е. в его понимании принадлежности корпуса сщмч. Дионисию. Известно, что подлинность «Ареопагитик» ставилась под вопрос во время проходившего в 532 г. под эгидой имп. св. Юстиниана спора православных с монофизитами. Тогда именно правосл. сторона (сщмч. Ипатий, еп. Эфесский) выразила сомнение в подлинности «Ареопагитик». Севир Антиохийский, видимо, не сомневался в их подлинности; по крайней мере он старался использовать отдельные места этого сочинения для подтверждения верности своего учения в полемике с юлианитами и халкидонитами. И. С. также не сомневался в подлинности «Ареопагитик» и в свою очередь использовал их в прямой или скрытой полемике с ересями своего времени. Как отмечают Рорем и Ламоро ( Rorem, Lamoreaux. 1998. P. 102), важной задачей для И. С. было доказать, что «Ареопагитики» не написаны Аполлинарием или его последователями (Schol. in CH. 85. 6; 32. 2; ср.: Schol. in EH. 176. 4, где авторство Аполлинария отвергается на основании того, что он был хилиастом). Вероятно, версия авторства Аполлинария была весьма распространена, причем среди православных, поскольку им приходилось бороться с использованием аполлинарианских подлогов монофизитами. Что касается доказательств подлинности, то, в частности, в Прологе И. С. отвечает на вопрос, почему Ориген или Евсевий Кесарийский не упоминают о сочинении Дионисия - они не упоминают и о мн. др. сочинениях предшествующих авторов. Одним из важных аргументов в пользу современности автора «Ареопагитик» апостолам является предложенное И. С. толкование описанного в Areop. DN. 3. 2 собрания апостолов, в т. ч. учителя Дионисия Иерофея и его самого для «созерцания живоначального и богоприимного тела», к-рое И. С. толкует как «тело святой Богородицы»; такое далеко не очевидное и вызывающее до сих пор споры у патрологов (см. полемику Лурье с И. Перцелем и А. М. Риттером, отвергающими это понимание в: Lourie. 2010) толкование стало одним из источников правосл. понимания Успения Божией Матери. Вероятно, под влиянием И. С. присутствие Дионисия в собрании апостолов у тела Богородицы выдвигал в качестве аргумента аутентичности «Ареопагитик» в своем прологе к ним Иоанн Филопон ( Rorem, Lamoreaux.

http://pravenc.ru/text/471503.html

инокиня Наталья -- Антонию 10 января 2021, 19:02 Возможно. Но Ваше рассуждение более подходит к 2020г. А в 1909, да еще и в сельской местности, думаю, в ризнице было всего несколько стихарей, сшитых за бедностью местными мастерицами из портьерной ткани, какая попалась. А на маленького мальчика было, скорее всего, вообще 1-2 стихаря на все случаи жизни. В Пюхтицу во времена всеобщего дефицита кто-то пожертвовал розовую парчу, и из нее нашили облачений. Давали их точно на жен-мироносиц. У нас есть облачения белые с красными оленями у источника (выглядят как розовые) они идут на дни мучеников в попразднства Господских праздников, на жен-мироносиц, на Преполовение Пятидесятницы... Повторюсь, в этом вопросе нам оставлено очень много свободы) Антоний 9 января 2021, 20:48 Дорогая инокиня Наталья, премного благодарю за ответы!=) Еще немного поискал корни розового стихаря. В ранее упомянутой заметке 1909-го года описан " юбилей церковныхъ школъ въ деревн " , отмечавшийся 4 октября (воскресенье, как и в нынешнем году) и прошедший при " громадном множестве " народа. Исходя из того, что это была особая праздничная Служба, и в то же время в этот день отмечается память сщмч. Иерофея, еп. Афинского, я склоняюсь к тому, что розовый цвет стихаря имеет то же значение, что и красный. Дальше можно лишь предположить, что розовый цвет сочетает в себе белый и красный, и задумка была в том, чтобы не было необходимости во время Пасхальной Службы переоблачаться. Ирина 9 января 2021, 14:43 Большое спасибо автору статьи! Лишний раз она напомнила нам, что в Церкви главное, а что второстепенное, обрядовое. И это касается не только облачений, а практически всех сторон христианской жизни. Ругаться, ссориться из-за облачений, не понимая, что ЭТИМ оскверняешь праздник, а не цветом ткани - как часто мы подобным в жизни грешим... Наталия Ростова 8 января 2021, 19:50 Облачения красивые- это,конечно,хорошо. Я и сама полюбила ярко-зеленый цвет, увидя на Троицу батюшек в этом цвете...Только я не просто так в своем комменте написала про одного священника. Для него это все второстепенное. К нему на исповедь километровая очередь, люди с горем уходят от него утешенные. А скольких атеистов, сектантов и тех, у которых " Бог в душе " , он действительно привел к Господу... Этих не сосчитать. Красивая одежды-отлично, но не будем забывать о главном, о спасении души...И действительно, в чужой монастырь со своим уставом, не ходят...

http://pravoslavie.ru/136577.html

Председатель Свирского исполкома Манджгаладзе перевез арестованных в Кутаис. Митр. Назарий был обвинен в «проведении с контрреволюционной целью антиправительственного нелегального собрания и неповиновении местным властям». Его положение усугубило наличие судимости. Митр. Назарий заболел дизентерией и 14 авг. был переведен в больницу ( Амколадзе. 1998. С. 126-128). После месячного заключения, 2 сент. 1924 г., митр. Назария, протоиереев Германа Джаджанидзе и Иерофея Николадзе, иерея Симеона Мчедлидзе и протодиак. Виссариона Кухианидзе на рассвете вывели из тюрьмы и расстреляли в лесу в окрестностях Кутаиса (точное место неизв.). О событиях того утра написал в воспоминаниях прот. Василий Долаберидзе, арестованный вместе с митр. Назарием в числе 9 чел. и находившийся в одной камере с ним и с остальными. Он вспоминал, как пришли охранники и потребовали разбудить 5 чел., как он помогал собирать вещи митр. Назария. Когда он спросил владыку, которая из ложек - его, священномученик ответил: «Которая меньше всех». Все думали, что их переводят в тюрьму Метехи в Тифлисе. Однако прот. Герман перед выходом попросил прот. Василия позаботиться о его детях, а митр. Назарий «вернулся, надел рясу, попрощался с нами, всех расцеловал и сказал нам: «Не бойтесь, держитесь, смерть одна»,- и пошел с ними. Тогда мы не поняли значение этих слов» ( Василий Долаберидзе, прот. Из моей жизни//Семейный архив Долаберидзе. Т. 4. С. 37). Определением Синода УПЦ от 20 июня 2012 г. (журнал 52) имя сщмч. Назария внесено в состав Собора Волынских святых, а 9 нояб. 2012 г. по благословению Предстоятеля УПЦ митр. Владимира (Сабодана) - в состав Собора святых КДА. Арх.: ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 1667; ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 1. Д. 9320. Л. 1-4. Ист.: Извлечение из журналов Совета КДА за 1904-1905 учебный год. К., 1905; Журналы заседаний Временного правления Грузинской Православной Церкви, 13 марта - 14 сент. 1917 г./Сост., предисл., коммент., биогр. справки: Н. Шиолашвили, И. Арабидзе. Тб., 2016 (на груз. яз.). Лит.: Чичинадзе З.

http://pravenc.ru/text/2564632.html

Амвросий, незадолго до этого прибывший из К-поля и поступивший в мон-рь Эсфигмен . Как и противники К. в начале спора, Амвросий называл Иерофея «еретиком и фармазоном», утверждая, что духовник дозволяет причащаться без надлежащего приуготовления. Попытки Иерофея доказать Амвросию свою невиновность не принесли результата, и тогда к увещанию иеродиакона приступил почитаемый на Афоне учитель прп. Никодим Святогорец, но и его доводы не возымели действия: Амвросий стал обвинять не только Иерофея, но и прп. Никодима. Поскольку Амвросий стал требовать от Протата, чтобы Иерофея «как еретика» лишили духовнического звания и изгнали со Св. Горы, протэпистаты (см. в ст. Афон ) были вынуждены созвать собор. 19 мая 1807 г. представители всех 20 афонских мон-рей рассмотрели дело. Иерофей выступил с апологией своих взглядов и был оправдан (Βος Ιεροθου. § 108-109), а его противник осужден, причем Иерофею, как духовнику, было предоставлено назначить Амвросию подобающую епитимию. Старец Иерофей попросил Амвросия прийти в храм Протата и публично попросить прощения у отцов, т. к. он ранее публично высказывал свои обвинения, однако иеродиакон предпочел покинуть Св. Гору. Собор, т. о., выказал благоволение к К. и их учению и осудил нападки на них (см. подробное изложение событий: Χαλδακης. 2000. σ. 144-149). 13 июня 1807 г. прп. Никодим Святогорец представил в Кинот Св. Горы свое «Исповедание веры», в к-ром последовательно опроверг все выдвинутые против него иеродиак. Амвросием и давним его недоброжелателем Феодоритом обвинения ( Νικδημος Αγιορετης. 1819. σ. 86-89). Выслушав учителя, Кинот разослал окружное послание ко всем мон-рям Св. Горы, в котором провозглашалась невиновность прп. Никодима и восстанавливалось его доброе имя. В том же 1807 г. было выпущено и постановление патриарха сщмч. Григория V , также благосклонное по отношению к К. Расстановку сил внезапно изменило вмешательство вторично занявшего К-польский престол патриарха Каллиника V (1808-1809), который по наущению некоего афонского монаха потребовал лишить Иерофея духовнического достоинства, о чем в сент.

http://pravenc.ru/text/1841760.html

После смерти Макария Патмосского в 1737-1740 гг. схолархом (начальником школы) был иером. Герасим Византийский, в 1740-1773 гг.- мон. Василий (Куталинос). В 1769 г. в школе был проведен ряд преобразований, в т. ч. вместо одного дидаскала назначено 2: один - для преподавания философских, другой - филологических наук. Первую должность сохранил за собой мон. Василий (Куталинос), а на другую был определен его ученик мон. Даниил (Керамевс; † 1801). В 1773 г., после смерти мон. Василия, даровитый филолог и блестящий оратор Даниил (Керамевс) стал его преемником, уступив место 2-го дидаскала мон. Мисаилу (Маргаритису; схоларх в 1801-1809). Из др. выдающихся преподавателей следует назвать иеродиак. Паисия (Карапатаса; схоларх в 1809-1817), иером. Неофита Византийского, иером. Иерофея (Флоридиса), И. Сакеллиона, М. Маландракиса, иеродиак. Александра (Дипланаса) и др. В 1772-1775 гг. в Патмиаде обучался принявший постриг в И. Б. м. буд. К-польский патриарх сщмч. Григорий V . Помимо Григория V из числа воспитанников Патмиады было поставлено более 70 епископов и 5 патриархов: К-польский Анфим IV (1840-1841, 1848-1852), Иерусалимский Ефрем II Афинянин (1766-1770 или 1771), Александрийские Парфений II (1788-1805), Феофил II (Панкостас; 1805-1825) и Иаков II Патмосец (1861-1865). Окончивший Патмиаду этномартир Дорофей (Проиос), митр. Филадельфийский и затем Адрианопольский († 1821), ученик Даниила (Керамевса), возглавил открывшуюся в 1804 г. в К-поле новую Школу нации (1804-1807). Из др. воспитанников Патмиады следует отметить Александра из Тырнова, дидаскала Бухарестской школы, Иерофея с Итаки, дидаскала Смирнской школы, Киприана из Александрии, возглавлявшего Афониаду, Неофита Кавсокаливита, преподававшего в Афониаде, Хиосской и Бухарестской школах, кефалонийца Герасима Григориниса, дидаскала Бухарестской школы, Димитрия Галаноса, философа и знатока восточных языков, Неофита Бамву, друга А. Кораиса , возглавлявшего новую Хиосскую школу, Григория Сафариса, основателя школы в Кидонии (ныне Айвалык, Турция).

http://pravenc.ru/text/471591.html

Св. ап. Анания , не будучи священником, крестил ап. Павла, но потому, что получил на это власть от Бога (2 пр. св. апп. Петра и Павла в Корм. л. 30). 2 . Сщмч. Киприана и мц. Иустины; блаж. Андрея, Христа ради юродивого. 3 . Сщмч. Дионисия Ареопагита и с ним Иустина пресвитера и Елевферия диакона; прп. Иоанна хозевита, еп. Кесарийского; блаж. Исихия хоривита. 4 . Сщмуч. Иерофея, еп. Афирского; обретение честных мощей свв. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского; прмч. Петра Капитолийского; мц. Домнины и двух дщерей ее: Виринеи и Проскудии; мч. Давикта и дщери его Каллисфении; прпп.: Аммона и Павла препростого; мчч.: Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона. Свв. Гурий († 1563 г.) и Варсонофий († 1576 г.) считали столь необходимым присутствовать за богослужением в храме Божием, что в старости, будучи не в состоянии ни ходить в храм, ни стоять на ногах, просили учеников своих свезти или снести их в храм и там сидя или лежа слушали божественную службу. Пусть наши сектанты убедятся, как древнерусские предки наши, св. угодники Божии, почитали храм Божий и дорожили церковным богослужением. 5 . Мц. Харитины, свтт.: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митр. Москов. и всея России чудотв.: сщмч. Дионисия, еп. Александрийского, прпп.: Дамиана Печерского, Иеремии прозорливого Печерского и Матфея, прозорливого. 6 . Ап. Фомы. 7 . Мчч.: Сергия и Вакха, Юлиана пресвитера и Кесария диакона, Полихрония, Пелагеи Тарсийской; прп. Сергия Печерского послушливого. 8 . Прп. Пелагеи, св. Пелагеи, девицы Антиохийской; св. Таисии. 9 . Св. ап. Иакова Алфеева, прп. Андроника и жены его Афанасии; прп. Петра Галатийского; свв. прав. Авраама праотца и Лота племянника его; мчч.: Еввентия и Максима; св. Поплии исповедницы. 10 . Мчч.: Евлампия и Евлампии, Феотекна; прпп.: Феофила исповедника и Вассиана. Мч. Евлампий во время своих мучений окрестил 200 воинов, уверовавших во Христа, покропив их водою из котла, в который был ввержен. Еще новое свидетельство, что окропительное или поливательное крещение, в случае крайней нужды, дозволительно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

По сторонам композиции в углах арки - ангелы, на прилегающих участках стены - к востоку в нише - поясное изображение Богоматери типа «Воплощение» (Платитера), над Ней - фигуры святых Дионисия Ареопагита, Василия Амасийского и Иерофея Афинского; к западу в нише - полуфигура св. Иоанна Предтечи в облике ангела пустыни, со свитком и с главой в чаше, над ним - сщмч. Игнатий Богоносец, свт. Сильвестр Римский и сщмч. Киприан Антиохийский. На гранях столпов по сторонам ниши представлены ктиторы мон-ря: к востоку - св. имп. Пульхерия в короне, со скипетром в правой руке и 4-конечным «корсунским» крестом в левой, на ней городчатый венец на непокрытых волосах, плащ и платье; к западу - прп. Павел Ксиропотамский с моделью кафоликона в руках. По сторонам входа в рост представлены прп. Антоний Великий и св. воин (имя утрачено) в античном шлеме, в доспехах, с копьем в левой руке и опущенным мечом в правой, щит - за спиной. На территории К. располагаются также парекклисионы, помещения к-рых могут быть выделены куполом (в юж. углу вост. крыла - храм с престолами во имя вмч. Георгия Победоносца (верхний) и прп. Феодосия Великого (нижний), в юж. крыле близ входа в обитель - ц. Воздвижения Честного Креста) или не иметь купола (храм с престолами во имя св. Апостолов (верхний) и вмч. Димитрия Солунского (нижний) в сев. углу вост. крыла близ пекарни и общих кладовых, а также церковь в юж. крыле ближе к зап. углу ограды с престолами в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (верхний) и во имя св. Иоанна Предтечи (нижний)). Роспись парекклисиона вмч. Георгия была выполнена в 2003 г.; в традициях средневек. искусства в зените купола размещен образ Христа Пантократора, в простенках барабана изображены апостолы, иконографические изводы Петра и Павла восходят к новгородской иконописи XVI в. К юго-востоку от К. находится кладбищенский храм Всех святых (1769). Это небольшое однокупольное бесстолпное сооружение с небольшим нартексом; к северу от него располагается ц. во имя вмч. Артемия. Акведук (1876) к северу от монастырских стен снабжает К.

http://pravenc.ru/text/2462155.html

1 мая – нового прмч.Акакия. 4 мая – прп.Никифора. 11 мая – прп. Никодима, архиеп.Сербского. 13 мая – прп. Иоанна Иверского. Прп. Евфимия нового (Иверского). Прп.Георгия Иверского. Прп. Гавриила Иверского. 21 мая – прмч. Пахомия. 28 мая – прп. Иоанникия, архиеп.Сербского. 2 июня – новомуч. Константина. 11 июня - Память неизвестного по имени инока, удостоившегося явления Архангела Гавриила. 12 июня – прп. Петра. Прп. Арсения Коневского. 14 июня – прп.Нифонта. 15 июня – свт. Ефрема, патриарха Сербского. 18 июня – прп.Леонтия Прозорливого. 20 июня – свт. Каллиста I-ro патриарха Константинопольского. 25 июня – прп.Дионисия, ктитора обители в честь Крестителя Иоанна, что на святой Горе Афонской. Прмч. Прокопия. Первая неделя по неделе всех святых - прп. Феолипта, епископа Филадельфийского. 5 июля – прп.Афанасия. Прмч.Киприана Нового. 8 июля – прп. Феофила Мироточивого. 10 июля – прп. Антония Печерского. 11 июля – прп.Никодима. Прмч.Никодима. Прмч.Нектария. 28 июля – прп. Павла Ксиропотамского. 4 августа – сщмч. Космы равноапостольного. 7 августа – прп. Дометия Филофеевского. 11 августа – прп. Нифонта II-ro патриарха Константинопольского. 15 августа – прп.Грасима нового Ватопедского (НОТАРАС). 19 августа – прп.Феофана. 30 августа - Общая память святых сербских святителей и учителей. 13 сентября – прп.Иерофея. 14 сентября – прмч.Макария. 16 сентября – прп.Киприана, митроп. Киевского и всея России. 20 сентября – прмч. Иллариона. 22 сентября – прп.Космы, отшельника Зографского. Память двадцати шести святых прмчч. Зографских. 1 октября – прп. Иоанна Кукузеля. Прп. Григория, доместика Великой церкви. 2 октября – мч.Георгия. 5 октября - Обретение святых мощей прп.Евдокима Ватопедского. 6 октября – прмч.Макария Нового. 7 октября – прп.Сергия Вологодского, или Нуромского. 11 октября - двадцати шести святых прмчч. Зографских – игумена Фомы и с ним 21 инока и 4 мирян. 14 октября – прп.Евфимия, Нового Фессалоникийского. 20 октября – прп.Герасима Нового. Нового прмч.Игнатия. 21 октября – прп.Филофея.

http://pravicon.com/info-1865

2011 г.]//ЖМП. 2011. 3. Спец. вып. С. 9-38; Красный террор в годы Гражданской войны: По мат-лам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков/Сост.: Ю. Г. Фельштинский, Г. И. Чернявский. М., 20133; Иноземцева З. П. Искусство ставить вопросы: Архивно-следственные док-ты в агиогр. исслед: Проблемы и решения//ЖМП. 2014. 4. С. 46-51. Э. П. Р. Н. в грузинской традиции В Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) новомучениками (груз. ) называют представителей духовенства и правосл. христиан, пострадавших во время гонений на Церковь в XX в. К ним относят священномучеников митр. Кутаисско-Гаенатского Назария (Лежаву), Германа Джаджанидзе, Иерофея Николадзе, Симеона Мчедлидзе, Виссариона Кухианидзе († 1924; общая пам. груз. 14 авг.), а также католикоса-патриарха всей Грузии Кириона III (II) (Садзаглишвили; † 1918; пам. груз. 27 июня), католикоса-патриарха всей Грузии исп. Амвросия (Хелаю ; † 1927; пам. груз. 16 марта), замученного в концлагере Освенцим сщмч. Григория (Перадзе; † 1942; пам. груз. и польск. 23 нояб.) и др. По инициативе Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) на расширенном заседании Синода ГПЦ (17-18 сент. 1995) постановили отмечать 14 авг., вместе с митр. Назарием (Лежавой) и пострадавшими с ним, память «всех православных христиан, убитых неверующими за Церковь и нацию в Грузии», и называть их «новомучениками». В Календарь ГПЦ память груз. Н. внесена с формулировкой: «Всех новомучеников, пострадавших от неверующих во время тоталитарного режима († XX)» ( , († XX)). П. Ц. К. Н. в сербской и болгарской традициях В период османского завоевания слав. земель Балканского п-ова многие сербские и болгарские христиане погибли, защищая свое отечество и веру, и вслед за греч. традицией стали почитаться как «новомученики». Однако имена большинства из них остались неизвестны либо сохранились лишь в устных преданиях. Когда завоевательная фаза сменилась периодом исламизации балканских славян, нередко насильственной, местное новомученичество приобрело характер не военной защиты отечества от врагов, а открытого исповедания христианства перед неверными.

http://pravenc.ru/text/2577845.html

В последние годы вышел ряд теоретических и практических книг, написанных совр. иконописцами. Свящ. Стаматис (Склирис) (род. в 1946; автор росписи ц. прор. Илии Кастелас в Пирее, ц. вмч. Георгия в Стемнице и др.) написал соч. «В зеркале: иконологические исследования» (Афины, 1992), И. Х. Вранос - автор книг «Теория иконописи» и «Техника иконописи» (Фессалоника, 1992, 2001), К. Ксенопулос (род. в 1959; выполнил копии фресок Панселина для выставки в Фессалонике в 2004) опубликовал «Труд и учение: техника иконописи» (1996), «Достоинство кисти» (2000). Интерес к возрождению техники визант. мозаики связан с научно-реставрационными работами, проводимыми на визант. памятниках. Э. Воила-Ласкари (1908-1989), участвовавшая в реставрации мозаик Осиос Лукас (1938-1939) и Неа-Мони (1950), первой предприняла попытку воссоздания классической визант. мозаики. Ее работы украсили храмы: Капникарея, Большая Митрополия, Живоносного Источника и свт. Николая на ул. Патисион в Афинах, в мон-ре св. Иерофея близ Мегары. Др. мозаичист, С. Ксенопулос, выполнил мозаики в ц. сщмч. Дионисия Ареопагита на ул. Скуфа в Афинах (30-е гг. XX в.). Я. Колефас (1927-1986) начал эксперименты в области мозаики как реставратор (мозаики ротонды вмч. Георгия, Св. Софии в Фессалонике, ц. Порта Панагия близ Трикалы, Неа-Мони, Осиос Лукас, Дафни) и впосл. украсил мн. храмы (св. Иоанна на ул. Вулиагменис, св. Антипы в р-не Гуди, Успения Богородицы в р-не Палео-Фалиро, собор равноап. Константина и Елены в Глифаде - все на территории Б. Афин, собор мон-ря Живоносного Источника в Клисуре в номе Этолия и Акарнания, Св. Софии в Лондоне, церковь в Калаврите и др.). Совр. мастеру В. Цоцонису принадлежат мозаики кафоликона мон-ря св. Ирины Хрисоваланту в Ликовриси в Аттике (1985-1989), «Положение во гроб» в храме Гроба Господня в Иерусалиме (1987), а также фрески кафоликона мон-ря св. Стефана в Метеорах (1991-1993). С 2000 г. под рук. А. Милкудиса создается мозаичная декорация ц. Пресв. Богородицы Сумела , имеющая задачей представить в ней копии лучших образцов визант. монументальной живописи.

http://pravenc.ru/text/166461.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010