В совр. литетаруре получило распространение утверждение, что в кон. 20-30-х гг. в СССР существовала развитая иерархическая структура катакомбной «Истинно Православной Церкви», включавшей тайный епископат иосифлянского, андреевского и даниловского (по Даниловской группе непоминающих ) преемства. В наст. время большинство авторитетных исследователей сомневаются в истинности подобных утверждений. Значительная часть общин оппозиционных церковных течений действительно сумела сохраниться на некоторое время, перейдя на нелегальное положение и продолжая богослужения после закрытия храмов в домашних церквах и молельнях. Однако единой, охватывавшей всю страну орг-цией эти оппозиционные церковные группы не являлись. Как правило, они образовывали своеобразные региональные объединения, получившие название по имени местных архиереев, впосл. репрессированных органами ОГПУ. Так, в Центр. Черноземье буевцы самоназывались по фамилии бывш. временно управлявшего Воронежской епархией Козловского еп. Алексия (Буя), сторонника митр. Иосифа. Позднее к буевцам примкнули уаровцы - паства канонического Липецкого еп. сщмч. Уара (Шмарина) . Ерофеевцы на Вологодчине вели свою традицию от Никольского еп. Иерофея (Афонина) , бывш. викария Великоустюжской епархии; викториане и нектариевцы в Ср. Поволжье и Предуралье - от бывш. викариев Вятской епархии: Глазовского еп. священноисп. Виктора (Островидова) и Яранского еп. Нектария (Трезвинского). В связи с продолжавшимися массовыми арестами духовенства общины оппозиционных церковных течений оставались уже не только без архипастырского, но часто и без пастырского окормления. Отсутствие священников вынуждало их отказаться от большинства таинств, а сохранившиеся обряды во многом упростились. Крещение, отпевание, а иногда и подобие причастия стали проводить заменяющие священника наиболее авторитетные члены общины (порой из церковнослужителей) - пожилые мужчины, т. н. дедушки, или женщины-чернички, своего рода самопостриженные монахини. Нередко в нелегальные религ. группы проникали мошенники, выдававшие себя за духовных лиц. Так, в 1940 г. в Киеве один из деятелей подпольного религ. движения М. А. Поздеев после освобождения из лагеря представлялся якобы вернувшимся из ссылки архиеп. сщмч. Серафимом (Остроумовым) , к-рый к тому времени уже был казнен. В том же году Поздеев был вновь арестован и приговорен за мошенничество к тюремному заключению.

http://pravenc.ru/text/675029.html

В соч. «О Божественных именах» (Areop. DN. III 2-3) автор от имени Д. А. называет своим наставником в богословии сщмч. Иерофея , еп. Афинского, с к-рым они якобы присутствовали при Успении Пресв. Богородицы. Эти сведения нашли отражение в рассказе Синаксаря К-польской Церкви (кон. X в.) о сщмч. Иерофее (SynCP. Col. 103), где этот святой представлен как член Ареопага и 1-й епископ Афин (что противоречит сведениям Евсевия Кесарийского). Представление о присутствии Д. А. при Успении Пресв. Богородицы отразилось также в сочинениях более поздних авторов. Об этом сообщается в проповеди прп. Иоанна Дамаскина на праздник Успения, в которой приведена речь свт. Ювеналия , архиеп. Иерусалимского (422-458), обращенная к имп. св. Пульхерии в ответ на ее просьбу передать часть реликвий Пресв. Богородицы из Иерусалима в К-поль. Свт. Ювеналий упоминает Д. А., к-рый якобы лично присутствовал при погребении Пресв. Богородицы, и цитирует соч. «О Божественных именах», появившееся не ранее 480 г. (ср.: BHG, N 1097; CPG, N 8062; Ioan. Damasc. In Dorm.//PG. 96. Col. 748-753). Источником для прп. Иоанна Дамаскина послужила «Евфимиевская история» - рассказ о Вселенском IV Соборе , составленный не ранее кон. VI в. (не сохр.). Речь свт. Ювеналия основана на апокрифе об Успении Богородицы, имевшем хождение в V в. (CANT. P. 77, N 100; ср.: P. 79, N 104). Этот текст приведен также в «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула (нач. XIV в.; Niceph. Callist. Hist. eccl. II 23//PG. 145. Col. 812-817). В зап. традиции предание о присутствии Д. А. на погребении Пресв. Богородицы оставалось неизвестным. Гилдуин понял фразу из соч. «О Божественных именах» как указание на то, что Д. А. побывал в Иерусалиме и видел гробницу Спасителя. В IX в. Иоанн Скотт Эриугена при переводе «Ареопагитик» на латынь исправил ошибку Гилдуина, к-рая, однако, закрепилась в зап. традиции ( Hincmarus. Ep. 23//PL. 126. Col. 153-154). Почитание св. Дионисия в Паризиях в VI-VIII вв. Самые ранние сведения содержатся в Житии прп. Геновефы (Женевьевы; древнейшая сохранившаяся версия - редакция B, нач. VII в.). В Житии сообщается, что в кон. V в. по инициативе прп. Геновефы была построена базилика в сел. Катуллиак (на месте позднейшего мон-ря Сен-Дени ), где пострадал и был погребен некий св. Дионисий с товарищами Рустиком и Елевферием, жителями Паризиев (Vita Genovefae. 16//ActaSS. Ian. T. 1. Col. 139). В Житии св. Дионисий не назван епископом Паризиев; священнический сан его спутников не уточнен. В Галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (ок. 595) св. Елевферий назван пресвитером, а Рустик - диаконом (MartHieron. Comment. P. 547).

http://pravenc.ru/text/178443.html

Как бы ни решался вопрос датировки схолий, можно сказать, что полемика И. С. с монофизитами, как и с противниками свт. Кирилла Александрийского из дифизитов, оказала значительное влияние на И. С. схолиаста. Немаловажным фактором при написании схолий была и полемика с оригенизмом евагрианского толка, разгоревшаяся в это время в Палестине. Серьезную роль играл также имевший место в 1-й пол. VI в. диалог христиан с языческой философией, в первую очередь с неоплатонизмом, часто носивший характер открытого противостояния (напр., полемика Иоанна Филопона с Проклом и Симпликием или закрытие Афинской академии имп. св. Юстинианом I ). Схолии И. С. к «Ареопагитикам», к-рые написаны во многом в диалоге с языческой философией, представляют яркий пример использования неоплатонической мысли христианским богословом, стоявшим на строго православных позициях. Среди библейских источников, на к-рые опирается И. С. в своих сочинениях, в первую очередь в Прологе и схолиях к «Ареопагитикам», Рорем и Ламоро отмечают «Гекзаплы» Оригена (в то время как сами «Ареопагитики» опираются только на Септуагинту). И. С. в своих схолиях привлекает внимание читателя к тому, какие именно тексты НЗ используются в «Ареопагитиках», признавая свидетельство этого сочинения весьма важным, поскольку сщмч. Дионисий Ареопагит, считавшийся автором корпуса, жил в I в. (Ibid. P. 47-65). И. С. принадлежит заслуга идентификации мн. библейских цитат «Ареопагитик»; подобная идентификация часто является своеобразным толкованием и расширяет возможности для понимания аргументов автора. Что касается неоплатонических терминов, то И. С. зачастую подбирает для их обоснования и раскрытия соответствующие места из Свящ. Писания, не вступая при этом в полемику с идеей их неоплатонического происхождения. По мнению Рорема и Ламоро (Ibid . P. 52), из подобных мест нельзя сделать вывод о том, что И. С. отдавал себе отчет в зависимости «Ареопагитик» от неоплатонической философии. По отношению к Свящ. Писанию и Преданию И. С. выказывает творческую свободу: напр., он называет Иерофея, учителя сщмч.

http://pravenc.ru/text/471503.html

Тихона. С. 599). 11 апр. 1928 г. митр. Сергий и Временный Синод при нем постановили еп. Иерофея «предать каноническому суду православных архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до решения дела судом архиереев» (Там же. С. 607). Тем не менее еп. Иерофей продолжал окормлять иосифлянские общины. В мае 1928 г. он был ранен при аресте и вскоре скончался. 22 марта 1933 г. Никольским викарием и временно управляющим Великоустюжской епархией назначен еп. сщмч. Николай (Клементьев ; впосл. архиепископ). 24 авг. того же года он был определен на Великоустюжскую кафедру. После этого Н. в. не замещалось. С нояб. 1933 по 22 апр. 1936 г. обновленческую Никольскую епархию в составе раскольничьей Северной митрополии возглавлял «епископ» Михаил Соколовский. Архиереи Еп. Варсонофий (Вихвелин; 14 сент. 1921 - кон. 1923), еп. Иерофей (Афонин; 19 марта 1924 - осень 1927), еп. сщмч. Николай (Клементьев; 22 марта 1933 - 24 авг. 1933). Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 24. Л. 132; Д. 218. Л. 178-180. Ист.: Акты свт. Тихона. С. 570, 577, 588, 589, 599, 600, 605-607, 609, 647, 827-829, 863, 936. Лит.: Иоанн (Снычёв). Церк. расколы. 1993. С. 191-192, 201; Бовкало А. А. Постановление 1919 г. об увеличении числа епископов//ЕжБК, 1992-1996 гг. М., 1996. С. 339-341; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…»: Гонения на Истинно-Православную Церковь: По мат-лам следственных и лагерных дел заключенных. М., 1998. С. 15, 251-252; Лихачёв В. Положение и состояние РПЦ в 1918-1924 гг.: (По мат-лам арх. фонда канцелярии Свят. Патр. Тихона и Свящ. Синода): Курс. соч./СПбДА. СПб., 1999. Ч. 2. Ркп.; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 33, 54, 139-141, 285; Мазырин А. В., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-1930-х гг. М., 2006. С. 27, 70, 99, 187, 289, 333; Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское служение свт. Агафангела, митр. Ярославского и Ростовского, исповедника. М., 2006. Кн. 2. С. 313, 336, 352, 353, 356-357, 360, 509; Регельсон Л. Л. Трагедия Рус. Церкви. М., 2007. С. 154, 451, 459, 532, 546-547, 595; Наумов А. Н. Владыка Иерофей (Афонин), еп. Никольский. Петрозаводск, 2008; Поляков А. Г. Викторианское течение в РПЦ. Киров, 2009. С. 240, 264, 311; Православное церковное сопротивление в СССР: Биогр. справ./Авт.-сост.: М. В. Шкаровский и Д. П. Анашкин. М., 2013. С. 34-35; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 186, 376-377, 601, 640. (МИЦ; 54).

http://pravenc.ru/text/2566212.html

Ок. 1970 г. в стенах обители была воздвигнута небольшая ц. во имя прп. Филофеи Афинской. В 1967 г. в окрестностях монастыря освятили небольшой пещерный храм во имя прп. Иоанна Кущника. В находящейся рядом пещере в настоящее время завершается строительство храма во имя прп. Марка Афинского. К западу от кафоликона находится строение, называемое «фотанама» (φωτναμα), сохранившееся почти в неизменном виде с визант. времен. Этот зал длиной 8 м, шириной 3,95 м, со сводчатым потолком высотой 4,55 м в средние века использовался монахами для обогрева и отдыха во время многочасовых ночных служб, а также как место духовных бесед. Сохранились отверстие дымохода и низкие каменные скамьи с деревянными сидениями. В наст. время это помещение, расписанное в 1975 г. фресками, используется как трапезная. С сев. и вост. сторон кафоликона расположены дошедшие с незначительными перестройками средневек. здания братских келлий, резиденция игумена (игуменион), зал для собраний старцев (геронтикон), сторожка и др. Мон-рю также принадлежат находящиеся в окрестностях часовни ап. Иоанна Богослова (с частично сохранившимися фресками XVI в.) и ап. Луки, построенная на месте разрушенной землетрясением 1981 г. церкви (1878). С 1969 г. мон-рь владеет подворьем с ц. во имя вмц. Варвары к северо-востоку от Мегары. Небольшая церковь построена в XV в., ее особенностью является 8-гранный купол конической формы. С 1970 г. здесь проживают сестры жен. монашеской общины. Были построены келлии, трапезная, гостиница для паломников, большой храм во имя свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского. В И. м. находятся святыни: глава сщмч. Иерофея, 1-го еп. Афинского, сщмч. Дионисия Ареопагита. По молитве к этому святому во время пожара 8 июля 1988 г. достигшее монастырских ворот пламя чудесным образом остановилось. Монахини занимаются птицеводством, рукоделием и иконописью. Устав мон-ря общежительный. В настоящее время в И. м. проживают 18 монахинь; игумения - Исидора (Ксекуки) (πτυχα. 2009. Σ. 622). Престольные праздники: Успение Пресв. Богородицы (15 авг.), память сщмч. Иерофея (4 окт.).

http://pravenc.ru/text/293776.html

В юж. части кафоликона у стены расположена гробница сщмч. Иерофея. В этом месте с наружной стороны храма выросло гранатовое дерево, от плодов к-рого происходят многочисленные исцеления. Рядом с гробницей находится увенчанный куполом памятник с изображением Пресв. Богородицы с младенцем Христом и священномучениками Иерофеем и Дионисием Ареопагитом по сторонам. Этот памятник был сооружен братией мон-ря в XV в. в память их чудесного спасения Пресв. Богородицей во время нападения пиратов, когда монахи спрятались в ветвях огромного кипариса, держа Ее образ. После этого икона и мон-рь получили название «Кипариссиотисса». К кафоликону пристроены небольшой сев. придел и притвор, к к-рому примыкает 3-ярусная колокольня. На своде 1-го яруса сохранились фрески XVII в., отражающие влияние зап. искусства. На них изображена коленопреклоненная Пресв. Богородица со скрещенными руками, венчаемая Св. Троицей, ниже - прославляющие Ее пророки и гимнографы. По мнению археологов, колонны нижнего яруса колокольни принадлежали античному или раннехрист. храму. Во время землетрясения 1981 г. был разрушен 3-й ярус колокольни, 2-й ярус находился в аварийном состоянии. В 1992 г. они были построены заново, по плану и размерам повторяя прежние. И. м. был закрыт во время церковной реформы при кор. Оттоне в 1833-1835 гг., к-рая предусматривала ликвидацию обителей, где проживали менее 5 насельников. В 1834 г. 2 или 3 монаха были вынуждены переселиться в мон-рь Пресв. Богородицы Фанеромени на о-ве Саламин, перенеся туда мощи сщмч. Иерофея и др. реликвии. И. м. был возрожден в 1930 г. как женский под рук. архим. Петра (Влотилдиса; † 1950). По его инициативе и по благословению Иакова (Ваванацоса), митр. Аттикийского и Мегарского (впосл. архиеп. Афинский), сестры окормляли заключенных в жен. тюрьмах в Афинах. Монахини начали строительство новых зданий для нужд обители, в т. ч. близ кафоликона была сооружена полуподземная ц. во имя ап. Петра, украшенная в 1970-1978 гг. мозаичными изображениями. Под этой церковью находится небольшое подземное помещение - костница, выкопанная монахинями ок. 1949 г. по указанию архим. Петра, к-рый завещал там себя похоронить.

http://pravenc.ru/text/293776.html

Восстановление мон-ря в 1825 г. начали иеромонахи Филофей (Георгиу) и Иерофей (Восиниотис), которые были вынуждены покинуть Пелопоннес из-за карательной операции егип. Ибрагим-паши против греч. повстанцев. По пути на о-в Икария они остановились на Паросе, где игумен мон-ря сщмч. Харалампия Иоасаф (Контос) и прп. Кирилл Паросский предложили им остаться в Л. В 1838 г. по королевскому указу Л. были переданы мон-рь св. Таксиархов на Паросе и его подворье во имя св. Апостолов. В 1845 г. были построены трапезная, поварня и кладовые, в 1864 г.- кельи на фасадной стороне монастырского комплекса. Преемниками Иерофея (Восиниотиса), известного даром чудотворения, стали его племянники Филофей (Восиниотис; 1887-1905) и Иерофей II (Восиниотис; 1905-1930), к-рые также пользовались высоким духовным авторитетом. Игум. Филофей был иконописцем. В 20-х гг. ХХ в. монахи Л. помогали беженцам из М. Азии, в т. ч. ежедневно готовили еду для 1,5 тыс. чел. В 1930 г. игуменом Л. стал старец архим. Филофей (Зервакос) († 1980), духовное чадо свт. Нектария Эгинского , знаменитый исповедник и проповедник. Перед началом второй мировой войны число насельников Л. достигло 43 чел. С 1937 по 1975 г. в Л. действовали иконописная и переплетная мастерские. По благословению игумена монахи Л. участвовали в военных действиях против итал. фашистов в Албании. В годы нем. оккупации монастырь являлся прибежищем греческих и англ. офицеров. 23 июля 1944 г. архим. Филофею удалось спасти 125 приговоренных к казни жителей Пароса. Под его руководством монастырь вел широкую благотворительную деятельность. В наст. время Л. принадлежат в качестве подворий жен. мон-ри Пресв. Богородицы Миртидиотиссы в местности Тапсана и св. Филофея в Камаресе, храмы во имя свт. Николая Чудотворца в Камаресе, свт. Николая Чудотворца «ту Плусиу» (т. е. Богатого) в Молосе, свт. Нектария Эгинского, св. Ирины и вмч. Димитрия Солунского в Тапсане, св. Параскевы в порту Наусы, Всех святых на вершине горы Айи-Пандес. После смерти игум. Филофея число насельников стало сокращаться, в 2002 г. в мон-ре осталось 4 чел. В наст. время в Л. подвизается 10 монахов, игумен - архим. Хризостом (Пихос) (Δπτυχα. 2016. Σ. 808).

http://pravenc.ru/text/2110714.html

К следствию в связи с изъятием церковных ценностей был привлечен и еп. Иерофей (Померанцев), обвиненный в сокрытии от властей икон. Еп. Иерофей незамедлительно опубликовал в губ. газ. «Рабочий край» письмо в поддержку изъятия церковных ценностей, в письме содержались также нападки в адрес Патриарха Тихона. Летом того же года еп. Иерофей присоединился к обновленчеству , признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), объявил себя епархиальным архиереем и организовал в Иваново-Вознесенске ЕУ, в нач. 1923 г. был возведен ВЦУ в «архиепископы». В апр.-мае того же года Иерофей принимал участие во 2-м обновленческом всероссийском соборе, подписал акт о низложении Патриарха Тихона. 21 авг. 1923 г. утвержден уполномоченным обновленческого синода по Иваново-Вознесенской епархии. К 1 янв. 1925 г. в губернии обновленцам принадлежало 86 церквей. 4 марта 1923 г. православным Иваново-Вознесенским епископом был назначен Кинешемский еп. Василий (Преображенский), уже 10 мая архиерей был арестован и выслан в Зырянский край. 17 сент. 1923 г. Патриарх Тихон постановил «ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной». 14 сент. 1923 г. собрание правосл. общин Иваново-Вознесенска решило просить Патриарха назначить на Иваново-Вознесенскую кафедру вдового прот. Александра Беляева. После принятия монашеского пострига Августин (Беляев) 21 сент. 1923 г. был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского, викария Владимирской епархии. Трудами еп. Августина большинство обновленческих храмов губ. центра вернулось в Православие. 15 февр. 1924 г. архиерей был арестован, затем выслан в Кинешму, по ходатайству верующих ему разрешали приезжать в Иваново-Вознесенск для совершения богослужений. В апр. 1925 г. еп. Августин участвовал в похоронах Патриарха Тихона в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре . 1 сент. 1926 г. начальник Иваново-Вознесенского ОГПУ просил начальника 6-го секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова о разрешении выслать активно противодействовавшего обновленцам еп. Августина из Иваново-Вознесенской губ. 9 окт. еп. Августин был арестован, 22 окт. приговорен к 3 годам ссылки в Ср. Азию. В нояб. 1926 г. управляющим И.-В. в. был назначен Владимирский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров) . 15 янв. 1927 г. еп. Афанасий был арестован. Находясь в заключении, он предложил еп. Василию (Преображенскому) принять во временное управление Владимирскую епархию. Возглавлявший в то время Русскую Церковь архиеп. сщмч. Серафим (Самойлович) назначил еп. Василия на Иваново-Вознесенскую кафедру. Весной 1927 г. еп. Василий был выслан из Иваново-Вознесенска в Кинешму, в сент. 1928 г. арестован, заключен в тюрьму Иваново-Вознесенска, приговорен к 3 годам ссылки.

http://pravenc.ru/text/200501.html

По благословению временно управлявшего (с марта по май 1924) Ярославской епархией Угличского еп. сщмч. Серафима (Самойловича ; впосл. архиепископ) был образован местный орган управления Л. в.- церковный совет, состоявший из 4 человек во главе с настоятелем Богоявленского собора прот. Лавром Орловым. В марте 1925 г. Л. в. возглавил переведенный с Лукояновской кафедры (см. ст. Лукояновское викариатство Нижегородской епархии) еп. Сергий (Мельников). Его секретарем и иподиаконом служил переехавший вместе с епископом из Лукоянова Михаил Гундяев (впосл. протоиерей, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ). Еп. Сергий принял в Любиме братию закрытого в 1924 г. Павлова Обнорского во имя Святой Троицы монастыря , а 25 мая 1925 г. рукоположил во иерея бывш. насельника этой обители иеродиак. прмч. Иерофея (Глазкова) . Иером. Иерофей был назначен настоятелем любимской кладбищенской Введенской ц. Еп. Сергий управлял викариатством до ареста в кон. мая 1925 г. С сент. 1925 г. церковный совет Л. в. возглавлял новый настоятель Богоявленского собора прот. Павел Милославов. В 1926 г. Любимским архиереем был назначен освобожденный из заключения и проживавший в Ярославле еп. Варлаам (Ряшенцев) . 13 июля 1927 г. заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) он был возведен в сан архиепископа и определен на Пермскую кафедру, но к месту служения не поехал и 24 нояб. того же года был уволен на покой. В кон. дек. 1927 г. архиеп. Варлаам был назначен временно управляющим Л. в. 6 февр. 1928 г. он вместе с группой архиереев во главе с Ярославским митр. Агафангелом (Преображенским) вышел из подчинения митр. Сергию, 11 апр. того же года последний отстранил его от управления викариатством с запрещением в священнослужении. 30 мая 1928 г. запрещение с архиеп. Варлаама было снято, он вернулся к управлению Л. в., в том же году во время болезни митр. Агафангела он временно управлял Ярославской епархией. С июля 1929 г. архиеп. Варлаам кроме Любимского управлял также Ростовским викариатством Ярославской епархии, но 7 сент. он был арестован, после чего Л. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2561036.html

Несомненным остается факт почитания мощей И. на Востоке и на Западе. В Греции глава И. хранится в монастыре его имени близ Мегары, а частицы мощей - в ц. св. Параскевы в Галаксиди (ном Фокида), в ц. вмч. Димитрия в Куварасе (ном Аттика), в монастыре Таксиархов (близ Нафплио), в мон-ре Кехровуниу (о-в Тинос), в ц. вмч. Димитрия на о-ве Идра ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 191). Мон-рь Сандоваль близ Леона в Испании претендовал на обладание главой И. В XVI в. здесь была выставлена для поклонения глава святого с прикрепленной табличкой с греч. надписью: «ΚΕΘΑΛΗ ΙΕΡΟΘΕΟΥ», затем ее торжественно пронесли по окрестностям мон-ря. Однако к этому времени уже никто не мог ответить, каким образом, когда и откуда эта реликвия попала в Сандоваль. В Испании существовало предание, согласно к-рому И., передав управление Афинской Церковью сщмч. Дионисию Ареопагиту, отправился на проповедь христианства в Испанию и основал христ. общину в г. Сеговия, став ее первым предстоятелем. Впервые это предание зафиксировано в Хронике Псевдо-Декстра, где деятельность И. в Испании отнесена к 71 г. по Р. Х. (PL. 31. Col. 239; следует учитывать, что данная хроника - подделка анонимного испанского иезуита XVI в.). Под именем И. известен сир. апокриф «Книга св. Иерофея», принадлежащий, по всей видимости, перу сир. автора VI в. Стефану бар Судаили. Ист.: ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 783; ЖСв. Окт. С. 97; SynCP. Col. 103; Acta SS. Oct. T. 2. P. 325; T. 4. P. 565. Лит.: Frothingham A. L. Stephen bar Sudaili, the Syrian Mystic, and the Book of Hierotheos. Leyden, 1886; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 307; Bardenhewer. Geschichte. 19242. Bd. 4. S. 280-282; Grumel V. Autour de la question pseudo-dionysienne//REB. 1955. Vol. 13. P. 21-49; BHG, N 751; Sauget J.-M. Geroteo//BiblSS. Vol. 6. Col. 275-276; Holweck. P. 481; Aubert R. Hiérothée 1-2//DHGE. T. 24. Col. 425-426. Д. В. Зайцев Гимнография Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 60) 4 окт. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 160, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 17; Ягич. Служебные Минеи. С. 23-28) 4 окт. содержится служба И., состоящая из канона, цикла стихир-подобнов и седальна. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 289), последование И. соединяется со службой Октоиха; на утрене поется «Аллилуия» , указаны канон И. плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир-подобнов, седален. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 36), И. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа Χρησττητα κδιδαχθες (    ); служба совершается так же, как и 3 окт. (пам. сщмч. Дионисия Ареопагита).

http://pravenc.ru/text/293742.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010