патриарха Иерофея и избрании его преемника. 1-го января, возвращаясь из церкви, патриарх Иерофей поскользнулся и упал, его подняли, понесли в покои, но все медицинские пособия были бесполезны: он уже умер. Первая весть об этом в Константинополе была получена через наше посольство, и вместе с тем константинопольский патриарх узнал, что Александрийская община хочет просить, чтоб преемником бл. Иерофея назначен был бывший некогда константинопольским патриарх Григорий 6, удаленный по проискам англичан и живущий ныне на покое. Патриарх Константинопольский и весь Синод склонялся к избранию п. Григория. Но когда вместе с официальным извещением о кончине бл. Иерофея Александрийская община предложила не одного, а 3-х кандидатов (кроме п. Григория, Фессалоникского митрополита Калиника и Иерусалимского архимандрита Дионисия (Клеопы) и заранее изъявила согласие на решение Великой Церкви, тогда в Константинопольском Синоде открылось разногласие. Между тем патриарх Григорий сам отказался от предлагаемой кафедры по той причине, что он не чувствовал (как он говорил) в себе довольно сил для борьбы с укоренившимися злоупотреблениями. Между прочим патриарх Григорий сильно порицал то, что в Александрии миряне присвоили себе церковную власть, и также в введении там нового музыкального напева в церквах видел пагубное уклонение от церковных преданий. Наконец после разных колебаний и интриг выбор пал на Фессалоникского митрополита Калиника. Извещая об этом Александрийскую общину, Великая Церковь в послании своем не упомянула даже о том, что выбор пал на одного из кандидатов, предложенных Александрийской общиной. В Адрианополе произошло горестное для православных столкновение между греками и болгарами. В приходе церкви 12-ти апостолов 400 греков и 500 болгар. Служба до сих пор совершалась по-гречески. Испросив у митрополита позволения, чтобы на левом клиросе пели по-болгарски, болгары хотели привести это в исполнение. Греки, узнав об этом, похитили церковные ключи, чтобы не пустить болгар в церковь , болгары взволновались.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В послании Св. Синоду от 15 мая 1847 г. блаженнейший Иерофей писал, что по смерти его предшественника и геронта, александрийского патриарха Иерофея, возник упорный и продолжительный спор между клиром и народом александрийского престола с одной стороны и Великою Христовою церковью – с другой из-за сохранения древнего и по праву утвердившегося наследования из среды кандидатов именно этого престола. Но Господь разрушил все ухищрения, возникшие по зависти лукавого, вложил справедливое в сердце Государя Николая Павловича, упразднил вражду и разделение, – и опять, по молитвам русских иерархов, водворились общий мир и братская любовь, великая слава осенила патриарший александрийский престол, на который кир Иерофей и был призван по соборному и общему избранию и решению. Тремя иерархами, представителями патриарших престолов константинопольского, антиохийского и иерусалимского, кир Иерофей 20 апреля 1847 г. был хиротонисан в сан ливийского митрополита и в тот же день возведен на александрийский патриарший престол, а потом и получил от турецкого правительства орден и берат 188 . – Значит, интронизационное послание патриарха Иерофея устанавливает факт содействия ему Государя Николая Павловича в занятии престола и участие в этом со стороны русского Св. Синода. Св. Синод в декабре 1847 г. ответил патриарху Иерофею исполненным чувствами радости и братской любви общительным посланием 189 . И в последующее время патриарх Иерофей имел сношения с Русскою церковию по делам александрийского престола, испрашивая помощи и содействия в устройстве храмов и школ и для борьбы с сильною инославною пропагандою. 190 Избрание патриарха Каллиника совершилось также в согласии с александрийскою прономиею, при чем его преемство на престоле не было закреплено формальным указанием со стороны патриарха Иерофея II, а утверждалось на заявлении клира и народа Александрийской церкви, которые наметили трех своих кандидатов, в том числе и Каллиника, и просили Великую Христову церковь произвести свое избрание из намеченного состава.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

—177— знамя православия и восклицал: греки! следуйте за мною без страха под турецкое иго на путь мученичества, ибо мученичество даст возможность снова воскреснуть нашей национальной жизни. За этими двумя вождями явилось два ряда последователей: одни хотели идти к папе, другие были готовы подпасть под политическое ярмо исламизма. Папа употреблял все усилия, чтобы эти другие исчезли. Ученых греков он старался привлекать на свою сторону, задаривая их подарками и оказывая им почести, многие греческие дети посылались для получения образования в Италию. Исламизм постепенно подчинял себе греков другим путем. И грекам пришлось сначала подпасть под власть папы, а затем и подчиниться игу турок. Но Провидение заботилось о греках, ибо не без воли Провидения непосредственно после падения Константинополя на патриаршем престоле является такое лицо, как Геннадий Схоларий – человек, державшийся таких же взглядов, как Марк Евгеник, и так же сильный духом. И греки не погибли, не погибла ни их нация, ни их вера. И архиепископ Никифор Калогерас высказывает в конце статьи твердую уверенность, что эллинизм был и будет бессмертен. Следующая статья «Обозрения» принадлежит профессору Лангену и посвящена вопросу «о школе Иерофея». Дионисий Ареопагит , сочинения которого пользуются такой широкой известностью и окружены такой глубокой тайной, ссылается в своих произведениях на своего учителя Иерофея, как на некоего оракула, и между тем этого Иерофея, из школы которого вышел Дионисий, никто не знает. Свою настоящую статью (статья не окончена) Ланген посвящает доказательству, что автор дионисиевых сочинений не выдавал себя за ученика апостола Павла, что имя его было действительно Дионисий, и что произведения его существовали уже в конце IV-ro или в V-м веке. Как решит автор вопрос об Иерофее и его школе, об этом узнают те, которые подпишутся на «Обозрение» в 1894 году. В некоторой связи с статьей проф. Лангена стоит приведенное в этом же номере изложение некоторых взглядов на личность Дионисия Ареопагита («Несколько документов об ареопагитских произведениях»). Приведено

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следующим Патриархом был Иерофей I (1825–1845), прежде митрополит Никейский, возведенный на Александрийский престол в Константинополе. За время своего предстоятельства он не раз обращался с письмами к русскому императору Николаю I и Св. Синоду с просьбой оказать помощь Александрийскому престолу, так как вопрос об александрийских монастырях и землях в дунайских княжествах по прежнему оставался нерешенным. В 1834 г., после полувекового перерыва, были восстановлены контакты Александрийского престола с Россией. Император Николай I пожаловал значительную сумму на нужды Египетской Церкви. Патриарх Иерофей I (ок. 1825–1845) построил в Каире новую резиденцию с храмом великомученика Георгия (1839), украшал церкви. Он отреставрировал полуразрушенные патриаршие храмы – св. Николая в Александрии и Пресвятой Богородицы в Каире, восстановил монастыри св. Георгия и св. Саввы, открыл греческо-арабское училище в Каире, восстановил принадлежавшие Патриархии монастыри – Златарь в Бухаресте и св. Илии Ханку в Яссах. К 1843 г. относится официальная организация греческой общины в Александрии. Многочисленная, активная, процветающая православная община выработала четкую структуру самоуправления, состоявшую из эпитропий – комиссии выборных депутатов. Ее почетными членами стали консулы Греции, Бельгии, Швеции. Община содержала за свой счет школы, больницы, даже часть духовенства, жертвовала значительные суммы Патриархии, но в то же время добивалась контроля над действиями Патриархов по расходованию средств. Подобная ситуация иногда приводила к противоречиям между церковной иерархией и мирянами, стремившимися играть все большую роль в жизни Церкви. При выборе преемника Патриарха Иерофея I обострились отношения между православными Египта, поддержанными местными мусульманскими властями, и Вселенским Патриархатом, который, претендуя на безраздельное главенство на православном Востоке, продвигал своего кандидата, митрополита Артемия I (1845–1847). Иерофей I перед смертью назначил своим преемником архимандрита и главного эпитропа Патриархии Иерофея. Верх одержали египетские христиане, добившиеся поставления избранного ими Патриарха Иерофея II (1847–1857). Митрополит Артемий вынужден был отказаться от престола, который номинально занимал около двух лет с 1845 по 1847 г.г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

147 Нижеследующие выдержки сего письма взяты из «Воспоминаний» о. Иерофея л. 61–62 и 59 Киев. ред. и л. 61–62 и 58 об. Ряз. ред. 149 Нижеследующие выдержки сего письма взяты из «Воспоминаний» о. Иерофея л· 45 об. 46 об. 48 об. – 49 об. 62 и об. Киев. ред. и л. 45–46. 47 об. – 48 об. 62 и об. Ряз. ред. 150 Разумеются осложнения и столкновения по делу о Павловском соборе, о чём речь в непосредственно предварявшей у о. Иерофея эти строки выдержке из письма Смарагда от 30 ноября 1853 года (см. 30 на стр. 978–979). 152 Генерал от инфантерии граф Димитрий Димитриевич Курута был ближайшим другом и самым доверенным лицом великого князя Константина Павловича, родился в 1770 г. и умер в 1838 г. (см. Русский биографический словарь, том «Кнаппе-Кюхельбекер», СПб. 1903, стр. 613) или в 1833 г. (см. у Брокгауза и Ефрона, Энциклопедический словарь, полутом XXXIII, стр. 110). Последнее гораздо вероятнее и – можно сказать – единственно верно, ибо викарием С.-Петербургским – с именем епископа Ревельского – Смарагд был с 20 сентября 1831 г. по 14 мая 1833 г., а в 1838 году состоял уже архиепископом Полоцким. 155 Соединением двух названий – «Обер-гауптман» и «Берг» (– Коллегия), вошедших в русский язык в эпоху Петра в. (см. у Н. А. Смирнова в Сборнике отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук, т. LXXXVIII, СПб. 1910, стр. 207 и 59), обозначается видный чиновник по главному управлению горными делами в России. 156 В росписях Смоленского православного кладбища о погребённых за 1853 год значится под 74: «умер 12 и погребён 15 Декабря – Евгений Алексеев Шапошников, Вице-директор Департамента горных и соляных дел оберберггауптман 4-го класса, 57 лет, от повреждения сердца, – исповедывал и приобщал Андреевского собора Прот. Иоанн Протопопов; совершали погребение – Свящ. Алексей Лебедев с дьячком Ив. Покровским». Не совсем понятно, почему эта запись, умалчивает о соучастии Смарагда в отпевании E. А. Шапошникова, о каковом лице ср. Сборник Императорского Русского Общества, т. LXII (СПб. 1888), стр. 431.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

III . Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „Дек. 14. Объявить ново-определённому“ указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 14 декабря за 6320: „По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали словесное заявление Вашего Преосвященства о назначении на вакантную должность инспектора Московской духовной академии экстраординарного профессора оной, магистра богословия, Коллежского Советника Иерофея Татарского; И по справке приказали : На основании бывших рассуждений, Святейший Синод определяет: назначить экстраординарного профессора Московской духовной академии, магистра богословия, Коллежского Советника Иерофея Татарского исправляющим должность инспектора той же академии и, для внесения настоящего постановления в Комитет о службе чинов гражданского ведомства, передать в Канцелярию Обер-Прокурора выписку, а Ваше Преосвященство уведомить о сём указом. Определили : 1) Резолюцию Его Высокопреосвященства принять к исполнению. 2) О назначении экстраординарного профессора Иерофея Татарского исправляющим должность инспектора внести в формулярный о службе его список и со- —458— общить правлению академии для зависящих распоряжений. IV . Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале совета академии от 1-го декабря текущего года: „Дек. 14. Постановления по статьям первой и девятой утверждаются; с постановлением по третьей согласен; действительный студент Василий Юрасов утверждается в степени кандидата богословия (ст. VII); прочее, в чём следует, принять к исполнению. Справка : 1) В статье первой означенного журнала советом академии постановлено было: уведомить совет Киевской духовной академии о последовавшем разрешении принять Николая Остроумова в число студентов I-ro курса Московской академии на казённую стипендию, которой пользовался студент Феодор Мищенко, перешедший в Киевскую Академию; 2) в статье девятой постановлено было: просьбу коллежского асессора, миссионера-сотрудника и попечителя церкви – школы в г. Перми Ивана Лопухинова о допущении его к слушанию курсов по историческому отделу при Московской академии на счёт миссионерских сумм отклонить; 3) в третьей статье совет академии просил ходатайства Его Высокопреосвященства перед Святейшим Синодом об утверждении экстраординарного профессора, доктора церковной истории, Николая Каптерева в звании ординарного профессора; 4) Василий Юрасов – сын священника села Черного, Нижегородской губернии, Балахнинского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из формулярного списка о службе архитектора В.А. Дорогулина 384. Русское богоугодное заведение в Иерусалиме. Из воспоминаний писателя-паломника В.К. Каминского 385. Общий обзор расходам по консульской части, сделанным с 1 го января 1860 года по 1 е января 1864 года для временного призрения русских поклонников в Палестине (Иерусалим и Яффа) 386. Объявление консула А.Н. Карцова об открытии Дворянского приюта 387. Освящение храма Св. Царицы Александры и открытие Русских построек. Из дневника В.К. Каминского 388. Отчет главного строителя М.И. Эппингера О сумме, израсходованной на постройки, возведенные, согласно высочайше одобренным проектам, близ Яффских ворот г. Иерусалима, с начатия работ по 1 мая 1864 г. 389. Пояснительная записка архитектора М.И. Эппингера о возведенных русских постройках, согласно высочайше одобренным проектам, близ Яффских ворот Иерусалима 390. Приложение к пояснительной записке архитектора М.И. Эппингера 391. Журнал технического строительного комитета Морского Министерства 392. Отчет Б.П. Мансурова по бюджету Палестинского Комитета 393. Общий свод расходов Палестинского Комитета с 1858 по 1864 год, произведенных как в Палестине, так и в России Несостоявшийся проект строительства храма в Бет-Сахуре (1859) 394. Письмо Б.П. Мансурова посланнику в Константинополе князю А.Б. Лобанову-Ростовскому 395. Письмо Б.П. Мансурова к патриарху Иерусалимскому Кириллу II 396. Письмо Министра иностранных дел князя А.М. Горчакова к посланнику в Константинополе князю А.Б. Лобанову-Ростовскому 397. Рескрипт великого князя Константина Николаевича на имя митрополита Петры Аравийской Мелетия 398. Отношение Азиатского департамента МИД к посланнику в Константинополе князю А.Б. Лобанову-Ростовскому «Дело о куполе». Русско-французский проект совместной реконструкции купола Храма Гроба Господня (1861–1870) 399. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А. Н. Муравьеву 400. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А. Н. Муравьеву 401. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

История движения и лит. наследие К. изучены недостаточно. Мн. важные документы только в последние годы попали в поле зрения исследователей и начинают постепенно публиковаться в соответствии с совр. научными нормами ( Πσχος. 1996; Αραμπατζς. 1998; Μανφης. 2000; Χαλδακης. 2000; Πασχαλδης. 2007; Μανφης, Αραμπατζς. 2013). Значительное число документов, проливающих свет на историю движения К. (в частности, о взаимоотношениях с К-польским Патриархатом и с противниками), пока не выявлено ( Πασχαλδης. 2007. σ. 31-33). Тщательное изучение архивов Афона, а также б-к Греции, Румынии и других гос-в вполне может привести к новым открытиям. Богатым и многообещающим оказалось эпистолярное наследие К., на протяжении XIX-XX вв. остававшееся почти неизвестным и по большей части неопубликованным. Многие послания К., особенно прп. Афанасия Паросского и прп. Никодима Святогорца, представляют собой трактаты, посвященные различным аспектам споров; особую важность имеют тексты, в которых рассматривается вопрос о частом причащении. Несмотря на то что трудами гл. обр. греч. ученых в последние десятилетия в научный оборот было введено немало ранее неизвестных и достаточно важных текстов, мн. страницы истории К. остаются неизученными (см.: Idem. 2007. σ. 31-32). Основным источником по истории событий 2-й пол. XVIII в. является труд прп. Афанасия Паросского «Изъявление истины о [происшедших] на Святой Горе смутах» ( Αθανσιος Πριος. Δλωσις. 1988). В этом сочинении не только подробно излагается история спора, но и содержится разъяснение позиции К. по основным вопросам, волновавшим враждующие стороны. Труд в его окончательной форме относится к 1-му десятилетию XIX в. (см.: Αραμπατζς. 1998). Весьма важными источниками являются также апологетические тексты, составленные, как правило, в форме исповедания веры. Основными сочинениями такого рода следует считать «Изложение, то есть исповедание истинной и православной веры» прп. Афанасия Паросского (составлено, вероятно, в 1774) ( Αθανσιος Πριος. Εκθεσις. 1988), «Исповедание веры, то есть праведнейшая Апология против тех, которые по неучености и злонамеренно дерзнули перетолковывать и клеветать на некие предания Святой Церкви и некоторые другие здравые и православные мнения» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος Αγιορετης. 1819), а также апология иером. Иерофея, сохранившаяся в составе его Жития ( Χαλδακης. 2000). Житие Иерофея представляет собой очень важный источник, т. к. в нем подробно описан распорядок жизни типичных колливадов-келлиотов (Дионисия и его ученика Иерофея), приводятся ранее неизвестные детали одного из последних крупных столкновений на Св. Горе по поводу частого причащения, в ходе которого сначала был обвинен, а потом оправдан духовник Иерофей, а также подробно излагаются взгляды последнего на основные предметы колливадских споров. Житие относится к группе текстов, опубликованных в последние десятилетия.

http://pravenc.ru/text/1841760.html

К описываемому же времени относится знакомство Иерофея Малицкого с великомощным канцлером Екатерининского царствования Александром Андреевичем Безбородко, родители которого были одними из главных благотворителей Думницкого монастыря и, как соседи, «водили знакомство «с его настоятелем». 15 В 1772 году Иерофей был переведен в Чернигов, и назначен наместником архиерейского Борисоглебского монастыря. 16 С этих пор, находясь постоянно на виду высшего епархиального начальства, 17 Иерофей мог заметнее проявлять свои дарования, а посему и быстрее стал подвигаться по ступеням иерархической лестницы. Так, чрез два года он уже был посвящен в сан архимандрита и определен настоятелем Черниговского Елецкого Успенского монастыря. Никаких сведений о пребывании его здесь не сохранилось, за исключением лишь только того, что ему в силу Высочайшего указа 10 апреля 1786 года, пришлось передавать в гражданское ведомство монастырские имения. 18 По указу 20 апреля 1786 года, архимандрит Иерофей, с оставлением в прежней должности, назначается первым ректором Черниговской семинарии. С этого времени начинается новый период семинарии – третий, как учебного заведения вообще, и первый, как семинарии в собственном смысле. До сих пор это был «училищный коллегиум», в котором преподавание велось только префектом и несколькими учителями: а теперь он превратился, под главным начальством ректора, в полную духовную семинарию, – с богословским, философским, риторическим, пиитическим, верхне- и нижне грамматическими классами 19 ... Какова была деятельность архимандрита Иерофея в течение двухлетнего управления его Черниговской семинарией, – мы не знаем. 20 27 сентября 1788 года умер Черниговский епископ Феофил Игнатович. В числе других кандидатов (между которыми был архиепископ Минский Виктор Садковский), на открывшуюся вакантную кафедру Святейшей Синод представил на Высочайшее благорассмотрение и архимандрита Иерофея, который и был избран императрицей. «Из представленных Нам от Синода кандидатов, читаем в именном Высочайшем указе от 28 октября 1788 года, 21 всемилостивейше повелеваем быть епископом Черниговским – Успенского Елецкого Черниговского монастыря Архимандриту и Ректору семинарии – Иерофею».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. Половцева, т. 2, стр. 172. 17 В это время прежнего покровителя Иерофея, пр. Кирилла, уже не было в живых (умер 14 мая 1770 года). 19 «Картинки из прошлого Черниговской духовной семинарии» в Черниговских Епархиальных Известиях, 1898 г. 16, стр. 640 и 17, стр. 665. Сравн. Филарет. Цит. соч., кн. 2, стр. 206 и 208. 20 К сожалению, печатание вышеупомянутых «Картинок» (содержание которых доведено до интересующего нас периода семинарии) почему-то приостановилось, безуспешны были и наши попытки – найти что-либо ценное среди рукописей, хранящихся в архиве Черниговской семинарии. 24 Троицкий монастырь закрыт по Высочайшему указу 10 апреля 1786 года, с тем чтобы в нем поместить университет, который правительство проектировало учредить в Чернигове (этот проект не состоялся). Филарет. Цит. соч., кн. 2, стр. 27–29; срав. «Черниговские иерархи» – Труды Киевской духовной академии, 1860 г., кн. 2-я, стр. 272. 25 Рункевич «История Минской архиепископии», стр. 165 и 323, Минские Епархиальные Ведомости, за 1892 г. «Материалы для истории Минской епархии», Письма Виктора к Иерофею: 12, стр. 348), 16, стр. 461) и CXVI 19, стр. 353–4). 31 Ук. кн. 1796 г. 30; Консисторское Архивное Дело 1796 г. 50; Лаврский Архив, связка 56, 1158. 32 Все дальнейшее описание встречи митрополита Иерофея заимствовано из цит. выше Дела Консисторского Архива, 1796 г. 50. 33 С этого селения начиналась тогдашняя Киевская епархия, простиравшаяся, как известно, и на левую сторону Днепра. 37 Так озаглавливается один, бывший в нашем распоряжении сборник студенческих стихотворений, написанных по случаю прибытия в Киев митрополита Иерофея. Было не мало и других стихотворений, поднесенных воспитанниками Академии, из которых некоторые написаны на латинском и польском языках. Все они напечатаны в Академической типографии при Киево-Печерской лавре. Сравн. Аскоченский, цит. соч., т. 2, стр. 545, прим. 421. 38 «Киев», т. 2, стр. 388. «Carmen panegyricum» Иринея Фальковского в рукописи Киево-Софийского собора за 580, стр. 167 (на лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010