Среди сокровищ монастыря — «лимонное дерево» (серебряный семисвещник за святым престолом) и дверь между притвором и папертью из чёрного дерева, отделанная серебром, это также так называемый «далматик» (одеяние) императора Иоанна Цимисхия, епископские одежды Патриарха Дионисия IV, Евангелие, подаренное российским императором Петром Великим. В соборном храме находятся части святых мощей мч. Феодора Стратилата; левая рука св. Василия, еп. Амасийского; левая нога св. Михаила, еп. Синадского; рука вмч. и целителя Пантелеймона; нога и плечо мц. Фотинии Самарянины; глава Феодора Пергийского; левая рука св. Евпраксии; десница мц. Параскевы; частица мощей Василия Великого; вмч. Георгия; свт. Иоанна Златоуста; свв. бесср. Космы и Дамиана; первомученика и архидиак. Стефана; апостола Варфоломея; Афанасия Великого; мч. Меркурия; Иоанна Постника, Патриарха Константинопольского; Стефана Нового; св. Ипатия; Иоанна Предтечи; нога праведной Макрины; нога сщмч. Киприана; часть главы мч. Фотия; глава прп. Иерофея Иверского; глава мч. Никиты; частица мощей свт. Епифания Кипрского и миро св. вмч. Димитрия Солунского. Есть также хламида, губка и трость, через которые поруган был Господь иудеями. Монастырь Ивер обладает одной из богатейших на Святой Горе сокровищниц церковных ценностей и библиотекой, в которой хранятся 120 тыс. старинных рукописей. (обратно) 82 Прп. Афанасий Афонский (ок. 925 или 930 — ок. 1000, Афон; память 5 июля) — основатель Великой лавры на Афоне и общежитийного обустройства жизни монахов в монастырях Афона. Родился в Трапезунде, Каппадокия (совр. Трабзон), учился в Константинополе и стал известен там как искренний проповедник православия. Затем удалился на Киминскую обитель в Вифинии и стал учеником прп. Михаила Малеина, от которого позднее принял монашеский постриг с именем Афанасий. В 958 г. он отправился на Афон. Афанасий помогал отшельникам отстаивать их скиты от набегов пиратов-сарацинов, а также начал объединять скиты в то, что в конечном итоге стало известно как Великая лавра, монастырь, который Афанасий построил на деньги императора Никифора. Монастырь был освящен в 963 г. Вскоре после этого было построено еще три здания, причем все они стоят и сегодня. На некоторое время Афанасий удалился с Афона, но после видения Божией Матери вернулся как игумен и создал Типикон (Устав) для монахов монастыря на основе документов Феодора Сту- дита и Василия Кесарийского.

http://isihazm.ru/?id=2079

Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать. Ермолай (Ермолаев день) Народное название дня свв. мчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, в Никомедии пострадавших, 26 июля/8 авг. На этот день во многих местах России заканчивали жатву. Крестьяне молились св. Ермолаю о помощи в труде – «Ермолай, последний хлеб убирай». Если не успевали, приглашали соседей помочь. Ермолов Алексей Сергеевич (12.11.1847 – 4.01.1917), ученый и государственный деятель, в 1894–1905 министр земледелия и государственных имуществ. Родился в Тифлисе. Окончил Александровский лицей и Петербургский земледельческий институт. Изучал и собирал народные приметы, связанные с сельским хозяйством (опубликовал их в книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах», т. 1–4, 1902–05). Участвовал в работе Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности 1902–05. Считал необходимыми ориентацию сельского хозяйства на внутреннее потребление и более широкое привлечение земств к деятельности в аграрной сфере. В янв. 1905 обратился к имп. Николаю II с предложением учредить выборную земскую думу для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов. С 1905 член Государственного Совета. С 1913 председатель комиссии по охранению памятников природы при Русском Географическом обществе. Сторонник развития туризма. В 1915 опубликовал работу «Русский туризм и отчизноведение». Ерофеич Водка, настоянная на целебных травах. Считалась целебной при многих болезнях. По преданию, рецепт принадлежал жившему в XVIII в. лекарю Ерофеичу, вылечившему гр. А. Г. Орлова от опасной болезни. В лавках продавались в фунтовых бумажных пакетах смеси трав с сушеными померанцами под названием «набор» для приготовления ерофеича. Ерофей лешегон Народное название дня сщмч. Иерофея, 4/17 окт. По поверью, на Ерофея лешие дурят в лесу: кричат, хлопают в ладоши, хохочут, ломают деревья, гонят зверье, траву в узлы завязывают, болотные зыбуны вспучивают. Происходит это потому, что св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перед ней находится фиал (1814). В сев.-вост. углу монастырского комплекса размещена игуменская резиденция с парекклисионом мц. Наталии, построенным генеральным консулом Греции в Александрии А. Маносом (1873). В корпусах также устроены парекклисионы св. бессребреников Космы и Дамиана, Всех святых, св. Иоанна Предтечи, свт. Спиридона Тримифунтского. Кафоликон мон-ря Кафоликон мон-ря Слева от входа в мон-рь находится кафизма свт. Николая Чудотворца (1799), к-рая используется как усыпальница. Она построена на месте, где раньше существовала визант. обитель Макри. Старый кладбищенский храм св. Архангелов с фресками 2-й пол. XVII в. расположен на вершине лесистого холма к северо-западу от мон-ря. Пристань К. находится на вост. берегу п-ова Айон-Орос, в местности Калиагра, между мон-рями Ивирон и Ставроникита. Она защинена 5-этажной башней. До постройки в кон. XIX в. пристани в Дафни к ней причаливали корабли с путешествующими в Карею. К. принадлежат скит вмч. Пантелеимона, расположенный к востоку, по пути к Иверскому мон-рю (основан в 1785, кириакон 1790 г., фрески 1866 г.), 18 келлий и 4 исихастирия на Капсале . К.- единственный из афонских монастырей, не имеющий своего конака-представительства в Карее, поскольку расположен в неск. минутах ходьбы от нее. В кон. XIX - нач. XX в. 2 келлии К., вмц. Варвары и свт. Николая Чудотворца, были заселены рус. иноками, а келлия великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, приобретенная в 1895 г. российским подданным схим. Иоакимом (Барканеску),- молдавскими ( Павловский А. Спутник рус. паломника по Афону. М., 1905. С. 10, 158). Мощи и святыни Евангелие-тетр. 1-я пол.— сер. XIV в. (ок. 1362) (Ath. Cutl. 283. Fol. 124r — 125v) Евангелие-тетр. 1-я пол.— сер. XIV в. (ок. 1362) (Ath. Cutl. 283. Fol. 124r — 125v) В К. хранятся частица Честного и Животворящего Креста Господня, стопа прав. Анны, челюсть сщмч. Иерофея, левая рука свт. Григория Богослова, честная глава прп. Алипия Столпника, а также частицы мощей ап. Павла, мч. Тимофея, вмч. Пантелеимона, нмч. Панагиота Кесарийского, прп. Нила Мироточивого, мч. Кирика, вмч. Иакова Персянина, мч. Трифона, свт. Василия Великого, сщмч. Харалампия, св. Параскевы и прп. Матроны Пергийской. Помимо иконы «Грозное Предстательство» в К. чтут образы Божией Матери Алтарницы, или Комниной (типа Дексиократуса, т. е. с Младенцем на правой руке), XVIII в., и Божией Матери «тис Стиларинис», или Ятриссы (т. е. Целительницы), XIV в. (перевезена с подворья К. на о-ве Мармара). Библиотека

http://pravenc.ru/text/2462351.html

Определение Св. Синода 34. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия в Св. Синод 35. Извлечение из справки канцелярии Св. Синода 36. Рапорт Экзарха Грузии, архиепископа Карталинского и Кахетинского Евгения (Баженова) Св. Синоду Раздел 2: Миссия Иерофея: личный представитель патриарха Иерусалимского в России (1833–1839) 37. Определение Св. Синода 38. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия на имя посланника в Константинополе А.П. Бутенева 39. Определение Св. Синода 40. Рапорт Филарета, митрополита Московского и Коломенского, Св. Синоду 41. Речь архиепископа Фаворского Иерофея на заседании Св. Синода 42. Грамата Св. Синода к чадам Русской Православной Церкви о сборе пожертвований на нужды храма Гроба Господня 43. Послание митрополита Московского Филарета к патриарху Иерусалимскому Афанасию 44. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия в Св. Синод 45. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия на имя архиепископа Фаворского Иерофея 46. Письмо архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву 47. Из граматы патриарха Иерусалимского Афанасия на имя А.Н. Муравьева 48. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Иерусалимскому Афанасию 49. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия на имя А.Н. Муравьева 50. Отчет архиепископа Фаворского Иерофея по сбору пожертвований в России 51. Донесение митрополита Московского Филарета Св. Синоду 52. Письмо обер-прокурора Св. Синода графа Н.А. Протасова к архиепископу Фаворскому Иерофею 53. Отношение обер-прокурора Св. Синода графа Н.А. Протасова к министру двора князю П.М. Волконскому 54. Послание митрополита Московского Филарета к патриарху Иерусалимскому Афанасию Раздел 3: «Рыцарь Святой Земли». Из переписки А.Н. Муравьева с иерархами и предстоятелями восточных церквей 55. Письмо архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву 56. Письмо архиепископа Фаворского Иерофея к А.П. Муравьеву 57. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А.П. Муравьеву 58. Письмо архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву 59. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Влияние последнего, однако, прослеживается в «Книге Иерофея» не столь очевидно, как влияние неоплатонической философии Плотина и Прокла. Посредническую роль при этом играет корпус Лреопагитик, которому мы, очевидно, в целом обязаны появлением «Книги Иерофея». Именно в Ареопагитиках впервые появляется имя Иерофея, духовного наставника Дионисия. Ареопагита, и говорится о том, что он был автором текстов мистического содержания. К. Пинггера выдвигает предположение, что «Книга Иерофея» служит попыткой согласовать идеи Евагрия и Макария Египетского с системой представлений Ареопагитик в контексте палестинских споров о значении последних в 520–530-е гг. 1437 «Книга Иерофея» соединяет в себе все перечисленные традиции в оригинальное единство, в котором на теоретическую основу платонизма и оригенизма в форме учения Евагрия накладывается образная система иудейской эллинистической литературы и «небесной иерархии» Ареопагитик. Результатом этого соединения становится рассказ о путешествии очистившегося «ума» через различные уровни мироздания, в котором в зримых образах воплощается монашеская практика молитвы. Среди дошедших до нас рукописей «Книги Иерофея» 1438 одна (Bnmisch Museum Add. 7189) рассматривается как наиболее древняя и надежная. Она содержит полный текст книги, а также комментарий на нее патриарха Феодосия I (887–896 гг.) и несколько других добавлений. Рукопись датируется XIII в., и в ее колофоне рассказывается об обстоятельствах ее появления 1439 . Некий монах сирийского монастыря мар Маттай сообщает, что около 1269 г. он обратился к «католикосу мар Григорию, свету Востока» с просьбой разыскать для него «Книгу святого Иерофея» с комментарием патриарха Феодосия. Речь идет о Григории Бар Эбрее, который с 1264 г. стал «мафрианом» Востока. Бар Эбрей исполнил просьбу и после разысканий «в областях и монастырях Запада» привез в монастырь Мар Маттай копию книги. Ее текст был исправлен и отреставрирован, часть листов в середине книги была заменена новыми 1440 . Позднее эта рукопись стала для Григория Бар Эбрея тем текстом, которым он пользовался при составлении собственного комментария к «Книге Иерофея». Она была взята Маршем за основу при публикации сирийского текста, и этот принцип сохранен в данном переводе. В примечаниях она сокращается литерой " А».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

О том, что Бар Судайли был автором «Книги Иерофея», впервые сообщает сирийский партриарх Кирнак (был патриархом в 793–817 гг.) в ответах на вопросы, присланные ему неким диаконом Ишо 1419 . В тот же период (конец VIII – начало IX в.) авторство «Книги Иерофея» приписывает Стефану крупный сирийский мистик и почитатель Лреопагитик Иоанн, епископ Дары 1420 . В течение долгого времени после этого имя Стефана не появляется в источниках, и только несколько столетий спустя о нем как об авторе «Книги» вновь пишет Бар Эбрей в «Номоканоне» (ссылаясь при этом на свидетельство Кириака) 1421 , а также в некоторых других книгах. Тот факт, что «Книга Иерофея» начинает связываться с именем Бар Судайли только спустя два века после его смерти, а также сравнение тех сведений, которые приводит о последнем Филоксен Маббугский, заставили ученых относиться к вопросу об авторстве книги с осторожностью. Первые исследователи фигуры и учения Стефана в целом опирались на утверждения Иоанна из Дары и Бар Эбрея. Артур Фротингем, впервые собравший воедино их свидетельства, а также детально проанализировавший их на фоне «Книги Иерофея», обзор которой он приводит в своем исследовании 1886 г., также приходит к выводу, что автором книги следует признать Бар Судайли. При этом Фротингем полагал, что обнаруживаемые в «Книге Иерофея» параллели с Дионисиевым корпусом свидетельствуют не о возникновении книги под влиянием последнего, но об обратной зависимости: а именно, автор Лреопагитик был знаком с сочинением Бар Судайли и отталкивался от него в написании своих работ 1422 . Этот тезис Фротингема был принят и развит в 1892 г. А. Мерксом, однако спустя несколько лет исследователь Дионисиева корпуса Г. Кох смог убедительно доказать, что основу корпуса следует искать в неоплатонизме Прокла и что тексты Дионисия Ареопагита послужили одним из источников для «Книги Иерофея» 1423 . В этом же был убежден и Ф. Ш. Марш, издавший в 1927 г. сирийский текст книги. Марш также полагал, что ее автором следует считать Стефана Бар Судайли, поскольку в ней «нет ничего, что не мог бы написать Стефан» 1424 . В тексте «Книги Иерофея» Марш обнаруживает ряд мест, которые рассматриваются им как более поздние вставки, возникшие в ходе переписывания, однако он полагает, что в целом текст книги принадлежит перу одного автора 1425 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Важнейшее из них – «Книга святого Иерофея» (частично изданная И. Ассемани, полностью А. Фротингамом и Ф. Маршем), написанная на сир. языке (Фротингам сомневался в существовании к.-л. греч. текста) под большим влиянием апокрифической лит-ры, в частности с большой выдержкой из «Варфоломеева евангелия». Ее автором, по мнению В. Райта, был сир. монофизит и мистик-пантеист  Стефан бар Суд-айлэ  (Судаили), к-рый происходил из Эдессы и был учеником оригениста  Иоанна Египетского . Хотя Стефан был хорошо знаком с текстами  Оригена  (учение об  апокатастасисе ), " А.»,  Евагрия Понтийского , а также, возможно, с сочинениями неоплатоников (на его учение «о восхождении ума» повлиял Плотин), он не избежал упреков в пантеизме и неумеренном мистицизме со стороны своих современников сир. богословов Иоанна Саругского и  Филоксена , еп. Иерапольского (Маббугского). У Стефана Судаили иерархизм «А.» (однако с умалением личности Христа) органически сочетается с космосом Оригена , учение последнего о всеобщем восстановлении нисходит до спекулятивного предела – эсхатологического пантеизма. Бар Судаили скончался в одном из палестинских мон-рей († ок. 550), оставив после себя новый «Корпус» Иерофея, к-рый, по мнению Райта, оказал огромное влияние на всю последующую псевдодионисиевскую лит-ру на Востоке. Так, в IX в. Антиохийский Патриарх  Феодосий I  (870–890) написал трактат «О сокровенных таинствах Дома Божия» (De mysteriis reconditis domus Dei), к-рый является развернутым комментарием на книгу Иерофея Стефана (Ркп. Брит. муз. 7189). Позднее к «Книге святого Иерофея» присоединяются отрывки из «Пролегомен» и «Комментария» Феодосия Антиохийского, а также фрагменты из «Книги отрывков» и др. сочинений араб. хронографа  Григория Иоанна Абу-ль-Фараджа бар Эвройо  (1226–1286). В XII в. на «А.» ссылались  Дионисий бар Салиби  († 1171) и хронограф  Михаил Сириец  (1126–1199), а на закате сир. лит-ры Иерофея комментировал бар Эвройо. Его схолии в 5 кн. (Ркп. Брит. муз. Or. 1017), написанные в Амиде и Самосате, основываются на комментарии Феодосия Антиохийского и являются самой исчерпывающей интерпретацией книги Иерофея Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Важнейшее из них – «Книга святого Иерофея» (частично изданная И. Ассемани, полностью А. Фротингамом и Ф. Маршем), написанная на сир. языке (Фротингам сомневался в существовании к.-л. греч. текста) под большим влиянием апокрифической лит-ры, в частности с большой выдержкой из «Варфоломеева евангелия». Ее автором, по мнению В. Райта, был сир. монофизит и мистик-пантеист Стефан бар Суд-айлэ (Судаили), к-рый происходил из Эдессы и был учеником оригениста Иоанна Египетского. Хотя Стефан был хорошо знаком с текстами  Оригена  (учение об апокатастасисе), «А.»,  Евагрия Понтийского , а также, возможно, с сочинениями неоплатоников (на его учение «о восхождении ума» повлиял Плотин), он не избежал упреков в пантеизме и неумеренном мистицизме со стороны своих современников сир. богословов Иоанна Саругского и Филоксена, еп. Иерапольского (Маббугского). У Стефана Судаили иерархизм «А.» (однако с умалением личности Христа) органически сочетается с космосом Оригена , учение последнего о всеобщем восстановлении нисходит до спекулятивного предела – эсхатологического пантеизма. Бар Судаили скончался в одном из палестинских мон-рей († ок. 550), оставив после себя новый «Корпус» Иерофея, к-рый, по мнению Райта, оказал огромное влияние на всю последующую псевдодионисиевскую лит-ру на Востоке. Так, в IX в. Антиохийский Патриарх Феодосий I (870–890) написал трактат «О сокровенных таинствах Дома Божия» (De mysteriis reconditis domus Dei), к-рый является развернутым комментарием на книгу Иерофея Стефана (Ркп. Брит. муз. 7189). Позднее к «Книге святого Иерофея» присоединяются отрывки из «Пролегомен» и «Комментария» Феодосия Антиохийского, а также фрагменты из «Книги отрывков» и др. сочинений араб. хронографа Григория Иоанна Абу-ль-Фараджа бар Эвройо (1226–1286). В XII в. на «А.» ссылались Дионисий бар Салиби († 1171) и хронограф Михаил Сириец (1126–1199), а на закате сир. лит-ры Иерофея комментировал бар Эвройо. Его схолии в 5 кн. (Ркп. Брит. муз. Or. 1017), написанные в Амиде и Самосате, основываются на комментарии Феодосия Антиохийского и являются самой исчерпывающей интерпретацией книги Иерофея Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

яз.). 40 Консисторский Архив. Письмо, митрополита Иерофея к епископу Житомирскому от 8 ноября 1797 г. за 2877. 50 В 1844 году к Киевской губернии и епархии причислен был от Волынской – город Бердичев, куда переведены из Махновки уездные присутственные места, а в числе их и духовное правление со штатом собора. Киевские Епархиальные Ведомости, 1861 г. 1, стр. 14. «Пределы Киевской епархии». П. Л. 52 Консисторское Архивное Дело 1797 г., 2-й. Подольские Епархиальные Ведомости 1873, 12, «Избрание духовенством в Брацлавской епархии десятоначальников или благочинных», стр. 403–404. 57 Мы не касаемся совсем деятельности митрополита Иерофея по отношению к той значительной части Киевской епархии, которая до 1 сентября 1797 года была расположена на левом берегу Днепра. Объяснением сего служит то, что все «дела», относящиеся к этой деятельности, взяты были в Переяславскую консисторию (Указ. кн. 1797 г. 174, § 4). Нам кажется, что для оценки деятельности митрополита Иерофея отсутствие этих дел не может быть большим ущербом, так как вполне естественно предположить, что его внимание было обращено преимущественно на новоприсоединенные области. 58 Консисторское Архивное Дело 1796 г., 92, и 1796, 4. Остальные церкви Богуславской и Белоцерковской округ поручены были Корсунскому духовному правлению и Богуславскому благочинному (Стефану Левандовскому), хотя о районе их ведения не сохранилось никаких сведений. 60 Консисторское Архивное Дело 1796 г., 66, рапорт митрополита Иерофея за 80. Из рапорта узнаем, что в Богуславской округе было 154 церкви, – в Белоцерковской 147 и Рожевской – 86 церквей. 62 «Хронологический указатель указов и правительственных распоряжений по губерниям Западной России, Белоруссии и Малороссии», изд. Рубинштейна 672 (Полный свод законов, 17526), стр. 181. 67 Ibid. письмо губернатора за 846. К сожалению, мы не нашли упоминаемой им в письме карты ни в духовной консистории, ни в канцелярии Киевского генерал-губернатора. 69 Только один преосвященный Варлаам, епископ Житомирский, немедленно и в высшей степени сочувственно отозвался на предварительные мероприятия митрополита Иерофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самих архиереев чествует именем «сущих демонов», а отдельных лиц между ними саркастически обзывает «жирными быками». Одного из архиереев, по словам Иерофея, все греки «признавали за дьявола». Вообще, слова «демон», «дьявол» не сходят у него с уст. Можно ли от такого писателя ожидать беспристрастия? Многие известия и отзывы Иерофея почти о всех патриархах его времени не заслуживают ни доверия, ни внимания историка. Вот, например, какие «небылицы в лицах» рассказывает писатель о патриархе Митрофане. Сообщив некоторые сведения о родителях этого патриарха, сведения, которые должны были набрасывать тень на нравственную репутацию этих людей, Иерофей о самом Митрофане говорит следующее: сделавшись монахом в Константинополе, он начал домогаться, чтобы Иеремия II посвятил его в диаконы. Но патриарх не хотел сделать его даже и иподиаконом, так как о Митрофане в обществе рассказывалось много плохого. Тогда Митрофан отправился на Афон в Лавру, и здесь вот что последовало: отцы вывели его вон и посвятили его, при посредстве одного монаха, сначала в иеродиакона, а потом в иеромонаха; это произошло, по словам повествователя, «неожиданно и вопреки канонам». Вероятно ли это афонское приключение? Отрицательный ответ ждать себя не заставляет. Если примем слова Иерофея буквально, то посвящение Митрофана в обе иерархические степени произошло при таких обстоятельствах, при каких, может быть, никогда еще не происходило ничего подобного. Сказка, однако, на этом не оканчивается. Получив степень иеромонаха, Митрофан, по рассказу Иерофея, вернулся в Константинополь и здесь стал домогаться, чтобы ему дали в управление пригородную приходскую церковь во имя Св. Пятницы (откуда он и был родом). Для достижения своей цели он при содействии своего отца заставил турок (sic!) обратиться с ходатайством к Иеремии, чтобы этот патриарх дал Митрофану вышеупомянутое место. Естественно, следовало бы думать, что патриарх не уважит просьбы каких-то турок, но, по рассказу Иерофея, дело кончилось не так: Иеремия уважил просьбу нехристей и, хоть и против собственного желания, назначил Митрофана священником к Пятницкой церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010