А на основании этого естественно думать, что Арба, давший имя городу, не был современником Авраама, а жил позднее его. Во времена Авраама, по свидетельству книги Бытия, владеют этим городом не енакимы, а аммореи ( Быт. 14: 13 ) и хеттеи 118 (23), и амморей Мамре даёт своё имя дубраве около Хеврона, перешедшее, надобно думать 119 , отчасти и на самый город ( Быт. 23:19; 35:27 ). На позднейшее происхождение имени Кириаф-Арба указывает отчасти и родословие лица, от которого город получил это название. Арба был отцом Енака или Анака ( Нав. 15:13 ); от последнего произошло ( Нав. 15:14 ) исполинское племя ( Чис. 13:34 ) енакимов, которые, под именем Ахимана, Сесая и Фалмая, сынов енаковых, владели Хевроном перед завоеванием евреями ханаанской земли. Если и нельзя на основании этого родословия сынов енаковых, владевших Хевроном, заключать, что этот город назывался Кириаф-Арбой не более, как в течение трёх поколений, как, полагают некоторые 120 , так как современных Моисею и И. Навину сынов енаковых едва ли справедливо признавать в собственном смысле сыновьями Енака и внуками Арбы 121 : то, с другой стороны, нет также положительных оснований относить к глубокой древности то время, когда енакимы овладели Хевроном и видеть вместе с Эвальдом 122 в их родоначальнике – Арбе основателя этого города, одного из древнейших в мире: название „города Арбы”, на чём исключительно основывается Эвальд, не может служить прочным основанием для подобного мнения, так как города столь же часто называются именами своих завоевателей или владетелей, как и основателей. Пятикнижие со своей стороны нигде не называет Арбу основателем этого города, хотя и касается времени его основания. Так как в Хевроне, по свидетельству Пятикнижия, во времена Авраама живут хеттеи, а при Моисее сыны енаковы, то, сообразно с этим, естественнее ход событий представлять здесь таким образом, что енакимы, принадлежали ли они к переселившимся в последствии времени ханаанским народам или к семитам, коренным жителям Палестины, завладели Хевроном уже после того, как хеттеи – народ, занимавшийся мирными промыслами, сравнительно цивилизованный, живший благоустроенной общиной, – утратили свою воинственность и ослабели, подобно другим ханаанитянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Давным-давно среди людей жили исполины. Предания о них хранят все народы мира; хранит такое предание в своих сказаниях и песнях и сербский народ. Исполины всегда представляются нам как мифологические герои, обладающие сверхчеловеческой силой. Мы могли бы сомневаться в существовании этих исполинов, несмотря на множество легенд и песен, если бы о них не свидетельствовало Священное Писание. Но и в Священном Писании встречаются упоминания и описания исполинов, однако уже не как мифических существ, а как реальных людей, которые действительно существовали как исторические личности. В Библии указаны земли, в которых они жили, описываются их внешний облик и подвиги, а некоторые даже называются по имени: это так называемые дети Енаковы. Впервые евреи о них узнали от посланников Моисея, которых он направил На своем пути из Египта евреи остановились в пустыне Фаран. Народ был недоволен и роптал на Моисея за то, что он увел их из страны Египетской и привел в пустыню. Чтобы утешить и поддержать народ, доказать ему, что он ведет его в страну, которая лучше Египетской, Моисей по Промыслу Божию избрал по одному человеку из двенадцати колен Израилевых и послал в землю Ханаанскую, землю обетованную, которая простиралась перед ними, чтобы они осмотрели ее и рассказали о ней. Ушли двенадцать посланцев в землю Ханаанскую и оставались в ней сорок дней, затем, вернувшись в пустыню Фаран, рассказали обо всем, что видели и узнали: они говорили о богатстве той земли, ее плодородии и обилии земных плодов в ней; говорили, что в ней подлинно течет молоко и мед . Но с великим страхом говорили они о гигантах, живущих в той земле: но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там . В Хевроне они встретили несколько известных сынов Енаковых, которых они называют по именам: Ахиман, Сесай и Фалмай. Но и в других местах они видели исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их (Чис. 13, 34). Так говорили десять из двенадцати посланных высматривать землю Ханаанскую. Народ испугался этих рассказов и возмутился против вождя своего Моисея. Двое же из двенадцати, Иисус Навин и Халев, ободряли народ, говоря:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

К времени остановки евреев в пустыне Фаран в оазисе Кадес-Варни относится отправление Моисеем соглядатаев, призванных осмотреть Ханаан ( Числ. 13 ). «Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа; и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Енаковы: Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, [города] Египетского; и пришли к долине Есхол, [и осмотрели ее], и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв; место сие назвали долиною Есхол, по причине виноградной кисти, которую срезали там сыны Израилевы» Числ. 22–26 ). Осмотрев всю Палестину, разведчики особое внимание уделили югу страны, в подлиннике названную Негебом, ибо оттуда евреи планировали совершить завоевание. В Хевроне археологи еще не раскопали слои, соответствующие времени Исхода. Но сведения о гигантах, живших в Земле Обетованной, встречаются и в текстах Угарита. Возможно, что под ними подразумевались те самые неандертальцы, останки которых обнаружены и в Ханаане. «И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней» ( Числ. 13, 26 ). Это произошло в 8-ой день месяца Ав, который с тех пор является днем поста у евреев. «И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли; и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там; Амалик живет на южной части земли, Хеттеи, [Евеи,] Иевусеи и Аморреи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана. Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас. И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» ( Числ. 14, 27–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Позднее, при разделении Ханаана между коленами, Хеврон, удел Халева, оказался действительно в области колена Иудина. И об этом собственно, т. е. о том, что Хеврон, полученный Халевом в свой удел, по особенному повелению Божию, оказался в области колена Иудина, говорится в «достопримечательных» словах Нав.15:13 . Это следует из полного чтения этого места, в котором говорится не о том только, что Иисус Навин дал Халеву, сыну Иефонниину часть среди сынов Иудиных, как сокращает его Вельгаузен, – но и о том, что этою частью был именно Хеврон. «И Халеву, сыну Иефонниину, дал часть среди сынов Иудиных, как повелел Господь Иисусу, – Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон». По связи этого места с 14:6–15 значение сообщаемого им сведения определяется с одной стороны тем, что удел Халева, полученный им по особому обетованию Божию, мог оказаться и не в колене Иудином, – а с другой стороны тем, что этот участок в колене Иудином достается ему не по жребию, которым определялись участки других родов колена Иудина, a по особому повелению Божию. О том, что Халев был кенезеянин, а не иудей, в рассматриваемом нами месте ничего не говорится, – что показывает, что сила этого места заключается не в указании перехода Хеврона к Халеву, как кенезеянину. Но спрашивается: почему же священный писатель не употребил здесь выражения: «среди своих братьев»? Ответить определенно на этот вопрос трудно. Во всяком случае, в выражении «среди сынов Иудиных» нет оснований видеть противопоставления Халева иудеям, как кенезеянина и, следовательно, не иудея. Выражение это просто выделяет Халева из среды других иудеев и делает это потому, что он получил свой участок, оказавшийся позднее в колене Иудином, иным, отличным от других, способом. А что Халев сознавал свое братство со всеми израильтянами, а чрез то конечно и с иудеями, это следует из того, что соглядатаев, ходивших с ним вместе в Ханаан, он называет братьями: «братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа», говорил он И. Навину ( Нав.14:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почти прямо говорит он следующее: преданный земному, созидающий домы, насаждающий виноградник и побеждаемый удовольствиями плотоугодия будет, без сомнения, робким и бессильным; а таковой совершенно негоден и будет во вред другим. Ибо «худые сообщества развращают добрые нравы» ( 1Кор. 15, 33 ), и легко пленяемый трусостью увлекает иногда к малодушию даже сильного и отважного. Посему-то и божественный Павел укорял некоторых, хотевших воспрепятствовать ему отправиться в Иерусалим; ибо говорит: «что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» ( Деян.21, 13 ). Должно заметить также, что и отказ званных на брак был таков: «я купил землю, – и, – я женился и потому не могу придти» ( Лк. 14, 18, 20 ). Так написано в евангельских притчах. Нетрудно увериться в этом, если тебе угодно, и из древних примеров. П. Говори же, нимало не медля, ибо ты принесешь великую пользу. К. Итак, вот что читаем мы в книге Чисел: «народ двинулся из Асирофа, и остановился в пустыне Фаран. И сказал Господь Моисею, говоря: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. И послал их Моисей из пустыни Фаран, по повелению Господню, и все они мужи главные у сынов Израилевых» ( Чис.13, 1–4 ). По исчислении же посланных по коленам и родам, " Они пошли, – сказано далее, – и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа» ( Чис. 13, 22 ). И немного потом: «и пришли к долине Есхол..., и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв; место сие назвали долиною Есхол, по причине виноградной кисти, которую срезали там сыны Израилевы. И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней. И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли; и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там» ( Чис.13, 24–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

1:20. Сыны Енаковы. Енакимы принадлежали к местным жителям Ханаана времен завоевания. Занимавшие территорию вокруг Хеврона ( Нав. 21:11 ), они славились высоким ростом ( Втор. 2:10; 9:2 ) и вызывали страх у израильтян ( Чис. 13:29,33 ). Их изгнание из Хеврона Халевом указывает, по меньшей мере, на один успех в деле освобождения земли Иуды от местных жителей. Возможно, впоследствии уцелевшие енакимы нашли прибежище в филистимских городах Газе, Гефе и Азоте. См. коммент. к Нав. 11:21 . 1:21. Иевусеи. Упоминаемые впервые как потомки Ханаана ( Быт. 10:16 ), иевусеи, по-видимому, не принадлежали к семитам, а, скорее, были связаны с хеттами или хурритами, появившимися в этом регионе в начале 2-го тыс. до н. э. Они жили в горной местности вдоль южной границы Вениамина ( Нав. 15:8 )и в городе Иевусе ( Суд. 19:10,11 ). Иевус, в отличие от Иерусалима, не упоминается в амарнских текстах и не встречается в египетских «Текстах проклятий». Сообщение о том, что сыны Вениаминовы не смогли завоевать город, подтверждается отказом левита остановиться в «городе иноплеменников, которые не из сынов Израилевых», в 19:10–12. После того как Давид завоевал Иерусалим, иевусеи либо ассимилировались, либо, превратившись в рабов, окончательно утратили национальную самобытность. 1:22,23. Вефиль. Выгодное стратегическое положение Вефиля (совр. Бейтин) на скрещении дорог, пересекающих центральную горную местность севернее Иерусалима, не могло не привлечь внимание израильтян, равно как и последующих завоевателей, к этому городу. Упоминание сынов Иосифа (т. е. Ефрема), вероятно, указывает на возникновение новых племенных союзов после выделения Вефиля Вениамину (см.: Нав. 18:22 ). Роль вефильского святилища имеет в библейском повествовании давнюю историю (см. коммент. к Быт. 28:19 ), и раскопки обнаружили здесь культовые сооружения средней бронзы. В период разделенных царств Вефиль стал одним из двух главных культовых центров ( 3Цар. 12:29–33 ). Из описания, отсутствующего в Книге Иисуса Навина, следует, что Вефиль был взят благодаря обнаружению потайного входа (подобного тому, что найден археологами в Рамат-Рахеле, к югу от Иерусалима). Раскопки Вефиля указывают на значительные разрушения в слое XIII в. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4–5). Стт.9: не вступай во вражду с Моавом и не начинай с ними войны... Ар отдал Я во владения сынам Лотовым. То же повторяется в 19 стихе относительно сынов Аммоновых. Во всех трех приведенных местах высказывается та мысль, что пределы жительства для народов назначаются Промыслом; и вопреки предначертаниям Промысла, невозможно лишить известный народ его территории. Эта же мысль, только в другой форме, раскрывается в стихах, признаваемых за интерполяцию. Исторические факты, сообщаемые в них, показывают, что как бы народ ни был силен, многочислен, он не может удержать за собой землю, предназначенную другому: кому суждено Богом владеть ею, тот ее и получит, несмотря ни на какие препятствия. Прежде жили там (в земле Моавитян) Емимы, народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы, и они считались между Рефаимами, т. е., исполинами, великанами..; а на Сеире жили прежде Хорреи 1151 ; однако, и те и другие были истреблены или изгнаны Моавитянами и Идумеями. И Аммонитяне должны были изгнать Рефаимов с земли наследия своего. В 21–22 писатель указывает на прямое участие в этом Иеговы: истребил (Рефаимов) Господь пред лицем их.., как Он сделал для сынов Исавовых.., истребив пред лицем их Хорреев. Внушить Израильтянам мысль, что земля Ханаанская обещана им в наследие самим Богом, и что Бог будет им помогать при ее завоевании, было как нельзя более уместно перед вступлением в Ханаан; подкрепленная историческими примерами, эта мысль должна была в Евреях вызвать твердое упование на Иегову, пробудить чувство национального соревнования и изгнать всякий страх пред могущественными царями Ханаана. Невозможно допустить, чтобы позднейший писатель мог до такой степени войти в положение Моисея и вложить в уста его такие речи, которые, по завоевании земли Обетованной, для Израильтян более не имели значения. Идея неприкосновенности пределов Идумеев, Моавитян и Аммонитян, в позднейшее время постоянной борьбы с этими на позднейшую глоссу кажутся слова 9-го стиха 3-й главы: Сидоняне Ермон называют Сирионом, а Аморреи называют его Сениром.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4 . Хананеи и финикияне. Последние суть отрасль первых, а иногда и смешиваются с ними. Имя финикиян произошло или от изобилия фиников в их стране, или от славного поколения сынов Енаковых 148 , отличавшихся необыкновенным ростом и крепостью тела. Сильны также между соседями были Филистимляне, переселенцы Египетские, которые оставили свое имя Палестине. Вообще небольшие народы ханаанские ничем так неизвестны, как суевериями и развращением, которое, наконец, привлекло на них наказание от Бога. 5 . Народы Аравийские. Имя Аравии не без причины производят от смешения. После потомков Хуса и Иектана, брата Фалекова, в ней поселились моавиты и аммониты, потомки Лота; исмаильтяне, разделившиеся на двенадцать колен, по числу сынов Исмаила, из коих знаменитейшие суть: Наваиов, Кидар, Дума и Феман; мадианиты, и некоторые другие племена, произошедшие от Хеттуры; Идумеи от Исава, между которыми отличалось поколение внука его Амалика. Идумеи управлялись сперва старейшинами, а потом имели восемь царей 149 , и может быть, несколько подвластных своему народу владельцев 150 прежде, нежели составилось царство Израильское. 6 . Греки. Инаха, первого царя Аргосского, некоторые почитают современником Авраама или Исаака, и производят его из Финикии 151 . Вскоре за сим Огиг царствует в Аттике и Беотии. Преселение Кекропса, которым начинается эра Афин, полагают около времени рождения Моисеева. Царство Критское почитается древнейшим; но начало его еще менее достоверно. Религия греков, по видимому, чище была до Кекропса, нежели после него 152 . В древнем имени Иеус, от которого произошло более новое Зевс, можно примечать следы покланяемого имени Иеговы. 7 . Фригийцы. Сей народ может спорить о древности с египтянами, но первый памятник сей древности есть соединенное с постыдными баснями богослужение Цибеле. История сего периода вне Св. Писания История Патриархов и евреев, содержащаяся в сем периоде, имеет многие о себе свидетельства вне Св. Писания, хотя впрочем и не имеет в них нужды для своей достоверности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В книге Второзаконие она встречается более двадцати раз. Эта клятва была частью завета Божия, заключенного с патриархами. 1 изберите себе... мужей мудрых. См. Исх. 18,24–26 . Во время годичного пребывания у горы Синай Моисей определил для народа законодательную систему, организовал войско и установил порядок богослужения (о судьях см. 16,18; 17,8; 19,17). 1 в Кадес-Варни. Кадес означает «святое место» ( Чис. 13,27 ). Коренные жители этой земли, несомненно, называли так места, которые они считали священными ( Суд. 4,6 ; Нав. 15,23 ). 1 воспротивились. Повествование о поражении у Кадеса во многом соответствует изложенному в Чис. 13 , где упоминаются двенадцать соглядатаев, представивших отчет об обетованной земле и рассказавших о могуществе аморреев. И там, и здесь говорится о верности Халева, об увещевании полагаться на Бога, о приговоре, вынесенном целому поколению, о том, как народ изменил свое решение и пожелал сразиться с врагами, несмотря на предупреждения Моисея о неизбежном поражении. 1 сынов Енаковых. Слово Енак упоминается в египетских текстах начала II тысячелетия до Р.Х. как имя одного из правителей Ханаана, который, возможно, имеет какое-то отношение к библейскому Енаку ( Чис. 13,22 ). Высокорослые сын Енаковы наводили ужас на израильтян. Иисус Навин победил этот народ, впоследствии слившийся с филистимлянами ( Нав. 12,21.22 ). 1 ночью в огне. См. Исх.13,21 ; Чис.9,15–23 . 1 на меня прогневался Господь. Приговор, вынесенный неверному поколению, коснулся и Моисея. Бог не позволил ему вступить в Ханаан. (О причине такого решения см. 32,51; Чис. 20,1–13; 27,14 ). Глава 2 2 братьев ваших, сынов Исавовых, живущих на Сеире. Сеир «волосатый» дикая и пустынная область Едома. Жители Едома отказались с миром пропустить израильтян через свою территорию, и тем пришлось обойти их земли. 2 от Елафа и Ецион-Гавера. Елаф (современный Эйлаг) город на побережье Чермного моря (2,8; 3Цар. 9,26 ). Ецион-Гавер город, также расположенный на Чермном море ( Чис. 33,35 ). 2:10–12 Емимы ...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В книге же Левит (26:46) и во Второзаконии (29:1; 31:16–22) прямо замечается, что эти пророчества Моисей произнес по Божественному откровению. Таковы возражения, основывающиеся на исторических анахронизмах Пятикнижия или точнее на отдельных исторических замечаниях, будто не свойственных Моисею. Теперь перейдем к обзору анахронизмов другого рода – географических замечаний, также будто несвойственных Моисею. В Пятикнижии, говорят, встречаются названия городов, стран и народов, которые введены были в употребление позднее Моисея. Критики обращают внимание на имена городов Хеврона, Дана, Вефиля. Название города Хеврона, встречающееся в Быт.13:18; 23:2, 19 и др., говорят, дано ему во времена уже Иисуса Навина Халевом по имени будто сына его, а первоначально этот город назывался Кириаф Арба, как свидетельствует книга И. Навина (15:13; 21:11), что признает и сам Бытописатель: и умерла Сарра в Кириаф Арбе, что Хеврон, в земле Ханаанской ( Быт.23:2 ). Мнение критиков, высказывавшееся в западной литературе издавна, соблазнило даже митр. Филарета и заставило признать название Хеврон позднейшей вставкой, сделанной И. Навином или Ездрой (Записки на кн. Бытия). Но современные верующие богословы не соблазняются этим и находят иное решение вопроса. Как древне имя Кириаф-Арба? В книге Иисуса Навина замечено, что Арбою назывался родоначальник сынов Енаковых, владевших Хевроном до завоевания его Халевом. Имя Хеврону было прежде Кириаф-Арбы, как назывался между сынами Енака один человек великий (14:15). Идал Халеву часть... Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон. И выгнал оттуда трех сынов Енаковых (15:13–14). Стало быть имя Кириаф-Арба могло появиться не ранее занятия Хеврона сынами Енака. А сыны Енака не очень древние обитатели Хеврона; при Аврааме здесь жили хеттеи и аммореи ( Быт.23 гл.). Только уже ко времени соглядатаев сыны Енаковы жили здесь, хотя еще, вероятно, не утвердили за Хевроном имени Кириаф-Арбы, почему соглядатаи знали только имя Хеврон ( Числ.13:20 ). Вероятно имя Кириаф-Арба стало утверждаться в период 40-летнего странствования и было местно-употребительным ко времени завоевания Хеврона Халевом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010