е. идея вечного осуждения от Бога вместе с диаволом. Далее будет изъяснено нами, во-первых, по вопросу: какое значение имеет «век сей» до всеобщего воскресения мертвых для всех сынов человеческих, умерших или умирающих без Христа? И во-вторых, по вопросу: «сыны человеческие», имеющие быть осужденными вместе с злыми духами, не приемлющими лично для себя Бога и определившими себя лично в своем диавольстве, будут исключительно и безусловно только те из сынов человеческих, которые не только «суд смерти», но даже и «суд» самого «ада» «в веке сем», до времени последнего суда Божия, не примут лично иначе, как, подобно диаволу, – в «хуле на Духа Святого»? А потому, если и будут, по абсолютной правде Божией, осуждены «приять смерть вторую» вместе с злыми духами, то будут осуждены к сему, как имеющие лично, – по своей личной воле, по моменту абсолютизма оной в себе, – вполне сознательно и свободно, «ipsius mali causa», т. е. ради самого диавольства, определить себя против Бога и быть в «диавольстве», как в предикате личной своей воли, и как в конечном определении всего своего личного существа. Оставляя рассмотрение как вышепоставленных вопросов по их существу, так и логических выводов из указанного нами и изъясненного «суда телесной смерти» для сынов человеческих, в их греховном состоянии, на последующие наши рассуждения, в настоящем месте сих наших рассуждений считаем необходимым дать ответ на следующий вопрос, касающийся всего рода человеческого: так как род человеческий в своем «суде смерти» и в суде «ада», о значении какового суда сказано будет в своем месте, возглавлен «победою над смертию и адом» в Лице Сына Человеческого, как Бога Спасителя ( 1Кор.15:54– 55 ), то спрашивается: есть ли момент у сынов человеческих – всех, или остается ли за всеми сынами человеческими момент касательства к Лицу Иисуса Христа? И если есть, или если остается такой момент касательства, то в чем его основа, и при каких налично-данных духовно-нравственных самоопределениях людей оный момент является у сынов человеческих сохраненным и сущим? Ставя сии вопросы, мы, само собою разумеется, имеем в виду не то касательство к Лицу Спасителя мира, в котором верующий в Него – «человек Христов» соразделяет Его и имеет в Нем свой суд над «смертию и адом» уже в Царстве благодати – здесь на земле, а то касательство, или, лучше сказать, момент касательства, – в силу нравственного права на таковой момент, – по которому сохраняемая связь с Богом-Творцем должна иметь свой момент сохраняемой связи и с Богом-Спасителем, и по силе которого, с другой стороны, каждый из сынов человеческих, не ставший лично в себе самом – «человеком-диаволом» в духовно-нравственном отношении, должен иметь также свой момент связи с воплотившимся Сыном Божиим, как с Сыном Человеческим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

3) Как же были призваны и поставлены Аарон и все ветхозаветное священство? 3) «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне, – Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых. И сделай священные одежды брату твоему для славы и благолепия..., для посвящения его, чтобы он был священником Мне. Вот одежды, которые они должны сделать: наперсник, ефод 3 , верхняя риза, хитон 4 стяжной, кидар 5 и пояс... Сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы и головные повязки, сделай им для славы и благолепия. И облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и посвяти их, и они будут священниками мне... И сделай миро для священного помазания... Помажь Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. А сынам Израилевым скажи: это будет у меня миро священного помазания в роды ваши. Тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте (сами себе) подобного ему. Оно – святыня: святыней должно быть для вас. Кто составит подобное ему, или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего» ( Исх. 28:1–4, 40–41; 30:23–33; 40:12–16 ). 4) Какими правами пользовалось ветхозаветное священство, которыми не могли пользоваться миряне? 4) Во–первых, – правом учить народ истинам веры. «И сказал Господь Аарону... Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь через Моисея» ( Лев. 10:9–10 ; Иез. 44:23 ). «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» ( Мал. 2:7 ). «Левиты слова Твои хранят и завет Твой соблюдают; учат занонам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля» ( Втор. 33:9–10 ). Во–вторых, – священнодействовать; это право принадлежало только им. «В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять перед Господом, служить Ему (и молиться) и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня, потому нет Левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его» (Вт.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Фил.1:22–24 ). Видишь, как «умножила земля» этого человека? Ибо пока он остается в земле, то есть во плоти, он умножен основанием Церквей; он умножен жаждой народом Бога и проповедью благовествования Христова «от Иерусалима и окрестностей до Иллирика» ( Рим.15:19 ). Но давайте посмотрим, что написано дальше. 5 . «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас» ( Исх.1:8–9 ). Прежде всего мне хотелось бы исследовать, кем были царь Египта, знавший Иосифа, и царь, не знавший его. Во время правления того, кто знал Иосифа, ничего не говорится о том, что сынов Израилевых притесняли и принуждали к тяжкой работе «над глиною и кирпичами». И не сообщается, что мальчиков убивали, а девочек оставляли в живых. Но когда восстал и начал править тот, кто не знал Иосифа, тогда, как сказано, и стали происходить все эти вещи. Давайте посмотрим, кем был этот царь. Когда Господь ведет нас и наше понимание, просвещенное Господом, всегда держит в памяти Христа, как пишет Павел Тимофею: «Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых» ( 2Тим.2:8 ), и пока оно помнит то, что происходило в Египте, то есть в нашей плоти, царством справедливо правит наш дух и не изнуряет сынов Израиля, которыми, как мы сказали выше, являются рациональные чувства или добродетели души, «глиною и кирпичами» ( Исх.1:14 ), не ослабляет их земными заботами и тревогами. Но если наше понимание утратит память об этом, если отвернется оно от Бога, если станет игнорировать Христа, тогда разумение плоти, которое есть «вражда против Бога» ( Рим.8:9 ), возьмет власть в свои руки и обратится уже к своим подданным – телесным наслаждениям. И когда вожди пороков собираются вместе на совет, то замышляют всяческие козни против сынов Израилевых. Они обсуждают, как бы притеснить сынов Израиля, как бы причинить им страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В такой бедности жили сыны пророческие, что даже топор приходилось брать на подержание. Мы уже обращали внимание на бедность другого сына пророческого, у которого по смерти ничего не осталось в доме, кроме сосуда с елеем да долгов, так что даже пустые сосуды его жене приходилось просить на стороне (см.: 4Цар.4:1–3). В другом месте мы видим, как и какое кушанье приготовляется для сынов пророческих. Сказал Елисей слуге своему: Поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих. И вышел один из них в поле собирать овощи (слав.: зелия дивия), и нашел дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришел и накрошил их в котел с похлебкою, так как они не знали их. И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть (4Цар.4:38–40). Здесь мы видим, что для приготовления пищи собирают то, что попадется в поле, собирают сами в свою одежду. И хороша же вышла похлебка, если ею едва не отравились! В другом случае Елисей дает на сто сынов пророческих двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе, так что слуга с недоумением спрашивает: Что тут я дам ста человекам (4Цар.4:42–43). Такому аскетическому образу жизни сынов пророческих соответствовало иногда и место их поселения: иногда общества сынов пророческих поселялись вдали от человеческого жилья, в пустыне или в горах . В таком случае строй жизни становился еще более определенно аскетическим. Аскетический образ жизни вообще соответствовал всему духу ветхозаветного пророчества. Ветхозаветного пророка можно представлять суровым аскетом. Человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим, - говорили о пророке Илии (4Цар.1:8). Пророков мы видим постящимися (история Даниила и его товарищей, особ. см.: Дан.10:2–3). В духе Ветхого Завета был Иоанн Креститель, не ядый, не пияй (Мф.11:18), суровый аскет, имевший одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, питавшийся акридами и диким медом (см.: Мф.3:4; Мк.1:6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

pars I, p. 15–16), который заимствовал его у Александра Полигистора, который, в свою очередь, почерпал свои сведения из Бероза. Шар или сар у халдеев быль чудовищный период времени, заключавший в себе 3.500 лет (См. пр. 15 Эмина, стр. 240). II, р. 300–1732). 164 Первой причиной несчастья первого мipa, полагает Моисей, неправильные супружества сынов Божиим со дщерями человеческими. Кто суть сии сыны Божии? По тексту Александрийской Библии – Ангелы Божии. Сего мнения держатся Лактанций (Lib. II, ст. 14), и многие из древних. Иустин (in Apoll.), утверждает, что от супружеств ангелов со дщерями человеческими произошли демоны. Афинагор в сих самых супружествах полагает падение ангелов и от них же производит исполинов. Тертуллиан (De Virg. et de Singul. cleric.), приписывает сим ангелам изобретение астрологии, дорогих камней, металлов и некоторых женских украшений. Но все сии предания противоречат свидетельству Иисуса Христа, что Ангелы не женятся ( Мф.22:30 ). По мнению Филона, под именем сынов Божиих надо разуметь человеческие души, которые, носясь в воздухе, желали обитать в телах человеческих (De Gig.). По мнению новейших толкователей, сыны Божии суть потомки племени Сифова, которые не только были сыны Божии по благодати (см. Втор.14:1 ; 1Ин.3:1 ), но, вероятно, под сим именем и составляли общество (см. Быт.4:26 ), противоположное обществу сынов человеческих, т.е., потомков Каина, водимых одной человеческой поврежденной природой (Запис. на Кн. Бытия, стр. 175–177). Георгий Кедрин (см. Летопись Дмитр. Ростов, под 2100 годом от сотв. мipa), говорит, что исполины произошли от смешения сынов Сифовых с дщерями Каина. Один из исполинов, Азаил, изобрел делание мечей и броней и начал копать золотую руду. Что здесь под именем сынов Божиих разумеется племя Сифово, можно видеть из сравнения (4:25, и 5:1). Сиф с потомством первые начали призывать имя Господне и называться по имени Господа (см. 145 сн. выше), а при исчислении потомства Сифова, в глав его поставлено имя Божие (см. предисловие к V главе).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Кто были эти юноши, принесшие жертву завета? Сам библейский текст этого никак не поясняет. И впредь мы нигде больше не увидим, чтобы приносить жертву Богу было делом юношей израильских. Когда Господь выводил Свой народ из Египта, погубив у поработителей всех первенцев от людей до скота, то, как некое священное возмещение, Он забирает Себе и всех первенцев у вышедших на свободу израильтян. И сказал Ягве Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они ( Исх. 13:2 ). И уже после этих слов Господа будет переход через Чермное море. Таким образом юноши из сынов Израилевых, принесшие Ягве жертвы Завета, наверняка, и были теми посвященными Богу на первую Пасху первенцами народа Израильского. Потом первенцы израильские будут заменены на сынов и потомков Аароновых. Священство в Израиле будет достоянием не первенцев, а колена Левиина, выделенного из других и посвященного Богу. Но тогда у Синайской горы и сам Аарон еще не был священником, а совершили жертвоприношения Богу первенцы Израильские. Иначе рассуждает об этом прп. Ефрем Сирин : «И созда Моисей алтарь. И посла юноши сынов Израилевых, то есть, сынов Аароновых приготовить тельцов на всесожжение. Ибо для священнодействия не были они еще помазаны» Толк, на кн. Исх., гл. 24, 4–5]. Прп. Ефрем справедливо отмечает, что сыны Аарона еще не были помазаны на священство. А потому он предполагает, что они только приготовили жертвенных животных, но не совершили самих жертвоприношений. Однако Писание говорит, что принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Ягве. А потому более оснований думать, что это и были вовсе не сыны Аароновы, а посвященные Богу первенцы Израиля. Каково же было священнодействие жертвы Завета сынов Израильских с Ягве Богом? Юноши-жрецы принесли всесожжения и заклали жертвенных тельцов. Кровь их была собрана. Моисей сам половину этой крови влил в чаши. Другой половиной крови Моисей окропил жертвенник. После этого взята была книга Завета (начало Священного Писания ), и Моисей прочитал ее вслух всему народу. Ягве Бог предлагает Свои условия народу. Народ внемлет слову Всевышнего. И, выслушав, израильтяне дают свой обет, они принимают без всяких условий со своей стороны всё, что велел и сказал Ягве. В пустыне под горой раздаются слова сотен тысяч странников в Обетованную Землю: всё, что сказал Ягве, сделаем и будем послушны. Обет дан. И великий Моисей взял... крови, и окропил народ, говоря: вот кровь Завета, который Ягве заключил с вами о всех словах сих. Завет заключается в крови. Жертвенник указывал на Бога, двенадцать камней – на народ Божий. Половина крови возлита на жертвенник, половина из чаши – на народ. Ягве Бог и народ, Им избранный, скреплены заветом крови. Разделившись по грехопадении Адама и Евы, Бог и человек воссоединяются вновь. Разделившихся разделяла кровь, кровь Авеля, убитого братом, много крови... Чаша Завета, наполненная жертвенной кровью, воссоединяла их вновь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Первою причиною несчастия первого мира Моисей полагает неправильные супружества сынов Божиих со дщерями человеческими. Кто же суть эти сыны Божии? По тексту Александрийской Библии – Ангелы Божии. Этого мнения держались Лактанций (Lib. II, ст. 14) и многие из древних. Иустин (in Apoll.) утверждает, что от супружеств ангелов со дщерями человеческими произошли демоны 102 . Афинагор в этих самых супружествах полагает падение ангелов и от них же производит исполинов. Тертуллиан (De Virg. et de Singul. cleric) приписывает сим ангелам изобретение астрологии, дорогих камней, металлов и некоторых женских украшений. Но все эти мнения противоречат свидетельству Иисуса Христа, что Ангелы не женятся ( Мф. 22:30 ). По мнению Филона, под именем сынов Божиих надобно разуметь человеческие души, которые, носясь в воздухе, желали обитать в телах человеческих (De Gig.). По мнению новейших толкователей, сыны Божии суть потомки племени Сифова, которые не только были сыны Божии по благодати (см. Втор. 14и 1Ин. 3:1 ), но, вероятно, под этим именем и составляли общество ( Быт. 4:26 ), противоположное обществу сынов человеческих, т. е. потомков Каина, водимых одною человеческою повреждённою природою (Запис. на Кн. Бытия, стр. 175–177). Георгий Кедрин (см. Летопись Дмит. Ростов. под 2100 годом от сотв. мира) говорит, что исполины произошли от смешения сынов Сифовых с дщерями Каина. Один из исполинов, Азаил, изобрёл делание мечей и броней и начал копать золотую руду. Что здесь под именем сынов Божиих разумеется племя Сифово, можно видеть из сравнения Быт. 4и Быт. 5:1 . Сиф с потомством первые начали призывать имя Господне и называться по имени Господа (см. второй комментарий к Быт. 4:26 ), а при исчислении потомства Сифова в главе его поставлено имя Божие (см. Глава V. Вступление). Но, независимо от сего, в Св. Писании не только нигде не встречается намёка на подобную связь бесплотных с смертными, но, напротив, оно прямо указывает на невозможность подобного соединения ( Лк. 20:35 ). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Если святые, сподобившиеся быть причастниками Духа Святого, не могли вынести даже явления ангела, и Даниил, муж желаний (возлюбленный), встал пред ангелом трепетен ( Дан. 10:11 ), то не безрассудно ли принимать это греховное и безумное сказание, что бесплотные духовные натуры могли совокупляться с плотскими? Нельзя притом упустить из виду, что наказание постигает людей, и не только племя Каиново, но и племя Сифово, об ангелах же нет речи».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Сие разделение человеческого рода на сынов Божеских и сынов человеческих начало свое получило в первых детях Адамовых, или лучше, в самом первом человеке, в самом Адаме. Он, будучи сотворен сыном Божеским и исполнителем святой воли Его, любителем Света Его, почитателем величества Его, искателем славы и блаженства Его, учинился сам собою, по собственной воле своей, исполнителем воли своей и воли сатаны, а нарушителем воли Божией, любителем адской тмы, почитателем мира, искателем славы и благ мирских – кратко, совершенною тмою. И хотя он, получив откровение Божие, озарившись Светом Его, получив веру от Него, получил возможность и даже средства быть паки сыном Божеским, любителем Света Его; исполнителем святой воли Его, и начал быть действительно таким: однако, при всем том, много оставалось в нем человеческого, плотского, злобного, темного. И по сему-то самому, что он сам разделился на Свет и тму, что в нем хотя был восставлен Свет, но также находились великие остатки тмы, посему самому и дети его разделились на чад Света и на чад тмы, на чад Божиих и на чад диаволих, на сынов Божеских и на сынов человеческих. Иные из них, во тме родившись, родившись в прародительском грехе, Свет Божий, как бы от нощной тмы воспрянув, от отцев принимали, им озарялись, и чрез сие адскую тму в себе побеждали: другие же сей Свет пренебрегали, а врожденную тму любили, и ею во всю жизнь водились. Но как те, так и сии добровольно, по свободе собственной воли своей, так поступали. Все могли быть из чад тмы чадами Света, из сынов человеческих сынами Божескими, так, как и отец их Адам учинился; но многие сего сделать не восхотели, и остались сынами человеческими: что случилось с самыми первыми сынами Адамовыми. Первые дети Адамовы были Каин и Авель, и первые они были основателями сих двух главных и между собою противных линий – именно, чад Света и чад тмы. Каин был основателем ложной, заблудительной, идолопоклоннической церкви; а Авель последователь истинной, отцовской, Святой Церкви. Отец их Адам, хотя обоих равно научал, обоим равно откровение Божие сообщал, светом Слова Его обоих озарил, и веровать в Истину побуждал, и в вере служить Богу повелевал, служить истинно, служить как внутренно, так и наружно: однако не оба равно приняли наставление его, Свет и откровение Божие, и веру в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

3. Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих, сего ради благослови Тя Бог во век. Под влиянием вдохновения, созерцая лицо Царя, псалмопевец говорить о Его достоинствах: Красен добротою паче сынов человеческих, – Ты, как Сын Божий, по своей доброте, прекраснее сынов человеческих: то не превосходные черты лица, не пышное царское убранство, что составляет предмет наблюдения телесных очей, нет, то – душевные свойства Его, кои составляют предмет духовного созерцания псалмопевца – пророка: они так прекрасны, как ни у кого из сынов человеческих, у которых все душевные свойства, при всем их совершенстве, все же повреждены грехом (ср. ст. 5. 7. 8). – Излилась благодать из уст твоих, – внутренние свойства и качества обнаружились посредством уст, выразились в речах, как бы излились в потоках живой воды, обильно, отрадно, животворно для других. – Сего ради, т. е. не за внешнюю красоту, а именио за сии превосходно прекрасные душевные свойства и качества, и благословил Тебя Бог на веки, или даровал Тебе вечное царство (ст. 5 и 7–8). Соломон был прекрасен по внешнему виду и обладал высокими духовными дарованиями, в особенности превосходною премудростью, которая обнаруживалась в его государственной деятельности и целым потоком излилась в его притчах. «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум в обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломонова выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости Египтяне... И имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, песней его было тысяча и пять» ( 3Цар.4:29–32 ). Однако и во всем этом Соломон не имел полного совершенства; таким совершенством обладает по праву и по природе только Единородный и Возлюбленный Сын Божий, Иисус Христос; «и от полноты Его, по слову Евангелиста, все мы приняли и благодать на благодать» ( Ин.1:14, 16 ). 4–5. Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Исх.29:5 .  И возьми [священные] одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду; Исх.29:6 .  и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре; Омовением предваряется служение при скинии; оно же требует соответствующих одежд ( Исх. 28:3–4 ). Поэтому, как будущие служители скинии, сперва Аарон, а затем его сыновья облачаются в одежды священнослужения, получают первые знаки своего сана. Исх.29:7 .  и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его. Цель помазания Аарона особо приготовленным елеем ( Исх. 30:22–25 ), обильно возлитым на главу его ( Пс. 132:2 ), заключалась в «освящении» помазуемого ( Исх. 30:30 , Лев.8:12 ). Как самое освященное миро выделялось из круга предметов житейского обихода ( Исх. 30:32–33 ), так и помазуемые им вещи и лица освящались, назначались для священных целей. В таком смысле употреблен данный термин в замечании о первосвященнике: «на голове его елей помазания, и он освящен, чтобы облачаться в священные одежды " ( Лев.21:10 , ср. Исх.29:12 ). По мнению других, помазание служило знаком сообщения Аарону особых благодатных сил, необходимых ему для прохождения служения. Но Библия не дает оснований для такого понимания. Исх.29:8 .  И приведи также сынов его и облеки их в хитоны; Исх.29:9 .  и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, и будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки Аарона и сынов его. Сопровождалось ли облачение сынов Аарона помазанием, об этом не говорит ни данная глава, ни параллельная ей 8 гл. кн. Левит. Что же касается других, освещающих данный вопрос, мест, то между ними замечается разногласие. В то время как по указанию одних, – Лев.6:6, 8–9 ( Лев.6:13, 15 евр.), в Лев.16:32, 21:10, 12 говорится о помазании сынов Аарона ( Исх. 28:41, 30:30, 40:14–15 , Лев.10:6–7 , Чис. 3:3 ). Если два первых и последнее место могут возбуждать сомнение в тождестве помазания священников с помазанием первосвященника, то третье и четвертое не оставляют для него места. " Помажь их, – говорится в Исх.40:15 , – как ты помазал отца их». Аарону и его сыновьям, Елеазару и Ифамару, нельзя предаваться печали по умершим Надаву и Авиуду и выходить из скинии, «потому что на них елей помазания Господня» ( Лев.10:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010