К описанию границ Иудина колена библейский писатель в Нав.15:13–19 присоединил рассказ о завоевании Халевом данного ему удела, показывающий, что надежда его на помощь Божию ( Нав.14:12 ) была не напрасна. Этот рассказ изложен и в книге Судей ( Суд.1:10–15 ) с некоторыми отличиями в деталях между событиями, совершившимися по смерти Иисуса Навина. Нав.15:13 .  И Халеву, сыну Иефонниину, [Иисус] дал часть среди сынов Иудиных, как повелел Господь Иисусу; [и дал ему Иисус] Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон. Имя Иисус не читается в еврейском тексте, равно как и в греческих списках, хотя сказанное здесь дает полное основание подразумевать имя Иисуса Навина в качестве подлежащего при глаголе «дал». «Как повелел Господь Иисусу» – разумеется то поселение, на которое в Нав.14:9–12 ссылался Халев. Слова «[и дал ему Иисус]» читаются только в греческих списках. Нав.15:14 .  И выгнал оттуда Халев [сын Иефонниин] трех сынов Енаковых: Шешая, Ахимана и Фалмая, детей Енаковых. Указываемое здесь изгнание енакимов, представлявших три особых рода, которые носили имена своих родоначальников, было вторичным. Оно вызвано было тем, что это сильное ( Втор.2:10 ) ханаанское племя после первого нанесенного ему поражения ( Нав.11:21 ) снова усилилось в Хевроне и ближайших к нему городах, почему Халев, получив этот город в удел, должен был начать с ними борьбу. Он вел ее, конечно, вместе с другими своими родичами и соплеменниками, почему в изложении этого события, находящемся в кн. Судей ( Суд.1:10 ), на первом месте назван Иуда. Нав.15:15 .  Отсюда [Халев] пошел против жителей Давира [имя Давиру прежде было Кириаф-Сефер]. Нав.15:16 .  И сказал Халев: кто поразит Кириаф-Сефер и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену. О месте Давира Нав.10:38 . Назначение такой награды (ср. 1Цар.17:25 ) показывает, что Давир был сильно укреплен и взятие его представляло большие трудности. Нав.15:17 .  И взял его Гофониил, [младший] сын Кеназа, брата Халевова, и отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою. Гофониил, бывший впоследствии первым Судьей израильтян ( Суд.3:9 ), был «сын Кеназа, брата Халевова» 144 . Правильность принятого у нас перевода этих слов видна из того, что Гофониил, как сын Кеназа, мог быть не братом Халева, как сына Иефониина, а его племянником. Слово «младший» читается в Александрийском и многих других греческих списках, но не читается в еврейском тексте и в Ватиканском списке; по всей вероятности, оно перенесено из Суд.1:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5 . Енакимы получили свое имя от знаменитого предка своего, Енака, сына Арбы ( Нав.15:13 ). Они жили на юге земли Ханаанской ( Чис.13:23 ). Моисей говорит о них, как о народе весьма могущественном: «Слушай, Израиль, ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими с укреплениями до небес, народом многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: кто устоит против сынов Енаковых?» ( Втор.9:1–2 ). Кроме этих исполинских народов, в Библии упоминаются еще Хорреи, Аввеи, Кенеи, Кенезеи, Кедмонеи и Филистимляне. 1 . Хорреи жили в горах Сеир, на юге земли Ханаанской, между Мертвым морем и Еланитским заливом ( Втор.2:8 ; Быт.14:6 ). Они были покорены потомками Исава ( Втор.2:12, 22 ). Кажется, что Хорреи и Идумеяне слились впоследствии в один народ ( Быт.36:20 ). 2 . Аввеи сначала жили на юге Палестины, в землях Филистимских, по морскому берегу до Газы ( Втор.2:23 ), а по изгнании оттуда Кафторимами, занимали разные места Палестины ( Нав.13:3; 18:23 ). 3 . Кенеи жили на юге Палестины между Амаликитянами ( 1Цар.15:6 ). Валаам видит их с высоты около Амалика ( Чис.24:20–21 ). 4 . Кенезеи жили, вероятно, на юге Палестины, так как Халев, сын Иефонниин, Кенезеянин, жил на юге колена Иудина ( Чис.32:12 ) и Кеназ Идумеянин – на юге Палестины ( Быт.36:15–16 ). Думают, что Кеназ, внук Исава, заимствовал свое имя от Кенезеев, среди которых жил. 5 . Кедмонеи ; место жительства их не определено. О Кедмонеях упоминается в завете Бога с Авраамом ( Быт.15:19 ). 6 . Филистимляне. Пророк Амос говорит, что они переселились в Палестину из острова Кафтора ( Ам.9:7 ); пророк Иеремия называет их остатком острова Кафтора ( Иер.47:4 ). Филистимляне были в Палестине уже во времена Авраама ( Быт.21:32–34 ), и управлялись царями ( Быт.26:1 ). Они жили в равнине на юго-западе земли Ханаанской, от Иоппии до границы Египта. Иисус Навин отдал землю их колену Иудину ( Нав.15:45 и след.); но покорения Иисуса Навина были слабо защищаемы Израильтянами, и Филистимляне были очень могущественны уже во времена судей. § 7. Народы, жившие в соседстве с Палестиною

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5 . Начинать с ними войну, ибо Я не дам вам земли их ни на стопу ноги, потому что гору Сеир Я дал во владение Исаву; 6 . Пищу покупайте у них за серебро и ешьте; и воду покупайте у них за серебро и пейте; 7 . Ибо Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время путешествия твоего по великой [и страшной] пустыне сей; вот, сорок лет Господь, Бог твой, с тобою; ты ни в чем не терпел недостатка. 8 . И шли мы мимо братьев наших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, путем равнины, от Елафа и Ецион-Гавера, и поворотили, и шли к пустыне Моава 387 . 9 . И сказал мне Господь: не вступай во вражду с Моавом и не начинай с ними войны; ибо Я не дам тебе ничего от земли его во владение, потому что Ар отдал Я во владение сынам Лотовым 388 ; 10 . Прежде жили там Эмимы, народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы, 11 . И они считались между Рефаимами, как сыны Енаковы; Моавитяне же называют их Эмимами; 12 . А на Сеире жили прежде Хорреи; но сыны Исавовы прогнали их и истребили их от лица своего и поселились вместо их, так как поступил Израиль с землею наследия своего, которую дал им Господь 389 . 13 . Итак встаньте и пройдите долину Заред. И прошли мы долину Заред. 14 . С тех пор, как мы пошли в Кадес-Варни и как прошли долину Заред, минуло тридцать восемь лет, и у нас перевелся из среды стана весь род ходящих на войну, как клялся им Господь [Бог]; 15 . Да и рука Господня была на них, чтоб истреблять их из среды стана, пока не вымерли 390 . 16 . Когда же перевелись все ходящие на войну и вымерли из среды народа, 17 . Тогда сказал мне Господь, говоря: 18 . Ты проходишь ныне мимо пределов Моава, мимо Ара, 19 . И приблизился к Аммонитянам; не вступай с ними во вражду, и не начинай с ними войны, ибо Я не дам тебе ничего от земли сынов Аммоновых во владение, потому что Я отдал ее во владение сынам Лотовым 391 . 20 . И она считалась землею Рефаимов; прежде жили на ней Рефаимы; Аммонитяне же называют их Замзумимами; 21 . Народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы, и истребил их Господь пред лицем их, и изгнали они их и поселились на месте их,

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ибо сказал: «аще бы отец ея плюя заплевал в лице ея, не посрамится ли...? Седмь дней да отлучится вне полка, и по сих да внидет» ( Числ. 12, 14 ). Но с безчестием сопряжена и честь; потому что народ не подвигся в путь, пока не освободилась Мариам от болезни. Вопрос 24. Для чего повелел Бог послать соглядатаев? И сказал Господь Моисею, говоря: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. ( Числ. 13,2–3 ).   Чтобы, предварительно узнав плодородие земли, возжелали воспользоваться сими обильными плодами; а если будут лениться и упадут духом, то, наказываемые за сие, не имели никакого извинения. Вопрос 25. Почему Авсия, когда послан соглядатаем, наименовал Моисей Иисусом? Вот имена мужей, которых посылал Моисей высмотреть землю. И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом. ( Числ. 13, 17 ).   Потому что был он образом истинного Иисуса, Который, домостроительствуя наше спасение, уподоблялся наружно соглядатаям. Ибо как соглядатаи употребляли и одежду и речь тех народов, которых соглядали, так Бог-Слово, облекшись в естество человеческое, и говоря его языком, домостроительствовал наше спасение. Вопрос 26. О каком Енаковом роде говорит Моисей? Но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там ( Числ. 13, 29 ).   Сам Енак, как вероятно, был именит и славен по великому телесному росту; да и род его, без сомнения, походил на своего прародителя. Вопрос 27. Что значит сказанное: «наполнит слава Господня всю землю»? Но жив Я, [и всегда живет имя Мое,] и славы Господней полна вся земля ( Числ. 14, 21 ).   Предсказывает Бог отвержение Иудеев и спасение вселенной, и к предсказанию присовокупляет клятву. Ибо говорит: «живу Аз, и присно живет имя Мое, и наполнит слава Господня всю землю» ( Числ. 14, 21 ). Потом произносит приговор на всех исчисленных, кроме Халева, сына Иефониина, и Иисуса, сына Навина, которые сверх того, что открыли истину, и народу дали благочестивый совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Этот-то благодатный край, изобиловавший всем необходимым для жизни человека, Господь отдал в руки Своего избранного народа, а чтобы никто не сомневался в плодовитости обетованной земли, Он позволил вначале осмотреть ее во всех подробностях и отведать ее плодов, ибо человек всегда охотнее верит собственному опыту – глазам, рукам, наконец, языку и чреву своему, чем слуху. Двенадцать достойных мужей были посланы осмотреть землю Заиорданскую. И, через них, все чувства человеческие призваны были засвидетельствовать истину обетования Божиего: зрением своим увидели избранные мужи красоты обетованной земли, они обоняли чистый воздух ее, руками своими могли исследовать ее плодородие, вкус их был услажден ее плодами, а потом, рассказами своими, открыли они слух всему народу, чтобы возбудить и укрепить в нем веру (ибо «вера от слышания» ( Рим.10:17 )), – ведь люди еврейские, «постоянно во всем сомневающиеся, должны были наконец своими глазами узреть Святую землю – и возблагодарить Господа, заранее «вкушая верой» ее плоды» 1286 . Но из смотревших правду сказали только двое – Иисус Навин и Халев, сын Иефоннин (См.: Чис.14:6 ). Прочие же – видели и ощущали всё, как и те двое, но «убоялись страха там, где не было страха» ( Пс.52:6 ), и стали распространять в народе панику вместо того, чтобы выразить твердое упование на Божью помощь. Потому и обращается к тебе, душа моя, преподобный Андрей, ссылаясь не на всех двенадцать «соглядатаев», что посланы были «высмотреть» землю обетованную, ибо страх «укрепленных городов» и «сынов Енаковых» ( Чис.13:23, 29 ) – великанов-рефаимов – смутил разум их и довел их до лжи, но на того, кто, разодрав одежды свои, сказал народу правду и просил его лишь об одном: «Только против Господа не восставайте» ( Чис.14:6–9 ). Иди, говорит Критский светильник, душа, как некогда Иисус Навин, исследуй и осмотри землю обетования, какова она есть на самом деле, а не в фантазиях твоих и не во образах страха твоего; а узнавши истинно – иди и вселись в нее исполнением закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Кто еще удостоился получить такое наследство и принять такой удел, кроме Халева, который наряду с Иисусом Навином один остался в живых из шестидесяти тысяч вооруженных мужей, вышедших из Египта (ср. Чис.26:65; 32:12 )? Он по праву получил столичный город. Потому и написано: «Дал ему Иисус город Арбы, столицу Енаков, иначе Хеврон» ( Нав.15:13 ), в котором находились могилы отцов. Поэтому когда Халев получил город Арбы, столицу Енаков, то есть Хеврон, он «выгнал оттуда трех сынов Енаковых» ( Нав.15:14 ). Как ты думаешь, почему Писание хочет показать нам, что Халев, когда получил свою долю наследства, выгнал трех сынов Енаковых, и даже называет их имена: «Шешая, Ахимана и Фалмая, детей Енаковых» ( Нав.15:14 )? Посмотрим, почему не довольно было сказать «сынов Енаковых», но прибавлены их имена и сверх того присовокуплено «детей Енаковых». Кроме того, сообщается, что после получения своей доли наследства «Халев пошел против жителей Давира, а имя Давира было прежде Город письменностей» ( Нав.15:15 ). А посему надлежит нам рассмотреть, почему Город письменностей впоследствии стал Давиром. 4 . Далее сообщается, что у Халева была дочь и он поставил следующее условие, сказав: «Кто поразит Город письменностей и возьмет его, тому отдам Ахсу, дочь мою, в жену» ( Нав.15:16 ). И когда он предложил это, «взял его[Город письменностей] Гофониил, сын Кеназа, брат Халева 22 » ( Нав.15:17 ). Но если, как мы сказали, ничем из этих слов не следует пренебрегать, как сказанным случайно, Священное Писание открывает перед нами тему для исследования: Гофониил назван братом Халева, но написано, что Халев – сын Иефоннии, а Гофониил – сын Кеназа. А как может быть кто-то братом Халева, если он не сын Иефоннии? И все же один назван сыном Иефоннии, а другой, захвативший Город письменностей, – сыном Кеназа. Прибавлено также, что он – младший брат и что по условию договора он получил Ахсу, дочь Халева, в жену, потому что захватил и разрушил Город письменностей. И когда Ахса по договору была выдана замуж и сидела на осле, готовая покинуть дом отца своего, сказала она мужу: «Попрошу у отца моего поле», «и воззвала с осла.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Это, конечно, и последовало бы, если бы этот, избранный Богом, народ постоянно был верен Избравшему его. По оставляя пока в стороне подробное рассмотрение этого важнейшего фактора в истории еврейского народа, – фактора, по временам обращавшего землю, «текущую молоком и медом», в источник разнообразных бедствий и пути мирных международных сношений – в военные дороги для победоносных чужеземных войск, рассмотрим еще некоторые естественно-исторические условия, в которых оказался еврейский народ, поселившись в Палестине. На пути к достижению полного благоденствия лежали довольно серьезные препятствия, хотя и имевшие для этого народа высшее, воспитательное значение ( Суд.2:21–22, 3:1–2 ). Из пустыни Фаран, на границе Палестины, вождь народа еврейского посылает соглядатаев «высмотреть» эту землю: «какова она, и народ живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? И какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? И каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях?» ( Чис.13:18–21 ). За долгие годы своего рабства в Египте народ еврейский забыл свою родину, забыл то наследие, которое было завещано ему Богом в лице отцов его – Авраама, Исаака и Иакова. Он видел только, что страна эта занята другими народами и смутно предчувствовал, что ему необходимо будет доказывать свои права на это наследие... оружием! После возможно тщательных разведок страны той соглядатаи говорили: «Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед... но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие; и сынов Енаковых мы видели там. Амалик живет на южной части земли, Хеттеи (Евеи), Иевусеи и Аморреи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана. Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы в глазах их» ( Чис.13:28–31, 34 ). В последних словах соглядатаев могло, конечно, быть и преувеличение естественное при виде опасного предприятия; но для всех теперь стояло вне всякого сомнения, что та страна, куда они должны вступить законными владельцами, вся заселена различными народами, из которых одни сильны физически, другие сильны своей развившеюся уже до некоторой степени культурой, и...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 И отделили Кедес в Галилее на горе Неффалимовой, Сихем на горе Ефремовой, и Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, на горе Иудиной; 8 за Иорданом, против Иерихона к востоку, отделили: Бецер в пустыне, на равнине, от колена Рувимова, и Рамоф в Галааде от колена Гадова, и Голан в Васане от колена Манассиина; 9 сии города назначены для всех сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, дабы убегал туда всякий, убивший человека по ошибке, дабы не умер он от руки мстящего за кровь, доколе не предстанет пред общество [на суд]. 21 1 Начальники поколений левитских пришли к Елеазару священнику и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам поколений сынов Израилевых, 2 и говорили им в Силоме, в земле Ханаанской, и сказали: Господь повелел чрез Моисея дать нам города для жительства и предместья их для скота нашего. 3 И дали сыны Израилевы левитам из уделов своих, по повелению Господню, сии города с предместьями их. 4 Вышел жребий племенам Каафовым; и досталось по жребию сынам Аарона священника, левитам, от колена Иудина, и от колена Симеонова, и от колена Вениаминова, тринадцать городов; 5 а прочим сынам Каафа от племен колен Ефремова, и от колена Данова, и от половины колена Манассиина, по жребию, досталось десять городов; 6 сынам Гирсоновым - от племен колена Иссахарова, и от колена Асирова, и от колена Неффалимова, и от половины колена Манассиина в Васане, по жребию, досталось тринадцать городов; 7 сынам Мерариным, по их племенам, от колена Рувимова, от колена Гадова и от колена Завулонова - двенадцать городов. 8 И отдали сыны Израилевы левитам сии города с предместьями их, как повелел Господь чрез Моисея, по жребию. 9 От колена сынов Иудиных, и от колена сынов Симеоновых, [и от колена сынов Вениаминовых] дали города, которые здесь названы по имени: 10 сынам Аарона, из племен Каафовых, из сынов Левия [так как жребий их был первый], 11 дали Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон, на горе Иудиной, и предместья его вокруг его; 12 а поле сего города и сёла его отдали в собственность Халеву, сыну Иефонниину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/448/...

Евреи были испуганы самим рассказом об исполинах, каково же им было встретиться с одним из них лицом к лицу! Когда Голиаф выступил перед войском Саула и начал подстрекать евреев, вызывая себе противника для поединка, тогда Саул и весь Израиль испугались весьма . Целое войско испугалось одного человека! И страх этот продолжался не час и не день, а целых сорок дней! Один исполин держал в страхе и трепете целое войско сорок дней! И все-таки физическая сила, физическое оружие и гигантский рост не помогли сынам Енаковым, исполинам. Все они погибли, были истреблены все до единого. Их победили те люди, которые выглядели рядом с ними как саранча. Поклонники единого истинного и Живого Бога победили и перебили поклонников слепых и глухих идолов. Дух победил плоть, духовное оружие сломило оружие материальное. Произошло то, что Господь предрек устами Моисея: пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча (Лев. 26, 8). И еще при жизни Моисея народ израильский победил исполинов по ту сторону Иордана: Сигона, царя Аморрейского, Ога, царя Васанского . А по эту сторону, в земле Ханаанской, земле обетованной, их победил и истребил Иисус Навин, преемник Моисея, тот самый Иисус Навин, который ходил в землю Ханаанскую и говорил израильскому народу, чтобы он не боялся исполинов. Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее,— говорил мужественный Навин,— не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их (Чис. 14, 8, 9). Разъяренные евреи уже подняли камни, чтобы побить Иисуса Навина, но Господь сохранил его. Тот самый Иисус Навин, ведомый и хранимый Господом, позже не раз сталкивался с исполинами в сражениях и всюду побеждал их, пока не истребил полностью. В Священном Писании сказано, что пришел Иисус и уничтожил Енаковых сынов вместе с городами их, ни одного енакиита не пощадил в земле сынов Израиля, только в Газе, Гефе (откуда родом Голиаф) и Азоте они еще остались. В этих войнах против енакиитов принимал участие и Халев, единомышленник Иисуса. Он побил сынов Енаковых в Хевроне, изгнав оттуда трех сынов Енаковых — Ахимана, Сесая и Фалмая .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

XXI, 12 – 14). Голод кончается и внутренние волнения утихают; но начинается пограничная война с Филистимлянами, имеющая характер более малой войны мелких стычек, чем правильных военных действий, что можно заключить из ст. 15–22 гл. XXI, где указываются проявления личной отваги; в этой войне Давид участвует лично и однажды едва не лишается жизни. Его спас от Иесвия, – сильного «потомка Рефаимов» (исполинов) Авесса, но после этого происшествия воины Давидовы потребовали, чтобы он не выходил на войну, «чтобы не угас светильник Израиля» (XX, 17). Во 2-й книге Царств, в главе XXI и в гл. XXIII, 8–39, мы находим любопытный перечень героев-современников Давида, обладавших исполинскими ростом и силою. В этих сказаниях, – как мы видели выше, – особенно замечательно упоминание о расе исполинов частью в стане Давидовом, но более всего в стане Филистимском, с указанием на происхождение от тех великанов «сынов Енаковых», которые поразили ужасом лазутчиков, посланных для осмотра Палестины из пустыни из стана Израильского ( Чucлa XIII , с прим. в ос. на ст. 23, 28–29 и на ст. 30). Среди героев Давида мы остановим внимание на Ванее (2 Ц. XXIII, 20), который поразил сынов Ариила Моавитского и Египтянина. Нам кажется, что в Палестине издавна ходили легенды об героях исполинского роста, которые повторяются и в сказаниях Египта 317 . Вторая книга Царств упоминает в главе XXIV об одном из позднейших событий жизни и царствования Давида, а именно о моровой язве, вызванной гневом Божиим за исчисление Израиля и Иуды. Во время этого наказания Божия очам Давида открывается мир, нас окружающий; а пророк Гад указывает на место, на котором должен быть воздвигнуть жертвенник Господу. Это место именно то, на котором впоследствии воздвигнут Соломоном храм Господу Богу, по завету Давида, отца его. Но прежде всего мы должны вникнуть, почему гнев Божий возгорелся на Израиль за исчисление народа (1 Ц. XXIV и 1Nap. XXI ). На это по-видимому совершенно правильное объяснение дает Флавий Иосиф (Древн. VII, 13 § 1), указывая, что исчисление народа Божия могло быть произведено только при соблюдении основного закона, изложенного в Исходе XXX, 12: «когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010