В приливе горделивого упоения строгим исполнением священного долга – поет свой однообразный ужасный припев этот беспощадный жрец смерти. Было бы в высшей степени несправедливо видеть в этой неумолимости вождя Израильского только возмутительную жесткость. Невозможно судить тысячелетнюю древность по кодексу нашей теперешней нравственности. Вероятно, мир должен был поглотить много крови, пока насытился, пока пресытился ею и ощутил наконец к ней теперешнее неодолимое отвращение. В древние века человечество проливало свою кровь просто, смело и щедро потому, что везде царил закон крови. Израиль вынес из Египта, вытерпел в пустыне, нашел в земле Ханаанской те же обычаи крови, вкусы крови. С такою же беспощадностью, как он истреблял нечестивых Хананейцев, истребляли фараоны Египта его первенцев, и Амаликитяне пустыни – его мужей. Ужас был тогда основою закона, общества, царства, основою международных отношений. Или сам испытывай ужас и покоряйся, страдай, или внуши ужас другому и владычествуй над ним, повелевай ему. Когда первые соглядатаи Израиля вернулись из окрестностей Хеврона в пустыню Фаран, они рассказывали: «Народ, живущий на земле той, силен и города укрепленные, весьма большие. Там видели мы исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода, и мы были в глазах наших пред ними, как саранча». И подняло все общество вопль и плакал народ во всю ту ночь: «o, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!» Ужас перед сынами Енаковыми, овладевший Евреями, был так велик, что они предпочли лучше вернуться в пустыню и странствовать в ней несколько лет, пока решились наконец пробраться в Обетованную землю далеким обходом, из-за Мертвого моря, через земли Моавитян и Аммонитян, к Иордану и Иерихону, откуда уже началось кровавое победное шествие Иисуса Навина. Панический ужас Израиля перед сынами Енака ему теперь необходимо было заменить таким же паническим ужасом этих, некогда страшных сынов Енака, перед торжествующим народом Господним. Места для обоих не было; народу Господню необходимо было взять наследие Авраама и Иакова, издревле обещанное ему его Богом, или лечь костьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вследствие своего исполинского роста и физической силы, племя Рефаимов могло занимать среди других аморрейских племен первенствующее положение. Заняв известную территорию в Васане, Рефаимы, по мере своего размножения, могли выделять из себя колонии; вследствие стремления в эту эпоху каждого города к самостоятельности, колонии Рефаимов образовали особые царства по направлению к югу от Васана: это были Зузимы и Емимы, также подвергшиеся нападению Кедорлаомера. Зузимы, называвшиеся также у Аммонитян Замзумимами ( Втор. 2:20 ), во время нашествия Кедорлаомера имели своим средоточным пунктом Гам, местоположение которого в точности не известно. Так как в последствии времени землей Зузимов, которых Пятикнижие называет также и Рефаимами, завладели Аммонитяне ( Втор. 2:19–21 ); то считают возможным отожествлять Гам с позднейшим аммонитским городом Рабба-Аммон 455 . На дальнейшем пути следования Кедорлаомера были Емимы, также называемые в Пятикнижии Рефаимами ( Втор. 2:9–11 ), впоследствии вытесненные Моавитянами. Центральным пунктом Емимов бытописатель указывает Шаве-Кириафаим, т.-е. долину Кириафаим, лежащую несколько севернее потока Арнона, впадающего в Мертвое море с востока. Племена Рефаимов (собственно Рефаимы, Зузимы и Емимы), подвергшиеся первоначально разгрому Кедорлаомера, а затем аммонитских и моавитских племен, в поисках новых мест для своего поселения, в последующее время появляются и в западно-иорданской части Палестины. Делаясь более известными под именем сынов Енаковых, вероятно, по имени одного из своих выдающихся предводителей ( Втор. 2:10–11 ), они, напр., овладевают Хевроном, получившим от них название Кириаф-Арбы ( Числ. 13:23, 29 ; Нав. 14:15; 15:13 ); можно думать, что при Иисусе Навине Рефаимы были и в пределах колена сынов Иосифовых ( Нав. 17:15 ). Таким образом, различая Рефаимов, Зузимов, Емимов и Енакимов, как отдельные племена по местам их жительства, мы можем считать их принадлежащими к одной и той же этнографической группе, по всей вероятности, родственной Аморреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Как древне имя Кириаф Арба? В книге И. Навина замечено, что Арбою назывался родоначальник сынов Енаковых, владевших Хевроном до завоевания его Халевом. Имя Хеврону было прежде Кириаф-Арбы, как назывался между сынами Енака один человек великий (14:15). И дал Халеву часть…Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон. И выгнал оттуда трех сынов Енаковых (15:13–14). Стало быть имя Кириаф-Арба могло появиться не ранее занятия Хеврона сынами Енака. А сыны Енака не очень древние обитатели Хеврона: при Аврааме здесь жили Хеттеи и Аммореи (Быт.23гл.). Только уже ко времени соглядатаев сыны Енаковы жили здесь, хотя еще, вероятно, не утвердили за Хевроном имени Кириаф-Арбы, почему соглядатаи знали только имя Хеврон ( Числ.13:20 ). Вероятно имя Кириаф-Арба стало утверждаться в период 40-летнего странствования и было местно-употребительным ко времени завоевания Хеврона Халевом. Что же касается времени происхождения названия Хеврон, то критики неправильно предполагают его производство от какого-то сына Халевова Хеврона. Прежде всего, в книге же И. Навина не говорится, чтобы Халев переменял сам имя Кириаф-Арбы, как переменяли Евреи имена других городов; замечается только, что Хеврон был дан и ранее иначе назывался ( Нав.14:13–15;15:13–14;21:11–13 ). Библия также не знает, утвердительно предполагаемого критиками, сына Халевова Хеврона. Правда, в 1Цар.2:42 встречается имя Хеврона, но при темноте библейского текста неизвестно его отношение к упоминаемому в том же стихе какому-то Халеву: «сыновья Халева, брата Иерахмеилина: Меша первенец его от отец Зифа; и сыновья Мареши отца Хеврона». Далее перечисляются сыновья Хеврона. Таким образом, из библейского текста не видно, чтобы Хеврон был сыном Халева. Кроме того, нельзя отождествлять упоминаемого в кн. Паралипоменон Халева с современником Моисея и И. Навина, потому что Халев Паралипоменон сын Эсрома и правнук Иуды ( 1Пар.2:5,18 ), а современник Моисея – сын Иефонии и очень отдаленный потомок Иуды ( Числ.13:7 ; Нав.15:13 ). Наконец, если бы у современника Моисеева был сын Хеврон, и в таком случае едва ли была бы возможна предполагаемая критиками перемена имени в честь его, потому что Хеврон был только завоеван Халевом, а потом отдан священниками из племени Каафа, а Халеву остались лишь окружающие города, некоторые поля и села ( Нав.21:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Пусть будут дни их сто двадцать лет. Выражение это нельзя понимать как ограничение возраста человека, так как даже после потопа люди жили до 500 лет (Быт. 11 ). По мнению экзегетов, 120-летний период назначается здесь для покаяния развратившегося человечества. Быт.6:4 . В этом стихе говорится об исполинах, причем используется термин (нефилим), который в Масоретском тексте Ветхого Завета повторно встречается только раз – в Чис.13:34 . Из Быт.6 :4а следует, что «нефилим» существовали на земле еще до момента противозаконных браков между сифитами и каинитами, но вследствие таких браков количество исполинов увеличилось. Предлагается три варианта интерпретации этого термина. 1) Некоторые толкователи видят здесь полемику с месопотамскими представлениями. Если в Быт.6:1–2 говорится о греховном союзе с падшими духами, то исполины в таком случае – это обоготворенные цари языческой древности, прославленные в легендах и мифах. Например, месопотамский царь Гильгамеш изображен как «на две трети бог, на одну треть человек». Недостатки такого толкования – интерпретация сынов Божиих в качестве ангелов и сообщение Библии, что исполины жили до возникновения противозаконных браков. 2) В греческом переводе LXX этот термин переведен как γγαντες (то есть «гиганты»), точно так же и в Вульгате (gigantes). Следовательно, и LXX толковников, и блаженный Иероним видели в «нефилим» людей высокого роста и мощного телосложения. Подобную мысль высказывает и святитель Иоанн Златоуст : «Исполинами, думаю, называет здесь Божественное Писание людей сильных телом» с. 207]. Можно полагать, что наличие на земле гигантов при таком толковании термина «нефилим» было обусловлено теми же факторами, что и долголетие патриархов,– следствием первоначального совершенства человеческого бытия, которое в процессе истории все более утрачивалось в связи с умножением греха. Причем исполинами были не только нечестивые, но и благочестивые люди. В этом случае несложно объяснить тот факт, что и после потопа среди потомков Ноя были исполины, в частности, таковыми Писание называет сынов Енаковых, которых так испугались израильские соглядатаи ( Чис.13:34 ). Впоследствии сыны Енаковы переселились на территорию филистимлян ( Нав.11:22 ), и из них, как полагают, происходил высокорослый Голиаф.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

36-37). По-видимому, израильтянам, перебросившим все военные силы на север (11 гл.), не удалось удержать эту крепость, и она снова перешла в руки врагов. Не исключена возможность, что 14-я гл. отсылает читателя к прошедшим событиям, дополняя в рамках описания надела Иудина общее повествование 10-й гл. рассказом об отважном представителе этого колена. Хеврон стал уделом Халева (Нав 14. 14), к-рый выгнал оттуда «сынов Енаковых» (Нав 15. 14; ср.: Суд 1. 10). Поскольку уже говорилось о взятии южноханаанского г. Давир (Нав 10. 38-39), стихи (Нав 15. 15-17, ср.: Суд 1. 11-13) либо дополняют описание 10-й гл., либо содержат рассказ о повторном захвате города. Халев обещает отдать в жены свою дочь Ахсу тому, кто захватит Давир (Нав 15. 16; Суд 1. 12). Город захватывает Гофониил , племянник Халева и первый судья Израиля, и получает в жены Ахсу (Нав 15.17; Суд 1. 13). Она просит у отца в качестве приданого поле с источниками вод (Нав 15. 18-19; Суд 1. 14-15). Эта история позволяет проследить процесс наследования земли в древнем Израиле. Глава семейства, не посоветовавшись ни с представителями своего клана, ни даже с Иисусом Навином, единолично принимает решение отдать в приданое плодороднейший участок земли. Поскольку дочь выдается за ближайшего родственника, поле остается в границах не только колена Иудина, но и в границах семейства Иефонниина. ЗАВОЕВАНИЕ ИЗРАИЛЬТЯНАМИ ХАНААНА ЗАВОЕВАНИЕ ИЗРАИЛЬТЯНАМИ ХАНААНА В 20-й гл. говорится о городах убежищах. Совершивший непреднамеренное убийство (Нав 20. 3) имел право, согласно закону Моисееву (Числ 35; Втор 19), на защиту от мести родственников. Старейшины городов убежищ (3 в Палестине и 3 в Заиорданье - Нав 20. 7-8) должны были предоставить такому убийце защиту «от мстящего за кровь» (Нав 20. 3). После суда старейшин убийца должен был жить в этом городе, «доколе не умрет великий священник, который будет в те дни» (Нав 20. 6), а после - возвратиться в свой город. Возможно, смерть первосвященника служила искуплением вины за пролитую непреднамеренно кровь ( Greenberg M.

http://pravenc.ru/text/293947.html

6) война с мадианитянами (гл. 31); 7) раздел Заиорданья, подготовка к завоеванию Ханаана (гл. 32–35); 8) закон о браках наследниц уделов (гл. 36). 2. Послание соглядатаев. Бунт народа и наказание Божие (Чис. 13–14) Из пустыни Фаран Моисей послал двенадцать соглядатаев (по одному представителю от каждого колена) в землю Ханаанскую. В перечислении соглядатаев делается ударение на Иисусе Навине, которого раньше звали Осия. К этому времени Иисус Навин уже отличился как военачальник ( Исх.17 ) и как слуга Моисея ( Чис.11:28 ). За сорок дней соглядатаи осмотрели два района земли Ханаанской: округ Негев на юге и холмы к северу ( Чис.13:18 ). Возвратившись, они единогласно сообщили как о великолепии страны, так и о могуществе и страшном виде ее жителей. Стоит отметить, что в своих словах Моисею про землю, в которую ты посылал нас (13:28) соглядатаи не упоминают о том, что это Господь послал их, не вспоминают о Его обетованиях. Ханаан описан ими как земля, где течет молоко и мед (13:28). Молоко – продукт животноводства, мед – дар природы. Обилие этих продуктов указывает на то, что в Ханаане были все условия для оседлого образа жизни. В египетских текстах Ханаан также описывается как земля, изобилующая природными богатствами и продуктами человеческого труда. В отношении завоевания обетованной земли между соглядатаями не было согласия. Десять из них заявили, что о захвате не может быть и речи, и подстрекали народ возвратиться назад в Египет. Причиной для этой паники послужил страх перед силой местного населения: народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там (13:29). Выходит, что многие израильтяне все еще не верили в Господа, несмотря на то, что ранее были очевидцами Его могущества. Лишь двое – Иисус Навин и Халев – уверяли народ, что с Божией помощью завоевание возможно. Однако возобладало мнение большинства. Здесь следует отметить ту мысль, что мнение большинства в человеческом обществе далеко не всегда отражает волю Божию (чаще всего как раз наоборот). Народ, не желая верить, что Бог, Который только недавно избавил их из египетского рабства, способен также помочь им завоевать обетованную землю, превратился в бунтующую толпу, грозившую побить Иисуса Навина и Халева камнями. В отчаянии они даже возроптали на Господа и отвергли Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В 14-й и 15-й главах содержатся два отступления от описания раздела земли: 14:6–14 – Халев обращается к Иисусу с просьбой отдать во владение Хеврон; 15:16–19 – Ахса просит Халева отдать ей во владение поле. Халев и Иисус были теми из посланных Моисеем соглядатаев, кто не устрашился обитателей Ханаана. За их бесстрашие только им из всего народа Господь позволил войти в землю Обетованную. В то время как за боязливость и ропот весь народ был наказан смертью в пустыне, о Халеве было сказано: «Но раба Моего Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее» ( Числ. 14:24 . Ср. Втор. 1:36 ). Восьмидесятилетний Халев убеждает Иисуса отдать ему во владение гору, где живут сыны Енаковы и где находится их крепость Хеврон. Согласно повествованию 10:36–37, во время кампании против южнопалестинских царей, Хеврон уже был захвачен. Видимо, израильтянам, перебросившим все военные силы на север (11 гл.), не удалось удержать этой крепости, и она снова перешла в руки грозных енакимов. Или же, 14 глава возвращает читателя к прошедшим событиям и детализирует, в рамках описания надела Иуды, общее повествование 10-й главы речью отважного представителя Иудина колена 435 . Иисус благословил его, и дал в удел Халеву, сыну Иефонниину, Хеврон (14:13). И выгнал оттуда Халев трех сынов Енаковых (15:14. Ср. Суд. 1:10 ). Таким образом Хеврон, город патриархов, остался уделом Халева (14:14). «Украшаясь благочестием, – отмечает блаженный Феодорит , – Халев всем городам предпочел тот, в котором жили доблестнейшие патриархи, и где преданы они гробу» 436 . То же самое, что и о Хевроне, можно сказать и о Давире. В 10:38–39 уже говорилось о взятии этого южноханаанского города. Или в 15:15–17 и Суд. 1:11–13 мы находим детализацию того, что описывалось в 10-й главе, или же речь идет о повторном захвате. Тому, кто захватит Давир (Кириаф-Сефер), Халев обещает отдать в жены свою дочь Ахсу (15:16. Суд. 1:12 ). Гофониил, племянник Халева захватывает город – и Халев выполняет свое обещание. И отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою (15:16. Суд. 1:13 ). Книга Судей представляет Гофониила как первого судью Израиля, может быть, самого идеального из всех судей ( Суд. 3:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Возражение, очевидно, слабое: неужели то, что стоит на первом месте – древнее, непонятное, а на втором – позднейшее, поясняющее? Сказать, например, это случилось в Наплузе и притом в пояснение прибавить: сей есть Сихем в стране Палестинской, значит ли сказать, что Наплуза древнее название, а Сихем – позднейшее; а Наплуза в речи стоит на первом месте. То же самое и в Книге Бытия: умре Сарра во Арвоц, – недавнее название, в пояснение которого и прибавлено: сей есть Хеврон, т. е., древний, в земле Ханаанстей. Таким образом, нет основания не признавать, что Хеврон было древнейшее название этого города, Кариаф-Арвок более позднее, что он известен был во времена Моисея под обоими этими именами и что, следовательно, сам Моисей мог назвать его именем Хеврона и, следовательно, в указанных местах интерполяций нет. Но предположим, или допустим, что Хеврон издревле назывался именем Кариаф-Арвок, а Хевроном назван после. Можно ли и при этом твердо доказать, что Моисею не могло быть известно это последнее название и что, следовательно, все места в Пятокнижии, в которых упоминается о Хевроне позднейшего происхождения. Когда он стал известен под именем Хеврона? Предположить, что по завоевании земли Ханаанской Евреями, следовательно, после Моисея, оснований нет. На основании слов книги Иисуса Навина, что имя Хеврону прежде бяше град Аргов, не следует еще, чтобы до Иисуса Навина и Халева он не был известен под именем Хеврона, и что таковым именем он начал называться при них только. После смерти Навина, когда Иуда начат воевати на Хананею, и когда опять упомянутые сыны Енаковы заняли Хеврон, Иуда снова выгнал их и снова занял Хеврон, и при повествовании об этом в книге Судей опять говорится, что прежде имя Хеврону было Кариаф-Аргов. Следует ли из этого, что он прежде завоевания его Иудою не назывался Хевроном, и что дано ему это имя по взятии его Иудою? Очевидно, нет, потому – что еще в книге Навина упоминается, что прежде было ему это имя, а теперь – при Иисусе он называется Хевроном. Точно также из слов Навина, что Хеврон прежде назывался другим именем не следует, чтобы только с его времени он назван Хевроном, и чтобы прежде него это имя было неизвестно. Между завоеванием Палестины и смертью Моисея прошло немного времени, и если имя Хеврона город Арвока получил не от Навина, то нет никаких препятствий признать, что это имя известно было и Моисею. Потому что, когда описывается отправление соглядатаев Моисеем, говорится, что они дошли до Хеврона и видели там сынов Енаковых. И так, и в том и в другом случае, признать ли Хеврон древнейшим наименованием города или даже не признавать, к чему однакоже нет никаких побуждений, как мы видели, во всяком случае, нет никаких оснований твердых думать, что Моисею было неизвестно это наименование, и что все места в его писаниях, где упоминается о городе с этим названием – интерполяция, или признак позднейшего происхождения этих мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

Господь будет со мною. Букв.: «Господь со мною» (см. 1,5 и ком.). я изгоню их. Вера в обетование Божие выражается не в пассивном ожидании, а в послушной деятельности (см. ком. к 1,6.7; 17,15). 14 благословил. См. ком. к 8,33. 14 до сего дня. См. ком. к 4,9. 14 земля успокоилась от войны. См. ком. к 11,23. Глава 15 15:1–63 В этих стихах первое и наиболее подробное описание надела, выделенного колену Иудину, которому суждено играть важную роль в дальнейшей истории Израиля как колену Давидову (и, следовательно, колену ожидаемого Мессии, Ис. 11,1 ; см. Быт. 29,35; 49,8–12 ). В этой и последующих главах многие географические названия не могут быть однозначно идентифицированы. Более того, распределение земель не обязательно соответствует во всех деталях тем территориям, которые впоследствии занимали различные колена, поскольку в описываемый период обетование полностью еще не осуществилось (см. Введение: Характерные особенности и темы). 15 Жребий. Ср. 14,2; 18,6. Способ бросания жребия здесь не уточняется; важно, что земля распределялась не по воле людей ( Притч. 16,33; 18,18 ). 15 Иерусалим. В описываемый момент Иерусалим находился за пределами территории колена Иудина. 15 сынов Енаковых. См. ком. к 11, 21.22. 15 Гофониил. См. Суд. 3,7–11 . 15 благословение. См. 14,13 и ком. к 8,33. 15:20–62 В этих стихах содержится подробный перечень городов на территории, данной в удел колену Иудину. Хотя местонахождение многих из них не может быть достоверно установлено, их число указывает на исполнение обетования Божия (21,45). 15 удел. См. ком. к 1,6. 15 Иевусеев... не могли изгнать сыны Иудины. Это замечание о неудаче колена Иудина ( Втор. 7,1 ) служит еще одним свидетельством, что обетования Божий в описываемый период полностью не исполнились (21,45 и ком.). Иевусеев. Победа над иевусеями ( Суд. 1,8 ), по-видимому, не была окончательной (ср. Суд. 1,21 ). до сего дня. См. ком. к 4,9. Глава 16 1617,18 История наделения землей двух колен Иосифовых. Иосиф, одиннадцатый сын Иакова и первый от Рахили ( Быт. 30,22–24 ), получил двойное первородство: два его сына Ефрем и Манассия ( Быт. 41,50–52 ; см. ком. к 13,14) считались основателями отдельных колен (Быт., гл. 48). Половина колена Манассиина уже получила к тому времени землю к востоку от Иордана (17,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И сегодня они как и сорок лет назад, могли бы засвидетельствовать перед всем народом: «Земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша» ( Числ. 14:7 ). Тосковавшие по Египту, те, кто предпочитал смерть в пустыне ( Числ. 14:2 ) той земле, в которой «течет молоко и мед» ( Исх. 3:8 . Числ. 14:8 . Втор. 6:3 др.), оказались недостойны ее. Те же, кто не вкусил прелестей египетского рабства, стоят у порога новой земли, новой жизни. Для овладения этой землею нужно будет преодолеть немало трудностей, главная из которых – неизменно хранить верность Господу и завету, заключенному с Ним на Синае. Это – единственное условие успеха в предстоящей борьбе за землю. Без полного доверия Богу Авраама, Исаака и Иакова пешим слабовооруженным скотоводам не одолеть хананеев с их «городами укрепленными, весьма большими» ( Числ. 13:29 ). Без послушания Богу Моисея не побороть исполинов-сынов Енаковых ( Числ. 13:29 ), не победить народ ханаанский, «который множеством равнялся песку на берегу морском; и коней и колесниц весьма много» ( Нав. 11:4 ). Только верность живому Богу, Которого не имеют хананеи, только вера в его спасительную десницу ( Пс. 43:4 ) даст немощным израильтянам силы победить грозного врага: «Верою пали стены Иерихонские» ( Евр. 11:30 ). «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» ( 1Кор. 1:27 ). Племена, ведомые Иисусом Навином, на собственном опыте познáют, что «немощное Божие сильнее человеков» ( 1Кор. 1:25 ), если только, впрочем, оно не перестает оставаться Божьим. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею (1:3). «Ступать стопами ног» означает брать во владение (ср. Втор. 11:24 ) 67 . Это юридическое выражение дает божественное право потомкам Авраама наследовать землю, которую уже вдоль и поперек исходили стопы ног их патриарха. Ведь Аврааму было когда-то сказано нечто подобное: «Встань, пройди по земле сей в долготу и в ширину ее: ибо Я тебе дам ее» ( Быт. 13:17 ). Авраам, Исаак, Иаков и его дети не владели землей ханаанской, были на ней «странниками и пришельцами».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010