Церковь Санта-Мария-ди-Ассунта-Кариньяно в Генуе. 1552–1603 гг. Продолжая работу над собором св. Петра, Микеланджело создал проект (1559-1560, не осуществлен) еще одного центрического храма - Сан-Джованни-деи-Фьорентини (строительство, начатое ранее по проекту Антонио да Сангалло Младшего, было остановлено). Храм Микеланджело должен был представлять собой в плане комбинацию квадрата со скругленными углами и равноконечного креста: эту форму образовывали глубокие, чередующиеся по форме капеллы, примыкающие к ротонде. Во внешнем облике они были подчинены куполу на ступенчатом основании, очень близкому по форме к куполу Пантеона. Не только ротонда Пантеона, но и римские термы оказались созвучны пространственному мышлению Ренессанса, что подтверждает не имевшее прецедентов со времен раннего средневековья превращение части римских терм в христ. церковь. Перестройка терм имп. Диоклетиана в Риме в ц. Санта-Мария-дельи-Анджели была начата Микеланджело по заказу папы Пия IV в 1561 г. Микеланджело сохранил мощные крестовые своды тепидария, опирающиеся на 8 гранитных колонн, и расположил главный алтарь не на продольной, а на поперечной оси, что было с удивлением отмечено уже его современниками. По-видимому, это решение было продиктовано желанием путем минимальных перестроек расположить за главным алтарем обширный монастырский хор (Пий IV передал термы картезианскому мон-рю; Ackerman. 1961. Р. 260-268). Возникший в результате эффект неожиданного для зрителя поперечного расширения пространства при символическом господстве короткой продольной оси «вход-алтарь» предвосхищает пространственную драматургию эпохи барокко. Поздняя манера Микеланджело, основанная на пространственных и пластических контрастах, а также на антиклассических метаморфозах ордерных элементов, ярко представленная капеллой Сфорца в ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме (ок. 1560), не получив продолжения в рим. храмовой архитектуре, была применена на Сицилии вернувшимся на родину Якопо дель Дука, к-рый во время пребывания в Риме сотрудничал с Микеланджело на строительстве собора св. Петра, Порта-Пия и капеллы Сфорца. Вместе с Камилло Камиллиани он перестроил ц. Сан-Джованни-ди-Мальта в Мессине (1590, сильно разрушена землетрясением в 1908), придав фасаду с раскрепованным антаблементом и наложенными друг на друга гигантскими пилястрами дорического ордера пластику, напоминающую поздние постройки Микеланджело ( Blunt. 1986. P. 14)

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Аркады основаны на широко расставленных круглых колоннах. Средокрестие увенчано высоким куполом на гуртах, опускающихся по барабану до парусов, к-рые оформлены мотивами аркатуры и образами архангелов. Роскошный и далеко выдвинутый портал украшает зап. вход. Базиликой франц. типа (с венцом капелл вокруг апсиды) является церковь мон-ря Санта-Мария-а-Пье-ди-Кьенти близ Чивитанова-Марке (XI в., ок. 1125). Компактные пропорции плана и выделение перекрестия нефа с трансептом высоким куполом, уподобленным башне, отличают монастырскую ц. Санта-Мария-ди-Портоново близ Анконы (70-е гг. XI в.). Примером оригинального решения служит мраморный фасад ц. Санта-Мария-делла-Пьяцца в Анконе (XII в.- до 1223), на котором стоит подпись мастера Филиппо (1210). Он украшен одинаковыми рядами декоративных аркад и скульптурным порталом, импосты портала продолжены резными лентами вдоль всей стены. В поля нек-рых звеньев аркатуры вписаны рельефные образы, центральный из которых, Богоматерь Оранта, помещенный под сенью треугольной арки непосредственно над порталом, напоминает визант. образцы. В ц. Санти-Винченцо-э-Анастазио близ Асколи-Пичено (XII в.?) (не окончена?) зап. стена имеет вид экрана, расчерченного узкими вертикальными и горизонтальными тягами на квадраты. 10. Основным типом церквей, особенно соборных, во всех провинциях Сев. Италии служила базилика. Однако были широко распространены и центрические композиции, большинство к-рых восходит к раннехрист. баптистериям (круглым, октагональным или тетраконхам). Другие церкви обнаруживают композиционную связь с октагональными палестинскими храмами, на что часто указывают их посвящение либо погребальная функция, напр. ц. Сан-Пьетро в Асти (10-20-е гг. XII в.) и Сан-Сеполькро в Болонье (кон. XII - нач. XIII в.). Обычно среднее ядро, основанное на кольцевой аркаде, окружено обходом с перекрытием из крестовых сводов, над к-рым расположена внутренняя галерея, как, напр., в баптистерии Сан-Джованни в Аграте-Контурбия, к северу от Новары (ок. 930, ок.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Петра из темницы» и «Распятие св. Петра», сохранив по возможности монументальную стилистику оригинала. Фрагмент композиции «Чудо со статиром». Роспись капеллы Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине. Между 1425 и 1428 гг. Фрагмент композиции «Чудо со статиром». Роспись капеллы Бранкаччи в ц. Санта-Мария-дель-Кармине. Между 1425 и 1428 гг. В Риме М. начал работу над 2-сторонним полиптихом для базилики Санта-Мария-Маджоре (ныне разрозненный), заказанным, вероятно, папой Мартином V (1417-1431). В лицевой части алтаря находилась сцена основания ц. Санта-Мария-Маджоре (Национальный музей Каподимонте, Неаполь), фланкированная изображениями блж. Иеронима и св. Иоанна Крестителя (Национальная галерея, Лондон), неизвестного евангелиста и св. Мартина Турского (Художественный музей, Филадельфия); на обороте - сцена «Успение Богоматери» (Национальный музей Каподимонте, Неаполь), по сторонам от к-рой располагались фигуры неизвестного папы, св. Матфея (Национальная галерея, Лондон), святых апостолов Петра и Павла (Художественный музей, Филадельфия). Автографом М. является только створка с изображениями блж. Иеронима и св. Иоанна Крестителя, остальные части после его внезапной смерти были окончены Мазолино. Творчество М. пользовалось необычайным авторитетом в эпоху Возрождения и сыграло ключевую роль в становлении флорентийской живописи и др. итал. школ. Оно оказало влияние не только на художников экспериментального склада: Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Доменико Венециано, Пьеро делла Франческу, Андреа Мантенью, но и на живописцев, тесно связанных с готической традицией: Джентиле да Фабриано, малых флорентийских мастеров (Биччи ди Лоренцо и др.) и прежде всего - на фра Беато Анджелико, к-рому удалось органически соединить инновации М. со спиритуалистическим характером доминиканского монастырского искусства. Фрески капеллы Бранкаччи стали школой для мн. итал. рисовальщиков: Вазари приводит длинный список мастеров, их копировавших ( Vasari. 1878. P. 299). М. вызывал восхищение Леонардо да Винчи, к-рый развивал в своей живописи принципы изображения формы в естественном свете.

http://pravenc.ru/text/2561222.html

22 июля того же года И. отправилась в Сантьяго-де-Компостела, где получила от архиепископа паломнический посох, его часть до наст. времени хранится в мон-ре Санта-Клара-а-Нова (в нек-рых биографиях сообщается и о документально не подтвержденном паломничестве в 1335). В 1329 г. И. приказала изготовить каменную гробницу, чтобы ее похоронили в ней в центре освященной в 1330 г. церкви в мон-ре Санта-Клара (из-за наводнения в нояб. 1331 г. на р. Мондегу, когда вода залила церковь, гробница была перенесена). И. удалилась от двора и поселилась рядом с мон-рем Санта-Клара в Коимбре. Не принося монашеских обетов (что позволяло ей пользоваться своим состоянием), она занималась благотворительностью и руководила строительством мон-ря. В 1336 г. в связи с начавшейся войной с Кастилией И., несмотря на возраст и болезни, покинула свой дворец у монастырских стен и направилась в пограничный г. Эштремош, стремясь добиться мира между сыном, кор. Португалии Афонсу IV, и внуком, кор. Кастилии Альфонсо XI. Ей удалось предотвратить военное столкновение, однако мир был заключен лишь в 1339 г. (договор в Севилье). Во время этого путешествия И. заболела и скончалась в возрасте 66 лет. Согласно завещанию, 11 июля 1336 г. тело И. доставили в Коимбру и похоронили в мон-ре Санта-Клара. Самая известная агиографическая легенда об И.- «чудо с розами» (широко известна аналогичная легенда, связанная с католич. св. Елизаветой Венгерской). Согласно португ. легенде, королева вышла зимним утром из замка Сабугал, чтобы раздать хлеб бедным. По дороге ее встретил король и спросил, что она несет. Боясь супруга, святая ответила, что несет розы, и вместо хлебов в подоле ее платья действительно оказались цветы. В анонимной биографии королевы XIV в. легенда отсутствует, вероятно она как устное предание возникла в последние десятилетия XV в. Впервые этот сюжет был запечатлен на ретабло XV в. (Национальный музей искусства, Каталония). В письменных источниках 1-е упоминание о «чуде с розами» датируется 1562 г. в «Хронике братьев-миноритов» (Crónica dos Frades Menores) Маркуша ди Лижбоа.

http://pravenc.ru/text/293822.html

Сан-Винченцо-ин-Прато в Милане, раньше целиком датировавшейся каролингским временем. Небольшой, грубо исполненный ансамбль 2-й пол. IX в.,- ц. Сан-Лоренцо (лат. крест в плане) и баптистерий - уцелел в Сеттимо-Виттоне, к северу от Ивреа (обл. Пьемонт). Тем же временем датируется церковь мон-ря Сан-Дзено в Бардолино, на оз. Гарда (обл. Венето),- тоже с лат. крестом в плане, с перекрытой крестовым сводом квадратной башней над средокрестием и 4 колоннами по его углам. Уникальная композиция небольшой ц. Сан-Сатиро в Милане (ныне капелла Пьета в ц. Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро, до 879, перестроена) - октаконх с куполом на 4 колоннах. План ц. Санта-София в Беневенто План ц. Санта-София в Беневенто 3. Архитектура Юж. Италии. От периода между античностью и романикой (VII-XI вв.) здесь сохранилось значительное число памятников. Однако большую их часть составляют небольшие сельские храмы, в то время как о важных столичных сооружениях известно гораздо меньше. Полюсами архитектуры Юж. Италии были дороманская архитектура, так или иначе связанная с лангобардским Беневентским герц-ством и сопредельными герц-ствами и городами-гос-вами, и визант. архитектура, развивавшаяся на принадлежащих империи территориях, преимущественно в Калабрии и Саленто. Обе эти традиции влились в течение XI в. в романскую архитектуру норманнов. Архитектура Сицилии, полностью завоеванной арабами в IX в., и Сардинии, все более тяготевшей к Сев. Италии, известна лишь на примере отдельных памятников, тем не менее позволяющих говорить о специфике обеих островных традиций. Центральное место в типологии занимали базиликальные здания. Еще возводились монументальные 5-нефные сооружения, напр. собор в новой Капуа (Сан-Сальваторе-Маджоре-а-Корте, до 960), сохранившийся, но утративший боковые нефы. Шире были распространены 3-нефные базилики, напр. сохранившаяся ц. Санта-Мария-ди-Кубультерия в Альвиньяно (близ Казерты, обл. Кампания, VIII в.) с нефами, разделенными столбами, и активным использованием классических элементов или Сан-Бенедетто в Теано (к северо-западу от Капуа, VIII в.).

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Coimbra, 1936). Почитание И., зародившееся в сер. XIV в. в мон-ре Санта-Клара, быстро распространилось за пределами еп-ства Коимбра. Центрами почитания королевы стали Коимбра, Лейрия, Аленкер, Лиссабон, Эштремош и Браганса. Первое Житие И., известное как «Lenda», было написано вскоре после смерти королевы кем-то из ее окружения (возможно, исповедником еп. Ламегу Салваду Мартиншем или одной из насельниц мон-ря Санта-Клара). Оригинал Жития утрачен, сохранилась рукописная иллюминированная копия XVI в.- «Книга, рассказывающая о славной жизни, которую вела Королева Португалии Дона Изабелла, и ее славных делах и чудесах при жизни и после смерти» (Livro que fala da boa vida que fez a Rainha de Portugal, Dona Isabel, e seus bons feitos e milagres em sua vida, e depois da morte; Национальный музей Машаду де Каштру, Коимбра). Это агиографическое сочинение послужило основой для позднейших биографий и хроник, в т. ч. для «Хроники 1419 г.», «Хроники Дона Диниша» и «Хроники Дона Афонсу IV» Руи ди Пина. В XVII в. Житие было опубликовано Ф. Бранданом в «Лузитанской монархии» (Monarquia Lusitana. Part. 6. 1980). В 1516 г. папа Римский Лев X беатифицировал И. В 1556 г. папа Павел IV распространил почитание св. И. на всю территорию Португалии. В 1560 г. в Коимбре было основано «Братство королевы Изабеллы». В 1612 г. впервые открыли гробницу И. После офиц. освидетельствования останков 25 мая 1625 г. папа Урбан VIII провозгласил И. святой Римско-католической Церкви, а португ. кор. Филипп III - св. покровительницей Португалии. Останки святой, первоначально захороненные в мон-ре Санта-Клара-а-Велья, в 1677 г. в связи с наводнением были временно помещены в часовню в новом мон-ре - Санта-Клара-а-Нова в Коимбре; в 1687 г. торжественно перенесены в храм. В 1747 г. папа Бенедикт XIV издал буллу, подтверждавшую канонизацию И. В сер. XVIII в. в Лиссабоне в честь св. королевы была воздвигнута церковь, а в 1755 г. муниципалитет Коимбры избрал И. св. покровительницей города. Святая изображается в короне и с розами в подоле одеяния.

http://pravenc.ru/text/293822.html

Церковь Иль-Джезу в Риме. 1568–1577 гг. Тип однонефного монастырского храма с рядами боковых перекрытых сводами капелл, популярный в архитектуре позднего Кватроченто во Флоренции (ц. Санта-Мария-Маддалена-деи-Пацци, после 1479 - ок. 1500; ц. Сан-Галло мон-ря августинцев у городских ворот Сан-Галло, начата в 1486 Джулиано да Сангалло; ц. Сан-Франческо (Сан-Сальваторе) -аль-Монте, начата ок. 1490), в XVI в. получил развитие в архитектурной практике др. областей И. В Неаполе этот тип представлен, в частности, церквами Санти-Северино-э-Соссио (1490-1537, Джованни Франческо Мормандо, Джованни Франческо ди Пальма) и Санта-Катерина-а-Формиелло (1519-1593, Ромоло Бальсимелли). Устройство и наружный декор последней свидетельствуют о сильных тосканских влияниях, достигших юга благодаря работе в Неаполитанском королевстве Джулиано да Майано и Джулиано да Сангалло ( Weise. 1952). Из храмов Рима XVI в. к этому типу принадлежит госпитальная ц. Санто-Спирито-ин-Сассия (1537-1545, Антонио да Сангалло Младший). Подобная структура была развита в главной рим. церкви ордена иезуитов - Иль-Джезу (1568-1575 Джакомо Бароцци да Виньола), ставшей образцовым воплощением воззрений на церковное пространство, сложившихся в эпоху Контрреформации. Однако, если ц. Санто-Спирито-ин-Сассия имеет плоское перекрытие, то неф Иль-Джезу перекрыт цилиндрическим сводом, средокрестие венчает купол, промежутки стены, разделяющие капеллы, декорированы пилястрами гигантского ордера, к-рые напоминают ц. Сант-Андреа в Мантуе, построенную Альберти. Но в отличие от ц. Сант-Андреа в ц. Иль-Джезу подчеркнут контраст между нефом и капеллами - последние значительно ниже и темнее нефа. Несмотря на то что Виньола создал неск. вариантов фасада, кард. Алессандро Фарнезе заказал его Джакомо делла Порте (1571-1575/1577). Последний вариант, отличавшийся от фасадов Виньолы большей пластической насыщенностью и динамикой (сдвоенные пилястры, раскреповки в антаблементе, волюты на переходе от нижнего яруса к верхнему, удвоенный фронтон), послужил образцом для фасадов множества церквей XVII в. в И. и за ее пределами, причем не только в храмах, принадлежавших иезуитам. В несколько измененном в сторону большего вертикализма виде схема ц. Иль-Джезу была повторена Джакомо делла Портой в церквах Санта-Мария-деи-Монти (начата в 1580) и главной церкви ордена театинцев - Сант-Андреа-делла-Валле (начата в 1591) в Риме. Насколько результаты использования схемы ц. Иль-Джезу могли быть далеки от идей Джакомо делла Порты, демонстрирует в числе прочих фасад доминиканской ц. Санта-Катерина в Палермо (1566-1596), где композиция воспроизведена в плоских и аморфных формах.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

В 1227 г. на средства инфант Бланки и Терезы, дочерей кор. Саншу I, в К. был открыт мон-рь доминиканцев. Основательницей мон-ря кларисс была знатная дама Мор Диаш, ранее жившая в обители Сан-Жуан-даш-Донаш при мон-ре Санта-Круш. В 1283 г. она получила разрешение учредить в К. жен. мон-рь во имя католич. святых Клары Ассизской и Елизаветы Тюрингской; в 1286 г. близ обители францисканцев, на левом берегу р. Мондегу, началось строительство мон-ря Санта-Клара. После кончины Мор Диаш в 1302 г. из-за конфликта, связанного с наследованием ее имущества, мон-рь пришел в упадок. На бедственное положение обители обратила внимание католич. св. Изабелла , супруга кор. Диниша I (1279-1325). В апр. 1314 г. королева получила разрешение папы Климента V восстановить мон-рь и впосл. пригласила монахинь из Саморы (Испания). На средства королевы монастырские здания были отстроены заново, в 1330 г. состоялось освящение церкви. После смерти супруга Изабелла поселилась во дворце рядом с мон-рем; в 1336 г. она была похоронена в монастырской церкви. Мон-рь стал центром почитания св. Изабеллы, пользовался покровительством португ. монархов. Так, в 1428 г. здесь был заключен брак наследника престола инфанта Дуарте (в 1433-1438 кор. Дуарте I) с инфантой Элеонорой Арагонской. Монастырские здания затапливались во время разливов р. Мондегу, поэтому в 1649 г. кор. Жуан IV велел перенести обитель на более возвышенное место (переселение монахинь в новый мон-рь (Санта-Клара-а-Нова) состоялось в 1677, здания старого мон-ря (Санта-Клара-а-Велья) пустовали). Считается, что в XV в. прелаты уделяли мало внимания управлению Церковью и, напротив, активно занимались политической деятельностью. Еп. Жуан Галван (1460-1481) участвовал в походе войска кор. Афонсу V в Марокко; в благодарность за помощь, оказанную королевской армии при взятии Асилы (Арзилы) и Танжера, король даровал ему и его преемникам титул графа Арганила (1472). Положение в диоцезе К. изменилось после назначения еп. Жоржи ди Алмейды (1483-1543), который заботился об укреплении дисциплины духовенства.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Богоматерь с Младенцем. Роспись ц. Санта-Мария-ин-Арачели в Риме. Ок. 1302 г. В той же церкви находится живописная композиция «Мадонна с ап. Матфеем, св. Франциском Ассизским и кард. Маттео д " Акваспарта» в люнете надгробия последнего, созданного Джованни ди Козма,- важное свидетельство позднего периода деятельности К. Датировка связана с годом смерти кардинала (1302). Это произведение не упоминается в источниках, но благодаря торжественности фигур, вдохновленных античной монументальностью, построению объемов с помощью цвета, уверенной передаче форм в пространстве, ликам узнаваемого «каваллиниевского» типа с глубокими тенями, объемам широких ниспадающих складок близко к росписям в ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Живопись лаконична, ее отличают высветление колорита и облегчение пропорций, что можно объяснить влиянием творчества Джотто. В капелле св. Паскаля Байлонского в 2000 г. были открыты хорошо сохранившиеся датированные 90-ми гг. XIII в. фрагменты росписей, атрибутированные К. или его кругу. Над заалтарным образом XVII в. была обнаружена композиция «Мадонна с Младенцем, святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом», на правой стене под штукатурными слоями и архитектурным декором XIX в.- «Христос в окружении ангелов и ап. Петр» (часть композиции «Успение»?), на левой стене - путти с гирляндами и элементы архитектуры (киноварно-красная башня, написанная с соблюдением правил античной перспективы, близкая к той, что представлена на т. н. своде Отцов Церкви в Верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи, и витая колонна с коринфской капителью, напоминающая декорированную косматесками колонну, изображенную справа от «Сна Иакова» в Санта-Чечилия-ин-Трастевере; Strinati T. Aracoeli: gli affreschi ritrovati. Mil., 2004). В капелле работали неск. мастеров: образ Мадонны архаичен, близок к визант. традиции - лик исполнен мелким графичным мазком, уточнен четким контуром; лики Младенца, Христа, ангелов и святых почти натуралистичны - объемы моделированы мягко, живопись тонкослойная, трактовка образов близка к циклу в ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере ( Tomei. 2000). Органичное размещение объемных фигур в пространстве, лаконизм и очевидная монументальность языка указывают на влияние классического наследия.

http://pravenc.ru/text/1319748.html

Церковь Санта-Кристина-де-Лена. Ок. 852 г. Кор. Рамиро I (842-850) возвел на холме близ Овьедо дворцовый комплекс, от к-рого сохранились парадный зал (ныне ц. Санта-Мария-дель-Наранко; ок. 842) и 2 зап. травеи ц. Богоматери (ныне ц. Сан-Мигель-де-Лильо; ок. 848). Вскоре после этого, возможно уже при кор. Ордоньо I (850-866), на дороге в Леон была возведена ц. Санта-Кристина-де-Лена (ок. 852). Эти 3 сооружения относятся к лучшим достижениям астурийской архитектуры. Ц. Сан-Мигель-де-Лильо, перестроенная, вероятно, из предшествующей, реконструируется как 3-нефная базилика с 3 прямоугольными апсидами и квадратными в плане пристройками по сторонам трансепта. Все ячейки сохранившейся части перекрыты продольными и поперечными цилиндрическими сводами - именно отсутствие деревянных перекрытий поражало современников в этом храме ( Yarza Luaces. 2007. P. 54-55). Ц. Санта-Мария-дель-Наранко представляет собой стоящий на сводчатом подклете, сильно вытянутый прямоугольный в плане зал с 2 открытыми лоджиями на продольных сторонах, перекрытый 2-скатной кровлей. Снаружи здание снабжено контрфорсами. Вход на главный этаж осуществляется по внешней парадной лестнице. Главный зал перекрыт цилиндрическим сводом, разделенным опирающимися на карниз подпружными арками; стены оформлены аркадой на пристенных колоннах. Фасады лоджий открыты 3-арочными проемами, торцы - одноарочными. Над лоджиями расположены небольшие помещения, открытые в зал большим арочным проемом, вовне - небольшим 3-арочным. Декор здания в обобщенной форме повторяет античные мотивы, во многом имеющие параллели в росписях ц. Сантульяно в Овьедо: витые фусты колонн, близкие к коринфским капители, круглые профилированные медальоны между арками. Наконец, ц. Санта-Кристина-де-Лена сходна с предыдущей и по декору, и по планировке, несмотря на функциональные различия. Прямоугольный в плане и перекрытый 2-скатной кровлей храм имеет квадратные пристройки с 4 сторон (алтарная апсида и 3 притвора). Основное внутреннее пространство 3-частное. Занимающее вост. часть алтарное пространство приподнято и отгорожено от интерьера 3-частной ажурной аркадой. На восточную стену наложена др. 3-частная аркада, на спаренных колонках; центральная арка ведет в узкую апсиду, за боковыми арками находятся декоративные ниши.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010