Между тем 16 декабря 1844 года, когда архимандрит Порфирий писал свой проект устройства русского монастыря в Иерусалиме, умер в Константинополе девяностолетний Иерусалимский патриарх Афанасий, и Порфирию пришлось быть свидетелем той соблазнительной борьбы, какая произошла теперь в Константинополе при выборе нового Иерусалимского патриарха. По древнему обычаю, Иерусалимские патриархи сами, еще при своей жизни, избирали себе преемников, которые без всяких споров и заступали их место. Так поступил и патриарх Афанасий, назначивший своим преемником Иерофея, архиепископа Фаворского, когда он находился в России для сбора милостыни, о чем был в то время извещен и наш Святейший Синод. По возвращении из России архиепископ Иерофей проживал в Константинополе вместе с патриархом Афанасием как его будущий преемник на патриаршей Иерусалимской кафедре. Однако ему не суждено было сделаться патриархом Иерусалимским благодаря интригам, которые возбудил против него константинопольский Синод, преследовавший в этом деле своекорыстные цели. Архимандрит Порфирий еще 25 сентября 1843 года, находясь в Константинополе, отметил в своем дневнике: «Есть партия между фанариотами, которая усиливается совершенно подчинить Иерусалимский престол Вселенскому, не любит архиепископа Фаворского Иерофея, назначенного преемником Афанасия, и затевает по смерти патриарха заменить его кем-либо другим». В письме к обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову из Константинополя от 14 октября 1843 года Порфирий писал: «В константинопольском Синоде посягают на совершенное подчинение независимого Иерусалимского престола (почти оплатившего свои долги) Константинопольской кафедре. Ожидают только смерти блаженнейшего владыки Афанасия, чтобы устранить от патриаршества преосвященного Иерофея, архиепископа Фаворского, которого тот заживо избрал себе преемником, и на место его назначить другого и, таким образом, по произволу, проискам и корысти часто сменять и поставлять патриархов на Иерусалимском престоле и пользоваться доходами его». В то же время Порфирий писал нашему послу в Константинополе Титову: «Преосвященный Иерофей говорил об опасности, которая угрожает Иерусалимскому престолу, и присовокупил, что наипаче теперь нужны внимание и содействие России к тому, чтобы сей престол не был подчинен константинопольскому Синоду» 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Сделайте одолжение уведомить меня, находите ли приличным, чтобы я послал к министру финансов 241 большой перламутровый крест и несколько кусков мыла в знак благодарности, и не примете ли на себя труд таковой доставки, ибо я не имею чести познакомиться с ним лично, или не послать ли оное прямо к нему? ОР РГБ, ф. 188, картон 6, ед. хр. 7, л. 69. 59. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву 30 июля 1836 г. Подлинник Я не премину помянуть владыке Московскому об архимандрите Арсении 242 ; от него же, высокопреосвященного, обещаны мне и русские церковные книги. Но, о, дражайший, почему Вы огорчаетесь 243 словами чиновника Петра Львова 244 , когда письма и самые дела служат доказательством истины? Я жил с юных лет во Святом Граде Иерусалиме и находился в течение многих годов при преосвященном владыке Петры 245 и с грамматиком 246 . Я им и сын, и брат во Христе. Я знаю лучше их сердце, нежели г. Петр, и потому скорее можете верить мне, нежели ему, пробывшему в Иерусалиме весьма малое время. Мы, т. е. Его Святейшество, я и все, явно исповедуем, что Вы благодетель Святого Гроба; святая совесть Ваша конечно сочувствует и соисповедует это, почему же Вы спрашиваете других и им верите? Итак, прошу Вас не огорчаться в сем отношении. ОР РГБ, ф. 188, картон 6, ед. хр. 7, л. 81–81об. 60. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву 14 августа 1836 г. Подлинник Я получил позволение от Московского преосвященного на напечатание книг, о которых я Вас уведомлял, и теперь занимаюсь ими; просил также Патриарха написать об архимандрите Арсении 247 , и беру на себя расходы на отправление его в Константинополь из доходов, собираемых с домов здешнего подворья, откуда Патриарх отправит его в Святой Иерусалимский Град, где он может поселиться в обители св. Саввы, вместе с прочими отцами. ОР РГБ, ф. 188, картон 6, ед. хр. 7, л. 45. 61. Письмо архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву Москва 28 октября 1836 г. Подлинник Милостивый государь! Прошу Вас отдать включаемое у сего письмо Его Высокопреосвященству, нашему владыке Московскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Стоит упрека Комитет: но что же и ему делать, когда есть правило, обязывающее его это делать? Я думал бы, давно выбросить это нелепое правило из Устава Цензуры. Владыка почитал не много беседу Св. Григория Нисского , кажется на Богоявление в переводе, в Христианском Чтении: «Беседует сущий отец с своими детьми. Нет хвастовства, ни претензий: говорит отец с детьми. И обстановка поучительна: говорит с Архиерейского амвона, который среди церкви: народ вокруг него. Как будто говорит у нас в России, в наше время». Была речь о Св. Златоусте. Владыка не везде его хвалить: «Многоречив: растягивает речь; не глубоко смотрит; дозволяет пошлость; увлекается пользами до излишеств». Я не смел противоречить, но не был согласен. Напротив, Св. Златоуста я почитаю из учителей учителем; его взгляды – для меня закон. Думаю, что сего великого учителя обесчестили Русские переводчики, употребив язык пошлый, площадной (особенно в С. П. Б. Академии). Говорили о Католиках, о их Богословиях, о Богослужениях, о Таинствах, как понимают Католики. Владыка глубоко осуждал Католиков, особенно а) за лукавство, б) за примешивание своих личностей к таинствам Божиим, в) да земные виды и в Богослужении, г) за насилие совестям и тиранию над ними, д)за отчуждение от Вселенской Церкви, е) за ненависть против Православных. Подал перевод письма Греческого к Митрополиту Филарету Архиепископа Горы Фаворской Иерофея (Владыка мне это поручил.). Любовался Владыка произношением Греческой речи сего Преосвященного Иерофея в Синоде: «Приятнейшее произношение, величественное, сладостное, лучше всякой музыки». (Иерофей был в Синоде: говорил речь. Принес от Патриарха Иерусалимского Синоду в дар модель храма Воскресения Христова во Иерусалиме, что над Гробом Господним, модель обложена перламутром. Она поставлена была на столе присутствия в Синоде.) Письмо сего Иерофея ко Владыке не помню о чем. Его не сделали Патриархом Иерусалимским, по кончине Патриарха, по тому, как тогда говорили, что он был в России, и там заискал себе благоволение Царя, Вельмож и Синода! Будто это есть преступление!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Прп. Мария Магдалина не была блудницей, по мнению афонского старца-исихаста Иерофея Загорейского Житие Марии Магдалины Вниманию читателя предлагается публикация перевода жития святой равноапостольной Марии Магдалины (греч. еще не издан и остается в рукописи), принадлежащего перу афонского старца -исихаста Иерофея Загорейского (кон. XVIII — нач. XIX в.). Предлагаемое Житие представляет собой своеобразный сплав ранних источников и местных преданий (например, о просвещении мироносицей острова Закинф). Богословские его идеи — это идеи круга исихастов XIV-XVI веков: учение о Фаворском свете, о сущности Божества, о нетварности божественных энергий. - Афон Житие святой мироносицы равноапостольной Марии Магдалины. Возлюбленной ученицы, наперсницы и сотайнницы христовой, которое служит и энкомием этой святой. Блаженного старца Иерофея Загорянского Эпиграммы монаха Гликерия Спилеота. О добрый и достойный ученик мой Геласий! Я, смиренный старец твой, Иерофей, пишу тебе ныне, дабы рассеять твое сомнение (вернее, сомнение, ввеянное в твою боголюбивую и богоявляющую душу латиномудрствующими, зараженными древней язвою помраченных гностиков и ночеликих мессалиан, лишенных Луча постижения) относительно возлюбленной ученицы и служительницы Христа Бога нашего Марии Магдалины. Будто была она блудницей, похотливо подступившей к Богомужнему Сиянию, и была одержима сквернейшими и гнуснейшими нечистотами, о них же и калам отшельнический не смог бы писать, и сами чернила устыдились бы и окаменели, словно жена Лотова, обернувшаяся ко граду нечистых и сланых помышлений падшего естества. Ибо жене Лотовой уподобились ныне хулители чистейшего сосуда Небесного Царя, Христа. Ведь всякий понимающий божественную любовь (которую словно манну в пустыне, в ночи сего мира вкушала божественная Магдалина, и которую, словно нетленный мед Духа источало Само Божество ее Учителя) как человеческое влечение, томление, низменное разгорячение крови, а тем паче, как подчревную похоть, воистину безумен и духовно слеп! Разве не убоятся такие безумцы гнева ее Учителя, сказавшего: " Се, грядя скоро, и возмездие Мое со Мною " . Разумей в этих словах Господа возмездие таким людям за осмеяние Ее возлюбленной таинницы!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1572

30 АВГУСТА Общая память святых сербских святителей и Из числа сих святителей на святой Афонской Горе подвизались следующие архиепископы: Савва I-й, Савва II-й, Евстафий I-й, Никодим, Даниил, Иоанникий и патриарх Ефрем II-й. Отдельно память их совершается: Св. Саввы I-ro14 января Св. Саввы II-ro 8 февраля Св. Евстафия I-ro 4 января. Св. Никодима 11 мая. Св. Даниила 20 декабря. Св. Иоанникия 28 мая. Св. Ефрема II-ro 15 июня. 13 СЕНТЯБРЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Преподобный и богоносный отец наш Иерофей родился в 1686 году в Морее, в деревне Каламата, от родителей благочестивых и богатых: Дима и Асимины. На 8-м году Иерофея отдали в училище, где он при своем природном даровании и прилежании оказывал быстрые успехи в преподаваемых науках; в свободное же от учения время он не увлекался обычными детскими играми и забавами, но, как бы совершенный муж, избегал всего этого и, подобно трудолюбивой пчеле, упражнялся в изучении латинского и греческого языков, притом с наслаждением читал Священное Писание, которое служило ему как бы пищею, а Господь Бог, видя его благонравие и прилежание, ниспослал ему премудрость, преседящую престолу Его, так что он впоследствии в совершенстве изучил философские науки, латинский и греческий языки. Когда Иерофей достиг совершенного возраста, тогда родители пожелали сочетать его законным браком, для чего приискана была достойная невеста, но у Иерофея не было намерения сочетаться браком, а напротив, душа его горела желанием посвятить себя иноческой жизни; высказать же родителям свое намерение он не решился потому, что не хотел оскорбить их своим отказом; его доброе и целомудренное сердце страдало; он видел, с какой заботливостью родители старались доставить ему земное счастье. Итак, не находя в своем горе никакого исхода, он с молитвою обратился к сердцеведцу Богу, прося Его отклонить намерение родителей сочетать его браком, вместо же оного удостоить его иноческой пустынной жизни. Небесный Творец услышал молитву и, по премудрому Своему Промыслу, устроил спасение его таким образом: в то время, когда уже все было готово к браку, до которого оставалось не более двух недель, родители Иерофея скончались мирной христианской кончиною и отошли на вечный покой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2406...

Митрополита Иерофея Пентаполец узнал давно, по-видимому, еще в хиосский свой период. Будучи насельником обители Неа Мони, он посетил ее метох 205 на Паросе 206 , где в 1879–1884 годах находился сосланный в Лонговардский монастырь Иерофей Митропулос, тогда архимандрит. Сколь крепки были духовные узы, связавшие обоих подвижников, видно из того, что по отпевании митрополита Иерофея 8 мая 1903 года в кафедральном соборе Афин Нектарий Пентапольский, участвовавший в нем наряду с другими иерархами, оказался единственным архиереем, который сопроводил тело новопреставленного по железной дороге до самых Патр, где и возглавил панихиду. На день памяти митрополита Иерофея в следующий год он совершил заупокойную литургию в часовне Святой Параскевы 207 . С архимандритом Евсевием Матфопулосом святой Нектарий часто встречался в доме его брата в Патисии. Там же познакомился он и со слепой девицей Хрисанфой Стронгилу (будущей монахиней Ксенией) 208 . А с архимандритом Панаретом владыку связывала совместная работа не только в обществе «Анапласис», но и в Ризарионе, куда он пригласил его на некоторое время духовником. До того как митрополит Нектарий возложил на себя пастырское попечение об инокинях Эгины, период летних каникул в семинарии использовался им для духовных упражнений, писательских трудов, а когда представлялась возможность – для поездок по монастырям (что мы и увидим далее). И важнейшим из таких путешествий стало для него, разумеется, паломничество на Свяую Гору Афон. 200 Митрополит Анфим Апергис († 1901) родился в Фалатадосе, на острове Тинос. Хиротонисан в митрополита до 1882 г. Экзарх в Афинах по крайней мере с 1888 г. В свое время был выдвинут кандидатом на Иерусалимский патриарший престол. 201 Иоаким Специерис (1858–1943), родился на острове Кефаллиния в семье священника. В 1877 г. принял монашеский постриг на Святой Горе. В 1894–1897 гг. учился в Ризарийской Духовной семинарии и на богословском факультете Афинского университета. Был иерокириксом в разных епархиях и неоднократно представлялся к архиерейской хиротонии. В 1929 г. опубликовал жизнеописание Нектария Пентапольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

будущим, и с дозволением забрать в Братский из Гамалеевского тамошнюю разницу с приличными утварьми, мебелями, келейными лошадьми, экипажем и с прочим имуществом, исключая строений, на что все долг имею ожидать в резолюцию указа». Изложенное «доношение» наглядно свидетельствует нам, как близки и дороги были для митрополита Иерофея нужды Академии. Святейший Синод признал ходатайство митрополита весьма основательным и благовременным, считая и с своей стороны «приличным и нужным для пользы Киевской Академии и во отвращение издержек казенного интереса перенести штат Гамалеевского на Киево-Братский монастырь». 379 Но так как подобные перемещения штатов обычно происходили не иначе, как только с Высочайшего соизволения, то Святейшей Синод доложил (23 мая 1799 года) о ходатайстве митрополита Иерофея на благорассмотрение государя, присовокупив к нему и свое собственное мнение. По этому «мнению» Синод полагал: обратить Гамалеевский монастырь, по упразднении, в приходскую церковь , на содержание при которой священно-церковно-служителей восстановленный Братский монастырь должен был выделять из штатной суммы ежегодное жалованье, положенное на одного иеромонаха, иеродиакона и пономаря. Все состоящие при Гамалеевском монастыре угодья и строения (за исключением церквей и зданий, необходимых для жительства будущих священно-церковно-служителей) Синод предполагал возвратить в казну, для Братского же монастыря отвести все то, что даровано монастырям по Высочайшему указу 18 декабря 1797 года. Что касается, наконец, монашествующих, ризницы и прочей церковной утвари Гамалеевского монастыря, то Синод имел сделать о них от себя надлежащее распоряжение. Государь, живший в это время в Павловске, в 29-й день мая 1799 года соизволил начертать на «всеподданнейшем докладе» Синода: «быть по сему», и – Киево-Братский монастырь, спустя 13 лет после своего закрытия, был восстановлен в штате второго класса. Но исполнение Высочайшей воли сопряжено было для митрополита Иерофея с большими затруднениями. 22 июня получен был в Киеве указ Святейшего Синода, объявлявший восстановление Братского монастыря и повелевавший митрополиту, по сношении с Черниговским архиепископом Виктором, произвести «с желаемою точностью и пользою» перемещение из Гамалеевского монастыря как монашествующих, так и ризницы, церковной утвари и прочего монастырского имущества. 380

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 февраля. Письмо архиепископу Фаворскому Иерофею 12 : «Преосвященнейший Владыко, достопочтенный о Господе брат! Во исполнение указа Св. Синода долгом поставляю известить ваше Высокопреосвященство, что по грамоте блаженнейшаго Афанасия 13 , патриарха Иерусалимскаго, Государь Император всемилостивейше соизволил, чтобы вы прежде возвращения вашего в Константинополь прибыли в С.-Петербург для принесения Его Императорскому Величеству благодарения за Монаршия щедроты к Иерусалимской церкви и для принятия благословения Св. Синода на предлежащий путь. Надеюсь, что ваше Высокопреосвященство не замедлите исполнить сие и прибыть в Петербург ранее праздника Пасхи» (ДЧ. 1891. Ч. 1. 2. С. 315). Из воспоминаний епископа Никодима (Казанцева) 14 : «Подал перевод письма Греческаго к митрополиту Филарету Архиепископа Горы Фаворской Иерофея (Владыка мне это поручил). Любовался Владыка произношением Греческой речи сего Преосвященнаго Иерофея в Синоде: “Приятнейшее произношение, величественное, сладостное, лучше всякой музыки” (Иерофей был в Синоде: говорил речь. Принес от Патриарха Иерусалимскаго Синоду в дар модель храма Воскресения Христова во Иерусалиме, что над Гробом Господним, модель обложена перламутром. Она поставлена была на столе присутствия в Синоде). Письмо сего Иерофея ко Владыке не помню о чем. Его не сделали Патриархом Иерусалимским, по кончине Патриарха, по тому, как тогда говорили, что он был в России, и там заискал себе благоволение Царя, Вельмож и Синода! Будто это есть преступление! Кажется, он ныне Патриарх Антиохийский. В 1839 и 40 годах, когда он был в Петербурге, ему было, кажется, менее 40 лет» (Казанцев. С. 79). 11 февраля. Кончина действительного тайного советника, графа M. М. Сперанского. 12 февраля. В Полоцке состоялся Собор, на котором в день Торжества Православия был провозглашен Акт о воссоединении униатской церкви с Православной Церковью . 14 февраля. Предложение Св. Синоду с представлением экземпляра исправленного Катехизиса (Мнения. 1905. с. 51). Резолюция на прошении священника и старосты об устройстве нового иконостаса: «...устроение иконостаса дозволить с тем, чтобы над ним была не чаша, ибо сие древним церковным чином не принято, но или крест, или образ Господа Вседержителя» (Резолюции. Т. 4. С. 13. 9088).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

228 В 1836 г. Муравьев оказался вовлечен в бюрократическую интригу, связанную с отставкой обер-прокурора Св. Синода С.Д. Нечаева и назначением на его место графа Н.А. Протасова. Существуют свидетельства, что не только сам писатель, но и некоторые из его высоких покровителей, включая митрополита Московского Филарета, желали бы видеть на обер-прокурорском посту именно его, Муравьева. 230 В соответствии с ходатайством патриарха Афанасия (см. выше его грамату от 19 августа 1834 г.), по указу Св. Синода от 19 октября 1834 г. во всех русских церквах был установлен кружечный сбор в пользу храма Гроба Господня. Полученные суммы ежегодно отсылались Патриарху Иерусалимскому в Константинополь (позже, по инициативе консула К.М. Базили, будут перенаправляться непосредственно в Иерусалим). Странно, что греческие иерархи не понимали, что новый вид сбора, кружечный, разумеется, будет мешать прежнему, «иерофеевскому». 231 См. предыдущий документ, в котором, кстати, судя по приведенным цифрам, концы с концами отнюдь не сходятся. По другим, независимым свидетельствам, и общая сумма сборов Иерофея в полтора (м. Филарет) и в два раза (К.М. Базили) превышала указанную архиепископом. 232 Митрополит Филарет имеет в виду назначение Иерофея официальным преемником патриарха Афанасия, а значит, в будущем, вступление его на патриарший престол Иерусалимской Церкви. В ответном послании Патриарх Афанасий высоко оценил поддержку со стороны Филарета: «Священное послание Вашего Высокопреосвященства премного возвеселило нас и тем, что похваляете избрание и призвание архиепископа г. Иерофея к наследованию нашего патриаршеского престола» (Грамата Афанасия, Патриарха Иерусалимского, к митрополиту Филарету. Константинополь, 5 июля 1839 г.//ОР РГБ, ф. 316, картон 13, ед. хр. 2, л. 1–2об). Но расчеты не оправдались. Когда, в 1845 г., пришло время избрания нового патриарха, архиепископ Иерофей был исключен из числа кандидатов по своей, будто бы, пророссийской настроенности, что отнюдь не соответствовало действительности. Подробнее см.: Лисовой Н. Н, Смирнова И.Ю. Россия и Святая Земля в первой половине XIX в.: церковная политика на Православном Востоке. М., 2013.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

По прочтении Преосв. Иерофея невозможно не вспомнить пассаж из дневника о. Александра Шмемана о некоем американском православном богослове греческого происхождения, который в своей речи на каком-то симпозиуме десятки раз упоминал Божественные энергии, и ни одного раза - Христа... Ну кем надо быть, чтобы сказать - не братии провинциального монастыря, а юношам-семинаристам: " Для того, чтобы вылечиться, недостаточно просто найти духовного отца, который поможет в духовной жизни, но необходимо быть в послушании у старца " ?? Не - прилежно учиться, проявлять инициативу, но - найти себе старца... Византийство в самом плохом смысле слова. Конечно, сравнение члена Церкви с " духовным эмбрионом " , памятуя богословскую образность византийских Отцов, принять в качестве гомилетического приема можно, но... где тут место Таинству Крещения? Рождению в Боге? Или может быть в сознании митр. Иерофея есть некое " аскетическое рождение " от старцев? Видимо, только греческий архиерей, полагая себя великим духовником, может писать книги под названием " Православная психотерапия " , не будучи ни психологом, ни психиатром. В Америке и Зап. Европе Православие воспринимается как христианский аналог восточных медитативных учений. Митр. Иерофей сам того не желая поддерживает это представление. Фраза " ...излечение людей, порабощенных наркотиками, происходит посредством жизни в Церкви, а именно, путем участия в Таинствах, молитвой и соблюдением Христовых заповедей " - это либо результат невежества митр. Иерофея в вопросах медицины, либо сознательная ложь. Как было бы прекрасно так лечить наркоманов! Однако почему-то приходится идти более сложным и долгим путем. Ну а уж " символическое нахождение во чреве Матери-Церкви " - вообще заставит любого нормального человека содрогнуться... Может быть образы беременности настолько приелись Вл. Иерофею потому, что в своей епархии он уделяет душепопечению беременных большое внимание? Ну и конечно, перебор с " энергиями " , " синергиями " , " теозисами " и т. д. Можно выражаться менее выспренно. Хотя для грека это очень и очень сложно...

http://bogoslov.ru/article/546292

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010