Первенствующий член Синода новгородский митрополит Серафим, приняв от архиепископа Иерофея патриаршие грамоты и присланную святыню, отвечал ему от имени Святейшего Синода следующее: «Святейший правительствующий Всероссийский Синод присланные к нему от блаженнейшего патриарха Иерусалимского чрез Ваше Преосвященство Крест Господень и нетленные мощи святого Первозванного апостола Андрея приемлет с подобающим святыни сей благоговением, а святительскую грамоту его, яко свидетельство неразрывного Восточныя Греческия Церкви с Российскою Церковью союза и единения в вере, с искреннею любовью. И как союз истинныя любви все между теми, коих связует он, делает общим, то Святая Российская Церковь нужды и бедствия Иерусалимския Церкви, матери своей, почитая общими как всегда прежде сего, так и ныне, со всяким усердием готова помогать ей всеми зависящими от нее способами. О таковом богоугодном деле Святейший Правительствующий Синод приложит особенное попечение свое и счастливым себя почтет, если Промысл Всевышнего поможет ему облегчить хотя несколько скорби собратий своих, присных ему в вере, и предохранить от развалин святой храм Гроба Христа Господа нашего, из коего воссиял Он нам жизнь и бессмертие». После этой речи первенствующего члена Синода архиепископ Иерофей подходил ко всем членам Синода для взаимного благословения с ними, а за ним принимал от них благословение и сопровождавший его архимандрит, а затем архиепископ и архимандрит оставили присутственную залу. Святейший Синод выдал архиепископу Иерофею так называемую сборную книгу (сроком на один год) и в то же время особую грамоту, в которой приглашал всех православных русских оказать пособие храму Гроба Господня. В этой грамоте Святейший Синод писал: «Блаженнейший Афанасий, патриарх святого града Иерусалима, грамотами своими и чрез представшего лично Святейшему Синоду преосвященного Иерофея архиепископа Фаворского ходатайствовал о разрешении произвести сбор добровольных приношений святому храму животворящего Гроба Господня в Иерусалиме, творившим благодетельное общение к святым, сущим в Иерусалиме (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Сохранились некоторые подробности, которые свидетельствуют о том, что своим необычным избранием (помимо других, более заслуженных, претендентов) архимандрит Иерофей значительно обязан влиянию вышеупомянутого всесильного канцлера Александра Андреевича Безбородко. В письме последнего к своей матери (от 6 ноября 1788 года) мы находим, между прочим, такие строки: «приложенное при сем письмо к новому нашему архиерею – Иерофею – прошу приказать доставить. Когда я подносил доклад её Императорскому Величеству, то государыня весьма за благо приняла, что отец архимандрит удостоен, отозвавшись о нем похвалами и приказав его пожаловать тотчас в сей сан». 22 Хиротония новоизбранного епископа была поручена Киевскому митрополиту Самуилу Миславскому, совместно с проживавшим тогда в Киево-Печерской лавре митрополитом Лакедемонским Серафимом; она совершена 6 декабря, в праздник святителя Христова Николая, в домовой митрополичьей церкви. 23 О деятельности пр. Иерофея за восьмилетнее управление его Черниговскою епархией сохранились в печати весьма скудные и отрывочные сведения. При нем продолжались беспокойства по случаю передачи недвижимых монастырских имений в ведение казенных палат. Так, между прочим, по Высочайшему повелению от 11 ноября 1790 года, ему повелевалось со всей своей свитой переселиться на жительство в загородный упраздненный Троицкий монастырь; архиерейский же дом, бывший в крепости, определено занять гражданскими присутственными местами. О том, где должна была помещаться после того духовная дикастерия, и из кого составить её членов, если она должна быть не в городе, – вовсе не подумали. Преосвященный поспешил построить под дикастерию два дома близ стен монастыря, а также приступил к исправлению монастырских зданий, остававшихся в течении четырех лет 24 без всякого хозяйственного призрения. К описываемому же времени относится деятельность епископа Иерофея по возобновлению кафедрального Преображенского собора, – этого древнейшего (из всех уцелевших в России храмов) памятника русского церковного зодчества, построенного в 1024 году храбрым сыном равноапостольного – Мстиславом, князем Черниговским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повинуясь просьбе своего брата Иерофея, преподобный писал на острове «Симвулевтикон» («Советование о хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца») – аскетический труд, в котором говорится о хранении чувств и о внутренней брани человека за духовное совершенство (издан в Вене в 1801 году). В 1778 году преподобный Никодим возвратился на Святую Гору и принял великий ангельский образ от старца Дамаскина Ставрудас. Через некоторое время он окончательно поселился в келлии, находящейся выше скита Вседержителя, называемой Феонас. В ней через год он принял в качестве послушника своего земляка Иоанна, сменившего имя на Иерофея, который и прислуживал ему в течение шести лет. Жительствуя и подвизаясь там, преподобный Никодим возделывал мед добродетели и, облистаемый светом Святого Духа, писал, и назидал приходивших к нему мудрыми словами. По совету и благословению вторично прибывшего на Святую Гору в 1784 году митрополита Коринфского преподобный Никодим исправил и подготовил к изданию сочинения святого Симеона Нового Богослова (изданы в Венеции в 1790 году). Составил он также «Эксомологитарий» (Исповедальник), собрал и украсил «Феотокарион», «Новый мартирологий» и «Духовные упражнения», перевел знаменитую «Невидимую брань» (конец XVI века) 5 – книги, исполненные благодати и мудрости, преподающие воздержание от греха и искреннее покаяние, различные способы отражения нападений врага и духовные упражнения благочестивого жительства. По совету учителя Афанасия Париу, учившего тогда в Салониках, и митрополита Илиупольского Леонтия преподобный Никодим собрал также из святогорских библиотек и подготовил к изданию сочинения преподобного Григория Паламы в трех томах с комментарием. Этот труд он отослал в Вену для издания в типографии братьев Маркиду Пулиу (к сожалению, бесценная рукопись была утрачена). Затем на Святую Гору пришел иеромонах Агапий из Димицаны Пелопоннесской, с которым преподобный Никодим начал работу по систематической классификации и толкованию священных канонов Церкви, необходимых для руководства и научения священнослужителей и всякого верующего. Этот драгоценный труд, который он с помощью упомянутого учителя Агапия довел до конца, был назван «Кормчей» (Пидалион).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отказ Русской Православной Церкви принять подобную позицию² выдается сторонниками данной теории за протестантский федерализм, который является обратной стороной римского папизма, в то время как Константинопольская Церковь будто бы оказывается той, которая следует царским путем между этими двумя крайностями. Такую теорию озвучил еще в начале разворачивавшейся дискуссии ведущий богослов Греческой Православной Церкви митрополит Иерофей (Влахос)³ – тот самый, который написал прекрасную книгу «Одна ночь в пустыне Святой горы» и является автором 96 книг, множества публикаций; в Элладской Православной Церкви он считается очень авторитетным богословом. От мнения митрополита Иерофея действительно многое зависело. Мы знаем, что в Элладской Православной Церкви весной и летом 2019 года работали две комиссии – по догматическим и каноническим вопросам и по межправославным и межхристианским отношениям – по актуальному ключевому вопросу: принять или не принять позицию Константинополя? И точка зрения митрополита Иерофея во многом определила принятие этой позиции. Однако сам митрополит Иерофей, если начать глубже анализировать то, что он пишет, часто основывается на общем, так скажем, европейском взгляде на русскую историю и духовную культуру, и его формулировки, внешне красивые, лишены внутренней сути. Митрополит Иерофей дополнил понятие соборности, которое является в православной традиции высшим критерием или мерилом, понятием иерархичности. Он подчеркивает, что соборность без иерархичности невозможна, так же как иерархичность без соборности. Несомненно, Церковь – это священная иерархия. И, конечно, никто не ставит под сомнение иерархию Церкви. Но если вводится представление об иерархических взаимоотношениях между предстоятелями Церквей, то есть между иерархами одного чина, то это самое настоящее нововведение. В византийской традиции слово «иерархия» появляется впервые в Ареопагитском корпусе, согласно современной патрологической науке, в конце V – начале VI века; раньше этот термин использовался только в одном апокрифическом памятнике.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/90...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Старец Филофей Зервакос Старец Филофей Зервакос, святой подвижник Лонговардского монастыря острова Парос         В каждом поколении Господь выбирает людей, которых делает драгоценными сосудами благодати и образцами жизни для своих современников. Филофей Зервакос - духовник современных духовников С вятой Горы Афон, дохиарского игумена Григория, кутлумушского старца и игумена Христодула и других. Филофей Зервакос - продолжатель Традиции и духовный правнук известного стрца Иерофея Дидаскала , " Житие " которого мы впервые перевели и опубликовали на портале. - Гора Афон     Житие Иерофея Дидискала         Рождение и воспитание Этот современный мученик родился в мае 1884 года в деревне Пакиа провинции Лимирас Эпидавра, недалеко от Молаус Лаконии. Его благочестивые родители Панайотис и Катерина дали ему в крещении имя Константин. С ранних лет он стремился в храм Божий, любил петь псалмы и читать священные книги. Как-то группа детей, среди которых находился и отрок Константин, играла на улице, и дети тут же избрали его игуменом, вручив ему жердь вместо пастырского жезла. Вспоминая о тех временах, он рассказал, как в возрасте 8-10 лет было ему как-то раз видение: дьявол предстал перед ним в отвратительнейшем обличье, с серо-зеленым лицом и рогами на голове. Он стоял в 10 метрах от Константина и бросал в него камни, но никак не мог попасть в мальчика. Когда родители посылали его по семейным делам, маленький Константин, услышав церковный звон колоколов, бросал все на свете и бежал на службу. Образование Когда Константин окончил общеобразовательную школу, родители отдали его в педагогическое училище, и в возрасте 17-ти лет (1901) он стал учителем. Таким образом, в течение трех лет (1901-1904) он преподавал в деревне Финики в Лаконии, недалеко от своего села. Его приглашали в Америку преподавать в школе при одном из греческих приходов. Но Бог рассудил иначе, и этому не суждено было исполниться.      С ранних лет Константин увлекался чтением житий святых. Его глубоко затронули жития святого Антония, Иоанна Дамаскина, святой Варвары и многие другие. Во время чтения Константин ощущал – как он сам свидетельствовал о том – что сердце его наполнялось Божественной благодатью. Тогда он видел себя в пустыне… Так постепенно проснулось в нем желание стать монахом.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=184...

XXXV (СПб. 1903), стр. 77–78. 64 Об этом Александре Сергеевиче упоминается и далее – в письмах 17 и 46; но кто он был, – сказать не можем. 65 Одна выдержка из этого письма приведена в «Воспоминаниях» Иерофея л. 57 Киев. ред. и л. 56 и об. Ряз. ред. 66 Они – т. е. игумения Еликонида и монахини женского монастыря в Орле, – как это будет видно в конце этого же письма. 68 Протодиакон на диаконской вакансии Димитрии Романовский в 1849 г. переведён преосвящ. Смарагдом к Орловскому Петропавловскому собору из Елецкого собора. 70 Женский монастырь в Орле – Введенский в за-Очной части, на выезде, близ Христорождественской церкви, куда перенесён после пожара. Мать Еликовида была в нём игумениею с 1848 г. по 1860 г. См. и письмо 27. 74 Великие князья Николай и Михаил Николаевичи были в Орле осенью 1850 г., слушали литургию в молебствие – при служении архиеп. Смарагда, приглашали потом его к своей трапезе и вообще были с ним очень приветливы. См. «Рязанские Епархиальные Ведомости» 1896 г., 20, стр. 700, где сам Смарагд пишет о себе Иннокентию: «Вам известно, что в бывшую осень проезжала чрез Орёл Царская Фамилия. Государь хотя и изволил быть в соборе, но ни слова Владыке (т. е., конечно, самому Смарагду) не сказал. Наследник жалел, что собор каф., дворянством постоянный, имеет значительные неисправности, по коим едва ль не будет прекращено и богослужение в следующее лето. А Великие князья Николай и Михаил Н-чи слушали литургию и молебствие, мною совершаемые, и потом изволили приглашать меня к своей трапезе. О весьма многом любопытсивовали и вообще обходились с Владыкой очень приветливо». 75 Преосвящ. Иосиф Богословский, 27 августа 1853 г. епископ Воронежский, 3 апреля 1860 г. архиепископ, с 14 ноября 1864 г. на покое, † 19 февраля 1892 г. 76 27 августа 1853 г. епископ Оренбургский, 17 марта 1858 г. Кишинёвский, 23 апреля 1861 г. архиепископ, † 13 марта 1871 г. 78 Диакон Георгий Скуридин был при Орловском Петропавловском соборе на вакансии иподиакона с 1839 г. 79 Две краткие выдержки из сего письма приводятся в «Воспоминаниях» о. Иерофея л. 57 и об. Киев. ред. и л. 56 об. – 57 Ряз. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Аз бо сподобихся послужити чюдеси святей Богородице честному Ея знамению. Се бо Господь посла мя к тебе, да устроиши память преставльшимся лежащим в церкви велицей Премудрости Божий: князем русским, и архиепископом великаго Новаграда, и всем православным Христианом, – месяца октября в 9 день, на память святаго священномученика Иерофея, епископа Афиньскаго, отныне и до века на всякое лето. Понеже достойна строителя избра тя Господь и приятно есть Богу дело твое, да такоже заповедай творити по преставлении твоем к Богу, в твое отшествие. Аще кто и по тебе будет архиепископ в Новеграде, да не оставляет памяти сея. Аз же имам Христу молитися о полезных всем християном; а и сам будеши причтен с нами в Царствии Небеснем яко един от святых». И сия рек, невидим бысть. Святитель же Божий Евфимие оупразднився от видения, бысть всю нощь без сна, внимая оумом о видении святаго и еже глагола ему святый. И бе радуяся душею и телом, яко сподобися желаемое получит. На оугрии же предивный святитель Божий Евфимие поведа вся искуснешиим иереом собора Премудрости Божий и ближним своим иноком, иже с ним пребывающи, о видении святителя Божия Иоанна, архиепископа великаго Новаграда, и еже глагола ему святый. Они же прославиша Бога, творящаго чюдная дела святыми своими. И тако святитель Божий Евфимие скоро прииде в церковь пределную святыя Софии, Иоанна Предтечи, со освященным Собором и поклонися целбоносному гробу, и облабыза и, и благодарение воздая святому; такоже и весь священный Собор и вси людие, обретшийся ту. И оттоле ведом бысть человеки гроб великаго знаменоноснаго отца нашего, святителя Божия Иоанна, иже есть и доныне зрим нами, и честныя его мощи исцеления неоскудно подают с верою приходящим к раце святаго. И от того времени святейший архиепископ Евфимие по глаголу святителя Божия Иоанна архиепископа, оустрои память велию преставльшимся князем русским, великому князю Владимиру, иже созда великую церковь святыя Софии, Премудрости Божий, и матери его, благоверной великой княгине Анне, и супрузе его, княгине Александре, и прочим князем, лежащим во святей церкви Премудрости Божий, и их сродником, и архиепископом великаго Новаграда, и всем православным Христианом, в лето 6638-е, месяца октября в 9-й день, на память святаго священномученика Иерофея, епископа Афинскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

О лицах, потрудившихся над составлением Пидалиона, мы имеем некоторые сведения из каталога новоэллинских книг Брета 14 и в частности о Никодиме – из брошюры, изданной в 1865 г. в Москве «о жизни и трудах Никодима святогорца ». Агапий родился в половине 18-го столетия в Пелопонесе – в аркадской деревне Димитсане (древнем Эримапфе, или правильнее – Пеофиде). Изучив эллинскую филологию, Агапий сделался одним из ктиторов и учителей образовавшейся в этом местечке школы, а потом, «когда слава его имени разнеслась повсюду, был приглашен и сделан начальником школы в смирнской школе Иерофея», умер в Аргосе в 1815 г. 14 февраля. Кроме участия в переводе (ες τν μετφρασιν) Пидалиона в каталоге приписывается Агапию перевод на простую речь жизнеописаний некоторых святых, 15 а у Ралли 16 составления собрания (συλλογ) всех божественных правил, изданного в 1787 году на иждивение епископа назаретского Неофита Пелопонесского. Никодим, в миру – Николай, родился на острове Никсосе в 1749 г. и изучал эллинскую грамоту в Смирне под руководством Иерофея. По окончании учения, чувствуя склонность к монашеской жизни, удалился на Афон и здесь в 1775 году 26 лет от роду был пострижен в Дионисиате (монастыре соседнем Русику) и вскоре возведен на степень чтеца и назначен письмоводителем обители, затем несколько лет провел в послушании у некоего старца Арсения в ските монастыря Пантократора и на острове Эвбее. Возвратясь на св. гору в 1783 году, Никодим приобрел себе уединенную каливу близ Пантократорова монастыря, принял великий ангельский образ от старца Дамаскина Старуда и шесть лет провел в ней в безмолвии и богомыслии. Отсюда извлекли его ученые труды. На этом, впрочем, поприще он выступил еще прежде, в первые годы своей афонской жизни, именно его считают главным помощником и сотрудником Макария, митрополита коринфского, в приготовлении к печати Филокалии – сборника писаний 36-ти св. мужей о соединении человека с Богом посредством внутреннего и мысленного делания, сборника, открытого Макарием в библиотеке Ватопедского монастыря в 1777 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

440 г.), и утерянное сочинение Антипатра Бострийского “Опровержение Апологии Евсевия Кесарийского в защиту Оригена”, датируемое примерно 440 г., свидетельствуют о том, что они не закончились, а лишь исчезли с поверхности церковной жизни, подспудно тлея в глубине ее. С новой силой эти споры вспыхнули лишь в первой половине VI века” 654 . К этому времени Церковь уже «переболела» Оригеном. Его добрые уроки уже были усвоены; опасные гипотезы были обсуждены и аргументированно отстранены 215 . Импульс к новому обострению дискуссий о наследии Оригена пришел не из церковной среды, а извне. Возбудитель этих споров сириец Стефан бар Судаили свои идеи получил не из церковных источников, а от “еретика псевдогностического толка Иоанна Египтянина” 655 . Его доктрина рождается из обрывков гностицизма и зачатков каббалистики 656 . Как и следовало ожидать, оккультизм рождается от оккультизма, а не от христианства. Свою книгу бар Судаили выдает за творение св. Иерофея, ученика св. Дионисия Ареопагита, то есть возводит к концу I столетия. В этом апокрифе («Книга святого Иерофея») неооригенист утверждает, что со временим исчезнут все различия и все творения растворится в Боге – даже Христос… Была ли при этом хоть какая-то зримая цепочка преемства и ученичества от египетских гностиков III века к Иоанну Египтянину VI столетия — неизвестно. Оккультизм не нуждается в зримой исторической преемственности. Духовные болезни могут возобновляться. В каком бы веке человек ни заболел гордыней — он быстро придет к мысли о своем равенстве со Христом. Оригенисты VI в. называли себя “исохристами” — равными Христу. И отсюда как раз и видно, что их связь с Оригеном, у которого нет и тени такой мысли, была не необходимой. Стефан бар Судаили строит свою концепцию на типично оккультном тезисе: “всякое естество соприродно Божественной сущности” 657 , то есть на пантеизме. Но у Оригена неоднократно высказывается совершенно противоположная (и вполне христианская) мысль о том, что благодать даруется Богом для того, чтобы существа, которые по собственной сущности не являются святыми, делались святыми по причастию этой благодати.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Иерусалимская церковь владеет правами автокефальности, а стоящий во главе её патриарх равен по своей власти всем остальным восточным первоиерархам. В политическом отношении он также считается главой своего народа, за верность коего и отвечает пред турецким правительством. В Константинополе он имеет своего поверенного (капу-кехагья) для ходатайства пред Портой по делам своего престола, а в важнейших случаях он пользуется посредничеством вселенского патриарха. Иерусалимский патриарх избирается местным священным синодом, преимущественно из среды святогробского братства. Но в 1844 году, после кончины блаженнейшего Афанасия IV, вселенский патриарх Герман, его синод и архонты греческого народа, участвовавшие в синодальных совещаниях, сделали попытку присвоить себе право избрания иерусалимского патриарха. Этот замысел созрел без всяких политически-религиозных причин, единственно из корыстолюбия: вселенскому патриарху и его сторонникам хотелось воспользоваться богатыми доходами казны Св. Гроба и подчинить её бюджет своему контролю. И вот, путём интриг перед турецким правительством, константинопольская партия устранила от иерусалимского престола фаворского архиепископа Иерофея, которого Афанасий пред смертью назначил своим преемником, упомянув об этом и в своём завещании. Но, устранив Иерофея, вселенский патриарх и его партия однако не сумели посадить на иерусалимский престол своего кандидата, намеченного из среды клириков константинопольской церкви: в дело вмешалась русская миссия в Константинополе и спасла независимость иерусалимского патриаршего престола, на который был избран, как известно, лиддский архиепископ Кирилл 55 . С того времени иерусалимская церковь беспрепятственно пользовалась всегда ей принадлежавшим законным правом свободно выбирать патриархов из среды своих иерархов. Самый порядок избрания патриарха заключается в следующем. Когда патриаршая кафедра сделается вакантной, священный синод иерусалимской церкви, состоящий из всех архиереев палестинской церкви и старейших членов – архимандритов братства монастыря Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010