главах ясно поучает: “Царство Божие есть передача присущих Богу по природе благ” 156 . Святой Кирилл, приводя слова Господа мир Мой оставляю вам 157 , говорит, что [Господь] называет этот мир Своим, поскольку он есть присущее Ему благо 158 . В 14-м слове “Сокровищницы” он, снова приводя [слова Господа] верующий в Меня имеет жизнь вечную 159 , говорит: “[Господь] обещает дать верующим в Него присущую Ему и сущностно пребывающую [у Него] жизнь. Ибо, происходя от Отца, Он приводит все [присущее] Отцу по природе; одним же из присущих Отцу является жизнь” 160 . Видишь, что эта жизнь, присущая Богу по природе, подаваемая достойным, не является [сама] природой? Ибо одна Божественная природа. А эта жизнь есть одна из присущих Богу по природе [сил]. И поскольку она присуща по природе, то она не сотворена. Сказав же, что она есть одна из присущих Богу по природе, мы тем самым доказываем, что много [действий] присущи Богу по природе и они подобно [ей] нетварны. Поэтому-то и о Сыне говорит: “Он приводит все, [присущее] Отцу по природе”.

http://pravmir.ru/feofan-ili-o-bozhestve...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010