Бегбедер: Но ты воистину отец, отец мой! Ди Фалько: Да. Это результат эволюции, которую переживают монахи и, возможно, в еще большей степени монахини. Природа призывает их к материнству, но любовь к Христу заставляет от него отказаться. Вот подтверждение, что выполнить это обязательство возможно. Бегбедер: Я говорил тебе, как важно для меня быть отцом. Иметь ребенка – почти чудо, и я лучше представляю теперь, сколь многого лишает Церковь мужчин и женщин, которые ей служат. Ди Фалько: Что касается духовного отцовства, я смог полнее оценить его значение в период испытаний, став объектом обвинений. Бывшие ученики, которых я не видел двадцать лет и более, засыпали меня письмами. Они писали, чтобы поддержать меня, хотели сказать о том, что я им передал в пору, когда они учились у меня. Многое из того сам я успел позабыть, но для них это оказалось важным. Бегбедер: Это прекрасно, но все равно ты страдал из-за того, что тебе нельзя было полюбить женщину, с которой ты мог бы прожить всю жизнь. Итак, в молодости ты столкнулся с проблемой ограничений, налагаемых твоими обязательствами, не говоря уже о потребностях плоти, неодинаковых у всех нас. Скажу откровенно, с твоей внешностью, которая навлекла на тебя упреки, ты был, наверное, сокрушителем сердец. Признайся честно, забудь о скромности. Ди Фалько: Я не мучился от того, что не любил женщину! Да, иногда я замечал, что женщина ко мне неравнодушна. Я встречал и тех, кто не оставили равнодушным меня. Но я не страдал. Я объяснял, что эта любовь невозможна. Бегбедер: Подцепить епископа, священника – должно быть, это подогревает воображение! Ди Фалько: Ты настоящий провокатор! Кажется, ты вспомнил «Стену» Сартра… Бегбедер: Это особенно возбуждает! Невозможная страсть… А еще облачение! И много таких, что произвели на тебя впечатление? Возлюбленных, воспоминание о которых все еще тебя волнует? Ди Фалько: Да, конечно. Бегбедер: Они были красивы? Ди Фалько: Я не стану углубляться в эту область. Красота – вопрос субъективный. Рассказывая о дочке, ты говоришь, что она красива, что она божественна. Видишь, красота не позволяет сомневаться в существовании Бога. Так вот, будучи молодым священником, я познакомился с одной молодой женщиной, она была помолвлена, а я принес обеты Богу. Мы были друзьями. Я объяснил ей, что между нами не может быть ничего, кроме дружбы. Нам обоим удалось преодолеть наши чувства. Она вышла замуж, у нее родились дети, и мы остались в очень хороших отношениях.

http://azbyka.ru/fiction/ja-veruju-ja-to...

Теперь я в Гапе, пускаю здесь корни. Стараюсь выполнять обязанности священника и епископа среди людей, которые работают со мной вместе. Бегбедер: Ты здесь надолго? Ди Фалько: Кто знает? Бегбедер: Ты говорил, что епископа назначают на три года с возможностью один раз продлить срок. Ди Фалько: Нет, три года – это срок поручений, которые доверяет кому-либо из нас Конференция епископов. Например, я возглавляю комиссию по средствам информации и уже во второй раз получил этот мандат. Стало быть, меньше чем через два года на этой должности меня сменит кто-то другой. Однако когда епископа назначают в епархию, он не знает срока своего служения. Это зависит от папского нунция, от папы. Бегбедер: Ты постоянно поддерживаешь контакт с папским нунцием? Ди Фалько: Конечно. Бегбедер: А в чем заключается сейчас твоя миссия? Ди Фалько: Она такая же, как у каждого епископа: нести весть о том, что Иисус воскрес, обеспечивать жизнедеятельность Церкви в департаменте, помогать священникам в их служении, а также мирянам, выполняющим ответственные поручения. Епархия обширна, в ней двести шесть приходов на сто двадцать тысяч жителей, из которых сорок тысяч живут в Гапе. Это значит, что приходится много ездить, учитывая пожелания жителей самых маленьких деревень, рассеянных по епархии. Бегбедер: Как тебя приняли жители Гапа? Ди Фалько: Могу сказать: потрясающе! Водворяясь в епархию, епископ, что называется (хотя это выражение может удивить), «вступает во владение своим креслом». («Кафедральный собор» – от «кафедры», а «кафедра» – это «кресло».) Кресло епископа находится как раз в кафедральном соборе. Действительно, многих здесь удивил оказанный мне прием. В день моего вступления в должность съехались представители со всех концов департамента. Как мне сказали, жители Гапа не припомнят, чтобы в собор когда-либо стекалось столько народа. Он был переполнен, люди стояли и внутри, и даже снаружи. Это было удивительно и трогательно. Бегбедер: Может, причиной тому отчасти любопытство? Ди Фалько: Возможно. В то же время не лучше ли было бы явиться незнакомцем, чем ехать следом за славой – не важно, доброй или худой?

http://azbyka.ru/fiction/ja-veruju-ja-to...

на богословском фак-те ун-та. В 1747 г. по инициативе иезуита Мигела ди Азеведу при коллегии августинцев была учреждена Папская литургическая академия - 1-е в Европе публичное учебное заведение, в котором преподавали литургику как науку (в академии существовали кафедры богослужения и истории Церкви; занятия начались в 1756). Выступление еп. Мигела да Анунсьясана против ориентированной на пример галликанизма религ. политики гос. секретаря С. Ж. ди Карвалью-и-Мелу (позднее он получил титул маркиза Помбала) привело к 8-летнему тюремному заключению епископа. В ходе реформ из Португалии были изгнаны иезуиты (1759), капитулы каноников и монастыри лишились части доходов, многие из них оказались на грани закрытия (особенно пострадал монастырь Санта-Круш). На положении еп-ства сказались либеральные реформы (1834), направленные на ограничение деятельности религ. орденов в Португалии: была проведена частичная конфискация церковных доходов, муж. мон-ри закрыли (конгрегация регулярных каноников Св. Креста прекратила существование); жен. обители продолжали действовать, но в них было запрещено принимать новых членов. Так, после кончины последней монахини (1887) был закрыт мон-рь Лорван. Реформы привели к конфронтации португ. правительства и Папского престола, что негативно отразилось на положении епископства. Закрытие университетских коллегий было основной причиной упадка церковного образования. Протестуя против реформ, еп. Жуакин ди Носа Сеньора да Назарет Оливейра-и-Абреу (1824-1851) покинул К., передав управление диоцезом викарию; впосл. генеральные викарии назначались правительством без согласования с Римской курией, это привело к упадку церковной дисциплины. Генеральный викарий Антониу Лопиш ди Морайш восстановил структуры церковного управления; он уделял особое внимание подготовке духовенства. По указанию еп. Мануэла Бенту Родригиша да Силвы (1851-1858) были организованы семинарские богословские курсы. Деятельность еп. Мануэла Корреи ди Баштуша Пины (1872-1913) была направлена на развитие религ.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

В XX в. монастырские постройки были раскопаны и частично реконструированы. С юж. стороны от храма расположены остатки клуатра. К XIV в. относятся резные готические капители с фигуративными изображениями, использованные в ренессансном клуатре мон-ря Санта-Мария-ди-Селаш (XVI в.). В 1-й пол. XVI в. в церковном зодчестве Португалии доминировал позднеготический стиль мануэлино, во многом близкий к испан. стилям исабелино и платереско. Самый яркий памятник мануэлино в епископстве К.- церковь мон-ря Санта-Круш (романский храм был перестроен после 1507 на средства кор. Мануэла I (1495-1521); архитекторы Дьогу ди Бойтака, Дьогу ди Каштилью, Никола де Шантрен, Маркуш Пириш и др.). К фасаду, закрытому пышным скульптурным порталом, пристроены парные башни, увенчанные пинаклями. Узкий и высокий неф храма перекрыт сводом на нервюрах; в алтарной части, к-рая существенно ниже и ýже нефа, установлены монументальные гробницы королей Афонсу I и Саншу I. Тогда же были сооружены «Клуатр молчания» и зал капитула с пристроенной позднее ренессансной капеллой св. Теотония (80-е гг. XVI в., архит. Томе Велью); в 1622-1624 гг. возведена сакристия в духе эрререско - позднего испан. Ренессанса (архит. Педру Нуниш Тиноку). «Новый собор» в Коимбре. 1593–1640 гг. Крупнейший памятник церковного зодчества XVII в.- комплекс иезуитской коллегии Св. Имени Иисуса (основана в 1542). Коллегия в К. была важным центром деятельности Об-ва Иисуса, мн. ее воспитанники стали миссионерами, проповедовали в Индии, Китае, Японии, Бразилии и Конго. Иезуитская ц. 11 тыс. св. дев построена в 1598-1698 гг. (освящена в 1640) по проекту Б. Алвариша, к-рый, как принято считать, ориентировался на монастырскую ц. Сан-Висенти-ди-Фора в Лиссабоне (1582-1629), выдержанную в духе испан. эрререско. Планировка храма в целом соответствует традициям иезуитской архитектуры, идеальным выражением которых была ц. Иль-Джезу в Риме (1568-1575): это базиликальная однонефная церковь с рядами боковых капелл (по 4 с каждой стороны нефа) и куполом над средокрестием.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

2. Образцами нового, конструктивного языка являются возведенные в XIII-XIV вв. церкви Болоньи: Сан-Франческо (Марко да Бреша, 1236-1263; кампанила, 1397-1402, Антонио ди Винченцо) и Сан-Петронио (Антонио ди Винченцо, 1390-1479; окончена в 1658). Церковь Сан-Франческо демонстрирует принципиальные черты готической архитектуры: систему аркбутанов и контрфорсов, а также впервые в итал. архитектуре этого периода - венец капелл вокруг главной алтарной апсиды. В то же время выверенные соотношения масс, использованные в отделке интерьера контрастные сочетания кирпича и штукатурки говорят о близости церкви к традициям ломбардской романики. Некоторые мотивы ц. Сан-Франческо были использованы при строительстве ц. Сан-Петронио. Однако план ц. Сан-Петронио больше напоминает планы тосканских готических церквей, прежде всего Санта-Мария-Новелла: просторным квадратным в плане травеям центрального нефа соответствуют неглубокие травеи боковых нефов, в к-рые в свою очередь выходят по 2 капеллы, образующие своего рода малые боковые нефы. Главный неф не слишком превышает по высоте боковые нефы, из-за чего интерьер храма лишен пространственных контрастов, свойственных памятникам заальпийской готики. 3. В Ломбардии первые памятники готики связаны, как и во многих др. землях И., с цистерцианским строительством (аббатство в Кьяравалле и др.). Но дальнейшая судьба готики уникальна: в Милане возводится собор Санта-Мария-Нашенте, в проектировании к-рого ведущую роль вместе с итальянцами играли иностранные мастера (1386-1813, Симоне де Орсениго, Никола де Бонавентура, Джованнино де Грасси, Джованни ди Фрибурго, Энрико ди Гмюнд, Ульрико Энзинген, Жан Миньо - Ackerman. 1949. P. 85). По устройству миланский собор наиболее близок к собору в Кёльне. В соборе использована развитая система аркбутанов и контрфорсов, трансепт и обширный хор с венцом капелл интегрирован в тело собора, пространство во всех 5 нефах подчинено стремительному вертикальному движению, большие стрельчатые окна украшены витражами.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Два из них оформлены 8-гранными барабанами (центральный заметно выше восточного), западный - пирамидальной кровлей на квадратном основании. Фасад базилики снабжен 2 высокими кампанилами. Вариация композиции с куполами по оси - квадратная в плане ц. Сан-Леонардо в Сипонто, к западу от Манфредонии (70-90-е гг. XII в.),- где купола есть только над зап. и вост. ячейками центрального нефа, в то время как средняя перекрыта цилиндрическим сводом. Нек-рые детали этой композиции видны в ц. Сан-Сеполькро (XII в.) и соборе Санта-Мария-Маджоре в Барлетте (кон. XII в.- 1262). Их центральные нефы перекрыты крестовыми сводами с гуртами, опирающимися на стрельчатые арки. При этом снаружи каждая ячейка перекрытия трактована отдельным глухим маленьким куполом. Церковь Сан-Никола-Пеллегрино в Трани. 1099 — кон. XII в. Церковь Сан-Никола-Пеллегрино в Трани. 1099 — кон. XII в. Ориентация на византийские образцы очевидна в соборе Сан-Сабино в Каноса-ди-Пулья (X-XI вв.), к-рый еще не имеет явных черт романского стиля. В основе он является базиликой, центральный неф и трансепт которой перекрыты 5-купольными сводами - отражение иконографии ц. Апостолов в К-поле, по образцу к-рой был построен собор Сан-Марко в Венеции. Нефы разделяются низкими аркадами; широкие боковые нефы перекрыты цилиндрическими сводами на подпружных арках. У юж. стены собора расположен т. н. мавзолей Боэмунда (ок. 1111) - купольная постройка компактных пропорций, основной кубовидный ярус и выдвинутая апсида которой украшены аркатурой. Примером группы больших квадратных в плане церквей служит Санта-Мария в Сипонто (нач. XI - нач. XIII в.), ее нижний ярус формирует крипта. Портал, аркатура, а также широкий, украшенный скульптурами карниз эффектно оживляют кубовидный объем здания. Среди других редких композиций - тетраконх Санта-Катерина-д " Алессандрия близ Конверсано (XII в.), к юго-востоку от Бари. Интерьер ц. Оньиссанти-ди-Кути. Между 1062 и 1078 гг. Интерьер ц. Оньиссанти-ди-Кути. Между 1062 и 1078 гг. 14. Архитектура Сицилии после утверждения норманнов синтезировала итал., визант.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Соединение готических и араб. черт на основе формального подобия очевидно в полигональных апсидах собора Санта-Мария-делла-Визитационе в Энне (1307; реконструкция после 1446); окно-розу на фасаде ц. Сант-Агостино в Трапани (XIV в.) обрамляет каменная резьба арабского по характеру рисунка. 11. На Сардинию готика проникает в XIII в. благодаря францисканцам. В следующем столетии на смену тосканским образцам, игравшим важную роль, когда на острове господствовали пизанцы, пришли образцы каталон. готики, на к-рую стала ориентироваться церковная архитектура после перехода Сардинии под власть Арагонской династии. Смену приоритетов демонстрируют 2 капеллы трансепта собора Санта-Мария-ди-Кастелло в Кальяри (XIII-XVIII вв.). Если капелла Пизана (Сакро-Куоре-ди-Джезу), пристроенная к левому рукаву трансепта в 1-й четв. XIV в., близка в архитектурном плане к тосканской готике, то капелла Сантиссмо-Сакраменто в правом рукаве трансепта, выстроенном в сер. XIV в., имеет черты каталон. готики с ее более изысканной линеарностью и подчеркнуто декоративной трактовкой нервюр. При участии каталон. мастеров в XIV в. сложился характерный для Сардинии тип храма: однонефный, часто с расположенными между контрфорсами боковыми капеллами, либо с деревянным перекрытием, опирающимся на стрельчатые арки, либо с крестовыми сводами и тонкими нервюрами. В отличие от нефа апсида и боковые капеллы всегда перекрываются нервюрным крестовым сводом ( Florensa Ferrer. 1961. P. 87). Наиболее ранний пример такого типа - санктуарий Мадонна-ди-Бонария в Кальяри (1324-1325). Более поздними его аналогами являются ц. Санта-Кьяра в Ористано (1343-1348) и ц. Сан-Джакомо в Кальяри (ок. 1346 - XV в.; реконструкция XVIII в.; фасад XIX в., Г. Чима). Церковь Сан-Джакомо в свою очередь явилась образцом для приходских храмов юга Сардинии XV-XVII вв. (в Сесту, Ассемини, Сеттимо-Сан-Пьетро и др.). Типичной для севера Сардинии стала ц. Сан-Джорджо в Перфугасе (XV в.), похожие по архитектуре храмы были построены в Падрии, Тиези, Поццомаджоре (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

В этой же церкви в правом рукаве трансепта находится заалтарный образ К. А.: святая представлена фронтально в рост с крестом в левой руке в окружении 8 житийных сцен (по 4 с каждой стороны средника). Судя по надписи, икона была создана при папе Мартине IV (1281-1285). На этих образах, ставших основой иконографии католич. святой, К. А. изображена юной девой, с несколько вытянутым овалом лица, невысокого роста, с тонким станом. Св. Клара Ассизская. Роспись в базилике Барди ц. Санта-Кроче во Флоренции. 1325 г. Худож. Джотто Св. Клара Ассизская. Роспись в базилике Барди ц. Санта-Кроче во Флоренции. 1325 г. Худож. Джотто К. А. представлена обычно в монашеском облачении (темном или светлом) с платом на голове (напр., «Богоматерь с Младенцем на троне между св. Франциском и св. Кларой», худож. Дж. Б. Чима да Конельяно, ок. 1510, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), с лилией (среди 8 святых в бифокальных 3-лопастных стрельчатых арках на фреске в капелле св. Мартина Турского в нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи, худож. С. Мартини, 1318), с лилией и книгой - уставом ордена кларисс (фреска Т. Раньери ди Диоталлеви (д " Ассизи) в ц. Санта-Мария-дельи-Анджели в Ассизи, 1500), с книгой и крестом (в работах мастеров венецианской школы рубежа XV и XVI вв., напр. образ К. А. на створке алтаря, худож. А. Виварини, XV в., Галерея Академии, Венеция), с крестом (фрагмент триптиха Дз. ди Пьетро, XV в., Городской музей Риети). На алтарной створке т. н. рейнского мастера интернациональной готики К. А. впервые изображена с дароносицей в форме пиксиды (сер. XV в., Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн); этот тип изображения (форма дарохранительницы варьировалась) получил распространение во 2-й пол. XV - XVI в. и встречается в работах художественных школ Ломбардии (полиптих В. Фоппы из ц. Санта-Мария-делле-Грацие, 1500-1510, Пинакотека Брера, Милан) и Эмилии (фрагмент полиптиха, 2-я пол. XV в., Галерея Академии, Венеция), а также представлен на запрестольном образе худож. Моретто (А. Бонвичино) (ок. 1540, Национальная галерея, Лондон).

http://pravenc.ru/text/Франциска ...

Ист.: BHL, N 156-167; BHG, N 45-46; Ambrosius. De virg. I 2, 7; De offic. I 16, 203; Damasi Epigr. 43f n. 43; Prudentius. Peristephanon 14//PL. 60. Col. 580-590; ActaSS. Jan. T. 2. P. 350-363; Ruinart. Acta. T. 2. 1803. P. 32-91; ЖСв. Январь. С. 245-254. Лит.: Franchi de " Cavalieri P. S. Agnese nella tradizione e nella leggenda. R., 1899; Dufourcq A. Étude sur les gesta martyrum romains. P., 19002. T. 1. P. 23, 26, 28-29, 214-217; P., 19072. T. 2. P. 53-60; ПБЭ. Т. 1. Стб. 280-286; Allard P. Agnès (Saint)//DACL. T. 1. Col. 905-918; Leclercq H. Agnès (Cimietière de Sainte-Agnès)//Ibid. Col. 918-965; Yubaru F. S. Agnès. P., 1907; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 33; Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum. R., 1937. T. 1. P. 14-39; Deichmann F. W. Frühchristliche Kirchen in Rom. Basel, 1948; Janin. Églises et monastèries. P. 9. А. И. Макаров Мц. Агния. Мозаика ц. Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура в Риме. 625-638 гг. Изображения А., одни из самых ранних в иконографии святых мучениц, имеются уже на донцах стеклянных чаш IV-V вв. (музеи Ватикана, Болоньи), найденных преимущественно в Риме (нек-рые - из катакомб Сант-Аньезе): А. представлена в позе оранты , в богатых одеждах патрицианки, с волосами, убранными в прическу (иногда с покрытой головой), и с серьгами в ушах. В средневек. искусстве А. изображалась, как правило, с покрытой головой или в драгоценном венце, являющемся символом награды за мученический подвиг и указывающем на знатное происхождение святой. Атрибутами А. являются: агнец (впервые на мозаике сев. стены центр. нефа в базилике Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, 556 или 569 гг.; на флавеллуме из Турнюса, нач. IX в. (музей Барджелло, Флоренция); в Соборе святых в «Маэста» Дуччо ди Буонинсеньи , 1311 г. (собор в Сиене); среди святых жен в центр. части «Гентского алтаря» братьев Ван Эйк , 1-я четв. XV в. (ц. св. Бавона в Генте)); пальмовая ветвь (витраж кон. XIII в., ц. св. Дионисия в Эслингене); лилия и виноградная лоза (утраченная фреска в оратории Сан-Сильвестро в ц. Сан-Мартино-аи-Монти в Риме, XIII в.); меч или кинжал - орудие мученичества. Сохранились многочисленные изображения А. в рим. церквах: мозаика в апсиде Сант-Аньезе-фуори-ле-мура , 625-638 гг.,- с предстоящими, в рост; фреска в ц. Санта-Мария-Антиква, 817-824 гг.; фреска в оратории Сан-Сильвестро, ок. 844 г.,- с жемчужным венцом в руках, вместе с др. святыми женами предстоит Богоматери; мозаика в базилике Санта-Прасседе, нач. IX в.; фреска в Санта-Мария-Антиква, X в.,- погрудное изображение в медальоне; мозаика в капелле св. Лаврентия в Латеране, 1215-1227 гг. Циклы изображений со сценами жизни, чудес и мучений А. сохранились в ц. Санта-Мария-ди-Донна-Реджина в Неаполе, сер. XIV в.; в ц. Сан-Теодоро в Павии, нач. XVI в., а также были широко распространены в искусстве Зап. Европы XV-XIX вв. (картины Г. Давида, Тинторетто, Х. Риберы, Доменикино, Мурильо).

http://pravenc.ru/text/63334.html

еп-ств приводили к конфликтам между епископами К., Лиссабона, Порту и др. Среди крупнейших обителей в епископстве К. был монастырь Св. Креста (Санта-Круш), принадлежавший регулярным каноникам-августинцам. Монастырь был основан в 1131-1132 гг. канониками соборного капитула во главе с архидиак. Теллоном († 1136), Иоанном (Жуаном Пекульяром; в 1138-1175 архиепископ Браги) и св. Теотонием (1082-1162), советником кор. Афонсу Энрикиша, ставшим 1-м приором обители. Мон-рь, включенный в состав конгрегации регулярных каноников св. Руфа (ее центр находился в мон-ре Сен-Рюф в Авиньоне), в 1135 г. был принят под защиту Папского престола. Кор. Афонсу Энрикиш передал в юрисдикцию каноников замок Лейрия, изъятый из ведения епископа К. В мон-ре были похоронены первые короли Португалии Афонсу Энрикиш и Саншу I (1185-1211). Выходцы из мон-ря Санта-Круш основали ряд значительных обителей, в т. ч. мон-рь Сан-Висенти-ди-Фора в Лиссабоне (1148) и монастырь св. Георгия (Сан-Жоржи) в К. (2-я четв. XII в.). Каноники Санта-Круша поддержали проведение григорианской реформы и искоренение мосарабских традиций в Португалии ( Martins. 2003. P. 164-233). В мон-ре существовала крупная школа, многие воспитанники которой заняли епископские кафедры и должности настоятелей мон-рей не только в Португалии, но и в Леоно-Кастильском королевстве. Сохранился ряд рукописей, выполненных в скриптории монастыря Санта-Круш (значительная часть - в муниципальной б-ке г. Порту); хозяйственные и правовые акты мон-ря являются ценным источником сведений по средневек. истории Португалии. С XII в. при мон-ре действовал госпиталь св. Николая. К нач. XIII в. мон-рь Санта-Круш был одним из крупнейших в Португалии: в нем жили более 50 регулярных каноников ( Gomes. 2001/2002. P. 480). Впосл. значение мон-ря снизилось (это было связано в т. ч. с увеличением роли др. центров образования - цистерцианского аббатства Алкобаса и соборных школ) ( Fleisch. 2007. P. 68), однако он оставался важным центром духовной жизни. Здесь хранились мощи 5 францисканцев, казненных за проповедь христианства в Марокко (1220; канонизированы в 1481).

http://pravenc.ru/text/1841702.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010