Письмо вице-канцлера графа К.В. Нессельроде к поверенному в делах при Порте Оттоманской В.П. Титову 88. Рассказ схимонаха Саввы о жизни русской колонии в Иерусалиме. (Чума 1838 года) Из дневника архимандрита Порфирия (Успенского) 89. Русские монахини в Иерусалиме. Из дневника архимандрита Порфирия (Успенского) 90. Из письма генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву Русские дипломаты и Греко-Армянский кризис в Иерусалиме (1835–1837) 91. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия на имя посланника в Константинополе А.П. Бутенева 92. Об участии секретаря посольства в Константинополе графа А.И. Медема в разрешении конфликта в Вифлееме. Выписка из донесения Досифея, митрополита Назаретского, и Кирилла, архиепископа Лиддского, Афанасию, патриарху Иерусалимскому 93. Послание Синода Иерусалимской церкви к посланнику в Константинополе А.П. Бутеневу 94. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия на имя Филарета, митрополита Московского 95. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия на имя императора Николая I 96. Письмо архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву 97. Донесение митрополита Московского Филарета в Св. Синод 98. Предложение обер-прокурора графа Н.А. Протасова Св. Синоду 99. Предложение обер-прокурора графа Н.А. Протасова Св. Синоду 100. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву 101. Предложение обер-прокурора графа Н.А. Протасова Св. Синоду 102. Письмо архиепископа Фаворского Иерофея к А.П. Муравьеву 103. Предложение обер-прокурора графа Н.А. Протасова Св. Синоду 104. Рапорт митрополита Московского Филарета Св. Синоду 105. Письмо архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву Генеральный консул в Бейруте К.М. Базили (1839–1853) 106. Указ императора Николая I вице-канцлеру графу К.В. Нессельроде 107. Отношение министра народного просвещения графа С.А. Уварова к губернскому секретарю К.М. Базили 108. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву 109. О назначении консула в Яффу и о сыне коллежского асессора Мостраса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

5 «Прибавление к Астраханским Губернским Ведомостям» за 28 февраля 1842 г., 9, стр. 39. «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1899 г. 13, стр. 644–645. В «Воспоминаниях» о. Иерофея сообщается (л. 36 обор.), что перевёз Смарагда через Волгу на одноколке вице-губернатор Ив. Феод. Гежелинский, известный и дружественный ему ещё с Полоцких времён (ср. у И.С. Жирковича в «Русской Старине» 1890 г., т. LXVII, сентябрь, стр. 668–674), как витебский вице-губернатор (в 1837–38 гг.). Мы знаем, что в 1844 г. было опасно переправляться через Волгу у Астрахани уже в январе месяце (см. книгу: Иван Сергеевич Аксаков в его письмах, ч. I, т. 1, Москва 1888, стр. 63). 6 «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1899 г. 13, стр. 645 и 649. «Воспоминания» о. Иерофея на л. 37: «Владыка подъехал к величественнейшему Астраханскому Кафедральному Собору; вступил в этот великолепнейший храм; пал пред святым престолом и долго лежал, плакал и благодарил Бога, что Он сподобил его зреть Астрахань не как отдалённую Азиатскую пустыню, а как святой град Божий. Встал, с благоговением приложился к святому престолу, благословил бесчисленный сонм новых усердных чад своей Паствы и успокоился». 8 См. письма м. Филарета к Смарагду в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» 1870 г., кн. XII, стр. 43... 9 См. «Церковно-Общественный Вестник» VI (1879 г.), 46, стр. 6 б, а равно в «Воспоминаниях» о. Иерофея на л. 111 и обор. 10 Астраханские Епархиальные Ведомости» 1899 г. 13, стр. 646 – согласно «Воспоминаниях» о. Иерофея на л. 38. 12 Архиеп. Вассиан, Описание Астраханского Спаса-Преображенского монастыря (Астрахань 1893), стр. 75, и в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1893 г. 22, стр. 631–632, а также ibid. 1904 г. 2, стр. 64 (в перепечатанном некрологе В.И. Аскоченского «Преосвященный Аполлинарий, Епископ Чигиринский, Викарий Киевской Митрополии»). 16 См., напр., в Архиве Астраханской Дух. Консистории 38.339 (8 октября – 16 декабря 1842 г.) о подтверждении причтам градских церквей, дабы был звон при поездке Его Высокопреосвященства в церкви для служения литургий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Совершенно оригинальный стиль и живой полновесный язык Жития являются настоящим сюрпризом. Язык кафаревуса как нельзя лучше подходит для того, чтобы передать дух древних отцов: полнота и многозначность многих слов этого, можно сказать, древнего языка стали уже восприниматься как технические термины аскетики. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что Житие Иерофея Дидаскала стилистически очень похоже на Житие прп. Симеона Нового Богослова, которое было написано на древнегреческом языке. Действительно, целые лексические конструкции заимствованы из древнегреческого текста совершенно без изменения. Более того, существует научное исследование (на новогреческом языке), в котором собраны параллельные места обоих текстов: жития прп. Симеона и жития старца Иерофея. Не вызывает сомнения, что оба ученика Иерофея стилизовались под византийский агиографический канон. Но как им удалось передать внутреннее горение?! – Этот вопрос вы постоянно будете задавать себе читая текст… Много сил исследованию текста Жития отдали известнейшие греческие подвижники и ученые Филофей Зервакос и Александр Мораитидис. Уже по одним этим именам тот, кто понимает, может догадаться, что мы вторгаемся в святилище греческой Библиотеки Исихазма. О том, чего мы не ожидаем встретить в Житии… Когда мы погружаемся в текст Жития, перед нами открывается внутренняя жизнь удивительных людей. Иерофей Дидаскал был духовником прп. Никодима Святогорца. Долгое время они искали встречи с прп. Паисием Величковским, вероятно, это встреча произошла, если не в жизни, то в Духе. Духовные параллели приведут нас к прп. Симеону Новому Богослову. Неожиданно мы окунаемся в реальную жизнь таких величайших святых, о которых мало что известно. Сам Господь скрыл их от человеческой славы. Духовная борьба, монашеские ошибки и победы, предстают перед нашим мысленным взором с такой обезоруживающей откровенностью, что невозможно читать без изумления. Душевные борения представлены в такой наготе, что приходится «затаить дыхание» перед откровением внутренней жизни чужой души - тайной, обращенной прямо к сердцу. Сразу становится очевидным, насколько эти люди были необычны, исключительны, многогранны…

http://isihazm.ru/1/?id=173

Никакого такого " свидетельства " у св. Афанасия нет. А уж за совет увидеть в чаше грудь Марии можно сразу отправлять к психиатру. Два вопроса к патриархии: 1. Что еще должен брякнуть ваш ставленник, чтобы даже вы признали его напыщенным дураком? 2. Что вы собираетесь делать с вашими придурками? ...Хотя, кого я спрашиваю? Вот владыка моспатриархии с лейблом " Бог " на нем самом: [далее следует фотография Святейшего Патриарха в облачении, в узоры которого вплетено слово «Бгъ»] … Вот он - белгородско-валуйский боженька в " воплощенной " мантии: [далее следует фотография епископа Валуйского Саввы] Епископ Валуйский Савва сообщает, что критикуемый протод. А. Кураевым текст является цитатой из книги митрополита Иерофея (Влахоса) «Господские праздники», которую сам протод. А. Кураев цитировал в качестве авторитетного источника в другой своей публикации http://diak-kuraev.livejournal.com/126755.html. Епископ Валуйский Савва полагает, что публикация протод. А. Кураева от 8 января 2020 года подпадает под правило Ап. 55 «Аще кто из клира досадит епископу, да будет извержен». Из публикации протод. А. Кураева от 8 января 2020 года следует, что он адресует епископу Валуйскому Савве следующие характеристики: «напыщенный дурак», «придурок», а также обвиняет его в кощунстве. Сопоставление текста (см. табл. 1) из Рождественского послания епископа Валуйского Саввы и цитаты из книги митрополита Иерофея (Влахоса) выявляет, что епископ Савва использовал парафраз из текста митрополита Иерофея. Несмотря на то, что текст епископа Саввы несколько изменяет смысл текста митрополита Иерофея, текст епископа Саввы кощунства в себе не содержит. Таким образом высказывания протод. А. Кураева в адрес епископа Валуйского Саввы могут рассматриваться как оскорбительные и клеветнические. Табл. 1 Епископ Валуйский Савва Храм, по свидетельству святителя Афанасия Великого, в этот миг уподобляется пещере, жертвенник — яслям, Господь — архиерею, священники — Иосифу и ангелам, клирики — волхвам, диаконы — пастухам, престол — Пресвятой Богородице, чаша — грудь Приснодевы, питающей Богомладенца, архиерейская мантия — воплощению, рипиды — Херувимам, дискос — Духу Святому, покровцы и воздух — Богу Отцу, все и вся покрывающему своей силой и мощью.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/06/reshen...

Такая точка зрения сильно упрощает ситуацию и вызывает недоверие просто потому, что среди афонских исихастов много святых, прославленных Церковью, а буквальное следование канонам обычно приводит не к святости, а к зилотизму. Не стыкуются самые простые и очевидные вещи. Замкнутость на каноны омертвляет, а перед нами люди, которые вызвали духовное обновление Элладской Церкви, продолжающееся уже несколько веков. Предание афонских исихастов является сокровищницей Афонского благочестия . Деятельность афонских исихастов ученым хотелось бы свести к литургическим спорам о древнем Предании, приведшим к столкновению двух подходов: икономии и акривии. Тем не менее, трудно себе представить афонского отшельника, который только тем и занимается, что спорит о канонах. Ап. Павел не всуе написал: «(1Кор.11:16) А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая…» Конечно, афонские исихасты защищались от клеветы и нападок, но это отнюдь не составляло сущность их движения обновления духовной жизни. Деятельность афонских исихастов заключалась совсем не в литургических дискуссиях, а в поиске Живого Предания. Иногда оно еще называется Афонским Преданием или Исихазмом. Житие Иерофея Дидаскала как часть Предания Одной из частей этого Предания стало житие Старца Иерофея, который до сих пор почитается на Афоне через живое преемство своих «духовных внуков». Два ближайших ученика Иерофея Дидаскала, Евфимий и Филофей, в начале девятнадцатого века написали свои воспоминания о Старце. Списки Жития сохранились в двух кодексах: Кодекс Монастыря Ланговарда, находящегося на о Парос, и Кодекс Монстыря Пророка Илии, расположенного на о. Идра. Список, который находится в Монастыре Пророка Илии, лучше всего сохранился и содержит большую часть исторической информации. Второй кодекс, Монастыря Ланговарда, хранился не в библиотеке, а в кельях монахов-ктиторов. Несмотря на это, он также в хорошей сохранности, хотя и с небольшими изъянами. Итак, существуют две рукописи. Текст, с которого мы переводили – это критическое издание, соединяющее в себе оба Кодекса.

http://isihazm.ru/1/?id=173

165 Гумилевский, сначала епископ (с 6 ноября 1848 г.), потом (с 7 апреля 1857 г.) архиепископ Харьковский, затем (с 2 мая 1859 г.) Черниговский, † 9 августа 1866 г. 166 Обер-Прокурор Св. Синода (с 25 июня 1836 г.) граф Николай Алексеевич Протасов († 16 января 1855 г.) 168 Выдержка из этого письма приводится в «Воспоминаниях» о. Иерофея (л. 64 об. Киев. ред. и л. 64 об. – 65 Ряз. ред.), который поясняет, что Смарагд тут «извещает о прибытии (в СПб) из бывшей тогда в его (Иерофея) ведения Мценской Обители за милостынею и для рукоположения Иеродиакона Авксентия в Иеромонаха». – См. о нём и письмо 42. 169 Ботягин – кафедральный протоиерей и первенствующий член Орловской Дух. Консистории. См. письма 33, 36, 38 и 40. 170 См. письмо 21. Кафедральный собор был выделен из градского благочиния, и к нему назначен благочинным ректор Семинарии о. Митрофан. 173 Разумеется выписка из письма м. Филарета в С.-Петербург от 29 октября 1853 г. (см. Письма м. Филарета к Наместнику Антонию III, Москва 1883, стр. 230), которое с удовольствием слушала Цесаревна Мария Александровна (ibid. III, стр. 232), а самая выписка «О стологадании» напечатана отдельно в количестве 1.200 экземпляров (ibid. III, стр. 240) и в «Прибавлениях к Творениям св. отцев» ч. XII (1853 г.) стр. 641–646. 174 Краткая выдержка из сего письма о преосвящ. Агапите приводится в «Воспоминаниях» о. Иерофея (л. 54 об. Киев. ред. и л. 53 об. Ряз. ред.). 178 Выдержки сего письма взяты из «Воспоминаний» о. Иерофея (л. 66 об. – 67 Киев. ред. и л. 67 Ряз. ред.). 179 Она освободилась после преосвящ. Афанасия (Соколова), который 24 декабря 1853 г. был назначен архиепископом Иркутским, потом был Казанским (3 ноября 1856 г. – 9 ноября 1866 г.) и скончался 1 января 1868 г. 180 Казанской Духовной Академии Ректора гг.] Архимандрита Парфения [Попова], который и возведён в сан епископа Томского [о. Иерофей] – 14 марта 1854 г., а скончался архиеп. Иркутским 31 марта 1863 года [Н. Г]. См. и письмо 49. 184 О.·Иерофей назначен был 18 октября 1853 г. членом Орловской Духовной Консистории, но – очевидно – временным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Затем, снова подняв крышку, он начал целовать крест, а сосуд тотчас же опрокинулся, и вода стала выливаться на землю. Увидев же, как опустошается сосуд, он с улыбкой сказал: «Клянусь юродивым Иерофеем, о злой бес, я не подниму его, пока не приложусь к моему кресту — ведь я знаю, что ради этого ты и устроил такое зрелище!» Когда же сосуд совсем опустел, Иерофей поднял его, поспешил к блаженному отцу и рассказал обо всем происшедшем. А святой, зная усердие Иерофея и зная, что он все делал для того, чтобы навлечь на себя бесчестие, и желая жаждущему венцов предоставить таковые, приказал поступить с ним следующим образом. Так как в этот день случилось насельникам грузить на монастырских мулов множество пустых сосудов, то Симеон приказал поместить на них Иерофея и так везти до Ксиролофа, а влекущему его говорить: «Если кто–либо повредится умом, то вот какой триумф его ожидает!» Так и сделали: посадили Иерофея поверх груза, погонщик мулов стал громко возглашать то, что было ему приказано, а дивный Иерофей вторил ему, проливая вместе со словами потоки слез. 57. Чтобы кто–нибудь не подумал, что этот человек по причине плохого обхождения с ним навлек на себя ненависть некоторых учеников Симеона, я коротко расскажу другой случай с Иерофеем, который свидетельствует о его доверии к блаженному мужу. Однажды блаженный послал Иерофея навестить упомянутого патрикия. Увидев друга, патрикий весьма обрадовался и, угостив его, дал ему кошелек с золотом. Тот сначала не хотел брать кошелек, ибо не имел в нем нужды тот, кто никогда ничего не имел, кроме власяницы. Но так как патрикий стал заклинать и принуждать его, он все же взял кошелек и, сняв покров с головы, положил туда деньги. Держа деньги в протянутой руке, он в таком положении побежал прочь; достигнув монастыря, он увидел блаженного и вывалил кошелек с золотом ему в руки. Такое доверие и несокрушимую любовь к святому имели и этот славный ученик его и прочие — все, для которых бегство из мира было неложным, даже если подвергал их учитель многоразличным испытаниям через то, что казалось тягостным и искусительным, дабы никто не оказался порочным и упрямым, сбившимся с пути ребенком и из–за своей порочности не стал ненавистным отцу В таковой любви к Богу преуспел, среди прочих учеников Симеона, и Иерофей, что, если ему случалось когда–либо читать книгу, то, сколько бы раз ни было написано «Бог», или «Христос», или «Иисус», он прикладывал к этому божественному наименованию свой правый глаз, затем другой, и плакал до тех пор, пока книга и грудь его не увлажнялись слезами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Между тем, получил я грамату Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Афанасия, в которой он изъявляет признательность к милости благочестивейшего государя императора и Святейшего Синода; поставляет со мною в общение архиепископа Иерофея, приглашает меня способствовать сбору подаяний для Святого Гроба и представляет мне иеромонаха Нектария, которого он произвел в игумена для управления Иерусалимским в Москве подворьем. О сем долгом поставил я довести до сведения Святейшего Синода. Материалы к истории Иерусалимской Патриархии. С. 318. 41. Речь архиепископа Фаворского Иерофея на заседании Св. Синода С.-Петербург 20 декабря 1833 г. Пер. с греч. Копия В Журнале Святейшего Правительствующего Синода 1833 декабря 20 дня записано: В полдень доложено было Святейшему Синоду о прибытии Фаворского архиепископа Иерофея, присланного от Иерусалимского Патриарха Афанасия. Старшие члены Синода: Новгородский и С.-Петербургский митрополит Серафим, Московский митрополит Филарет, митрополит Иона и Тверской архиепископ Григорий для принятия его облеклись в мантии, и г. синодальный обер-прокурор выступил из присутствия для приглашения прибывшего. Архиепископ Иерофей, облеченный также в мантию, приняв приглашение, вступил за г. обер-прокурором в сопровождении прибывшего с ним афонского архимандрита в присутственную камеру, сделав Святейшему Синоду подобающее поклонение. Архиепископ Иерофей произнес на греческом языке следующую речь: «Всечестнейший и богоизбранный Предстоятель, и весь святый, и Богом собранный лик Святейшего Синода Российской Православной Церкви! Божественного Промысла неисследимые советы исполняются поистине ныне, когда я, с крайнею боязнию и благоговением приемля дерзновение пред сим Богоизбранным Собором, – я, бедный служитель Всесвятого Гроба Спасителя мира Иисуса, приношу духовные упования и вечные благожелания престарелого и честнейшего Иерарха Святого Сиона Вашему Богом собранному и освященному Синоду! Богоизбранные пастыри Российской Православной Церкви! Наконец, Всеблагий в сии последние времена благоволил вдохнуть в сердце благочестивейшего и миролюбивейшего Самодержца Всероссийского толикую почтительность и рачение о сохранении и безопасности Святого Града Иерусалима, что его царское человеколюбие, споспешествуемое Вашею святою ревностию и благородным содействием, непререкаемо оставит бессмертный памятник человеколюбия россиян в прекрасной истории бессмертной благотворительности; и – Всесвятый и Живоприемный Гроб Спасителя нашего Иисуса Христа свидетельствует, что сей памятник уже воздвигнут!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

На деньги, присланные из России и полученные из других источников, Иерофей возобновил грозившие падением патриаршие церкви – св. Николая в Александрии и Богородицы в Каире, перестроил здания патриархии в этих городах, восстановил монастыри св. Георгия и св. Саввы и при них устроил гостиницы, открыл греческо-арабское училище в Каире, назначенное для приготовления священнослужителей, возобновил принадлежавшие патриархии монастыри – Златарь в Бухаресте и св. Илии Ханку в Яссах, выкупал из турецкого рабства греческих пленников, захваченных во время греческого восстания и последовавшей затем войны с турками и возвращал их на родину. Вообще, патриарх Иерофей был деятельный и опытный святитель и оказал александрийской церкви большие услуги. Он скончался в каирском монастыре св. Георгия, а погребён в патриаршем храме св. Николая, близ могилы великого александрийского святителя св. Иоанна Милостивого. Иерофей I пред смертью назначил своим преемником архимандрита и главного эпитропа патриархии Иерофея, бывшего своего сотрудника. Но константинопольская церковь , пользуясь прежним своим правом назначать патриархов и на александрийскую кафедру, избрала преемником Иерофея I кенстентилийского митрополита Артемия. Однако александрийский клир и народ недружелюбно отнеслись к Артемию, ввиду туземного кандидата, не признавали его законным патриархом и восстановили против него египетского хедива Мехмеда-Али. При таких условиях Артемий должен был отказаться от престола, который номинально занимал около двух лет (1845–1847 гг.). Когда Артемий отказался от престола, клир и народ александрийской церкви избрали на патриаршую кафедру Иерофея II (1847–1857 гг.), человека образованного и добродетельного. Он оказал александрийской церкви большие услуги: заместил достойными кандидатами вдовствовавшие епископские кафедры в Египте, назначил на должность иерокирикса известного греческого церковного оратора Никифора Гликаса, впоследствии митрополита мефимнского, распорядился привести в порядок патриаршую библиотеку в Каире, открыл женское училище в Александрии, благоустроил православную общину в Каире и обеспечил её недвижимым имуществом, содействовал устройству в Александрии храма Благовещения, Тосицкой школы (τς Τοσιτσαας σχολς), эллинской больницы и кладбища и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Только Иеремия принял следующую предосторожность: он отлучил (?!) Митрофана, чтобы никто не мог иметь с ним общения (!!). «Итак, - прибавляет баснописец, - многие годы Митрофан держался уединенно, избегая общения, пока не умер Иеремия». И, однако, выше автор говорил, что Митрофан литургисал. Читая сказание Иерофея о Митрофане, невольно припоминаешь изречение: не любо - не слушай. Этот-то самый Митрофан впоследствии был патриархом. Описывая же патриаршествование Митрофана, Иерофей между прочим говорит, что патриархия, т. е. монастырь Всеблаженной, при нем совсем запустел, так что в нем человеку нельзя было найти и крошки еды. Ничему такому мы совершенно не верим. Столь же много невероятного и невозможного рассказывает Иерофей и о другом современном ему патриархе, Феолипте II. Феолипт был племянником Митрофана и оказался сиротой. Тогда дядя-патриарх посвятил его на первый день в диаконы, во второй день в священники, и наконец (на третий день?) сделал его архиереем Филиппопольским. Поспешность невероятная, потому что она ничем не вызвана. А вот повесть Иерофея о том, как Феолипт сделался патриархом. Была ночь. Собрал Феолипт в Константинополе толпу каких-то мирян, одел их в монашеские и священнические одежды и сказал им: «Вот вы теперь стали митрополитами» (!!!), и повел эту орду к султану. Затем он говорил султану, что пришли все священники Галаты и Стамбула, а с ними и митрополиты и хотят, чтобы патриархом был сделан митрополит Филиппопольский (т. е. сам Феолипт), при этом, конечно, была вручена почтенная сумма для владыки мусульманской империи. И вот Феолипт патриарх. Такие приключения, как мы не сомневаемся, возможны только на подмостках театра в какой-нибудь комедии. О третьем патриархе, своем же современнике Пахомии II, тот же Иерофей рассказывает следующее. Иеромонах по имени Пахомий при содействии турок захотел стать архиереем Терновским, но последовала неудача. Мало того, Иеремия, тогдашний патриарх, изгнал его из Кесарии. Читатель совершенно не поймет, какая связь между этими фактами; но это и не удивительно: в этих словах Иерофея биография Пахомия, неизвестно для какой цели, извращена до последней возможности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010