Глава VI. Хеврон «Авраам похоронил Сарру жену свою в пещере поля в Махпеле, против Мамре». ( Быт 23:17 ) «…Явился ему (Аврааму) Иегова у дубравы Мамре…» ( Быт 18:1 ) …Отсюда следуют непрерывно, между гор, роскошные лощины, покрытые виноградниками и рощами фиговых, масличных и теребинтовых дерев; наконец, развертывается великолепная долина Мамврийская – и Хеврон. Согласно с Книгою Бытия ( Быт 37:14 ), город стоит в наклонной долине, окруженной горами; он не обнесен стенами и разделяется на две части: одна часть упирается в скалы, где находится Авраамова погребальная пещера Махпела, а другая к подошве лесистой горы; этот лес есть тот знаменитый теребинтовый, о котором говорит Библия . Промежду обеими частями города – равнина и небольшой холм; тут же виден древний каменный водоем, довольно обширный; мелкий, но быстрый поток стремится по долине и сквозь города по некоторым улицам; мы находим и в Библии, что Хеврон стоял в долине, прорытой потоком; это есть выражение еврейского текста 100 ; Арабы называют подобные долины: уади. Две большие дороги, направленные в Хеврон, образуют два устья в горах, его окружающих, одна от Мертвого моря, с юго-востока, другая – от Вифлеема, с севера. Хеврон есть один из древнейших городов в мире; он основан семью годами прежде Цоана Египетского ( Числ 13:23 ). Он назывался в самом начале Кириаф-Арб ( Нав 21:11 ). Имя это, по толкованию нашего любомудрого церковно-учителя, может означать город четырех 101 . В Моисеевой Книге Числ сказано, что в его время жили там три сына Енаковы: Ахиман, Сессий и Феламин 102 . Раввины называют Хеврон градом четырех великих мужей, разумея Адама, Авраама, Исаака и Иакова. В нашей Библии, в последнем стихе XIV главы Иисуса Навина, Хеврон назван Митрополь Енакимлян, а блаженный Иероним переводит в латинской Библии: «Там почиет Адам, великий из сынов Енакимовых 103 », что совершенно несходно с текстом. Основываясь на этом переводе Вулгаты и на преданиях раввинов, поверье, что Адам погребен в Хевроне, здесь укоренилось. На западе от города показывают поле красноватой почвы, из которой, как говорят, был создан первый человек. Арабы употребляют эту землю как талисман.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/puteshe...

Книга Иисуса Навина Глава 21 Начальники поколений левитских пришли к Елеазару священнику и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам поколений сынов Израилевых, и говорили им в Силоме, в земле Ханаанской, и сказали: Господь повелел чрез Моисея дать нам города для жительства и предместья их для скота нашего. И дали сыны Израилевы левитам из уделов своих, по повелению Господню, сии города с предместьями их. Вышел жребий племенам Каафовым; и досталось по жребию сынам Аарона священника, левитам, от колена Иудина, и от колена Симеонова, и от колена Вениаминова, тринадцать городов; а прочим сынам Каафа от племен колен Ефремова, и от колена Данова, и от половины колена Манассиина, по жребию, досталось десять городов; сынам Гирсоновым - от племен колена Иссахарова, и от колена Асирова, и от колена Неффалимова, и от половины колена Манассиина в Васане, по жребию, досталось тринадцать городов; сынам Мерариным, по их племенам, от колена Рувимова, от колена Гадова и от колена Завулонова - двенадцать городов. И отдали сыны Израилевы левитам сии города с предместьями их, как повелел Господь чрез Моисея, по жребию. От колена сынов Иудиных, и от колена сынов Симеоновых, [и от колена сынов Вениаминовых] дали города, которые здесь названы по имени: сынам Аарона, из племен Каафовых, из сынов Левия [так как жребий их был первый], дали Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон, на горе Иудиной, и предместья его вокруг его; а поле сего города и сёла его отдали в собственность Халеву, сыну Иефонниину. Итак сынам Аарона священника дали город убежища для убийцы - Хеврон и предместья его, Ливну и предместья ее, Иаттир и предместья его, Ештемо и предместья его, Холон и предместья его, Давир и предместья его, Аин и предместья его, Ютту и предместья ее, Беф-Шемеш и предместья его: девять городов от двух колен сих; а от колена Вениаминова: Гаваон и предместья его, Геву и предместья ее, Анафоф и предместья его, Алмон и предместья его: четыре города. Всех городов сынам Аароновым, священникам, досталось тринадцать городов с предместьями их.

http://patriarchia.ru/bible/nav/21/

Глава 9 Поучительное напоминание жестоковыйному народу, что если он и наследует землю обетования, то отнюдь не за свою праведность, а по милости Божией. Втор.9:2 .  народом [великим,] многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: «кто устоит против сынов Енаковых?» См. пр. к кн. Чис. 13.23 . Втор.9:3 .  Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идет пред тобою, как огнь поядающий; Он будет истреблять их и низлагать их пред тобою, и ты изгонишь их, и погубишь их скоро, как говорил тебе Господь. «Скоро» в этом случае не значит «немедленно»; иначе с землей могло бы случиться то, что предусмотрено кн. Втор 7.22 «Скоро» здесь означает: «без особых усилий», «без особой траты времени и сил». Втор.9:8 .  И при Хориве вы раздражали Господа, и прогневался на вас Господь, так что хотел истребить вас, Втор.9:9 .  когда я взошел на гору, чтобы принять скрижали каменные, скрижали завета, который поставил Господь с вами, и пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, Втор.9:10 .  и дал мне Господь две скрижали каменные, написанные перстом Божиим, а на них [написаны были] все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания. Втор.9:11 .  По окончании же сорока дней и сорока ночей дал мне Господь две скрижали каменные, скрижали завета, Втор.9:12 .  и сказал мне Господь: встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литой истукан. Втор.9:13 .  И сказал мне Господь: [Я говорил тебе один и другой раз:] вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный; Втор.9:14 .  не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной, а от тебя произведу народ, который будет [больше,] сильнее и многочисленнее их. Втор.9:15 .  Я обратился и пошел с горы, гора же горела огнем; две скрижали завета были в обеих руках моих; Втор.9:16 .  и видел я, что вы согрешили против Господа, Бога вашего, сделали себе литого тельца, скоро уклонились от пути, которого [держаться] заповедал вам Господь;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слушай, Израиль: ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими, с укреплениями до небес, народом [великим,] многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: " кто устоит против сынов Енаковых? " Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идет пред тобою, как огнь поядающий; Он будет истреблять их и низлагать их пред тобою, и ты изгонишь их, и погубишь их скоро, как говорил тебе Господь. Когда будет изгонять их Господь, Бог твой, от лица твоего, не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею [доброю] землею, и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего; не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие [и беззакония] народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову; посему знай [ныне], что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный. Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне: с самого того дня, как вышел ты из земли Египетской, и до самого прихода вашего на место сие вы противились Господу. И при Хориве вы раздражали Господа, и прогневался на вас Господь, так что хотел истребить вас, когда я взошел на гору, чтобы принять скрижали каменные, скрижали завета, который поставил Господь с вами, и пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и дал мне Господь две скрижали каменные, написанные перстом Божиим, а на них [написаны были] все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания. По окончании же сорока дней и сорока ночей дал мне Господь две скрижали каменные, скрижали завета, и сказал мне Господь: встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литой истукан.

http://patriarchia.ru/bible/deu/9/

Хеврон Хеврон (связь, соединение) ( Чuc. XIII, 22 ) – город, названный так по имени сына Халева, был одним из древнейших городов в Иудее и первоначально назывался Кириаф-Арба, иначе городом Арба, так как он служил некогда резиденцией известного великана, из сынов Енаковых, носившего означенное название ( Hab. XIV, 15 ). Моисей называет его Мамре ( Быm. XXIII:19, XXXV:27 ). Город лежал на возвышенности около 20 миль к ю. от Иерусалима и почти в 100 англ. милях от Назарета ( Лk. I, 39 ) и доселе еще известен под названием цветущего города Хабрун, или Эль-Халиль, что значит друг или любимец Божий (так как Авраам в Свящ. Писании называется другом Божиим) ( II Nap. XX, 7 ), и славится своими стеклянными изделиями. Хеврон, как мы уже заметили выше, один из древнейших городов в свете. Он построен семью годами ранее, чем Цоан в Египте ( Чuc. XIII, 23 ). Этот пограничный город Палестины и столица нагорной страны построен квадратом из дикого известкового камня. Дома не выше обычных двухэтажных и покрыты плоскими кровлями. Многие из них полуразрушены и необитаемы. Ворота находятся не только при входе в город, но и в разных частях внутри его; на ночь они обыкновенно запираются для лучшего сохранения порядка. В городской мечети указывают гробницы Авраама, Исаака и Иакова, с их женами Саррою, Ревеккою и Лиею. Все они, по словам Библии, были похоронены в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской ( Быm. XXIII, 19 ). Настоящий город лежит частью на склоне гор, частью в низменности долины. С городом Хевроном соединено несколько самых интересных воспоминаний из свящ. истории. Долина Есхол, как полагают, находилась вблизи его, и долина Хевронская в одно время служила местом пребывания Иакова ( Быm. XXXVII, 14 ). Здесь также жил Авраам ( Быm. XIII, 18 ), и здесь погребено его семейство. По завоевании земли Ханаанской Хеврон был отдан Халеву, как часть его удела ( Чuc. XIII, 30, 31 ), хотя впоследствии он считался городом убежища и находился во владении священников ( Hab. XX:7, XXI:11, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Глава 13 Соглядатаи Ханаанской земли. Чис.13:4 .  И послал их Моисей из пустыни Фаран, по повелению Господню, и все они мужи главные у сынов Израилевых. «Мужи главные», т. е. представители важнейших и почетнейших родов. Чис.13:17 .  Вот имена мужей, которых посылал Моисей высмотреть землю. И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом. С переменой имени И. Навин вступает в обязанности высшие, чем слуга при Моисее ( Исх.24:13 ), становясь его ближайшим помощником. Ошеа, Гошва или Осия означает «освобождение», «спасение». К этому термину Моисей присоединяет имя Иеговы, Иаг, предуказывая в Навине Божие орудие для спасения Израиля. В кн. Неем.6:17 имя Иагошеа произносится как Иешуа. Наше чтение «Иисус» взято из греческого перевода LXX. По разуму свв. оо. и учит. Церкви, преемник Моисея, введший Израиль в землю обетования, был прообразом Иисуса Христа, отверзшего верующим в Него врата Царства Небесного (св. Иустин Философ , Разговор с Трифоном Иудеем, гл.: 34, 70, 76, 86, 100, 113; св. Кир. Иер., Сл. Огл. X; блаж. Федор.: Толк. на кн. Чис., вопр. 25; Толк. на кн. Втор, вопр. 43; Толк. на кн. Нав., вопр. 1, 3, 4, 16). Чис.13:18 .  И послал их Моисей [из пустыни Фаран] высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору, «В эту южную страну» Ханаана, Негеб. Чис.13:22 .  Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа; «От пустыни Син». Не следует смешивать пустыню Син (Цин), о которой говорится в данном стихе, с пустыней Син на западном побережье Синайского полуострова ( Исх 16 ). Пустыня Цин составляет северо-восточную часть пустыни Фаран. О пустыне Фаран см. пр. к Чис.10:12 Рехов ( Нав.19:28 ; Суд.1:31 ) – местность в пределах колена Асира, невдалеке от Сидона. Емаф – равнина и горный проход между отрогами Ливана и Антиливана, южнее города Емафа, расположенного в Келе-Сирии, на р. Оронте. Чис.13:23 .  и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Енаковы: Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, [города] Египетского;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рубрики Страх на пороге 5 мин., 20.09.2012 Поделиться   Прежде, чем войти в землю обетованную, Моисей сорок лет водил израильский народ по пустыне, пока не умерли все, кто родились и выросли рабами – такую фразу часто можно услышать. Ее повторяют и в наши дни, применительно к российской истории: дескать, мы не так уж давно вышли из коммунистического (читай: египетского) рабства, всего два десятилетия назад, значит, еще столько же бродить осталось… А ведь сроки жизни существенно увеличились! Может, тогда нам потребуется не сорок, а еще больше лет? Только фраза эта верна лишь отчасти. Первое, что сделал по Божьей воле Моисей со своим новосозданным народом после того, как народу был дан Закон – он отправился прямо к обетованной земле, чтобы войти в нее без малейшего промедления. Просто люди сами того не захотели. Об этом довольно подробно рассказано в книге Чисел, главы 13 и 14. Прежде, чем войти в землю обетованную, Моисей послал в нее разведчиков. Это вполне естественно: они ничего не знали об этой стране, кроме того, что ее придется завоевывать. Начинать военную кампанию, разумеется, надо с разведки… Да и вообще, что это был за край? Да, Бог обещал дать им землю, текущую молоком и медом, но это красивая метафора – а вот как оно выглядит на местности? Разведка продолжалась сорок дней. Потом разведчики вернулись, неся вдвоем на шесте огромную кисть винограда – она была так велика, что один не мог ее унести. Казалось бы, сама по себе она говорила об этой стране куда больше, чем любые слова… Но не все так просто. Слова тоже последовали: «мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там» (сынами Енаковыми в Библии называли легендарных богатырей-великанов). Словом, Бог не обманул в своих обещаниях – но и не предупредил о сопротивлении, которое придется преодолеть. Что же ответил народ на такой рассказ? Он завопил: «О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет».

http://foma.ru/strax-na-poroge.html

Глава 2 Окончание сорокалетнего странствования, прибытие к южным пределам Ханаана. – Обход владений Едома, Моава и Аммона. – Начало завоеваний: покорение аморрейского царя Сигона. Втор.2:1 .  И обратились мы и отправились в пустыню к Чермному морю, как говорил мне Господь, и много времени ходили вокруг горы Сеира. Втор.2:2 .  И сказал мне Господь, говоря: Втор.2:3 .  полно вам ходить вокруг этой горы, обратитесь к северу; В кратких словах обнимается все 38-летнее странствование народа по пустыням. Втор.2:4 .  и народу дай повеление и скажи: вы будете проходить пределы братьев ваших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, и они убоятся вас; но остерегайтесь Втор.2:5 .  начинать с ними войну, ибо Я не дам вам земли их ни на стопу ноги, потому что гору Сеир Я дал во владение Исаву; Втор.2:6 .  пищу покупайте у них за серебро и ешьте; и воду покупайте у них за серебро и пейте; Втор.2:7 .  ибо Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время путешествия твоего по великой [и страшной] пустыне сей; вот, сорок лет Господь, Бог твой, с тобою; ты ни в чем не терпел недостатка. Втор.2:8 .  И шли мы мимо братьев наших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, путем равнины, от Елафа и Ецион-Гавера, и поворотили, и шли к пустыне Моава. Втор.2:9 .  И сказал мне Господь: не вступай во вражду с Моавом и не начинай с ними войны; ибо Я не дам тебе ничего от земли его во владение, потому что Ар отдал Я во владение сынам Лотовым; Втор.2:10 .  прежде жили там Эмимы, народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы, Втор.2:11 .  и они считались между Рефаимами, как сыны Енаковы; Моавитяне же называют их Эмимами; Втор.2:12 .  а на Сеире жили прежде Хорреи; но сыны Исавовы прогнали их и истребили их от лица своего и поселились вместо их – так, как поступил Израиль с землею наследия своего, которую дал им Господь; Втор.2:13 .  итак встаньте и пройдите долину Заред. И прошли мы долину Заред. Втор.2:14 .  С тех пор, как мы пошли в Кадес-Варни и как прошли долину Заред, минуло тридцать восемь лет, и у нас перевелся из среды стана весь род ходящих на войну, как клялся им Господь [Бог];

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 Слыши, Израилю, ты преходиши Иордан днесь, внити еже наследити языки великия и крепчайшы паче вас, грады велики и ограждены до небесе, 2 народом [великим,] многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: " кто устоит против сынов Енаковых? " 2 люди велики и многи и предолги, сыны Енаковы, яже ты веси, и ты слышал еси: кто противу станет сыном Енаковым; 3 Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идет пред тобою, как огнь поядающий; Он будет истреблять их и низлагать их пред тобою, и ты изгонишь их, и погубишь их скоро, как говорил тебе Господь. 3 И увеси днесь, яко Господь Бог твой Сей предыдет пред лицем твоим: огнь попаляяй есть: Сей потребит я, и Сей отвратит я от лица твоего, и потребит я вскоре, якоже рече тебе Господь. 4 Когда будет изгонять их Господь, Бог твой, от лица твоего, не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею [доброю] землею, и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего; 4 Не рцы в сердцы твоем, егда потребит Господь Бог твой языки сия пред лицем твоим, глаголя: правд ради моих введе мя Господь наследити землю благую сию: 5 не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие [и беззакония] народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову; 5 не ради правды твоея, ниже преподобия ради сердца твоего ты входиши наследити землю их, но нечестия ради и беззакония языков сих Господь от лица твоего потребит я, и да уставит завет, имже клятся Господь отцем вашым, Аврааму и Исааку и Иакову: 6 посему знай [ныне], что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный. 6 и да увеси днесь, яко не ради правды твоея Господь Бог твой дает тебе землю благую сию наследити: яко людие жестоковыйнии есте.

http://drevo-info.ru/articles/8577.html

И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава , ибо там похоронили прихотливый народ. От Киброт-Гаттаавы двинулся народ в Асироф, и остановился в Асирофе». (Чис. 11, 1—6, 10—15, 20, 30—35). Не избежал Моисей огорчений и со стороны близких родных своих: упрекали его брат его Аарон и сестра Мариам за то, что он взял себе жену ефиоплянку. Но «воспламенился гнев» Самого Господа на оскорбителей, и Он покарал Мариам болезнью — проказой, которой, «как снегом», покрылась она. Аарон же, осознав вину свою, сказал Моисею: «Господин мой! не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили», не попусти, чтобы истлела заболевшая. «И возопил Моисей к Господу, говоря: Боже, исцели ее!» И умилостивился Господь молитвой Моисея, который «был человек кротчайший из всех людей на земле», сократил Господь время наказания Мариам так, что «пробыла она в заключении вне стана семь дней», а после того возвратилась. Народ же «не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам». «После сего народ двинулся из Асирофа, и остановился в пустыне Фаран», в Кадесе, близ южных пределов Мертвого моря, на один день пути от Вирсавии. «И сказал Господь Моисею, говоря: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. И послал их Моисей из пустыни Фаран, по повелению Господню, и все они (были) мужи главные у сынов Израилевых». В числе их были: Халев — из колена Иудина, и Осия, сын Навина, из колена Ефремова. «И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом». В продолжение сорока дней посланные высмотрели землю от пустыни Син, дошли до Хеврона и пришли к долине Есхол , (недалеко от долины Мамрийской), и осмотрели ее «и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв». (Чис. 12, 1, 9—13, 3, 14—15; 13, 1—4, 17, 24) Возвратясь, рассказали они Моисею и Аарону: «Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там. Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас. И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их.

http://pravoslavie.ru/2823.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010